18.03.2012 2068

Условия формирования правосознания студентов физкультурного вуза

 

Деятельность индивида должна быть согласована с определенными нормами социального поведения, законами, регулирующими общественно-экономическую жизнь страны и культурные традиции, моральными правилами и обычаями, исторически сложившимися в различных этнических коллективах, что очень важно для поддержания цивилизованных, межкультурных, межнациональных и межличностных взаимоотношений.

Нельзя не согласиться с Л.И. Москалевой в том, что спорт как важный социальный феномен охватывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, моду, этические ценности, формирует соответствующий образ жизни людей: «Интерес к феномену социализации личности значительно возрос в связи с изменениями самой среды жизнедеятельности человека в социуме, так как при определении сути современного общества теперь используются такие термины, как «постиндустриальное общество», «постмодернити», «постэкономическое», «информационное».

По Э.Ф. Зееру, особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Успехи человека определяются не только тем, чему он научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях, и особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к тем его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования личности в качестве полноправного, всесторонне развитого члена общества и сочетание которых предполагает большую выраженность амбивалентности в личности, чем это было ранее.

И.Д. Свищёв и С.В. Ерёгина считают, что в русле спортивного движения возрастает ценность спорта как фактора социализации и воспитания личности, так как непосредственно в процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают и проявляются разнообразные межчеловеческие отношения; совокупность этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта, а через него и более общего социального опыта.

Профессор Санкт-Петербургского университета Г.Л. Тульчинский в теории нормативно-ценностных систем указал, что при изучении социализации личности рассматриваются главным образом проблемы того, как человек входит в общество; как, на каких возрастных этапах и под воздействием каких условий, факторов он становится личностью; какую роль играет в обществе, какой социальный статус имеет; как влияют социальные общности, институты на формирование и воспитания личности. Наиболее полно данные проблемы рассмотрены с позиций философии, в том числе социальной, при этом социологический аспект проблемы воспитания как целенаправленного процесса изучен недостаточно, а в условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, социальную структуру общества.

Н.И. Шивандрин отмечает, что термин «социализация» связан с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Физическая культура и спорт оказывают глубокое, многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно. В процессе реализации потребностей в физическом (прежде всего) и духовном развитии средствами физической культуры и спорта происходит социализация человека.

Л.И. Москалева рассмотрела проявление социализирующей роли спорта. Специфика спорта требует тесных совместных действий; а это ведёт к образованию большого числа общественных связей официального и неофициального характера, на основе которых формируются специфические формы общественного поведения, действующие и за пределами спортивного движения. Происходит, следовательно, своеобразный «перенос» в системе поведения. Вслед за исследовательницей важно отметить, что приемы и навыки, приобретённые в спортивных организациях, используются и в тех видах деятельности, которые непосредственно со спортом не связаны; члены спортивных организаций принимают участие в крупных общественных кампаниях; с помощью спорта молодёжь приобщается к жизни общества.

По Л.И. Бойко, отношения и нормы поведения в спорте стали настолько очевидным инструментом социализации, что такие влиятельные общественные институты, как школа, политические партии и пр., используют спортивное движение для достижения социальных целей. Чем активнее происходит вовлечение в спорт, тем больше проявляется возможностей и разнообразия в формах самой социализации. Чем значительнее масштабы спортивной социализации, тем большее влияние оказывают процессы социализации на популяризацию спорта.

Достигаемый в процессе занятий спортом высокий уровень потенциалов организма и полученный багаж полезных навыков и умений в большой мере предрешают форсированное освоение профессионально-трудовой, военной и иной социальной деятельности.

По мнению А.Л. Попова, сущность спортивной деятельности заключается «в прикладное™, в возможности реализации достигнутого уровня физического и психического развития во многих других сферах деятельности человека: военной, артистической, водительской, правоохранительной, деятельности в чрезвычайных ситуациях. Спортивные достижения, как правило, служат дополнительной рекомендацией, а иногда являются обязательным условием для приема на работу». Автор считает это очень важным фактором для спортсменов, всецело посвятивших лучшие годы своей жизни спорту.

Основываясь на положениях этого ученого, можно сказать, что ведущим фактором становления и развития специализированных восприятий в спорте являются личностные качества спортсмена, ведь сила, быстрота, точность, выносливость как физические качества спортсмена, подвижность, аккуратность и стойкость как свойства характера - это не просто аналогия. Далее А.Л. Попов указывает, что проявление свойств характера не только на тренировках и соревнованиях, но и в повседневной жизни приводит к существенным системным изменениям в психике спортсменов. Надежность соревновательных действий спортсмена находится в теснейшей зависимости от надежности поведения человека в различных условиях жизнедеятельности.

В диссертации П.А. Ковалева доказано, что специфика спортивной деятельности заключается в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. Благодаря этой мотивации спорт стал великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей. В основе возникновения данной мотивации - сопоставление собственных результатов с достижениями других спортсменов, включенность спортсмена и команды в многовековые достижения физической культуры, ежедневное проникновение в таинства человеческого организма, природы и техники, возможность реализации своих способностей и самоутверждения, а также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных.

Опираясь на исследование А.Б. Ильина мы пришли к выводу, что к показателям социализации специалистов в сфере физической культуры и спорта можно отнести: использование в реальной жизни универсальных свойств и качеств личности, приобретенных в процессе спортивной деятельности (здесь мы подразумеваем: проявление жизненной активности; отрицательные и положительные личностные качества; цели спортивной деятельности и их реализация); мотивы (здесь мы подразумеваем мотивы выбора вида спорта, специальности; отношение к учебной деятельности, профессиональной деятельности); ценностные ориентации (это жизненные планы, слагаемые жизненного успеха; удовлетворенность профессиональной деятельностью; требования к работе, жилищные условия, заработная плата; зависимость между стажем и направлением профессиональной деятельности); социальный статус и мобильность (преимущества спортсменов перед представителями других видов деятельности; профессиональная самостоятельность, творческая активность).

Спортивная деятельность характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека. Сюда можно отнести подготовленность к длительному тренировочному процессу, социально-психологическую подготовленность, волевую подготовку, соревновательный опыт, способность к самовоспитанию.

И.Д. Свищевым и С.В. Ерегиной в подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта выявлено серьезное противоречие: с одной стороны, спортивная деятельность в современном обществе становится эффективным средством социализации и в сочетании с фундаментальным содержанием образования обеспечивает необходимые стартовые возможности для дальнейшего самоопределения специалиста; с другой стороны, долгое время подготовка специалистов оценивалась по количественным, а не качественным показателям, в результате чего сложилось весьма поверхностное представление о модели специалиста в современных условиях, следовательно, одна из актуальных задач образовательных учреждений состоит в разработке механизма и условий формирования адекватной модели специалиста, способного реализовать себя.

По Е.С. Строеву, современная модель образования позволяет в значительной степени снять противоречие между потребностью людей в образовании как самостоятельной ценности и потребности в данной профессии. Если предыдущая (до перестроечного периода) модель профессионального физкультурного образования выполняла сугубо социальную функцию - приобретение профессии, и государство предоставляло обязательную работу, то многофункциональность современного физкультурного и дополнительного образования позволяет реализоваться самым разным интересам и потребностям личности.

Опираясь на исследование В.А. Сургучева можно сделать вывод о том, что: во-первых, учебные заведения физической культуры должны самостоятельно вести исследования в области социального спроса в соответствии с социально-экономическим развитием общества и вырабатывать методические подходы для оценки спроса на различные виды дополнительных подготовок; во-вторых, планирование регионального компонента нужно начинать с определения тех задач, которые предполагается решить введением регионального компонента. Решение задач осуществляется с учетом региональных кадровых и образовательных потребностей, обусловленных социокультурной, экономико-географической, исторической, этнографической и демографической спецификой региона. Количество задач может быть различным в зависимости от запросов образовательной практики. Определение и выбор задач должно осуществляться образовательным учреждением.

Эти задачи, с учетом текущих и перспективных запросов, интересов и потребностей регионального рынка труда, образовательных учреждений различных типов и видов, конкретных работодателей должны быть преобразованы в дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной государственными требованиями.

Дополнительные требования к квалификационной характеристике будущих спортсменов представляют собой социокультурный и профессиональный заказ на содержание образования регионального компонента. Учебные заведения самостоятельно вырабатывают концепцию образования и определяют дальнейшие пути развития. Особенно это касается разработки профиля подготовки и специальностей, которые в идеале должны отвечать конкретному социальному спросу. В этом случае физкультурное образование должно рассматриваться с точки зрения университетского образования, поэтому должно осуществляться корректирование планируемой профессиональной деятельности спортсменов имеющих физкультурное образование, после завершения ими спортивной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и качеств.

В.А. Сургучев в своей работе констатировал: «Необходимо выявлять области деятельности, в которых спортсмены желали бы реализовать себя по завершении спортивной карьеры, а также связь со специалистами в этих сферах деятельности».

Проведенный анализ работ В.А. Сургучева и С.В. Лаптинской позволяет представить процесс формирования правовой культуры спортсменов в зависимости от их установки в следующем виде.

Первое методологическое положение сводится к принятию саморазвития личности, к формированию устойчивой мотивации, к преодолению правового нигилизма; второе эксплицирует положение о необходимости осознанной постановки целей; третье - это установка на принципиальную незаконченность процесса формирования личности вообще и правовой культуры в частности. Этим трем установкам соответствуют определенные педагогические условия и методическое обеспечение их реализации.

 

АВТОР: Рекша Ю.М.