09.03.2012 5080

Педагогические условия эффективности социального воспитании детей-сирот в православном приюте

 

Анализ модели, которая нами была реконструирована на основе разностороннего оценивания сложившейся системы функционирования православных приютов, расположенных на территории города Костромы и области, с одной стороны, рефлексия педагогического опыта воспитания детей, лишившихся родительского попечения, с другой стороны, осмысление теории и практики социального воспитания в образовательных учреждениях, с третьей стороны, позволили выделить и сформулировать те педагогические условия, которые будут способствовать эффективной интеграции детей - социальных сирот в жизнь современного российского общества, социальной адаптации автономизации в нем. При этом мы исходили из того, что, во-первых, под педагогическими условиями в энциклопедических изданиях и научных публикациях, авторами понимаются, в одних случаях требования, правила, предъявляемые одной из сторон взаимодействия устанавливаемые в какой-либо области жизни, в другом - обстановка, в которой происходит рассматриваемое явление, в- третьем - некоторое ограничение деятельности, в-четвертом - обстоятельство, от которого что-либо зависит. В последнем смысле и мы будем педагогические условия трактовать как совокупность обстоятельств, сопутствующих осуществлению процесса социального становления, духовно-ценностной ориентации ребенка, воспитывающегося в не семьи; во-вторых, мы руководствовались тем, что, социальное воспитание - процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных учреждениях, который помогает развивать возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценное для общества, в котором он живет (А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, Р.В. Ясницкая). Оно происходит в ходе взаимодействия трех составляющих: организация социального опыта детей и подростков, их образование и индивидуальной помощи им. Следовательно, в приюте как воспитательной организации реализуются такие функции, как культурно-образовательная (просвещение детей; выработка системы знаний и взглядов, приемов решения жизненных проблем; формирование социальных умений и навыков); регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отношения, жизненные позиции и т.п.); коммуникативная (формирование поля общения, создание пространства для освоения опыта ролевого поведения); социально-компенсаторная (восполнение недостающих фрагментов среды, элементов социальных контактов, необходимых для приобретения опыта взаимодействия с социумом, его расширения и обогащения). Предлагаемые педагогические условия должны быть направлены на оптимизацию всех составляющих, обеспечивающих эффективность социального воспитания в такой специфической воспитательной организации, которой является конфессиональный приют для детей, оставшихся без попечения родителей.

В-третьих, нами учитывались те научные выводы и рекомендации, которые были сделаны другими исследователями, изучавшими различные аспекты организации социализирующей и ресоциализирующей деятельности в работе с разными категориями детей-сирот.

В частности, в докторской диссертации О.А. Дорожкиной доказано, что важнейшим путем преодоления социального сиротства в стране являются варианты семейного решения, адекватные к личностным особенностям конкретного ребенка, или его устройство в специальные учреждения для детей-сирот, приближенные по образу жизни к условиям коллективной семьи, приспособленные к индивидуальным нуждам детей. При таком жизнеустройстве осиротевших детей или лишившихся родительского попечения имеется больше возможностей для усвоения ими социально исторического опыта, опыта эмоциональных семейных и социальных взаимоотношений.

В известной мере, продолжая данную логику исследования, В.И. Шишова в своей кандидатской диссертации обосновывает организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективную организацию воспитательной деятельности по преодолению последствий социального сиротства в учреждениях государственной поддержки. Автор исходит из того, что «эффективность воспитательной деятельности детских домов в значительной степени обусловлена возможностями создания вторичной семьи, под которой понимается малая социальная группа, основанная на сочетании авторитарного и демократического стиля общения, гуманных взаимоотношениях членов семьи, связанных общностью быта, моральной и психологической поддержкой. Важнейшими условиями, по мнению автора, являются:

- Создание культурно-воспитательного пространства детского дома как динамичной системы отношений и связей субъектов воспитания, являющихся носителями определенного культурного и субкультурного опыта, направленного на подготовку воспитанников к будущей семейной жизни.

В реализации данного условия определяющим стало формирование стиля семейного воспитания как способа взаимодействия между взрослыми и детьми, выражающегося в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг к другу чувств.

«Климат обращенности к человеку» и «климат помогающих отношений» стали необходимой основой для успешного развития группы как дружной, сплоченной семьи, усиленного развития каждого воспитанника.

- Гуманизация режима проживания воспитанников, как такое устройство правил, которое позволяет каждому ребенку наиболее полноценно жить, чувствовать себя защищенным, быть здоровым и развитым. Поэтому был дифференцирован режим пребывания воспитанников с учетом потребностей групп – «семей» и разделение режима групп.

- Создание развивающей среды, которая учитывала бы основные типы детей, входящих в группы – «семьи»:

- социально запущенных;

- с социально-педагогическими рецидивами;

- с медико-психологическими отклонениями.

- Развитая система образовательно-воспитательной работы, ориентированная па идеи семейного уклада.

В основу этой системы положена идея социализации и реабилитации воспитанников: социально-бытовой, медико-психологической, психолого-педагогической, социально-трудовой.

Реализация образовательных программ носила поддерживающий характер, т. е. обеспечивала преемственность социально-культурного опыта, который в иных формах и видах усваивают воспитанники в школе. Это: программа самопомощи, программа социальной адаптации и творческого развития ребенка, программа общекультурного развития, программа экономического просвещения и трудового воспитания, оздоровительные программы.

Воспитательная деятельность детского дома включала сквозную комплексную программу «Семья», в центре которой - семья, ее история, перспективы. Это: подготовка воспитанников старшей группы к семейной жизни; коррекция ситуаций семейной жизни и семейная психотерапия; ознакомление с домашней экономикой, гигиеной и заботой о здоровье; семейное право; семейный уклад, семейная мораль, бюджет расходов, организация досуга; взгляды великих на воспитание детей в семье.

Самым главным в реализации данных программ явилось введение личностного смысла как педагогического фактора успешности образования воспитанника, формирование его самости и социумности как ядра личности. Педагогическая помощь воспитателя состояла в знании способностей ребенка к научению.

Наряду с целенаправленной работой в рамках объединений - «семей» воспитанников необходима целенаправленная работа педагогического коллектива по обеспечению индивидуального консультирования детей по проблемам выбора жизненного пути. Основными методами этой работы стали:

- Метод поэтапного конструирования жизненных стратегий ребенка (путем последовательного анализа с детьми образа жизни, жизненных ценностей, норм и целей);

- Метод актуализации уже имеющегося социального опыта личности ребенка.

- Метод согласования и соотношения будущей деятельности ребенка с ожиданиями и поведением участников его жизненного пути (Л.В. Байбородова).

Важной особенностью развития детского дома на основе идей семейного уклада являлось то, что создание групп-семей проходило в едином воспитательном коллективе педагогов и воспитанников.

Говоря о социально-педагогической реабилитации детей-сирот, Е.А. Обухова справедливо подчеркивает, что преобладающее большинство из них, до попадания в учреждения государственного призрения, получили достаточно разнообразный негативный опыт, имеют низкую общую культуру, отличаются от своих сверстников отсутствием интересов, социальной апатией, повышенной утомляемостью, частой сменой настроения, агрессивностью, поэтому нуждаются в восстановлении определенных функций, в возвращении к жизнедеятельности, успешность которых будет обеспечиваться, во-первых, комплексной диагностикой подростков; во-вторых, соответствующей подготовкой педагогов к выполнению своих воспитательных функций; в-третьих, разработкой и реализацией специальных реабилитационных программ, которые предусматривают формирование у таких детей познавательного интереса, организаторских навыков, коммуникативных умений, адаптивного поведения при помощи тренингов «Коммуникативная культура», «Снятие гнева», «Все сумею, все смогу...», «Мое поведение» и других.

Благодаря всему этому налаживается общение с окружающими, складывается позитивное восприятие мира, оптимизируются отношения со взрослыми, что, в целом, способствует лучшей их социальной адаптации.

Несмотря на отсутствие, на первый взгляд, прямой связи нашего исследования с данными, полученными в диссертации Н.О. Тархановой, нас привлекли обоснованные ею педагогические условия, так как, во-первых, речь в принципе идет о сходной социальной группе детей. Под безнадзорными автор понимает такую категорию подростков, у которых, с одной стороны, сохранилась некоторая эмоциональная привязанность ребенка к одному или нескольким членам семьи при фактическом отсутствии или значительном временном сокращении общения ребенка с родителями, с другой - при нарушении или разрушении внутренней духовной детско-родительской связи, что характерно и для воспитанников православных приютов; во-вторых, о сходных проявлениях в социальной дезадаптации детей, которая происходит также в результате невозможности или затрудненности осуществления ими своей позитивной социальной роли, соответствующей их потенциалам и запросам. Поэтому интересными и важными для решения поставленных задач социального воспитания в православных приютах можно также признать создание особой реабилитационной среды, формирование у детей системы внутреннего самоконтроля, обеспечиваемого интериоризацией социальных норм и ценностей; формирование у них установки на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».

В большинстве других исследований, посвященных различным аспектам воспитания социальных сирот, речь идет о педагогических условиях, обеспечивающих их успешную социальную адаптацию.

К этим условиям относят прежде всего личностные, характеризующиеся самостоятельностью, активностью, развитыми организаторскими и коммуникативными способностями; поведенческие, которым присущи сформированная социальная компетентность, умения межличностного взаимодействия, самоконтроля в общении; деятельностные, в которых ведущее место отводится включению в различные виды социально-значимой деятельности.

В-четвертых, нам следовало принимать во внимание основные концептуальные положения православного воспитания, учитывать азбуку такого воспитания, в котором «...дитя, по учению русской православной церкви, не настолько испорчено, чтобы оно совсем не было восприимчиво для добра и чтобы его нельзя было благоразумным воспитанием с самого раннего возраста направить к добродетели...какой именно образ получат они, это, без сомнения зависит от тех, кто кладет свою печать...». Исходя из этого формулируются цели воспитания: насаждать все доброе в детских сердцах, приучать их с самого раннего возраста к благоговению перед Богом и молитве, к послушанию и аккуратности, к справедливости и откровенности, к терпению и самоотвержению. Отсюда содержание такого воспитания ориентировано на благочестивые упражнения, воспитание послушания, правдивости, самоограничения, чувства стыдливости. Поэтому, как отмечает Л.В. Сурова, концептуально православное воспитание следует понимать как глубинный, медленный, непростой, требующий комплексного, системного подхода, то есть увязывания многих различных, часто просто противоречащих друг другу компонентов, результатом которого станет духовный опыт, особое устроение души человека.

Об этом же в свое время говорил и К.Д. Ушинский, который определяющее место в решении вопросов духовно-нравственного воспитания отводил православной религии. По его мнению, основы нравственного поведения, этики, взаимоотношений между людьми (учителями и учениками) определены православием.

В своих педагогических работах К.Д. Ушинский рассматривает следующие средства духовно-нравственного воспитания: труд, который педагог определяет как основную христианскую добродетель, так как «человек рожден для труда; груд составляет его земное счастье; труд - лучший хранитель человеческой его нравственности, и труд же должен быть воспитанием человека»; евангелие, как источник основных нравственных норм, как ориентацию на идеал: «Устанавливая образ хорошего человека, и мы невольно сопоставляем его со своим собственным образом и стремимся быть хорошими, потому что стремимся к совершенству, к Богу....Не делай того другим, чего не хочешь, чтобы другие тебе делали»; церковь, оказывающую на всю жизнь ребенка «светлое, отрадное воспитательное влияние» своими обрядами, которые К.Д. Ушинский называет «духовными элементами».

Важное место в системе воспитания отводил он священнослужителям, которые должны «умственно и нравственно возвышать людей».

Все выше перечисленные обстоятельства послужили основанием для выделения, последующей проверки и обоснования педагогических условий эффективности социального воспитания детей, лишенных попечения родителей, в православном приюте.

Необходимость первого условия, определяется, во-первых, составом воспитанников, которые приходят в приют из преимущественно нерелигиозных семей, повидав много несправедливости, будучи свидетелями многих аморальных поступков взрослых, пережив все формы насилия, в разном возрасте (например, в начале двухтысячного года в Ковалевском детском доме самому старшему было шестнадцать лет, а младшему - три года), являясь представителями разных культурных и этнических сообществ (цыгане, чеченцы, жители Средней Азии, Прибалтики); во-вторых, за ними сохраняется возможность в дальнейшем самим выбрать, куда возвращаться; в-третьих, их право на равный доступ к образованию должно быть реализовано. Поэтому в каждом из трех приютов налажены связи со школами, организовано обучение в соответствии с государственным стандартом, проводится регулярное освидетельствование качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков.

В частности, воспитанницы приюта имени Праведного Иоанна Кронштадтского при Богоявленско-Анастасиниом женском епархиальном монастыре г.Костромы обучаются в двух городских школах: муниципальной школе №1 для детей, имеющих отклонения в развитии, и общеобразовательной школе №12 строго согласно их учебного плана. Для организации качественного преподавании предметов государственного стандарта имеется вся необходимая методическая и учебная литература, учебно-наглядные пособия и дидактический раздаточный материал. В связи с тем, что многим девочкам учение дается трудно, у них не сформированы учебные навыки и отсутствуют познавательные интересы, на уроке, в системе дополнительных занятий широко используются настольные игры развивающего характера, социально-ориентирующего плана, технические средства обучения (телевизор, 2 видеомагнитофона, 4 магнитофона, фильмоскопы, диапроекторы). Кроме того, в приюте имеется видеотека, содержащая информацию светского и религиозного характера, которой пользуются педагоги и воспитатели для бесед о правилах поведения, для разъяснения основ христианской морали и этики.

- Видеокамеры приспособлены не только для того, чтобы фиксировать знаменательные события в жизни воспитанниц и приюта, но и для трансляции традиций, формирования у девочек навыков общения, анализа жизненных ситуаций, формирования опыта конструктивного взаимодействия с разными категориями детей и взрослых, как в рамках церковного сообщества, так и за его пределами, в мирской жизни.

Для индивидуальной работы с воспитанницами, качественного ведения ряда учебных дисциплин (информатики, физики, химии, иностранного языка) в распоряжении педагогов имеются компьютеры.

Аналогичную картину мы наблюдаем и в другом приюте для девочек при Троице-Сыпаиово Пахомиево-Нерехтском монастыре, воспитанницы которого получают светское образование благодаря сотрудничеству с учителями средней школы №4 г.Нерехты Костромской области. Основные предметы здесь ведут самые опытные педагоги этой школы в соответствии с утвержденным для всех учащихся данного образовательного учреждения учебным планом. Вся учебная документация (классные журналы, приказы и т.д.) ведутся здесь согласно Уставу школы и законодательству Российской Федерации «Об образовании». И в этом случае, как отмечается в заключении Прокуратуры Костромской области, имеется все необходимое ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса (технические средства, учебно-наглядные пособия, дидактические материалы для групповой и индивидуальной работы, дифференциации учебного материала и индивидуальной воспитательной помощи).

Воспитанники приюта для мальчиков с. Ковалеве Нерехтского района Костромской области посещают муниципальную сельскую школу в с. Лаврово и осваивают там светское содержание образования также в соответствии с государственным минимумом по предметам учебного плана. Свои знания они пополняют, углубляют и расширяют во второй половине дня в своем детском доме, используя для этого все богатейшие потенциалы данного воспитательно-образовательного учреждения для детей-сирот.

Итак, во всех приютах образовательный процесс ориентирован на личность с учетом всех четырех типов комфортности в обучении: интеллектуальной (объем учебного материала, характер его изложения, уровень сложности, стиль общения соответствуют актуальному уровню его развития, создают условия для успешности); темповой (все виды учебной и внеурочной деятельности ребенка соответствуют его индивидуальным возможностям); физической (учитывается состояние здоровья воспитанника, реализуются технологии индивидуализации); социальной (не подчеркивается особенность социального и личностного статуса детей, а, напротив, учитывается их жизненный опыт, ценностные ориентации, обеспечивается защищенность, удовлетворяется потребность в безопасности).

Наряду со светским, всех воспитанников приютов, учитывая их умственное и возрастное развитие, знакомят с основами христианской морали, с основами православной культуры.

При этом выдерживается подход, который был высказан протоиереем Е. Шесту ном: «Религиозное образование мы должны делить на две части - просвещение и воспитание. Просвещать мы обязаны всех. В этом и состоит свобода, поскольку нельзя сделан» выбор, если ты не знаешь содержания того, что можешь выбрать. Верить и любить насильно не заставишь, но знать христианство человек просто обязан. Если мы хотим вывести на новый духовный уровень наших детей и самих себя, то мы должны изучать Православие. Уча Православию, мы не заставляем людей молиться, креститься, мы открываем каждому человеку основы его культуры, традиции его предков».

Несмотря на наличие большого числа программ, в которых рассматриваются основы православной культуры (иероманаха Киприяна; Д.Г. Колбасова, И.И. Позднякова, Ю.С. Исатова; О.Л. Янушкявичене; O.K. Харитонова, протоиерея В. Дорофеева; В.А. Гребенькова, В.М. Меньшикова; Л.В. Суровой и др.), в каждом приюте можно увидеть общее и особенное, как в логике преподавания, степени сложности материала, расстановки акцентов, выбираемых принципах и формах. В частности, общим является поэтапность, ступенчатость и концентричность подачи информации. Для каждой возрастной группы (дошкольное детство, начальная, основная и старшая школа) предусмотрены:

- мировозрение, в основе которого находится понятие, призванное помочь ребенку в создании в своем сознании единой структурной модели мира, отражающей комплекс связей и отношений. Так как «ребенку не только нужно осмыслить пространство живого мира, ощутить себя в этом мире, найти свой путь и научиться им идти», то преподавание данной дисциплины предполагает «во-первых, обращение к отдельным областям человеческих знаний, к отдельным фактам жизни, к предметам, которые изучаются в конкретном классе; во-вторых, осуществление наблюдений и запись впечатлений; в-третьих, использование «живого разговора», как элемента диалога, который побуждает их к слушанию другого, к обретению опыта поиска соборного решения, развивает речь, помогает сформулировать мысль (Л.В. Сурова); в-четвертых, применение различных ситуаций из жизни, для развития чувства сопереживания. Таким образом, благодаря выстроенным в определенной логике беседам дети формируют отношение «к Богу как Законодателю и Искупителю; к себе как к частичке мира; к ближнему; к миру с пониманием ответственности за него» (О.Л. Янушкявичене).

Приведем в качестве иллюстрации один из фрагментов рассматриваемого образовательно-воспитательного курса для детей 6-7 лет, который предполагает:

- Лепим из пластилина «красивое». Строим сказку. Кусок пластилина на столе учителя никто не трогал. Может ли из него само по себе что-нибудь получиться?

- Ищем «красивое» в лесу, в парке. Кто создал из земли эти листья, цветы? Что еще сотворил Бог? Рассматриваем мир Божий вокруг нас.

- Непостижимость Божия. Бог имеет глубину, которой нет в людях. Людям никогда в полноте не постигнуть Бога. В Боге всегда есть тайна. Тайна Святой Троицы. Единство Святой Троицы, основанное на любви.

- Любовь - сущность и смысл существования человека. Как хорошо быть рядом с тем, кто любит других. Такой человек все время ищет возможности излить на кого-то свою любовь, сделать другому добро. Божия Любовь так велика, что ею создан весь мир. Материнская любовь - наиболее прекрасное отражение в мире Божией Любви.

- Сотворение Богом мира. Первый день творения. Мир прекрасных ангелов. Мы не видим их, по они помогают нам. Ангел-хранитель. Какие мысли и поступки он может нам подсказать? Кто говорит с нами через совесть?

- Сотворение видимого вещества вселенной. Тьма. Закрываем глаза, чтобы ее представить. И сказал Бог: да будет свет (Быт. I: 3) Открываем глаза. И увидел Бог свет, что он хорош... (Быт. 1: 4) Зачем нужен свет растениям? Животным? Людям? Пробуем написать слово с закрытыми глазами и с открытыми. Пробуем пройти по классу, закрыв глаза. Почему добрые дела делаются днем при свете, а злые (например, воровство) - ночью? Свет добрых дел.

- Второй и третий день творения. Подходим к окну и смотрим на небо. Какое оно? Каким еще бывает небо? Какое небо мы называем хмурым? Ясным? Чистым? Небо сотворено во второй день. А вся земля была покрыта водой. Рисуем небо и воду в тетрадях. Наливаем воду в плоскую тарелку. В третий день Бог повелел, чтобы вода собралась в особые места. Наклоняем тарелку с водой. Появилась суша. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое... И увидел Бог, что это хорошо. (Быт. I: 11, 12). Рисуем цветы, деревья, плоды. Какие цветы, деревья мы знаем? Какие плоды любим есть?

- Четвертый день творения. Сотворение светил. Для чего нужно солнце? Для чего нужны луна и звезды? Что мы делаем, когда солнце встает, когда оно светит, когда оно садится? Почему луна светит неярко? Премудрость Божия, разлитая в творении.

- Пятый день творения. Сотворение «души живой», способной воспринимать Благодать Божию и радоваться ей. Каких мы знаем и любим птиц? Рыб?

- Шестой день творения. Сотворение животного мира. Премудрость и Любовь Божий, проявленные во взаимодополняемости, целесообразности, красоте творения. И увидел Бог, что это хорошо.

- Кому Бог отдал этот прекрасный мир? Сотворение человека по Образу и Подобию Божию. Человек дает имена всем животным. Жизнь Адама и Евы в раю. Содержание райской жизни - благодатное общение с Богом. Что такое молитва? Обязанность Адама и Евы заботиться о рае. Наша обязанность заботиться обо всем вокруг. Если посадил цветок, его нужно поливать. Если завел котенка, его нужно кормить. Забота Божия о всем мире и о нас.

- религиозная грамотность, которая призвана помочь ребенку понять основные догматические положения Православной Церкви, подготовить его к таинствам жизни, к Церкви. Например, тема: «Храм», чаще всего включает три части: а) формирование понятия «храм», через сопоставление; б) формирование представления о том, какие бывают храмы; в) формирование представления о «нашем храме» (экскурсия). Опишем один из фрагментов такого разговора, опираясь на разработку Л.В. Суровой.

В чем структурное отличие Литургии Верных от Литургии Слова? Почти все элементы в Литургии Верных неизменяемые. Вся Литургия Верных в структурном отношении представляет собой некий единый блок различного типа молитв: ектений, соборных молитвенных песнопений, возглашений, исповедания, покаянных молитв, молитв предстоятеля.

Кроме того, в Литургию Верных входят таинственные священнодействия. Это то, что мы можем видеть и слышать. Но главное чудо Литургии Верных незримо. Это чудо схождения Христа к нам, на Святые Дары - Таинство Пресуществления. Спросим себя, можем ли мы понять, как совершается это чудо? Нет, оно остается недоступным для человеческого ума и чувств. Однако вся история Церкви свидетельствует о том, что чудо единения нас с Господом совершается, путь святости открывается, и им уже шествуют сонмы святых всех времен и народов. В этом суть таинства Евхаристии.

А теперь вспомним, что произошло на Тайной Вечере? Что означают слова Христа «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается... сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается...». Именно Тайная Вечеря была первой Евхаристией, совершенной самим Христом.

Давайте проследим последовательность Литургии Верных, вникая в молитвенные обращения предстоятеля, здесь они несут главную смысловую нагрузку, отражая духовный опыт всей Церкви.

Начинается Литургия Верных с ектеньи и молитвы предстоятеля. Затем - вторая ектенья верных и вторая молитва предстоятеля. После этого начинается Херувимская песнь, собирающая всех Верных воспеть Славу Божию, как воспевает ее весь ангельский мир. В это время Святые Дары торжественным шествием переносятся с Жертвенника на Престол.

Это - Великий вход. Что он собой знаменует?

Вхождение всех в новое духовное состояние. Горячее желание быть ближе к Богу, служить Ему. Все это отражено в молитве предстоятеля. После Великого входа - просительная ектенья и молитва священника о приношении бескровной Жертвы и следом всеобщее исповедание - Символ веры. О чем он говорит?

В нем сконцентрировано все христианское учение, главные догматы Церкви о Триедином Боге - Отце, Сыне и Святом Духе, о двух природах во Христе, о Святой Церкви.

После Символа веры - Лобзание мира. С возгласом «Христос посреди нас!» христиане целуют друг друга в знак любви.

Задумаемся, каким образом Христос может присутствовать среди нас в храме?

Бог там, где любовь. Поэтому, желая встречи с Ним, мы стремимся поселить в своем сердце любовь ко всем, находящимся рядом с нами, ко всем живущим.

Затем начинается главная часть Литургии Верных Евхаристический канон, это особые молитвы предстоятеля, дополняемые всеобщими возглашениями собравшихся.

(Необходимо пояснить некоторые смысловые связи молитв, где единые синтаксические конструкции разбиваются на два голоса: на возгласы иерея и ответы хора. По тексту можно видеть, как нарастает духовное напряжение всей предстоящей Церкви, священнослужитель же облекает эту всеобщую энергию любви и стремления к Богу в огненные слова молитвы. И вот совершается Возношение Святых Даров, а затем призывание Духа Святого на Них. Наступает самый священный миг Литургии, происходит Таинство Пресуществления: хлеб и вино таинственно изменяют свою сущность, становясь истинным Телом и истинной Кровью Христовой. После этого предстоятель начинает молиться о причащающихся, обо всех членах Церкви. Хор как бы вступает в диалог с ним и особо возносит хвалу Пресвятой Богородице. Священник продолжает молиться о Церкви, о стране, о властях, поминая усопших и живых. Затем идет просительная ектенья из 12 прошений. И вслед за молитвой предстоятеля мы молимся о даровании нам благодати быть сынами Божиими и обращаться к Богу - «Отче наш». Звучит эта соборная Евангельская молитва, и Святое со словами благодарения и надежды, которые возносит предстоятель, готовится быть преподано Святым, то есть христианам, собравшимся в Церковь и славящим Бога.

Здесь опять вступает хор, возглашая, что свят лишь один Господь,- и вся Церковь трепетно замирает в ожидании.

Далее следуют молитвы ко Святому Причащению и само Причащение, сначала священнослужителей в алтаре, затем мирян, которые готовы к Причастию.

Заканчивается Литургия благодарственными молитвами, хвалой Богу и всеобщим Многолетием.

Это церковное Таинство не может быть сравнимо ни с чем в нашей земной жизни. Оно есть преодоление всех земных законов и выход в пространство Вечной Жизни, где мы встречаемся с Богом и пребываем с Ним. А теперь подумаем, что значит причаститься? Что значит сделаться частью Христа? Как в нашей жизни будет проявляться то, что мы причащаемся Его страданию и Его Воскресению?

Здесь, на земле по примеру Спасителя мы берем па себя крест служения людям, и надеемся, что Господь поможет нам его нести. Как же верующие готовятся к причастию и что ему предшествует в нашей Церкви?

Прежде таинства Причащения должно совершиться таинство Покаяния, то есть исповедь. Из чего состоит подготовка к исповеди?

Из обнаружения своих дурных дел, намерений и своих дурных мыслей.

(Разобрать некоторые покаянные молитвы из правила ко Святому Причащению).

Выписать несколько покаянных стихов из правила ко Святому Причащению и благодарений после него. Эта часть любой программы включает знакомство с церковными праздниками, их историей, связанными с ними традициями;

- основы христианской морали п этики, которые касаются христианской системы нравственных ценностей, знакомят детей с понятиями «забота», «честность», «ответственность», «послушание», «прощение», «благочестие» и др.

Таким образом, взаимодействие светского и религиозного начал сориентировано на реализацию принципа дополнительности в социальном воспитании, который находит свое выражение в расширении базовых знаний воспитанников за счет их ознакомления с предметами, выходящими за рамки образовательных программ (история православия, иконопись, природные святыни, светочи и др.), компенсирующих занятий, просветительского компонента, направленного на ознакомление детей с социально одобряемыми формами поведения, их включением в деятельность воскресных школ в качестве помощников, организаторов отдельных видов занятий и внеурочной работы.

Реализация второго условия порождена особенностями состояния здоровья воспитанников, последствиями их пребывания в неблагополучных семьях.

Анализ медицинских карт воспитанников, материалов опросов специалистов «Состояние здоровья ребенка», отчетной документации специалистов служб Медико-психологического сопровождения детей позволяет констатировать, что у 35% мальчиков и девочек в адаптационный период регистрируются головные боли (у 11%- беспричинные, у 9% - при волнении, у 13% - после физической нагрузки, у 2% - после посещения школы), слезливость и частые колебания настроения присущее - 54% обследованных детей; жалуются на всякого рода фобии (73%); утомляемость и нарушение сна у каждого второго ребенка. Последняя характеристика включает долгое не засыпание, беспокойный сон с кошмарами, криками, хождение в состоянии сна, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам. Кроме этого, у отдельных воспитанников отмечаются головокружения при перемене положения тела, двигательная расторможенность, ритуальные движения (теребит одежду, волосы, подергивает мочку уха, облизывает губы, грызет ногти, сосет большой палец, часто мигает, заикается), наблюдается появление экссудативного диатеза.

В детском приюте имени святого Праведного Иоанна Кронштадского, как свидетельствуют результаты освидетельствования врачей и психологов ведущих наблюдения за воспитанницами, девочки в 85% случаев несут на себе отпечаток своего пребывания в социально неблагополучных семьях (пьянство, алкоголизм родителей), который находит выражение в физическом и психическом нездоровье. Большинство детей имеют отклонения в нервно-психической сфере, хронические заболевания, соматически ослаблены, нуждаются в помощи специалистов: педиатра, нефролога, окулиста, кардиолога, психиатра. Из 20 воспитанниц 11 человек имеют инвалидность с детства, так как им присущи сниженный интеллект с эмоционально-волевыми нарушениями.

В целом, во всех без исключения приютах на первом месте находятся нервно-психические расстройства у детей (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость). Отягощена наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в здоровье таких детей, источником их многочисленных проблем: а) проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми, тем, что в дошкольный период 2/3 из них испытали на себе психическое, а 1/3 - физическое насилие и инцест. Недоразвитие вследствие этого механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности, повышенной уязвимости; б) проблемы педагогического характера, которые рождаются неудачами в адаптации в образовательных учреждениях, отсутствием целенаправленного обучения и воспитания, разнообразным опытом девиантного поведения (уходы из дома и бродяжничество, аутоагрессивное поведение, включая суицидные действия, ранняя алкоголизация и вступление в половую жизнь, корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, попрошайничество, угоны автотранспорта, иные имущественные посягательства).

Более детальное обследование детей свидетельствуют, что у каждого второго из них отмечается дефицит веса, отклонения в показателях крови, ЭКГ, мочи.

Следовательно, воспитанники приютов нуждаются, во-первых, в лечении в специализированном стационарном лечении в детских отделениях больниц, во-вторых, в поддерживающей терапии (некоторым из них 2-3 раза в год прописываются витаминные комплексы, курсы седативных и ноотропных препаратов); в-третьих, всем без исключения рекомендовано физическое закаливание.

Под закаливанием в широком смысле этого слова понимается придание большей устойчивости организму, создание условий для того, чтобы сделать человека физически или нравственно крепким, стойким, выносливым. В педагогике закаливание рассматривают как систему мероприятий, развивающих способность быстро приспосабливаться к различным условиям внешней среды и направленный, в первую очередь, на борьбу с простудой, кроме того, на повышение иммунитета, целесообразную мобилизацию внутренних ресурсов детского организма с целью их усиления и развития.

В современной литературе но формированию здорового образа жизни у детей и подростков основными закаливающими средствами называются солнце, воздух и вода. Анализ опыта деятельности православных приютов позволяет нам расширить этот список, пополнив его рациональным режимом дня, предусматривающим оптимальное сочетание движения и покоя, сбалансированным питанием, дозированием эмоциональных нагрузок, физическими упражнениями и простым (но соответствующим сезону) одеянием.

Результаты физического закаливания отмечаются не только в сокращении простудной заболеваемости детей, но и в росте их выносливости, стрессоустойчивости, способности переносить нагрузки. Наиболее яркой иллюстрацией позитивных последствий наличия данного условия может служить эпизод с покорением горных вершин, Эльбруса подростками-воспитанниками Ковалевского православного детского дома.

Подготовка к экспедиции началась с сентября 2000 г. Детям сразу сказали, что в экспедицию поедут не все, а только 12 человек. Критерии формирования сборной были следующие: дисциплина, успеваемость (очень опасный критерий, - в нашем случае мы имели в виду желание учиться и упорство, а не конечный результат, поскольку возможности у детей слишком разные), труд, участие в тренировках (бег на 4-5 км два раза в неделю, ОФП, закаливание - купание круглый год в реке). Была разработана шкала оценок и штрафов. К середине учебного года результаты не просто обнадежили нас, - они нас удивили. Дети перестали болеть. Резко возросла успеваемость, дисциплина и работоспособность (5 детей были переведены на учебу в элитную гимназию). В мае была сформирована команда из 14-ти детей и 5-ти взрослых участников. Младшим детям - 9 лет. 25 июля экспедиция прибыла в Кисловодск, однако, из-за воинской спец. операции па севере, пришлось резко изменить маршрут и идти с юга, со стороны пос. Терскол. Поскольку в группе присутствовали маленькие дети, было принято решение идти по гималайскому тину: с промежуточными лагерями на высотах 3900 м, 4100 м (скальная гряда над Приютом-1 I) и 4760 м (скалы Пастухова).

На акклиматизацию предполагалось затратить от 10 до 14 дней. Во время подъема и на стоянках постоянно велось наблюдение за самочувствием каждого участника (измерялось давление, частота пульса, ритмика сердцебиения), а также постоянно проводилась система психологического тестирования детей на предмет их самооценки, оценки окружающей обстановки и своего места, взаимоотношений внутри коллектива. Погода нас не баловала: каждую ночь бушевала гроза, лил дождь, валил снег, сильный штормовой ветер дул, практически, не переставая. Скорость акклиматизации детей была очень хорошей. Серьезных отклонений не наблюдалось. После нескольких дней занятий на снежно-ледовых склонах, 30 июля базовый лагерь был установлен на высоте 4100 м.. 1-го августа, в 12-00, флаг детского дома был поднят на Западной вершине г. Эльбрус (высота 5642 м) 1-й группой восходителей, в состав которой вошли: Анатолий Пилин (11 лет), Илья Лебедев (11 лет), Олег Горохов (14 лет), Максим Смирнов (15 лет). На следующий день, 2-го августа, наш флаг развевался над Восточной вершиной (высота 5621 м.). Туда он был поднят второй группой, в состав которой вошли братья-двойняшки Антон и Саша Ковригины (10 лет) и Анатолий Кочкин (11 лет).

Исследования спонсировались фирмами «ОТЕМ» и «Kami-Стаn коагрегат». Был снят двухчасовой фильм. Восхождение на Эльбрус не было целью экспедиции. Оно явилось итогом упорной и планомерной работы и тренировок в течение нескольких лет. Этот итог оказался несколько неожиданным даже для нас, взрослых! Прекрасная физическая и техническая подготовка, воля и мужество сделали из детского разновозрастного коллектива сплоченную команду! Был развеян очередной миф о недопустимости пребывания детей в высокогорной зоне, о непоправимых последствиях для их здоровья. Действительно непоправимым является то, что все они хронически «заболели» горами.

Таким образом, физическое закаливание направлено на развитие имеющихся защитных сил организма, выработку способности их мобилизовывать при изменениях в окружающей среде с помощью направленных воздействий.

Эффект такого закаливания обеспечивается полноценным и правильным питанием, пребыванием ребенка на воздухе, сочетанием физических упражнений, подвижных игр с чередующимися видами трудовой, познавательной и художественной деятельности.

У многих воспитанников, как показывают результаты исследований С.А. Беличевой, Ж.А. Захаровой, B.C. Мухиной, И.И. Осиповой и других, извращены такие нравственные представления о дружбе, товариществе, смелости, ослаблено чувство стыда, отсутствует трудолюбие, гипертрофировано желание к праздному времяпровождению, выражено стремление к индивидуализму, неуживчивость, неадекватная активность. Поэтому вполне естественна необходимость в сочетании физического и нравственного закаливания, на что еще в конце XIX века указывал П.Ф. Каптерев. Он писал, что «понятие о закаливании в физическом смысле уже давно пущено в оборот, находя закаливание решительно необходимым элементом правильно поставленного физического воспитания. О нравственном закаливании не говорят, а между тем побуждений к нему не только не меньше, а, вероятно, больше, чем к физическому». В этом контексте Петр Федорович нравственное закаливание рассматривает, во-первых, как некоторый дополнительный плюс, ресурс духовного воспитания молодежи; во-вторых, его определяет как»... развитие значительной душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от разных удовольствий для достижения поставленной цели», в-третьих, воспитанного духовно, но нравственно незакаленного человека он характеризует как дряблого, слабого, не способного выдерживать неблагоприятные моменты в жизни, в-четвертых, образ нравственно закаленной личности он рисует следующим образом: «это человек энергичный, стойкий, способный к продолжительному и высокому напряжению всех своих духовных сил». Система нравственного закаливания, по мнению П.Ф. Каптерева, складывается из двух сторон: страдательной и деятельностной. В соответствии с этим целью нравственного закаливания является воспитание нравственной выносливости, твердости убеждений, стойкости, душевной уравновешенности. Суть его заключается в том, что в процессе воспитания детей знакомят со светлыми и мрачными сторонами человеческой жизни, учат сопереживать горю и радостям других людей, помогать нуждающимся в поддержке. Оно строится на познании добра и зла, справедливости и несправедливости, успеха и неудачи. Его средствами выступают исторические портреты и зарисовки, погружение в литературную классику, использование биографического метода, участие в милосердной деятельности с учетом возможностей возраста.

Для этого в практике воспитания в православных приютах используются действия и слова Христа как пример нравственности. Изучение жизни Христа, его отношения к людям призваны помочь детям определиться с теми чертами Иисуса Христа, которые необходимо культивировать у себя, которыми следует руководствоваться при выборе форм нравственного поведения, понимания истинной дружбы, чести, мужества, достоинства, освоения подлинной гражданственности. Этому способствует рассказ воспитателя назидательного характера, выполнения творческих заданий типа:

- Решите загадку, ответив на вопрос: какие три шага нужно предпринять, когда вы думаете о чем-то плохом или сделаете что-то плохое? Обведите карандашом ответ. Необходимые слова идут по горизонтали и по вертикали.

Наилучшие результаты, как показывают результаты нашего исследования, наблюдаются в том из изученных православных приютах, в которых физическое и нравственное закаливание сочетается с социальным.

Социальное закаливание (М.И. Рожков) - это система педагогически целесообразных воздействий на социальный опыт ребенка с целью повышения социального иммунитета к неблагоприятным факторам окружающей его среды. Основное назначение социального закаливания - выведение ребенка в такой режим самостоятельности, при котором он может, руководствуясь собственными личностными смыслами, знаниями о своих потенциалах, общепринятыми нормами социального поведения, собственным опытом, принимать решения, адекватные социальной ситуации.

Социальное закаливание ориентировано на включение учащихся в такие обстоятельства, которые предвосхищают будущие жизненные ситуации, требуют волевого усилия для преодоления заключенных в них трудностей, противоречий, стимулируют выработку способов их преодоления.

Социальное закаливание, затрагивая волевую, эмоционально-нравственную и интеллектуальную сферы личности, обеспечивает социальную устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружения, гибкость, высокий уровень самостоятельности, адекватность реагирования на изменения. Физическое закаливание, таким образом, направлено на повышение сопротивляемости организма колебаниям во внешней среде, нравственное закаливание - на умение управлять своим душевным состоянием в границах православных нравственных ценностей, социальное закаливание стимулирует усвоение несовершеннолетними законов взаимоотношений с социальной средой, сохранение собственного личного и социального статуса в обществе, управление своим поведением.

Итак, закаливание может выполнять развивающую функцию, то есть способствующую появлению и закреплению новых характеристик личности, аспектов его жизненного опыта; регулятивную, то есть позволяющую судить о допускаемой мере, границах дозволенного во взаимоотношениях с окружающей действительностью; компенсаторную, обеспечивающую благоприятные условия для развития, приумножения тех сил, которые способны свести к минимуму имеющиеся недостатки; инициирующую, то есть освоение тех видов действительности, которые помогают успешному самоопределению.

Закаливание может осуществляться при помощи различных средств (вербальных, практических, имитационных) и разнообразных приемов (упражнений, методов проб и ошибок, игры, моделирования), а также за счет ситуативного обучения и выполнения ряда действий при помощи социальных проб. При этом под социальными пробами, как определяет М.И. Рожков, понимается «последовательность действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности на основе последовательного выбора адекватного ситуации способа поведения». Проба - это часть реальной действительности, требующей от личности определенных социальных действий, испытывающей личность с точки зрения ее готовности к осуществлению аналогичных действий самостоятельно.

Следовательно, данное условие связано с реализацией следующих положений: «право - выбор - ответственность». Право есть основа взаимоотношений в гражданском обществе, основной характеристикой которого является свобода каждого его гражданина, то есть возможность выбора способа и формы организации своей жизни. Ответственность как мера между правом и выбором позволяет реализовать первое и осуществить второе. Их совокупность предполагает взаимосвязанный характер, так как если первая составляющая нуждается в приоритете развития волевых качеств, общественно-нравственных представлений и чувств, расширяющих возможности ребенка как субъекта права, то вторая выражена открытостью, системностью, единством традиций светской и религиозной жизни.

Процесс такого закаливания воспитанников в православном приюте характеризуется целенаправленным содержанием, адекватными формами поэтапной реализации их потребностей, интересов, учитывающими уровень формирования ценностных установок, мотивов, норм поведения в конфессиональной среде.

Данная характеристика позволяет нам обосновать технологию закаливания: ближайшая цель - знания; промежуточная цель - убежденность; конечная цель - мотивы преодоления асоциальных и антисоциальных влияний извне на основе православных заповедей.

Реализация третьего условия рождена спецификой содержания воспитательно-образовательной деятельности приюта, сотрудники которого, считая православную семью важной составляющей окружающего мира, хотят, чтобы дети росли, ценящими родственные узы, чтобы дети, став взрослыми, смогли создать крепкие семьи. Поэтому в приютах для девочек особое внимание уделяется «душевному разговору», построенному на нравственных ценностях православия. Воспитание девочек протекает естественно, незаметно, так как между детьми и взрослыми нет отчуждения, потому что все живут одной жизнью, общими заботами.

Для погружения девочек в жизнь семьи широко практикуется использование упражнений, демонстрации, игры, на которых моделируются отношения между детьми и родителями, формируется представление о сестринских и братских отношениях, инсценируются семейные праздники, распределяется семейный бюджет, учатся ухаживать за малышами, сестрами, заботиться о бабушках и дедушках, лечить своих близких в домашних условиях.

У девочек из приютов есть подшефные старики, больные одинокие люди, которых они регулярно посещают и помогают им во всем. Девочки хорошо знают последовательность уборки, умеют готовить простую еду, делать покупки в магазинах и аптеках, поддерживать беседу на интересующие взрослых темы. Вечерами они обмениваются впечатлениями, рассказывая друг другу о событиях, связанных с жизнью их подопечных или своими действиями. Коллективное обсуждение последних выполняет роль косвенного воспитания, позволяя другим в аналогичных ситуациях принимать правильные решения.

Семейная модель воспитания способствует созданию теплой семейной атмосферы, позволяет в естественной обстановке формировать необходимые социально-бытовые навыки, чувство взаимной поддержки, снижает последствия эмоциональной депривации, погружая детей во все многообразие социальных проблем, развивает у них мотивы к их преодолению.

Для решения проблем ценностного социального ориентирования девочек была предложена программа «Человек», которая интегрирует в себе сведения о человеке как творце, о земле как нашем общем доме.

Цель программы - способствовать формированию целостного образа человека, его триединой сущности: телесной, душевной и разумной. Постижение первой ориентировано на формирование у детей представлений о себе и своей принадлежности к человеческому роду. Постижение второй раскрывает перед детьми процесс духовного становления человека как целенаправленное освоение им высоких духовных ценностей бытия, самосовершенствования духовной «жизни во взаимодействии с другими людьми. Постижение третьего направлено на мыслительное познание мира, сопровождаемое конструированием собственной его картины. Данная программа позволяет интегрировать рациональное и иррациональное, идеальное и реальное, индивидуальное и социальное.

Для постижения человека как творения Божьего использовались рекомендации, разработанные Л.В. Суровой. Например:

К чему признан человек? Каким он должен стать? Душа наша устремлена к Богу, ввысь. Она не должна быть связана никакими материальными узами. Человек свободен. Наш внутренний мир - духовное сокровище, его надо беречь. Трудно ли сохранить душу в чистоте? Кто нам поможет в этом? Может ли воля Бога стать нашей волей? Почему некоторые люди стали святыми?

Для формирования представления о себе, воспитания уверенности, умения анализировать поступки, чувства, мысли, понимать происходящее с ними, вводятся понятия «мой организм», «родственные отношения», «другие люди», даются способы ориентировки в своем кругу, в кругу окружающих взрослых и детей, формируются умения содержать в чистоте свое тело, одежду, рабочее место, общественные места, оказывать экстренную помощь, строить отношения в разных видах деятельности, выполнять правила поведения на улице, в храме, в магазине и т.д., управлять своим настроением, чувствами, предвидеть последствия собственных поступков, слов и действий.

Реализация этих идей проходит в виде специальных внеурочных занятий, типа:

- Занятие «Почему инвалидам тяжело в пути?»

Цель: подвести детей к пониманию и объяснению особенностей восприятия действительности инвалидами, у которых нарушена работа того или иного органа чувств, формирован, сочувствие к таким людям, желание помогать им. Наглядный материал: рисунок с изображением инвалидов, идущих но дороге: глухонемой, глухой, слепой, слепоглухонемой. Ход занятия:

- В начале занятия воспитатель выясняет у детей, в чем принципиальное отличие инвалида от больного человека. - Кто такие инвалиды? Чем они отличаются от больных людей? Взрослый предлагает решить проблемную ситуацию.

Представьте себе, что однажды отправились в дорогу 4 человека: слепой, глухой, глухонемой и слепоглухонемой человек. Слепому человеку сложно было быстро идти, он просил своих друзей не спешить, по ни глухой, ни глухонемой, ин слепоглухонемой не откликались. Глухой человек всегда переспрашивал слепого, что тот говорит, пытаясь понять смысл по движениям его губ. Глухонемой человек шел впереди всех и ни на кого не обращал внимания. Самым последи им шел слепоглухонемой человек. Затем дети отвечают на вопросы:

- Почему слепому трудно было идти быстро?

- Почему друзья не реагировали па его просьбу идти медленнее?

- Почему глухой человек постоянно переспрашивал слепого и как он пытался попять, что тот говорит?

- Почему глухонемой, идя впереди всех, не обращал внимания на своих друзей?

- Почему слепоглухонемой человек в пути отстал от своих друзей?

- Если бы ты оказался рядом, то, как бы ты мог помочь этим людям а пути?

- Как можно помочь слепому человеку на улице? При переходе улицы? При входе в подъезд дома?

Подводя итог беседе с детьми, взрослый поясняет:

Слепым людям помогают специально обученные собаки-поводыри, которые помогают своему хозяину ориентироваться в окружающем мире, свободнее передвигаться в пространстве.

Для помощи слепым людям чаще всего дрессируют немецких овчарок, иногда боксеров и лабрадоров. Тренировка начинается с выполнения простых команд: сесть, встать, лежать, стоять и т. п. Затем па собаку надевается специальная упряжка, конец которой держит в руках тренер. Собака учится идти слева от тренера на полшага впереди. Она должна выбирать дорогу, чтобы хозяину не приходилось наталкиваться на препятствия. Обученная собака-поводырь слушается хозяина, но двигается с места только тогда, когда это безопасно, выбирая удобный маршрут.

Воспитатель показывает картинку, где изображен слепой человек, держащий на поводке собаку-поводыря и идущий за ней.

Обычно такую собаку тренируют в присутствии хозяина и примерно в течение месяца они как бы привыкают друг к другу. Хозяин управляет упряжкой, посредством которой они передают сигналы друг другу. Вскоре они уже могут путешествовать по городским улицам, сначала под присмотром тренера, а йотом и самостоятельно. Обычно собака становится не просто незаменимым помощником, но и другом. И с этих пор они неразлучны.

- Запятив «Приключения Захарки»

Цель: упражнять детей в различении ситуаций (быль и небылица) при прослушивании сказки, учить исправлять ошибки, аргументировать свой ответ.

Наглядный материал: комплект сюжетных картинок.

Ход запиши:

Взрослый рассказывает:

Однажды в зимний морозный денек отправился Захарка отдыхать на пляж. Искупавшись в прозрачной теплой воде п полежав немного на ледяном песочке, он решил почитать свою любимую книжку. Удобно расположившись на самом большом кактусе, Захарка открыл книжку. А чтобы от яркого солнца не жмурить глаза, он их завязал плотным шарфом. Сидит Захарка, удобно разместившись на кактусе, читает свою любимую книгу... Глаза-то он от солнца спрятал, а вот спину солнце припекает. Припекло солнышко так, что рубашка па Захарке загорелась ярким пламенем и пошел дым.

По вскоре ветер пригнал большую грозовую тучу. Засверкала молния, загремел гром, и на землю полетели пушистые снежинки. А Захарка по-прежнему удобно сидел па кактусе и читал свою книгу. Огонь па спине погас. Вместо него там теперь лежала большая куча снега.

Дочитав книгу, Захарка поднялся, взглянул с завязанными глазами на часы и быстро зашагал к дому. Затем детям предлагается ответить на вопрос: - Что в этой сказке быль, а что небылица?

3 Разгадывание кроссворда «Мой организм» По вертикали:

- Он по вкусу даст нам знать - отодвинуть иль глотать. (...)

- Горшочек умей, хоть семь дырочек в нем. (...) По горизонтали:

- На ночь два оконца сами закрываются. А с восходом солнца сами открываются. (...)

- В лесу, где пасмурно и глухо, звук различии, поможет (...).

- Вдох и выдох будет прост, если не заложен (...).

4 Игра «Не пропусти свой звук» Цель: развивать фонематический слух детей.

Игровое правило: воспитатель предлагает каждому ребенку побыть домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком будут). Для этого они выбирают нагрудный знак с изображением любого звука русского языка ([р], [о], [у] и т. д.). В процессе слушания стихотворения (рассказа) дети определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со «своего» звука, ребенку нужно быстро встать и снова сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

5 Итоговое развлечение «Органы чувств - наши незаменимые помощники».

Цель: закреплять знания об организме человека, развивать логическое мышление и творческое воображение детей, воспитывать уважение к больным и инвалидам, желание оказывать им реальную помощь.

При проведении развлечения дети могут разделиться на две команды. Воспитатель

предупреждает дошкольников, что те из них, кто ответят па большое количество вопросов, получат поощрительные призы. Оценивает ответы детей жюри, в составе которого могут быть как сотрудники дошкольного учреждения, так и родители.

Перед каждым этапом игроки, по одному us каждой команды, выбирают цветную карточку с вопросом (предварительно подбираются аналогичные вопросы на каждый этап для каждой команды). Вот некоторые примеры таких вопросов:

- Что бы ты сделал, если бы встретил слепого человека, которому нужно перейти улицу?

- Как бы ты помог глухонемому человеку, стоящему у витрины магазина?

- Почему слепым людям не рекомендуется надевать такие головные уборы, которые закрывают лоб или уши?

- Почему зайца прозвали косым?

- Какая улитка самая быстрая в мире?

- Зачем нужна слюна?

- Почему трудно поймать муху или бабочку?

- На какую часть языка нужно класть горькую таблетку и почему?

Затем каждой команде предлагается практическое задание, в выполнении которого принимают участие все игроки. Время на выполнение задания определяет воспитатель, учитывая индивидуальные особенности детей.

- Практическое задание для первой команды.

- С завязанными глазами детям нужно определить, из каких фруктов и ягод сварен компот (вишня, яблоко, слива, груша).

- Практическое задание для второй команды.

- Догадаться с завязанными глазами, из каких овощей сделай салат (капуста, морковь, огурец, лук).

- Далее команды принимают участие в играх и игровых упражнениях, таких как: Игровое упражнение «Пойми меня» (отгадывание но мимике и жестам). Игровое упражнение «Объясни без слов».

- Игровое упражнение «Убери свое рабочее место» или «Подготовь рабочее место к занятию» (с завязанными глазами).

- Музыкально-дидактическая игра «Отгадай, на каких музыкальных инструментах умеет играть Зайчик» (используется магнитофонная запись, или музыкальные инструменты звучат за спиной у детей).

По окончании развлечения подсчитываются очки, которые набрала каждая команда. Объявляется команда - победитель. Памятные призы получают все игроки победившей команды. Поощрительными призами награждаются наиболее активные игроки каждой команды. Утешительные призы получают все игроки второй команды.

- Перед каждым ребенком разложены в ряд лицевой стороной вверх 10 сюжетных картинок. Предлагается их все рассмотреть, а затем, выбирая по одной, рассказывать, о чем эта картинка.

- Примерные сюжеты картинок:

- Пожилой человек в земных очках, с белой палочкой осторожно идет по тротуару, прощупывая его край.

- Два человека стоят напротив друг друга и объясняются специальными знаками при помощи пальцев.

- Простуженный ребенок отодвигает от себя тарелку борща со сметаной.

- Девочка боится обжечь руку о горячий утюг.

- Ребенок в ванной тщательно вытирает полотенцем уши.

- Рядом с сидящим на стуле ребенком стоит врач и держит около его уха большой шприц, наполненный водой.

- Человек, спящий с открытым ртом, гак как у него заложен нос.

- Врач стоит с указкой возле таблицы с буквами, ребенок сидит напротив, закрыв специальной «лопаточкой» один глаз.

Человек в темных очках идет за собакой, держа натянутый поводок в руке.

На берегу моря один человек загорает под палящими лучами солнца, а другой защищен вкопанным в песок солнечным зонтом.

Не менее важной составляющей данной программы является программа тренинга.

Таким образом, используя потенциалы сравнительно - сопоставительного метода, педагогической рефлексии прошлого и настоящего этапов функционирования православных приютов в нашей стране, метода реконструкции, включенного наблюдения, элементов моделирования, мы пришли к выводу о том, что эффективность социального воспитания в православном приюте достигается при соблюдении ряда условий: сочетания светского и религиозного элементов, социально-бытового и ценностного ориентирования; физического, нравственного и социального закаливания; базирования всего воспитательного процесса на идеях семейности, образности и открытости. Нарушение выше обозначенных условий чаще всего становится причиной плохой социальной адаптации выпускников этих воспитательно-образовательных учреждений во взрослой жизни.

 

АВТОР: Полоцкая Е.В.