18.03.2012 2973

Правовая культура как компонент модели выпускника спортивного вуза

 

Еще в XVII в. Известный немецкий философ и математик Г. Лейбниц ввел в употребление понятие «модель», рассматривая ее как удобную форму знаний об окружающем мире, своего рода информационный эквивалент конструируемого в определенных практических целях объекта. Такая трактовка остается востребованной и в настоящее время во многих областях науки и техники.

Анализируя труд Дж. Джонса, можно сделать вывод о том, что за рубежом (особенно в последние тридцать лет) достаточно много работ было посвящено различного рода моделям, использовавшимся для получения наглядного и адекватного представления о будущей профессиональной деятельности того или иного специалиста и проектирования эффективных технологий соответствующей подготовки к ней.

Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинов обнаружили, что в основе большинства современных моделей, представленных зарубежными учеными, лежит понятие «ключевые компетенции», введенное в научный обиход в начале 90-х гг. Международной организацией труда. Это понятие трактуется как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. Вместе с тем подчеркивается, что ключевые компетенции обеспечивают универсальность и уже поэтому не могут быть узкоспециализированными.

Анализируя итоги многолетних исследований, Э.Ф. Зеер и О.Н. Шахматова считают, что они нашли отражение в рекомендациях Совета Европы и сформулированы в пяти ключевых положениях, уровень овладения которыми выступает неоспоримым критерием качества полученного образования. Речь здесь идет о компетенциях политических, социальных, касающихся жизни в поликультурном обществе, определяющих владение устным и письменным общением, связанных с возникновением в обществе информации, реализующих способность и желание учиться на протяжении всей жизни, что служит основой для непрерывной профессиональной подготовки.

Работая над моделью специалиста, С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Е. Радионов, Е.Э. Смирнова, Г.В. Суходольскоий, Н.Ф. Талызина и др. выделяют две главные составляющие: профессиональные знания и личностные качества.

Г.В. Суходольский, занимаясь вопросами моделирования подготовки и профессиональной деятельности специалистов, указывает, что для профессиографических моделей личности характерен выбор базовых свойств «от профессии», основывающийся на системе предъявляемых к специалисту требований, и на специальных способностях, которыми в определенной мере должен обладать представитель определенной профессии. При описании «профессиональной» составляющей модели помимо квалификационных требований, детально разработанных в государственных стандартах, многие ученые используют следующие характеристики компетентности: специальная, интеллектуальная, социально-правовая; интеллектуальная инициатива; самоорганизация; саморегуляция и др.

Э.В. Зеер и О.Н. Шахматова называют в качестве безусловных личностных качеств, которыми должен обладать выпускник любого вуза, следующие: ответственность перед делом и людьми, добросовестность, социо привлекательность, единство слова и дела, широкую культуру и т.д. Г.Б. Скок под обобщенными личностными качествами понимает «физическое, психическое и нравственное здоровье, образованность, обше культурную грамотность».

Э.Ф. Зеер выделяет в данном контексте креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.

Р. Петрунева, Н. Дулина и В. Токарев относят к личностным профессиональным качествам все те, которые способствуют раскрытию и реализации возможностей человека, формированию его мотивов и интересов.

Отметим, что в своих работах Э.Ф. Зеер, в отличие от других исследователей, разграничивает эти понятия: «профессиональную квалификацию - как степень и вид профессиональной подготовленности работника, предполагающие наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы; ключевые квалификации как общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы сфере определенной группы профессий; ключевые компетенции как межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах». Но при этом ученый все же указывал, что при соотнесении приведенных определений с педагогическими целями можно сделать вывод, что при построении образовательной системы наиболее приемлемо понятие «ключевые квалификации». Оперирование им обеспечивает в сложившихся условиях наиболее эффективный переход от теоретических ориентиров к конкретным технологиям.

Опираясь на монографию С.В. Лаптинской, мы сочли целесообразным отказаться от формирования «ключевых компетенций». Это продиктовано конкретными задачами, соответствующими Государственным стандартам, и ограниченным временем обучения студентов.

На основании исследования В.А. Сургучева, при построении образовательной системы в физкультурном вузе можно выделить по каждой из составляющих модели специалиста две группы качеств личности: обобщенные, т.е. те, развитие которых одинаково важно для любого выпускника вуза, и специальные, являющиеся отличительной особенностью специалистов в профессии спортсмена, тренера, педагога по физической культуре и адаптивной медицине.

В.А. Сургучевым отбор личностных качеств, составивших первую группу, был проведен на основе следующих критериев:

- наличие направленности на создание системы нравственных ценностей; самосовершенствование, самореализацию и саморазвитие; развитие коммуникативной компетенции;

- создание возможности воспитания этих качеств в рамках вузовской образовательной системы;

- принятие объективности оценки эффективности их развития в ходе образовательного процесса.

Основаниями отбора качеств личности, интеграция которых должна привести к формированию специальных профессиональных качеств, послужили следующие положения, отраженные в работе В.А. Сургучева:

- необходимо создать мотивационную, интеллектуальную, содержательную, инструментальную и др. составляющие профессионального самосовершенствования, самореализации и, саморазвития;

- обеспечить построение системы базовых знаний и целостного представления о мире и законах его эволюции;

- принять во внимание развитие мотивации и инструментария дальнейшего физического и педагогического развития;

- обусловить формирование устойчивой мотивации к преодолению правового нигилизма и формированию правовой культуры.

Пришло время рассмотреть, каким образом данная модель должна использоваться в процессе обучения в физкультурном вузе.

Поскольку остро проблемная социализация спортсменов провоцирует деформацию правосознания личности, то именно это нужно учитывать при разработке ключевых компетенций специалиста-спортсмена.

В спортивном сообществе нередко наблюдаются различные деформации в правосознании как личности, так и различных профессиональных групп, в многообразных проявлениях и формах - от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания. Деформацию правосознания спортсменов, выражающуюся в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые, можно представить в следующих формах: в форме правового инфантилизма, в форме правового нигилизма, в форме правового перерождения.

«Правовой инфантилизм - это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, не информированности, пробельности в правовых знаниях. Среди населения современного российского общества сложился массовый правовой инфантилизм, имеющий глубокие исторические корни».

Правовой нигилизм - сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни и жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении. Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный замысел.

Перерождение - крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.

Соглашаясь с И.Д. Свищевым и С.В. Ерёгиной, в качестве компонентов общей направленности личности спортсмена, развитие которых не только возможно, но и необходимо, можно выделить: систему нравственных ценностей, обращая особое внимание на культивирование патриотизма, честности, гуманности и принципиальности; развитое правовое сознание, включающее: стойкую мотивацию к преодолению правового нигилизма, правосознательную активность, твердое убеждение в огромной социальной значимости закона; развитое понимание сущности и социальной значимости своей специальности, подразумевающее как следствие: самореализацию посредством профессиональной деятельности, профессиональное саморазвитие на основе критического отношения к себе к действительности; развитую духовную культуру.

Основываясь на исследовании Л.И. Москалевой, к личностной компетентности, характерной для специалистов-спортсменов, мы относим следующие составляющие (разновидности компетенции): социальную, связанную со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, жить с людьми других культур, языков и религий, препятствовать возникновению национализма, климата нетерпимости; персональную, предполагающую эрудицию в областях не связанных явно с профессиональной деятельностью, владение умениями и навыками рефлексии, саморазвития и самосовершенствования, высокий уровень культуры речи, культуры поведения; информационную, включающую в себя владение новыми информационными технологиями и критическое их использование, знание иностранных языков; экологическую, основывающуюся на знании общих законов развития общества и природы, в том числе синергетических принципов устройства мира, экологической ответственности за профессиональную деятельность; валеологическую, означающую наличие знаний и умений в области здоровья и здорового образа жизни.

Профессиональная компетентность спортсменов представляет собой достаточно широкую область, и в нее входят следующие составляющие: специальные знания, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие; коммуникативная - одна из доминирующих, которая находится в зависимости от особенностей выбранной профессии; аутокомпетентность - владение умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления профессиональных деструкции, высокий уровень рефлексии и самопроверки; навыки устной и письменной речи; организаторская - позволяет выступать специалисту как организатору, организовывать свой труд на научной основе.

К наиболее важным психофизиологическим обобщенным свойствам студентов-спортсменов относятся: гибкость (пластичность) - способность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации, не нарушая закон; абстрагирование - способность успешно обобщать конкретные факты, умение опираться на реальные образы в процессе мышления; рефлексивность - способность долго удерживать в памяти информацию, каждый раз переосмысливая ее по-новому, тщательное продумывание своих действий.

Необходимо отметить, что деление ключевых квалификаций на обобщенные и специальные весьма условно. Оно проводится исключительно в соответствии с педагогическими целями организации образовательного процесса в вузе и обязательно с учетом специфики каждой специальности.

«Физкультурные вузы готовят специалистов, которые будут решать судьбы других людей: если у них сформируется правая культура, то их профессиональная деятельность будет направлена на повышение здоровья и физической культуры общества, а если их правосознание будет подвержено процессу деформации, то криминальный мир «обогатится» «специалистами» по разбою и убийствам. Никогда прежде наш соотечественник не сталкивался с такой реальностью».

 

АВТОР: Рекша Ю.М.