18.03.2012 13706

Сущностные характеристики профессионального педагогического самосознания

 

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность. Умение в старом, давно известном увидеть новое, по достоинству его оценить составляет непреложный компонент педагогического самосознания преподавателя. Самосознание будущего педагога включает систему отношений к выбранной им профессии, представлений о сущности педагогической деятельности, требованиях, предъявляемых к личности педагога и своем профессиональном «Я».

По мнению педагогов и психологов (М.Т. Громковой, И.Ф. Исаева, Е.А. Климова, Т.В. Леонтьевой, А.С. Роботовой, Е.М. Семеновой, И.А. Хоменко, И.Г. Шапошниковой и др.), важной составляющей профессионального самосознания педагога являются следующие качества: высокий уровень педагогической культуры; сочетание требовательности и уважения к личности ученика; способность руководствоваться нормами морали и профессиональными требованиями как мотивами своего поведения; предвидение педагогических и нравственных последствий своих действий; объективная самооценка. Все это обеспечивается волевыми усилиями, направленными на самоконтроль и коррекцию поведения, профессионально значимыми качествами личности педагога, его гуманизмом, педагогическим тактом, самокритичностью, толерантностью, справедливостью, самообладанием и др.

Специфика профессионального педагогического самосознания заключается в том, что оно вырастает из личностного самосознания, так как педагог в процессе выполнения своей профессиональной деятельности отдает часть себя, своих духовных ресурсов другим людям. Ориентация на другого человека, на взаимодействие с ним и определяет образ педагогического труда, принципы, методы, средства, которые выбирает педагог для осуществления своей профессиональной педагогической деятельности.

Профессиональное самосознание, по мнению И.А. Хоменко, содержит представление профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело.

Исходя из этого, структуру профессионального самосознания характеризуют следующими положениями:

- сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;

- знание, мнение, семантический подход к степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;

- знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования, вероятных законах успехов и неудач;

- представление о себе и своей работе в будущем. Педагогическое самосознание тесно связано с рефлексией, с обращением к своему внутреннему миру, с оценкой техпроцессов, которые происходят в нем. Системный подход к структурированию самосознания предполагает рассмотрение связей и отношений между элементами сознания, которые возможны по формам: детерминизму, силе и характеру результата, типу процессов, содержанию предмета, направлению действия и др.

Соответствие между элементами характеризует состояние, называемое гармонией, комфортом, покоем. К такому состоянию стремится каждый, и если достигает - старается удержать, отмечает Громкова М.Т. В силу постоянной изменчивости состояние самосознания, как всего естественного живущего и действующего, отношениям между потребностями, норами, способностями свойственно несоответствие, которое приводит к конфликту, но структурное отслеживание и регулирование в логике дополнительности позволяет предотвратить состояние противоречия (конфликта).

По мнению М.Т. Громковой, здравомыслие предполагает - не приводить в столкновение собственные «хочу», «могу», «должен», а рассматривать их в логике дополнительности, сохраняя внутренний мир в умиротворении, покое, гармонии. Как правило, такое состояние соответствует умудренному жизнью возрасту, в реальной жизни соотношение постоянно нарушается и приводит к стабильному завышению или занижению одного из элементов сознания.

Сознание в различных гуманитарных науках имеет несколько различный смысл и напрямую зависит от понятийного тезауруса, в котором он используется. Так, в психологической науке сознание противопоставлено в первую очередь бессознательным процессам или неосознаваемому содержанию восприятия, памяти, мышления, творчества. Исследование индивидуального сознания подразумевает представление его в виде многослойной уровневой системы, включающей как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты.

А.Н. Леонтьев писал, что «хотя прежняя субъективно-эмпирическая психология охотно называла себя наукой о сознании, в действительности она никогда не была ею. Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположное, лишь как условие протекания психологических процессов. Идея вне положности сознания заключается в известном сравнении сознания со сценой, на которой разыгрываются события душевной жизни. Чтобы события эти могли происходить, нужна сцена, но сама сцена не участвует в них».

По их мнению, специфика сознания состоит в идеальном отражении, формирующейся и развивающейся личности в процессе исторического развития общества.

Психологический аспект проблемы самосознания обстоятельно рассмотрен И.И. Чесноковой. На основе обобщения многих исследований показано, что развитие самосознания проходит те же стадии, которые проходит и познание человеком объективного мира, - от элементарных самоощущений к самовосприятиям, само представлениям, мнениям и понятиям о себе. Как отмечает В.Ф. Петренко (1988), самосознание не является некоторым самостоятельным процессом, существующим наряду или параллельно с сознанием. Выработка определенной жизненной позиции предполагает развитие самосознания, проявляющегося в той или иной самооценке и обусловленных ею притязаниях личности. Наличие самосознания - непременное условие развития целостности личности.

Анализ генезиса, а также расстройств самосознания (проявляющихся главным образом в деперсонализации) позволил обосновать положение о самосознании как центральном «образующем» личности, связывающим воедино отдельные ее проявления и особенности.

Строение самосознания личности, его уровни, функции и семантику личностных смыслов освещает в своей работе «Самосознание личности» В.В. Столин. Он исследует такие детерминанты индивидуального самосознания, его профессиональную принадлежность, рассматривает влияние мотивации на осознанное поведение личности, анализирует динамику перестройки самосознания студентов в процессе обучения в вузе.

Стержнем всей работы является методический инструментарий экспериментальной психосемантики - построение субъективных семантических пространств, являющихся не только языком описания, но и модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания. Акцент в работе делается на дальнейшее развитие и осмыслении принципов построения субъективных семантических пространств. Проблемы профессионального самосознания представлены в трудах В.Ф. Петренко, 1988; Д.В. Ронзина, 1988; Е.В. Улыбиной, 2000; И.И. Чесноковой, 1977).

Наиболее продуктивным в современной науке оказался тот подход к изучению общественной детерминации индивидуального сознания, который в качестве основной положил категорию деятельности. Согласно этому подходу сознание формируется, развивается и проявляется в социальной по своему существу деятельности. Исследование проблемы самосознания в отечественной литературе показало, что она сконцентрирована в основном вокруг трех вопросов:

- философско-методологические, историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием;

- общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности;

- социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимностью с оценками окружающих, с самопознанием и познанием других людей.

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата - достаточно указать лишь на несколько монографий, снабженных обширнейшей библиографией. Большинство исследователей проблемы самосознания склонны понимать под самосознанием осознание человеком себя как личности, а под расширением самосознания - расширение сферы осознания самого себя. Таким образом, самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Но самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, «Я» - концепцией. При всей относительности различий между действующим и рефлексивным «Я», на что неоднократно указывал И.С. Кон, задача формирования самосознания предполагает выделение и анализ, прежде всего, процесса самосознания, того, как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается.

Венцом развития сознания, как считает В.В. Столин, является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Главная функция самосознания - делать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

На основе обобщения многих исследований показано, что развитие самосознания проходит те же стадии, которые проходит и познание человеком объективного мира, - от элементарных самоощущений к само восприятиям, само представлениям, мнениям и понятиям о себе.

Известно, что самосознание не является некоторым самостоятельным процессом, существующим наряду или параллельно с сознанием. Можно сказать, что одна из важнейших характеристик (свойств) сознания - рефлексивность. Сама возможность ее возникновения у индивида складывается в процессе познания окружающего мира (особенно общества), овладения исторически сложившимися деятельностями и способами общения с другими людьми, а соответственно и идеальной формой отражения.

Выработка определенной жизненной позиции предполагает развитие самосознания, проявляющегося в той или иной самооценке и обусловленных ею притязаниях личности. Наличие самосознания - непременное условие целостности психической деятельности личности. Анализ генезиса, а также расстройств самосознания (проявляющихся главным образом в деперсонализации) позволил обосновать положение «о самосознании как центральном «образующем» личности, связывающем воедино отдельные ее проявления.

Хотелось бы заметить, что сознание подвержено постоянному влиянию информационного пространства, в которое оно погружено в философской концепции Декарта и Локка «сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Так, в формировании элементов профессионального самосознания в более широком смысле может рассматриваться такая категория, как профессиональное мировоззрение. Чем глубже научная обоснованность мировоззрения личности и уровень её самосознания, тем правильнее может она увидеть себя, подойти к себе как бы со стороны и тем точнее оценивает свои возможности. Адекватность самооценки и соответствующих ей притязаний личности исключительно важна с точки зрения удовлетворенности человека своей жизнью. Если процесс самоутверждения и самовыражения осуществляется на уровне, соответствующем притязаниям личности, ее самооценке, то она ощущает полноту жизни, глубокое удовлетворение ею. Поэтому столь важным свойством личности оказывается ее критичность и самокритичность. Наличие этих ценных черт позволяет человеку осознать расхождения притязаний и реальных возможностей (исходя из фактических достижений) и изменить, скорректировать свою позицию, уровень притязаний.

К сожалению, жизненные факты свидетельствуют о том, что коррекция эта осуществляется человеком гораздо легче, когда она направлена в сторону повышения самооценки и притязаний. Понижение самооценки, как правило, очень болезненно для личности. Исходя из этого, необходимо найти формы соотношения самосознания и самооценки, установить место последней в его структуре. И на первый взгляд здесь нет особых затруднений. Со словом «самооценка» привычно ассоциируется явление оценки человеком себя по какому-либо отдельному свойству или способности, либо оценки собственного потенциала в целом. Сложности возникают тогда, когда появляется необходимость в сопоставлении понятия «самооценка» с другими концептами. В педагогике такими, например, являются образ своего «Я», отношение к себе и т.п. При выполнении подобных сопоставлений используется несколько десятков применяемых в данной области понятий: доверие к себе, осознание себя, взгляд на себя, образ себя, удовлетворенность собой, оценка себя. Эти понятия объединены термином «respect yourself», который переводится с английского как уважение к себе, чувство собственного достоинства. Авторы полагают, что избранный ими концепт является наиболее общим, охватывающим все оттенки приведенных и рассмотренных понятий.

В концепции «Я» выделяются описательная составляющая, называемая образом «Я» как некая когнитивная подструктура и эмоционально-ценностное отношение человека к себе, именуемое само отношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я» и само отношением, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я». Самооценка в этой схеме чаще всего прямо отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже - с образом «Я» или концепцией «Я» в целом. Нетрудно видеть, что самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы приходим к полной потере очень важного личностного конструкта.

Таким образом, самооценка - это специальная функция самосознания, не сводимая ни к одному из названных выше элементов. Самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что «Я» имею, а чего это стоит, что это значит, что означает? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая, в свою очередь, способна задать модус само отношения. Таким образом, самооценка, как таковая, автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени само приятия субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, от уровня самосознания, осознания человеком объективных закономерностей природы и общества зависит эффективность его профессиональной деятельности.

Исследование самосознания на современном этапе ведется достаточно широко, особенно в плане изучения генетических его особенностей (работы преимущественно экспериментальные), и, тем не менее, этой проблеме по сравнению с другими проблемами отводится все еще слишком скромное место.

В сознании человека создается образ предмета, но не всегда он адекватен оригиналу. Исходя из этого, человек старается понять окружающий мир и приспособиться к нему. Именно поэтому появляются новые взгляды на образование как непрерывный процесс, где постоянно происходит развитие и становление профессионализма личности в системе, требующие от педагогов образования, создания инновационных моделей и технологий, ориентированных на обучающихся, обеспечивающих их субъективность и способность добиться успехов в жизнедеятельности.

Наряду с этими процессами появится субъективная позиция и новый тип освоения деятельности - отношение к ней. Тем самым формируется индивидуальная профессиональная картина мира - новобразование в структуре профессии и активное к ней отношение. Все это напрямую связано с понятием самосознания, т.е. осознанием и оценкой человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.

Как показывает анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическая деятельность во многом связывается с гуманитарной сущностью, с утвердившимся в общественном сознании образом Учителя как носителя духовных, нравственных ценностей, с отношением к его личности как своего рода эталону.

Роботова А.С. в своей работе «Введение в педагогическую деятельность» определила нравственные характеристики педагогической профессии в общественном сознании, которые обуславливаются следующим:

- убеждением того, что учитель должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры;

- нравственной мотивацией педагогической деятельности;

- нравственным характером общения и взаимодействия учителя с учащимися;

- целостным влиянием учителя на личность ученика, что требует от учителя элепатии, искусства понимания другого человека;

- способностью учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков, экспериментирования.

Из выше изложенного следует, что профессиональное становление тесно связано со становлением личностным. Педагог воспитывает прежде всего собственной личностью, ибо, как говорили древние, нельзя дать того, чего не имеешь. Т.е. уже на этапе обучения в вузе студенту необходимо задуматься о том впечатлении, которое он будет производить на окружающих. И здесь большое значение отводится формированию самосознания установками на развитие положительных личностных качеств.

Е.М. Семенова в структуре профессионального самосознания выделяет когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

В когнитивном компоненте различают процесс самопознания и результат - систему представлений о самом себе (Я-образ как профессионала педагога). В результате процессов осознания себя в педагогической деятельности в системе педагогического общения и в системе личностного развития образуется обобщенная система представлений педагога о самом себе.

Личностный компонент самосознания обеспечивает саморазвитие личности, т.е. потребность личности в само актуализации, в раскрытии своих возможностей. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала - условие его успешной творческой деятельности в образовании.

Известный психолог А. Маслоу определил свойства, присущие самоактуализирующейся личности, среди которых можно выделить следующие:

- содержательность, способность к творческой деятельности;

- принятие себя и других;

- способность к позитивной ценностной ориентации;

- общность с другими, чувство принадлежности, соучастия и др.

Из этого следует, что если учитель стремится к самоактуализации, он создает на занятиях позитивный климат и обучаемые воспринимают образовательный процесс как внутренний рост. Такой учитель выбирает профессию сознательно, поскольку педагогическая деятельность предоставляет ему возможность собственного развития.

Знания педагога о самом себе, о своих личностных качествах, оценка своей профессиональной компетентности становится предметом его само отношения.

Аффективный компонент профессионального самосознания включает в себя несколько видов отношений:

- к системе своих педагогических действий, к средствам и способам достижения этих целей; оценкой результативности своей работы;

- к системе межличностных отношений с учениками, эмоциональную оценку реализации функций педагогического общения в своей профессиональной деятельности;

- к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности как профессионала, оценку уровня своей личности и профессиональной компетентности и соответствие своему собственному идеальному Я-образу педагога.

В данной структуре самосознания формируется реальное чувство «за» и «против» собственного «Я» и соответственно самопринятие (непринятие), самоуважение (неуважение) и др.

Важнейшей характеристикой аффективной подструктуры профессионального самосознания учителя является самооценка - личностное суждение о собственной ценности.

В современной американской педагогике существует специальный термин «эффективные учителя». Его особенности: уверенность в себе, позитивная самооценка, стремление к максимальной гибкости, благодаря этим положительным особенностям, педагог оказывает благоприятное воздействие на само отношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности, оказывает развивающее воздействие на их личности.

Кроме того, учитель чувствует удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает чрезмерного эмоционального напряжения при общении с учениками.

В последнее время учеными (М.Т. Громковой, М.Н. Ермоловым, М.Б. Есадловой, Е.А. Климовым, Н.В. Кузьминой, В.А. Мижериковым, А.И. Пискуновым и др.) доказано, что процесс развития профессионально значимых личностных качеств протекает успешно только тогда, когда субъектом отчетливо осознаются цели, задачи, условия и способы выполнения избранной деятельности. Из этого следует, что формирование склонности личности к педагогической деятельности немыслимо и бесплодно вне процесса обучения и воспитания.

В познании механизмов формирования профессионального интереса значительная роль уделяется ценностным ориентациям и интересу к профессии (М.В. Гулакова, А.Г. Здравомыслов, О.И. Зотова, В.Б. Ольшанский и др.), выступающих регуляторами осознанного поведения личности в профессиональном плане. И здесь значительное место отводится самосознанию личности, так как профессиональная деятельность выступает по отношению к индивиду, как определенная ценность, и каждый определяет эту ценность по-своему, исходя из собственных наблюдений, притязаний, опыта, установок, которые рассматриваются в качестве информационной основы для формирования профессионального самосознания.

Таким образом, высокий уровень развития самосознания будущего педагога предполагает самосознание собственного профессионального «Я», умение анализировать свое поведение и поступки, оценивать их со стороны, обнаруживать свои недостатки и стремиться к самосовершенствованию.

 

АВТОР: Простяков А.А.