16.03.2012 27750

Особенности мотивационной сферы безработных

 

Стратегии поведения безработных являются различными вариантами процесса адаптации. Характер поведения зависит от целей, ценностных ориентации, возможностей их достижения в социальной среде и от индивидуальных личностных качеств субъекта. Многочисленные исследования показывают зависимость между характером мотивации и выбором поведенческих стратегий, а также особенностями адаптации к условиям изменяющейся среды. Так, при преобладании мотивации достижения поведение отличается отсутствием видимой тревоги, и наоборот, мотивация избегания неудач сопровождается проявлением тревоги. Построение интегрированного поведения - существенная часть адаптационного процесса. Нарушение поведения на любом уровне интеграции сопровождается снижением качества адаптации. Интеграция поведения - это система взаимосвязи между элементами психической структуры личности, позволяющая успешно решать задачи в интересах адаптации индивида, и в первую очередь добиться согласованности его мотивов и требований окружения. Препятствием на пути построения целостного интегративного поведения может послужить несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности. В результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения. Как правило, это состояние возникает в результате интрапсихического конфликта или конфликта мотивов.

Феномен безработицы является фактором, «запускающим» внутренние, элементарные процессы, которые ведут к формированию новой модели поведения человека в сфере труда. Хотя медленно, но поведение рыночного свойства формируется и постепенно укрепляется. Побудительную и регулятивную функции любого поведения выполняют, прежде всего, мотивы и ценности.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Madsen, 1959; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как психической регуляция конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990).

Отсюда; все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. И в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация выступает как средство реализации уже имеющихся мотивов. Однако при таком подходе остается непонятной причина побуждений - ситуация или мотив, а также природа возникновения мотива. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Согласно концепции А.Н. Леонтьева мотивационная сфера человека имеет источники в практической деятельности, из которых складывается поведение, соответствует разнообразие мотивов, множеству действий - упорядоченный набор целей. Р.А. Пилоян считает, что мотив и мотивация - взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации. И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов можно влиять на мотивацию в целом.

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения, возможно, заключается в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Взгляды на сущность мотива, как у западных, так и у отечественных психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (но разный у разных авторов). В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на потребность (С.Л. Рубинштейн; В. Campbell, F. Scheffild, 1953; R. Butler, H. Harlow, 1954; Ж. Нюттен, 1975; и др.), на цель (А.Н. Леонтьев, 1975; С.П. Манукян, 1984; и др.), на побуждение (X. Хекхаузен, 1986; В.И. Ковалев, 1981; А.А. Файзуллаев, 1985, 1987, 1089), на намерение (К. Lewin, 1969), на свойства личности (Н. Мштеу, 1938; М. Madsen, 1959; J. Atkinson, 1964; К.К. Платонов, B.C. Мерлин, М.Ш. Магомед-Аминов), на состояние (Р.А. Пилоян, 1984; J. Guilford, 1956; Е. Hilgrad, 1957; A.M. Мейерович, 1987).

Монистические подходы к рассмотрению сущности мотива, когда за него принимают то потребность, то цель, то побуждение, то свойства личности, себя не оправдывают. Так мотив как потребность, обладает побудительной силой, но не имеет направленности; мотив как предмет удовлетворения потребности, обладает направленностью, но не объясняет ее причину; мотив как основание, дает объяснение причины и смысл действия, но лишен побуждающей функции. Б.Ф. Ломов отмечает, что в исследовании психических явлений попытка искать одну единственную детерминанту того или иного явления - это тупиковый путь. Любое явление определяется системой детерминант. Детерминация поведения не всегда означает его мотивацию. Мотивация - это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая может быть обусловлена и внешними раздражителями. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация - процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутренние побуждения.

В западной психологической литературе широко обсуждается вопрос о двух видах мотивации и их различных признаках: экстринсивной (обусловленной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутренней, связанной с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями), при которой действия и поступки совершаются «по доброй воле» субъекта (X. Хекхаузен, 1986).-В 50-х годах и в нашей стране среди психологов развернулась острая дискуссия по поводу того, являются ли потребности (как внутренний фактор) единственным источником мотивации. Положительно на этот вопрос отвечали Г.А. Фортунатов, А.В. Петровский (1956) и Д.А. Кикнадзе (1982). Против этой точки зрения выступали психологи, изучавшие проблему воли. В.И. Селиванов (1974) наряду с другими считал, что не все мотивы обусловлены потребностями, что воздействия окружающего мира порождает много мотивов, и не связанных с наличными потребностями. Различные воздействия окружающей среды, вызывают ответные действия человека помимо его потребностей или даже вопреки им. Это соответствует представлениям о социальной обусловленности поведения человека, о ведущей роли волевой регуляции, об обусловленности поведения человека чувством долга, пониманием необходимости или целесообразности и т.д.

С позиции Е.П. Ильина (2000, 2003), мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. Говоря о внешних мотивах и мотивации, он имеет в виду либо обстоятельства (актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности), либо какие-то внешние факторы, влияющие на принятие решения и силу мотива (вознаграждение и прочее); в том числе приписывание самим человеком этим факторам решающей роли в принятии решения и достижении результата, как это имеет место у полезависимых и с внешним локусом контроля. В этих случаях более логично говорить о внешнестимулируемой или внешнеорганизованной, мотивации, понимая при этом, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения, называются мотиваторами (Е.П. Ильин, 2003) или мотивационными детерминантами. Выделяют следующие группы мотиваторов: нравственный контроль, предпочтения, внешняя ситуация, собственные возможности (знания, умения и навыки), собственное состояние, условия достижения цели, последствия своего действия. Данные мотивационные детерминанты при объяснении основания действия становятся аргументами принятого решения.

Мотивация - это динамический процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, а мотив это продукт этого процесса, т.е. мотивации. Начинается данный процесс с возникновения потребности личности и заканчивается возникновением намерения и побуждения к достижению цели, если эта цель необходима человеку. Между этими двумя психологическими феноменами располагается промежуточный этап мотивационного процесса, в котором актуализируются имеющиеся у человека психологические образования, обеспечивающие обоснованный выбор им предмета и способа удовлетворения потребности (личностные диспозиции); их необходимость подчеркивается в когнитивных теориях мотивации у зарубежных авторов и в ряде работ отечественных психологов (Б.В. Зейгарник, В.Г. Асеев и др.). Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности, причем личностные свойства вмешиваются в данный процесс на всех этапах. В связи с этим можно говорить о различных стилях мотивации. В частности, к ним можно отнести выделенные В.Н. Азаровым (1988) стили действования: импульсивный и управляемый (рефлексивно-волевой), которые в значительной степени отражают особенности формирования мотива. Другими стилями мотивации могут быть особенности построения основания поступка (мотива) с опорой на свои возможности, усилия или же на обстоятельства, случай. Этот аспект мотивации рассмотрен Дж. Роттером (1954) в его концепции о внешнем и внутреннем локусе контроля.

Таким образом, психологические феномены, в том числе и устойчивые свойства личности (интересы, склонности, предпочтения, установки и мировоззрение), а также состояние нужды, (как один из компонентов потребности личности) могут влиять на формирование конкретного мотива, но ни один из них не может подменить мотив в целом, так как они являются лишь его компонентами. И в то же время только при их наличии мотив в большинстве случаев может осуществлять свои функции. В структуру мотива могут входить компоненты, относящиеся к трем блокам: в первый (потребностный) блок входят социальные и биологические потребности, долженствование и мотивационная установка; во второй («внутренний фильтр») - нравственный контроль, оценка внешней ситуации и своих возможностей, предпочтение, интересы, уровень притязаний; в третий (целевой) входят потребностная цель (утолить голод, жажду и т.п.), опредмеченное действие и процесс удовлетворения потребности. Структура мотивации разных людей характеризуется разным соотношением потребностей, личных ценностей, интересов, возможностей.

Важным фактором, определяющим способность человека эффективно бороться с трудностями, является социально-психологическая готовность к конструктивному преобразованию ситуации. Под социально-психологической готовностью мы понимаем интегральное многокомпонентное и многоуровневое личностное образование, одной из основных составляющих которого, является наличие сильной мотивации как источника активности. В нашей работе особый интерес представляют исследования мотивации трудовой деятельности. Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конечная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы). Нас прежде всего интересуют мотивы трудовой деятельности, мотивы увольнения с работы и мотивация поиска работы.

Среди побудительных причин, которые заставляют человека заниматься трудом, выделяют следующие группы. Первая группа причин - побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, это и желание оказывать помощь другим людям (что может проявляться в обучении детей, в лечении больных, в защите своего отечества и т.д.), это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности. Вторая группа -получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворение материальных и духовных потребностей. Третья группа - удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относиться и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.

Изучение Смирновой Г.А. (1998) мотивации трудовой деятельности 146 мужчин и женщин в возрасте от 21 до 40 лет методом анкетирования показало, что мотивы общественного характера более свойственны женщинам (67%), а мужчинам - мотивы получения материальных благ (89%) и самоактуализации (76%). Анализ исследования мотивов труда московских рабочих в 1999/2000 гг. показал, что среди мотивов труда первое место занимает заработок - 91,3% опрошенных, 46,9% опрошенных отметили такой мотив как гарантия занятости, это связано с тем, что массовые сокращения рабочих породили боязнь остаться безработным. Далее респондентами были отмечены такие мотивы как реализация своих способностей (27,6%) и отношения с руководством и коллегами по работе (27,8%), последний мотив тесно связан с предыдущим «гарантия занятости», поскольку взаимоотношения влияют на сохранение рабочего места.

Общие мотивы трудовой деятельности, реализуются в конкретных профессиях. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главным для человека является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие. Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней. То есть, профессию можно выбрать в зависимости от многих обстоятельств, но важно, прежде всего, принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. А в настоящее время необходимо также учитывать конкурентоспособность выбираемой профессии, чтобы не пополнить ряды безработных.

Длительное время в психологии доминировали так называемые результативные подходы к изучению мотивации. Их смысл состоит в том, как они отвечают на вопрос, почему человек трудится, - потому что хочет получить результат, а за него - вознаграждение и через это вознаграждение удовлетворить свои потребности. Сами же потребности, возникая, усиливаясь и становясь для человека все более насущными, приводят к возникновению так называемых гомеостатичесих кризисов - к нарушению оптимального состояния организма, к росту напряженности. После того как потребность удовлетворяется, она теряет актуальность. Однако в 20-е гг. XX в. американские ученые Р. Вудвортс и А. Уайт показали, что человеческому организму, помимо этих - гомеостатичесих потребностей, присуща и врожденная потребность функционировать. Эта потребность приводит к активности, которая выполняется не ради какого-либо результата, а ради самого процесса действования. Процесс, а не результат действования, сама активность являются «удовлетворителями» этой потребности. Она носит, таким образом, процессуальный характер, а все виды ее модификации лежат в основе так называемой самодеятельности. Это - активность, выполняемая ради нее самой и того чувства удовлетворения, которое возникает от ее процесса. Такая побудительная сила получила название внутренней мотивации: ее источник находится не вне деятельности, а внутри нее самой.

Система внутренней мотивации лежит в основе тех категорий потребностей, которые соответствуют высшим уровням в их общей иерархии. Для лиц с развитой внутренней мотивацией характерна поглощенность самим процессом деятельности, интерес к самому ее ходу, а не только к результатам. Между системами внешней и внутренней мотивации существуют достаточно сложные и закономерные отношения. Во-первых, реализация внешних мотивов может усиливать внутренние мотивы. Во-вторых, реализация внутренних мотивов может приводить к формированию новых - более сложных результативных (внешних) мотивов. Гипертрофия внутренней мотивации может вести к снижению внешней мотивации. Наконец, еще одним проявлением дисгармоничности двух мотивационных систем выступает явление так называемого разрушения внутренней мотивации под влиянием гипертрофии внешних мотивов и стимулов. В результате снижения или полного исключения одной из двух мотивационных систем, может снизится общий уровень мотивированности. Снижение мотивации, в свою очередь, приводит и к падению качественных показателей самой деятельности.

Как внешние, так и внутренние мотивы реализуются в деятельности через формулировку и достижение соответствующих целей. Цели, соответствующие внешним мотивам, обозначаются понятием экстринсивных целей, а соответствующие внутренним мотивам - понятием интринсивных целей. В результате соотнесения мотивов с целями субъекта формируется особое и важнейшее психологическое образование - личностный смысл деятельности. Он характеризует общее отношение личности к деятельности, показывает, что на самом деле она означает для личности.

Интересен подход в изучении структуры мотива трудовой деятельности, предложенный румынским социологом К. Замфир (1983). Она исходит из представления о трех составляющих мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ). Под внутренними мотивами автор понимает то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, т.е. результат и процесс труда. Внутренняя мотивация возникает, как полагает автор, из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудиться с удовольствием, без какого-либо внешнего давления. Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т.д. К внешней положительной мотивации относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К внешней отрицательной мотивации автор относит наказания, критику, осуждение, штрафы и т.п. Нетрудно заметить, что К. Земфир, говоря о внешней мотивации, воспользовалась известной схемой Д. Аткинсона о соотношении стремления к успеху - избеганию неудачи.

Внутренняя мотивация с точки зрения удовлетворения трудом и его производительность наиболее эффективна. Затем, по степени положительности влияния, идет внешняя положительная мотивация. При этом как внешняя положительная, так и внешняя отрицательная мотивации по сравнению с внутренней мотивацией обладают меньшей устойчивостью, быстро теряют свою стимулирующую силу. Так, материальное вознаграждение, если оно остается на одном и том же уровне, теряет свою мотивационную нагрузку по прошествии некоторого времени. Поэтому на зарубежных предприятиях заработная плата с учетом стажа повышается не через 5-10 лет работы, а через более короткие интервалы. Теряют свою силу при многократном повторении и внешние отрицательные мотивы. Как считает К.Замфир, наиболее благоприятное соотношение между тремя рассмотренными видами мотивации, когда центральное место занимают внутренние мотивы и одновременно используются внешние положительные мотивы и исключаются, по возможности, или ограничиваются внешние отрицательные: ВМ ВПМ ВОМ. Наихудшее соотношение - ВОМ ВПМ ВМ. Тип мотивации влияет не только на эффективность труда, но и на личность работника. Если преобладает внешняя мотивация, то труд становиться просто средством для достижения чего-то, не являясь самоцелью; он выступает как обязанность чему-то внешнему, как цена за приобретение благ, необходимых человеку. Если внутренняя мотивация является источником развития человека, стимулирует совершенствование профессионального мастерства, то внешняя мотивация ориентирует его на сугубо личные интересы (цели). Внешняя мотивация не стимулирует в должной мере профессионального развития, превращает труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости. Особенно разрушительна для личности роль отрицательных мотивов, которые порождают конформизм, ограниченность, пассивность, безответственность.

Выделяют три группы причин увольнения указываемые в анкетах: объективные, объективно-субъективные, субъективные. К объективным причинам относятся слабое здоровье и физическое состояние, смена места жительства, служба в армии, продолжение образования, рождение и уход за ребенком, сокращение штатов. К объективно-субъективным относятся условия труда, невозможность профессионального роста; к субъективным причинам - психологический климат в коллективе. В общих чертах можно сказать, что причиной добровольного ухода с работы является неудовлетворенность чем-то на данном производстве. По данным исследований, в настоящее время безработные увольняются с работы по разным причинам, причем мотивы увольнения напрямую взаимосвязаны с типом стратегии поведения на рынке труда. Безработные неадаптивного типа чаще оказываются на рынке труда в результате сокращения штатов или ликвидации предприятия, если и меняют место работы (по собственному желанию), то только по очень веской причине (по состоянию здоровья, очень неудобный график). Причем женщины данного типа, чаще вынуждены покидать работу по семейным обстоятельствам (близость к дому, болезнь ребенка и т.п.). Вообще, надо сказать, мужчины, значительно чаще, чем женщины, меняют место работы по субъективным мотивам, и в основном, в поисках «лучшей доли». Безработные адаптивного типа проявляют высокую социальную и трудовую активность, они часто увольняются по собственной инициативе, с целью повышения своего социального, материального уровня, ради более полной реализации себя как личности. Молодежь чаще, чем люди старшего возраста тяготеет к смене рабочих мест, и, как правило, по объективно-субъективным причинам (поиск более комфортных условий для самореализации, которая часто определяется через сферу досуговых интересов), одна из наиболее частых причин увольнения - материальная неудовлетворенность.

Мотивация поиска работы является мало изученной. В то же время поведение безработного, активность поиска нового рабочего места во многом зависят от структуры его мотивационной сферы, в частности - от его понимания смысла жизни. Как показано М.В. Дмитриевой (1998), специфической особенностью мотивационной сферы безработных, активных в поисках работы, является взаимосвязь всех параметров их мотивационной структуры (смысложизненной ориентации, самоактуализации и др.), что позволяет им в большей степени быть независимыми от изменений социума, помогает реализовать свои возможности. Напротив, структурные особенности мотивационного потенциала пассивных безработных характеризуются меньшей интегрированностью, изолированностью отдельных мотивов.

Данные исследования показывают, что практически никого из безработных не удовлетворяет его нынешнее положение. 92% респондентов хотят работать, почти половина (47,9%) считает, что труд для них - это источник средств к существованию: чем больше платят, тем больше они согласны работать. Для 24,2% опрошенных труд - смысл существования. Основными причинами отказа от работы и ее поиска являются: низкая профессиональная и трудовая мотивация, наличие другого кормильца в семье, семейные обстоятельства (дети), иждивенческая направленность личности и др.

Структура мотивации разных людей характеризуется разным соотношением потребностей и личных ценностей. Проблема ценностей представляет интерес для многих гуманитарных наук. Являясь «смыслообразующей» основой человеческой жизнедеятельности, они рассматриваются в философии, социологии, психологии, экономике. В психологии ценности трактуются по-разному: как «система убеждений, выражающих отношение человека к миру» (И.С. Кон), как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности» (Г.С. Парыгин), как то «к чему необходимо стремиться, относиться с признанием, почтением» (П. Менцер), как «врожденные потенции» (А. Маслоу). По всей видимости, такая неоднозначность определения объясняется сложностью самого понятия, его междисциплинарностью. Р.Х. Шакуров отмечает, что с психологической точки зрения, ценность включает в себя два основных элемента - представление о предмете (когнитивный компонент) и отношение к нему (эмоционально-оценочный компонент). Ценность связана с определенным переживанием, так как она проявляется в форме определенного отношения человека к миру в целом, к окружающим, к самому себе, причем как пишет М.Г. Рогов, это отношение, «взятое не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны в самом широком смысле этого слова. Ценность как бы распределена между человеком и окружающим его миром, она существует только в их отношении». Осознание, обнаружение ценности субъектом связано с эмоциональной реакцией. Непосредственная эмоциональная реакция переходит в эмоциональное отношение и затем проходит этап рациональной оценки. Эмоциональная реакция, переживание удовольствия, наслаждения, восхищения, а также рациональная оценка «полезности» данного объекта отражают субъективную сторону ценности. Диапазон человеческих ценностей разнообразен. Ценности можно классифицировать по многим признакам. Важным для нашего исследования является деление ценностей по их роли и месту в структуре деятельности: на ценности-цели и ценности-средства. Ценность становиться целью, если она направляет и мотивирует деятельность, тогда как ценности-средства выступают в качестве способа достижения цели, выполняя инструментальную функцию. Однако здесь возможен переход средства в самостоятельную ценность -цель, если в ситуациях использования данного средства появляется интерес к данной ценности, она становиться субъективно привлекательной. Ценности, как важнейший регулятор взаимоотношений и деятельности людей и социальных групп, проявляются психологически в ценностных ориентациях личности. «Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации» (Б.Г. Ананьев). Обращая внимание на сложную структуру потребностей, мотивов, интересов, целей, мировоззрения, идеалов, убеждений, Б.Г. Ананьев отмечал, что именно они образуют направленность личности, которая выряжает отношение к объективной действительности и является «психологической базой» ценностных ориентации личности.

Таким образом, ценностные ориентации - это субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе. Психологической основой ценностных ориентации является система ее социальных установок и чувств. Система ценностных ориентации образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. Развитие ценностей осуществляется через их усвоение в социальных группах и трансформацию из общественных в личностные. Интериоризация и социализация применительно к становлению личностных ценностей представляет собой две стороны одного процесса, рассматриваемого соответственно в аспекте трансформации самих ценностей и трансформации структуры индивидуальной мотивации.

Механизм выработки личностных ценностей может быть представлен следующим образом: первый этап - включение знания в состав способа ориентировки и происходящие при этом изменения в механизме актов внутреннего выбора, при котором знание становиться эталоном. На втором этапе происходит очередное усложнение функций усваиваемого знания, выполняющего теперь роль эталона не только в когнитивном, но и в мотивационном компоненте механизмов акта внутреннего выбора. С его помощью осуществляется отбор мотивов и целей, которые субъект намерен реализовать в действиях и поступках. На третьем этапе сформированная готовность руководствоваться знанием поддерживается еще одним новым мотивом - осознаваемой потребностью включить его в механизм социальной ориентировки для реализации собственного отношения к объекту, своей нравственной позиции, своего «Я» в поведенческих актах. Четвертым этапом образования ценности является перевод ее на после сознательный уровень, что обогащает ценность еще одной функцией - способностью служить регулятором актов внутреннего выбора в экстремальных условиях. Данный механизм свидетельствует о том, что процесс выработки и изменения ценностей сложен и длителен, но в то же время достаточно гибок, благодаря чему возможно изменение структуры ценностных ориентации, а это в свою очередь позволяет быстро адаптироваться к новым условиям социальной среды и адекватно реагировать на изменения основных требований социальных институтов. Ценностные ориентации, как комплекс убеждений, определяющий мысли и поступки личности, неизбежно оказывают влияние на поведение человека. Как доказывают отечественные ученые, изменения ценностных ориентации имеют несомненную взаимосвязь с масштабными экономическими изменениями в российском обществе в данный момент; с вариативностью форм собственности, социально-экономическим статусом личности, субъективным экономическим статусом. Одно дело изменить психологию одного человека, совершенно другое - психологию групп, больших социальных общностей. Особенности социальных групп формируются и поддерживаются благодаря сходству образа жизни, с помощью общих ценностей, норм, традиций, передаются путем подражания, внушения, заражения, под давлением общественного мнения, утверждающего одни стереотипы поведения и отвергая другие.

По мнению исследователей, для российского общества характерны «ценности широкого человеческого общения», потребность в психологической опоре на общество и государство; склонность к самовыражению в личных отношениях, преобладание ценностей добросовестного труда на благо общества, над материальными результатами труда; негативное отношение к богатству; ориентация на власть и стремление к социальной справедливости.

Ценностные ориентации проявляются в общественном сознании и подсознании, влияют на отношение людей к условиям жизни, своему труду, накладывают отпечаток на поведение человека в целом. Указанная выше система ценностей российского общества нашла свое отражение в пассивном отношение значительной части работников к угрозе потери работы и ухудшению жизненного уровня. Результаты опроса безработных начала 90-х годов показали, что основную причину в сложившейся ситуации (потеря работы) они видят в экономической и политической ситуации в стране, в руководстве предприятиями (59,1% опрошенных). И в то же время 56,1% безработных считают, что государство обязано обеспечить их работой. Исследования проведенные в конце 90-х в начале 2000 гг. показали, что у безработных старшего поколения (старше 40-45 лет) все еще сохраняются прежние установки и ценностные ориентации. Для них характерна общая ориентация на стабильность и постоянное рабочее место, готовность к снижению социального статуса, согласие на маленькую, но стабильную заработную плату. Но, несмотря на то, что большинство безработных (39,1% опрошенных) причиной безработицы считают политику государства, количество лиц, считающих, что они должны сами проявить активность и инициативу в поисках работы возросло до 30,4%.

У безработных более молодого возраста (до 30-35 лет), так называемого «постсоветского» поколения, чья социализация происходила в абсолютно других условиях, характерны совершенно другие социальные и профессиональные ориентации, а также нормативные представления о поведении на рынке труда. Главная их особенность - гибкость, способность и желание быстро перестраиваться. Хотя работа не является для них исключительно важной жизненной ценностью, но в то же время они готовы к активному ее поиску, в потенциале демонстрируют желание переобучаться и ищут работу сразу по нескольким специальностям. В то же время они предъявляют более высокие требования, по сравнению с представителями старшего поколения, требования к рабочему месту, а главное к заработной плате. Вообще, надо сказать, что откровенная меркантильность как система ценностей демонстрируется прежде всего представителями молодого поколения. Созданная, в результате экономических реформ, атмосфера свободы, привела к глубоким изменениям в индивидуальной психике, ослабила укоренившиеся иждивенческие тенденции. Этот процесс распространялся в обществе неравномерно и шире всего охватил младшее поколение. Так как именно в этот возрастной период сила инерции старых представителей проявляется меньше, чем у людей среднего и особенно пожилого общества. В связи с этим, особый интерес представляют исследования, относящиеся к динамике уровня притязаний в сфере благосостояния среди молодёжи в условиях социально-экономического переустройства общества.

Периоды резких, революционных преобразований, как правило, сопровождаются существенными изменениями ценностей в массовом сознании, замещением одних доминант другими. Они могут выступать и как фактор, ускоряющий развитие, и как трудно преодолимый барьер на пути такого развития. Анализ динамики основных ценностей повседневной жизни московских рабочих в 1990-2000 гг. показал, что в первой половине 1990-х гг. основными ценностями у рабочих были семья и труд, а также здоровье. На последних местах - занятия в свободное время: общение, отдых, развлечения и др. Начиная с середины 90-х гг. (1993 - 1994 гг.) в иерархии основных ценностей произошли существенные изменения. Ценность труда на предприятии снизилась как у мужчин, так и у женщин более чем в 2 раза, а ценность семьи, ее материального благосостояния, воспитания детей возросла. Сравнение данных исследований на предприятиях Москвы в 1993/1994 и 1999/2000 гг., показывает, что ценность труда в последнее время на предприятии в последние годы повысилась. Если в 1990 г. ее отметили 23,4%, в 1993/1994 гг. - 15,2%, то в 1999/2000 гг. - 62,1% опрошенных мужчин. Общей тенденцией и для мужчин, и для женщин было дальнейшее снижение ценности свободного времени. Частота выбора труда в качестве основной ценности выросла только у мужчин. У женщин наблюдается дальнейший рост ценностей семьи. Анализ ответов безработных на вопрос, что представляет для них наибольшую ценность в жизни, и их ранжирование показали, что лидирующими ценностями для безработных являются: семейное материальное благополучие; обеспеченность всем необходимым; уверенность в безопасности, стабильность. Примечательно также, что те граждане, которые присвоили первое место «семейному благополучию», отводят лишь восьмое место ценности, связанной с продолжением рода и воспитанием детей.

Таким образом, результаты исследований показали, что индивидуальная система ценностей безработных практически не отличается от ценностных ориентации обычного среднего человека. Это объясняется, скорее всего, общим уровнем тревожности, беспокойства, характерных в настоящий момент для всего общества, которые привели к смещению ценностных ориентации, прежде всего, в сторону интересов благополучия семьи, и девальвации собственно трудовых и профессиональных ценностей, связанных с содержательной стороной труда. Но в группе самих безработных существуют гендерные и возрастные отличия в иерархии ценностей. Наиболее важной жизненной ценностью, которую человек ставит в иерархии, у мужчин и женщин оказывается практически одна и та же ценность. Распределение по частоте выбора ценности в качестве важнейшей показывает, что чаще всего выбираются ценности здоровья (22% мужчин и 28% женщин), семьи (15% мужчин, 23% женщин) и человеческой жизни (15% мужчин и 17% женщин). Остальные ценности выбираются в качестве важнейших значительно реже; можно указать только на ценности любви (9% мужчин и 6% женщин) и работы (6,5% женщин и 8% мужчин), которые занимают относительно высокий ранг. Напротив, ценности, которые человек ставит на последнее место в индивидуальной иерархии,- это, прежде всего жизнь в удовольствие (22% мужчин и 25% женщин) и простая жизнь (17% мужчин и 20% женщин). Другие из «отвергаемых» ценностей: равенство (11%), общественное признание (8%), красота (7%), творчество (6%). Среди наиболее важных ценностей и у мужчин и у женщин абсолютно доминируют ценности, принадлежащие к двум группам: индивидуальной безопасности (физическая безопасность, здоровье, жизнь человека) и социальных связей (любовь, семья, общение). Среди «отвергаемых», наоборот, преобладают низшие ценности материального благополучия (простая жизнь, жизнь в удовольствие и материальное благополучие). Диспропорциональность в отношении данного вида ценностей прослеживается в разных возрастных группах. У безработных до 30 лет ценности материального благополучия занимают высокие позиции, наряду с ценностями индивидуальной безопасности. Высшие ценности самоутверждения и самоактуализации личности не столь диспропорционально распределены по полюсам; они преобладают среди ценностей «отвергаемых», но достаточно часто встречаются и среди важнейших.

Особенностью, отличающей женщин и мужчин, является то, что у женщин распределение предпочитаемых ценностей по группам высших и низших сильнее смещено в сторону низших ценностей (значимость ценностей индивидуальной безопасности признается первостепенной 47% женщин и 37% мужчин). При этом у женщин значимость высших и низших ценностей признается соответственно 4 и 9% индивидов, тогда как у мужчин низшие ценности являются важнейшими 6,5% людей, а высшие ценности самоактуализации - 19%. Гендерные различия в иерархии жизненных ценностей, статистически значимые, могут свидетельствовать прежде всего о том, что женщины испытывают более сильное напряжение вследствие воздействия социально-экономических факторов, нежели безработные мужчины. Последние продолжают сохранять, несмотря на тяжесть воздействия негативных социально-экономических факторов, такую систему ценностей, которая свойственна обычно молодым.

Существуют специфические особенности ценностно-нормативных аспектов безработицы у представителей «провинциальных» и «столичных» городов (сравнительный анализ ценностно-нормативного аспекта безработицы, был проведен с безработными г. Тамбова и Москвы).

После увольнения в 2,5 раза уменьшается ценностно-нормативная и компаративная референтность по отношению к бывшим коллегам, и почти в двое увеличивается референтность по отношению к родственникам. Возрастает (в Тамбове несколько больше) референтость по отношению к друзьям, и возникает новый референтный объект - «товарищи по поиску работы» (в Москве больше, чем в Тамбове, что предположительно связано с более творческим характером и многовариантностью поисков в столице). Ценностно-нормативный и поведенческий «уход» в семью, отношения с родственниками («кровно - родственные» или «родовые», часто сопровождаемые хозяйственно-экономическим коррелятором в виде натурального хозяйства) и в 1,5 раза меньший «уход» во взаимоотношения с друзьями свидетельствует о «выпадении» из «общественной» (вне семейной) жизни, крайней общественной пассивности, конформности, замедленной и болезненной адаптации и формировании новой специфической субкультуры безработных. Особенно это характерно для малых городов.

Однако, несмотря на высокие показатели «духовной близости» с родственниками и друзьями, соответственно 20,8% и 33,4% тамбовских и московских безработных не ожидают с их стороны поддержки, что говорит о вынужденной, искусственности, конфликтном характере и незавершенности обусловленного реструктурированием референтностей. адаптационного периода. Подобное смещение референтностей - признак несформированности почвы для образования общественных групп и движений безработных, вопреки идее об объективной общности их интересов.

Важным противоречием, связанным с проблемами идентификационных адаптации переходного общества, является противоречие между распространенными в обществе предписаниями и ограниченностью законных средств их достижения. Это противоречие также, предъявляет адаптационные требования и, помимо поведенческих изменений, вызывает изменения ценностно-нормативные. По результатам исследования фрустрируется большинство важнейших ценностно-нормативных ориентации. Наиболее значимой и наиболее фрустрированной является ориентация на материальное благополучие. В большей мере и с большей полярностью она выражена в Москве, причем равенство средних значимости и превышение тамбовской оценки реализованности ориентации на материальное благополучие свидетельствует о более абстрактном и менее поведенчески-операционализированном характере ценностей материального благополучия в условиях меньшего «прессинга успеха» у тамбовских безработных. Последние более склонны верить, что располагают необходимыми для достижения успеха возможностями.

Менее всего (особенно в Тамбове)- фрустрируется. ориентация на семью и воспитание детей, что свидетельствует о сохранении семьи как «последнего прибежища». Далее по величине фрустрации следуют ценности «интересной работы», «общения с интересными людьми» и «уважения в своем кругу». Поскольку материально-бытовые ценностные ориентации лежат в основании большинства известных потребностных классификаций (Маслоу, Альдерфер), их наибольшая фрустрация представляет серьезную опасность для «пирамид» в целом. Таким образом, анализ исследования свидетельствует о социальных стереотипах и ценностно-нормативной специфике «столичных» и «провинциальных» городов.

Таким образом, наличие сильной мотивации как источника активности позволяет человеку эффективно бороться с трудностями. Выбор поведенческих стратегий в процессе адаптации обусловлен наличием структурных особенностей мотивационного потенциала. Мотивация и мотивы обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Общая направленность мотивационной сферы человека носит индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств индивида. Процесс адаптации безработных связан не только с поведенческими изменениями, но и ценностно-нормативными. Ценностные ориентации играют наиболее существенную роль в регуляции поведения безработных и выступают в качестве стержня направленности личности. Ценностные ориентации являются довольно устойчивым образованием, но включение человека в систему новых отношений, изменение актуальной ситуации, личностного и социального статуса, формирование другой среды жизни человека сопровождается появлением новых ценностей. Для одних они могут выступать как цели жизни, регулирующие систему отношений с окружающими, для других - как необходимое условие их существования. Новые социально-экономические условия дифференцировано воздействуют на динамику изменения ценностных ориентации людей. Поэтому существуют отличия в системах ценностей представителей различных социальных групп. Кроме того, как показывают исследования в структуре ценностей представителей одной социальной группы, в частности безработных, также есть отличия.

 

АВТОР: Петунова С.А.