20.03.2012 4687

Роль педагога как субъективной единицы педагогического процесса влияющего на качественность образовательного процесса

 

Педагог призван считать себя самым активным деятелем в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей). При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.

Образ учителя в наших фильмах о школе либо откровенно романтизирован и идеализирован, либо столь же откровенно очернен. В общем, тот же подростковый черно-белый подход: либо все хорошо, либо все плохо. А на самом деле так в жизни не бывает, и у любого явления есть свои нюансы, как положительные, так и отрицательные. На все логичнее смотреть с реалистической точки зрения. И увы, первая мысль относительно сегодняшней школы - таким вот воспетым ранее идеалистическим учителем быть за сегодняшнюю практически виртуальную зарплату - невозможно. И какие бы идеалы мы ни воспевали, наших детей все равно учат реальные живые люди, которые когда-то закончили пединститут и пришли работать в школу. И чтобы их понять, следует вначале подумать о том, а с какой целью они это сделали?

На сегодняшний день профессия педагог является одной, из популярный, и именно он способствует высококачественному обучению детей и подростков. От того, какими средствами педагогического воздействия обладает педагог, будет зависть протекание всего педагогического процесса обучения и образования в целом. Основным средством педагогического общения является речь. Воспитатель и учитель, преподаватель высшей школы должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию.

Профессия педагога - самая распространенная в сфере квалифицированного труда: в нашей стране педагогов более 3 млн, и около половины из них - школьные учителя. Почти 20% россиян с высшим образованием имеют педагогическое образование, среди женщин этот показатель еще выше - около трети.

Учительское сообщество постоянно растет: во второй половине XX века количество учителей на планете увеличилось более чем в два раза. Известно, однако, что только две трети из числа специалистов, приходящих работать в школу, остаются в ней надолго. Это объясняется тем, что, несмотря на очевидную массовость, характер педагогической профессии предъявляет к ее представителям высочайшие требования.

Так, особенность детской психики (способность воспринимать и усваивать прежде всего эмоционально окрашенную информацию) требует от учителя постоянной экспрессии, что резко повышает не только физическую, но и психическую нагрузку. Неслучайно профессия учителя, наряду с профессиями авиадиспетчера, пожарного, спасателя, входит в группу риска по фактору эмоциональной нагруженное.

В классе учитель - в определенной мере одновременно и режиссер, и актер, ибо каждый урок - это маленький спектакль. Кроме того, педагог должен «вести» детей за собой, управлять классом, то есть выступать еще и менеджером. (Заметим, что на Западе «управление классом» входит в обязательный набор характеристик учителя и является одним из показателей при оценке его работы).

Наконец, преподаватель должен быть профессионалом в конкретной предметной области. Только в этом случае он может сосредоточиться и на содержании, и на «аранжировке» этого содержания, на организации деятельности учащихся.

Учитель является для детей примером для подражания, по образцу его поведения они подсознательно строят свое собственное. В психологии есть понятие - «значимый другой». Это тот, с кого мы берем пример, чьи установки и ценности принимаем. С первого дня школьной жизни именно учитель является фигурой, наиболее значимой для ребенка. Поэтому морально-нравственный облик педагога должен соответствовать тем требованиям, которые он предъявляет к своим воспитанникам. Формируя у них определенные ценностные ориентиры, нацеливая их на добро, честность, справедливость, учитель испытывает противодействие самой жизни вне школы, а подчас и внутри нее. В этих условиях наиболее действенным средством убеждения детей, нейтрализации негативных примеров может быть ценностная, активно проявляемая позиция самого педагога. Во все времена на учителя возлагалась нелегкая задача «отстоять» и «отвоевать» ученика у без духовности, лжи и двойной морали. Но сделать это может только тот педагог, который по-настоящему любит и уважает ребенка, то есть имплицитно признает его права и достоинство.

Итак, учитель - это мудрец, актер, дипломат, психолог и друг - требовательный и доброжелательный, авторитетный и понимающий. Таков в идеале профессиональный портрет школьного учителя. Идеал определяет сверхзадачу, приближение к которой обеспечивает дальнейшее развитие системы образования.

В речи учителя важен не только подбор слов, но и их звучание. Имеют значение громкость голоса, его высота, тембр, интонация. Проблемами восприятия и интерпретации человека по его голосу в наше время занимается «лаборатория невербальной коммуникации» Психологического института РАО в Москве (под руководством профессора В.П. Морозова).

По словам И.К. Фридмана, звучание голоса педагога создает определенную атмосферу в классе, задает состояние, в котором проходит работа. Трудно слушать пронзительные, высокие голоса, голоса с металлическим оттенком или глуховатые, однообразные.

Слишком быстрый темп речи учителя также может влиять на восприятие, так как дети не успевают уловить смысл сказанного. Сбивчивый, неровный темп речи мешает цельности восприятия, значительно снижает эффективность работы учителя.

Однако педагог общается с детьми не только при помощи слов, но и употребляя различные невербальные средства. Информацию в общении несет не только речь. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова. А неадекватное употребление невербального языка может дать эффект прямо противоположный ожидаемому.

Далее автор рассматривает невербальные средства педагогического воздействия. Во взаимодействии учителя с детьми она осуществляется по нескольким каналам.

Мимика - наиболее изученный компонент невербальной коммуникации. Е.А. Петрова говорит о необходимости для учителя совершенствовать как умение выразить свое состояние, так и способность правильно понять выражение лица воспитанника. Со времен Дарвина лица исследовались как индикатор эмоциональных состояний субъекта. В изучении мимики выделяют два основных направления.

Первое ставит своей задачей выявление элементов лица (в первую очередь мышц) которые участвуют в тех или иных выразительных движениях. Второе занимается проблемой считывания (расшифровки) эмоции и отнесением ее к определенной категории.

Бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д.

Многие исследования показывают, что учащиеся предпочитают учителей с доброжелательным выражением лица. Дети любят людей с высоким уровнем внешней эмоциональности.

Дети прекрасно улавливают различие между лицом серьёзным (от серьезности происходящего) и нарочито строгим.

Один из путей совершенствования педагогического мастерства состоит, по мнению И.Е. Шварца, в преодолении разрыва между эмоциональным состоянием педагога и физическими действиями, которыми он выражает свои чувства.

Е. А. Петрова отмечает, что существует довольно распространенное явление - «определенное лицо для определенного ученика». При этом учитель не осознает, что «написано» на его лице, а ребенок чувствует очень хорошо. Учитель должен владеть своим поведением настолько, чтобы изменять существующую ситуацию в лучшую сторону: научиться ободрять того, кому и так трудно, чтобы он не почувствовал себя безнадежным и сумел добиться успеха.

Визуальное взаимодействие (контакт глаз) - не менее важный компонент педагогического воздействия.

Систематическое исследование проблемы контакта глаз начали Р. Экслайн и М. Аргайл. Согласно современным зарубежным данным, взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Взгляд выполняет сигнальную функцию в обмене репликами и принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции.

Ссылаясь на данные исследователей Е.А. Петрова рассматривает функции взглядов в общении:

- информационный поиск (в ходе взаимодействия говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах внутри реплики, а слушающий - на говорящего, для получения информации обратной связи);

- оповещение об освобождении канала связи;

- стремление скрывать или выставлять свое «я» (одни любят, чтобы на них смотрели, другие нет);

- установление и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые, короткие взгляды, позволяющие поддерживать контакт);

- поддержание стабильного уровня психологической близости.

Зарубежные исследователи чаще всего выделяют взгляды: глаза в глаза; взгляд прищуренным глазом, взгляд параллельно направленных на небольшое расстояние глаз; прямой; сверху вниз; снизу; косой взгляд; блуждающий; фиксированный (застывший) и др.

Петрова говорит о существовании особенностей, различий в частоте визуального контакта и нормированности его употребления в разных культурах (у японцев, у русских).

Велика роль взгляда в педагогическом общении. Е. А. Петрова говорит о воздействии взгляда учителя в зависимости от дистанции общения; описывает виды взглядов, которые могут производить неприятное впечатление на ребенка и мешать поддержанию контакта (пристальный, скользящий, безразличный взгляд).

Говорится об оптимальном ритме обмена взглядами с ребятами на уроке: индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных ребят к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Дистанция (пространственная организация) общения.

Исследования этого компонента коммуникации известным американским ученым Э. Холлом привели к образованию новой области - проксемики, которую сам автор называет «пространственной психологией».

Дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Э. Холлом описаны 4 категории пространственной коммуникации: интимная (15-45 см), личная (75 см), социальная (до 2 м) и публичная (3-7 м). Указанные в скобках цифры являются средними, которые имеют свои вариации для различных культур.

Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Уменьшение или увеличение дистанции должно быть мотивировано для обучающихся. Учитель может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но очень осторожно, ибо чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, что зона наиболее эффективного контакта - это первые 2-3 парты. Остальные учащиеся находятся на публичном расстоянии от учителя. Не случайно дети, желающие поменьше с ним общаться предпочитают последние парты.

Если педагог непринужденно перемещается в аудитории то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым учащимся.

Временная организация - менее изученный невербальный компонент общения. Опираясь на работы профессора Болотовой А.К. и Шлёнской А.В, Е.А. Петрова приводит данные исследований о времени как факторе коммуникации:

- определенные временные особенности невербального взаимодействия выступают механизмом развития диалогового общения;

- одновременное появление у партнеров одинаковых типов мимики, взглядов глаза в глаза повышает взаимопонимание углубляют диалогичность общения;

- общение протекает более успешно, если у партнера одинаковая частота невербальных элементов;

- продуктивность диалога в общении обеспечивается увеличением длительности «зеркальной позы» (повторение поз партнера) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики»;

- положительным для общения оказывается увеличение частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики» в условиях отсутствия «зеркальной позы

Специфичные наборы пространственных и временных констант ситуаций получили название «хронотопов». Наиболее изученные из них - хронотопы «вагонного попутчика», «больничной палаты». Показано, что ситуация (ее пространственные и временные характеристики) как бы задает определенные стереотипы и эффекты общения (откровенность со случайным попутчиком).

Прикосновение («тактильная коммуникация»).

Использование прикосновения очень важно при работе детьми. С его помощью можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может: вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

Рассматриваются прикосновения, неприятные для учеников, («внеурочные» прикосновения, оставляющие у ребенка неприятный осадок; прикосновение, несущее оттенок давления, силы). Прикосновения, способствующие контакту, - мягкие, спокойные, как бы случайные, необязательные. Не менее важны в общении пантомимика: позы и движения тела, внешние вегетативные изменения (например, покраснение лица), манеры человека (одежда, прическа, косметика, парномерия и т.д.), жесты.

В широком значении слова педагог - это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни.

Педагогом часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, следовательно, более узком значении педагог-учитель - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.

Из ключевых слагаемых высокого уровня развития образования главным, вне всякого сомнения, является уровень кадрового педагогического потенциала. Показательно, что в развитых странах большая часть расходов на образование предназначается для оплаты труда педагогического персонала (например, во Франции - 72%, в Великобритании - 75%).

В последние годы нарушился процесс элементарного обновления кадрового потенциала школы. Закрепилась тенденция феминизации: доля учителей-женщин превысила 85%. По опыту мировой педагогики расстановка кадров должна выглядеть примерно так: в начальных классах процент женщин должен быть самым высоким, т. к. малыши нуждаются в женской ласке и заботе. На средней ступени в идеале соотношение мужчин и женщин среди учителей должно быть равным, в старших классах женщин-преподавателей должно быть не более 15- 25%. И это понятно: старшему школьнику нужен объект для самоидентификации. При этом мальчики-подростки склонны выбирать объектом подражания мужчину и только мужчину, девочкам же значимый взрослый мужчина (не отец) необходим для расширения сферы актуализации начинающей проявляться женственности и материнского начала. Поэтому педагогически обоснованной является необходимость увеличения доли мужчин-учителей от ступени к ступени школьного образования. Как показывает мировой опыт, одним из способов привлечения учителей-мужчин в школу является повышение зарплаты.

При анализе социально-профессиональных проблем учителей общеобразовательных школ важно рассмотреть вопрос, касающийся их отношения к собственно профессии и об отношении учителей к работе в конкретном учебном заведении. Существует различие между отношением к профессии как особому виду трудовой деятельности, определяемой производственно-техническим разделением труда, его функциональным содержанием, с одной стороны, и работой, деятельностью в конкретных условиях - с другой.

Отношение к профессии и к работе может не совпадать. Разнонаправленность (дисфункциональность) оценок видится в том, что в первом случае профессия характеризуется посредством ключевых понятий: «престиж», «привлекательность», когда речь идет о ценности профессии в общественном мнении.

Необходимо повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки.

А так же, развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Таким образом, выбор основного коммуникативного компонента обусловлен, в первую очередь, задачей общения. В одном случае важна мимика, в другом - жест. Педагогу следует овладеть всеми средствами воздействия, всеми невербальными компонентами коммуникативной техники.

Процесс обучения - важнейший педагогический процесс. В процессе обучения происходит познание. Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы.

Достичь оптимального построения процесса обучения возможно лишь на основе такого управления им, которое организуется с учетом закономерностей и принципов обучения, на основе применения современных средств воздействия на процесс учения.

 

АВТОР: Селюкова Е.А.