18.03.2012 47036

Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования

 

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах, затрагивающих государственно-хозяйственный механизм, политику и идеологию, правовые основы государства. Переосмысливаются социальные ценности и утверждаются в качестве приоритетных такие, как человек, свобода, счастье.

Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.

Всеми странами мира признаны значительные достижения нашей страны в дошкольном воспитании. Методические материалы, издаваемые в России, переведены на десятки языков мира. Многие специалисты из самых отдаленных стран прошли подготовку и переподготовку в вузах России. Модель системы дошкольного образования адаптирована во многих европейских, африканских и азиатских странах. Однако в силу общественной системы, определяющей содержание и методику воспитания, в дошкольных учреждениях насаждался авторитарный подход к воспитанию.

В настоящее время в ряде законодательных актов федерального, краевого и городского уровня дошкольным учреждениям предоставлено право самостоятельной творческой педагогической и финансовой деятельности. Создались объективные предпосылки для перехода к непрерывному образованию. Произошло переосмысление и преобразование целевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотрены традиционные представления о социальной сущности образования как социального института в жизни человека и общества.

В отличие от традиционного непрерывное образование - это образование, на деле обращенное к человеку, его запросам и познавательным потребностям, возможностям и интересам, условиям жизнедеятельности и трудностям.

Трансформация существующего образования в непрерывное означает поворот от ступентизма к гуманизму, от школоцентризма и авторитаризма к единству образования и самообразования, к демократизму; от складирования информации и описательности к осмыслению связей и отношений действительности, от начетничества и цитатничества к размышлению и действию, от фрактологии и фрагментарности к методологии и системности, от эклектики к диалектике.

Такое образование выступает в социальном плане как непрерывное, поскольку является всеохватывающим по направленности и назначению, содержанию и уровням, всеобщим - по социальным слоям, категориям и группам населения, возрастным градациям и формам реализации, включающим как систематизированные, так и несистематизированные образовательные процессы. В личностном плане непрерывное образование выступает как сопровождающее и вместе с тем как опережающее текущие нужды и потребности в соответствии с жизненными планами человека, его интересами и намерениями.

Центральной категорией непрерывного образования является категория развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности. Вместе с тем постоянное развитие личности в интересах человека и общества является целью непрерывного образования.

Как механизм расширенного духовного производства непрерывное образование обеспечивает обогащение и увеличение совокупного интеллектуального, нравственного и культурного потенциала общества на основе всемирного использования потенциала каждого человека путем освоения им всей актуально необходимой традиционной и новой экономической и общественно-политической научной информации, расширение общего кругозора, роста интеллектуального и культурного уровня.

Для общественного индивида непрерывное образование - это целостный комплекс процессов и средств формирования и удовлетворения его многообразных познавательных и духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил. Оно выступает как значимая составляющая личностного развития, обогащения его все новым и новейшим содержанием, как гарантия сохранения профессионала и личности в динамично меняющихся условиях общественной практики.

Принципиальные особенности непрерывного образования определяют многообразие и гибкость используемых для его осуществления способов, средств и организационных форм, гуманизм и демократичность, дифференциацию образовательных процессов по направленности и содержанию.

Гибкость и вариативность содержания, форм и методов непрерывного образования являются следствием многообразия и изменчивости образовательно-познавательных потребностей человека и общества, разнообразия и мобильности условий и средств их удовлетворения. Гибкость образовательных процессов обеспечивается их перестраиваемостью, оперативным преобразованием направленности и содержания на решение новых, диктуемых динамично меняющимися потребностями общественной практики задач, приспособляемостью к конкурентным, местным, отраслевым и другим условиям.

Гуманизм непрерывного образования определяется его обращенностью к нуждам и стремлениям человека, его заботам. Он выражается в ориентации образовательных процессов на присвоение личностью общечеловеческих идеалов и ценностей. Наука, культура, искусство - все достижения духовного развития человечества в системе непрерывного образования превращаются из предмета изучения в органичный компонент учебно-познавательной и воспитательной деятельности, который определяет не только цели и содержание образования, но и формы взаимоотношений между теми, кто учится, и теми, кто учит.

Непрерывное образование как функциональная система - это целостная совокупность путей, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, обогащения культуры людей. Как педагогическая система оно выступает как система целенаправленного разностороннего развития личности.

Система непрерывного образования призвана стать эффективным средством обогащения культурно-образовательного потенциала общества на благо каждого человека, во имя расцвета каждой личности, достижения качественно нового состояния общества, неуклонного подъема и совершенствования образа жизни в настоящем и будущем.

Педагогический опыт, накапливающийся десятилетиями в области дошкольного образования, в настоящее время сможет быть переосмыслен и получит новое развитие.

Мы попытались определить основные цели преобразования дошкольного образования в современных социокультурных условиях.

- Поднятие государственной системы дошкольного образования на современный уровень, повышение престижа дошкольного образования, реальное закрепление за последним статуса приоритетной для общества сферы образования.

- Создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей на обучение и воспитание своего ребенка.

Исходя из этих целей основными направлениями преобразования дошкольного воспитания будут следующие:

- переход на новое содержание и технологии дошкольного образования, определение стандарта дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые возможности ребенку для поступления в школу;

- изменение организационной структуры дошкольного учреждения в целях улучшения ее адаптации к современным требованиям социума, которая основана на принципах вариативности, открытости, доступности;

- адекватное и своевременное реагирование на изменяющиеся условия и опережающее развитие дошкольного учреждения по отношению к обществу;

- углубление научно-методической и функциональной подготовки дошкольных работников, которая дает возможность учитывать индивидуальные и возрастные особенности физического и психического развития ребенка, четко ориентироваться в подвижной структуре дошкольных учреждений.

В целом же преобразование дошкольного образования должно осуществляться во имя главной цели - развитие и формирование личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Резко изменившиеся социально-экономические условия жизни общества поставили всех работников сферы образования перед необходимостью кардинального изменения его содержания, а также форм и методов организации.

Дошкольное образование - это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:

- понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;

- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;

- гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;

- свобода выбора программ и технологий;

- экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Обновление содержания дошкольного образования и совершенствование управления дошкольными учреждениями невозможно без сохранения и стабилизации сети детских садов, главная цель которых - обеспечение всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях по месту жительства, предоставление отвечающим современным требованиям образовательных, оздоровительных и других видов услуг.

В реализации этой целевой установки определенных успехов достиг Ставропольский край. По городу Ставрополю сеть дошкольного образования на сегодняшний день представлена 72 дошкольными учреждениями, в которых воспитываются 13386 детей, что составляет 45% от общего числа детей дошкольного возраста. Увеличивается число дошкольных учреждений нового типа, в которых организуется процесс развития детей в соответствии с их интересами, склонностями и запросами родителей:

- 2 ДОУ - гимназии;

- 6 дошкольных центров;

- 3 комплекса сад-школа;

- 1 ДОУ - школа развития.

Управление дошкольными учреждениями на современном этапе - это определение общей стратегии деятельности, поддержка и координация новых направлений в работе ДОУ разных видов и типов, а также защита детей от «доморощенных» программ и технологий, от некомпетентных специалистов.

Число специальных детских садов возросло с 3 до 7.

На основе региональной и местных программ развития образования в новых социально-экономических условиях разработаны планы изменения деятельности ДОУ в соответствии с потребностями населения.

Большое значение придается работе по использованию закона РФ «Об образовании», «Типового положения о дошкольном учреждении» и других нормативных документов и актов, а также качественному анализу динамики изменения в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Расширяется состав специалистов системы дошкольного образования. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях работают 38 психологов, 68 дефектологов, 35 педагогов дополнительного образования, 107 музыкантов, 37 преподавателей по физической культуре, 29 по изобразительной деятельности.

В дошкольных учреждениях города наметился переход от учетно-дисциплинарной модели к личностно ориентированной, основанной на сотрудничестве педагога с детьми. Во многих дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется созданию развивающей среды, которая обеспечивает благоприятное эмоционально-психологическое состояние ребенка.

Значительно расширилось использование программ. В педагогическом процессе творчески используются программы, рекомендуемые Министерством РФ. По программе «Радуга» работают 60 ДОУ, «Развитие» - 4, «Здоровье» - 3, «Детская картина мира» - 1.

Более отчетливо стала просматриваться основная идея реформы образования - кардинальные перемены в жизни ребенка, а не только смена педагогических методов и технологий.

В детских садах общего типа создаются группы, в которых дети углубленно изучают иностранный язык, грамоту, риторику, математику; группы для одаренных детей.

Родители получили возможность давать детям дополнительное платное образование в различных кружках.

С целью обеспечения более тесных контактов между ДОУ и школами определены способы их взаимодействия. Как отмечалось, в г. Ставрополе создан 1 комплекс «Д/с - школа», 2 прогимназии; 1 Д/с - школа развития.

Немаловажная роль в обновлении системы дошкольного образования отводится развитию службы социально-психологической помощи. В штаты практически всех ДОУ введены ставки педагогов-психологов.

Анализ полученных данных показывает, что воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на достаточно высоком уровне.

Диагностика состояния дошкольного образования позволила определить основные направления его развития: создание эффективной системы дошкольного образования; обеспечение достаточного количества мест в ДОУ; создание условий для обеспечения развивающей среды в ДОУ с учетом индивидуальных способностей детей.

В настоящее время главная задача управления образованием - превратить детские сады города в демократические учреждения, освободив педагогов от неоправданных инструкций, запретов, сковывающих инициативу и самостоятельность. Другая, не менее важная задача управления - усилить научно-методическую работу с кадрами. Она решается в тесном сотрудничестве со Ставропольским государственным университетом, т.к. работа в дошкольном мире должна строиться только на научной основе. Совместно с сотрудниками университета разработаны концептуальные подходы к перестройке дошкольного образования города, в которых определены, с одной стороны, совершенствование концепции управления дошкольного образования, а с другой - научно-методическое обеспечение работы дошкольных учреждений. На базе г. Ставрополя создана концепция дошкольного образования, которую мы бы хотели рассмотреть. В концепции отражены основные подходы к образованию в Северо-Кавказском регионе. Стратегия развития дошкольного образования представлена авторским коллективом во главе с Н.И. Бутенко и главным специалистом Н.А. Палиевой.

Преобразования, происходящие сегодня в стране, обусловлены гуманизацией общественной жизни. Это вызвало переориентацию педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций, преодоление кризисных явлений в педагогической практике.

В истории развития г. Ставрополя просматривается тенденция превращения его из уездного города в крупный научно-промышленный центр со своеобразной структурой системы образования и культуры. Здесь издревле складывается синтез культур разных народов в трех основных формах: народных, религиозных и светских. Все эти формы имеют глубинные стороны, многонациональные черты, выражающиеся в бытовой культуре, ремеслах, творчестве.

Географическое положение города, близость его к кавказским государствам и рассматривание его как форпоста на юге России во многом определяют жизнедеятельность как приграничного города.

На подходы к воспитанию и образованию юных ставропольчан в значительной степени влияет казачья субкультура.

Цель концепции - определение организационных и содержательных основ, необходимых для стабилизации и развития системы дошкольного образования в городе. Концепция состоит из трех основных: I - Дошкольное образование в зарубежных странах и России; II - Развитие дошкольного образования в г. Ставрополе; III - Система организации экспериментальной работы по дошкольному образованию в г. Ставрополе. Каждый из пунктов концепции соответствующим образом обосновывается, содержит целевые установки, конкретные задачи.

- Формирование личности ребенка на современном этапе образования-сложный, культурный процесс. Поэтому в настоящее время содержание дошкольного образования определяется с педагогической, психологической и социальной позиций. Целью дошкольного образования как педагогической и социально-духовной сферы является формирование общего фундамента развития ребенка, культурное развитие его личности. Достижение этой цели возможно лишь при решении региональных задач).

- Правовое воспитание будущего гражданина (оно должно начинаться с формирования уважения к закону, к национальным традициям, прошлому народа. Ребенку должны быть разъяснены права и свободы его страны).

- Обогащение содержания учебно-воспитательных программ и освоение современных технологий развития детей (содержание обучения должно включать те виды деятельности, которые представляют наибольший интерес для ребенка).

- Приоритет индивидуального подхода к одаренным детям (предоставление программы, отвечающей потребностям одаренного ребенка. Целью программы должно стать развитие творческих способностей).

- Социопедагогическая поддержка детей-инвалидов и их семей Сдошкольное образовательное учреждение как открытая образовательная система предлагает взаимодействие с семьей, с культурными, общественными и образовательными учреждениями).

- ДОУ - микрорайон - развивающая среда для детей дошкольного возраста (создание мотивационных площадок для благоприятного социоразвития детей).

- Оптимизация сети ДОУ в микрорайоне (городе) и совершенствование системы управления дошкольным образованием (централизация системы управления в макро- и микросреде).

- Подготовка кадров для развивающейся сети ДОУ (специальная подготовка кадров для инновационной деятельности).

- Научно-издательская деятельность в социопедагогической системе дошкольного образования (создание сети экспериментальных лабораторий по отработке и внедрению новых технологий).

- Аналитическая служба дошкольного образования (организация отделов прогнозирования развития системы дошкольного образования при органах управления). На 6 пункт «ДОУ как открытая образовательная система в инфраструктуре города» мы бы хотели обратить особое внимание. Открытость ДОУ позволяет осуществлять воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения ребенка к себе, окружающим людям и природе, развитой, свободно и позитивно на - строенной личности. ДОУ не может быть только образовательным учреждением, а должно представлять социально-педагогический комплекс, решающий следующие задачи:

- педагогизация социальной среды;

- социальная и педагогическая компенсация условий для полноценного развития личности каждого ребенка;

- разновозрастное сотрудничество;

- социальная профилактика;

- социально-педагогическая работа с семьей;

- организация семейного культурного досуга;

-медицинское просвещение;

- правовое консультирование;

- психологическая коррекция;

- педагогический родительский всеобуч.

В настоящее время наблюдается повышение статуса семейного воспитания, что ведет к персональной ответственности родителей за правильное воспитание и развитие своего ребенка. Семья становится главным социальным институтом в воспитании ребенка, а детский сад оказывает ей действенную помощь в осуществлении процесса воспитания. Сегодня родители становятся полноправными участниками воспитательного процесса и рассматриваются как непосредственные заказчики и потребители образовательных и воспитательных услуг дошкольного учреждения. Для родителей и педагогов единым объектом внимания является ребенок, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия «родитель - педагог - ребенок» и становится центром воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, должны быть исследованы новые формы взаимодействия между детским садом и семьей. Они основываются на партнерстве, сотрудничестве и направлены на воспитание и формирование личности ребенка. Ребенок является центром всей воспитательной системы.

Анализ состояния педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях позволяет говорить о значительных позитивных тенденциях. Шире используется представленное Законом РФ «Об образовании» право в определении форм, содержания и методов организации дошкольного образования, в обновлении его содержания. Расширяется перечень дополнительных услуг: изучаются иностранные языки, театральное и вокальное искусство, живопись. Наметилось изменение процесса обучения и воспитания дошкольников: ведутся занятия по экологии и истории края, народному творчеству.

Дифференциация образования ведет к увеличению числа ДОУ нового типа: центры эстетического воспитания, социально-педагогической работы, муниципальные детские центры, специализированные и др.

Значительно улучшился качественный состав педагогических кадров системы дошкольного образования, увеличилось число педагогических работников, имеющих высшее образование, введены нетрадиционные специалисты: психологи, педагоги дополнительного образования, специалисты по изобразительному и вокальному искусству, хореографы.

Все эти факторы объективно подготовили необходимость концептуального определения перспективного развития дошкольного образования. Концепции развития дошкольного образования г. Ставрополя:

- прогнозирует результаты образования в Северо-Кавказском регионе;

- обеспечивает формирование у воспитанника существенных функций, адекватных современному уровню знаний;

- формирует потребность человека в самоценностном выражении, наделенного чувством национального достоинства;

- интегрирует личность в системе мировой и национальной культур;

- формирует у каждого ребенка опыт индивидуальных достижений и способы реализации своих способностей;

- развивает у ребенка опыт общения, основанного на уважении.

Данный проект концепции направлен на формирование общего фундамента развития ребенка, создание комфортных условий для воспитания и обучения детей на основе преемственных связей «ДОУ - семья - микрорайон - город - страна - мир».

Исследование непрерывного образования показывает, что оно не представляет собой ни альтернативу, ни простое дополнение или продолжение существующего образования, ни тем более распространение; «деконцентрацию» традиционного образования на всю продолжительность жизни человека. Оно предполагает радикальную трансформацию нынешнего образования в новую систему, расширенную за счет нетрадиционных форм. Поэтому непрерывное образование - это не уровень, ступень, вид, форма или тип образования, это система, имеющая свою специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных адекватных принципах, приобретающая новые функции и в целом по-новому решающая многие старые задачи. Система непрерывного образования - это возникающая для удовлетворения потребностей социального и научно-технического прогресса широко разветвленная «образовательная сеть», осуществляющая процесс систематического, целенаправленного, последовательного образования и всестороннего развития личности на протяжении всей ее жизни и приведения этого развития в оптимальное соответствие с беспрерывно растущими и динамично изменяющимися запросами всех сфер общественной деятельности - главным образом в учебно-воспитательных учреждениях, системе повышения квалификации и переподготовки кадров, в ряде заведений культурно-просветительной работы, а также вне их - посредством массовых коммуникаций, самообразования и т. д.

Основная центральная идея непрерывного образования заключается в том, что образование (как и развитие человека) не должно иметь пределов, должно в той или иной форме, с той или иной периодичностью сопровождать человека на протяжении всей его жизни.

Нормативно образование должно быть устремлено в будущее, значительно опережая сегодняшний день. В идеале должно быть достигнуто разумное соответствие, учет сегодняшнего развития науки и техники и завтрашних многообразных потребностей общества. Непрерывное образование знаменует собой появление новой образовательной парадигмы. Мы являемся свидетелями становления этой системы в нашей стране и в нашем регионе.

 

АВТОР: Регалюк М.М.