20.03.2012 3779

Комплексная модель информационно-компьютерного обеспечения подготовки студентов в области физической культуры

 

Анализ теоретического материала по проблеме исследования показал, что проблема информационно-компьютерного обеспечения подготовки студентов в области физической культуры в вузе является актуальной, однако практически не разработанной.

Необходимо уточнить, что мы будем понимать под информационно-компьютерным обеспечением подготовки студентов в области физической культуры. Термин «обеспечение» трактуется как «то, чем снабжают кого – что - либо» (Ожегов). Информационно-компьютерное обеспечение подготовки студентов, с нашей точки зрения, представляет собой систему, включающую в себя различные виды учебной информации и технологические средства собственно обучения, управления, диагностики и мониторинга качества образования. В этом плане базой для информационно-компьютерного обеспечения подготовки студентов является известная в педагогике закономерность дидактического единства содержательной и процессуальных сторон подготовки, которая свидетельствует как о невозможности реализации содержания учебных дисциплин вне дидактического процесса, так и невозможности осуществления самого процесса без реализации конкретного содержания.

Исходя из предложенного определения понятия, предлагаемый вид обеспечения представляет собой технологическую систему, включающую в себя две самостоятельные и, в тоже время, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие - информационную и компьютерную.

Первую из названных составляющих, обеспечивающую содержательный аспект подготовки специалиста, целесообразно рассматривать в контексте решения задачи полного и адекватного предоставления обучающимся и преподавателям учебной и иного рода информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей, то есть достижения гарантированного педагогического результата.

Информационное обеспечение подготовки студенческой молодежи в области физической культуры должно представлять собой системный комплекс, в который, с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателями и студентами, интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс. Таким образом, речь идет о создании своеобразной базы знаний в соответствующей предметной области на электронных носителях.

Так, например, в состав дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины «Математика и информатика», который успешно применяется при подготовке будущих специалистов в ряде вузов, включены:

- рабочая программа дисциплины;

- комплект базового программного обеспечения (офис);

- информационно-справочная система «Консультант Плюс». Среди преимуществ использования подобных комплексов

- целесообразно выделить следующее:

- во-первых, названные дидактические комплексы проектируются и создаются как целостные системы педагогических программных средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации их пользователям;

- во-вторых, все элементы дидактических комплексов взаимосвязаны между собой, имеют единую информационную основу и программно-аппаратную среду;

- в-третьих, изначально при проектировании дидактических комплексов предусматривается возможность их использования как в локальных и распределенных компьютерных сетях вуза, так и при дистанционной форме обучения.

В качестве второй составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону подготовки студента, следует рассматривать компьютерное обеспечение, которое реализуется на основе применения в процессе профессиональной подготовки современных информационных технологий обучения. Это - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения (компьютеры всех классов, дисплей, принтер, память, устройство ввода речи в компьютер, сканер, клавиатура, базы данных, базы знаний, системы мультимедиа, видеотекст, модем, компьютерные сети, электронная почта, электронные конференции, информационно-поисковые системы, экспертные обучающие системы, устройства вывода графической информации, гипертекстовые системы, голосовая электронная почта, электронная доска объявлений, программные средства навигации в Интернете, автоматизированные библиотеки, программные средства учебного назначения, редакционно-издательские системы, CD-ROM, системы распознания текста, программные комплексы (языки программирования, трансляторы), синтезаторы речи по тексту, средства передачи данных). НИТО выполняют связующую функцию, то есть являются как бы стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающихся.

При проектировании НИТО педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием профессиональной подготовки, решаемыми задачами и используемыми методами, определяются структура и содержание дидактического комплекса. В этом случае последний выступает в качестве ключевого элемента НИТО и служит, по существу, ее основой.

Результатом проектирования и конструирования педагогом НИТО является технологическая карта, представляющая собой своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса, в котором целостно и емко представлены главные его параметры, обеспечивающие успех обучения: диагностическое целеполагание, логическая структура, дозирование материала и контрольных заданий, описание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога с указанием очередности применения соответствующих элементов дидактического комплекса, система контроля, оценки и коррекции.

Таким образом, в рамках информационно-компьютерного обеспечения НИТО рассматриваются не только как процесс или результат его проектирования (описание, модель), но и как специфическое средство, своеобразный «инструмент» в руках педагога, позволяющий ему организовать учебный процесс на технологическом уровне.

При разработке комплексной модели информационно-компьютерного обеспечения подготовки студентов в области физической культуры мы исходили из того, что информационно-компьютерное обеспечение должно способствовать:

- интенсификации по оперативному решению нормативных, образовательных и воспитательных задач;

- раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных психологических способностей обучаемых;

- формированию у субъектов образовательного процесса познавательных и интеллектуальных способностей, стремления к самообразованию и самосовершенствованию;

- обеспечению комплексности основных составляющих учебно-воспитательного процесса;

- дифференциации, индивидуализации к обеспечению свободного выбора средств и методов образования и физического воспитания;

- моделированию и конструированию новых образовательно - воспитательных систем и постоянному динамичному обновлению содержания, имеющихся форм и методов.

При построении модели информационно-компьютерного обеспечения подготовки студентов в области физической культуры мы опирались на основные концептуальные положения, связанные с понимаем ее сущности.

В примерной государственной программе для высших учебных заведений по физической культуре подчеркивается, что физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности будущего специалиста.

Физическая культура выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающих биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента.

Формирование физической культуры личности студента базируется на ряде основополагающих принципов:

- принцип единства и жесткости взаимосвязи элементов системы педагогической технологии формирования физической культуры личности;

- принцип диагностичности целеполагания;

- принцип научности знаний в области физической культуры;

- принцип объективной оценки результата учебной деятельности;

- принцип культурологического подхода формирования физической культуры личности;

- принцип завершенности преемственности, самоопределения и развития в физической культуре;

- принцип вариативности в воспитании физической культуры;

- принцип оптимизации процесса воспитания физической культуры.

Критериями оптимизации процесса формирования физической культуры студентов являются:

- эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом диагностично поставленной цели;

- оправданные затраты времени студентов и преподавателей на достижение намеченных результатов;

- доступные затраты усилий студентов и преподавателей на достижение намеченных результатов за отведенное время.

Информатизация процесса оптимизации формирования физической культуры студенческой молодежи предусматривала ряд взаимосвязанных действий:

- комплексное планирование наиболее важных задач образования, воспитания и развития на основе их рационального сочетания;

- конкретизацию задач формирования физической культуры студентов на основе изучения их реальных возможностей и условий обучения;

- выбор оптимально логической последовательности изучения теоретического и практического материала;

- выбор оптимальных методов развития физических качеств с учетом тендерных признаков, возраста, физической подготовленности, программного материала, времени и места занятий;

- выбор оптимального содержания учебных занятий применительно к конкретным задачам и условиям. Соблюдение меры соотношения учебных занятий с различным содержанием и доминированием одного из них;

- определение оптимальных нагрузок с учетом физической и профессиональной работоспособности в их условиях научной организации труда студентов в учебной деятельности;

- выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной деятельностью студентов и преподавателей, осуществление ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;

- создание благоприятных условий и морально-психологического климата на занятиях;

- выявление соответствия результатов реальным возможностям студентов и затрат времени на их физическую и физкультурно-спортивную подготовку;

- определение оптимальных вариантов управления и контроля за физическим самосовершенствованием студентов.

Целью физической культуры как учебной дисциплины является формирование физической культуры личности студента, которая представляется нами как область его общей культуры, являющейся качественным, системным, динамическим состоянием, характеризующимся определенным уровнем специальных знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, социально-духовных ценностей, физического совершенства, приобретенных в результате воспитания, образования и интегрированных в деятельность и культуру образа жизни, физическое самосовершенствование, духовность и психофизическое здоровье.

Таким образом, в технологическую структуру физической культуры личности студента включаются пять ее основных составляющих, 27 их компонентов и 46 признаков этих компонентов.

Итак, подготовка студентов в области физической культуры направлена на формирование знаний и интеллектуальных способностей; развитие физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентации, социально-духовных ценностей; вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность (спортивную, оздоровительную, профессионально-прикладную, образовательную, педагогическую, физического самосовершенствования).

- система управления учебно-воспитательным процессом;

- программное и учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- программно-методическое обеспечение самостоятельной контролируемой работы (СКР) и вне учебной физкультурно-спортивной деятельности;

- программные продукты контроля, диагностики, моделирования и системы внутренней и внешней связи.

Первое направление обеспечивает информативность нормативно-законодательной основы учебно-воспитательного процесса по физической культуре, содержание функциональной деятельности преподавателей, разделы планирования и отчетности, систему контроля учебной и вне учебной деятельности студентов. Второе направление - информативность программного и учебно-методического оснащения в виде печатной и электронной продукции. Третье направление - информативность программно-методического обеспечения СКР и вне учебной физкультурно-спортивной деятельности студентов. Четвертое направление - информативность автоматизированных методов диагностики и мониторинга основных составляющих физической культуры личности студента, а также мультимедийные системы обучения и моделирования, внутренней и внешней связи.

Все вышеизложенное позволило нам выявить критерии подготовленности студентов в области физической культуры.

Подготовленность студентов в области физической культуры предполагает сформированное^ целостной системы ценностно - ориентированных, когнитивных, эмоционально - волевых, операционально - поведенческих качеств личности, а также интегрирование таких переменных, как знаний, умений и навыков (ЗУН).

В этом контексте нами была разработана система информатизации содержания следующих качественных критериев основных составляющих физической культуры личности студента, обеспечивающая их диагностику и контроль за динамикой изменения:

- образовательно-когнитивного (теоретического);

- практико-деятельностного;

- мотивационного;

- социально-духовного;

- оценочного.

Теоретический критерий информатизации, характеризующий наличие знаний и состояние интеллектуальных способностей у студентов. Знания, согласно энциклопедическим данным, есть проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении и на основе которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматривать их как знания (построить, по всей видимости, не только суждения и выводы, но и определенную деятельность). Знание служит, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, - такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мировоззрения и принципов, рассматриваемых с точки зрения бытия и деятельности, и, в-третьих, преобразованию целей. Важную роль в развитии физической культуры и самовоспитании студента играет освоение им необходимой для практической деятельности определенной суммы знаний.

Интеллектуальная составляющая физической культуры личности учитывает развитие операциональных действий и способностей обрабатывать знания (анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы), логически мыслить и пользоваться ими на практике. Объем, научность и осознанность являются компонентами качеств знаний и интеллектуальных способностей в области физической культуры.

Определение объема теоретических знаний предполагало, прежде всего, соответствие его возможностям учебного процесса и способностям занимающихся.

Теоретический раздел разработанной нами электронной версии учебного пособия предусматривал овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, а также умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Содержание теоретического курса в обобщенном виде включало в себя: основные понятия и термины, инновационные научные идеи; основные закономерности, теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлении в физической культуре, объективные связи между ними; тематическую информацию и научные факты, объясняющие и формирующие знания, убеждения и навыки по использованию полученных знаний и приобретению практического опыта в занятиях различными системами физических упражнений и видов спорта. Особое место в системе научных знаний о физической культуре занимали исторические факты физической культуры.

Объем знаний определялся эрудицией - признаком качества усвоенной информации, всесторонним познанием, широкой осведомленностью в теории физической культуры и здорового образа жизни. Эрудиция знаний студентов детерминировалась государственной программой и включала довольно большой набор дидактических единиц, объединенных в одиннадцать тематических разделов: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа жизни студента (физическая культура в обеспечении здоровья); психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности (средства физической культуры в регулировании работоспособности); общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания; основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями; спорт (индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений); особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений; самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.

Вторым компонентом определения качества знаний студентов являлась степень их научности (абстракции и обоснованность). Научность знаний по физической культуре студента обусловлена тремя критериями: уровнем содержания изучаемой дисциплины (его максимальным показателем); научным уровнем коммуникации знаний; интеллектуальными способностями учащихся. Научный уровень явлений и процессов, связанных с физической культурой, довольно высок. Выработка и теоретическая схематизация объективных знаний осуществляется на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Синтезируя данные других наук, она вырабатывает собственные теории, которые могут быть использованы и другими науками. Научный уровень коммуникаций знаний детерминируется наличием современных средств связи, технологией и профессионализмом преподавателей. Третий критерий, обусловливающий научность знаний по физической культуре студентов (интеллектуальные способности), является субъективным фактором, вырабатывается в процессе образования и активизируется познавательными интересами. Уровень знаний студентов может проявляться от феноменологической степени абстракции до аксиоматической. От простого описания фактов до изложения материала на междисциплинарном языке. Более конкретно представляется это следующим образом.

Ступень «А», феноменологическая. На этой ступени студент демонстрирует общие представления о содержании физической культуры, теории физического воспитания и основных аспектах здорового образа жизни; знает краткую историю физической культуры, ее социальную, профессиональную и личностную значимость, функции и основные задачи, цель и место в системе образования, степень влияния на состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность, общую работоспособность; перечисляет основные формы организации физического воспитания, физические качества, факторы научной организации студенческого труда; дает определение основным понятиям («физическая культура», «система физического воспитания», «физическое развитие», «физическая подготовка», «общая физическая подготовка», «специальная физическая подготовка», «профессионально-прикладная подготовка», «физическая подготовленность», «общая физическая подготовленность», «профессионально-прикладная физическая подготовленность», «физкультурная форма», «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «спорт», «массовый спорт», «любительский спорт», «большой спорт», «профессиональный спорт», «спортивная форма» и т.д.).

Ступень «Б», аналитико-синтетическая. На этой ступени содержание физкультурных знаний студента предполагает объяснение сути психолого-педагогических и физиологических закономерностей физического воспитания, методических принципов, методов и средств формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств: студент знает основные аспекты здорового образа жизни, компоненты психического здоровья, гигиенические и естественные факторы ЗОЖ, методы самовоспитания, формулирует более сложные научные понятия и представления, связанные с теоретическими и методическими основами физической культуры и структурой физической культуры личности. Передача информации идет на языке понятий, суждений, взаимосвязей, объяснения сущности процессов.

Ступень «В», прогностическая. На этой ступени студент показывает знания в области оздоровительной физической культуры, оздоровительной тренировки, основных оздоровительных систем: он знает методы самоконтроля занимающихся физической культурой и спортом, методы физического самосовершенствования, алгоритм планирования и управления различными видами физкультурной тренировки; строит прогноз собственной физкультурной деятельности, используя аналитические представления о закономерностях изменения здоровья, физического развития, физической подготовленности, знаний.

Ступень «Г», аксиоматическая. На этой ступени содержание теоретического курса характеризуется студентом на высоком уровне понимания закономерностей физической культуры. Суждения основываются на междисциплинарных связях (философии, социологии, логики, педагогики, психологии, физиологии и т.д.), используются данные научных исследований. Изложение знаний осуществляется следующей постановкой вопросов: Что? С какой целью? Что это дает? На что влияет? Как? Почему так, а не иначе? Какие физиологические процессы разворачиваются? Каковы содержание и механизм процессов? Какие факты? Какие доказательства? Каков прогноз хода явлений и процессов?

На ступенях «Б» и «В» знания студентов и физическая культура как учебная дисциплина «приобретают свое лицо». А на ступени «Г» обнаруживается предпосылка творческого использования личностью ценностей физической культуры на практике.

Вполне очевидно, что реальный уровень абстракции знаний студентов определяется степенью разработанности технологии изучения данной дисциплины.

Обоснованность, второй критерий убедительности знаний, проявляется в научной аргументации суждений и доказательств. Осознанность знаний в области физической культуры (качество освоения) характеризуется тремя признаками: степенью осознанности; способностью к переносу; способностью к объяснению. При первой степени осознанности логика рассуждений, доказательств, форм аргументации строится на информации, относящейся только к физической культуре; при второй используются аргументы одной или нескольких интегрированных в теорию физической культуры дисциплин; при третьей используются широкие междисциплинарные связи. Способность к переносу знаний определяется умением студентов использовать полученную информацию для практической деятельности, создавать собственные теории, физкультурные программы, интегрировать знания по физической культуре в другие дисциплины. Способность к объяснению напрямую связана с интеллектуальными способностями и проявляется в умении логически мыслить, обобщать, отделять главное от второстепенного, делать заключения, аргументировать, алгоритмизировать излагаемый материал.

И, наконец, последний компонент качества знания по физической культуре студентов - умения. Их критериями определены уровни усвоения.

- Теоретический материал усвоен на ученическом уровне. Студент способен к объяснению полученной информации в обобщенном виде, то есть имеет о ней общее представление.

- Теоретический материал усвоен на типовом уровне. Студент способен передавать информацию по известному алгоритму, как это делает преподаватель, как это воспроизводится в учебной литературе.

- Теоретический материал усвоен на эвристическом уровне. Полученная информация частично дополняется собственными субъективными умозаключениями и нетипичными примерами.

- Теоретический материал усвоен на творческом уровне. Проявляется определенная независимость суждений, основанная на тщательном анализе материала, дополнительной информации, научной аргументации, логике, убедительности и неординарности примеров. Оценка теоретических знаний студентов определялись по матрице Г.М. Соловьева, но в электронной версии.

Практико-деятельностный критерий, заложенный в систему информатизации учебного процесса, характеризующий применение полученных студентами знаний, умений и навыков в области физической культуры.

В компоненты качеств физического совершенства личности, характеризующего состояние практического использования знаний по физической культуре, отнесены: физическое развитие, двигательные умения, двигательные навыки, физическая подготовленность.

Физическое развитие - это не только процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни, но и социально и индивидуально обусловленное явление. Это вполне управляемый процесс особенно в аспекте физического воспитания и здорового образа жизни. Показатели физического развития являются прежде всего показателями уровня здоровья, резервных мощностей организма человека.

Признаками качеств физического развития выступают: морфологические признаки в антропометрической трактовке (показатели массы тела, длины тела, весоростовой показатель, коэффициент пропорциональности, показатель крепости телосложения по индексу Эрисмана, окружности тела); функциональные признаки (частота сердечных сокращений, одноименная функциональная проба, жизненная емкость легких, артериальное давление, жизненный индекс); психомоторика, физические качества (ловкость - челночный бег; точность - броски в цель; различные упражнения на равновесие; быстрота - теппинг-тест, бег на 20 м с ходу; общая работоспособность - Гарвардский степ-тест; сила - динамометрия различных групп мышц; гибкость - упражнения на основные суставные звенья).

Все вышеперечисленные тесты физического развития и критерии, определяющие его уровни, были внесены в программные продукты информатизации их контроля, диагностики и мониторинга. Тоже самое было сделано и в отношении тестов, определяющих состояние физической и спортивно-технической подготовленности студентов по содержанию учебного материала в учебном году и семестрах, его составляющих.

Двигательные умения и навыки являются специфической образовательной частью содержания процесса физического воспитания. Традиционно двигательные умения характеризуются такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания и нестабильными способами решения двигательной задачи. Двигательный навык отличается от умения автоматизированностью, высокой точностью и надежностью владения техникой действия.

Таким образом, признаками качеств умения являются непосредственное выполнение двигательного действия и концентрация внимания, а навыка - автоматизм, точность и надежность. Очевидно, что данных признаков для характеристики всего спектра двигательных умений и навыков недостаточно. Они нуждаются в дополнении, с точки зрения современных педагогических представлений, на репродуктивном и продуктивном уровнях усвоения опыта. На наш взгляд, это может выглядеть следующим образом:

- Двигательное действие усвоено на репродуктивном уровне умения, если учащийся справляется с заданием, в котором даны цель, условия и необходимые действия для ее решения, он способен действовать по известному алгоритму, но лишь с подключением сознательности, контроля и концентрации внимания, плюс коэффициент усвоения.

- Двигательное действие усвоено на продуктивном уровне навыка, если оно отличается автоматизмом, высокой точностью и надежностью, если при заданной цели, но нечетко определенных условиях (например, тактических или соревновательных и т.п.) занимающийся может уточнить и дополнить условия и применить ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи; при заданной цели оперативно исследовать условия (ситуацию) и реализовать ее на творческом уровне действия, приводящего к достижению цели, плюс коэффициент усвоения.

В такой трактовке двигательных умений и навыков просматривается не только рефлекторная их основа, но и предпосылка проявления интеллектуальных способностей занимающихся (осознанность, способность к переносу, самостоятельность, импровизация), конкретизируется и наполняется содержанием технология их формирования.

Содержанием физической подготовки студенческой молодежи является их всесторонняя физическая подготовленность (общая специальная, спортивно-техническая, профессионально-прикладная). В основе ее - формирование жизненно важных двигательных умений и навыков и развитие основных физических качеств. Как правило, физическая подготовленность определяется различными спортивными видами физических упражнений и специальными тестами, выявляющими физические способности студентов (в беге, прыжках, силовых и специальных упражнениях и т.д.). Физическая подготовленность является основной и специфической задачей физического воспитания, но не единственной в воспитании физической культуры личности.

В признаки качеств физической подготовленности, как правило, включается эталон, усредненный показатель, полученный на определенной возрастной группе людей. Эталон-матрица является прежде всего ориентиром. Полученный результат сравнивается с ним, и определяется оценка состояния индивидуальной физической подготовленности конкретного студента. Такой подход можно считать относительно объективным, потому что усредненный оценочный эталон определяют без учета физического развития (длины тела, массы тела и т.д.). Два качественных признака, эталон и динамика результатов, дают наиболее объективную картину физической подготовленности студентов. В динамике проявляется и отношение студента к физической культуре, и степень включенности его в учебный процесс, и физическое самосовершенствование.

Мотивационный критерий, характеризующий состояние мотивационно-потребностной и социально-духовной сфер личности студента. Формирование мотивационно-ценностных ориентации личности студента является психологической составляющей содержания процесса формирования физической культуры. Отношение к ценностям физической культуры, стремление достичь определенного уровня здоровья, физического совершенства являются внутренним, как бы скрытым, мотивом, побуждающим индивидуума к действию или бездействию, к активной физкультурной деятельности или пассивному отношению к таковой. В основе мотивов лежат знания, опыт и интуиция.

К основным признакам качеств мотивов относятся социально, профессионально и личностно значимые мотивы. Личность - категория социальная. Это характеристика человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. Поэтому социально значимые мотивы есть мотивы социума, личности. Они относятся к высшей категории признаков качеств физической культуры личности и должны занимать особое место в воспитании студентов.

Профессионально значимые мотивы имеют как бы двойственный характер. С одной стороны, они определяются потребностью общества, а с другой - склонностями и интересами личности. Профессионально значимые мотивы реализуются через профессионально-прикладную подготовку, которая представляет собой одно из основных направлений физической культуры студентов. В процессе ее должны формироваться прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности студента к успешной профессиональной деятельности.

К факторам, определяющим конкретное содержание профессионально-прикладной физкультурной подготовки, относятся формы, условия, характер и режим труда, а также динамика изменения работоспособности. Процесс формирования прикладных знаний охватывал овладение студентами знаний о рациональном использовании средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха в целях борьбы с производственным утомлением и негативными профессиональными явлениями в зависимости от меняющихся производственных и бытовых условий, а также основными положениями организации и проведения оздоровительной, физкультурной и спортивно-массовой деятельности. Существенной частью прикладных знаний является их специфичность. Формирование прикладных умений и навыков было тесно связано с рациональной последовательностью их освоения. Необходимость формирования двигательного навыка возникает в тех случаях, когда прикладной навык, будучи элементом отдельного упражнения, вида, спорта, в то же время является и профессиональным навыком. Воспитание прикладных физических качеств акцентируется спецификой настоящей и будущей деятельности. Познания их особенностей стимулирует у студентов мотивацию и интерес к организации самостоятельных занятий.

Формирование личностно значимых мотивов было связано с их изучением. А они, как показывают исследования, могут иметь самое различное содержание. Это и желание улучшить свое здоровье, физическое совершенство, внешние параметры тела; быть сильными, ловкими, выносливыми; научиться управлять своим психофизическим состоянием. Немаловажную роль играют мотивы общения и коммуникации. Это может быть и мотив подражания и т. д. Личностно значимые мотивы, как и все основные группы мотивов, основываются на знаниях и убеждениях. Поэтому они могут иметь устойчивый или неустойчивый характер.

Социально значимые, профессионально значимые, личностно значимые мотивы не существуют изолированно друг от друга. Их взаимосвязь и взаимообусловленность имеет довольно сложную и порой завуалированную природу.

Интересы в сфере физической культуры, входящие в мотивационно-ценностные ориентации физической культуры личности, определяют склонность студента к конкретным видам физкультурной деятельности. При формировании интересов необходимо было учитывать, что они, как и мотивы, могут изменяться, а при профессиональной, содержательной и индивидуальной направленной организации учебного процесса поддаваться переформированию. В совокупности интересы студентов представляют собой калейдоскоп, и удовлетворить интерес каждого студента в существующих на сегодня материально-базовых условиях высшей школы не представляется возможным, но сориентировать их в детерминированный спектр - вполне решаемая задача.

Изучение интересов студенческой молодежи в сфере физической культуры приводит к тому мнению, что их можно выделить в две ведущие группы: спортивные и физкультурно-оздоровительные, в каждую из которых экстраполируются различные склонности к физкультурной деятельности (спортивной, оздоровительной, образовательной, судейской и т.д.). Две основные группы интересов могут выступать и как признаки качеств в целом физкультурных интересов личности в области физической культуры.

Установки содержат в себе целевую сущность деятельности личности, должны характеризоваться уровнем достижения цели, проявлением силы воли и устремленностью. Установки, несоответствующие возможностям личности, вызывают стресс, сомнение, неуверенность, затухание интереса. Уровень достижения цели - это результат деятельности, признак качества установки. Он может характеризоваться успехами в состоянии здоровья, спорте, образованности, развитии определенных физических качеств, в физическом самосовершенствовании и т.д. Достижения обусловлены проявлением силы воли и устремленностью.

Воля есть регулирующая сторона сознания, выражающаяся в способности человека совершать преднамеренные действия, поступки, требующие преодоления трудностей и направленные на достижение поставленной цели. Она связана с процессами мышления, поскольку в волевых действиях важную роль играет понимание условий и обстоятельств. Любое волевое действие предполагает, прежде всего, наличие цели и мотивов, их осознанность и принятие решения. После принятия решения напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, как правило, ослабевает. За принятием решения следует планирование путей достижения цели, поиск способов и средств. К волевым качествам относят целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание, а также дисциплинированность. Целеустремленность характеризуется ясностью цели, задач, неуклонным стремлением к их достижению, несмотря ни на какие трудности. Настойчивость и упорство характеризуются активным достижением намеченной цели, постоянным контролем своего поведения; решительность и смелость - способностью быстро, продуманно и без колебаний принимать обоснованные решения. Инициативность и самостоятельность - это такое проявление воли, которое выражается в умении самостоятельно ставить цели, намечать пути их реализации, организовывать свою деятельность и т.д. Выдержка и самообладание характеризуются ясностью ума, способностью постоянно контролировать свое поведение, действия, умением владеть собой в экстремальных и стрессовых условиях. Дисциплинированность выражается в умении подчинять свои действия установленным нормам и правилам поведения, задачам коллектива.

Воспитание волевых качеств личности является специфическим и необходимым содержанием формирования физической культуры студентов.

Без постоянного проявления воли, ни о каких физкультурных, а тем более спортивных достижениях не может быть речи. Между тем не следует заблуждаться в том, что выработанные волевые качества в процессе физического воспитания полностью переходят и в другие, не связанные с физической культурой, виды деятельности. По-видимому, причина такого явления находится в механизме образования волевых усилий, а именно: в отсутствии обоснованности мотива или желания, а как следствие этого - настойчивости. Поэтому в процессе становления физической культуры важную роль должно занимать формирование убежденности и способности к самоубеждению, обучение специальным умениям. Степень осознанности является основным качественным критериальным признаком убеждений личности.

Потребности в сфере физической культуры в структуре мотивационно-ценностных ориентации студента занимают особое место. В отношении потребностей в физической культуре Г.М. Соловьев подчеркивает, что это осознанная и прочувствованная необходимость деятельности, вызванная отсутствием определенных качеств, связанных с физической культурой ощущений и состоянием желания востребовать их. Почему прочувствованная? Потому что потребность в движениях имеет под собой не только осознанную основу, но и рефлекторную. Безусловный рефлекс потребности выполнять различные двигательные действия естественно и независимо от осознанного желания проявляется в детском возрасте. Затем эта потребность, если ее не поддерживать, затухает и может активно проявляться лишь в результате выработки условного рефлекса потребности. Подкрепленный сознанием условный рефлекс образует устойчивое состояние физической активности. В итоге, прочувствованное положительное ощущение поддерживает и пробуждает потребность. Следовательно, в плане потребностей процесс формирования физической культуры личности студента должен направляться на удовлетворение, раскрытие и формирование осознанного и рефлекторного психофизического состояния желания физкультурной деятельности, состояния реакции личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата.

В основу признаков качеств потребностей в физической культуре положена нами классификация потребностей по А. Маслоу (в некоторой интерпретации, применительно к физической культуре личности). Физиологические потребности отражают естественное удовлетворение организма человека в движениях, в укреплении здоровья, в улучшении психофизического состояния, бодрости, жизнеспособности и т.д. Потребности безопасности связаны с повышением резервных мощностей организма с целью противостояния неблагоприятным факторам внешней среды, сопротивляемости инфекционным заболеваниям, климатическим и производственным условиям, самообороны и т.д. Потребности в социальных связях проявляются в поиске общения на основе физкультурных, спортивных, соревновательных и других интересов, связанных с различными видами физкультурной деятельности. В данных потребностях отражаются симпатии, любовь, участие, черты характера и нравственность. Потребности самоуважения обеспечивают включение установок на достижение уважения к самому себе и через уважение со стороны других. Самоуважение проявляется также в постановке цели и успешной ее реализации. Потребности самоактуализации, самовыражения отражают желание личности реализовать себя на том или ином поприще физкультурной деятельности, выразить себя, добиться успеха, признания. Основу информатизации диагностики мотивационно-ценностных ориентации (мотивов, интересов, потребностей, убеждений, целевых установок) студенческой молодежи в области физической культуры составила их самооценка (использовалась социально разработанная анкета), оценка преподавателя и т. д.

Социально-духовные ценности, относящиеся к физической культуре, включают такие важные компоненты качеств личности, как нравственность, эстетическую культуру, отношение к труду, мировоззрение, здоровый образ жизни. В физической культуре личности общие социально-духовные ценности отражаются в особом «цветовом колорите». При этом воздействие физической культуры, спорта на личность специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими средствами. В процессе формирования физической культуры осуществляется нравственное воспитание, формирование у студентов общекультурных, гуманистических ценностей: морали, благородства, честности, уважения к сопернику, способности подчинить свое поведение нормам спортивной этики, коллективизма. Поведение занимающихся на учебных занятиях, тренировках, соревнованиях регламентируется определенными правилами, положениями и распорядком. Постоянное приучение к ним вырабатывает дисциплину, нормы уважения к окружающим. Пожалуй, нет ни одного подобного предмета, как физическая культура и спорт, в процессе которого столь многогранно раскрывалась бы личность.

В физической культуре и спорте заключены также большие возможности для эстетического воспитания студентов, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в отточенных до высокой степени совершенства движениях.

Студент, занимающийся физической культурой и спортом, постоянно сталкивается с проявлением прекрасного и красоты. Под влиянием правильно организованных физических упражнений тело развивается гармонично, движения и действия становятся изящными, энергичными и красивыми. Некоторые виды спорта - фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание, спортивные танцы и др. вплотную соприкасаются с искусством. И порой трудно отличить, где заканчивается спорт, а где начинается искусство. Занятия физической культурой и спортом, восприятие спортивных соревнований, в ходе которых спортсмены демонстрируют физическое совершенство и гармоничные движения, развивают не только у занимающихся, но и у зрителей чувство прекрасного, формируют эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности. Связь занятий физическими упражнениями и спортом с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет формировать не только внешне красивый облик, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, поведение в общественной среде.

К социально-духовным ценностям физической культуры относится и мировоззрение. Формирование мировоззренческих взглядов на ценности физической культуры, убеждений в их необходимости в социальном, культурном, профессиональном и личностном аспектах является одним из основных механизмов, включающих студента в самостоятельную физкультурную активность. Научность мировоззренческих взглядов и убеждений является основой их прочности.

В содержание воспитания физической культуры входит также и здоровый образ жизни, под которым понимается системный набор элементов, способов и форм деятельности, направленных на укрепление здоровья и совершенствование психофизических способностей организма человека, повышение его интеллектуальной и физической работоспособности, возможностей биосоциальной адаптации и достижение долголетия. Иначе, это стиль жизни, система взглядов, убеждений, жизненных установок, реализующих потенциальные природные возможности и способности человека. Это отражение личностных и социально значимых потребностей, отношение к бытию, понимание смысла жизни и счастья, в основе которых лежат знания, ощущения, практический опыт, мотивационные ориентации и культура личности. Критериальными признаками здорового образа жизни могут выступать: отказ от вредных привычек; систематическое следование ему; научная основа его организации. Физкультурная деятельность, пожалуй, самая важная составляющая физической культуры личности студента. Ее можно определить как системный процесс, направленный на достижение сознательно поставленной цели. Основой содержания формирования физической культуры как раз и является приобщение занимающихся к осознанной физкультурной деятельности, ибо деятельность есть основное мерило личности и, в частности, ее физической культуры. Через деятельность человек познает мир, деятельностью и результатом в ней и характеризуется.

Информатизация социально-духовных ценностей, как и мотивационно-ценностных ориентации, осуществлялась посредством самооценки студента и оценки преподавателя. Для этого использовались также специально разработанные анкеты и протоколы.

Оценочный критерий, связанный с самооценкой уровня подготовленности в области физической культуры. Собственная оценка студентами уровня своей подготовленности может быть адекватной, заниженной или завышенной. Она зависит, в первую очередь, от комплекса личностных характеристик обучаемого, а также от ряда объективных факторов, возникающих и сопровождающих процесс формирования физической культуры личности студента. И тем не менее, в педагогической деятельности самооценка учащихся является достаточно объективным средством (при отсутствии других возможных) определения личного состояния физической культуры.

Таким образом, представленная модель информационно-компьютерного обеспечения подготовки студентов в области физической культуры имеет свою сущность, структуру и принципы построения и позволяет подойти к процессу формирования физической культуры личности будущего специалиста с точки зрения внедрения новых информационных технологий и средств, их обеспечивающих, что значительно облегчает студентам и преподавателям процесс работы с учебной и иного рода информацией. С другой стороны, разработанная модель позволяет (и это самое главное) проектировать учебный процесс, в котором целостно и емко представлены главные его параметры, обеспечивающие успех обучения: диагностическое целеполагание, логическая структура, дозирование материала и контрольных заданий, описание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога с указанием очередности применения соответствующих элементов дидактического комплекса, система контроля, оценки и коррекции.

 

АВТОР: Тарасов П.В.