12.03.2012 6886

Особенности социального воспитания студентов вуза в процессе анимационной деятельности

 

Социально-экономические и политические изменения в России обусловили необходимость решения целого ряда сложных проблем, касающихся сферы организации свободного времени и подготовки кадров для ее осуществления. В связи с этим достаточно рельефно просматривается неизбежность определения принципиально новых форм, методов и средств социального воспитания молодежи, которые обусловлены коренными изменениями, происходящими в современном российском обществе, возрастанием социальной роли и значения свободного времени как пространства самоосуществления, самореализации и саморазвития человека.

В последние годы в высших учебных заведениях России разрабатывается и реализуется концепция воспитания студентов, соответствующая новым условиям развития общества. Она позволяет реализовать принцип гуманизации образования не только формированием содержания учебных курсов, но и ориентацией на потребности студентов, предоставляя им возможности для достижения индивидуальных профессиональных целей. Смысл и назначение обновленного содержания и форм высшего образования состоят в том, чтобы сформировалось сознательное отношение студента как к самому процессу профессиональной подготовки, так и к процессу собственного профессионального становления, который включает не только обучение, но и освоение новых социальных технологий, приобретение опыта участия в социально-значимой деятельности.

Высшие учебные заведения ориентированы не только на подготовку студентов, но и на формирование их личной позиции, системы жизненных идеалов, способов и форм самореализации в общественных отношениях. В последние годы в высших учебных заведениях России разрабатываются различные концепции воспитания студентов. Они позволяют реализовать принцип гуманизации образования не только в целях достижения индивидуальных профессиональных целей, но и ориентируя на потребности студентов, предоставляя им возможности для социального становления. В связи с этим достаточно рельефно просматривается неизбежность определения принципиально новых форм, методов и средств социального воспитания, ориентированных на самореализацию и саморазвитие личности студентов.

Средство социального воспитания, по мнению В.И. Журавлева, можно определить как «предмет среды, или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс». Любой объект материальной или духовной культуры может выполнять функцию средства воспитания при следующих условиях: во-первых, с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; во-вторых, она выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной форме; в-третьих, объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя с воспитанниками (П. И. Пидкасистый).

Средства воспитания входят в жизнедеятельность студентов вуза как новые, еще не освоенные культурные ценности. Они встречаются с жизненным опытом, содержащим накопленные ранее культурные ценности, обеспеченные общественным мнением семьи, окружающего населения и успешностью самостоятельной деятельности студента. Представшие перед внутренним миром личности новые культурные ценности подвергаются оценке накопленным опытом, после чего, либо ассимилируются им, либо отвергаются. Одним из основных условий ассимиляции культуры является адекватность средств воспитания условиям жизнедеятельности студентов.

Учитывая сложившуюся современную ситуацию, необходимо эффективно использовать потенциалы анимационной деятельности в рамках высшего учебного заведения в социальном воспитании, так как она открывает широкие возможности для проявления личностной инициативы студентов, ориентации личности в социальных отношениях и развития навыков социально-коммуникативного взаимодействия.

Впервые, применительно к сфере свободного времени, термин «социокультурная анимация» был употреблен в 50-е годы XX века французским социологом Ж. Дюмазедье в контексте теории «цивилизации досуга». Обращаясь к феномену лидера в сфере организованного досуга, Дюмазедье употребил словосочетание «социокультурное лидерство», которое позже заменил термином «социокультурная анимация». В последующем этот термин прочно вошел в научную и практическую лексику и обозначает название профессии организатора досуга.

Принципиальное значение приобретает этимологическое значение термина «анимация». «Animation» в переводе с французского означает: живость, оживление, воодушевление, профессия организатора досуга. Латинский корень «anima» имеет несколько самостоятельных значений, которые в латинском языке означают следующее: жизненное начало, жизнь; душа, разумное начало, дух. В этом случае возможны следующие толкования «anima» (жен.) и «animus» (муж.): желание, стремление, воля («душа влечет»); настроение, расположение («душа желает»); храбрость, мужество («воспрянуть духом»); наслаждение, удовольствие, развлечение («все, что душе угодно»). Соответственно глагол «animo» означает оживлять, одушевлять, воспламенять, воспитывать характер.

Таким образом, дословный перевод латинского «animator» - дающий жизнь, воспитывающий характер, а его производное «animateur» во французском языке переводится уже как вдохновитель, руководитель, организатор досуга, гид, конферансье и т. п. Таким образом, термин интересен тем, что отражает специфику работы такого профессионала: аниматор старается создать условия для интересной и разнообразной, социально полезной деятельности, побуждает человека ею заниматься.

По мнению В.Г. Бочаровой, анимация может рассматриваться как профессиональная деятельность, связанная с организацией творческого поиска деятельностей в сфере свободного времени; с обеспечением процесса развития организованной группы и ее членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. Под общественными отношениями подразумевается установление межличностных контактов между индивидами и общественных связей между различными социальными институтами. Культурное формирование понимается как приобщение к новым культурным ценностям, при этом понятие «культура» получает самое широкое звучание. В свете данной перспективы социальные и культурные функции аниматора сближаются, и он эффективно реализует процесс социализации личности.

А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкнй предлагают определение анимационной деятельности как специально организованной деятельности по культурно-досуговой работе с детьми, подростками и молодежью, по воспитанию средствами культуры, искусства и общения, специализирующегося на технологиях досуговой педагогики.

Как следует из указанных определений, анимационная деятельность направлена на активное содействие гармоничному развитию личности человека. Исходя из этого, ее основными задачами являются: формирование мотивации к различным способам самодеятельности, включая изобретение новых форм свободного творческого времяпрепровождения; организация первичных групп по интересам; удержание людей разных возрастных категорий творческим общением; организация общих праздников и событий.

В последнее время большое внимание анимационной деятельности уделяется в сфере туризма. Практика туристской анимационной деятельности, сущность которой состоит в получении новой информации о предметах, явлениях, закреплении новых знаний и впечатлений об окружающем мире, в интеллектуальном, физическом, эмоциональном и духовном совершенствовании, придает большую значимость вовлечению в действо, предоставляя реальную возможность активизации творческого потенциала личности. При этом используются традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных видов «оживления и одухотворения» между людьми. Поэтому туристская анимационная деятельность представляет собой самостоятельное направление в сфере культурного досуга. Анимационная деятельность в туризме, высококачественные анимационные программы служат многофункциональным проектом для передачи социальной, культурной информации, способствуют сохранению эстетико-культурных ценностей, накоплению информации и приобретению эстетического опыта.

Анимационная деятельность в туризме - это деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени во время туристских поездок и путешествий. Анимационные программы могут включать в себя спортивные состязания, спортивные шоу, танцевальные вечера, карнавалы, театрализованные представления. Аниматор - специалист, который занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, цель которого всеми возможными способами вовлечь потребителя туристских услуг в водоворот творческих, художественных и спортивных программ, с тем, чтобы он получил заряд бодрости, хорошего настроения. В задачу аниматора входит умение организовать культурный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и нейтрализации негативных воздействий повседневной жизни. При организации такого отдыха нужно продумать программу развлечений, способных отвлечь человека от его повседневных проблем. Отдых, сочетаемый с развлечениями, всегда активен, отличается высокой эмоциональной разрядкой. Важно только правильно его планировать, наполнять яркими зрелищными мероприятиями, соревнованиями. Анимационная деятельность в туризме имеет свою специфику и выполняет ряд задач оздоровительного, развлекательного, познавательного, релаксационного характера.

В работах А.И. Лучанкина, А.А. Сняцкого, Н.Н. Ярошенко анимационная деятельность понимается как особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Педагог-аниматор - это специалист, использующий эти технологии для педагогически целесообразной организации досуга.

Технологии социально-культурной анимации предполагают в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности

В исследованиях В.А. Квартального, Л.В. Курило, Е.М. Приезжевой, Б. Стойковича анимационная деятельность определяется как качественная характеристика способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. Само понятие «анимация» (от лат. аnimation - оживлять, воодушевлять, одухотворять), как отмечает Л.В. Курило, позволяет, с одной стороны, достаточно точно охарактеризовать цели социокультурной деятельности, а с другой - обозначать собственно духовный аспект взаимоотношений субъектов социальных отношений. По мнению И.И. Шульги, анимационная деятельность направлена на активное содействие гармоничному развитию личности человека, на формирование мотивации к различным способам самодеятельности, включая поиск новых форм свободного творческого времяпрепровождения. И.И. Шульга определяет анимационную деятельность как многомерную и многоплановую деятельность, предполагающую совокупность различных видов и форм взаимодействий педагога и воспитанников в досуговой сфере. Е.М. Приезжева рассматривает социально-педагогические функции анимационной деятельности, которые трактуются как производство, накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; создание социализированной структуры отношений, опосредованных культурными компонентами.

Мы согласимся с мнением вышеперечисленных исследователей и отметим, что анимационная деятельность является компонентом социокультурной деятельности, в ходе которого осуществляется организация участников этой деятельности с целью удовлетворения их устойчивых досуговых потребностей. Социокультурная деятельность, как известно, многообразна, и в широком смысле слова этим понятием можно охватить любые сферы деятельности, в которых каким-либо образом проявляет себя аспект социальных отношений. Социокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под социальностью - совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности. Процесс социокультурной деятельности включает в себя культурную трансмиссию, которая представляет собой механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, и включает процессы инкультурации и социализации, т. е. интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальной роли. Инкультурация - это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а социализация - это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.

На основе результатов теоретического анализа существующих в науке подходов к социокультурной и анимационной деятельности, мы понимаем анимационную деятельность как совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное осознанное взаимодействие личности с окружающей средой и освоение социокультурных ценностей, в процессе удовлетворения релаксационно - восстановительных, культурно - образовательных и культурно-творческих потребностей и интересов.

Сущность анимационной деятельности может быть представлена в способах реальных действий, в определенных типах и видах взаимодействия. А. В. Мудрик подчеркивает, что взаимодействие строится на потребности в общении, как сложном структурном образовании.

В современных педагогических исследованиях употребляются термины: «социальное взаимодействие», «межличностное взаимодействие», «педагогическое взаимодействие». Межличностное взаимодействие чаще всего понимается как «частный или публичный, вербальный или невербальный, случайный или преднамеренный личный контакт двух или более людей, имеющий следствием взаимное изменение их поведения, деятельности, отношений, установок». Межличностное взаимодействие рассматривается обычно в контексте межличностного общения (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский и др.). В педагогике различные аспекты этих феноменов исследованы Ю.П. Азаровым, Т.Е. Конниковой, Н.В.Кузьминой, В.А. Кан-Каликом, А.В. Мудриком и др. Исследователи полагают, что суть межличностного общения представляет собой обмен. Предметом общения могут быть чувства, эмоции, переживания, мысли, ценности и пр. Этот обмен реализуется в ходе межличностного взаимодействия.

Взаимодействие в сфере анимационной деятельности носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. А.В. Мудрик предложил классифицировать виды взаимодействия по степени включенности в деятельность.

Рассматривая различные формы анимационной деятельности, следует обратить внимание на организацию взаимодействия в группах по интересам. Главное, что отличает организованное групповое взаимодействие, - создание особой, непринужденной дружеской атмосферы, которая сближает, создает оптимистическое настроение. При этом каждая из указанных видов деятельности имеет свою специфику, технологические особенности ее организации. Но в целом, организация анимационной деятельности строится на планировании и прогнозировании деятельности каждого участника группы, развитии его познавательной и творческой активности, удовлетворении интереса к определенному виду деятельности, создании условий для творческого общения, формировании позитивного общественного мнения, привитии навыков самоуправления и пр. В центре процесса организации групповой анимационной деятельности находится целевая установка на включение участников группы в различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, трудовую, игровую и другие. Можно вы делить ряд параметров, которые отличают организованную анимационную деятельность как самостоятельный вид взаимодействия. К таким параметрам относятся: целеположенность, предметность, коммуникативная процессуальность, отношения ответственной зависимости, продуктивность и результативность. Целеположенность предполагает наличие социально приемлемых и в то же время личностно значимых целей, которые выдвигаются, обсуждаются и принимаются в результате активного взаимодействия всех участников деятельности. Предметность - это те ценности, для овладения которыми или для создания которых осуществляется групповое взаимодействие. Коммуникативная процессуальность предполагает вербальное и невербальное взаимодействие участников деятельности в процессе планирования предстоящей работы, выбора оптимальных путей и средств достижения поставленной цели, распределения ролей и обязанностей между участниками деятельности, в непосредственном осуществлении деятельности, в подведении итогов и анализе результатов деятельности. Отношения ответственной зависимости - это взаимосвязь участников досуговой деятельности, обусловленная необходимостью и стремлением к достижению поставленных целей, которая предполагает совместность, то есть объединение усилий партнеров в процессе деятельности, и в то же время - дифференциацию усилий в соответствии с содержанием и формой организации деятельности. Продуктивность анимационной деятельности представляет собой выработку и развитие коллективных ценностей в результате взаимодействия. Результативность анимационной деятельности заключается в развитии отношений субъекта деятельности к миру и с миром, к себе и с самим собой, в формировании активной, творчески развитой личности.

Анимационная деятельность представляет собой особый специально организованный и управляемый вид деятельности с целью социализации личности человека. В этом контексте доминируют воспитательные потенциалы анимационной деятельности. Характерные черты, структура и содержание позволяют использовать ее в качестве средства социального воспитания студентов. Анимационная деятельность как средство социального воспитания обладает радом потенциалов.

Во-первых, способствует формированию таких социально-значимых качеств личности как социальная активность, коммуникативность, организованность, мобильность, креативность. Социально-значимые качества личности формируются в ходе социализации, как качества, которые не даются человеку от природы и не являются его генетическим достоянием или особенностью. Социально-значимые качества личности проявляются в действиях и поступках студента, его отношении к другим людям. Сущность формирования социально-значимых качеств личности студента в процессе анимационной деятельности состоит в направленности на поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, на генерирование идей, на планирование своей деятельности, на изменение окружающей действительности в соответствии с собственными потребностями, взглядами целями. Во-вторых, анимационная деятельность способствует подготовке студентов к взаимодействию с различными возрастными категориями, людьми с различными социальными статусами. Анимационная деятельность позволяет включать студентов в разновозрастное, полипрофессинальное общение, удовлетворяя тем самым потребность в общении, развивает коммуникативную компетентность. Эффективное взаимодействие с людьми основывается на гуманистических и демократических ценностях, моральных нормах, на знаниях возрастных особенностей человека, на способностях личности контактировать с представителями других культур, на коммуникативной компетентности. Важно отметить, что эффективное взаимодействие с людьми включает в себя не только набор определенных коммуникативных знаний и умений (умение ориентироваться в социальных условиях, определять личные особенности и эмоциональное состояние других людей), но и сформированность способности к коммуникации. В-третьих, анимационная деятельность дает возможность студенту приобрести опыт интерактивного взаимодействия, совершенствования моделей поведения и деятельности в социальной среде. У студентов формируется стремление регулировать ситуации взаимодействия, умение анализировать, прогнозировать, планировать собственное участие во взаимодействии. Анимационная деятельность как часть интерактивного взаимодействия носит социокультурный характер и способствует преобразованию окружающей действительности. В ходе включения в анимационную деятельность студенты становятся участниками различных групп, которые оказывают влияние на развитие личностных и профессиональных качеств.

Изучение особенностей социального воспитания студентов вуза в процессе анимационной деятельности позволило нам выделить ее педагогические функции: ориентацию личности в социальных отношениях, возникающих в ходе участия в различных видах социокультурной деятельности; создание пространства проживания отношений; обеспечение возможности приобретения положительного опыта социально-коммуникативного взаимодействия. Анимационная деятельность предполагает реализацию программ социально-педагогической творческой реабилитации, интенсивного социально ориентированного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп.

Начиная с середины 90-х годов, в вузах страны развернута подготовка специалистов по специальности «социальный педагог досуга». В соответствии с ГОСТом высшего профессионального образования такая специализация предусмотрена для специальности. Социально-культурная деятельность. Разработаны учебные планы и программы подготовки специалистов. Вопросы профессионального становления организаторов анимационной деятельности стали предметом научного анализа значительного числа исследователей (Р.З. Богоудинова, Д.М. Генкин, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, А.А. Конович, Ю.Д. Красильников, Б.Т. Лихачев, В.Е. Новаторов). Подготовка таких специалистов осуществляется в вузах культуры России, в частности в Москве, Санкт-Петербурге. Однако, учитывая сложившуюся социокультурную ситуацию, настоятельную общественную потребность эффективно использовать воспитательный потенциал анимационной деятельности, правомерно говорить о необходимости усиления внимания к подготовке специалистов указанного профиля и в рамках высшего образования.

С целью повышения эффективности социального воспитания студентов посредством анимационной деятельности в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова при активном участии студентов и преподавателей факультета педагогики и психологии была разработана педагогическая программа формирования у студентов умений и навыков педагогической анимационной деятельности. Программа представляет собой педагогическую систему по формированию личностных качеств, профессиональных знаний, умений и отношений в процессе внеучебной социокультурной и анимационной деятельности.

Смысл этой идеи состоит в том, чтобы сформированные качества личности, направленные на культурно-творческое, созидательное освоение духовно-культурных ценностей в условиях досуга, способствовали повышению досуговой культуры, а также в процессе досугового взаимодействия в группе содействовали бы созданию воспитательной среды вокруг себя и тем самым педагогизации досугового взаимодействия, а также профессиональной готовности к педагогической деятельности в досуговой сфере.

Системообразующие элементы данной программы учитывают следующие условия:

- специфические требования профессиональной педагогической деятельности в сфере досуга;

- объективные обстоятельства протекания учебно-воспитательного процесса, которые складываются из возможностей материально-технической и методической базы учебного заведения;

- соблюдение основополагающих дидактических принципов формирования содержания обучения и тактики воспитания;

- поэтапный контроль в процессе подготовки, всесторонний анализ результатов по итогам реализации: определение показателей эффективности, новых возможностей реализации и совершенствования.

Процесс развития умений и навыков педагогической анимационной деятельности согласно программе повышения эффективности социального воспитания на факультете должен соответствовать следующим методологическим принципам: гуманитаризации, психологизации, культурологизации, технологизации учебно-воспитательного процесса; необходимо также наличие развивающего потенциала, ценностно-ориентационная установка на саморазвитие и самоактуализацию; доступность знаний, заключающаяся в учете духовного, эмоционального, физического уровня развития студентов; индивидуальный и деятельностный подход, отраженный в индивидуальных творческих, поисковых, исследовательских, проектных заданиях для самостоятельной учебно-воспитательной деятельности; связь теории и практики.

Поставленные задачи должны были решаться через организацию учебно-воспитательной и самостоятельной деятельности по овладению теоретическим материалом на базе курса по выбору «Организация культурно-досуговой деятельности детей и молодежи». Курс направлен на формирование у студентов теоретических и практических знаний и умений, необходимых для эффективной педагогически целесообразной организации досуговой деятельности на основе применения технологий социально-культурной анимационной деятельности. А также применение на практике полученных знаний, сформированных умений и навыков. Студент, участвуя в анимационной деятельности реализует следующих функций: самопрезентативной, социально-перцептивной, аффективной.

Функция самопрезентации в анимационной деятельности заключается в умении студента заинтересовать своей личностью, привлечь к себе внимание как одного человека, так и группы, с которой он взаимодействует. Наиболее эффективной формой самопрезентации выступает так называемое «вдохновляющее поведение»: демонстрация расположенности, заинтересованности, оптимистического участия. Такое поведение студента отражает внешнюю, практическую сущность внутренней культуры его личности. При этом специфика указанной деятельности отражает и специфику эмоциональной сферы студента. При этом весь комплекс творческих переживаний студента направлен на гармоничность и красоту как во внутреннем, идейно-мировоззренческом, так и во внешнем, ситуативно-поведенческом проявлении. Эмоциональная стимуляция, облегчение, психологический комфорт в процессе анимационной деятельности создают условия для творческой реализации, появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство доверия и симпатии. Именно в этой способности педагога проявляется аффективная функция анимационной деятельности.

Социально - перцептивная функция в анимационной деятельности состоит в том, что студент внимателен как к внешним проявлениям в поведении людей, так и к внутренним изменениям личности. Среди различных механизмов, посредством которых реализуется социально - перцептивная функция, применительно к анимационной деятельности следует обратить внимание на эмпатию и аттракцию. Эмпатия как умение человека сопереживать другому, проникаться его чувствами, мыслями, переживаниями характеризует способность личности профессионала действовать в любой жизненной ситуации. Современные исследователи рассматривают эмпатию и как явление эмоциональной отзывчивости, и как процесс понимания человека человеком, и как специфическую способность сочувствия, сопереживания, соучастия. Однако, по мнению Е.В. Андриенко, М.А. Битяновой, наиболее точно механизм формирования устойчивого позитивного чувства к другому человеку отражает такая форма восприятия и познания другого человека, как аттракция. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви. Между людьми возникают определенные отношения, позволяющие им более глубоко познать друг друга. Совершенно очевидно, что совместные занятия, осуществляемые людьми в процессе взаимодействия, имеют в своей основе именно избирательное отношение к внешности, поведению, чертам характера человека, а также общие взгляды, интересы, ценностные ориентации.

Таким образом, реализация студентом перечисленных функций направлена на развитие процесса досуговых взаимодействий и связана с актуализаций его профессионально-личностных возможностей. В этом случае мы имеем дело с различными характеристиками указанных функций, которые демонстрируют, с одной стороны, органическое единство анимационной деятельности с другими видами социокультурной деятельности, а с другой - ее специфику и исключительность.

Интересен опыт подготовки студентов к анимационной деятельности в Новосибирском государственном университете. Для достижения целей социального воспитания разработан экспериментальный проект подготовки студентов специальности «Социальная педагогика» к анимационной деятельности. Процесс профессионального становления социального педагога-аниматора должен, по возможности, совпадать с логикой обучения в педагогическом вузе (с учетом второй специальности). В основу построения модели подготовки студентов к педагогической аниматорской деятельности были положены системный, деятельностный и индивидуально-творческий подходы. В содержании педагогического процесса подготовки будущих социальных педагогов к анимационной деятельности можно выделить взаимосвязанные элементы теоретической, практической и психологической готовности специалистов указанной деятельности. Взаимосвязь этих элементов выражается в том, что усвоение одного из них влияет на уровень и качество усвоения других.

Специфика педагогической анимационной деятельности определяет и специфику организации учебного процесса подготовки к ней.

Студент в новой системе подготовки специалиста ориентируется на решение как образовательных и образовательно-профессиональных задач, так и на решение собственных профессиональных задач. Достижение высокого уровня готовности к профессиональной анимационной деятельности как одна из задач профессиональной подготовки студента теснейшим образом связано со всеми содержательными блоками, которые выделены в ГОСТ. Таковыми являются: блок общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, блок общих математических и естественнонаучных дисциплин, блок общепрофессиональных дисциплин, блок предметной подготовки.

Так, блок «общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» призван удовлетворить и развить потребности студентов в познании культуры, осмыслить основные общечеловеческие ценности, среди которых особое место занимают такие; как человек, ребенок, его неотъемлемые права на жизнь, охрану здоровья, образование, содержательный досуг и отдых, а также его отношения с окружающим миром, другими людьми. Такие дисциплины, как культурология, правоведение, культура речи, социология, философия, особенно способствуют формированию личностного самоопределения студентов и их дальнейшей профессиональной ориентации внутри педагогической профессии. В процессе изучения дисциплин первого блока происходит актуализация важнейших философских понятий и категорий, которые являются базовыми для дальнейшего профессионального роста.

Блок «общие математические и естественнонаучные дисциплины» способствует развитию у студентов современного стиля мышления; в соотнесении различных концепций современного естествознания происходит осмысление основных категорий, вокруг которых сосредоточен научный и культурный прогресс человечества. С точки зрения прикладного значения, для овладения анимационной деятельностью особое значение имеют дисциплины, связанные с аудиовизуальной и интеративными технологиями обучения.

Блок «общепрофессиональные дисциплины» несет фундаментальную нагрузку по развитию у студентов профессионального мышления, формированию у них умений и навыков педагогической деятельности, с учетом специфики ее проявления в различных условиях. Особенное значение в процессе подготовки к профессиональной анимационной деятельности имеют такие дисциплины, как теория и методика воспитания, педагогические технологии.

К важной системе знаний студента относятся следующие: знание методологических основ и категорий педагогики; знание закономерностей развития и социального формирования личности; понимание сущности, целей, задач воспитания; знание закономерностей возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества; знание индивидуально-психологических особенностей личности на различных возрастных этапах; знание теории досуга, владение основными категориями педагогики досуга; знание закономерностей, истории, современного состояния и основных направлений дальнейшего развития педагогической анимации; знание основ педагогических технологий, владение методикой их применения в досуговой сфере.

Совокупность сформированных умений и навыков определяет способность профессионала эффективно реализовывать целевые установки анимационной деятельности. Специфика указанной деятельности проявляется, прежде всего, в организаторских, экспрессивных, перцептивных, конструктивных умениях: умение проецировать содержание объективного процесса воспитания на конкретные досугово - воспитательные задачи; умение проектировать на этой основе конкретные виды досугового взаимодействия; умение строить логически завершенную систему досугово - воспитательных взаимодействий; умение активизировать в процессе досугового взаимодействия как воспитанника, так и группу, создать атмосферу эмоционального благополучия, живого неформального общения; умение использовать свое творческое воображение и интуицию, эстетический вкус; умение органично включать в процесс досугового взаимодействия элементы художественного творчества, актерской техники, педагогической импровизации. В качественно новом статусе социального педагога-организатора досуга (аниматора) доминирующими признаками являются высокая культурная образованность, духовно-нравственная воспитанность, профессиональная компетентность, социальность студента.

Принципиально важным является опыт анимационной деятельности в Казанском государственном университете, где рассматривается эстетический подход к анимационной деятельности. В программе подготовки студентов к анимационной деятельности основой упор делается на обеспечение единства теоретической и практической анимационной деятельности. В ее теоретической части эстетическая направленность представлена специальными дисциплинами, и авторским спецкурсом «Эстетика в анимационной деятельности». В практической части - учебной практической деятельностью, которая в профессиональной подготовке студентов является деятельностью анимационной. Занятия учебно-практической анимационной деятельности состоят из разработки и подготовки, публичной реализации и защиты анимационных проектов, программ, а также мероприятий по темам, согласованным с теоретическим спецкурсом «Эстетика в анимационной деятельности».

В процессе создания анимационных проектов используется ряд методов подготовки студентов к анимационной деятельности.

- Этап разработки и подготовки (процесс создания) анимационных проектов, помимо творческого самовыражения, данный процесс вовлекает студентов в самостоятельные работы на предмет исследования истории, культуры, литературы, музыки, театра, искусств разных народов - требует знаний, умений и навыков режиссуры, изобразительного искусства и пр.

Здесь используются методы стимулирования и мотивации интереса к учению: создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализация; дискуссии, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций; а также базисные режиссерские методы, такие, как метод логических рассуждений; метод ориентирующей ситуации; творческий, художественный метод и проблемно-поисковые методы - усвоение знаний. Выработка умений и навыков осуществляется в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Навыки и умения реализуются через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

- Этап реализации проекта, наряду с другими, требует навыков и пси- хологического воздействия, культуры общения, культуры речи, актерского мастерства, сценической речи и осуществляется публично, в процессе учеб- ной практической деятельности и в рамках заранее распланированных фа- культетских или институтских мероприятий. На этом этапе используются репродуктивные методы: активное восприятие, запоминание, воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами; создание ситуации успеха в учении, а также некоторые из базисных режиссерских методов: ритуально-обрядовый, театрализация, иллюстрирование, игра, метод изменения (или сохранения) ролевых элементов, драматический монтаж (ассоциативный вид и конструктивный).

- Этап защиты анимационного проекта развивает такие необходимые качества, как умение четко и аргументировано доказать свою точку зрения, последовательно и логично описать процессы подготовки, разработки и реализации проекта, доказать применение тех или иных средств, требует навыков владения ораторским искусством. На этом этапе также используются методы стимулирования и мотивации интереса к учению: создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; дискуссия, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении; словесные методы (рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение); наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации); индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему); дедуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному).

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что анимационная деятельность является компонентом социокультурной деятельности, в ходе которого осуществляется организация участников этой деятельности с целью удовлетворения их устойчивых досуговых потребностей. Сущность анимационной деятельности может быть представлена в способах реальных действий, в определенных типах и видах взаимодействия. Анимационная деятельность представляет собой особый специально организованный и управляемый вид деятельности с целью социализации личности человека. В этом контексте доминируют воспитательные потенциалы анимационной деятельности. Характерные черты, структура и содержание позволяют использовать ее в качестве средства социального воспитания студентов.

Таким образом, гуманистическая парадигма высшего образования, выступая в качестве методологической основы процесса подготовки студентов к анимационной деятельности, открывает широкие возможности для проявления личностной инициативы студентов в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности, для перестройки целевых установок, ценностных ориентаций, конкретных знаний, умений и навыков, что позитивно влияет на социальное воспитание студентов.

Анимационная деятельность как средство социального воспитания студентов способствует формированию таких социально-значимых качеств личности как социальная активность, коммуникативность, организованность, мобильность, креативность.

Анализируя опыт использования анимационной деятельности в высших учебных заведениях мы выявили особенности подготовки студентов:

- использование профессиональной анимационной деятельности как учебно-практической в целях формирования профессионального опыта и развития эстетического сознания в процессе обучения;

- стимулирование развития мотивационной сферы студента, его стремления к саморазвитию, к профессиональной компетентности;

- формирование в процессе обучения не только профессионально -значимых, но и личностных качеств, способствующих развитию личности студента)

Используя возможности анимационной деятельности в учебно-воспитательном процессе, можно осуществить интеграцию теории и практики на внутрипредметных и межпредметных уровнях, обеспечить приобретение опыта, являющегося основой профессионализма, формирования эстетического сознания личности, опыта творческой деятельности.

 

АВТОР: Петрова М.С.