16.03.2012 8894

Анализ поурочных программ по футболу для ДЮСШ и СДЮШОР

 

Ныне действующими государственными программами можно считать поурочную программу для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР (1985) и поурочную программу для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР (1986). В этих программах методически обосновано нашли своё отражение результаты исследований в области детско-юношеского футбола, выполненные в основном в 70-ые годы.

Однако современные требования практики указывают на необходимость разработки целого ряда нерешённых до настоящего времени вопросов, что, по-нашему мнению, должно способствовать дальнейшему повышению эффективности учебно-тренировочного процесса юных футболистов.

Одним из таких аспектов является совершенствование содержания программного материала по технической подготовке, особенно на начальных этапах обучения.

Основной задачей этих программ является методическое обеспечение подготовки юных футболистов в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования.

В программе 1985 г. нашли отражения задачи работы с учащимися; содержание учебного материала по физической, технической, тактической и теоретической подготовке для первого и второго годов обучения; распределение времени на виды подготовки; планы - графики прохождения учебного материала на каждый месяц; нормативные требования для перевода учащихся в более старшую возрастную группу; модельные занятия с учащимися в различные периоды учебного года.

Так, обобщенными задачами в процессе многолетней подготовки юных футболистов являются:

- Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.

- Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.

- Обучение основам техники и тактики игры.

- Приучение к игровым условиям.

- Подготовка и выполнение нормативов комплекса ГТО.

- Привитие учащимся стойкого интереса к занятиям футболом.

В процессе обучения учащихся создаются предпосылки для успешного овладения широким кругом технико-тактических действий, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего процесса подготовки.

Представляет интерес анализ динамики соотношения технической подготовки юных футболистов по годам обучения в учебной программе ДЮСШ к другим её разделам.

Так, в возрасте 8-9 лет на техническую подготовку от общего количества часов отводится 40%, в 9-10 лет - 43%, в 10-11 лет -40%, в 11-12 лет -37%, в 12-13 лет - 35%, в 13-14 лет - 30%, в 14-15 лет - 29%.

В тоже время на этапе начальной подготовки, в течение двух лет обучения в тренировке юных футболистов отводится крайне мало, на наш взгляд, времени для овладения техническими приёмами, связанными непосредственно с относительно продолжительным контролем над мячом: обработке мяча, ведению, обманным движениям.

Таким образом, анализ содержания технической подготовки в поурочной программе показывает на значительный удельный вес часов, отводимых на обучение ударам по мячу ногой.

Традиционная последовательность на первый год обучения основным техническим приёмам выглядит следующим образом:

- техника передвижения;

- удары по мячу ногой;

- удары по мячу головой;

- остановка мяча;

- ведение мяча;

- обманные движения (финты);

- отбор мяча;

- вбрасывание мяча.

Согласно учебной программы начальное обучение юных футболистов 8-10 лет технике игры должно строиться по принципу ознакомления начинающих футболистов с основными группами технических приёмов, позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность и способствовать формированию устойчивого интереса детей к футболу.

Поурочная программа 1986 г. отражает задачи работы в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования; содержание учебного материала по теоретической, физической, технической и тактической подготовке; распределение объёмов компонентов нагрузки по периодам в годичном цикле на каждый год обучения; нормативные требования для перевода учащихся в более старшую возрастную группу; модельные занятия с учащимися различного возраста для отдельных этапов тренировки.

Таким образом, программа детализирует содержание учебно-тренировочной работы в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования последовательно, вплоть до отдельных занятий.

Задачи подготовки учащихся учебно-тренировочных групп предусматривают повышение уровня общей и специальной физической подготовленности с преимущественным совершенствованием двигательных качеств, наиболее важных для футболистов; прочное освоение современной техники футбола и умение её эффективно применять в игре; овладение командными тактическими действиями; определение каждому учащемуся игрового амплуа; приобретение соревновательного опыта.

Задачи подготовки учащихся групп спортивного совершенствования предусматривают дальнейшее повышение уровня общей и специальной физической подготовленности с преобладанием последней; повышение технико-тактического мастерства с учётом индивидуальных особенностей и определившегося игрового амплуа; совершенствование излюбленных технических приёмов и воспитание умения эффективно применять их в процессе игры; совершенствование морально-волевых качеств; совершенствование соревновательного опыта и индивидуальной подготовки.

Теоретической основой для технической подготовки являются:

- высокая техника владения мячом - основа спортивного мастерства;

- качественные показатели индивидуальной техники владения мячом - рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях.

Основные элементы, составляющие структуру подготовки, остаются без изменений для всех возрастных групп и соответствуют начальному обучению.

Необходимым условием для решения задач, стоящих перед спортивной школой, является качественное планирование учебного материала. Оно позволяет определить содержание многолетнего процесса подготовки, выбрать основные направления деятельности, эффективные средства и методы тренировки.

При планировании учебно-тренировочного процесса учитываются задачи, стоящие перед данной учебной группой, материально-техническая база школы, результаты выполнения предыдущих планов, преемственность и перспективность.

Одним из разделов плана подготовки являются спортивно-технические показатели и модельные характеристики по годам.

Анализ существующих положений, отмечаемых в действующих поурочных программах, говорит о необходимости контроля соревновательной деятельности юных футболистов, который не нашёл своего отражения в рассмотренном материале.

Рассмотренные в научно-методической литературе основные разделы подготовки юных спортсменов указывают, что недостаточно освещена проблема СД юных футболистов и её взаимосвязь с технической подготовкой.

Таким образом, анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы позволил очертить круг основных вопросов, на изучении которых, в целях дальнейшего повышения эффективности многолетней технической подготовки юных футболистов, должно быть сконцентрировано первоочередное внимание:

- Возрастная динамика количественных и качественных показателей структуры СД юных футболистов.

- Взаимосвязь структур тренировочной и соревновательной деятельности с содержанием технической подготовки в поурочных программах для ДЮСШ.

- Определение возрастных приоритетов технических элементов и на этой основе оптимизация процесса начального обучения и совершенствования технического мастерства юных футболистов.

Вышеперечисленный круг вопросов и предопределил содержание собственных экспериментальных исследований.

 

АВТОР: Суворов В.В.