18.03.2012 7387

Самосознание как элемент профессиональной готовности к педагогической деятельности

 

Современная образовательная ситуация задает все более высокий уровень профессионализма педагога. Становится очевидным, что достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом педагога, уровнем развития его профессионального самосознания, его общей и профессиональной готовностью к педагогической деятельности.

Готовность к тому или иному виду деятельности - это целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, высокий уровень профессионального самосознания и настроенность на определенное поведение. В последнее время, по мнению ученых (Е.В. Бондаревской, А.А. Деркача, З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминовой, Г.М. Соловьева, В.А. Сластенина, Г.И. Хореинова, В.В. Филанковского, Е.Н. Шиянова и др.), назрела необходимость в обобщении результатов психолого-педагогических исследований по проблеме профессиональной готовности, в теоретическом осмысливании технологии ее формирования. Актуальным является анализ содержания и структуры готовности к различным видам деятельности, в данном случае педагогической, описание параметров этого состояния, внешних и внутренних условий, вызывающих и определяющих его динамику, длительность и устойчивость проявления.

Как существенная предпосылка, профессиональная готовность помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать свои знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и высокий уровень профессионального самосознания при появлении непредвиденных ситуаций и препятствий.

Определяя готовность к педагогической деятельности, В.А. Алаторцев, Г.М. Гагаева, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин и другие рассматривают ее как функциональную и направленную на намизацию психических функций, а А.Д. Ганюшкин, М.И. Дьяченко, А.Ц. Пуни, A.M. Столяренко, О.А. Черникова и др. придерживаются мнения, что это особое психическое состояние. А.Г. Ковалева, Н.Д. Левитова, В.Н. Мясищева трактуют ее как целостное проявление личности, занимающее как бы промежуточное место между психическими процессами и свойствами личности.

Готовность к профессиональной деятельности является целью длительного процесса формирования специалиста. Этот процесс обеспечивается подготовкой к профессиональному обучению (профессиональной ориентацией); выявлением способных к овладению данной специальностью (профессиональным отбором); обучением соответствующим профессиям (профессиональной подготовкой); приобретением профессионально важных качеств личности и мастерства; вхождением в работу после окончания вуза (профессиональной адаптацией).

Проблемам изучения психолого-педагогических особенностей и понятия преподавательского труда в отечественной и зарубежной литературе посвящено значительное количество научных работ Ф.Ф. Аунацу, Дж. Гейл, М.И. Дьяченко, В.П. Захарова, С.А. Кугеля, В.И. Кузьмина, Е.И. Киссель, Л.А. Кандыбовича, Б.Ф. Ломова, А.О. Монфора, И.С. Мангутова, О.М. Никандрова, Л.В. Невской, В.Н. Орлова, Г.Х. Попова, И.П. Подласный, А.А. Пригорина, B.C. Селиванов, В.А. Сластенин, Б.И. Фурманца, Б.Ф. Халипова, Э.С. Чугуновой, В.А. Чикер, Б.И. Шварцбурга, В.А. Ядова и др.

Современная педагогическая деятельность многолика и многогранна, в ее основе лежит выполнение различных составляющих компонентов творческого характера. Функции педагогической деятельности ориентированы на выполнение различного рода задач педагогического характера во всех сферах общественного гуманитарного образования.

М.С. Каган выделяет три основных вида деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную. Все эти виды имеют непосредственную связь с практическим научным познанием, и творческий труд современного педагога, а особенности в характере и содержании преподавательской деятельности выделяют педагогов в специфическую профессиональную группу научно-образованных специалистов, наиболее тесно связанных с решением задач, стоящих перед современным образовательным процессом на основе новых информационных технологий, его развитием и совершенствованием.

Учиться мыслить системно стало общественно-осознанной потребностью, но существующая практика обучения и подготовки педагогического состава высшей квалификации еще не формирует у них этой способности. При изучении психологических особенностей подготовки педагогов в работе учитывались требования, предъявляемые к деятельности на системном уровне описания.

На основе проводимых отечественными учеными исследований были выявлены факты, раскрывающие значение условий деятельности (мотивов, целей, предметного содержания и др.), а также эмпирические закономерности формирования профессиональных умений, навыков, способностей. Анализ причин ошибок в профессиональной деятельности педагогического состава позволяет сделать вывод, что ошибки возникают, как правило, в результате «недостатка знаний» - неудовлетворительного анализа особенностей и условий в их профессиональной деятельности. Для предотвращения указанных ошибок необходимо более целенаправленно использовать различные формы обучения и подготовки педагогов, в виде: обстоятельного инструктажа, наглядного показа плана учебных действий, различных их сочетаний при выполнении некоторых видов учебной деятельности, конкретного планирования и своевременного выполнения различных ее этапов.

Профессиональная деятельность будущего педагога в период подготовки в вузе обусловлена необходимостью существенного улучшения системы их подготовки на основе новейших достижений педагогической и психологической науки, возможностью наглядного и объективного изучения психологических особенностей процессуальной стороны их деятельности. С другой стороны - деятельность педагога высшей квалификации обладает богатым психологическим содержанием и предъявляет повышенные требования к специальным, индивидуально-психологическим свойствам, необходимым для успешной их подготовки. Это отражает общие принципы используемого в работе системного подхода к изучению психологических особенностей деятельности и профессиональной подготовки педагогов. Существо системного подхода к педагогической деятельности сводится, прежде всего, к анализу, изучению, исследованию предмета, явления как системы, не сводимой к сумме своих элементов, обладающей определенной структурой, а свойства элементов определяются их местом в этой структуре. Методология системного подхода требует изучения процесса освоения педагогической деятельности как сложного структурного образования.

Раскрыть перечень качеств, которыми должен владеть педагог в своей профессиональной деятельности, по мнению Белкина П.Г., Городецкого Б.Ю., Деркач А.А., Кузьминой В.В., возможно только с помощью профессиографии. Основные принципы составления профессиограмм сформулированы К.К. Платоновым, и включают следующие требования: физическое здоровье, уравновешенность характера, наличие развитой воли, предприимчивость и инициатива, организаторские способности и навыки, достаточное образование, хорошее знание своего предмета, внимательное и любовное отношение к учащимся, образцовое поведение учителя в смысле дисциплинированности, аккуратности, опрятности, коллективизма, чувства долга, любви к делу, добросовестности, отсутствие лицемерия и т.д.

Все выше перечисленные качества, предъявляемые к профессии педагога, в настоящее время можно использовать и для оценки уровня развития педагогического самосознания и профессиональной готовности будущих специалистов к педагогической деятельности.

Если сравнить профессиограммы 20-х годов прошлого столетия с современными, то обнаруживается, что в настоящее время изучение профессиональной деятельности педагога заключается в выявлении эмоционального состояния, устойчивости и надежности психических функций личности будущего педагога. Это обусловлено в первую очередь с возникновением проблемы активного сбора информации, формирования различного рода информационных моделей, которые ведут к усложнению профессиональной деятельности педагога, ее интенсификации, к наращиванию темпов и роста развития их психической деятельности.

Рост интенсификации профессиональной деятельности и ее усложнение в связи с решением различных видов задач отражаются на внутреннем, духовном мире преподавательского состава. Изменения их личности, в данном случае, могут сопровождаться духовным обогащением, ростом высокого сознания своей значимости, чувства собственного достоинства. В то же время если неправильно развивать профессиональные качества, может снизиться их активность и потеряется всякий интерес к профессии, что повлечет за собой стандартизацию профессионального самосознания.

Кроме того, особенности деятельности и профессиональной подготовки педагогов сводятся к учету уровня мобилизованности психических процессов, свойств личности, опыта, концентрации на конкретно поставленной цели и способах ее выполнения, что определяется на различных этапах подготовки специалиста:

- высокой целеустремленностью и убежденностью в работе;

- уровнем адаптации к новым условиям деятельности;

- самостоятельностью и настойчивостью в выполнении различного вида работ, составляющих основу профессиональной деятельности;

- организованностью в работе;

- высоким уровнем теоретической и профессионально-практической подготовки;

- оригинальностью мышления, высокой восприимчивостью к новым идеям, богатым воображением, умением анализировать и критически проверять гипотезы и предложения других;

- высоким уровнем развития индивидуально-психологических свойств;

- познавательной активностью, проявлением интереса к выполняемой деятельности.

Исходя из этого, чем сложнее обстановка и выполняемая преподавателем работа, тем ярче проявляются способности психолого-педагогические свойства личности, тем большее значение приобретают волевые усилия, само регуляция и внешние влияния, направленные на активизацию и мобилизацию всех их возможностей.

Профессиональная деятельность педагога видоизменяется в сторону повышения требований к их индивидуально-психологическим свойствам, повышения роли планирования, прогнозирования и т.д. Она отличается от всех других видов трудовой деятельности задачами, средствами, способами, условиями достижения цели и другими специфическими особенностями.

Важной особенностью преподавательского труда является его целенаправленный творческий характер. Каждая конкретная педагогическая задача имеет множество различных путей достижения выдвигаемых целей, а степень новизны, оригинальности решения повышается за счет ввода элементов на основе новых информационных технологий. Если таких элементов достаточно много, то решение будет носить творческий характер.

Объективный процесс усложнения роли и задач в профессиональной деятельности педагога предъявляет к ним исключительно высокие требования, и от их организаторских, творческих способностей, профессионального мастерства зависит успешное решение задач, стоящих перед высшей школой.

По мнению Лифинцевой Н.И. в системе профессионального образования возникла объективная необходимость в разработке «модели специалиста» разных профессиональных профилей для целей приведения в соответствие с требованиями содержания их профессиональной подготовки).

Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций: обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание преподавательской и научной работы. Результаты исследований по анализу различных видов учебной деятельности педагога позволили выявить долю их занятости: учебная работа - 67%; научная работа и совершенствование собственных знаний - 6 %; методическая работа и заполнение учебной документации - 14%; административная работа - 6%; кураторская и воспитательная работа - 7%. Из этого следует, что педагоги больше внимания уделяют учебной работе (67%), практически забывая о научной работе, которая способствует повышению уровня профессионального мастерства.

Напряженная педагогическая деятельность, увеличение объема учебной информации потребовали в настоящее время новых форм и методов подготовки педагогов к преподавательской деятельности.

Основными задачами подготовки преподавательского состава являются: привитие навыков практического решения всех видов учебных задач, разрешение проблемных ситуаций, быстрого и правильного принятия решений, развитие творческого мышления, памяти, внимания и формирование на этой основе их психологической готовности к практической деятельности.

Чтобы обеспечить их выполнение, необходимо усилить целевые задачи и улучшить содержание подготовки преподавателей, расширяя и углубляя проводимые исследования по всем направлениям их практической деятельности, обеспечивая внедрение наиболее перспективных методов планирования, управления и организации всех видов работ, приходящихся на долю преподавателя.

Таким образом, основную и ведущую роль в успешном выполнении задач, связанных с преподавательским трудом, играет система и содержание их подготовки будущих специалистов в вузах.

Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов.

Подготовкой преподавательского состава для учебных заведений занимаются высшие учебные заведения гуманитарного профиля. Они призваны вооружить их определенной системой знаний, навыков и умений, научить творчески, мыслить, принимать нестереотипные, проблемные, творчески осознанные решения. Без воспитания такой творческой направленности их личности на современном этапе развития образовательного процесса успехи в преподавательской деятельности педагогов невозможны.

Тезис о максимальном соответствии знаний, умений и навыков, будущих педагогов потребностям высшей школы предполагает, прежде всего, установление взаимосвязи между их должностными функциями в реальных условиях учебной деятельности и содержанием учебной информации в процессе их подготовки.

Содержание подготовки педагогов предусматривает различное сочетание теоретических и практических учебных задач с таким расчетом, чтобы наряду с их решением широким фронтом обеспечивалась разработка теоретических вопросов, создающих определенный задел на будущее.

Профессиональная подготовка будущих преподавателей включает изучение всех видов учебных дисциплин, предусмотренных учебными планами и программами, направлена на достижение основных психолого-педагогических целей:

- развитие мышления и творческих способностей у студентов;

- усвоение студентами знаний, умений, навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы;

- воспитание активной творческой личности студента, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

- развитие профессионального проблемного мышления и т.д. Следовательно, уровень профессиональной подготовки педагогического состава к практической деятельности проявляется, прежде всего, в умении видеть перспективу, грамотно, на высоком научном уровне формулировать учебные задачи, прогнозировать дальнейшую учебную деятельность, выбирать оптимальные методы оценки решаемых практических задач.

Немаловажное значение при этом имеет так называемый профессиональный потенциал педагога, в котором отражается системный характер учительского мастерства и который определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств. Структура профессионального потенциала педагога состоит из следующих составляющих: профессиональной подготовки, творчества педагога, профессионализма педагога, педагогической культуры.

В то же время проблема повышения эффективности и качества подготовки, будущих педагогов в вузах не может быть решена только устранением факторов гетерохронности указанной деятельности, она также зависит и от степени развития у них профессионального самосознания, соответствия индивидуально-психологических свойств уровню знаний, опыта, умений и т.д., которые относятся к субъективным факторам. Следовательно, основным показателем качества их подготовки в вузе является уровень их обученности по выбранной специальности и высокий профессионализм. Подготовка педагогического состава к практической деятельности в образовательных учреждениях должна проводиться с учетом требований системного подхода, при котором общие задачи педагогической практики рассматриваются как совокупность взаимосвязанных проблем, объединенных единой целью, направленной на совершенствование всего образовательного процесса в сложных современных условиях развития научно-технического прогресса.

Основная суть проблемы совершенствования подготовки студентов, будущих педагогов состоит в том, чтобы найти оптимальную структуру исследования всех форм и методов, используемых в их учебной деятельности. Важность решения этой проблемы в настоящее время возрастает в связи с постоянным усложнением учебного материала. От преподавания отдельных, не сложных для понимания обучаемых дисциплин, современные педагоги практически уже перешли к программному обучению на основе современных информационных технологий, научному прогнозу, контролю и управлению образовательным процессом на всех его стадиях.

Это, в свою очередь, создало новое соотношение между физическими и умственными сознательными компонентами педагогического труда. К наиболее важным задачам педагогов в процессе их профессиональной деятельности относится профессиональное знание учебного материала, сбор информации по новым достижениям в педагогических и психологических исследованиях, ее переработка и подготовка накопленного материала к восприятию студентами. Способность педагогов к работе в условиях современного образовательного процесса, их умением обращаться со сложнейшей компьютерной техникой и другой современной аппаратурой состоит в прямой зависимости от их профессиональных знаний, способностей и уровня развития профессионального самосознания. В связи с этим существенно изменились требования к психическим функциям обучаемых, к их психологической готовности к профессиональной деятельности. Диагностика и формирование психических функций у студентов оказывает существенное влияние на уровень развития их самосознания и является важным элементом, составляющим основное содержание их подготовки к профессиональной деятельности как педагогов. В процессе подготовки для овладения на высоком уровне профессией будущий педагог должен знать следующее:

- требования руководящих документов, регламентирующих образовательный процесс в целом и профессиональную деятельность педагогического состава в процессе их подготовки;

- общие основы законодательства;

- структуру высшего, среднего и начального образования их структурную связь и взаимодействие;

- структуру высшей школы в зарубежных странах, методы и способы преподавания учебных дисциплин;

- методику организации и проведения занятий;

- условия обеспечения учебного процесса;

- принципы устройства компьютерной техники, область их практического применения, способы расчета и вероятностно-статистические методы обработки данных;

- применяемые в обучении новые формы и методы преподавания и предъявляемые к ним требования.

При выполнении различных видов работ, направленных на совершенствование воспитательного и образовательного процесса в вузе, будущий педагог должен уметь:

- творчески применять полученные знания основ педагогики и психологии в своей работе, быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения;

- проявлять интерес к обучаемым и работе с ними, наличие потребности и умений общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуально-психологических особенностей студентов;

- применять принципы научной организации труда в процессе своей педагогической деятельности;

- управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, настроением, мыслями, чувствами и т.д.;

- прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

- владеть искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

- применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение и т.д.;

- применять обширные и глубокие знания в своей области при решении широкого круга педагогических задач;

успешно применять на практике хорошие вербальные способности (культура и развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств).

Оптимизация перечисленных требований проведена на основании экспертного опроса компетентных специалистов с большим научным и педагогическим стажем работы с учетом документов и приказов, регламентирующих учебный процесс студентов и подготовку педагогических работников в целом.

Для успешного решения вышеперечисленных задач, направленных на совершенствование профессиональной подготовки педагогов к их практической деятельности, целесообразно внедрить новые образовательные технологии в рамках контекстного обучения, в которых уделяется большое внимание учебно-воспитательному аспекту, связанному с формированием профессионального самосознания, мотивационных установок и развитием личностных качеств обучаемых. Современные образовательные технологии предусматривают:

- оптимизацию обучения через внедрение инновационных методов;

- реализацию принципов обучения с учетом новой общеобразовательной парадигмы, направленных на формирование профессионального самосознания, и мотивационных установок, актуализации цели деятельности, планирование творческой активности и познавательной самостоятельности;

- реализацию рефлексии, побуждающей обучаемых к самостоятельному формированию системы знаний.

Без разработки и внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс вузов невозможно организовать эффективную профессиональную подготовку педагогов-специалистов высшей квалификации с учетом современных требований к образовательному процессу.

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма внедряется в практику гуманитарного образования. Разработка указанных технологий должна проходить в соответствии со следующими принципами:

- принцип целостности технологии;

- принцип приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на механизмы формирования профессионального самосознания;

- принцип адаптации процесса обучения к личности обучающегося и его познавательным способностям;

- принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования профессионального самосознания.

Для реализации данных принципов в учебно-воспитательном процессе вуза широко внедряются активные методы обучения, способствующие активизации мышления и развитию индивидуально-психологических свойств, согласованных с требованиями, предъявляемыми к современным педагогическим работникам.

С учетом специфики образовательного процесса, предусматривающего постоянное пребывание студентов в вузе, наиболее широко применяемой активной формой обучения является их самостоятельная работа. Самостоятельная работа способствует:

- углублению и расширению знаний;

- формированию интереса к познавательной деятельности;

- овладению приемами процесса познания;

- развитию познавательных способностей.

Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности студентов в вузе - лекции, практические, лабораторные занятия, семинар - обуславливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий.

Самостоятельная работа студентов носит деятельностный характер, в ее структуре выделяются следующие компоненты: мотивационные установки, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль.

Успешность и результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется правильной ее организацией и выработкой сознательности обучения у студентов. Для этого преподаватели знакомят студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и объясняют, каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств педагога высшей квалификации. При этом акцентируется внимание студентов на том, как их самостоятельная работа влияет на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность и другие важные профессиональные качества. Необходимо, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда, и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредствованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехах студентов. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Преподаватели всегда проводят первичную диагностику знаний студентов, и если исходный уровень знаний и умений студентов оказывается ниже ожидающегося, то проводится корректировка программ и заданий для самостоятельной работы.

При разработке заданий для самостоятельной работы преподаватели руководствуются требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью педагога. Преподавательский труд основан на синтезе профессиональных знаний. Психолого-педагогические исследования и проектирование трансформируют идеи в мысленные модели и затем в расчетные схемы.

Все эти положения закладываются в организацию учебно-воспитательного процесса вуза. Задания, которые разрабатываются для студентов, учитывают их прикладной характер, связанный со спецификой будущей педагогической деятельности и способствуют формированию у них творческого мышления и, в конечном счете, способствуют формированию профессионального самосознания.

Успешность профессиональной подготовки педагогов во многом также зависит от соблюдения ряда требований, касающихся профессиональной ориентации каждой учебной дисциплины. Наиболее существенными из них являются:

- отбор и изложение учебного материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание прикладного значения данной дисциплины для профессии педагога;

- материал учебных заданий должен быть методологичен, осознаваем, должен служить средством выработки обобщенных умений;

- при составлении учебных заданий педагогу следует формировать их содержание и профессиональную направленность учебного материала в контексте получаемой специальности.

Профессионализм преподавателя в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.

Таким образом, важными условиями, способствующими формированию и развитию у студентов профессионального самосознания, профессиональной и познавательной мотивации, являются действия педагога, направленные на их предварительное ознакомление с характером, особенностями и содержанием их будущей профессиональной деятельности, построение учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы все изучаемые дисциплины способствовали развитию профессионально важных качеств обучаемых, мотивационно-смысловых связей и профессионального самосознания в целом.

Современная образовательная ситуация задает все более высокий уровень профессионализма педагога. Становится очевидным, что достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом педагога, уровнем развития его профессионального самосознания, его общей и профессиональной подготовкой, психологической готовностью к профессиональной деятельности.

 

АВТОР: Простяков А.А.