03.03.2012 5489

Диагностика социально-ролевого набора старшеклассников

 

Раскрыть истинную сущность процесса формирования социально-ролевой структуры старшеклассников, выявить ключевые социально-ролевые характеристики и определить наиболее значимые факторы, невозможно без проведения педагогического эксперимента.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в несколько этапов в школах № 21, № 4, № 7 города Рязани, отобранных по методу типичного объекта, в период с 2003 года по 2005 годы при содействии кафедры социологии и управления Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Предварительный анализ проблемной ситуации, осуществленный в ходе экспертного опроса, изучения научной литературы, внешних наблюдений и массового опроса, составлял основное содержание первого этапа констатирующего эксперимента, проведенного осенью 2003 года. В нем приняли участие 389 респондентов, среди которых 182 - учащиеся старших классов, 123 - родители старшеклассников, 52 - учителя, преподающие в старших классах, 32 - эксперты (директора школ, завучи, социальные педагоги, психологи, социологи, классные руководители).

Целевой ориентацией исследовательской деятельности была конкретизация проблемы исследования, определение ключевых структурных элементов социально-ролевого набора современного старшеклассника, а также проведение комплексной диагностики процесса формирования социальных ролей старшеклассников в современном образовательном пространстве. Они отражены в основных задачах данного этапа:

- изучение структуры социально-ролевого набора современного старшеклассника;

- выявление и оценка степени соответствия играемой, представляемой и нормативно-ожидаемой моделей поведения старшеклассников;

- определение особенностей формирования социальных ролей старшеклассников;

- выявление основных факторов, влияющих на процесс формирования социальных ролей старшеклассников.

В рамках изучения социально-ролевого набора современных старшеклассников было выяснено, что в «тройку лидера» вошли такие социальные роли, как «спортсмен(ка)» (51,4%), «любимый (любящий) человек» (43,3%), «активный участник внешкольных и внеклассных мероприятий» (38,2%), на четвертом месте с небольшим отрывом «прилежный ученик» (36,2%). Далее исполняемые социальные роли расположились в следующем порядке «посетитель дискотек, ночных клубов» 29,6%), «прогульщик занятий» (28,4%), «член кружков, хобби-клубов» (21,1%), «постоянный пользователь РС» (19,6), «работающий человек» (14,5%). Прочие социальные роли оказались не достаточно распространенными и набрали менее 10%.

Вместе с тем, интересен тот факт, что ряду школьников присущи, так называемые, «взрослые» социальные роли. Например, 9,4% старшеклассников (5,3% юношей и 4,1% девушек) не просто включены в процесс вторичной занятости, но, более того, считают себя «материальной опорой семьи»; 5,3% ребят (4% девушек и 1,4% юношей) утверждают, что состоят в браке, а 6% (4,1% девушек и 1,9% юношей) заявили о том, что имеют детей. В этой связи можно предположить, что с увеличением верхней возрастной границы школьного выпускного возраста до совершеннолетия представленные «взрослые» социальные роли могут найти более широкое распространение в учащейся среде.

Говоря об играемой поведенческой модели старшеклассников, отметим, что школьниками были выделены такие социально-ролевые характеристики повседневного поведения, как «посещение молодёжных увеселительных заведений» (82%), «просмотр телевизионных и видео программ» (74%), «учеба» (65%). Далее следуют такие варианты, как «занятия спортом» (47%), «чтение художественной литературы» (35%), «ведение домашнего хозяйства» (26%), «заработок денежных средств» и «выполнение общественной работы» (по 24%), «сквернословие» (22%), «употребление спиртного», «курение» и «работа за компьютером» (по 18%), «секс» (9%).

При определении представляемой модели поведения сверстниками, школьниками были сохранены первые три позиции в списке повседневных социально-ролевых характеристик. Однако, уже четвертое место «занятие спортом» уступает такой позиции как «курение» (наличие этой формы повседневного поведения у сверстников отметили 50% старшеклассников). Далее также следуют значительные расхождения: «сквернословие» (47%), «занятия спортом» (41%), «употребление спиртного» (29%), «работа за компьютером» (24%), «выполнение общественной работы» и «секс» (по 18%), «заработок денежных средств» (15%), «ведение домашнего хозяйства» (12%), «чтение художественной литературы» и «употребление наркотиков» (по 9%).

Сравнивая представления школьников о своих собственных повседневных социально-ролевых характеристиках поведения и о поведении сверстников, можно с уверенностью отметить весьма предсказуемый разрыв, поскольку большинство людей склонно говорить и думать о себе значительно лучше, чем о других. Однако, с той же достоверностью можно утверждать, что мнение «со стороны» обычно бывает более объективным.

Подобную разницу можно отметить и в родительских представлениях о социально-ролевых характеристиках поведения их собственных детей и современных подростков вообще. В большинстве случаев, с точки зрения родителей их собственный ребенок представляет собой некий образец практически идеального школьника, основное время которого посвящено учебе (так думают 83% родителей), изредка - просмотру телевизионных и видео программ (37%), посещению молодёжных увеселительных заведений (23%), чтению художественной литературы (17%), ведению домашнего хозяйства, работе за компьютером и занятиям спортом (по 13%). Лишь 7% родителей отметили, что их дети курят и сквернословят, и все уверены в отсутствии у своих детей таких социально-ролевых характеристик, как употребление спиртного, наркотиков, секс и заработок денежных средств.

Однако, те же характеристики повседневного поведения подростков, по мнению многих родителей, вполне присущи современным старшеклассникам вообще. А вот на учебу, чтение художественной литературы, ведение домашнего хозяйства, выполнение общественной работы и прочие «положительные» характеристики поведения другие подростки, по мнению родителей, времени тратят гораздо меньше. Таким образом, родительские представления о социально-ролевых характеристиках своих детей и современных школьников вообще в значительной степени разнятся, так же, как и представления подростков о своем собственном поведении и поведении сверстников.

По мнению учителей, из достаточно широкого перечня социально-ролевых характеристик поведения старшеклассников, повседневными являются четыре: учёба, просмотр телевизионных программ, курение и посещение молодежных увеселительных заведений. Проведя сравнительный анализ ответов всех субъектов образовательного процесса, можно отметить, что данные социально-ролевые характеристики действительно присущи повседневному поведению большинства старшеклассников сегодня. Однако, из ответов самих старшеклассников и их родителей, следует, что указанные формы поведения не являются исчерпывающими для большинства современных школьников.

Объективно, вырисовывается поведенческая модель активного старшеклассника, «мобильного», успевающего везде и всюду молодого человека, который помимо выполнения своей основной социальной роли - учащегося школы, является одновременно и посетителем спортивных клубов, и зрителем телепрограмм, и пользователем компьютера, и общественным деятелем, и участником ночных «dance show». При этом, современный старшеклассник успевает подрабатывать, изредка помочь домашним, почитать книги. К сожалению, ряд девиантных проявлений, таких как курение, употребление алкоголя, и в меньшей степени наркотиков, также характеризует поведение многих сегодняшних подростков.

Разумеется, перечисленные социально-ролевые характеристики модели поведения современного старшеклассника, в определенной степени, являются собирательными, вместе с тем, действительно являются доминирующими в поведении большинства подростков в целом, а, следовательно, их совокупный набор, указанный различными субъектами образовательного процесса, дает возможность описания играемой и представляемой модели поведения сегодняшнего старшеклассника.

Реальное ролевое поведение складывается не только из индивидуального исполнения роли, не только из общественных представлений, но и на основе идеальной модели поведения, закрепленной в каждой конкретной культуре. Кроме того, на формирование социальной роли накладывает значительный отпечаток экспектации окружающих определенного поведения индивида, занимающего ту или иную позицию. В связи с чем, особый интерес представляет изучение норм должного поведения современных старшеклассников, с точки зрения самих учащихся, их родителей и учителей.

В частности, респондентам было предложено отметить те характеристики поведения, которые, по их мнению, должны быть присущи сегодняшней школьной молодежи. С целью обеспечения возможности проведения сравнительного анализа реальных и должных социально-ролевых характеристик старшеклассников, их перечень идентичен списку, предложенному для оценки повседневных характеристик поведения школьников.

Вполне предсказуемо, что бесспорным лидером в списке ролевых характеристик нормативно-ожидаемой модели поведения современного подростка, у всех опрошенных является «учеба» (100%). Второе место и у школьников, и у родителей занимают «работа за компьютером»(95% и 89%), которые, очевидно, ассоциируются с дополнительным образованием в домашних условиях. Для педагогов подобные ассоциации, видимо, связаны с «чтением художественной литературы» (74%), что объясняет второе место этой позиции. Далее «приоритеты должного» для учащихся распространяются на «посещение молодежных увеселительных заведений» (81%), «занятия спортом» (75%), «просмотр телевизора» (73%) и «чтение художественной литературы» (67%). Стоит отметить, что, в целом, подобные позиции сохраняют лидирующие места и по оценкам взрослых, с той лишь разницей, что они представлены в меньших процентных показателях. Такие характеристики, как «заработок денежных средств», «выполнение общественной работы» и «ведение домашнего хозяйства» признаются должными определенной частью как учеников, так и родителей. И лишь не значительный процент учителей также согласны с подобными утверждениями, что, вероятно, объясняется определенной приверженностью к традиционности значительной части педагогов.

Проведенный сравнительный анализ степени соответствия основных структурных компонентов социальной роли современного старшеклассника (реальное исполнение - играемая модель поведения, общественное представление - представляемая модель, должные нормы – нормативно - ожидаемая поведенческая модель) позволил сделать следующие выводы.

- В среднем, степень расхождения играемой, представляемой и нормативно-ожидаемой моделей поведения старшеклассников не велика (по шкале от 0 (крайне слабое отклонение) до 1 (очень сильное отклонение), имеющую положительную и отрицательную направленность (завышение и занижение от эталонного признака) она вошла в диапазон слабого отклонения). Однако, если первая разница имеет положительное значение (0,12), то есть основные характеристики подросткового поведения в реальности имеют большее проявление, чем в представлениях об этом взрослых; то разница играемых и нормативно-ожидаемых характеристик представлена со знаком «минус» (-0,04), что говорит о более низком реальном распространении характеристик поведения школьников по сравнению с нормативно-ожидаемой моделью.

- Отклонение в сторону увеличения реальной исполняемости по сравнению с общественно представляемыми характеристиками наблюдается в «посещении молодежных увеселительных заведений» (0,35), «занятии спортом» (0,30), «чтении художественной литературы» (0,28). Противоположную тенденцию более низкого проявления реальных поведенческих характеристик по сравнению с нормативно-ожидаемыми, можно наблюдать в «работе (а не игре) за компьютером» (-0,61), «учебе» (-0,35), а также «чтении художественной литературы» (-0,36), «занятиях спортом» (-0,27). Зато посещают молодежные увеселительные заведения подростки более часто, чем того хотели бы видеть взрослые (0,24).

- Указанная характеристика является «лидером» играемой поведенческой модели сегодняшних подростков (82%). Тот факт, что усредненная степень отклонения в представлениях старшеклассников о своём собственном поведении и о поведении сверстников практически равна «0» (0,01), свидетельствует о максимальной достоверности собирательной модели поведения в целом.

- Лидирующая позиция в списке представляемых социально-ролевых характеристик, по мнению большинства учителей и родителей, отведена просмотру телевизора (соответственно 43% и 60%) и учебе (53% и 50%); в нормативно-ожидаемых - учебе (100%).

- Набольшее расхождение с реально играемыми ролевыми характеристиками, в целом, зафиксировано в представлениях учителей о поведении современных старшеклассников (0,21). В то же время, «должная» (нормативно-ожидаемая) поведенческая модель с точки зрения взрослых (как учителей - отклонение 0,03, так и родителей - 0,04) более чем собственно ученическая - 0,11, близка к нему.

- Сами школьники, как и большинство взрослых, ставят для себя высокие нормы в занятии спортом (75%), работе за компьютером (95%), учебе (100%) и чтении художественной литературы (68%). По этим же позициям наблюдается наибольший разрыв между реальными и нормативно-ожидаемыми социально-ролевыми характеристиками современного подростка.

Следовательно, можно говорить о достаточно осознанном социально-ролевом поведении сегодняшних старшеклассников: прекрасно различая положительные и отрицательные аспекты своего повседневного поведения, осознавая и ощущая разницу социально-ролевых представлений и нормативных ожиданий со стороны взрослых, они имеют свое видение собственной поведенческой модели, которая по ключевым параметрам не так уж сильно отличается от идеальной модели поведения с точки зрения взрослых.

Из сказанного следует, что основная проблема заключается не в различном видении взрослыми (педагогами, родителями) и учащимися идеальной нормативной модели поведения старшеклассников, а в неисполнении последними ряда этих «должных» поведенческих норм. Указанное обстоятельство позволяет говорить о существовании определенного социально-ролевого диссонанса, проявляющегося, с одной стороны, в осознании учащимися «должных» норм поведения, с другой, в их не исполнении в реальном социально-ролевом взаимодействии (весомое расхождение между «реальной» и собственно «нормативной» поведенческими моделями учащихся наблюдается по всем «лидирующим нормам»). Следовательно, необходимо строить воспитательно - образовательный процесс в школе таким образом, чтобы латентное понимание школьниками «должного» и «не должного» в исполняемых ими социальных ролях, нашло свой выход в реальность.

Ведущими особенностями формирования социальных ролей старшеклассников, по мнению большинства экспертов, являются:

- «чрезмерная» (цитата из ряда анкет экспертного опроса и опроса учителей) самостоятельность школьников;

- невысокий уровень доверительности в отношениях ученик - учитель, вследствие самостоятельности и «развитости» учащихся, с одной стороны, и излишней занятости и загруженности учителей, с другой;

- одиночество и замкнутость;

- не достаточно развитое чувство ответственности за свои поступки;

- желание учиться исключительно ради получения аттестата;

- осознание необходимости получения профессии;

- способность отстоять собственное мнение.

Данные массового опроса объективно подтверждают наличие выделенных особенностей формирования социальных ролей старшеклассников. В частности, на вопрос, какой характер взаимоотношений сложился у вас с большинством учеников (учителей), 92% учителей обозначили живой личный контакт, а 72% учеников на первое место поставили формальный контакт.

Кроме того, 52% опрошенных учеников отметили, что среди учителей отсутствуют те, с кем бы у них сложились творческие, доверительные отношения, и кого бы они могли назвать своим наставником и, просто, «учителем по жизни». 37% затруднились ответить на поставленный вопрос, и лишь 11% сказали, что в их школе есть такие педагоги.

Таким образом, отмеченный учителями высокий уровень доверительных отношений и индивидуального подхода в общении с учениками, объективно не совсем соответствует действительности. В реальной ситуации отношения ученик - учитель носят максимально формализованный характер. При этом, похоже, что лишение доверительности и наставнического духа в образовательной среде старшей школы принимает почти повсеместный характер и воспринимается как норма, большинством учащихся.

По шкале от -5 до +5 ученикам предлагалось оценить значимость мнения окружающих людей об их поведении. Крайние значения на шкале -5 и +5 означали, соответственно, крайние позиции в поднятом вопросе: «совершенно не важно», «очень важно». Позиция «0» интерпретировалась как «затрудняюсь ответить». Средний балл оказался равным 1,324, а оценка интенсивности и направленности изменений установки W = 0,2647. Из этого можно сделать вывод, что для школьников в лишь некоторых случаях важно мнение окружающих людей о себе, что свидетельствует о самостоятельности и стремлении к независимости.

Однако, это лишь видимая вершина айсберга. Учитывая подростково-юношеский возраст респондентов, для которого особенно характерен дух противоречия и показной независимости, можно предположить, что определенная зависимость все же существует, но она является по большей части латентной, и поэтому, требует более тщательного рассмотрения.

Таким образом, часть вопросов анкеты была направлена на выявление круга наиболее значимых для старшеклассников людей. Более всего авторитетны родители (45%), далее следует собственное мнение (34%), мнение близких друзей (25%), 6% считают наиболее ценным мнение одноклассников. Отметим, что мнение учителей и классного руководителя практически не было выбрано учащимися в качестве наиболее авторитетного, что также подтверждает предположение о невысоком уровне доверительности в отношениях ученик-учитель.

По мнению большинства учителей и родителей, для детей больше всего важно их собственное мнение, что, однако, не совсем соответствует действительности, но иллюстрирует видение взрослыми старшеклассников самостоятельными и независимыми.

Между тем, самостоятельность и стремление к независимости в поведении и принятии решений, несомненно, присутствующие в структуре социальных ролей современных старшеклассников, отнюдь не означает тот факт, что современные подростки не нуждаются ни в каком внимании со стороны взрослых.

В частности, на вопрос: «Считаете ли Вы, что учителя не достаточно внимательны к Вам?», - 52% опрошенных ученика отметили «скорее да, чем нет»; 34% - «нет»; 9% - «скорее нет, чем да», и 5% уверены в этом. Таким образом, несмотря на то, что учителя не перечисляются школьниками в качестве значимых, авторитетных лиц, учащиеся, все же, испытывают необходимость в оптимизации контактов с ними. И, не смотря на стремление к самостоятельности, характерное для данного возраста, взрослые продолжают играть важную роль в жизни старшеклассников. Например, на вопрос: Кто оказал на тебя наибольшее влияние при выборе профессии?, - 32% старшеклассников отметили самостоятельный выбор, а большинство - 55% отметили - родителей. При всей внешней самостоятельности и независимости, в важных вопросах, школьники, все же, полагаются на значимых для них взрослых, прежде всего, на родителей.

Однако, в ответах практически отсутствуют другие взрослые как значимые для них лица. Например, у большинства опрошенных (83%) отсутствуют кумиры, которым они стараются подражать в своей жизни, и только у 17% такие кумиры есть. Надо сказать, что для старшего школьного возраста это весьма необычная тенденция, с одной стороны, и достаточно опасная, с другой. Поскольку, в подростком возрасте одной из основных характеристик поведения является конформизм, то стремление к подражанию неизменно ему сопутствует. Если его нет, то это может свидетельствовать либо о неискренности ответов, либо о «внешней» самодостаточности современных школьников, либо о качественно новой особенности социальных ролей поколения «next».

70% учеников уверены, что способны высказать и отстоять собственную точку зрения; такого же мнения об учениках 39% учителей и 47% родителей. Скорее уверены в этом, чем нет, 26% учеников, 46% учителей и 28% родителей. Таким образом, большинство всех субъектов образовательного процесса подтверждают наличие в структуре социальной роли современного старшеклассника самостоятельности и способности отстоять собственную точку зрения.

Определяя направленность мотивации получения образования старшеклассников, были получены следующие результаты. Получая полное среднее образование, 65% учеников руководствуются необходимостью получения аттестата, 53% - стремлением получать знания; 17% - желанием стать культурным человеком. Говоря об учениках, учителя расставили те же лидирующие позиции (соответственно, необходимость получения аттестата -82%, стремление к получению знаний - 56%, желание стать культурным человеком - 23%). Родители также отмечают у своих детей, прежде всего, необходимость получения аттестата (69%) и стремление получать знания (61%).

Оценивая свое отношение к учёбе, 39% школьников отметили, что в процессе учебы не ленятся, но и не прилагают к этому огромных усилий. 30% считают, что учатся с полной отдачей сил и способностей. 17% признались, что совершенно не стараются учиться в школе. 14% выбрали вариант другое, при этом ничего не отметив, что можно расценивать, как затруднение ответить.

В целом стоит отметить, что стремление к получению аттестата, как доминирующая мотивация получения полного среднего образования, отражает формальное отношение не только к учебе в школе, но к учебе вообще, при этом также абсолютизируется диплом о высшем образовании, а не конкретные знания и навыки, полученные в ходе обучения.

Остановимся подробнее на других особенностях формирования социальных ролей старшеклассников.

Частым предметом изучения общероссийских научных исследований являются притязания, относящиеся к различным компонентам будущего социально-экономического положения (социально-экономического статуса) учащихся, и степень воздействия на них различных социальных, психологических и материальных стартовых условий.

Анализ результатов одного из таких исследований показал, что единственным реальными шагами на пути осуществления своих желаний для старшеклассников может быть хорошая учёба и приобретение опыта работы за плату. Однако, эти способы активности противопоставлены друг другу: либо получение полноценного образования, либо «подрабатывание». Первую форму активности чаще выбирают девушки, вторую - юноши. Данные показывают, что в мир бизнеса устремляются либо подростки из психологически неблагополучных семей, либо высокодоходных семей, где имеется более широкий доступ к работе и информация об этих возможностях. В свою очередь, школьники из психологически благополучных семей лучше учатся.

Результаты многочисленных исследований подтверждают, что вторичная трудовая занятость все активнее проникает в школьную среду. Если в 1995 г. работали от 7 до 11% школьников, то в начале 2004 г. уже более 40%. Две трети школьников начинают работать, учась в 9-м или 10-м классе (34% и 32% соответственно). В 11-м классе их доля резко снижается и составляет всего 7%. По всей видимости, начинать работать в 11-м классе считается уже поздно - те, кто хотел, сделал это раньше, а в 11-м классе перед учениками возникают другие проблемы - подготовка к окончанию школы и поступлению в вуз. Это подтверждается тем фактом, что в 11-м классе непосредственно работают лишь 14% учеников, а у 31% уже неработающих опыт вторичной занятости остался за плечами. Лишь 14% школьников работают на постоянной основе. В основном же работа носит временный (47%) или разовый характер (39%).

Результаты нашего исследования также показали, что большинство опрошенных старшеклассников, то есть учащихся 10-11-х классов, (48%) не работает. Вместе с тем, достаточно серьезная часть школьников (41%) подрабатывает время от времени, и 11% работают постоянно.

На решение заняться каким-либо видом рабочей деятельности, кроме учебной, на 87% повлияла, прежде всего, материальная помощь семье, 26% -получение профессиональных навыков, 21% - повышение собственного престижа в глазах сверстников, 19% - получение карманных денег, 3% - другое (в частности, чаще всего в качестве мотивации к работе называлась необходимость скопить деньги на какую-нибудь крупную покупку), 2% -оказание помощи нуждающимся людям; 1% - рекомендации учителей. другое (укажите, что именно) - 3 (покупка какого-то крупного товара).

Интересно, что большинству работающих старшеклассников (53%) вполне успешно удается сочетать учебную и внеучебную деятельность, для 41% старшеклассников учебная деятельность гораздо важнее и работают они только в свободное от учебы время, у 6% работающих школьников их работа перекрывает учебную деятельность. Вполне вероятно, что именно эти 6% составляют ребята из особо неблагополучных семей, для которых единственным способом выжить является возможность подрабатывать самостоятельно.

Отношение учителей и родителей к внеурочной занятости подростков в значительной степени разнятся. Большинство родителей (55%) относятся к этому явлению положительно, не смотря ни на что (среди учителей таких 24%). 29% отцов и матерей в целом воспринимают работу своих детей положительно, если она не мешает основному занятию, то есть учебе (большинство учителей, 38%, также согласны с этим). 13% родителей, в принципе, не возражают против работы детей, если будет сменен род их деятельности (такой же точки зрения придерживаются только 4% учителей). Интересен тот факт, что 22% педагогов и 3% родителей вовсе не интересует, работают ли школьники.

Таким образом, полученные в нашем опросе данные совпадают с данными общероссийских исследований о том, что большинство подростков работает не ради получения собственных карманных денег, а для иных, более глобальных целей, связанных с далеким будущим в области получения профессионального опыта или с крупными капиталовложениями. Второй интересный вывод, который можно сделать, согласно полученным данным, во-первых, соответствует предположениям о существовании определенного «отдаления» в отношениях учитель-ученик, во-вторых, подтверждает тот факт, что большинством взрослых поддерживается максимальная самостоятельность и независимость современных старшеклассников.

Результаты исследования подтвердили также общепризнанные факты о том, что самоопределение в области получения необходимого образования и профессиональное самоопределение происходят на рубеже окончания неполной средней школы. Напомним, что решение продолжить обучение в старших классах, как правило, предполагает осознание того, что без аттестата о полном среднем образовании трудно поступить в Вуз (65% - учеников, 82% - учителей и 69% родителей). Такая нацеленность старшеклассников на получение высшего образования может свидетельствовать о его престиже, однако, скорее всего, оно рассматривается как один из путей достижения жизненного успеха.

В связи с этим, ряд вопросов анкеты был направлен на выявление представлений старшеклассников о будущей профессии и их профессиональных установок. 40% старшеклассников однозначно определились с выбором профессии, 2% вовсе не задумывались над этим, остальные находятся на стадии принятия решения. Стоит отметить, что значительная часть старшеклассников осведомлены о том, где можно приобрести интересующую их профессию (43%), что, очевидно, свидетельствует о работе школы в этом направлении. Однако, скорее всего, что эта цифра должна быть более весомой к моменту окончания школы.

Известно, что устремленность в будущее оказывает благотворное влияние на формирование комплекса социальных ролей растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Косвенным показателем сформированности социальной роли подростка служит удовлетворенность принадлежностью к своей возрастной группе. Абсолютное большинство (51%) устраивает тот возраст, в каком они пребывают. Однако интересен и от факт, что имеется категория подростков, которые ощущают себя значительно старше (24%) или значительно моложе (25%), при этом они испытывают определенное чувство дискомфорта. Поэтому компенсируют подростки свое ощущение реальными поступками и особенностями поведения, характерными либо для более молодого возраста (то есть, практически детского), такими, как гиперстремление к развлечениям, крайние формы конформизма или нонконформизма, открытое, не всегда обоснованное противостояние взрослым и так далее; либо для более старшего, что проявляется в участии в общественных делах, дополнительной работе и в прочих тенденциях «взрослости».

В целом же, полученный результат можно рассматривать как свидетельство эмоционально-личностного благополучия. Подтверждением этого является также уверенный и оптимистичный взгляд старшеклассников на их будущее (64%), классически характеризующий подростковый и юношеский возраст.

Подросток хочет ощущать себя взрослым, самостоятельным. Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания ребенка и играет важную роль при формировании всего комплекса социальных ролей старшеклассника.

Данные, прямо и косвенно свидетельствовали о достаточно высокой степени самостоятельности современных старшеклассников. Кроме того, ряд вопросов анкеты был направлен непосредственно на выявление представлений старшеклассников о взрослости. Оказалось, что со старшим возрастом подростки связывают, прежде всего, возможность обеспечить себя и своих близких (72%), создание собственной семьи (50%), получение необходимого образования (35%), необходимость отвечать за свои поступки (15%), а также право обладать всеми конституционными правами (15%). Следствием того, что большинство школьников считает самым важным возможность успешно работать и зарабатывать, а также связывает это с хорошим образованием, является стремление хорошо учиться, получать знания и необходимый опыт работы за деньги.

Перечисленные особенности формирования социальных ролей школьников детерминируются рядом интер - и интрасоциальных факторов. Внешние социальные факторы, определяющие социально-ролевое поведение старшеклассников, являются группой наиболее крупных и общих факторов процесса формирования социальных ролей подрастающего поколения. К ним можно отнести большинство всех традиционных факторов внешнего социального окружения:

- Ориентированность работы средств массовой информации. 89% респондентов отметили СМИ в качестве одного из определяющих факторов в процессе становления социально-ролевых позиций современного подростка. Средний бал по 5-бальной шкале оценки степени значимости и влияния СМИ на школьников составил 3,56. Чаще всего подростки смотрят телевидение (в результате ранжирования именно это СМИ оказалось на первом месте), второе место поделили радио и печатные издания, третье место занял Интернет. Самой популярной является информация развлекательного типа, на втором месте оказалась научно-познавательная информация, третье место по частоте использования заняли информационно-политические программы, передачи, статьи. 64% опрошенных учителей и 71% родителей считают, что политика современных СМИ оказывает скорее отрицательное влияние на повседневное поведение подростков, чем положительное, что вызвано отсутствием качественной информации в большинстве СМИ, потребляемой и воспринимаемой старшеклассниками.

- Развитие Интернета и повсеместная компьютеризация. Помимо традиционных сфер формирования социальных ролей, которыми обычно являются семья, воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей, знакомых и соседей, в современном информационном обществе немаловажное влияние на процесс становления совокупности социальных ролей старшеклассника оказывают средства массовой коммуникации, а именно Интернет. Компьютеры есть дома у 64% опрошенных, остальные же пользуются ими в школах или в Интернет-салонах. За компьютером обычно старшеклассники проводят 1 - 2 часа в день (52%), чуть меньше школьников (40%) пребывает за ним неопределенное количество времени, оставшиеся (5%) работают за монитором больше 3 часов в день. Ежедневно посещают Интернет 49% школьников, работающих за компьютером, 28% - несколько раз в неделю, 15% - один раз в неделю. Примечательно, что среди учащихся, работающих за компьютером, нет ни одного, кто не посещал бы Интернет, хотя бы, иногда, что говорит о высокой значимости этого явления в жизни современных школьников. Другие исследования подтверждают, что для подростков важен быстрый поиск конкретной информации (90%) и получение новых знаний (83%), также не на последних местах стоит и потребность в овладении новыми видами деятельности, тренировка и проверка своих возможностей (71%).

Старшеклассники чаще всего используют Интернет для поиска конкретной информации по учёбе (81%), а затем уже для отдыха, развлечения (67%) и личного общения (35%), то есть он помогает удовлетворить их потребность в саморазвитии, потребность в рекреации и потребность в общении. Говоря о последствиях работы в Интернете, Старшеклассники отметили пополнение знаний (77%), чувство включенности в глобальный информационный процесс (45%), развитие воображения (30%) и развитие личности в целом (28%). Затем 28% опрошенных отметили увлечение Интернетом в ущерб другим делам, потерю времени и отвлечение от реальных дел (28%). Таким образом, старшеклассники в равной степени отметили как позитивные, так и негативные последствия работы в Интернете. Можно сказать, что он выступает в роли определённого социального института, такого как семья, школа и т.д. При помощи Интернета старшеклассники удовлетворяют свои потребности самостоятельно, не завися от взрослых. Отметим также, что Интернет не просто занимает значительное место в процессе формирования социальных ролей старшеклассников, но и помогает сформировать некоторые из этих ролей. Причем, такие социальные роли являются, в свою очередь качественно новыми и крайне важными в современном информационном обществе.

- Общественно-политические условия жизни в стране. Тот факт, что политика занимает не последнее место в жизни современных старшеклассников, подтверждает не только просмотр ими информационно-политических программ, которые занимают в общем рейтинге всех программ второе место, но и то обстоятельство, что постоянно интересуются политикой и находятся в курсе всех государственных дел 32% опрошенных, интересуются ей отчасти 28%. Общественно-политические условия в стране оказывают большое влияние на социально-ролевые позиции учеников, с этим согласились 64% учителей и 57% родителей. Также согласны с этим утверждением и 57% самих учащихся.

- Необходимость расширения системы дополнительного образования. Исследование подтвердило, что включение старшеклассников в систему дополнительного образования снижает риск возникновения разного рода девиаций среди подростков и повышает их конкурентоспособность в ходе учебного процесса. Результаты исследования показали, что из 58% старшеклассников, посещающих какие-либо кружки и секции, 54% учащихся это помогает в учебе, 62% из них состоят в школе на хорошем счету. Анализ данных других региональных исследований также подтвердил высокую значимость развития системы дополнительного образования. В частности, по мнению большинства опрошенных (46%), на формирование наркотической зависимости в молодежной среде влияет, прежде всего, неразвитость сферы досуга, и только затем индивидуальные особенности личности (21%) и круг близких друзей (13%). Необходимо создание сети «серьезных» молодежных организаций. По результатам массового опроса большинству всех опрошенных известны какие-либо молодежные организации или объединения. Чаще других назывались «Идущие вместе» (28% из всех «знающих», далее с большим отрывом следуют «Истоки» (6%), «Патриот» (5%), «Шторм» (4%). 92% учащихся, 88% родителей и 89% учителей уверены, что молодёжные организации крайнее необходимы. Из них, абсолютное большинство (51% учащихся, 45% родителей и 49%) учителей отмечают, что это должны быть «серьезные» организации в масштабах всей страны. Большинство учащихся (57%) ответили, что подобные организации были бы нужны, прежде всего, для расширения круга общения (что свидетельствует о дефиците общения: об этом речь пойдет ниже). Большинство родителей (41%) и учителей (34%) видят в этом необходимость, преимущественно, из-за организации досуговой деятельности, а также трудовой.

- Вторичная трудовая занятость. Работающие школьники имеют организационные и волевые способности к совмещению обучения и работы, чем выгодно отличаются от своих неработающих сверстников. Результаты исследований подтверждают, что 60% работающих школьников посещают практически все уроки, 23% - их большую часть. Для сравнения, неработающих школьников, посещающих все уроки, - 71%, а посещающих большую часть занятий - 9%. 55% работающих школьников получают в основном «4», а 40% заявляют, что получают каждый раз различные оценки. Среди неработающих таких 47%, а получающих преимущественно четверки - 43%. Другими словами, оценки у работающих по меньше мере не хуже или даже немного лучше, чем у неработающих школьников при сравнительно более низкой посещаемости. Наиболее популярные сферы вторичной занятости школьников - это участие в сетевом маркетинге и неквалифицированный физический труд (по 31% каждый). Далее следует участие в промо-акциях - 24%. Это вполне взаимосвязано и объяснимо: входные требования и характер такой работы напрямую не связаны с уровнем образования и опытом работы, существует возможность корректировать график работы и в итоге получать неплохие для школьника деньги. Следовательно, лишь частично вторичная трудовая занятость проходит за счет школьных уроков. Учебная программа до определенной степени позволяет школьнику работать без существенного ущерба для ее освоения. Вторичная трудовая занятость школьников стимулирует их к учебе, помогает мобилизовать все усилия и сконцентрироваться на достижении жизненного успеха. Говоря о перспективах явления вторичной занятости в молодежной среде, можно отметить, что 70% работающих школьников намерены продолжить подрабатывать, когда станут студентами. Среди неработающих таких 54%. Доля тех, кто не хотел бы работать, будучи студентом, не превышает 10% для обеих групп. Надо добавить, что более 97% школьников хотят продолжить свое образование по окончании школы. Эти цифры, а также общая тенденция роста количества работающих школьников в нашей стране в последние годы позволяет говорить: во-первых, о дальнейшем развитии явления вторичной занятости в молодежной среде; во-вторых, о более ранней и интенсивной социализации молодежи; в третьих, о росте психических и физических нагрузок на молодых людей; в четвертых, о формировании и развитии молодежного рынка труда как более или менее самостоятельного сегмента общего рынка труда.

- Социально-бытовые и социально-психологические условия в семье. 94% опрошенных отметили данный фактор в качестве ключевого в процессе формирования социальных ролей старшеклассников. Средний бал по 5-бальной шкале оценки степени значимости и влияния семейно-бытовых условий школьников составил 4,68. При оценке степени значимости мнений окружающих бесспорное лидерство старшеклассники отдали своим родителям (45%). Следовательно, не смотря на самостоятельность и стремление к независимости, столь характерных для подросткового возраста, учащиеся испытывают серьезную необходимость быть понятым, оцененным и востребованным в собственной семье больше, чем где бы то ни было. Напомним, что при выборе профессии решающую роль для старшеклассников также играют именно родители (так ответили 55% респондентов). И именно семейно-бытовые условия в большинстве случаев (87%) подталкивают ребят заниматься работой во время обучения в школе. Конфликтные ситуации в семье ученика обычно оказывают серьезное негативное влияние на его социально-ролевые позиции в школе (с этим согласны 92% учителей и 83% родителей).

- Конструирование социокультурного пространства региона. Многочисленные аналитические исследования подтверждают, что от места первичной социализации молодого человека зависит практически весь его будущий социально-ролевой набор. В этой связи нельзя проводить анализ процесса формирования социальных ролей старшеклассников в отрыве от региональной самоидентификации. При этом, надо помнить, что последнее происходит в рамках социокультурного пространства, ограниченного определенным набором субкультурных страт, возникших в связи с осознанием наличия в обществе не просто социальных групп, но и наличия «субкультурных общностей», носителей субкультурного сознания. Учащиеся старших классов, в свою очередь, представляют собой довольно многочисленную, с одной стороны, весьма мобильную, с другой, субкультурную общность. Специфика региональных общностей, по сравнению со столичными субкультурными объединениями, состоит в замкнутости, плотности, структурированности и однородности. Замкнутость выступает показателем законченности, целостности, консерватизма и ограниченности внутренних резервов системы. Структурированность и плотность связаны с отсутствием механизмов гибкого взаимодействия официальной и неофициальной культуры.

С замкнутостью связана однородность элементов и их взаимодействие на единых принципах. Создается не достаточно инновационных проектов, единство достигается не через разнообразие и сосуществование различных позиций, а через подобие и соответствие какому-то общему стандарту. Все эти специфические особенности субкультуры региона накладывают значительный отпечаток на формирование социально-ролевых установок подрастающего поколения.

К следующему блоку факторов интрасоциалыюй организации, относятся те, что исходят не только и не столько из внешнего окружения, сколько из индивидуальных особенностей учащихся. К таковым, в частности, можно отнести как ряд социально-ролевых особенностей, так и некоторые новые категории.

- Самостоятельность и стремление к независимости. О наличии этой особенности в социально-ролевом поведении современных старшеклассников говорят как результаты экспертного, так и результаты массового опроса.

- Отсутствие кумиров, каких-либо других авторитетных лиц из числа взрослых, за исключением родительского мнения в особо важных случаях. Тот факт, что для большинства подростков не слишком важно мнение посторонних взрослых, пожалуй, является вполне ожидаемым и характерным для подросткового возраста. С другой стороны, стремление к подражанию также обычно сопровождает подростков. Поэтому отсутствие кумиров может свидетельствовать о качественно новой особенности социальных ролей сегодняшних старшеклассников.

- Одиночество, замкнутость, дефицит общения. Подобный стиль поведения детерминируется многими обстоятельствами, главные из которых: отсутствие авторитетных взрослых рядом с подростками, нестабильная обстановка в семье, поддержание имиджа самостоятельности и разного рода независимости в СМИ и т.д. 47% учащихся ответили, что среди школьных товарищей нет тех, кого бы они могли назвать близкими людьми, с кем они могли бы поделиться своими чувствами, мыслями. 32% сказали, что таких людей очень мало. 7% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. И только 14% подтвердили, что такие люди в школе есть. 38% старшеклассников ответили, что вообще не имеют близких друзей, ни в школе, ни где бы то ни было. 23% затруднились ответить на этот вопрос. Вспомним также, что более половины учащихся заинтересованы в создании молодежных организаций и хотели в них вступить для расширения круга общения.

- Ранняя социальная зрелость. Эксперты отмечают, что к выпускным классам нарастает осознание ответственности за свои поступки и желание учиться, понимание необходимости получения профессии и способность отстоять собственное мнение. Удивительно схожи во мнениях оказались на этот счет учащиеся и взрослые: 57% учеников уверены, что способны высказать и отстоять собственную точку зрения; такого же мнения об учениках 39% учителей и 45% родителей. Устойчивые идейные убеждения по поводу существующей действительности, которые ученики готовы были бы отстоять, есть у 62% старшеклассников; согласны с этим также 47% родителей, однако, учителя, в большинстве своем, в этом не совсем уверены (44%). 32% старшеклассников со всей ответственностью заявляют, что владеют основными нормами и правилами поведения в обществе и следуют им, 44% уверены в этом отчасти. Мнения взрослых по этому вопросу несколько разнятся: большинство учителей (59%) отмечают, что абсолютно не уверены в этом, а 38% родителей отмечают наличие такой способности у своих детей. 73% старшеклассников иногда посещают различные выставки, театры, картинные галереи, самостоятельно знакомятся с произведениями искусства.

- Формальная мотивация получения полного среднего образования. Напомним, что, получая образование в старших классах, 65% руководствуются необходимостью получения аттестата; 63% - стремлением получать знания; 17% - желанием стать культурным человеком.

- Сформированность взглядов на будущее. Вспомним, что 40% старшеклассников однозначно определились с выбором профессии и абсолютное большинство из них (64%) с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, твердо решив в этой жизни «хорошо работать и зарабатывать», предварительно получив образование в вузе. При этом большинство старшеклассников (43%) точно знают, где лучше приобрести интересующую их профессию.

- Удовлетворенность принадлежностью к своей возрастной группе, как показатель сформированности возрастной социальной роли. Абсолютное большинство старшеклассников (52%) устраивает тот возраст, в каком они пребывают. Однако, та категория подростков, которые ощущают себя значительно старше (20%) или значительно моложе (17%), испытывает при этом определенное чувство дискомфорта, поэтому компенсирует свое ощущение реальными поступками.

- Гендерные социально-ролевые предпосылки. Результаты нашего исследования показали, что девушки, быстрее, чем юноши определяются с выбором профессии, и знают, где найти об этом информацию. Среди 40% точно определившихся с выбором профессии - 2/3 девушек и 1/3 юношей. Однако, при этом, юноши подрабатывают чаще, чем девушки (из 48% постоянно работающих: 29% - юношей и 19% девушек). Вероятно, это проявление более активно выраженного стремления к самостоятельности, независимости и самоутверждению.

- Представления старшеклассников о взрослости. Со старшим возрастом подростки связывают, прежде всего, возможность обеспечить себя и своих близких (72%), создание собственной семьи (50%), получение необходимого образования (35%), необходимость отвечать за свои поступки (15%), а также право обладать всеми конституционными правами (15%). Следствием того, что большинство школьников считает самым важным возможность успешно работать и зарабатывать, а также связывает это с хорошим образованием, является стремление получить хороший аттестат и необходимый опыт работы за деньги.

И, наконец, остановимся на группе факторов формирования социальных ролей школьников, связанных с содержанием самого образовательного процесса.

- Профиль образования. Результаты исследования показали, что учащиеся технических классов раньше становятся самостоятельными, раньше начинают работать, раньше определяются с выбором профессии. Чаще работают школьники, обучающиеся в технико-математических классах, затем - естественных, гуманитарии на последнем месте.

- Качество и содержание образование. Отмечается, что данные факторы весьма важны в ходе формирования социальных ролей старшеклассников. Однако, они не совсем соответствуют ожиданиям основных субъектов образовательного процесса. В частности, лишь 29% школьников однозначно утверждают, что владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для продолжения образования в вузе и вступления во взрослую жизнь; 31% уверены в этом отчасти, 16%, скорее всего, не уверены в этом, а 6% «точно знают, что ничего не знают». Учителя считают (46%), что школа, в основном, дает все необходимые знания и навыки для продолжения учебы в вузе и выживания в современных социально-экономических условиях. Родители, в большинстве своем, напротив, (45%) отмечают, что их дети, скорее всего, не подготовлены ни к вузу, ни к современным социально-экономическим отношениям.

- Изменение сроков обучения в школе, как один из ключевых факторов изменения содержания социально-ролевой структуры. Подробно на данном аспекте мы остановимся ниже, поскольку он непосредственно затрагивает ключевой аспект работы. Забегая вперед, отметим лишь, что в ходе экспертного (48%) и массового опросов (47% учителей и 39% родителей), а также анализа результатов общероссийских исследований, данный фактор был выделен в качестве наиболее весомого, наряду с семейно-бытовыми условиями, работой СМИ и обстановкой в школе.

- Характер взаимоотношений с учителями. 74% респондентов отметили данное обстоятельство в качестве одного из определяющих факторов в процессе становления социально-ролевых позиций современного подростка. Средний бал по 5-бальной шкале оценки степени его значимости и влияния на школьников составил 3,05. Напомним, что в списке значимых и авторитетных мнений, который необходимо было заполнить старшеклассникам, значилось, наряду с родителями, друзьями, собственным мнением, и мнение педагогов, классного руководителя. Однако, эта позиция не была выбрана ни одним школьником. В то время, как 10% педагогов посчитали, что именно учительское мнение является наиболее значимым для учащихся. Наличие подобное дисбаланса во взглядах, вероятно, приводит и к некоторой деформации социально-ролевой структуры школы.

- Характер взаимоотношений с другими учащимися. 59% экспертов назвали данный фактор в качестве одного из определяющих факторов в процессе становления социально-ролевых позиций современного подростка. Средний бал по 5-бальной шкале оценки степени его значимости и влияния на школьников составил 3,01. На вопрос, как бы вы оценили отношение одноклассников к себе, 63% опрошенных учеников отметили скорее положительное, чем отрицательное отношение; 35% отметили, что к ним одноклассники относятся положительно. Однако, при характеристике коллектива класса 59% опрошенных сказали, что у них в классе заметно выражены отдельные группировки; 14% считают, что коллектив разобщен, и только 19% опрошенных учеников охарактеризовали коллектив своего класса как дружный и сплоченный.

 

АВТОР: Рулёва Ю.С.