20.03.2012 8877

Индивидуальный подход к формированию личности школьника в коллективе

 

В различных подходах ученых личностно ориентированное образование предусматривает индивидуальный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студентов, их подготовки, способностей и возможностей. Педагогическая наука индивидуальному подходу уделяет самое пристальное внимание.

Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Для осознания важности изучения такого подхода обратимся к истории изучения проблемы индивидуальности в педагогике.

Одним из первых в педагогике обратил внимание на индивидуальный подход к учащимся Я.А. Коменский, отмечая в своем фундаментальном труде «Великая дидактика», что ученики (студенты) различаются своими способностями - «у одних особенности острые, у других - тупые, у одних - гибкие и податливые, у других - твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой». Я.А. Коменский утверждает, что «ко всем способностям можно подходить с одним и тем же искусством и методом». Таким образом, педагог усматривает необходимость сочетания организации индивидуальной деятельности. Отмечая важность и целесообразность организации учебной работы на занятиях, соблюдая правило «учить всех всему», учитывая принцип природо сообразности, Я.А. Коменский впервые теоретически обосновал необходимость сочетания обще классной и индивидуальной работы, рассматривая индивидуальный подход к обучающимся как средство продвижения каждого ученика (студента) к новым уровням развития при помощи дидактики, не ограничиваясь приспособлением содержания, методов обучения к уровню подготовленности обучающихся.

Начало теоретическому уровню разработки вопроса индивидуального подхода к обучающимся в обучении положил К.Д. Ушинский. Ему принадлежит идея осуществления индивидуального подхода в условиях коллективной работы, которая и сейчас остается отправной, основополагающей в педагогике, а также идея сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы. Для лучшей организации обучения педагог предлагает объединить детей (в данном случае студентов), отличающихся одними и теми же способностями, в небольшие группы - своеобразный прототип современного дифференцированного обучения.

К идее необходимости индивидуального подхода в обучении приходит и Л.Н. Толстой, учитывая в работе с сельскими детьми Яснополянской школы личностные качества ребенка: как он слушает учителя, как относится к его слову, к содержанию, что представляют собой его творческие работы.

Необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка признавали и другие российские ученые. По мнению Н.И. Пирогова, «нельзя всех и каждого стричь под один гребень, а действовать разумно, применяясь к свойству самого предмета, к личности и степени развития учеников и самих учителей - вот в чем заключается главное дело педагогического искусства».

П.Ф. Каптерев считает, что в условиях массовой школы индивидуализация оказывается трудно осуществимой, но насущно необходимой. Помочь здесь может, по мнению педагога, типизация психических свойств учеников, возможность создания типов умов и поведения, среди которых особо он выделяет «душевные типы», позволяющие приблизить учителя к ученикам (преподавателя к студентам), понять их личную «мыслительность, чувствования и волю».

Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский (1918-1970) в общении с детьми делал ставку на индивидуальное своеобразие каждой личности. Исходя из природы ребенка, он считал недопустимым «вырывать» его из естественной среды, которая служит ему не только источником личностного развития, но и является фактором нравственного и эстетического воспитания. Всякое воздействие на личность, по мнению В.А. Сухомлинского, должно развивать ее, и поэтому педагогу следует избегать наказания детей. Этим утверждением автор не столько отрицает наказание как прием педагогического воздействия, сколько подчеркивает, что школа и унижение ребенка несовместимы.

Вопрос индивидуального подхода в образовании в XIX веке занимает умы не только российских, но и зарубежных педагогов. Сторонник народной национальной школы Германии Адольф Дистервег, педагог-демократ, «учитель немецких учителей», уделял учету индивидуальных особенностей ученика особое внимание. Ученый призывает учителя к тщательному наблюдению за ребенком, глубокому уяснению законов его развития. Незнание этих законов является, по его словам, педагогическим неведением, нежелание их изучить - педагогическим невежеством, нежелание с ними считаться - педагогическим варварством.

Таким образом, в педагогическом наследии деятелей XIX века важное место уделено необходимости учета индивидуальных особенностей студента и в работе педагогов, но четких параметров выделения таких особенностей и рекомендаций их учета в практической деятельности еще не предложено. Труды педагогов ограничиваются, как правило, лишь констатацией факта о важности влияния индивидуальных качеств обучающегося на процесс образования. Среди этих качеств особое внимание призывают уделять возрастным психологическим особенностям студента.

А.С. Макаренко в педагогических трудах приходит к выводу о том, что должна существовать как общая программа воспитания личности, так и индивидуальный корректив к ней, отмечая, что «индивидуальная работа - это активный, развивающий, формирующий процесс», как и все воспитание. Реализация индивидуального подхода немыслима без глубокого изучения целостной личности воспитанника, но это изучение должно явиться средством воспитания, а не самоцелью, считает А. С. Макаренко. Среди ведущих идей педагога об индивидуальном подходе в воспитании следует особо обратить внимание и на вопрос о влиянии отдельной личности на отдельную личность, и о влиянии личного контакта воспитателя на воспитанника.

И.Т. Огородников и П.Н. Шимбирев в учебнике по педагогике подчеркивают, что индивидуальный подход является не частным приемом в работе учителя, а принципом и стилем педагогической деятельности.

Таким образом, в педагогическом наследии деятелей XIX века важное место уделено необходимости учета индивидуальных особенностей студента и в работе педагогов, но четких параметров выделения таких особенностей и рекомендаций их учета в практической деятельности еще не предложено. Труды педагогов ограничиваются, как правило, лишь констатацией факта о важности влияния индивидуальных качеств обучающегося на процесс образования. Среди этих качеств особое внимание призывают уделять возрастным психологическим особенностям студента.

Психолого-педагогический аспект проблемы «коллектив и личность» является в настоящее время одним из наиболее актуальных, как в практике социальной жизни людей, так и в области теории воспитания. Эффективность влияния коллектива на личность зависит от самих людей, от того, насколько целеустремленно они совершенствуют коллектив как инструмент воспитания, от того, в какой мере он превращается в явление педагогическое. Формирование личности, социально активной и всесторонне развитой, а также умеющей найти место в обществе, в наибольшей степени отвечающее ее индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная общественная потребность. В силу этого коллектив должен стать эффективным инструментом воспитания и развития личности.

Осуществляя целенаправленное воспитание, мы хотим иметь полноценных членов общества, организованного по принципам общечеловеческих ценностей. Детская жизнь, построенная по принципам дружбы, товарищества, коллективизма, и есть внесение идей общечеловеческих ценностей в сферу детства.

Общественный характер школьного и дошкольного воспитания в нашей стране заявляет о потребности в научной разработке целенаправленного нравственного формирования личности ребенка. Эта проблема затрагивает интересы всего общества, поскольку оно не может быть не заинтересовано в своих будущих гражданах. Но в тоже время она отвечает в полной мере интересам каждого воспитанника, так как о своем особом и неповторимом он способен заявить только среди товарищей Положительное влияние коллектива может проявиться в поддержке неуверенного в себе ребенка в интересах, потребностях, действительно соответствующих его способностям и склонностям, в их расширении и обогащении.

Кроме того, это может также проявляться в моральной поддержке товарищей, когда что-то не получается, возникают ощущения стыда и разочарования. Отрицательное влияние тоже может обнаружить себя очень многообразно. В частности, это касается поддержки коллективом неблаговидных интересов и желаний отдельной личности с целью посмеяться над ней, чрезмерным поощрением успехов, не являющихся результатом проявления способностей или стойких увлечений, а выступающих случайным эпизодом, в равнодушии к скромным достижениям некоммуникабельного товарища, который в силу своей застенчивости особенно нуждается в поддержке.

Порой эгоизм, черствость, беззастенчивая критика унижает достоинства человеческой личности в группе сверстников. А между тем, каждый из воспитанников является особенным ребенком и ждет к себе особенного отношения, и именно это ожидание должно стать умелым средством в руках педагога. Организуя совместный опыт нравственного воспитания, мы не можем не учитывать тот факт, что дети, приходя в группу сверстников, уже имеют определенный запас моральных представлений. В повседневном общении, в организованной деятельности происходит обмен ими, в связи с чем круг моральных представлений каждого ребенка расширяется. Процесс взаимной информации складывается как стихийно, так и целенаправленно. Складывающийся стихийный опыт коллективных взаимоотношений может быть отрицательным. Дети, сами того не желая, могут оказаться носителями безнравственности. Педагог, сознательно управляя этим процессом, организует общение на нравственно здоровой почве, формируя новые представления о морали и направляя, и координируя те из них, которыми дети уже овладели.

Таким образом, детский коллектив при целенаправленном руководстве воспитателя имеет важное значение, как для каждого ребенка в отдельности, так и для всей группы.

В реальной жизни почти невозможно организовать деятельность детского коллектива так, чтобы она удовлетворяла все интересы, потребности всех детей. Как правило, эта деятельность носит отпечаток индивидуальности взрослого, его увлечений, пристрастий, организаторских способностей. Поэтому свободное общение детей в совместной увлекательной деятельности имеет особое значение для развития личностных особенностей и для коллективных взаимоотношений, складывающихся в свободном общении. Замечая чаще отрицательные, чем положительные проявления поведения ровесника, товарищи не всегда могут дать ему объективную, справедливую оценку. Быстрее заметить уникальность, своеобразие, замечательность ребенка в состоянии только педагог, поэтому статус замечательного ребенка должен сформировать именно он. Стремясь к самоутверждению и самореализации в коллективе через те или иные социальные функции, ребенок развивает свои способности и задатки, если эти функции связаны с благоприятной для их развития деятельностью.

Любому нормально развивающемуся ребенку присущи выраженные индивидуальные интересы в какой-либо сфере деятельности, увлеченность отдельными ее видами, умение относительно справедливо оценивать свои возможности и отношения к себе других людей. Уровень развития каждого определяет процесс формирования его индивидуальности, успешность которого зависит от многих социальных и биологических особенностей личности, но именно они, влияющие на своеобразие и уникальность ребенка, развиваются в коллективе и под влиянием коллектива. Коллектив открывает личности большие возможности для накопления разнообразного социального опыта взаимоотношений в позициях, как подчинения, так и руководства. В результате развиваются такие ценные качества, как инициативность, самостоятельность, социальная справедливость, начала гражданственности и другие.

Утверждение, что коллектив воспитывает личность, разделяется многими исследователями и практиками. Однако наивно думать, что это всегда так. Необходимо провести отчетливое различие между фактом влияния коллектива на личность, включенную в него, и между процессом воспитания этой личности коллективом. Под воспитанием подразумевается прежде всего такое воздействие окружающих на человека, нацеленное на изменение его поведения, черт его внутреннего облика, которое соответствует представлениям о достойном образе человека. И с полным основанием можно сказать, что не всякий коллектив, тем более группа воспитывает ребенка, и далеко не всегда то влияние, которое он оказывает, может оказаться плодотворным. Поэтому-то и возникает проблема воспитательного воздействия коллектива на личность и социально-педагогических основ такого воспитания. Реальный процесс воспитания личности в коллективе возможен при некоторых условиях, которые связаны с особенностями, как коллектива, так и самой личности. Гораздо важнее показать воздействие коллектива на личность с позиций фактора воспитания, вносящего коррективы в становление индивидуальности. Воздействие коллектива на человека может характеризоваться по-разному. Так, в частности, может носить неосознанный характер, т.е. сам индивид не осознает, какие изменения появились в его поведении, чертах личности. Но это воздействие может им хорошо осознаваться. Такое осознание может осуществляться по двум направлениям.

Во-первых, человек сам замечает, какие изменения в нем произошли в результате взаимодействия с коллективом и сам положительно их оценивает. Возможно, даже радуется некоторым из них. Например, научился «преодолеть робость и застенчивость, стал более общительным, чем прежде и др. в этом случае воздействие коллектива выступает в качестве побудительных сил самовоспитания личности. Человек стремится быть в данном коллективе, испытывает готовность осуществлять в нем совместную деятельность с другими, сотрудничать с ними, общаться, иметь общий круг интересов. Во-вторых, личность может испытывать враждебное отношение к коллективу, где ее обижают, недооценивают или заведомо дают предвзятую информацию о будущем сообществе, где предстоит находиться много времени. Например, дошкольнику сверстники с улицы говорят: «Не ходи в детский сад, там плохо». Ребенок как бы заранее готов к недоброжелательной встрече, понадобится много времени, чтобы убедить его в обратном. Иначе говоря, воздействия коллектива будут встречать внутренние противодействия, которые могут выступать в открытой, а чаще в скрытой форме. Вопросы воспитания в коллективе в этом случае приобретают гораздо более сложный характер, чем в случае, когда индивид готов внутренне к тому, чтобы с открытым сердцем воспринимать соответствующие воздействия.

Когда возникает вопрос о воспитании человека в коллективе, важно решить, в чем он будет заключаться, так как понятие «воспитание» - понятие достаточно широкое. В данном случае речь идет об охвате влиянием коллектива различных сторон личности. Воспитательный характер группы в данном случае коллектива, может выразиться в следующих показателях:

1. изменение внешних черт поведения. Появление новых навыков, привычек и форм обращаться к людям. Возможны определенные сдвиги в культуре поведения, общения, деятельности в лучшую сторону.

2. Изменения внутри содержания личности. В частности, они могут касаться появления новых установок в отношении к труду, к людям, ко всему живому как ценностно-значимому. Знаменательным фактом выступят нравственные качества индивида: доброта, миролюбие, сочувствие и сострадание другому, умение и желание поступиться своими интересами ради ближних и др.

Все перечисленные качества будут иметь намного большую ценность, если будут осознаваться личностью с радостью и удовольствием Нами указаны примерные области изменений внутреннего мира человека. В этих сферах воспитатель, педагог, может искать известные признаки произошедших более или менее замечаемых изменений в конкретной личности. Вместе с тем, следует учитывать, что появление в человеке новых черт и свойств может сочетаться в той или иной мере с теми чертами и установками, которые были присущи ему раньше. Особенно это важно, когда прежние черты были отрицательными. Именно они часто прорываются в поступках, действиях в обычных или конфликтных ситуациях. Степень частоты или редкости их в жизни и становится показателем того нового, тех изменений, которые произошли с личностью в результате воздействия коллектива. Пребывание человека в коллективе, который ему дорог, может ознаменоваться рядом положительных перемен: а) возникновение новых форм общения со сверстниками и другими людьми. Например, появление сердечности в общении, положительных чувств, эмоций, радостных переживаний, которые раньше не были присущи; б) преодоление в связи с этим сложившихся в прошлом установок, отношения к людям, которым не свойственны моральные принципы, принятые в данном коллективе; в) появление нового круга интересов, запросов, благодаря которым создается почва для возникновения новых видов культурных потребностей, которые в определенной мере меняют направленность личности в позитивную, общественную значимую сторону. Полное отсутствие выделенных параметров как показателей изменения личности под воздействием референтного коллектива свидетельствует о том, что попытки воспитать данного члена коллектива не дали результата.

Таким образом, именно через приобщение к принятым в коллективе взглядам происходит сдвиг в эмоциональном отношении личности, что приводит не только к известному сближению человека с другими членами коллектива, но и к пересмотру собственной позиции, собственного отношения к тем или иным сторонам, явлениям социальной жизни.

 

АВТОР: Селюкова Е.А.