09.03.2012 2068

Видеооборудование как инструмент психотерапии и психокоррекции

 

Психотерапия и психокоррекция ищут более эффективных и экономичных форм воздействий, причём одним из наиболее перспективных направлений является увеличение технической оснащённости указанных процессов. Звукозаписывающая аппаратура появилась в 30-х годах, и уже в начале 40-х появились первые записи психотерапевтических курсов. Немногим позже - публикации об использовании записи изображения в процессе психотерапии.

Аудиовизуальная техника за рубежом стала инструментом учёта феноменов и динамики психотерапевтического процесса более сорока лет назад, а в конце 60-х и начале 70-х годов видеотехника распространилось в качестве терапевтического и обучающего инструмента. Более широкое обращение к телевизионной технике стало возможным главным образом вследствие происходившей революции в индустрии, которая сделала оборудование относительно дешёвым, простым в обращении и доступным.

Обзор применения видео в практике психического здоровья выявляет признание его эффективности в индивидуальной терапии как с детьми, так и взрослыми, в групповой, семейной терапии и в терапевтических классах (LHeilveil; C.A.Whitacker; F.Moore, E.Chernell, M.West; S.C.Mc.Donough). I.Heilveil, анализируя современную литературу о применении видео в кор-рекционных и лечебных целях, отметила общее в заключениях авторов, что через использование видео люди могут быстрее прийти к более глубокому пониманию себя, чем через оценку другими людьми. По мнению S.C.Mc.Donough, «использование видеообратной связи способствует развитию умения более свободно выговариваться о своих мыслях и трудностях при психологе».

Whitaker С.А. рассматривает видеозапись как спасительный выход из терапевтического тупика и подчёркивает, что не следует торопиться с началом просмотров видеозаписей семейных взаимодействий: на начальном этапе необходимо сохранить интимность. В литературе по использованию видео в психокоррекции вопрос о проведении первого интервью является спорным. Наша точка зрения в этом плане близка к мнению С.Goodyear, нью-йоркского социального работника, которая рекомендует применять видеоинтервью только после установления доверия и положительного переноса.

Позже, когда терапевтические отношения стабилизируются, становится очевидной ценность просмотров первых интервью. Просмотр может быть осуществлён частично или целиком по желанию членов самой семьи. Этот опыт поможет членам семьи развивать объективность самовосприятия и пересмотреть модели их взаимодействия (C.A.Whitacker). Вокруг нового термина «видеотерапия» (V.Adams) в 70-е годы развернулась полемика: переоценке возможностей видеозаписи справедливо противопоставлялась мысль о том, что видео само по себе не более, чем технология, исцелять оно не может, но в руках думающего специалиста способно расширять возможности терапии: «Тем не менее, продолжает расти тот объём литературы, который предполагает, что при использовании видео как приложения к психотерапии клиенты усиливают желательное в поведении и уменьшают нежелательное, достигается полнота представления о себе и выявляются новые стратегии преодолевающего поведения скорее, чем это достигалось силами одной психотерапии» (I.Heilveil).

Образ, представленный через средства записи изображения, трудно оспорить. Это действительно совершенное зеркало, как отзывается о нём I.Heilveil, в котором реально отражается некоторая эмоциональная дистанция между собственным восприятием себя и восприятием со стороны «объективного мира». Объективность видеообратной связи, по мнению исследователя, позволяет с её помощью преодолевать различия между «идеальным образом» личности и «реальным Я» - это «возможно, самое важное качество видеообратной связи, так как оно помогает клиенту прорваться сквозь отрицание. Когда происходит сопоставление с изображением поведения клиента (стоящее тысячи слов), то ему становится труднее отрицать это поведение» (I.Heilveil).

В.В.Железное с соавторами сообщает об интересном опыте использования видеосъёмки в работе с девиантной молодёжью в Голландии - технологии Home Video Training (HVT). Оператор по договорённости с членами семьи производит короткие видеозаписи привычного образа жизни детей и родителей: «После съёмки социальный работник устраивает совместный просмотр отснятого видеоматериала. При обсуждении поведения членов семьи он концентрирует их внимание на психологических моментах общения».

В отечественной психотерапевтической практике первые публикации о применении видеосистем начали появляться лишь в последние годы. Так, Л.М.Кульгавин раскрывает условия применения видео в целях углубления обратной связи и отбора примеров адаптивного поведения: «Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, являясь открытой психотерапевтической системой, включает в себя по мере своего совершенствования релевантные ей новые технические приёмы, в частности, методы гештальттерапии, поведенческой терапии и др. Этим обуславливается целесообразность активного внедрения в практику новейших технологий (независимых от конкретных психотерапевтических методов), совершенствования психотерапии и подготовки психотерапевтов с использованием видеотехники».

ЛНИПНИ им. В.М.Бехтерева разработаны методические рекомендации по использованию видеозаписи в трёх основных направлениях: 1) видеотренинг; 2) съёмка индивидуальных психотерапевтических сеансов и занятий с психотерапевтическими группами; 3) создание учебных видеофильмов для подготовки специалистов.

Видеосъёмка нашла применение в социально-психологическом тренинге общения. Участники Т-группы получили возможность оценивать собственное поведение в тренировочных игровых ситуациях, а так же возможность объективно сопоставить две позиции: «Я в восприятии других» и «другие в восприятии Я». Появилось понятие, отразившее возросший интерес и значимость использования видеооборудования в психологической работе, - «видеотренинг». В методе видеотренинга исследователи находят средство повысить точность самовосприятия человека и способ интенсификации процесса обучения новым моделям поведения за счёт обратной видеосвязи. (И.Р.Алтунина; Л.А.Дикая).

Общий психолого-педагогический критерий «трудности», в частности, предложено искать в области побуждений и отношений личности с обществом, в том числе в приоритете примитивных мотивов непосредственного удовлетворения и наличие в сознании дезадаптированного ребёнка конфликта с нормами и нравственными ориентациями общества.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил связь изменений общей социальной обстановки в стране с усилением социальной дезадаптации в современной молодёжной среде. Отмечено явление психологического столкновения исторически сложившихся жизненных установок и ценностей с новыми, рыночными, отношениями, которые внутренне отторгаются и принимаются лишь частично. Подчёркнута опасная катализирующая роль широко распространившихся стяжательских, мещанских интересов и утилитарной морали на процесс формирования социальной дезадаптации. Возможности её преодоления рассматриваются исходя из понимания явления социальной дезадаптации, как социально-психологического феномена. Выявлена необходимость использования коррегирующих возможностей детско-подросткового коллектива. Сделан акцент на максимальную реабилитационную эффективность коррекционного коллектива воспитанников с чётко заданными альтруистическими духовно - нравственными ориентирами, социализирующими дезадаптированного ребёнка не на узко приспособительном уровне, а на уровне активного творческо-деятельностного созидания.

 

АВТОР: Стрельцов В.В.