20.03.2012 29507

Основные направления применения информационных технологий в высшем образовании

 

Рассматривая основные тенденции становления современной системы образования в России, Ю.С. Брановский, А.Л. Денисова, В.А. Сластенин и др. выделяют наиболее значимые ее черты:

- переход от «обучения» к «образованию»;

- фундаментализация образования и развитие творческих способностей личности;

- переход к личностно ориентированному, опережающему и открытому образованию;

- применение новых информационных и коммуникационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний.

В настоящее время информационно-компьютерные технологии являются одним из важнейших факторов, определяющих интенсивное и качественное развитие системы образования в России.

В последнее время появились публикации, в которых отражены попытки дать анализ проблеме компьютеризации учебного процесса (EJ. Burge, 1994; G.M. Santoro, 1995; Г.Н. Александров, 1993; И.О. Василевский, 1988; Т.Н. Вишнякова, 1995; В.В. Давыдов, В.М. Игуменов, С.Д. Неверкович, В.В. Рубцов, 1986; В.А. Далингер, 1988; Л.И. Долинер, P.P. Пашкова, И.И. Далинина, 1993; В.Г. Домрачеев, 1994; М.Я. Жимина, 1989; С.Ж. Козлова, 1999 и др.).

Современные педагогические исследования, связанные с изучением проблем информатизации обучения, имеют разносторонний характер. Проблемами информатизации образования занимались такие ученые, как Ю.К. Бабанский, Ю.С. Брановский, ЯЛ. Ваграменко, А.Г. Гейн, Г.С. Гершунский, А.П. Ершов, И.Е. Машбиц, И.В. Роберт и мн. др.

В истории информатизации образования в России выделяют три этапа:

- этап (50-70-е годы XX в.). В этот период компьютеризация не повысила эффективности обучения, поскольку не изменилась традиционная система организации нормативного обучения, основанная преимущественно на репродуктивном характере познавательной деятельности. Ориентация на «усвоение знаний, умений, навыков» позволяла использовать основанные на ЭВМ обучающие системы лишь в функции тренажеров, не выходящих за рамки информационно-контролирующих устройств.

- этап (70-80-е годы XX в.). Утвердилась ориентация на рефлексивные процессы в управлении учебно-познавательной деятельностью, что значительно расширило и эффективность использования компьютеров. Они становятся средством поиска и апробации различных способов познавательной деятельности, расширения рамок учебной коммуникации.

- этап (80-90-е годы XX в.). В это время на первый план выдвигается ценность целостной индивидуальности и утверждается приоритет ее активности на протяжении всего процесса обучения, открывается возможность наиболее эффективного использования всей полноты функций компьютерных обучающих систем как посредников становления открытых способов познавательной деятельности.

Информатизация образования на современном этапе развития отечественного образования, с точки зрения многих специалистов, позволяет:

- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

- коренным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;

- создать эффективную систему управления информационно-методическим обеспечением образования;

- рационально организовать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процесса;

- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

- построить, развивать и совершенствовать системы дистанционного обучения (ДО) различного уровня.

Кроме того, информатизация образования может помочь решить ряд следующих дидактических задач:

- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;

- представлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, химические, биологические и социальные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.

При этом знания обучающимися могут быть получены декларативным способом, т. е. ориентированным на последовательное предъявление порций учебной информации и контроля ее усвоения (электронные учебники, тестовые и контролирующие программы, справочники и учебные базы данных, учебные видеофильмы), или процедурным, т.е. строящимся на основе моделей изучаемых объектов, процессов и явлений (имитационные модели, предметно-ориентированные среды и разрабатываемые на их основе лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы).

Следует отметить, что информатизация образования предполагает:

- внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс;

- повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;

- системную интеграцию в образование информационных технологий, поддерживающих научные исследования, процессы обучения и организационное управление;

- построение и развитие единого образовательного информационного пространства.

Поскольку в определении информатизации образования ключевым моментом является использование современных информационных технологий, то обратимся к анализу данного термина.

Термин «информационные технологии обучения» не устоялся. Следует отметить, что последние два-три года, ввиду интенсивного использования и повышения роли телекоммуникаций в образовании, стало широко использоваться комплексное словосочетание «компьютерные и телекоммуникационные технологии». Поскольку понятие «информационные» включает в себя и компьютерные, и телекоммуникационные средства, то логичнее, с точки зрения многих исследователей (С.А. Бешенков, Ю.С. Брановский, Я.А. Ваграменко, А.Г. Гейн, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, В.Ф. Шолохович и др.), (мы тоже разделяем их позицию) использовать общепринятый устоявшийся термин «новые информационные технологии» и соответствующую аббревиатуру НИТ.

Новые информационные технологии представляют собой совокупность математических и кибернетических методов, современных технических средств, обеспечивающих осуществление сбора, хранения, переработки и передачи информации на основе современной компьютерной техники. Отметим, что это наиболее часто используемое определение информационных технологий, хотя наряду с ним встречаются и другие определения.

Более широкая трактовка этого термина приведена М.И. Жалдаком: «Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами».

По определению В.А. Извозчикова, новые информационные технологии - методология и технология учебно-воспитательного процесса с использованием новейших электронных средств обучения и в первую очередь ЭВМ.

Е.Н. Машбиц определяет новые информационные технологии как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте. Технологии компьютерного обучения складываются из обучающей системы и использования компьютерных программных средств учебного назначения.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, имеющих своим основным предметом методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; непосредственно вычислительную технику и методы ее взаимодействия с людьми и производственным оборудованием; их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Поэтому новые информационные технологии в обучении являются рациональным средством в развитии творческих, созидательных способностей студентов. Включение новых информационных технологий в учебный процесс оказывает влияние на характер протекания педагогического процесса.

По определению «информационная технология» включает в себя методы обработки информации как результат сочетания технических возможностей ВТ, электросвязи, информатики, направленных на сбор, накопление, анализ, доставку информации потребителям независимо от расстояния и объемов на автоматизацию рутинных операций и подготовку аналитической информации для принятия решений.

Еще одно необходимое нам определение понятия «новые информационные технологии обучения» (НИТО). Это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко, Г.К. Селевко, Г.М. Соловьев и др. в своих исследованиях поднимают такие вопросы, как диагностическое целеобразование, системность, результативность, алгоритмированность, управляемость, воспроизводимость, проектируемость, эффективность обучения, корректируемость, визуальность, экономичность, возможность постоянной оперативной обратной связи при использовании информационных технологий обучения.

Основной задачей новых информационных технологий обучения является разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности и доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам и учебникам, построенным на основе гипертекста; различным базам данных; обучающим сайтам и другим источникам).

Особенность большинства новых информационных технологий в высшем образовании состоит в том, что они базируются на современных персональных компьютерах. При этом персональный компьютер уверенно вошел в систему дидактических средств, став важным элементом предметной среды.

С 1994 года, со времени выхода в свет монографии И.В. Роберта, под средствами новых информационных технологий (СНИТ) понимаются «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио -, видеотехники и т. п, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации».

В настоящее время разработано и эксплуатируется значительное число СНИТ, их парк меняется почти ежегодно. К средствам и системам НИТ, которые используются и потенциально могут быть использованы в образовании, относятся компьютеры всех классов (от «супер» до «палм-топ»), дисплей, принтер, память, устройство ввода речи в компьютер, сканер, клавиатура, базы данных, базы знаний, системы мультимедиа, видеотекст, телетекст, ТВ-информ, ОТИК, модем, пад, компьютерные сети, электронная почта, электронные конференции, информационно-поисковые системы, цифровые фотокамеры, экспертные обучающие системы, устройства вывода графической информации, гипертекстовые системы, телевидение, радио, телефон, факс, голосовая электронная почта, телеконференции, электронная доска объявлений, программные средства навигации в Интернете, автоматизированные библиотеки, программные средства учебного назначения, засекречивающая аппаратура, редакционно-издательские системы, CD-ROM, системы распознания текста, программные комплексы (языки программирования, трансляторы), синтезаторы речи по тексту, средства передачи данных, радиостанции (KB, УКВ, спутниковые), пейджеры, системы «виртуальной реальности», геоинформационные системы. Этот список далеко не полный, но он дает представление о многообразии систем и средств НИТ.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что использование выше перечисленных СНИТ обеспечивает:

- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;

- многоаспектное развитие обучаемого;

- подготовку выпускников вузов к жизни в условиях информационного общества;

- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно отметить, что новые информационные технологии по отношению к образованию - это новая организация образования с использованием современных технологических средств, в первую очередь, компьютерной техники, которая оказывает заметное влияние на содержание и методы обучения, предоставляет в распоряжение участников учебно-воспитательного процесса новые технические средства обучения и преподавания.

Потенциал новых информационных технологий в образовании открывает следующие основные возможности:

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, внесение изменений в обучение традиционным дисциплинам;

- повышение эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

- совершенствование управления учебным процессом, его планирования, организации, контроля, модернизации механизмов управления системой образования.

Развитие информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление миллионам людей образовательных услуг высокого качества при сокращении удельных затрат на образование. Не тот преподаватель, который применяет новые технические средства в старой образовательной системе, т.е. при старых педагогических методах, экономических механизмах и организации труда, а тот, который действует в новой образовательной системе, обеспечивает успешное функционирование образования в современном мире.

Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование новой образовательной системы.

Как отмечает В. А. Латышев, использование новых информационных технологий только в том случае ведет к решению острых проблем современного образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической, а также затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы. Поэтому новые технологии только тогда могут быть эффективны в образовании, когда они не вписываются в уже существующую образовательную систему, а входят как элемент в новую систему образования, способствуя:

- раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых;

- формированию у учащихся познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию;

- обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством;

- постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Т.Г. Везировым определены основные дидактические требования, приоритет которых обоснован применением новых информационных технологий: целесообразность применения учебного материала; достаточность; наглядность; полнота; современность; структурированность; уровень сложности; своевременность.

Подчеркнем, что современные информационные технологии предлагают широкий набор средств для разработки образовательных действий, а именно: предоставление информации в различной форме с разными графическими, звуковыми и видеоэффектами, возможности моделирования обучающего диалога с компьютером, деловых игр и т.п. Учеными подчеркивается важность использования этих средств при разработке содержания конкретных учебных занятий, учебных тем в соответствии с образовательными целями, которые стоят перед автором обучающего материала.

Специалистами (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.В. Гузеев, B.C. Игропуло, М.В. Кларин, Г.М. Соловьев, Т.Л. Шапошникова и др.) разработаны общие концепции различных технологий, в том числе и информационных, основным критерием оценки которых является эффективность и результативность. Как известно, процесс только тогда получает название «технология», когда он заранее был спрогнозирован, определен конечный результат и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он «запущен». При этом технология имеет ряд основополагающих факторов: 1) четкое определение конечной цели; 2) технология, в которой цель (конечная или промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения; 3) технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта; 4) технология предполагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Анализ педагогической литературы по проблеме исследования показал, что можно выделить несколько направлений использования современных информационных технологий в системе высшего образования, охватывающие четыре наиболее существенные области.

1. Компьютерная техника и информатика как объекты изучения. Исторически появление компьютеров в сфере образования было связано именно с обучением основам вычислительной техники, вначале в системе профессионального образования, а затем и общего.

Изучение компьютерной техники и информатики, как и изучение любой другой учебной дисциплины или группы дисциплин на разных ступенях образования, имеет прямое отношение к проблеме содержания образования в целом. Наличие того или иного учебного предмета в плане подготовки учащихся в системе общего и профессионального образования определяется, прежде всего, объективными актуальными и перспективными потребностями социально-экономического и научно-технического прогресса, личностными образовательными запросами обучающихся. Однако при всей важности дидактических и методических проблем, связанных с поиском путей эффективного изучения той или иной дисциплины, чрезвычайно важно обосновать саму целесообразность включения данной учебной дисциплины в систему образования, особенно образования общего, до предела перегруженного «традиционными» предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов.

2. Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности. Именно в этом своем качестве компьютер и информатика рассматриваются как такой компонент образовательной системы, который не только способен внести коренные преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.

Компьютер, таким образом, становится исключительно перспективным средством, способным реально обеспечить необходимые сдвиги в прогрессивном развитии человечества, повышении его интегративного интеллектуального могущества, интенсификации его научно-технической и экономической деятельности.

3. Компьютер как средство повышения эффективности научно- исследовательской деятельности в образовании. Современные научные исследования, тем более исследования междисциплинарные, комплексные, уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее «свежей» и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, предоставляет должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам.

4. Компьютер и информатика как компоненты системы образовательно-педагогического управления. Это направление информатизации связано с процессом принятия управленческих решений на всех этапах образовательной деятельности - от повседневной работы по управлению учебным заведением до управления всей отраслью на федеральном и региональном уровнях.

Создание единой информационной среды, под которой понимают «совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах».

Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером, который справедливо рассматривал информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.

Изучение информационной среды происходило в самых различных аспектах, среди которых можно выделить три основных:

- информационная среда как деятельность - человек является участником коммуникационного процесса, в центр ставится его способность представить личное знание в той форме, в какой оно может быть передано, и, восприняв информацию, вновь превратить ее в свое личное знание;

- информационная среда как система исторически сложившихся форм коммуникации;

- информационная среда как информационная инфраструктура, созданная обществом для осуществления коммуникативной деятельности в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества (издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.).

В формировании информационной среды учебной деятельности участвуют:

- преподаватель (определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.);

- педагогический коллектив учебного заведения (устанавливает общие требования к учащимся), сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и т. государство как общественный институт (определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

Наибольшей популярностью в последнее время пользуется термин «информационно-образовательная среда», под которой понимается системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

В более узком значении под информационно-образовательной средой понимают определенным образом связанные между собой образовательные учреждения, которые находятся в условиях информационного обмена, организуемого специальными программными средствами.

В технологическом плане информационно-образовательную среду можно представить как программно-телекоммуникационную среду, обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернета любому числу учебных заведений, независимо от их профессиональной специализации и уровня образования.

В понятие информационно-обучающей среды также включаются следующие условия, обеспечивающие обучение:

- наличие системы средств «общения» с общечеловеческой культурой, предназначенной для хранения, структурирования и представления накопленного знания, а также для ее передачи, переработки и обогащения;

- наличие системы самостоятельных работ по работе с информацией;

- наличие интенсивных связей (вертикальных и горизонтальных) между участниками учебного процесса.

В информационно-обучающей среде выделяют пять блоков:

- ценностно-целевой - совокупность целей и ценностей педагогического образования, которые могут быть значимы для достижения поставленной цели обучения и учения;

- программно-методический - вся необходимая информация относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки;

- информационно-знаниевый - система знаний и умений учащегося, составляющая основу его профессиональной деятельности, а также определяющая свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;

- коммуникационный - совокупность форм взаимодействия между участниками педагогического процесса;

- технологический - система средств обучения, используемых в информационно-обучающей среде (например, использование новых информационных технологий, в том числе телекоммуникационных сетей).

В последнее десятилетие в широком наборе программных средств и информационных систем учебного назначения большое внимание привлекают инструментальные системы общего назначения, предназначенные для создания обучающих программ, а также гипертекстовые системы и гипер среды, мультимедиа.

Разработанные в России инструментальные системы общего назначения предназначены для создания обучающих программ: АДОНИС, УРОК, АОСМИКРО, СЦЕНАРИЙ и других. Данные системы по функциональным возможностям идентичны таким зарубежным инструментальным системам, как Costos, Link Way, Quest, TenCore. Эти системы позволяют реализовать оригинальные педагогические методики лучших преподавателей и экспертов и представить их обучаемым.

Многие известные педагоги и психологи указывают на то, что для повышения эффективности обучения методы устного изложения должны сочетаться с наглядными и практическими методами, а также с методами активизации восприятия. Объединение нескольких информационных сред позволяет сочетать различные методы обучения для достижения образовательных целей.

В связи с этим одним из ведущих направлений развития информационных технологий сегодня является система «мультимедиа», технология которой позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Термин «гипертекст» был введен Т. Нельсоном и обозначает расширенную форму представления текста, при которой можно образовать узлы из фрагментов, несущих основную смысловую нагрузку, сформировать из них цепочки, отражающие причинно-следственные, хронологические или какие-либо иные связи.

В работах Д.О. Забродина, А.В. Смольянинова, М.М. Субботина, Ф. Янушкевича и др. отмечается, что современная компьютерная техника расширяет идеологию гипертекста и обеспечивает переход к гипер средам, в которых узлы и пункты могут содержать не только тексты, но и качественно новые и более богатые по информационному содержанию элементы: рисунки, статические и динамические изображения - слайды, записи звука, видеофрагменты, что открывает новые возможности представления, формирования и использования знаний. Это расширение идеологии гипертекста приводит к тому, что информационная часть системы превращается в синтетическую среду (multimedia), наделенную гипертекстовой структурой, и система становится гипер средой (hypermedia).

Данная технология способна реализовать большинство методов обучения, контроля и активизации познавательной деятельности учащихся на качественно новом уровне. Практическое применение технологии мультимедиа может усовершенствовать или частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как методы устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и т.д.), наглядного и практического обучения, закрепления полученных знаний, самостоятельной работы.

Рост интереса к технологии мультимедиа обусловлен рядом причин:

- появлением мощных и доступных компьютеров, способных поддерживать графический интерфейс с пользователем, а также модулей захвата и воспроизведения звука и движущегося изображения;

- наличием аппаратного и программного обеспечения для мультимедиа;

- созданием авторских систем, дающих возможность пользователям изготавливать свои прикладные мультимедиа программы, не имея большого опыта в программировании.

Такие направления, как видео энциклопедия, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуационно-ролевые игры и др., имеют широкое применение в обучении. Персональный компьютер, снабженный платой мультимедиа, становится универсальным обучающим или информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности.

Основными характерными чертами технологии мультимедиа, по сравнению с созданными ранее информационными системами, являются:

- хранение больших объемов информации в компактном виде;

- обработка всего информационного наполнения разнообразными программными средствами;

- организация интерактивной, контекстно-зависимой справки по любому срезу информации в любом виде;

- органичное включение в информационную среду баз данных и любых методик их обработки;

- создание многоуровневых презентационных систем, построенных по принципу «слайд-шоу» на основе имеющейся информационной базы;

- подключение к глобальной сети Интернет и локальным сетям.

В качестве носителей мультимедийных продуктов обычно применяют диски CD-ROM, DVD-ROM и распределенные средства хранения информации в локальных сетях.

Образование и научно-исследовательская работа являются основными областями применения продуктов, созданных с помощью мультимедиа:

- Разработка мультимедийных продуктов преподавателями учебных заведений в соответствии с целями и задачами утвержденных учебных курсов и дисциплин.

- Отбор имеющихся на рынке продуктов, соответствующих принятой в конкретном учебном заведении программе по выбранной дисциплине.

- Электронные архивы и библиотеки для документирования коллекций, их каталогизации, автоматизации хранения и поиска, подключения развитой справочно-информационной системы; создания резервных копий в целях уменьшения риска потери информации и обеспечения доступа «по заказу»; для организации высокоэффективной работы ученых, инженеров и учащихся высших учебных заведений, колледжей и школ.

Интернет. Характерной тенденцией последних лет является использование в образовательном процессе вузов информационных технологий, содержащих в себе большинство достижений информатики, в частности веб-технологии, когда доступ к информационным ресурсам осуществляется из клиентского приложения - навигатора Интернет, а управление данными основано на использовании сервисов и протоколов Интернет и взаимодействии со специализированными серверами, веб серверами. Одной из причин востребованности данной технологии является уменьшение в вузах доли аудиторных занятий с участием преподавателей, что ведет к существенному повышению роли учебно-методического обеспечения учебного процесса, часть которого преподаватели переносят в информационные среды. Другая причина активного использования веб-технологий связана с тем, что в сети Интернет аккумулирован колоссальный объем информации, целесообразность использования которой в образовательных целях особенно оправдана на этапе внедрения новых образовательных программ, когда собственная учебно-методическая база еще не создана.

Интернет рассматривается учеными как среда, не дающая знания «в готовом виде», но предоставляющая большие возможности тем, кто умеет активно искать информацию, анализировать, самостоятельно мыслить.

В настоящее время в научной прессе и средствах массовой информации все чаще используется термин «образовательное Интернет-пространство». Интернет-пространство - это не только совокупность образовательных ресурсов Интернета, это новое, развернутое в «инфосферу» измерение образования, имеющее развитую инфраструктуру, которая включает в себя:

- технические и технологические средства Интернета;

- человеческие ресурсы, вовлеченные в образование и процессы информатизации образования;

- систему отношений в сообществе специалистов, работающих в образовании с опорой на средства новых информационных технологий и Интернет.

Наиболее характерными чертами Интернет-обучения являются: гибкость, модульность, массовость. На этом базисе при умелой организации работы и, конечно, определенных затратах образование с помощью Интернета способно обеспечить:

- индивидуальный подход к обучаемому;

- параллельность обучения с другой деятельностью обучаемого;

- экономическую эффективность обучения в целом и для отдельного обучаемого;

- социальное равноправие обучающихся независимо от места жительства, социального статуса, состояния здоровья;

- новую, творческую роль преподавателя по разработке учебных курсов и координации познавательного процесса.

На сегодняшний день Интернет стал универсальной коммуникационно-информационной сферой с комплексом своих специфических информационных технологий. В обиход вошло такое понятие как Интернет-образование, под которым понимается внедрение Интернет-технологий в образовательную деятельность, организованное обучение и воспитание средствами Интернета путем привлечения к полезной познавательной и досуговой деятельности в Сети.

Для внедрения Интернет-технологий в образовательную деятельность необходимо, чтобы педагоги овладели такими базовыми технологиями, как:

- поиск информации в Интернете;

- работа с электронной почтой;

- общение в реальном времени;

- представление собственной информации в виде веб-документов (создание веб-страниц и веб-сайтов) и ее размещение в Сети.

Технология дистанционного обучения.

Внедрение современных информационных технологий в учебный процесс, использование средств удаленного доступа к информационным ресурсам позволяет создать принципиально новую «технологию дистанционного обучения». Дистанционное компьютерное обучение представляет собой организацию направленных потоков обучающей и организующей учебный процесс информации посредством удаленного компьютера (сервера).

Такая форма обучения предполагает изменения во всей образовательной структуре - организации, методологии, содержании, функциях и составе участников учебного процесса.

Получив сильный импульс развития в конце XX века, в настоящее время дистанционное обучение считается одной из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов, имеющей огромный потенциал для использования в XXI веке.

Существует несколько определений дистанционного образования, рассмотрим некоторые из них. Под системой дистанционного обучения понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно - образовательной среды, ориентированной на средства обмена информацией на любых расстояниях.

В Концепции создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ дистанционное обучение является совокупностью технологий, методов и средств, обеспечивающей возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения или лиц, сертифицированных этим учебным заведением (тьютеров).

Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленность (удаленность) учащегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность - это некий вариант заочного обучения; в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процессе обучения.

Ученые (B.C. Аванесов, Ю.С. Брановский, И. Влейминк, Р. Коутс, А.О. Сергеев, А.В. Сигалов, W.P. Garth, P.M. Nassif, J. Gershman, E. Sakamoto и др.) рассматривают концептуальные вопросы дистанционного обучения: предпосылки создания дистанционной формы обучения в вузах, технологии дистанционного обучения, особенности формирования методического состава дисциплин и технологии преподавания. В качестве условий, необходимых для функционирования системы дистанционного образования, предлагаются следующие: обязательность структурирования обучающей и организующей учебный процесс информации на сервере, сеть компьютерных центров, управление потоками обучающей и организующей обучение информации.

Сейчас дистанционное обучение на базе НИТО является ведущей формой подготовки специалистов в ряде вузов за рубежом. В мировой практике дистанционного обучения применяются различные технологии:

- предоставление учебников и другого печатного материала;

- пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

- дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные коммуникации;

- кабельное телевидение и др.

В настоящее время существует две формы организации дистанционного обучения: «кейсовая», при которой студент вооружается необходимым комплексом учебных пособий, аудио и видеокурсов, а также CD-ROM. Второй формой организации дистанционного обучения является использование телекоммуникационных технологий для передачи учебных материалов, тестов, учета успеваемости через Интернет-технологию.

В современных условиях развития общества значительно возрастает спрос на образовательные услуги различных типов и уровней со стороны всех слоев населения. Дистанционное обучение позволяет получить основное и дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека.

Среди целей дистанционного образования можно назвать:

- создание образовательного пространства посредством внедрения в учебный процесс современных технологий;

- самостоятельная поисковая деятельность учащихся в образовательном пространстве, контролируемая и направляемая учебным заведением, преподавателем и т. д.;

- переход от репродуктивного метода обучения к творческому освоению знаний учащимися.

Системы дистанционного обучения обладают рядом отличительных особенностей:

- интенсивный диалог между студентами и преподавателем;

- усиление деятельностной основы образования на основе используемого учебного материала;

- более эффективное управление учебным процессом на базе использования современных средств коммуникаций;

- усиление индивидуального учебного компонента;

- большое внимание к совместной студенческой работе: конференции, семинары, обсуждения, совместные проекты;

- уменьшение затрат сил, средств и времени;

- возможность любому человеку обучаться в любом образовательном учреждении у любого преподавателя вне зависимости от места его жительства и места расположения образовательного учреждения.

Главными задачами преподавателя в дистанционном обучении являются:

- разработка учебного курса;

- разработка инструкции по обучению;

- консультирование обучающихся по предмету и помощь им в затруднительных ситуациях;

- контроль результатов обучения.

Таким образом, при использовании дистанционного обучения происходит значительное снижение себестоимости обучения, поскольку уменьшается доля часов, отводимая на очное обучение, и увеличивается количество студентов, приходящихся на одного преподавателя. Снижение накладных расходов в свою очередь снижает сумму ежегодных платежей в системе коммерческого образования. Современные сетевые Интернет-технологии позволяют сделать более гибкими учебный график, привлечь контингент обучаемых, удаленных от больших городов и вузов. Любой учебный материал остается у обучаемых в виде компьютерных лекций.

Постепенный переход к новому витку дистанционного образования - открытому образованию - ведет к созданию электронных библиотек и университетов распределенного типа, которые закладывают реальную основу формирования единого информационного пространства, в том числе для тех его членов, которые по разным причинам лишены свободного доступа к образованию. В этом видится высокая гуманистическая роль новых информационных технологий в образовании.

Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое играет особую роль в современном образовании, поскольку может использоваться для самообучения на удаленном компьютере через компьютерную сеть, т. е. при дистанционном и открытом образовании.

Использование компьютерных программ в учебно-воспитательном процессе становится средством моделирования многообразных видов и форм мышления, которое способно инициировать не только репродуктивные действия и формально-логические операции, но и образно-ассоциативное мышление, обращение к эмоционально-значимым смыслам, к открытому будущему, к личностным ценностям.

В компьютерных учебных программах реализуется диалог между обучаемым и персональным компьютером. По уровню активности выделяют три уровня человеко-машинного диалога: реактивный, активный и интерактивный.

Реактивный диалог предусматривает лишь простейшие реакции обучаемого на задаваемые ему компьютером вопросы: ответы в виде «да» или «нет», выбор ответа из небольшого набора возможностей и т. д.

При активном диалоге обучаемому приходится делать выбор из многих новых и разных возможностей, принимать самостоятельное решение.

Интерактивная форма диалога предполагает содержательные вопросы и разумные ответы в пределах определенной темы.

В настоящее время в практике преподавания различных предметов используется достаточно много компьютерных учебных программ, с помощью которых реализуется реактивный диалог.

Набор обычных учебников, методических пособий, сборников упражнений и т.п. активно вытесняется современной информационной системой. Организация структурирования учебного материала в этой системе может осуществляться с помощью средств гипер технологий. Эти средства позволяют представить учебный материал в виде иерархической сети элементов.

В настоящее время большое внимание уделяется разработке электронных книг на основе технологий мультимедиа и методам их использования в обучении гуманитарным дисциплинам в вузе.

Электронная книга - это информационная интерактивная система, обеспечивающая пользователям доступ к постранично организационной информации.

Электронный учебник представляет собой совокупность теоретического, справочно-информационного, практического материала и заданий для тренинга, контроля и оценки качества усвоения знаний, которая формируется с помощью специальных программ, позволяющих представить информацию в виде текстового, графического изображения, а также мультимедийных видео- и звуковых эффектов.

По сравнению с традиционным учебником, электронный обеспечивает: сокращение времени на изучение дисциплины, обратную связь «обучаемый - преподаватель», создание условий для самостоятельного извлечения знаний и их качественного усвоения, индивидуализацию обучения за счет отбора материала из компьютерного учебника. Он способен помочь каждому преподавателю в решении актуальных дидактических, методических и психологических задач, так как является наиболее гибким средством преподавания, позволяющим по необходимости модифицировать используемый материал.

В идее «электронного учебника» компьютер призван сыграть роль инструмента в изучении высшей математики. Преимущество этого подхода состоит в системном подходе к обучению, в объединении всех основных блоков в единую гибкую систему, функциональное наполнение которой может постоянно совершенствоваться.

Применение электронных учебников позволяет студентам наряду с лекциями и практическими занятиями под руководством преподавателя самостоятельно заниматься изучением новых дисциплин, используя представляемый электронный материал в качестве полноценного учебного пособия, а также помощника-консультанта и экзаменатора.

Электронные книги с целью адаптации содержания учебного материала к специфическим характеристикам индивидуальных пользователей снабжаются механизмами создания профилей, параметров пользователей. В таком профиле накапливается информация об исходных знаниях пользователя в изучаемой предметной области, его опыте, предпочтениях, творческих возможностях и т.п. В зависимости от вида такой характеристики пользователя выбирается определенный стиль, стратегия и тактика освоения учебного материала, формируется конкретное содержание процесса обучения.

Особенно большую роль электронные средства обучения, электронные учебники и учебные программы играют в дистанционном обучении, которое приходит на смену заочному.

Электронные учебные пособия обладают, по сравнению с традиционными печатными аналогами, рядом достоинств:

- использование мультимедийных возможностей позволяет сделать содержание занятия более наглядным, понятным, занимательным;

- оснащение учебного материала динамическими рисунками дает возможность студенту экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон;

- открывается возможность компьютерного моделирования;

- стала реальностью возможность быстро и эффективно проводить тестирование или иначе проверять знания студентов;

- возможность организовать самостоятельную работу студентов, давать подсказки, справки и многое другое (в печатном варианте пришлось бы в аналогичной ситуации искать необходимую подсказку в книгах, идти за необходимой литературой в библиотеку и т. п.);

- использование гипертекстовых ссылок позволяет мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста;

- возможность организовать виртуальную лабораторную работу, которую по тем или иным причинам невозможно провести в реальной обстановке.

Нельзя не учитывать такие реально существующие недостатки учебников электронного издания, как:

- отсутствие в большинстве случаев концепции, которая лежит в основе издания электронного учебника или иного пособия;

- большинство электронных учебников (учебных материалов) представляют собой упрощенные популяризаторские справочники, весьма поверхностные, которые не могут стать источником системного, углубленного знания;

- не все обучаемые достаточно хорошо воспринимают текст на экране;

- существует не продуманная (а иногда и просто вредная) подача учебного материала. Студентам предписывают действовать по определенной довольно жесткой схеме, сковывая тем самым их самостоятельную деятельность;

- мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными. Они отвлекают, раздражают, не дают сосредоточиться. Выразительные средства должны быть довольно скупы и не подменять собою содержательную часть;

- представленные в Интернете учебники являются гипертекстовым аналогом обычных учебников.

Применяемые в процессе профессиональной подготовки компьютерные обучающие программы, дистанционное обучение, Интернет, единая информационная среда, инструментальные системы общего назначения, гипертекстовые системы, гиперсреды и пр. позволяют с уверенностью говорить о широких возможностях современных информационных технологий с целью разработки информационно-компьютерного обеспечения процесса подготовки будущего специалиста.

 

АВТОР: Тарасов П.В.