09.03.2012 7819

Социально-психологические аспекты трудовой деятельности по В.Н. Мясищеву

 

Трудовая деятельность, по мнению В.Н. Мясищева, может и должна быть предметом исследования социальной психологией, так как человек, трудясь, имеет дело не только с механизмами, но и с определённой задачей совместной деятельности, с сотрудниками - членами коллектива, что труд необходимо рассматривать как социальное действо, как творческое преобразование действительности, как «высшую сознательную и целесообразную деятельность, в которой человек выступает как инициативный деятель, как субъект», т.е. как личность. В свой деятельности рабочий (служащий, учащийся) непременно взаимодействует с окружающими людьми, при этом ему надо учитывать и адаптироваться к динамичной системе отношений, оставаясь им адекватным.

Социальная психология позволяет изучить личностные отношения и взаимоотношения в коллективе, взаимовлияния коллектива и личности, пути формирования оптимального нравственно-психологического климата, направленности работников на достижение лучших трудовых результатов, на взаимопомощь и чувство локтя, когда общее коллективное дело становится важным для человека и стимулирует его к творческому исполнению своих обязанностей.

В.Н. Мясищев утверждал, что не только социальная психология, но и «...психология и физиология должны представлять науки не об абстрактном и бездеятельном человеке, а о человеке прежде всего в основной и характерной для него деятельности - в труде». Исследование человека в труде в норме и патологии важно производить в его реактивно-динамических изменениях и возможностях, то есть в деятельном состоянии. Нельзя не учитывать и эмоциональное состояние субъекта (т.е. личности), особенно его этические и эстетические эмоции, проявление которых в физиологическом плане «основывается на образовании динамической системы тесной временной связи интенсивного коркового возбуждения с возбуждением подкорковой области». Именно корковое возбуждение проявляется как высшие эмоции человека, т.е. эмоции личности и «вовлекает специфически человеческие компоненты нервной деятельности, включает и питает, а иногда и направляет речь, мышление и действия человека и создаёт благодаря силе возбуждения тесные, прочные доминирующие связи».

Рассматривая отношение человека к труду в качестве личностной категории, учёный характеризует его в зависимости или от активно-положительной направленности личности на достижение высоких результатов, от позитивного интереса или же от тщеславия и других утилитарно-эгоистических мотивов. Один человек видит в труде источник материального благополучия и собственной значимости в глазах окружающих людей; другой имеет высокое общественное сознание и принципиальное отношение к труду. У первого - ведущими являются мотивы личной выгоды и эгоистического самоутверждения; у второго -эгоистические мотивы уходят на второй план, а принципиальные установки обусловливают максимальную трудовую отдачу и высокую производительность. Поэтому, рекомендует учёный руководителям, надо непременно учитывать «социальную ситуацию и социальную динамику взаимоотношений между людьми в процессе работы и между человеком и его работой в системе человеческих целей».

Большое значение с позиций социальной психологии учёный придавал психическим состояниям личности в трудовой деятельности. В анализе трудовой деятельности большая роль отведена В.Н. Мясищевым разграничению понятий утомления, насыщения и пресыщения негативных психических состояний личности, разработанных в своё время К.Левиным, который раскрыл динамику утомления и насыщения, их особенности в связи с особенностями личности и её общим состоянием в текущий момент. Вместе с тем В.Н. Мясищев отметил, что ценность работ К.Левина не означает их абсолютной приемлемости, так как эти исследования проводились на добровольцах в игровой деятельности, их результаты не могут быть полностью перенесены на реальную трудовую деятельность, ибо только в ней сознание объективной общественной значимости труда определяет отношение и к работе, и к коллективу, к членам своей бригады и предприятию в целом.

Смена состояний: бодрости - утомлением, подъёма - пассивностью, увлечения - насыщением снижает и значимость цели деятельности, и объём, и качество работы. Эти естественные колебания, по мнению В.Н. Мясищева, необходимо учитывать в процессе научной организации труда в целях снижения уровня отрицательных влияний на трудовой процесс и сохранения как силового фонда организма, так и душевного потенциала личности. Негативное эмоциональное отношение к конкретной работе в текущий момент может вызвать специфический личностный конфликт между желанием отдохнуть или бросить работу и сознанием необходимости продолжать её, несмотря на усталость.

Вместе с тем, на высоком уровне психического развития этот конфликт легко преодолевается самой личностью. В этой связи В.Н. Мясищев писал: «Целесообразное действие человека выражено не только в системе средств работы, но и в системе управления его динамическими ресурсами, расходование которых у человека, в отличие от животных, регулируется не непосредственным импульсом внутреннего влечения или внешнего стимула, но мотивами сознательного отношения; при этом чем более высокие требования предъявляет человеку поставленная задача, чем больше, следовательно, расстояние между целью и наличным уровнем средств её достижения, - тем больше требуемая мобилизация и тем больше прилагается усилия». Там, где автоматический уровень напряжения или автоматический тип действия оказываются недостаточными, возникает усилие, которое всегда связано с более высоким уровнем деятельности и требовательности к себе или со стороны объективной необходимости. «Объективная трудность и объективный результат может измерять только объективную затрату энергии, но не те индивидуальные трудности, не то личное напряжение, которого потребовал процесс деятельности. Усилие же может быть определено только через соотношение внешнего объективного результата с индивидуальными возможностями».

В основу адекватного понимания процессов трудовой деятельности, по В.Н. Мясищеву, должны быть положены понятия личности и отношений, а не только моторные и другие психические функции: восприятие, память, внимание... Только на основе учёта отношения человека к работе, на основе его мотивов и стиля работы, сознавания её значения, отношения к самому себе, требований к себе и к результату работы могут быть поняты запоминание или забывание, внимание или рассеянность, напряжённое усилие или его отсутствие, состояние аффекта или безразличия.

Существенными факторами, определяющими содержание и динамику трудового процесса, являются осознание цели и значения работы (осознанность отношения) и конкретное отношение, возникающее в самом трудовом процессе. К примеру, при одинаковом мастерстве двух педагогов по одному и тому же предмету может быть разная успешность у школьников из-за различного отношения к этим преподавателям, а стало быть и к предмету. Отсутствие заинтересованности в работе, так же как и отсутствие интереса к производственному процессу, по мнению учёного, резко снижают активность работников и общую производительность труда. Поэтому важнейшей задачей психологии, педагогики, управления в трудовом и педагогическом процессе В.Н. Мясищев считал изучение формирования отношения к производственной или учебной деятельности, к труду и производственному коллективу.

Залогом и условием успешности любого труда являются, по В.Н. Мясищеву, интерес, увлечение и любовь исполнителя к той или иной его форме. Учёный говорил, что на каждом этапе жизни мы имеем дело с единством механизма нервно-психической деятельности, которая приспосабливается к предъявляемым социальной средой требованиям и к требованиям работы в соответствии с поставленной задачей и отношением к ней человека. Именно чувство ответственности, осознание необходимости какой-либо деятельности побуждает человека работать и завершать начатое. Без такой мотивации, без учёта отношений рабочего к своему труду и окружающим людям эргологические исследования и новации, по мнению В.Н. Мясищева, могут остаться пожеланиями авторов.

Потребность в труде, учёный считал, одной из основных жизненно важных потребностей, которую необходимо настойчиво и целенаправленно воспитывать, подчёркивая их неразрывность со склонностями. В то же время потребности и склонности связаны со способностями. В склонности выявляется положительное избирательное отношение, которое становится увлечением определённой деятельностью, если эта деятельность доставляет радость и удовольствие. При этом утомление и насыщение в деятельности обратно пропорциональны не только степени выраженности склонности, но и позитивному отношению, которые лежат в основе всякой целесообразной деятельности. В.Н. Мясищев говорил, что в психологической структуре деятельности всегда имеется эмоциональный, чувственный компонент. «Это эмоциональное удовлетворение деятельностью связывает её с потребностями»].

По В.Н. Мясищеву, чрезвычайно важным «революционным» моментом в процессе труда является творческая радость, вызываемая достижением; учёный считал творческую радость психическим обогащением и движущим моментом развития. При наличии способности и склонности к определённому виду деятельности, сочетающихся с настойчивостью трудового усилия, у человека проявляется талант как синтез взаимоусиливающих свойств личности.

Такое же значение имеет и потребность в коллективе, которая формирует требовательность к себе, самоконтроль и уважение к окружающим людям, поэтому столь важно воспитание такой потребности. Высшие процессы нервно-психической деятельности человека и его творческое воображение мобилизуются потребностями, что позволяет личности достигать высшей формы потребности в деятельности, которую у человека представляет труд, то есть производительная, общественно полезная деятельность, или деятельность, творчески преобразующая.

- Потребность в творчески преобразующей деятельности, может обнаруживаться у ребёнка с раннего возраста. По мнению В.Н. Мясищева, именно в деятельности и в личности «мы имеем единство отражения человеком действительности и его отношения к ней... Высокие показатели деятельности, являющиеся основой понятия способности, есть результат истории развития личности, в частности её воспитания».

Трудолюбие учёный рассматривал как склонность к труду, считая, что истинная ценность трудолюбия человека раскрывается только тогда, когда плоды самоотверженного трудолюбия идут на службу общему делу, а не используются кем-либо в своекорыстных целях. Если ставить вопрос о склонности и способности в конкретном плане, то, по В.Н. Мясищеву, способность к труду и будет называться трудоспособностью, а не склонностью; оценка трудоспособности и выносливости особенно важна в медицине не только при определённых заболеваниях, но и при профилактических мероприятиях и определении профпригодности.

У честолюбивых и тщеславных людей, утверждал учёный, отношение к деятельности определяется похвалой и признанием, а не интересом к самому делу, и тогда мотив признания формирует ту склонность, которая не соответствует реальным возможностям человека. При этом за примером он обращался к биографиям выдающихся деятелей, прилагавших беззаветные усилия к делу своей жизни, и доказывал, что трудовые усилия являются важнейшим условием творчества и становления таланта.

Серьёзное и ответственное отношение человека к работе рассматривается В.Н. Мясищевым как основа трудолюбия и как сформированная склонность к труду, которая позволяет ему преодолевать усталость и утомление при монотонной работе, использовать усилие для продолжения своей деятельности и не бросать её при неудачах. У волевого и заинтересованного человека всегда высокая работоспособность, которая даёт ему возможность выполнять больший объём работы. Это важно учитывать в процессе воспитания, руководства, а также в различных исследованиях.

Проблему работоспособности учёный связывал не только с физическим здоровьем, но и с положительным отношением к деятельности, содержанием работы. Учёный выделял ряд существенных условий высокой работоспособности всякого человека: сознательную установку, наличие навыков и устойчивости состояний.

При исходно отрицательном отношении, при отсутствии интереса к труду человек работает по типу негативно (вынужденно) подчинённого отношения и может отказываться от работы, подчас с бурной аффективной реакцией (чаще всего, например, у истериков).

Отношение к работе, по В.Н. Мясищеву, определяется:

- осознанием личностной и общественной значимости, а, следовательно и необходимости работы;

- непосредственным интересом к самому процессу труда;

- отношением к руководителю (педагогу);

общим состоянием работающего (учащегося), то есть его склонностью к деятельности и его активностью;

- обстановкой работы (под которой В.Н. Мясищев понимал прежде всего характер межличностных отношений, социально-психологический климат коллектива в целом и т.д.);

- установкой на труд, что оказывает регулирующее влияние на личность ибо «в процессе работы, как в фокусе, выражается личность со всеми её особенностями, в том числе и патологическими».

Организуя труд (в том числе и учебный), важно учитывать психические состояния личности и управлять ими.

Говоря о чередовании труда и отдыха, как способа снятия утомления, В.Н. Мясищев советует «при организации отдыха, учитывая первостепенное значение его занимательности и культурного содержания» не «пренебрегать вопросами нервно-психической гигиены в смысле режима отдыха».

Учёный выделял разные уровни отношения к труду: 1) уровень отношения к труду может быть высоким, развитым, дифференцированным, может осознаваться как общественная необходимость и вызывать к себе принципиальное, сознательное отношение; 2) уровень может быть ступенью ниже и иметь только конкретно-личный или непосредственно эмоциональный характер; 3) может быть также узкое утилитарно-эгоистическое отношение к труду -как его целевая сторона, или же отношение к труду как процессу может носить развлеченческий характер; 4) трудовые установки могут быть ещё меньше развиты и подчинены перепадам аффективного состояния человека: в хорошем настроении - работает, в плохом - бросает работу.

Трудовой процесс может нарушаться из-за: 1) отсутствия трудовой установки и желания работать, или наличия негативной установки; 2) несформированности умения работать, отсутствия навыков и знаний по работе; 3) повышенной сложности задачи, требующей более высокого психического развития; 4) недостаточности нервно-психических и психофизиологических возможностей человека для выполнения заданной работы.

В.Н. Мясищев считал, что отношение к задаче работы связывается прежде всего с уровнем притязания, который представляет собой «те качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять по мнению исследуемого лица его производительность». Учёный рассматривает здесь два момента, характеризующих уровень сознательного отношения к труду и эго - или социоцентрическую направленность личности: субъективно личную сторону притязания, которая «тесно связана с самооценкой, чувством неполноценности и тенденцией самоутверждения» и объективно-принципиальную сторону притязания, связанную «с сознанием значимости работы, с чувством общественной ответственности, с требовательностью к себе, основанной на сознании долга». Динамика же уровня притязания существенно зависит от успеха и неуспеха. Уровень притязания отражает и интерес, и сознание необходимости, которые могут перекрывать даже слабость и истощаемость астеника. По отношению к определённым заданиям «хотя бы небольшой успех и признание часто оказываются тем более субъективно значимы, чем меньше достижения в других областях».

В работах, относящихся к началу 70-х годов, В.Н. Мясищев высказывал мысли о развитии теории научно обоснованного управления кибернетике, которая способна обеспечить человеку усиление средств воздействия, обогащение и уточнение средств восприятия и ускоренную обработку материалов опыта, а также о бионике, которой придавал большое значение как теории приложения кибернетики к живому.

Учёный говорил, что проблема управления поведением и переживаниями человека решается с древних времён, что наиболее активно этой проблемой занимаются педагогика, административное управление и семейное руководство: «Сейчас мы всё ближе подходим к вопросам антропокибернетики и в этой системе существенную теоретическую и практическую роль играет психотерапия как система методов руководства и управления человеком». Как видим, психотерапия рассматривается В.Н. Мясищевым более широко, чем это традиционно принято понимать: и как врачевание, и как управление поведением человека. Вместе с тем, определение характеристик, отличающих человека от животных и мёртвой материи, в плане кибернетики, предстоит ещё исследовать. При этом В.Н. Мясищев был глубоко убеждён, что без учёта сознательности человека, его убеждений и самостоятельности теория управления в отношении человека не должна применяться.

В годы творчества В.Н. Мясищева в связи с комплексной механизацией и широким внедрением автоматики значительно изменился характер труда, нарастали требования к уровню образованности рабочего, всё больше стиралась грань между умственным и физическим трудом: «Труд, с одной стороны, облегчается, с другой, - он становится не только производительнее, но в ряде случаев и напряжённее». Полная автоматизация на первый взгляд как бы исключает напряжение, но оно обязательно возникает из-за монотонного характера работы, увеличения шумовых и других помех, что, по мнению В.Н. Мясищева, делает необходимыми определённые мероприятия по охране труда, организации отдыха и профилактического наблюдения за здоровьем работников, а также общественно-педагогическую работу по предотвращению нарушений людских взаимоотношений, трений и конфликтов. Производственная деятельность в горячих цехах, цехах с интенсивным шумом, с конвейерами и полуавтоматизированной работой, естественно, требует сложных профессионально-технических знаний и навыков, а также психогигиенически обоснованного отбора рабочих.

В.Н. Мясищев подчёркивал, что для создания оптимальных условий труда необходимо учитывать весь комплекс сложных, а иногда и запутанных условий и требований, что делает обязательным серьёзное комплексное изучение трудовых процессов и взаимодействий трудящегося с окружающей его действительностью с социально - психологической, функционально - психологической, психофизиологической, нейропсихологической и других позиций. Учёный утверждал, что вопрос об общей нагрузке физического и умственного труда тоже требует внимательного функционально - психологического и социально - психологического исследования и основанной на этом дифференцировки не только на производстве, но и в учебных заведениях от первых классов школы до вузов, где динамика деятельности и её новизна максимально выражены.

Различные нарушения взаимоотношений людей в семейно-бытовых, учебных и производственных условиях являются обстоятельствами, играющими значительную роль в патогенезе невротических отклонений, которые, как правило, снижают производительность любого труда. В связи с этим В.Н. Мясищев писал: «Гигиенисты уделяли достаточно внимания ряду внешних условий труда и быта в их влиянии на нервно-психическое здоровье, однако важнейшему фактору - конкретным взаимоотношениям людей, не было уделено достаточно внимания, и их роль в плане гигиенических мероприятий оказалась совсем не освещенной».

Большую заботу В.Н. Мясищев проявлял о судьбе подрастающего поколения, его воспитании, в том числе трудовом, доказывая, что «школьные интересы существенно отражаются на формировании выбора профессии. Недостатком работы школы до последнего времени являлось то, что она формировала интересы в рамках подготовки в вуз и не воспитывала интересы к производственным профессиям». Он считал и кружковую, и домашнюю работу важным условием воспитания профессиональных интересов.

Касаясь психогенной природы заболеваний, В.Н. Мясищев заострял внимание не только на трудностях личного, но и общественно-производственного характера, создающих подчас для больного плохо преодолимый барьер. Наличие постепенной деградации или «...постпроцессуального «дефекта» требует не только профессионального трудового приспособления на сниженном, или снижающемся уровне, но и работы по адаптации больного, по коррекции его отношений к окружающему, прежде всего к людям (на производстве и в семье)».

По отношению к детям и подросткам очень важной задачей В.Н. Мясищев считал трудовое воспитание. Важно, чтобы посильный труд для них был обязателен, он должен зависеть не только от желания, а определяться общественными требованиями. Учёный подчёркивал вместе с тем, что «задача общественно-трудового воспитания заключается в синтезе желания и обязанности в труде, в объединении необходимости и свободы труда... задача воспитания - сделать требуемую деятельность предметом потребности». Научить человека «жить для того, чтобы трудиться», значит, воспитать одного из лучших людей в стране, так как наиболее полное выражение и удовлетворение личность находит в трудовой самоотверженности, отдавая все свои силы обществу. «При этом осуществляется единство субъективного и объективного, индивидуального и социального». Потребность в труде, сознательное отношение к трудовому процессу, к окружающей действительности и людям во многом определяют душевное и физическое здоровье человека, его работоспособность и производительность.

 

АВТОР: Стрельцова В.П.