03.03.2012 16424

12-летнее образование в России и его социально-ролевая составляющая

 

В современном обществе становится необходимым вырастить и воспитать не просто «хорошего человека», но личность, способную ориентироваться в основных видах социальной активности, личность, у которой будут сформированы знания и навыки, необходимые для выполнения адекватных социальных ролей различных видов деятельности.

В связи с этим стоит отметить, что систему школьного образования необходимо строить с достаточным набором таких предметов, которые применимы к реальной жизни, предметов, способствующих воспитанию адекватных социально-ролевых характеристик, а также предметов, отражающих реальные интересы и потребности учащихся современной школы.

В нашей стране неоднократно обращалось внимание на систему образования. Россия знает множество примеров реформирования и модернизации данной сферы.

Развитие светского образования в России можно считать первой волной российских образовательных реформ, начатых Петром I и продолжавшихся до конца XVIII в. Чтобы удовлетворить запросы развивающегося городского сословия, укрепить армию и флот, Указом Петра I от 28 февраля 1714 г создаются государственные начальные (цифирные) школы (1714), гарнизонные (1698), адмиралтейские школы (1719). Все эти школы были светскими. Фактически, вводилось обязательное обучение «дворянских и приходного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет». Школьная реформа Петра I коснулась и церкви. С принятием 25 января 1721 г. «Духовного регламента» была организована широкая сеть школ для подготовки духовенства: архиерейские школы, духовные семинарии. В целом, в проводимой образовательной реформе можно выделить следующие положения:

- светское направление образования;

- западно - европейская ориентация светского образования;

- многоязычное содержание обучения;

- начало естественно-научного и профессионального образования;

- расширение круга сословий до детей солдат и купечества.

На конец XVIII - начало XIX вв. приходится вторая волна реформ образования в России, для которой были характерны:

- создание первой в России единой многоступенчатой системы образования (высшее - университеты, среднее - гимназии, начальное - уездные, народные, приходские училища);

- установление зависимости государственной службы от образования;

- принятие государством от церкви попечительства над системой образования (создается Министерство народного просвещения, вводятся уставы учебных заведений);

- создание шести образовательных округов, каждый из которых находился под попечительством университета;

- закладка ядра образовательной системы - классической гимназии;

- широкое распространение реальных училищ с уклоном в естественные науки;

- строго религиозная направленность системы воспитания во всех учебных заведениях;

- сохранение сословного характера системы образовании (обучение в классических гимназиях и университетах было преимущественно платным).

Вторая половина XIX - начало ХХ вв. по праву могут считаться третьей волной российских образовательных реформ. Манифест, подписанный Александром II 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» побудил многих общественных деятелей и педагогов задуматься над вопросом устройства русской народной школы.

В конце 50-х годов появляются воскресные школы (пока правительство по политическим мотивам их не запретило в 1862). Примерно в тот же период открывается множество педагогических журналов. В начале 1860 г. в С.-Петербурге возникло первое в России Педагогическое общество (в 1879 г. оно было запрещено правительством). В 1861 г. при Вольном экономическом обществе открывается Комитет грамотности для поощрения и поддержки организации народных школ, а также для написания учебных пособий и руководств для учителей. Школьная реформа, нашедшая свое отражение в Положении о школах 1864 г., закрепила власть Министерства просвещения над школами различных ведомств, утверждаются классические и реальные гимназии. С 13 июня 1884 г. («Правила о церковноприходских школах») наряду с министерскими и земскими начальными школами активно развиваются церковноприходские. Критика классических гимназий, реальных училищ, всей системы образования приводит к возникновению частных школ (мужская классическая гимназия Л.Н. Поливанова, женская гимназия М.Н. Стоюниной, средняя школа совместного обучения Е.С. Левицкой, гимназия им. И. и А. Медведковых в Москве и др.). В начале ХХ века, особенно после 1905 года, вновь обрели широкую известность и распространение идеи свободного воспитания, наблюдается немалый интерес к экспериментальным исследованиям в области школьного воспитания.

Приход к власти большевиков в октябре 1917 г. и создание Советов стали началом коренной перестройки всей государственной и общественной жизни России, в которой особенно важное значение приобретало народное образование - четвертая волна реформ образования в России.

Уже в ноябре 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению, в которой была выделена Комиссия по реформе школы. Позже эта Комиссия стала отделом по реформе школы. В январе 1918 г. была упразднена существовавшая система управления образованием, ликвидированы учебные округа во главе с попечителями, должности директоров и инспекторов народных училищ. Постановлением Наркомпроса в мае 1918 г. стало осуществляться совместное обучение мальчиков и девочек в школах. Летом 1918 г. на местах стали создаваться губернские уездные и волостные отделы народного образования исполкомов советов рабочих и крестьянских депутатов, а при них организовывались контрольно - совещательные органы - Советы по народному образованию, в которые входили представители трудящихся, педагогов и учащихся. Все органы народного образования на местах находились под общим руководством Государственной комиссии по народному образованию при Народном комиссариате просвещения республики. Школа была отделена от церкви, запрещалось преподавание религии и совершение религиозных обрядов.

В 1918 г. были изданы два основополагающих документа - «Положение о единой трудовой школе», на основе которого в октябре был принят документ, называвшийся «Декларацией о единой трудовой школе» и содержащий основные принципы единой трудовой школы. В июне 1918 г. в стране устанавливалась единая система народного образования с единой школой, включавшей две ступени: первая ступень (начальное образование) - 5 лет и вторая (среднее образование) - 4 года. Основной школой в стране теперь должна была стать школа - девятилетка. С 1925г. был введен профессиональный уклон в 8-9 классах второй ступени (2-3 года). С 1926г. в рабочих поселках и фабрично-заводских районах стали открываться фабрично-заводские семилетки (ФЗС) с двумя ступенями: первая - 4 года и вторая - 3, после окончания которой можно было поступить в 8 класс средней школы, где можно было отучиться еще на протяжении 2-3 лет.

В целом, собранные историками факты позволяют говорить о следующем варианте периодизации развития школьного образования в нашей стране в первое десятилетие Советской власти:

- февраль - октябрь 1917 г. - начало нового периода новаций в области образования: попытки модернизации и демократизации отечественной системы школьного образования в рамках старой образовательной модели, сложившейся в стране в конце XIX века.

- октябрь 1917 г. - октябрь 1918 г. - этап перехода школы от новаций к инновациям, обусловленным революционным изменением общественно-политической ситуации в стране (приход к власти большевиков) и имевшим в это время преимущественно стихийный характер. Советская власть делала свои первые шаги в области новой образовательной политики. Велась подготовка «Положения об единой трудовой школе», разрабатывались и обсуждались «Основные принципы» её организации.

- конец 1918 г. - середина 1921 г. - этап перехода от стихийных инноваций к инновациям целенаправленным, которые за отсутствием необходимых на это финансовых средств и ошибочности некоторых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, привели новую школу к серьёзному кризису, усугублённому неблагоприятными социально-экономическими условиями развития страны - вызванной гражданской войной и иностранной интервенцией разрухой и голодом 1920-21 гг.

- вторая половина 1921 г. - середина 1924 г. - этап преодоления кризиса школьного образования, выразившийся, во-первых, в резком сокращении школьной сети, и, во-вторых, в пересмотре учебных программ и планов, не сумевших обеспечить должной организации учебно-воспитательного процесса на предыдущем этапе. В школьной политике вновь возобладала идея приоритета «качества» над «количеством» в образовании учащихся, трудовая школа активно входила в нэп.

- вторая половина 1924 г. - середина 1927 г. - этап стабилизации развития системы школьного образования страны, рост школьной сети, корректировка учебных планов, введение в школьное преподавание под лозунгом «система знаний, а не система предметов» комплексных государственных программ и комплексного метода обучения.

Собственно, тогда, в 20-е гг., и были заложены принципы, на основе которых впоследствии развивалась советская система образования, вплоть до 90-х гг. ХХ в.:

- всеобщее обязательное образование;

- бесплатное образование;

- равенство всех граждан в праве на образование;

- принцип «единой трудовой школы»;

- отделение школы от церкви;

- введение системы идеологического воспитания;

- развертывание общественных организаций в школе;

- принцип самоуправления и участия общественных организаций в руководстве учебными заведениями;

- создание дошкольных воспитательно - образовательных заведений;

- создание сети физкультурно - оздоровительных, культурно - просветительных учебных заведений;

- создание системы педагогического образования;

- поддержание роста материального положения учителей.

Россия начала 90-х гг. ХХ в. столкнулась с необходимость осуществления преобразования во всех сферах общественной жизнедеятельности, в том числе, и в образовании: наступила пятая волна реформ образования в России. Процесс формирования и осуществления государственной политики, направленной на модернизацию и развитие системы образования в России конца ХХ - начала XXI вв. можно условно разделить на несколько этапов.

Всплеск недовольства и реформаторских настроений по отношению к системе образования приходится на вторую половину 80-х гг., на, так называемый, период перестройки. Ядром общественного движения реформ образования стали педагоги-новаторы, отстаивающие позиции «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, Е.В. Бондаревская, А.А. Бодалев и др.). Кредо «педагогики сотрудничества» представлено рядом положений:

- самостоятельность, авторитет учителя, его право на творческий подход, выбор учебного материала, методики обучения;

- личностный подход в обучении, уважение к ученику, сотрудничество с ним в организации учебного процесса, предоставление ему возможностей выбора учебного материала;

- право родителей, общественности на общественный контроль качества обучения.

Новые цели развития образования и направления реформ были сформулированы в 1989 г. на съезде российских учителей.

После августа 1991 г. условия жизнедеятельности всего государства значительным образом изменились. В этот период шла активная работа по подготовке федерального закона «Об образовании», который вступил в силу в июле 1992 г. (в 1996 г. внесены дополнении и изменения). В Законе декларирован ряд принципов государственной политики в развитии отечественной системы образования:

- гуманистический характер образования;

- единство федерального, культурного и образовательного пространства;

- общедоступность образования;

- свобода и плюрализм в образовании;

Вступление в силу данного закона подвело черту под первым этапом реформы - этапом целеопределения.

На рубеже 1992-1993 гг. российское образование вышло на второй – «технологический» - этап реформы, ключевыми аспектами которого стали:

- создание подзаконной нормативной правовой базы в сфере образования;

- разработка Федеральной программы развития образования как организационной основы государственной политики;

- воплощение в реальной педагогической практике новаций, наработанных учеными и педагогами-практиками.

В 1992 г. национальный доклад Российской Федерации «Развитие образования» наметил идеологические основы реформы и сформулировал два ее основных принципа: 1) создание нового общества с необходимостью предполагает изменение идеологии, содержания и методов образования; 2) образование является не только лидирующим фактором развития человека, но и определяющим условием социального развития. В 1994 г. Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная программа «Развитие образования в России», положения которой стали основой второго этапа реформы.

Реформы 90-х годов планировались исходя из того, что финансовая поддержка со стороны государства будет осуществляться в необходимых объемах. Однако эти ожидания не оправдались. Декларированный законодательно приоритет образования не был воплощен в реальной политике государства. Правительство Российской Федерации с 1993 г. взяло курс на минимизацию объемов государственной поддержки системы образования. В результате темпы преобразований существенно отставали от запланированных.

Складывавшаяся с 1992 по 1998 г. финансовая ситуация не могла не привести к усилению тенденции неравенства в реализации прав граждан на получение качественного образования.

Началом третьего этапа образовательных реформ стало принятие в 2000 году Национальной доктрины образования в Российской Федерации (от 4 октября 2000 года), установившей цели и основные направления развития образования в России до 2025 года.

Одной из важнейших задач государственной образовательной политики стало разрешение противоречия между ориентацией образования на непосредственного потребителя (ребенка, семью, социальную группу, регион) с одной стороны, и необходимостью сохранения единства российского государства и единства образовательного пространства, удовлетворения требований общества в целом, с другой.

Предстоящая модернизация отечественной системы образования планирует внедрение ряда новшеств, как в структуру, так и в содержание школьной образовательной системы. В качестве одной из таких инноваций выступает увеличение срока обучения в средней общеобразовательной школе с 10-11 до 12 лет.

Департамент общего среднего образования и президиум РАО представили на рассмотрение две наиболее перспективные схемы построения школьного образования при увеличении продолжительности обучения на 1 год: I схема - 4 + 5 + 3, II схема - 4 + 6 + 2. Первая схема дает возможность постепенного перехода к 12-летней школе без перестройки действующего механизма начальной и основной общеобразовательной школы. Такой вариант не требует изменения учебного плана 9-летней школы, подготовки новых учебно-методических рекомендаций и учебников, переподготовки кадров. Принятие второй схемы означает выбор направления к наиболее высокому уровню образования всего населения России (при обязательности 10-летнего образования). Департамент общего среднего образования предлагает принять именно такую структуру общеобразовательного учреждения.

Первая ступень обучения начинается не менее, чем с 6 лет и длится четыре года. Обязательный перевод всей начальной школы с трехлетнего на четырехлетний цикл обучения - наиболее реальный путь решения проблем с перегрузкой в начальной школе. Вторая ступень обучения - средняя школа: общая продолжительность обучения 6 лет, - остается обязательной для всех детей в возрасте до 16 лет. Это продлит период институализированной социализации личности подростка, будет соответствовать возрастному рубежу расширения гражданских прав и юридической ответственности молодого человека. Планируется, что это облегчит как трудоустройство выпускников, так и осознанный выбор дальнейшего вида деятельности. Кроме того, предполагается, что это сможет обеспечить существенный экономический эффект за счет снижения сроков обучения в соответствующих профессиональных образовательных учреждениях, где за получаемое образование, чаще всего, необходимо платить. Третья ступень обучения - старшая ступень школы. В педагогической практике считается, что после 16 лет учащиеся более сознательно относятся к выбору профессии. Поэтому обучение в старшей школе, основная задача которой - подготовка к вузу, планируется строить по принципу профильной дифференциации.

Данные многочисленных исследований подтверждают, что на современном этапе существования профильного обучения значительная часть школьников еще не способны представить характеристики своего статусно - ролевого набора в будущем, в связи с чем, повсеместное введение профильного обучения многими может восприниматься весьма неоднозначно. Однако, вполне вероятно, что с увеличением возраста старшеклассников, выбор будущей профессии может стать более осмысленным и разумным.

Помимо профилирования и дифференциации содержания образования, в качестве основополагающих принципов обновления 12-летней школы, выдвигается также «обеспечение практической ориентации общего среднего образования путем рационального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся».

Однако, излишняя практикоориентированность в среднем образовании не всегда приносит желаемые результаты. Многие современные исследователи в области образования отмечают, что полноценное развитие и становление личности школьника необходимо строить не только и не столько на освоении ими модных общественных сфер и современных видов прикладной деятельности, но также на глубоком изучении основных научных предметов. Если сузить процесс формирования социальных ролей старшеклассников только до освоения ими практических навыков жизни (примерами таких социальных ролей могут быть, начинающий журналист, медицинский работник, парикмахер, косметолог и т.д.) без соответствующей научной основы, то существует большая вероятность того, что в итоге мы получим огромную армию людей, занимающихся исключительно прикладными видами деятельности, но совершенно не знающих историю, литературу и родной язык своей страны, не владеющих теоретическими азами математики, физики, химии и т.п., и потому, не способных к совершению новых научных открытий, разработке новых технологий, то есть к тому, что обеспечивает в далекой перспективе процветание страны.

Отметим здесь, что бессмысленно выступать против практикоориентированности в старшей школе. Напротив, ориентированность на практику в системе современного образования крайне необходима. Однако, как практикоориентированность, так и профильность, выступая важнейшими элементами современной образовательной системы, должны не заменять базовые научные дисциплины, а максимально дополнять их и наполнять качественным содержанием.

Российское образование, традиционно считавшее одним из лучших в мире, по данным последних сравнительных исследований теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов. Безусловно, мы все еще можем гордиться результатами международных олимпиад, однако снижение уровня массовой школы остается подтверждаемым фактом. В связи с этим необходимо усовершенствовать качество школьного образования. Предполагается, что обновленная структура общего среднего образования даст возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения и стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности.

С другой стороны, повышение требований к качеству образования, планируемое включение новых предметов, разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение, неизбежно ведет к повышению учебной нагрузки учащихся. Предполагается, что увеличение продолжительности обучения и перераспределение учебного материала позволят ее снизить, что в целом, будет способствовать сохранению здоровья детей.

Однако, не всегда и не всё предполагаемое становится реальностью. Часто, многие планируемые новшества влекут за собой непредвиденные последствия, и под влиянием многих факторов, таких, как уровень развития социально-экономических отношений в стране, региональная специфика, особенности национальной ментальности и других, становится возможным совершенно иное развитие ситуации. Вполне вероятно, что увеличение срока обучения в школе, вследствие появления новых резервов свободного времени, может спровоцировать некий элемент «расхолаживания» школьников в результате искусственного «растягивания» учебной программы на 12 лет. Как правило, особенно в подростковом возрасте, избыток свободного времени никогда не остается не заполненным: от социального окружения школьника во многом зависит, на какие виды деятельности он будет потрачен. В этой связи огромная ответственность возлагается на семью, школу, учреждения дополнительного образования. Однако, большинство современных родителей много времени отдают работе, а для массового посещения всевозможных кружков и секций необходимы, во-первых, проведение работы подобных учреждений по привлечению школьников (что не всегда имеет место, особенно, если учреждение государственное), и, во-вторых, материальное обеспечение (на что способны далеко не все семьи). Поэтому, основная нагрузка по заполнению временного вакуума учащихся снова ложится на школу. Если же по каким-либо причинам (скажем, низкая заработная плата) педагогический коллектив откажется от осуществления новых дополнительных функций, то многие подростки окажутся предоставленными сами себе, что, вероятно, повлечет рост девиантных проявлений в подростковой среде.

Кроме того, сам по себе статус школьника, еще предусматривает наличие родительской опеки и материального иждивения, некоторую защиту от ответственности, что, в совокупности, делает позволительной некоторую беспечность в поведении. При увеличении верхней возрастной границы окончания школы данный статус со всеми указанными характеристиками и последствиями продолжает действовать для человека вплоть до 18-19 лет. Этот возраст, в свою очередь, имеет ряд специфических социально-психологических и правовых особенностей. В частности, к моменту совершеннолетия резко возрастают потребности, как материальные, так и социальные, появляются отчетливые претензии на самостоятельность в различных ипостасях человеческого бытия. Подобные жизненные притязания подкрепляются новыми открывающимися возможностями, связанными с реальностью апробации всех гражданских прав и свобод. Но, при всем при этом, человек все еще скован ролевыми ожиданиями и предписаниями его основного статуса - учащегося школы. В результате чего, появляется весьма реальная вероятность возникновения определенного дисбаланса в статусно - ролевой структуре старшеклассника 12-летней школы.

Несовершенство правовой базы образования, огромное количество законодательных норм, регулирующих права и обязанности молодёжи и их распыленность по различным правовым актам привело к тому, что законами не только сложно пользоваться, но трудно даже изучить без специальной подготовки. Создавшаяся ситуация позволяет произвольно трактовать в не только отдельные нормы, но даже возраст лиц, относящихся к молодежи. Кроме того, в различных субъектах Федерации законы различны по своему содержанию и иногда противоречат федеральному законодательству. Так, например, статьей 23 закона «О молодежи» Республики Татарстан предусмотрена возможность использования труда несовершеннолетних при достижении возраста ими 13 лет, хотя в Российской Федерации этот возраст равен 14 годам. Такая же неопределенная ситуация сложилась с понятиями «молодая семья» и «молодой специалист».

Согласно последним демографическим данным, многие девушки, а, иногда, и юноши, в 18 - 19 лет становятся родителями, обзаводятся семьями. У таких молодых людей, которые при 12-летнем образовании все еще будут школьниками, скорее всего, станут возникать проблемы с посещением занятий, успеваемостью, поскольку необходимо будет уделять время ребёнку и зарабатывать на жизнь. Как результат, - снова трансформация социальных ролей старшеклассников. Трудности могут возникнуть и у педагогов, которым придется учитывать эти новые характеристики социально-ролевой структуры школы.

Таким образом, проблема систематизации действующих в настоящее время нормативных актов, касающихся молодежи, и единообразного применения действующих норм на всей территории Российской Федерации является весьма актуальной, тем более в условиях перехода на 12-летний срок обучения. Важным профилактическим моментом, предваряющим повсеместное введение 12-летнего образования должна стать координация региональной и федеральной образовательной политики, предварительное планирование и интенсификация сотрудничества федеральных и региональных властей.

Велика вероятность возникновения и иных, социальных проблем. В частности, невозможно сейчас однозначно ответить на вопрос: будет ли предоставлена возможность всем желающим получить полное среднее 12-летнее образование или основная масса детей станет покидать школу после 10 класса? В последнем случае, вопреки некоторым первоначальным мотивам введения 12-летки (рост грамотности населения за счет увеличения срока обязательного образования) наша страна может просто потерять общий уровень образования населения на много лет вперед, что в нынешних условиях равносильно социальной катастрофе.

Конкурентоспособность отечественного среднего образования во многом планируется обеспечить за счет максимального копирования опыта организации системы школьного образования за рубежом. В частности, в концепции о 12-летней школе одним из доминирующих доводов в пользу введения последнего выступает тот факт, что «в большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12 -14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, а также в Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане». В качестве задач модернизации российского образования, среди прочих, указывается «ликвидация отставания от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук», а также «переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования». В этой связи, необходимо остановиться на механизмах организации современного школьного образовательного пространства за рубежом.

Образовательная система США, на чей опыт часто ссылаются при обсуждении российской модернизации образования, в высшей степени децентрализована. Федеральное правительство не имеет права создавать общенациональную систему образования, а также предписывать местным образовательным учреждениям политику или учебные планы и программы. Национальные образовательные стандарты приняты добровольно каждым штатом. Вследствие такой децентрализации можно было бы ожидать значительных различий в структуре и содержании учебных планов и программ разных штатов, однако, этого не произошло, что объясняется рядом объективных факторов: общие социально-экономические потребности страны в образованных людях и специалистах, частые перемещения учащихся и преподавателей между штатами, а также более и менее общие требования общественных аккредитующих организаций, которые поддерживают между собой тесные рабочие контакты и координируют свою деятельностью.

Образование в США является обязательным, начиная с 7-летнего возраста в 29 штатах, с 6-летнего - в 16 штатах и с 5 лет в трех штатах. Для тех, кто посещает публичные (государственные) школы, образование бесплатно вплоть до окончания средней школы. Кроме государственных, в США распространены частные школы. В Америке существуют три типа школ, в которых обучаются ученики, переходя из школы в школу в соответствии с возрастом: Elementary School - начальная школа, Middle School - средняя школа, High School -старшая школа, где ученики учатся до 12 класса.

Однако, комбинация продолжительности образования на различных уровнях полного среднего образования в разных штатах может быть различной. Во многих сельских округах она сохраняет традиционную структуру 8+4 (восьмилетняя начальная школа плюс четырехлетняя средняя школа). Для крупных городов характерной является структура 6+3+3 или 6+6, при которой обучение на начальной ступени составляет 6 лет. В настоящее время школа с шестилетним сроком обучения стала доминирующим типом начального обучения. Однако, в последнее время возникла тенденция к сокращению сроков обучения на начальной ступени и более раннему переходу к предметной системе преподавания. Так, появились структуры 4+4+4, 5+3+4, 6+2+4, где промежуточная ступень между начальной и средней школой (младшая средняя школа) предусматривает четырех-, трех- и двухлетний срок обучения. Цель ее - оптимизировать переход учащихся от начальной к старшей ступени школы.

Так как основной период формирования подростка как личности, его социальных ролей и социально-ролевых характеристик в целом, протекает в Middle School и High School, то остановимся подробнее на этих ступенях.

Проблемой воспитания подростков занимаются не все учителя. В самом общем виде, процессом формирования социальных ролей учащихся целенаправленно занимаются три группы педагогов: специальные педагоги контролирующие поведение учащихся; педагоги, специализирующиеся на воспитании подростков в классах (аналог завучей по воспитательной работе в российской школе); психологи, в обязанности которых входит помощь ученикам в разрешении психологических проблем. Эти группы педагогов сотрудничают с полицией, к которой они обращаются в необходимых случаях (применительно к России, речь идет о местом участковом инспекторе по делам несовершеннолетних). Другие учителя не принимают участие в воспитании учеников, а в случае конфликтов обращаются к педагогам.

В американских школах, как и в других, существует проблема девиантного поведения среди молодежи. В частности, достаточно распространено употребление наркотиков. Многие эксперты связывают это, отчасти, с тем, что по закону, в США, человек, не достигший 21-летнего возраста (а это все школьники), не имеет права не приобретение любых спиртных напитков. Поэтому, часто, более легким способом «расслабиться» оказывается наркотик. Однако, сам по себе запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним, при особом желании, не является серьезной преградой для его приобретения: в США не редки случаи ДТП с участием подростков (водительские права американцы получают с 16 лет) в состоянии алкогольного опьянения.

Американские учителя, наряду со стандартными социально-ролевыми характеристиками (старые, молодые, серьезные, веселые, с разными методами преподавания), вместе с тем, имеют специфические особенности социально-ролевого поведения: одеваются они почти так же, как и сами ученики (джинсы, свитера, кроссовки), ведут уроки эмоционально, поглощенные темой; каждый учитель обычно старается применять собственную методику обучения, отличную от других, тем самым, пытаясь привлечь к учебе учеников, проходя даже самые скучные темы. Подобный способ проведения занятий накладывает отпечаток и на формирование социально-ролевых характеристик учащихся: на уроках ученики весьма активны, в обсуждении нового материала обычно участвует весь класс, урок превращается в конференцию, где учителя и ученики обсуждают тему, спорят на равных; вследствие подобной организации процесса обучения, подростки осознают его важность для дальнейшей жизни.

Таким образом, американцы оканчивают школу, преимущественно, в 18-19 лет, а совершеннолетие наступает в 21 год, что позволяет государству контролировать социальные статусно - ролевые характеристики учащихся.

В нашей стране возраст совершеннолетии наступает на три года раньше, то есть в 18 лет, и старшеклассник 12-летней школы, будет обладать всеми законными правами и обязанностями. Соответственно, возможны такие ситуации, когда школьник окажется работающим, женатым человеком «с семьей за плечами». При подобном раскладе учитель вряд ли сможет требовать от «ученика» качественного исполнения им роли лишь «учащегося школы», зная о том, что этому человеку, например, необходимо еще и прокормить семью или заботиться о детях.

Особенностью канадской системы образования является то, что Конституционный закон от 1867 г. (Constitution Act, 1867) предоставляет провинциям исключительные полномочия в сфере образования. В стране нет национального (федерального) министерства образования, как нет и единой системы образования. С некоторыми оговорками можно утверждать, что в Канаде существует 10 образовательных систем (по числу провинций). В ведении федерального правительства (Департамента по делам индейцев и развитию северных территорий) находятся лишь вопросы образования коренного населения Канады (индейцев и северных народов).

В каждой провинции и территории Канады структура и организация школьного образования имеет свои особенности. Однако, практически во всех регионах страны школьное обучение занимает 12 лет (в провинции Квебек - 11 лет). В большинстве провинций действует следующая структура школьного образования: начальное - 1-6 классы, общее среднее - 7-9 классы, полное среднее - 10-12 классы. Обязательное образование до 16-летнего возраста. Полное среднее образование получает около 90% детей соответствующей возрастной группы. Начальное профессиональное образование предоставляется средней школой (11-12 классы), а среднее профессиональное - местными 2-х и 3-х годичными колледжами, входящими в систему высшего образования (неуниверситетского).

Анализ приоритетных направлений в системе школьного образования Канады (среди которых, например, успеваемость учащихся, школьная дисциплина, переход от школьного обучения к практической работе, увеличении связи изучаемого содержания с реальной жизнью школьников, их дальнейшей профессиональной карьерой, проблемами, стоящими перед обществом и т.п.) позволяет сделать вывод о том, что среднее образование в Канаде преследует двойную задачу: готовить не только к поступлению в высшие учебные заведения, но и к вступлению в активную жизнь, способствовать процессу формирования адекватных социальных ролей будущих выпускников. В частности, многие провинции активно ведут поиски наиболее эффективных связей между сектором образования и рынком труда и корректируют программы, которые должны подготовить учащихся к переходу к практической работе.

Кроме того, постепенно осуществляется переход с описательного обучения на обучение на основе концептуального понимания процессов и закономерностей. Основное направление усовершенствования обучения в школе связано с созданием в школах интерактивной образовательной среды, в которой преобладают активные методы обучения, включающие открытые исследования, решение различных проблем социально и личностно значимых для учащихся, выполнение практических работ с использованием различного оборудования и материалов. Меняется роль учителя: учитель становится координатором, который управляет деятельностью учащихся в их работе с различными средствами информации, учитель перестает быть единственным источником знаний.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия, 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. В основном, обязательное обучение начинается с 5 лет (дети поступают в школу для малышей). С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11 лет - из начальной в среднюю.

Система среднего образования страны включает объединенные, грамматические, технические, современные, специальные и частные школы. Наиболее массовым видом (90% учащихся средних школ Англии и Уэльса) являются объединенные школы. Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11 или 12 лет до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом». В грамматических школах дается общее полное среднее образование и осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях: учебная работа строится по принципу дифференцированного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным планам в двухгодичном выпускном 6-ом классе. Среди общеобразовательных школ в Великобритании существует небольшая группа школ прямого субсидирования департаментом и науки, а также частных школ. Среди последних особо выделяются элитарные «Public Schools», выпускники которых поступают в наиболее престижные университеты и затем занимают высокие посты в социально-экономической иерархии.

Проблемы реформирования системы образования характерны не только для нашей страны. В Великобритании в 1991 году были сформулированы Национальные цели образования и профессиональной подготовки (National Targets for Education and Training), призванные повысить конкурентоспособность Великобритании на мировой арене в 21 веке путем повышения стандартов и уровней успеваемости до лучших мировых показателей. Как результат, значительно увеличился охват молодежи обучением и подготовкой, повысилась успеваемость. В 1995 г. 75% молодежи в возрасте 16-18 лет обучалось в образовательных учреждениях различного типа (в 1985 г. - 56%), а 31% поступили в высшие учебные заведения (в 1985 г. 14%). Значительное улучшение ситуации в системе образования было достигнуто благодаря проведению грамотной государственной политики, направленной на расширение возможного выбора для молодежи в сфере образования, увеличения разнообразия образовательных услуг, предоставления большей информации.

Одной из важнейших социально-ролевых характеристик современных английских старшеклассников является тот факт, что большинство из них осознают важность непрерывности образования, стремятся продолжать его после окончания школы. И перед государством стоит задача помочь им сделать выбор, который бы отвечал не только их желаниям, но и потребностям рынка труда. Необходимо, чтобы знания и профессиональные навыки, полученные молодыми людьми в процессе обучения, были востребованы на рынке труда.

Правительство Великобритании уверено, что современное образование и профессиональная подготовка, получаемая 14-19-летними людьми в учебных заведениях страны, позволит им добиться успехов в жизни. Начиная с сентября 1998 г. все средние школы могут предоставлять учащимся возможность получить образование, соответствующее общей национальной профессиональной квалификации первого уровня (Part One GNVQ).

В Англии Департамент образования и занятости пытается усилить требования к качеству получаемых в школе знаний и умений. Утверждается, что школы должны стать более требовательными к своей работе, повысить свои внутренние стандарты, что должно привести к повышению качества школьного образования и воспитания, и в первую очередь, по родному языку и математическим дисциплинам. Высказывается необходимость широкого привлечения родителей и общественности к процессу обучения молодежи.

Реформирование системы образования Германии в последнее десятилетие обусловлено потребностями постиндустриальной эпохи и сопутствующим ей явлениям интернационализации и глобализации образования (в рамках продвижения Болонского процесса), а также исключительной особенностью этой страны, где все сферы деятельности, включая образование, являются результатом происшедшего в 1990 г. объединения двух разнородных, систем.

В Германии, как и в большинстве стран Европы, возраст приема в начальную школу составляет 6 лет, а продолжительность обучения с целью получения общего (полного) среднего образования -13(12- в восточных землях) лет. Общеобразовательная школа представлена на нижней ступени единой для всех четырехлетней (а в некоторых землях шестилетней) начальной школой. Продолжительность обязательного среднего образования составляет в различных землях 9-10 лет. Начиная с пятого года обучения, существует четыре типа общеобразовательных школ. В главной и реальной школе срок обучения составляет 9-10 лет, что соответствует неполному среднему образованию. Полное среднее образование учащиеся получают в гимназии или объединенной средней школе с 12 (13)-летним сроком подготовки. Основная часть общеобразовательных школ - государственные учебные заведения, обучение в которых бесплатно. В частных общеобразовательных школах обучается 5,8% всех учащихся.

Наиболее распространены частные гимназии, поскольку гимназия - единственное из традиционных учебных заведений, дающее право поступления в университеты и другие высшие учебные заведения. Обучение в гимназии делится на три ступени: низшую 5-7 годы обучения, среднюю - 8-10 годы обучения и старшую - 11-13 годы обучения (в гимназиях восточных земель -11-12 годы обучения). Существует также небольшое количество гимназий надстроечного типа, в которые принимаются учащиеся главных школ (в 7-ой класс) и реальных школ (в 10-ый класс). В последние годы Федеральное министерство образования и науки и Конференция министров образования и культуры земель выступают с предложением сократить продолжительность обучения в гимназии до 12 лет в связи с тем, что возраст начинающегося специалиста с высшим образованием приближается к 30 годам.

В 70-е гг. в ФРГ была проведена реформа обучения на старшей ступени гимназии с целью создания более гибкой организации учебного процесса и профилирования обучения с учетом индивидуальных способностей и наклонностей учащихся. Однако усилившаяся специализация подготовки привела к снижению уровня знаний по общеобразовательным предметам. В соответствии с соглашением, принятым Постоянной конференцией министров образования и культуры земель, с 1989 г. были расширены перечень общеобразовательных дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение, одновременно сохраняется широкий спектр возможных профилей подготовки. Вместе с тем, на старшей ступени гимназии введена курсовая система обучения. Курсовое обучение сопровождается индивидуальной профориентационной работой, которую проводят учителя по профориентации.

Французская система образования базируется на таких основополагающих принципах, как свобода и бесплатность образования в государственных учебных заведениях, светскость, а также обязательность образования для детей с 6 до 16 лет. Важное место в системе просвещения отводится родителям учеников. Согласно «Закону об ориентации» 1989 г., «родители учеников являются постоянными партнерами школы и учебного заведения; их право на информацию и участие должно строго соблюдаться». Родители являются членами образовательного сообщества, а государство оказывает помощь в деле обучения представителей родителей, входящих в один из органов системы образования - Высший совет по образованию.

Школьное образование во Франции включает в себя 5-летнюю начальную школу (с 6 и даже с 5 лет), после которой следует первый (4-летний) этап среднего образования, осуществляемый в колледжах, и второй заключительный (3-летний) этап, осуществляемый в лицеях. Таким образом, длительность среднего общего (полного) образования составляет 12 лет.

Общее среднее образование всем учащимся, окончившим начальную школу, дает колледж. С 1996 г. обучение в колледже делится на 3 цикла. Первый год обучения, т.е. 6-ой школьный класс (нумерация классов во Франции идет в обратном порядке) - цикл адаптации с обязательным перечнем дисциплин, а также с дисциплинами по выбору (около 2 часов в неделю). Два последующих класса обучения в колледже (7-ой и 8-ой годы обучения) -центральный цикл, где наряду с обязательными занятиями, проводятся дополнительные факультативные занятия с целью изучения латыни или второго иностранного языка, а также других видов учебно-прикладной деятельности. Последний класс в колледже (9-ый год обучения) является циклом ориентации учащихся относительно дальнейшего выбора профессии и жизненного пути, поскольку обучение уже происходит раздельно по двум основным направлениям: общему и технологическому. По окончании колледжа учащийся получает национальный аттестационный диплом и может поступить в общеобразовательный, технологический или профессиональный.

В 1992-93 учебном году был создан особый 3-й класс «введения в профессию», который заменяет ранее существовавшие классы подготовительного обучения. Классы «введения в профессию» предназначены для тех, кто собирается в дальнейшем поступить в профессионально-технический лицей. Классы имеют связи с предприятиями, где учащиеся проходят длительную - не менее 6 недель - практику, чередующуюся с теоретическими занятиями.

В профессиональном лицее дается профессионально-техническое образование. В него принимаются учащиеся, окончившие последний, 3-й класс колледжа. Обучение в профессиональном лицее называется иногда «кратким 2-м циклом среднего образования». В общеобразовательных и технологических лицеях получают полное среднее образование за три года обучения в классах: втором, первом, выпускном. Учеба завершается получением диплома бакалавра (ВАС), что позволяет перейти к обучению в высших учебных заведениях.

В последнее десятилетие Правительство Франции сформулировало ряд направлений школьной образовательной политики, в которых, среди прочего, особый упор делается на социально-ролевую структуру школы. В частности, одними из ключевых моментов в формировании социально-ролевых качеств современных школьников провозглашаются приверженность своей школе, овладение фундаментальными навыками языкового общения и методами трудовой деятельности, способность к разнообразным способам достижения успеха, терпимость к неоднородному составу учащихся школы, умение развивать и проявлять инициативу в учебной и внеучебной деятельности, способность бесконфликтно взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса (учителями, администрацией, родителями), а также способность адекватно реагировать и адаптироваться в условиях многочисленных и противоречивых воздействий со стороны быстро меняющегося общества.

Япония, являясь одной из наиболее развитых в экономическом отношении стран мира, имеет систему образования, в целом соответствующую уровню своего развития. Хотя эта система обладает богатыми традициями, ее современная структура и масштабы сформировались после второй мировой войны под сильным влиянием американской системы образования. Только за период 50-х - 70-х годов в Японии были проведены, по меньшей мере, три реформы образования, в результате которых уже к началу 80-х годов в сфере образования Япония вышла на одно их первых мест в мире, что относилось, прежде всего, к охвату молодежи средним и высшим образованием.

Однако уже в то время во всех уровнях обучения стали проявляться такие негативные явления, как чрезмерная стандартизация и унификация образования, концентрация на количественных показателях, преувеличенное восприятие образования исключительно с точки зрения завоевания социального и экономического статуса. Дальнейшее нарастание этих и других выявленных недостатков привело к осознанию необходимости большей диверсификации образования, включая его структуры, содержание и сам учебный процесс.

Начальное образование в Японии начинается с 6-летнего возраста. После этого они без экзаменов поступают в среднюю школу, где они учатся еще в течение 3 лет. Таким образом, 9-летнеее общее среднее образование является обязательным. Поступление в среднюю школу высшей ступени осуществляется по итогам вступительных экзаменов, а также с учетом уровня школьных оценок выпускника. Полный срок обучения в школе составляет 12 лет.

По профилю обучения средние школы высшей ступени делятся на общие (академические), специализированные и интегрированные. В общих школах (их большинство) акцент делается на изучение академических предметов, специализированные школы обеспечивают профессиональное обучение, в учрежденные Министерством образования в 1992 году интегрированные школы дают учащимся свободу выбора в изучении дисциплин в соответствии с их собственными интересами и способностями.

Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С детства японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип «пожизненного найма» дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.

Стоит отметить, что даже с учетом использования американской образовательной системы, образование в Японии сохранило свои специфические национальные особенности, с присущим ей упором на духовность и традиционность. Все компоненты образовательной системы (дошкольное, школьное, а так же высшее обучения) взаимосвязаны и подчинены единой цели - передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества, а также сформировать в них соответствующие социально-ролевые качества (коллективизм, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче).

В России, по аналогии с зарубежным опытом предлагается переход на 12-летнее школьное образование, введение национального тестирования и повсеместного профильного обучения и т.д. Однако, анализ устройства зарубежной школы показывает, что многолетняя практика существования там вышеуказанных моментов в среднем образовании, в итоге, привела к тщательному их пересмотру.

Таким образом:

- Современное общество ступило на совершенно иную ступень развития, требующую от человека владения не только элементарными навыками в области общеобразовательных дисциплин. Выпускник школы XXI века должен быть готов вступить в сложную социально-ролевую структуру современного общества, занять те социальные позиции и исполнять те социальные роли, которые неизбежно будут востребованы самой жизнью. Поэтому, реформирование системы школьного образования, в том числе, ее приведение в соответствие с мировыми стандартами, является неотвратимым шагом для России.

- В связи с этим, огромная ответственность возлагается на школу, как важнейший институт социализации подрастающего поколения, формирования их социальных ролей. Однако, как показала нам история и анализ современных мировых образовательных систем, процесс этот неизбежно будет усложнен в условиях реформирования. Грядущий процесс модернизации образования, в частности, один из его пунктов - введение 12-летнего срока обучения в общеобразовательной школе, может оказать весьма значительное влияние на процесс формирования социально-ролевой структуры школы, который, став, вероятно, более сложным, потребует больших усилий со стороны педагогов и работников социально - педагогической службы. При этом, огромнейшее значение приобретает предварительный анализ потенциальных проблемных ситуаций, связанных с институализированным отслеживанием социализационных процессов в современной школе.

 

АВТОР: Рулёва Ю.С.