20.03.2012 4974

Педагогическое воздействие на функционирование и развитие детского воспитательного коллектива

 

Органическая связь с жизнью общества, стремление к достижению целей и разнообразие нравственных отношений позволяют сформировать общественное мнение коллектива как тончайший и чуткий по отношению к отдельной личности инструмент педагогического воздействия. В основе 1 общественного мнения детского воспитательного коллектива лежит общественный интерес к делам, успехам и неудачам коллектива, общественный интерес к личности, ее положению в обществе, ее радостям и огорчениям. Ребята очень нуждаются во внимании, понимании, сочувствии, поддержке, поощрении со стороны своих товарищей.

Для формирования настоящего коллектива необходимо, чтобы общественно полезные дела его деятельности доминировали над личными. Пример этому - ученические производственные бригады, трудовые объединения старшеклассников, лагеря комсомольского актива, труда и отдыха школьников: здесь общественное всегда выше личного. Классы, которые в летние каникулы заняты общественно полезной деятельностью, значительно укрепляются как подразделения общешкольного трудового объединения и быстрее развиваются как коллективы. Этому способствует естественное стремление многих подростков, юношей и детей к самостоятельному, общественно полезному совместному труду со сверстниками и взрослыми.

Все это дает им общественное мнение в хорошо организованном воспитательном коллективе. Его эффективность, формы проявления и сила воздействия зависят от качественного состояния деятельности и взаимодействия, уровня развития и характера отношений. Педагогическое воздействие в коллективе имеет целью достижение положительного результата в поведении, организации и деятельности детей. Параллельным же результатом всегда является позитивное нравственное изменение личности.

Воспитательный коллектив в своем становлении и развитии проходит несколько стадий, в которых по-разному проявляются сущность и способы педагогического воздействия на личность.

Первая стадия характеризуется борьбой коллектива за свое самоутверждение. В процессе содержательной деятельности появляются первые признаки сплоченности, формируются организационные структуры. Характерным является возникновение противоречий между интересами коллектива и отдельной личности. В целях укрепления и самоутверждения, накопления материальных и духовных ресурсов коллектив прибегает к дисциплинарным требованиям, к постановке коллективных интересов впереди и выше личных стремлений и желаний отдельных детей.

Игнорирование желаний отдельных членов коллектива в интересах успешного завершения общего дела создает большие сложности. Однако необходимость укрепления в детях коллективного интереса, сплоченности, налаживания делового взаимодействия педагогически оправдывает возникновение конфликтов, требует тактичного их разрешения. Самоутверждение через преодоление противоречий - нормальный путь движения коллектива к новому качественному состоянию, к более гармоничному взаимодействию личных и общих интересов. Коллектив накапливает материальные и духовные возможности, развивает в детях ответственность, чувство солидарности, дисциплинированности, приводит в движение систему коллективных нравственных отношений.

Вторая стадия развития детского коллектива характеризуется полнотой проявления его основных функций. Главная цель педагога - развитие, удовлетворение многообразных потребностей, интересов каждого отдельного индивида, взаимообогащение личностей в процессе деятельности, общения, отношений. Возникает ситуация, делающая сам коллектив и весь процесс его жизни гармоничными, а педагогические взаимодействия - активно способствующими расцвету свободной индивидуальности и творческой личности. Качественно меняется функция педагогического взаимодействия. На начальной стадии их смысл был в торможении неправильного поведения отдельных школьников, в развитии у них умения подчинять свои стремления и желания интересам коллектива, согласовывать их с нуждами коллектива. Вторая стадия характеризуется позитивностью педагогического взаимодействия, стимулирования, побуждения к активной, особенно творческой деятельности в интересах коллектива и развития собственной личности.

Таким образом, от борьбы за утверждение обще коллективных интересов в целях укрепления, развития детского коллектива, к выдвижению на первый этап задач по формированию всесторонне развитой личности, ее способностей и дарований - таков диалектический путь превращения коллектива в эффективное средство, фактор воспитания. Коллектив и его дисциплинирующее влияние являются целью педагога в период превращения его в инструмент воспитания. Когда же начинается полноценное функционирование всех его систем, коллектив становится основной содержательной формой целостного учебно-воспитательного процесса, ядром воспитательной системы, мощным фактором и средством воспитания, всестороннего развития личности каждого ребенка.

Становление воспитательного коллектива, управление его развитием невозможно без глубокой и всесторонней диагностики. Педагогу и самим детям нужно хорошо знать, что представляет собой каждый ребенок: каковы его потребности, интересы и способности, отношения с миром, что ему нужно и какие средства коллектив может дать для его развития. Важно также знать и осознавать, в каком состоянии находится коллектив.

Стадии развития коллектива являются результатом педагогических усилий, сознательного использования законов формирования коллектива. А. С. Макаренко открыл закон необходимости развития, движения, коллектива вперед. Детский коллектив как система жизни детей и их отношений не может застывать на одном месте. Если жизнь в коллективе малоинтересна, изо дня в день повторяются серые будни, нет увлекательных дел, формирующих общие стремления и интересы, отсутствует общая организация труда, коллектив будет распадаться, разлагаться, дети начнут искать удовлетворения своих разобщенных потребностей на стороне.

Общественно полезная деятельность препятствует замкнутости детского коллектива, включает его в более широкие общественные связи и отношения. В этой деятельности сплачивается класс, объединяется с другими коллективами - так закладывается фундамент его последующего развития. Но группам подростков и старшеклассников, для того чтобы стать коллективами, важно не только определить, что и во имя чего делать (направленность деятельности), но и как работать (организация деятельности). Особое значение здесь приобретает органическое соединение общественно полезных задач с естественным стремлением школьников к романтике, игре, т. е. сочетание общественной направленности деятельности ученического коллектива с ее эмоциональной привлекательностью для участников.

Классический пример единства общественной значимости и эмоциональной привлекательности для детей коллективной деятельности описывает А. П. Гайдар в повести «Тимур и его команда». Читая эту повесть, мы порой не можем точно определить, чего в ней больше: практической работы детского коллектива, направленной на оказание помощи людям, или привлекательной игры. Именно единство, сочетание того и другого притягивало подростков в команду Тимура. Книга, как известно, завершается признанием тимуровской команды. В повести «Клятва Тимура» А. П. Гайдар рассказывает, как с помощью взрослых далее благоустраивается штаб команды. В нем появляется письменный стол, настоящий телефон. Вместе с этим отпадает необходимость в таинственности, теряется игровая нить.

Никто теперь не мешает команде делать свое полезное дело. Более того, жители поселка всячески выказывают одобрение действиям Тимура и его товарищей. Казалось бы, все в детском коллективе складывается как нельзя лучше. Однако мы становимся свидетелями внутреннего кризиса команды Тимура. Она оказывается, на грани распада, и лишь сообщение о начале войны вновь собирает ребят,

Динамическая картина жизни детского коллектив у Гайдара описано с редкой психологической достоверностью. Нужное людям дело, ставшее будничным, теряет для подростков свою притягательность, перестает быть фактором, сплачивающим коллектив.

Педагогу необходимо тщательно продумать комплекс мер, средств и приемов, которые помогут придать общественно полезной деятельности ребят эмоционально привлекательный характер.

Движущей психологической силой развития коллектива и одновременно методом его организации является перспектива. В ней выражается совокупность культурных и материальных потребностей человека или коллектива, уровень развития, их моральный облик. Под воспитательной перспективой имеются в виду общественно значимые задачи, цели, дела, отвечающие потребностям развития личности, группы детей, коллектива, стимулирующие деятельность, соответствующие возрастным, индивидуальным особенностям школьников.

Перспективы характеризуются: увлекательностью дел, основанных на непосредственном и опосредованном детском интересе; общественно полезной ценностью задач, целей, конкретных дел и их связанностью с трудом и жизнью народа; четкой организацией деятельности, направленной на достижение перспективы, педагогической целесообразностью, воспитанием у учащихся высоких моральных качеств.

Задача педагога заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, увлекательной деятельности, отношений, восхождение коллектива от решения одной задачи к другой. В практике педагогической работы перспективами становятся различные трудовые дела, борьба в соревновании, помощь подшефным организациям, походы и экскурсии, спортивные состязания, праздники, творческие отчеты студий, ансамблей, кружков. Перспективы выдвигаются как по инициативе детей, так и педагогов. Организация движения к перспективе включает в себя: обсуждение планов, проектов, предложений и практическую работу, направленную на реализацию перспективы. В этой деятельности осуществляется налаживание связей, сплочение воспитательного коллектива. Разумное распределение поручений между всеми членами коллектива - основной путь вовлечения детей в активное и творческое выполнение увлекательного перспективного дела.

В качестве педагогического закона и метода организации, укрепления и развития коллектива выступают единые педагогические требования к школьникам. В начале организации воспитательного коллектива, когда в среде ребят образуются новые деловые товарищеские и дружеские связи и отношения, все основные педагогические требования и импульсы исходят от педагога. Он полномочный представитель общества в детской среде, носитель передовых общественных идеалов демократии, гласности, специально подготовленный к педагогическому труду. Выполнение школьниками общественно ценных единых требований закрепляет первые успехи в их совместной деятельности, углубляет дружеские связи, формирует жизненный опыт, необходимые привычки нравственного поведения и взаимоотношений в коллективе. Когда появляются первые успехи в борьбе за достижение перспектив, дети проникаются верой в стремление педагога сделать их жизнь радостнее и интереснее, многие ребята проявляют инициативу и активность. Наступает время перехода к усложнению содержания жизни коллектива, совершенствованию организации новой стадии отношения к единым требованиям. Часть функций по предъявлению педагогических требований в коллективе передается активу. Своим авторитетом педагог поддерживает требования активистов.

В организации различных дел и контроле за выполнением общественных поручений принимают участие все больше ребят, поддерживающих воспитателя и актив. Решающей силой нравственного воспитания детей становится общественное мнение самого коллектива. Достижение этого уровня отношений свидетельствует о высшей стадии развития единых педагогических требований в коллективе. Активное выражение школьниками общественного мнения ведет к тому, что каждый ребенок приучается предъявлять требования к самому себе на фоне общих требований коллектива.

Центральным звеном в становлении школьного воспитательного коллектива является ученическое самоуправление. В условиях развития демократии в школе возможны две взаимодействующие системы самоуправления. Одна - как звено государственно-общественного управления школой - школьное самоуправление. В его различные органы входят учителя, учащиеся, родители, представители базовых предприятий и общественных организаций. Другая система - собственно ученическое самоуправление как самодеятельная организация детской жизни. Через него и с его помощью школьники входят школьное самоуправление и решают свои собственные проблемы: активного усвоения знаний, организации общественно полезного труда, порядка в школе, развития внеклассной работы и здорового, досуга. В нем принимают участие буквально все учащиеся школы, оно защищает и обеспечивает права каждого. Оно формирует гражданственность, приучает детей к гласности, демократическому решению вопросов и социальной справедливости. В результате детского творчества ученическое самоуправление может приобретать самые разнообразные формы. Учащимся важно дать реальные права в школе; взять школу на сохранность, знать бюджет, пополнять его, учиться экономному расходованию средств. Детей надо вовлекать в планирование и организацию учебно-воспитательного процесса, давать большие возможности высказывать мнения о работе учителей и поведении своих товарищей.

Практическую работу по формированию органов ученического самоуправления можно начинать и с изучения соответствующих документов, передового педагогического опыта. Но это только начало работы. Далее необходим внимательный анализ состояния дел в данном школьном коллективе.

Приступая к формированию ученического коллектива, определяя его организационное строение, педагог должен представлять, для чего создается тот или иной орган управления, чем конкретно коллектив под его руководством будет заниматься, какие виды работ станут для него главными.

Только на основе этого можно правильно определить структуру и основные обязанности создаваемого органа ученического самоуправления, его качественный и количественный состав.

Затем учителю следует продумать, какими знаниями и навыками должны обладать активисты, помочь ребятам определить состав органа самоуправления, но не навязывая им своего мнения. Выбранный орган самоуправления, например комитет комсомола, распределяет обязанности, и начинается его сложная, ответственная работа. Сначала надо сплотить сам комитет, превратив его развитый и эффективно работающий коллектив. Эта задача должна быть решена как можно скорее и еще до того, как орган самоуправления начнет практически руководить деятельностью того ученического коллектива, при котором он образован. Если при создании органа ученического самоуправления не будут последовательно пройдены все указанные этапы работы с ним, как с «коллективом в коллективе, то нельзя рассчитывать на то, что он сможет успешно работать.

Одним из критериев, определяющий степень богатства и разнообразия общих дел, необходимых для ускоренного развития ученического коллектива, может быть оптимальная занятость членов коллектива в процессе подготовки и проведения различных мероприятий. Для нормального развития коллектива одинаково нежелательны и периоды длительного бездействия, и чрезмерная нагрузка. Бездеятельность ведет к безответственности, появлению пассивности, ослаблению внутри коллективных связей и ухудшению взаимоотношений. Напряженность создает временное ощущение успеха, силы и единства коллектива, но содержит в себе опасность появления утомления, пресыщенности, раздраженности и безразличия к тому, что происходит в коллективе. Педагогу, работающему с ученическим коллективом, в том числе и с органами его самоуправления, важно отыскать оптимальный вариант занятости учащихся в совместной деятельности. Одним из признаков такой оптимальности нагрузки может быть личная удовлетворенность ребят работой, достигнутыми результатами. Она активизирует стремление к дальнейшему совершенствованию и вдохновляет на решение новых, более сложных задач.

Важное значение для формирования организованного ученического коллектива имеет целенаправленность его деятельности, как и деятельности органов самоуправления и перспективы их развития. «Если перед коллективом нет цели,- писал А. С. Макаренко,- то нельзя найти способа его организации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель». При этом важно не только наличие цели, необходимо, чтобы школьники осознали ее значение, ее связи с интересами каждого из них, школы и общества. Отсутствие этого может вызвать застой коллектива, топтание его на месте, а нередко и движение в обратном направлении.

Высшим органом ученического самоуправления является общешкольное собрание или ученическая конференция выборных представителей. На них заслушивают отчеты о работе органов самоуправления, составляют наказы, избирают органы управления. Исполнительным органом ученического самоуправления является ученический комитет (учком, совет старост, совет командиров) и его комиссии. Наиболее крупные общешкольные мероприятия: общешкольное соревнование, участие школы в районных или городских мероприятиях, работа в колхозах, общешкольные воскресники, праздники и дни отдыха учком проводит совместно с общественными организациями. Учком отвечает за состояние успеваемости, порядок и дисциплину, дежурство и чистоту, прилежание и активность учащихся в школьных делах. Практическое руководство жизнью коллектива учком осуществляет с помощью комиссий, занимающихся организаций того или иного конкретного участка в жизни школы. Количество комиссий и направление их работы зависят от уровня развития коллектива, содержания его жизнедеятельности, наличия реальных дел и нужды в управлении ими. Вот почему в разных школах число их неодинаково. Организуются такие комиссии, как культурная, производственная, хозяйственная, стенной печати, шефская, туристская, досуговая и другие. В комиссиях работают ребята, организующие данное дело в своем классе.

Эффективным средством формирования воспитательного коллектива является посильное участие школьников в самообслуживании. В процессе его организации учитываются возрастные особенности детей, не разрешается допускать перегрузки и безалаберность.

Важную роль в жизни детского воспитательного коллектива играют традиции. А. С. Макаренко считал, что ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Традиция в детском коллективе проявляется как установившийся, поддерживаемый всеми обычай. Они возникают в процессе трудового соревнования между классами; в ритуалах организации, проведения и подведения итогов дежурства по школе; в отношениях сотрудничества с базовым предприятием, колхозом, совхозом, с другими школами и ПТУ; в проведении физкультурных соревнований, смотров художественной самодеятельности, вечеров, походов, встреч с ветеранами войны и труда; в чествовании ребят, добившихся успехов в учебе, труде, техническом или художественном творчестве, на конкурсах и олимпиадах.

А.С. Макаренко открыл закон параллельного педагогического действия в коллективе. В интересах дела (учебы, общественно полезного труда) педагог предъявляет требования всему коллективу, апеллирует к его общественному мнению. Первичный коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый школьник чувствует себя ответственным перед ним.

Большое значение для морального климата, самочувствия детей в коллективе имеет педагогически оправданный тон и стиль отношений. Интересная, радостная жизнь рождает у школьников бодрое, оптимистическое настроение, творческую активность, деловитость, постоянную готовность к действию. Каждый школьник испытывает гордость за такой коллектив, в нем формируется чувство собственного достоинства. Он чувствует себя в таком коллективе свободным, равноправным и защищенным членом. Он имеет возможность смело критиковать своих товарищей, требовать от них выполнения общественных поручений.

Для того, чтобы успешно воспитывать ученический коллектив, педагогу необходима систематическая диагностика его состояния, самочувствия детей в нем. А. С. Макаренко считал, что воспитатель обязан знать, как относится воспитанник к своему учреждению, хочет - ли активно участвовать в улучшении его жизни или настроен по отношению к нему враждебно и у него преобладаю какие-то эгоистические, асоциальные перспективы. Воспитатель необходимо знать, как представляет себе ребенок свое место в коллективе, не преобладают ли у него желания лишь к сегодняшнему развлечению и удовольствию без учета коллективных интересов. Нужно знать, отчего это происходит, чтобы вовремя усилить работу по воспитанию разумных потребностей и педагогических ценных перспектив. Опытные педагоги следят за тем, как обстоят дела у ребенка с учебой. Это сильно влияет на его настроение, отношение к коллективу, в целом к школе. Особенно важно хорошо знать о возникающих у детей личных проблемах и помогать в их решении, в приведении в состояние гармонии личных и общих интересов.

Теория коллектива и практика процесса его формирования показывают необоснованность таких предположений. Коллективная жизнь, которая начинается, с объединения только на эмоциональной основе, не способствует, а зачастую препятствует их эффективной общественно полезной совместной деятельности, так как в этом случае на первый план обычно выходят не деловые, а личные взаимоотношения.

Таким образом, функционирование детского воспитательного коллектива как целостной системы обеспечивает активное действие важнейшего механизма формирования личности - воспитательных отношений. Они оказывают решительное влияние на воспитание у детей системных коллективных нравственных качеств, мотивов и стимулов поведения, потребностей и интересов. Исходя из этого, в целях диагностики состояния коллектива могут быть установлены следующие критерии его формирования. Организационный критерий требует наличия общей цели-перспективы развития коллектива; общего труда (учебного, производительного), общественно полезного и общей его организации; взаимосвязи общешкольного с трудовыми коллективами страны; развитой системы самоуправления; единой идейно-политической позиции. Качественный критерий предполагает ряд косвенных показателей: качество успеваемости; производительность труда; эффективность соревнования; конфликтность в отношениях; эстетика поведения и интерьера; социальная активность.

 

АВТОР: Селюкова Е.А.