09.03.2012 5624

Социальное воспитании детей-сирот в православных приютах России: история и современность

 

Милосердие и добродетельность издревле составляли важную часть русского самосознания. Принятие христианства на Руси поставило благотворительность на более высокую ступень, придав ей, прежде всего системность и идеологическое обоснование, как его необходимость постоянно творить благо по отношению к сирым да убогим этого мира.

Следовательно, оказание помощи детям-сиротам и подросткам, оставшимся без попечения родителей, возникает не на пустом месте, имеет подкрепление в истоках вероисповедования.

Первоначально наиболее заметной проблемой для общества были подкидыши. Призрение таких детей, как показывает анализ историко-педагогической литературы, начинает осуществляться вместе с утверждением христианства в монастырях, у дверей которых их обычно оставляли.

Ребенок, лишенный материнской заботы, требовал всесторонней социальной поддержки, но помощь ему со стороны монастырей первоначально сводилась в основном к кормлению или подаче милостыни.

В социально-педагогических источниках (Басов Н.Ф., Басова В.М.; Кузьмин К.В, Сутырин Б.А. и др.) принято выделять два основных периода в благотворительности и помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: допетровский, основным характеризующим его признаком является достаточно слабое участие государства в благотворительных актах, и, начиная, с Петровских времен вплоть до событий 1917 года, которому уже присуща доминирующая роль государства, а также повсеместное открытие учреждений для детей-сирот, в том числе и православных приютов, школ.

На первом этапе отмечается диалектическое единство княжеского добротолюбия и христианской соборности в деле помощи нуждающимся, что создавало высокий духовный подъем, нравственный климат в обществе, распространяющийся на все социальные слои. Особой щедростью в сфере добротолюбия отличались иноки Киево-Печерского монастыря. Например, Феодосии Печерский построил около монастыря особый дом, получивший в будущем название богадельни, в котором получали пищу и приют нищие, калеки, прокаженные. Первые государственные больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 году. Развивая данную тему, необходимо отметить, что при всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, раздача посильной милостыни, устраивались особые помещения для больных, престарелых, неспособных содержать себя, потерявших родных, близких людей.

Помощь страждущим, больным, нищим, погорельцам была исключительно разнообразна и, бесспорно, соответствовала действительным, а не мнимым нуждам. В частности, к конкретным проявлениям благотворительности необходимо отнести безвозмездную постройку жилища особо нуждающимся (погорельцам, вдовам, сиротам, не способным заработать себе на пропитание и жилье); выкуп пленных со строгим соблюдением норм законности, при решительном, подчас беспощадном, пресечении воровства; обучение ремеслам, при условии совпадения природных наклонностей и избранной сферы профессиональной деятельности.

Больницы, богадельни и приюты в качестве разветвленной системы благотворительных учреждений начали строиться спустя столетия при Петре I, Екатерине II, при Александре I. Именно в этот период начинается активное призрение сирот.

В социально-педагогических источниках указывается, что в 1706 году Новгородским митрополитом Иовом на собственные средства был основан при Холмово-Успеиском монастыре первый приют - Воспитательный Дом для «незаконно рожденных и всяких подкинутых младенцев». Вскоре по указу Петра I (1715 г.) таковые стали устраивать при церквах, называя их «сиропитальные гошпитали», куда на основе тайного приема сдавали детей.

С 70-х годов XVIII века в администрации каждой губернии особое место занимал Приказ общественного призрения, в ведение которого входили образовательные, медицинские, а также и благотворительные учреждения. Председателем этого Приказа являлся сам губернатор. В его состав также входили предводитель дворянства, «Городской голова», 6 представителей от дворянства, купечества и государственных крестьян. Приказ находился в подчинении МВД и Сената. Однако, несмотря на то, что государство стало брать под свой контроль благотворительные учреждения и все связанное с ними, большой вклад в дело помощи нуждающимся, и в первую очередь детям, лишенным родительского попечения, продолжали вносить монастыри, при которых в XVIII веке стали массово открываться детские приюты.

Согласно Положению о детских приютах от 27 декабря 1839 года в них предоставлялось временное убежище и начальное образование малолетним детям.

В апреле 1840 года председатель Главного попечительства Григорий Александрович Строганов рекомендовал всем губернаторам проявить инициативу и устраивать детские приюты. К 1843 году только в одной столице России было открыто 12 приютов.

Стали они открываться и в провинции. Например, в Пскове первый детский приют был открыт в 1844 году. 15 марта 1844 года генерал-майор Федор Федорович Бартоломей обратился через «Псковские губернские ведомости» со специальным «Приглашением на благотворительность имеющегося открыться детского Приюта». Помимо этого, в нем сообщалось, что, по его ходатайству императрица 31 января 1844 года присвоила первому приюту в Пскове имя «Святой Ольги Российской», в память о княгине Ольге, родившейся в окрестностях Пскова. Императрицей Александрой Федоровной также был сделан денежный дар для будущего приюта в размере 300 рублей. Непосредственное покровительство приюту оказывала и княжна Ольга Николаевна, дочь Николая I:

Наглядный пример помощи будущему приюту со стороны царствующих особ, обращение губернатора ко всем сословиям и должностным лицам оказали свое действие. Оперативно было собранно более 3 тысяч рублей. Например, выходец из Псковской губернии, В.Г. Жуковский, передал на нужды приюта 1000 рублей ассигнациями и в будущем им было обещано ежегодно передавать по 100 рублей.

11 июля 1844 года в зимнем кафедральном Благовещенском соборе, там, где был Ольгинский предел, архиепископ Псковский и Лифляндский Нафанаил 1-ый Павловский, в присутствии всего губернского начальства отслужил божественную литургию, приурочив тем самым открытие приюта ко дню памяти Святой Ольги. После богослужения архиепископ совершил освещение помещений приюта. Воспитанников угостили праздничным обедом. Почетные гости, провозгласив тосты за здравие Императорского дома и благоденствия первого в Пскове приюта, и одновременно сделали новые пожертвования.

В дальнейшем Ольгинский детский приют, существовал на пожертвования состоятельных Псковичей. Руководство приютом в первые годы его существования проводилось на общественных началах, созданным для этих целей местным попечительством. Первой попечительницей приюта была назначена Елена Михайловна Бартоломей, а с 1858 по 1859 гг. Варвара Степановна Перовская, супруга вице-губернатора.

При открытии, в приют было принято 40 детей (из них 31 девочка и 9 мальчиков). Однако с 1863 года, в приют стали принимать только девочек. Они проживали здесь до 12 лет. Приходящие дети могли посещать приют до 16 лет. По существу они только ночевали у родителей, а весь день они проводили в приюте, где получали еду и образование. Обучение воспитанниц проводилось по программе начальной трехлетней школы. Особое внимание уделялось рукоделию. Воспитанницы шили белье для приюта, а с 1863 года, они стали принимать и частные заказы горожан.

Основной задачей руководства приюта, помимо воспитания девочек, было изыскание денежных средств на их содержание. Для этого проводились концерты, благотворительные спектакли, акции по сбору частных пожертвований, которые приносили доход в размере 200-300 рублей, лотереи, собирались вещи, пожертвованные псковичами.

В приюте сочеталось обучение и воспитание. В приютской школе преподавались: закон Божий; русский и церковно-славянский языки; чтение; арифметика; хоровое пение. Большое внимание уделялось обучению рукоделью, садово-огородным работам.

Содержание каждой воспитанницы обходилось в год - 127 руб. 50 коп, а каждой приходящей девочки - 12 руб. 50 коп. Суточное пищевое довольствие составляло 9 копеек на каждую воспитанницу.

6 декабря I860 года в уездном городе Торопце был открыт еще один детский приют Святой Ольги на деньги, завещанные для этой цели статским советником В.Л. Нсфедьевым. В приюте воспитывались исключительно одни девочки в возрасте от 3 до 12 лет.

В 1905 году в нем содержалось 11 девочек, на полном обеспечении, и 37 девочек приходящих, из которых 17 девочек обучались за плату, составлявшую 12 рублей в год. Ежедневное содержание каждой из воспитанниц обходилось приюту в 18 копеек. В учебном процессе применялись передовые методики. Так, к примеру, обучение грамоте организовывалось по методу Тихомирова, правописанию по методу Некрасова, Закону Божьему - Чельцова. Содержание образования соответствовало утвержденной Министерством Народного Просвещения программе для начальных народных училищ. Кроме того, особое внимание уделялось формированию и развитию у воспитанниц навыков ведения домашнего хозяйства. Для успешно осваивавших учебные премудрости были предусмотрены поощрения. Известно, что одна из выпускниц была награждена за свои успехи в обучении швейной машинкой.

Воспитанницы но окончании курса обучения передавались на попечение родителей или заменяющих их лиц.

В Псковской губернии существовали и другие приюты под покровительством императрицы Марии, так, к примеру, имелся Холмский «Кушелевский» детский приют, открытый I января 1867 года на средства, пожертвованные холмскнм помещиком, майором от кавалерии в отставке Лукою Ивановичем Кушелевым. Существовал детский приют и в Порхове, открытый в 1900 году, с основным капиталом в размере 4000 рублей.

Детское бродяжничество и нищенство стало особенно заметным после войны 1812 года, а затем реформы 1861 года как следствие разоряющихся крестьянских хозяйств.

В обществе и государстве все острее осознавалась необходимость создания особых учреждений для воспитания беспризорных детей. С середины XIX в. намечается активный рост их числа, к концу века в них сложился определенный уклад, который характеризовался семейной направленностью, самообслуживанием, самоорганизацией быта.

Как свидетельствует проведенный нами историко-педагогический анализ, к концу XIX века сложилось три типа приютов:

а) для нравственно-запущенных детей, не совершивших преступления, имевшие своей целью спасение заброшенных и нищенствующих подростков от вступления на путь правонарушений, воспитание как подготовку к нормальной жизни.

В 1839 г. около Риги открылось «Спасательно-воспитательное учреждение». Цель его - спасение заброшенных и нищенствующих детей от вступления на путь правонарушений и их воспитание, подготовка к нормальной жизни в обществе. В 50-е годы подобные воспитательные заведения возникли в Нарве, Ревеле, Ярославле, Санкт-Петербурге, Москве, Чите и других городах.

В 1874 г. Общество трудолюбия открыло Большой исправительный приют, который согласно Уставу имел целью «призревать, и воспитывать» в строгих правилах религии нищенствующих девочек от 4-х до 14 лет, обучать их Закону Божию, грамоте и ремеслам.

б) для осужденных детей, их ресоциализации и реабилитации.

Первый такой приют был создан в 1864 г. Обществом распространения полезных книг для мальчиков, притворенных по суду. Позднее из него развился известный своей социально-педагогической системой Рукавишниковский приют. Такую же ориентацию имели Зубовский и Гаазовский приюты.

в) для детей, отбывших наказание.

Таким, например, было Убежище в Санкт-Петербурге.

Особенностями всех таких православных приютов были: небольшой состав воспитанников; приоритетность индивидуальной формы работы с детьми, выбитыми из жизненной колеи; упор на семейнообразность отношений, ориентация на компенсацию и реабилитацию; продолжительность пребывания в них воспитанников не зависела от какого-либо определенного срока; трудовое участие детей совместно с педагогами в самообеспечении; сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Таким образом, как отмечали современники тех далеких времен (Ф.Одоевский), в требованиях к воспитательной деятельности приютов были сконцентрированы важнейшие идеи предшествующей практики социальной защиты сирот: подготовка к будущей жизни через трудовое участие детей в самообслуживании, религиозный характер воспитания, исключение иждивенчества, поддержка ребенка, лишившегося попечения родителей в первые годы самостоятельной жизни. Сохранившаяся по сей день в архивах документация свидетельствует, что на каждого ребенка в приютах собирались подробные сведения, в том числе и об их дальнейшей судьбе.

К такого рода приютам предъявляются требования:

- они должны быть небольшими для детей в возрасте от 3-х до 8 лет;

- приюты должны размещаться в простых наемных квартирах;

- условия внутренней жизни в них должны по возможности приближаться к условиям жизни в простых семьях;

- хозяйственные нужды должны удовлетворяться при участии труда надзирательницы и воспитанников;

- количество детей не должно превышать 15-20 человек;

- воспитанники таких приютов должны обучаться сообразно возрасту в общих начальных, а затем в ремесленных и профессиональных школах;

- продолжительность пребывания детей в этих приютах не должна зависеть от какого-либо определенного срока, по следует заботиться, чтобы воспитанники, достигнув физической крепости и духовной устойчивости тот час же устраивались на места для самостоятельной жизни.

Как отмечает в своей монографии И.И. Осипова, если в начале XX века в России было 148 приютов, то к 1917 году на территории страны действовало уже 538, в которых воспитывалось 29 650 детей.

Семь лет кровопролитных войн (первая мировая, гражданская), революция, экономическая разруха, голод расшатали весь привычный уклад жизни, выбросили на улицу массу детей. Всё это повлекло за собой ужасающий рост детской беспризорности и преступности. В 1916 г. по сравнению с 1913 г. более чем в 2 раза выросло число дел о малолетних, поступивших в суды, к 20-му году их число увеличилось еще почти на 40% (по сравнению с 1916 г.).

С 1918 г. в стране разворачивается активная работа по преобразованию сиротских домов, детских дореволюционных приютов в государственные детские дома, которые в 20-е годы становятся наиболее распространенной формой учреждений для беспризорных и безнадзорных детей.

Создающиеся в 20-е годы детские дома не были однотипными, а ориентировались на разные категории детей. Среди них выделялись учреждения для детей нормальных; для детей, выросших в антисоциальном окружении; для детей физически и умственно дефективных; для слабых и больных детей. Такое разнообразие типов детских домов предполагало наличие сети учреждений, предваряющих детский дом и позволяющих дифференцировать детей по указанным признакам. Однако со временем большая наполняемость групп, формализация воспитательного процесса, недостаток квалифицированных кадров, перебои с финансированием - все это снижало социализирующий потенциал названных институтов, заменяющих семью детям-сиротам.

Традиции православных приютов в начале XX века были нарушены социальными катаклизмами, которым подверглась страна. К их идеям теория и практика социального воспитания обратилась в 1990-е годы, когда возросли системные и индивидуальные риски для детей (отсутствие попечения родителей; воспитание вне семьи, содержание в учреждениях интернатного тина, жестокое обращение, бездуховность, сексуальная и коммерческая эксплуатация, алкоголизация, вовлечение в преступную деятельность).

За десять лет (1990-ые - 2000-ый годы) в стране по данным Всемирного банка (Международного банка реконструкции и развития) число детей, оказавшихся без попечения родителей, выросло на 40, 3% и составляло почти 2% от общей численности детского населения. Большая часть из них - социальные сироты. Значительная часть из них были помещены в институциональные учреждения.

Именно этим объясняется, что с начала 90-х годов ХХ-го столетия наблюдается тенденция к возобновлению деятельности православных детских домов и приютов на территории России. Как показывает анализ историко-педагогической литературы первый детский православный приют в современной России был открыт по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П и как первый проект Медийного Благотворительного Фонда «Участие» в мае 1994 г. при Свято-Николаевском Черноостровском женском монастыре в городе Малоярославце и назван в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение», «Отрада».

Сейчас в его здании, помимо спален, своя школа с 11 классными комнатами, часовня, библиотека, компьютерный зал, комната отдыха и концертный зал. В «Отраде» живут 58 девочек (от 3 до 17 лет), которые собраны из разных регионов России. Дети попадают сюда из неблагополучных, асоциальных семей, чьи родители страдают заболеваниями наркомании и алкоголизма, а также имеется небольшой процент детей-мигрантов, в том числе и из стран СНГ. В приюте находятся девочки разных национальностей: русские, чеченки, узбечки проживали, армянка, татарка, башкирка, лезгинка. Если раньше они жили в одном корпусе с сестрами, то в мае 2000 года после строительства нового здания приюта, девочки стали жить па территории монастыря, но отдельно от монахинь, с сестрами-воспитателями. Внутренняя структура приюта разделена на две части: на младшую и на старшую. По окончании здесь одиннадцати классов воспитанницы сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. По достижении совершеннолетия девочки либо остаются в монастыре, либо уходят в мирскую жизнь.

Занятия в приютской школе проходят по программе семейного обучения, используются оригинальные методики реабилитации, основанные на православных традициях. С самого младшего возраста девочек приучают к труду: они помогают на кухне, на огороде, чистят снег, убирают храм, территорию. Труд рассматривается как послушание. Кто-то ухаживает за домашними животными (в приюте есть морские свинки, хомяки, попугаи, рыбки), кто-то - за цветами и растениями, кто-то отвечает за уборку или за книги. Сестры монастыря обучают девочек музыке и основам изобразительного искусства. Жизнь девочек определена правилами внутреннего распорядка и режимом дня: подъем в 7.00-7.30 утра; молитва, которая длится 15-20 минут; трудовые послушания, обед, дневной сон у младших; ужин, вечерняя молитва. Отбой в 22.00.

В субботу и воскресенье дети ходят на литургию к девяти, на большие праздники. Кроме того, каждый день они ходят на вечерню, которая длится около часа.

В свободное время девочки занимаются физкультурой, чтением духовной литературы, иногда смотрят телевизор (мультфильмы, сказки), учатся лепке, вышивать бисером.

Другим примером является Детский православный дом «Павлин», предназначенный для детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году при московском храме Святителя Митрофаиа Воронежского, построенного в конце прошлого века при детском приюте великой княгини Елизаветы Феодоровны. Елисаветинский приют был учрежден в 1893 году Московским Советом детских приютов и существовал за счет благотворительности. При советской власти приют и храм были закрыты.

После возобновления богослужений в храме в 1990 году была возобновлена и его традиция - оказание помощи детям-сиротам. Основателем приюта стал протоиерей Димитрий Смирнов, который окормляет его по сей день. Приют имеет статус православного и действует под патронажем русской православной церкви.

Уникальность учреждения состоит и том, что в нем впервые в России совмещались муниципальный статус учреждения с православной традицией воспитания и душепопечения.

Детский дом «Павлин» рассчитан на 28 детей и ставит своей задачей подготовку воспитанников к практической жизни в условиях большого города. Он существует исключительно за счет благотворительности.

В штат сотрудников, помимо учителей, воспитателей, медработников, введена должность духовника. Эта ответственная роль отводится настоятелю Храма Успения Божьей Матери г. Ногинска.

Педагоги детского дома ведут разностороннюю реабилитационную работу среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая строится па духовных ценностях православия и включает в себя основы православной культуры, образователыю-коррекцнонную работу с «трудными» детьми, физкультурно-оздоровительные мероприятия, трудовое воспитание (привлечение детей к традиционным прикладным видам искусства - рукоделию, гончарному делу, резьбе по дереву и деревообработке), домоводство, ведение домашнего сельского хозяйства, которое проходит в загородном филиале детского дома при храме Успения Пресвятой Богородицы под Можайском.

Организация повседневной жизни, учебного процесса происходит следующим образом: в 7.45 - подъем, утренние молитвы, затем завтрак. После завтрака учебный процесс на базе 4-й школы г. Ногинска. Учат детей верующие учителя, занятия также начинаются с молитвы. После уроков дети идут на обед, на прогулку, затем - отдых (тихий час), полдник, свободное время, опять прогулки, ужин, и после вечерней молитвы - отбой в 21 ч. Питание осуществляется на территории храма. Все действия в течение дня: трапеза, занятия, - освящаются молитвой. Еженедельно детей вывозят в бассейн, и заниматься легкой атлетикой. Совершаются поездки в Москву, прогулки по Москве-реке, во время которой дети могут увидеть город, Кремль, главные московские святыни. Реализуются автобусные паломнические поездки по святым местам, отдых в православном лагере «Божий мир», паломнический поход с воспитанниками в Троице - Сергие-ву Лавру.

Православный приют во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Ново-Тихвинского женского монастыря, официально открытый в 2001 году, но еще 18 июля 2000 года, в день ее памяти, здание было освящено архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием и митрополитом Тимофеем из Иерусалима. Идее этого православного приюта для девочек при монастыре 136 лет. Раньше в нем жили 30 детей. Возрожденный приют тоже рассчитан па это количество детей, в возрасте от 3 до 6 лет.

Духовник приюта иротоирей Фома Абель отмечает, что в историях девочек «нет ничего хорошего. Когда девочки впервые приехали в приют, на них было больно смотреть. Вы можете себе представить трех-, пятилетнего ребенка, который боится людей, который с недоумением смотрит на взрослого человека, когда тот ласково гладит детскую головку? А малютку, которая ни разу в жизни не видела постельного белья, не говоря уже об игрушках, уютных кроватках? Они, воспитанницы приюта, были тогда именно такими.

В «наследство» этим девочкам достались целые букеты хронических заболеваний и задержка в психическом развитии. Некому было этим самым развитием заниматься: у кровных родителей (большинство девочек в приюте - социальные сироты) свои, ну очень серьезные, «проблемы». Видимо, решить их горе - родители не могут и по сей день, так как в специальные «родительские» дни навещать своих дочерей не торопятся. Как правило, в гости к малышкам приезжают бабушки.

Сегодня раны в душе девочек затягиваются. Медленно, но верно малышки меняются, становятся открыт ее, спокойнее. Они все реже просыпаются по ночам со слезами на глазах, а если просыпаются, то видят мирно мерцающую лампадку и успокаиваются. Прошлое уходит, уступая дорогу настоящему».

В приюте все сотрудники обращаются друг к другу по имени-отчеству, чтобы девочки к этому тоже привыкали. Хотя все равно бывает, что кто-нибудь из детей скажет слово: «Мама».

Девочки присутствуют на каждом богослужении, но не молятся от начала до конца. Утренние и вечерние молитвы для них тоже несколько сокращены.

Живет приют па средства попечителей, благодаря чему у девочек имеются хорошие игрушки, они занимаются в классных комнатах, где есть все необходимое для развития детей (конструкторы, игры, всевозможные пособия), в отличном спортивном зале, в котором стоит огромная пневматическая конструкция с множеством горок, лабиринтов, сухим бассейном. На территории приюта имеется своя сауна и бассейн, настоящая русская бревенчатая баня.

Когда девочки вырастут, они смогут сами выбрать свой путь, неволить их никто не будет.

Несмотря на то, что обитательницам приюта мало лет, они уже многому научились: плести кружева на коклюшках, выращивать растения, работать на грядках в теплице, печь блины на Масленицу или лепить пельмени к Рождеству вместе с взрослыми, убирать в спальнях, кормить обитателей и еще у них остается время на беззаботные игры.

Как только девочки подрастают, их начинают обучать домоводству и рукоделию (шитью, вышивке, вязанию, плетению) более серьезно, чтобы к восемнадцати годам каждая воспитанница стала настоящей мастерицей.

Санкт-Петербургский региональный общественный благотворительный фонд «Духовное возрождение», реализуя программу «Содействие», целями которой выступают формирование общественного мнения, создание благоприятной социальной обстановки для духовного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание «Воспитательных домов» при Приходах Русской православной церкви; организация работы по сохранению и возрождению культурно-исторического наследия Православия и привлечение к этой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создали социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом» при строящемся храме «Державной иконы Божией Матери». Здесь осуществляется социальная реабилитация и адаптация, духовное воспитание беспризорных и безнадзорных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание им необходимой комплексной помощи в духовном становлении, профессиональной подготовке воспитанников, а также создание материальных условий для начала их самостоятельной жизни.

В современных условиях статус всех православных приютов определён Типовым уставом, в котором подчеркивается, что приют является некоммерческой организацией, предназначенной для временного проживания, социальной реабилитации и духовно-пастырского окормления несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, традициями Русской Православной Церкви и настоящим Уставом. Учредителем Приюта является религиозная организация. Несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, принимаются в него независимо от их вероисповедания и от вероисповедания их родителей.

Описание жизнеустройства православных приютов, содержания обучения и воспитания в них можно продолжить и дальше. Однако, используя сравнительно-сопоставительный метод можно выделить присущие им и сегодня общие черты, обеспечивающие реализацию задач социального воспитания детей, лишившихся попечения родителей:

- во-первых, создание благоприятных условий для общего и социального развития, духовного становления каждого ребенка, оказавшегося вне семьи, используя потенциалы быта, жизнедеятельности, организации взаимодействия;

- во-вторых, налаживание религиозного образования, которое делится на две части - просвещение и воспитание. Просвещение предполагает открытие каждому ребенку основы культуры, традиции его предков. «Уча православие ребенок получает возможность сохранить праведность, чистоту, жить целомудренно».

Религиозное образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного вероучения, сопровождается приобретением соответствующих знаний, религиозной практикой, участием в жизни религиозного объединения.

Приобретение религиозно-культурологического знания происходит в рамках курса «Православная культура». Обучение религии предполагает привлечение детей в религиозное объединение, добровольное во церковление. Как отмечает Т.В. Склярова, для этого необходим!^ некоторые помогающие действия со стороны взрослых: а) регулярность, чтобы дети ознакомились с годичным кругом богослужения; б) отсутствие каких-либо заманчевых обещаний; в) «молитвенное» (за благодетелей, воспитателей, учителей); г) отношение к сотрудникам детского дома (приюта) как к соратникам; д) постоянное обращение к жизни самих детей.

В процессе религиозного воспитания, которое дети-сироты получают в православном приюте, происходит па добровольной основе целенаправленное и планомерное внушение человеку мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих вероучительным принципам определенной конфессии. В его основе лежит феномен удвоения мира и его сакрализации, два уровня - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Первый включает в себя три основных компонента:

- информационный (объем знаний но истории церкви, богословию, догматике, священной истории);

- нравственный (научение преломления собственного опыта через требования христианской морали);

- деятельностный (участие в богослужении, церковном творчестве, милосердных делах).

Второй уровень (мистический) включает подготовку и участие в церковных таинствах, домашней молитве, чувстве благоговения, почитание святынь).

Следовательно, изучение опыта милосердно-благотворительной деятельности русской православной церкви позволяет говорить о ее плодотворном участии на протяжении всей истории России в решении проблемы помощи детям-сиротам.

В настоящее время начинается по существу новый этап в милосердно-благотворительной деятельности православия, который выражается в посильной заботе о детях, оставшихся без попечения родных, их воспитании и обучении через разветвленную сеть православных детских домов (приютов).

 

АВТОР: Полоцкая Е.В.