Влияние воинских традиций народов Северного Кавказа на стабилизацию региональных этнических процессов
Существует устойчивое убеждение в том, что успешная работа с военнослужащими, призванными из республик Северного Кавказа, требуют от офицеров каких-то специальных знаний, навыков и умений, конкретного опыта общения с ними и т.д. Это действительно так, но все это становиться главным лишь при том условии, если мы имеем дело с педагогом и человеком, обладающим всеми необходимыми качествами для успешной работы с воинами русской национальности. Иначе говоря, изначальным условием успешной работы с военнослужащими этносов Северного Кавказа является общечеловеческие качества в личности офицера.
Таким образом, можно заключить, что воины, представляющие иные этносы, выступают в роли своеобразной лакмусовой бумажки, по которой можно судить о человеческих и педагогических качествах офицера. И если у него не идут дела с кавказцами, то ему нужно проанализировать свои качества как личности и как педагога и заняться самовоспитанием и педагогическим самообразованием. В этом смысле, строгие проверяющие правы, когда говорят: не справляешься с этническими воинами - значит ты плохой педагог. Добавим к тому же - и человек не без серьезных изъянов. Ведь представители этносов Северного Кавказа, как и представители любых других этнических групп, прежде всего люди, нормальные люди, которым присуще все общечеловеческое. И поступай командир с ними действительно по-человечески - последует нормальная человеческая реакция.
Применение этих, казалось бы, самых простых приемов, помноженных на доброжелательное отношение к воинам, на собственные лучшие человеческие качества, могло бы избавить офицеров-воспитателей от многих проблем, которые им якобы создают воины-кавказцы.
Разумеется, все сказанное не освобождает офицера от необходимости учета этнокультурных традиций и исторических особенностей представителей тех или иных этносов, проходящих службу в подразделении.
Главная проблема в данном случае - это преодоление этнической ограниченности, то есть стремления воинов этнической группы, равно как и отдельных субъектов, не контактировать с представителями других этносов и, замыкаться в себе. В этом смысле воины, призванные из кавказского региона особых хлопот командирам и начальникам не доставляют. Они легко идут на контакт с другими военнослужащими, легко общаются с ними и даже тяготеют к лидерству. Но полностью исключить этнический замкнутости нельзя, особенно на уровне отдельной личности или в том случае, когда воинов одной этнической принадлежности много и они могут посчитать свою группу самодостаточной.
Другая проблема - это преодоление этноэгоизма, то есть стремления к преимуществам для представителей своего этноса перед воинами другой этнической принадлежности, желания жить за их счет, им в убыток, а себе в выгоду. Подобное явление не редкость, но оно свойственно не только представителям этносов Северного Кавказа.
И, наконец, последняя проблема - это преодоление этнофобии, то есть изначальной ненависти к другим народам. Явления этнофобии далеко не исключительны. Командирам и начальникам в этом смысле нужно хорошо разобраться в этнических предпочтениях подчиненных, чтобы выявить линии возможного напряжения между представителями разных народов.
В принципе, все этносы Северного Кавказа отличаются большой доброжелательностью по отношению друг к другу. Для них важна не столько национальность, сколько сам факт землячества - принадлежности к региону. Но предпочтения в симпатиях все же есть.
Описание педагогической технологии учета каждой традиции, народов Северного Кавказа в воспитательном процессе - это слишком объемная и нереальная задача. Эта область творчества командиров и начальников с учетом особенностей ситуации, складывающейся в подразделении. В этой связи представляется, что более правильно - сформулировать основные принципы, которыми следует руководствоваться в процессе учета этнокультурных традиций в практике воспитательной работы с военнослужащими.
К ним можно отнести следующие:
1. Принцип обусловленности поведения воина требованиями и предписаниями одной из конкретных традиций или группой традиций.
2. Принцип использования педагогического потенциала традиций народов Северного Кавказа, в интересах воинской службы. Важно понимать, что прекратить действие традиции волевым решением невозможно. Желает того командир (начальник) или нет, но воин будет следовать тем традициям, в духе которых он воспитан. Самое мудрое в этой ситуации, - не запрещать следовать традиции, а извлекать из нее потенциал, работающий на интересы воинской службы.
Необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство традиций горских народов прямо или косвенно можно использовать для нужд армии, повышения боевой готовности войск. Взять, к примеру, традицию взаимопомощи. В гражданских условиях она приобретает одни формы, а в воинских может приобрести другие, если, разумеется, воспитатель проявит необходимые в этих случаях творческие способности.
3. Принцип особого внимания к начальному этапу (периоду) службы воинов, на котором реализуется те или иные этнокультурные традиции.
С практической точки зрения, данный принцип особенно важен, поскольку он может многое объяснить в поведении воинов. Можно выделить следующие этапы адаптации «этнических» воинов к условиям воинской службы.
Этап первый - это этап шока (потрясений). Необходимо иметь в виду, что подобный шок испытывают и русские призывники, оказавшись в новой, непривычной армейской обстановке. «Этнический» же воин испытывает этот шок вдвойне, поскольку он попадает не только в незнакомую для него воинскую среду, но и совершенно в новую среду этническую.
На данном этапе «этнический» воин переживает самые противоречивые чувства. Они усугубляются теми явлениями, которые привычны для русской этнической среды, но не привычны для представителей других этносов. Грубость, нецензурщина, неуважительное отношение друг к другу, непочтение к старшим, игнорирование их требований и т.д. Все это, увы, привычное для многих русских, буквально обрушивается на психику «этнического» воина, вызывая реакции протеста часто в самых отчаянных формах. В итоге командиры и начальники начинают фиксировать для себя «горячую кровь» южанина, его вспыльчивость, невоспитанность и прогнозировать проблемы, которые им может принести данный воин в будущем. Между тем, дело совсем в другом, - молодой кавказский воин просто «высветил» своим поведением те изъяны воинского подразделения, очевидные для него, но не очевидные другим, и с которыми он не мог примириться.
На начальном этапе службы действуют, прежде всего, традиции защиты своей чести и достоинства, нетерпимости к несправедливости, к отступлениям от принятого порядка.
Второй этап - внутренних, глубоких переживаний и тоски, некоторой меланхолии. Столкнувшись с реалиями армейской жизни и осознав ограниченность своих возможностей в их изменении, «этнический» воин утрачивает свою прежнюю активность. Его охватывает чувство тоски по дому, его мысли все о родном очаге, семье, родителях. Командиры же этот момент могут трактовать как свою удачу, победу над непокорным кавказцем.
Третий этап - это этап привыкания. На этом этапе у этнического воина появляются новые знакомые, и даже друзья, становится более привычным режим, организм адаптируется к нагрузкам и т.д. Воин начинает морально чувствовать себя лучше, прежний хаос в сознании и чувствах постепенно рассеивается. Дела идут на поправку, что замечают обычно и командиры, - ожил! Хотя трактовка этого «оживания», понимание его мотивов могут быть неадекватными.
Четвертый этап - это этап раскрепощения. На этом этапе «этнический» воин начинает поступать в соответствии с собственными взглядами, мотивами, привычками, традициями. Именно на этом этапе действия этнических традиций проявляются наиболее полно, поскольку воин больше ориентируется именно на них, а не на окружающую обстановку.
4. Принцип выделения ведущих черт и качеств личности, обусловленных комплексным влиянием, сформировавших ее традиций.
Речь идет здесь о том, что под влиянием различных этнических традиций у человека формируется конкретные черты и качества, которые имеют непосредственное отношение к воинской службе.
Привычка к субординации, к трудностям, к суровости повседневного быта. Аскетическое воспитание в кавказских семьях, дает здесь свои плоды. Некоторые воины даже находят, что обстановка в их семьях была намного строже чем та, которую они в конечном счете обнаружили в армии. Их пугают не трудности и не суровость начальников, а факты несправедливости и грубости сослуживцев, различных категорий командиров и начальников.
Доминирует и стремление быть не хуже, а лучше многих. Иначе говоря, стремление к состязательности, к достижению, к преимуществу над товарищами, что особенно ценно, если направлено в нужное для армии русло.
Наличествует и особое уважение к оружию, форме одежды. Получение оружия для «этнических» воинов кавказского региона - событие особой важности. Он его рассматривает как подарок государства, пусть и временный. Форма одежды воина напоминает ему национальную форму одежды, в которой воинские фрагменты очевидны.
Привитое с детства чувство мужского достоинства, не позволяет жаловаться на трудности, проявлять слабость душевную или физическую. «Этнический» воин постоянно учитывает то, каким его видят окружающие, и это заставляет его действовать наиболее достойным, с его точки зрения, образом.
Ответственность перед семьей, фамилией, родом. Наличие данного качества с педагогической точки зрения - «золотая жила» в личности военнослужащего. Важно только умело воспользоваться им в интересах воинской службы. Апеллировать к этому чувству нужно умело. В противном случае можно вызвать непредсказуемые действия.
Перечисление подобных черт и качеств, свойственных представителям этносов Северного Кавказа можно и продолжить. Но и сказанного достаточно для того, чтобы назвать представителей этих этносов, пользуясь словами Г. Сковороды, «природными воинами». Это - идеальный человеческий материал для армии.
Проблема лишь в том, чтобы реализовать этот воинский потенциал. И если этого не случается, если представитель народов Северного Кавказа не демонстрирует отличий в воинской службе, то причину нужно искать, прежде всего, не в нем. Чаще всего причиной тому - изъяны в организации воинской службы. Они обнаруживаются в том, что армейская среда оказывается менее честной и справедливой, чем та среда, в которой жил и воспитывался будущий воин. Хаос, неорганизованность, неуставные отношения также дезорганизует деятельность «этнического» воина, вызывают серьезные душевные сдвиги в его сознании.
Таким образом, можно заключить, что одна из серьезнейших задач командиров и начальников, под началом которых служат выходцы с Северного Кавказа, заключается в том, чтобы сохранить и развить в них черты «природных воинов», не позволить «расплескать» те лучшие качества, которые были сформированы у них в семьях, применить и использовать эти качества на общее благо.
Второе направление (линия) учета этнокультурных традиций народов Северного Кавказа - это линия «офицер - коллектив». По сути дела речь здесь идет о работе с русскими воинами, составляющими большинство личного состава воинских частей и подразделений. Главное здесь сводится к тому, что русских, именно русских, нужно учить культуре межнационального общения. Это не новая задача, но и сегодня решается она неудовлетворительно. В итоге проблемы, которые создают, казалось бы, сами кавказцы, на деле порождаются русскими воинами.
Выделим наиболее типичные ошибки в межнациональном общении, которые они допускают.
Первая - это перенесение обывательских взглядов о представителях той или иной национальности на конкретную личность без изучения и учета ее особенностей.
Вторая - это демонстрация чувства превосходства над представителями других этносов уже по одной причине, что один -русский, а другой - нет.
Третья - общение с воинами другой этнической принадлежности по законам, нормам и привычкам своей национальности.
Четвертая - постоянное напоминание товарищам по общению, об их национальной принадлежности, неуместное напоминание о своей и другие.
Задача офицера-воспитателя состоит в том, чтобы доступно рассказать представителям русского большинства о культуре межнационального общения, об особенностях и достоинствах представителей других этносов, которые проходят службу в одном с ними подразделении. В аналогичной работе по отношению к русским нуждается и другая сторона. Но в первую нужно воспитывать именно национальное большинство.
Что же особенно важно разъяснить каждой из сторон, о культуре межнационального общения?
Во-первых, никогда не следует забывать, что межнациональное общение - это, по сути, международное общение, а не контакт двух частных лиц. За каждым из них - народ с его историей обычаями и традициями. Их общение - это диалог двух народов между собой; недостатки каждого из субъектов общения автоматически переносятся на народы в целом.
Во-вторых, психологическая суть культуры межнационального общения - это умение поступиться своим национальным самолюбием и уступить национальному самолюбию другого человека. Иначе говоря, культура межнационального общения - это, прежде всего взаимные уступки и взаимные прощения. В противном случае взаимопонимания не достигнуть никогда.
В-третьих, национальная принадлежность - дело вторичное, главное, что вы воины, защитники единого Отечества. Кто принадлежит и к какой национальности можно разбираться «на гражданке», здесь же нужно служить, помня о том, что в любой момент может грянуть бой. Выжить и победить в нем можно только сообща.
Третье направление - это линия учета этнокультурных традиций народов Северного Кавказа - это линия «воины - население». Актуальность данного направления очень большая. Северокавказский регион весьма насыщен войсками и, численность их здесь постоянно растет. Взрывоопасность этого региона может привести к необходимости вовлечения войск в решение возникших конфликтов. Следовательно, контакты по линии «воины - население» имеют тенденцию к интенсификации. А если это так, то нужно специально учить воинов умению контактировать с местным населением, по возможности избегая конфликтов, недоразумений, взаимных обид.
В этих целях целесообразно:
а) разъяснить воинам лучшие традиции местного населения, в частности, их весьма уважительное отношение к людям в военной форме;
б) формировать у воинов четкое представление об основных табу (запретах) на действия, не совместимые с традициями местной культуры и нормами общения;
в) организовать встречи с местным населением, приглашая для этого наиболее уважаемых людей;
г) обеспечить активное участие воинов в основных мероприятиях особенно праздничного характера, организуемых местными властями;
д) организовать специальные занятия по изучению основ местного языка, истории и культуры горских народов;
е) подготовить специальные памятки по культуре поведения и общения с представителями местного этноса и вручить их каждому военнослужащему.
Главный же путь решения проблемы - это опора на военнослужащих принадлежащих к местному этносу и проходящих службу в данной части, подразделении. Они сумеют предостеречь остальных воинов от всевозможных «подводных камней», которые могут возникнуть в общении между воинами и местным населением и указать на конкретные пути, позволяющие их избежать.
Таковы некоторые рекомендации по учету этнокультурных традиций народов Северного Кавказа в воспитательной работе с военнослужащими. Как видно из сказанного, главное в этом вопросе - руководствоваться конкретными принципами (руководящими идеями), следуя которым и нужно строить конкретную педагогическую технологию учета той или иной этнокультурной традиции. Одновременно важно не забывать, что учет национальной специфики может быть эффективным лишь в том случае, если учтен момент общечеловеческий, если не нарушаются общепедагогические принципы уважения к человеку, заботы о нем, опоры на лучшие человеческие качества. Учет национальных традиций - дело исключительно творческое, предполагающее накопление собственного практического опыта живого общения с представителями различных этносов. Командир должен быть благодарен судьбе, если в его подразделении проходят службу воины других национальностей и, особенно из региона Северного Кавказа. Воспитывая их в единстве воинских и этнических традиций, он воспитывается и сам.
Вся история и боевой путь Российской армии показывают, что на различных этапах ее развития имелись свои особенности, направления, формы воспитания солдат на воинских традициях. В целях полного и всестороннего рассмотрения этого опыта и выработки рекомендаций для использования их в воспитании допризывной молодёжи и воинов Российской армии необходимо выявить основные функции, которые выполняли ранее и выполняют сегодня российские воинские традиции.
Социально-философский анализ политических доминант этносоциальных процессов требует не просто выявления социальных функций воинских традиций, но и рассмотрения их как этносохраняющего фактора применительно к этносам Северного Кавказа, так и применительно к современной Российской армии. Наличие в России и ее армии представителей различных этносов и возможность функционального использования ими этнических воинских традиций и традиций армии в целом объясняется близостью или тождеством социальной роли этих функций.
Основной функцией воинских традиций является информационно-познавательная, которая представляет собой получение знаний о боевом пути, воинском искусстве и других аспектах воинской жизни. Эта функция носит всеобщий, активный, творческий характер, из нее вытекают все другие. Она не просто дает информацию, но и позволяет постоянно обогащать, формировать новые идеи в военной области, прогнозировать развитие боевой обстановки и предвидеть ход боевых действий в современных условиях.
Информационно-познавательная функция воинских традиций этносов Северо-Кавказского региона предопределяет аккумулятивную функцию, заключающуюся в том, что знания о военном деле в условиях горно-лесистой местности накапливались, прежде всего, в виде именно этнических традиций, а уже на их основе появлялись документы, регламентирующие деятельность войск. Эта функция позволяет по мере необходимости актуализировать, воспроизводить и реализовывать другие функции этнических воинских традиций. Накопление знаний в военном деле выступало условием успешного выполнения войсками боевых задач.
Важной представляется также критическая функция воинских традиций. С ее помощью происходил отбор лучшего, ценного, что было в боевом опыте и в военной службе. Постоянный поиск решений сложных задач боевой деятельности, формирование новых знаний в военной сфере сопровождалось отрицанием, отбрасыванием недостаточно рационального, неоптимального, критически оценивался предыдущий боевой опыт, накапливалось все положительное.
Критическое отношение к накопленному опыту выступает, прежде всего, в виде какой-либо оценки. Поэтому, критическая функция воинских традиций закономерно выводит из себя следующую функцию - аксиологическую. Именно оценка тех или иных явлений служит жизненным ориентиром человека, определяет направления его теоретической и практической деятельности.
Факторами, влияющими на характер той или иной оценки информации, полученной в виде воинской традиции этноса, выступают этнические духовные ценности - мировоззрение, моральные нормы, потребности, интересы. Основным критерием истинности оценки воинских традиций является бой. В основе оценки достоинства личности лежал, как правило, анализ воинской, и, прежде всего боевой деятельности, того, как ею выполняется воинский долг. Общественное мнение в этнической среде складывалось, как правило, на основе традиционных взглядов. Воинский коллектив был силён и крепко спаян именно приверженностью традициям всех его членов, конечный же критерий - обеспечение выживания и дальнейшего развития этноса.
Не менее важной представляется прогностическая функция, с помощью которой на базе информационно-познавательной, критической, и аксиологической функций разрабатывались приоритетные направления дальнейшего развития военного искусства, форм и способов ведения боевых действий в различных условиях, с различным противником, вырабатывалась тактика и стратегия ведения боя.
Важнейшей функцией, неразрывно связанной с другими, и из них вытекающей является воспитательная функция этнических воинских традиций. Представители Северо-Кавказских этносов не только учились военному делу на воинских традициях, но и воспитывались на них, формировали свое этническое мировоззрение, идеалы, отношение к миру. Традиции, прежде всего воинские, пронизывают всю систему воспитания морально-боевых и нравственно-психологических качеств кавказца - как воина и лежат в их основе. Но этнический кавказец как воин -личность, включенная в этнический организм. Поэтому личность воина и личность человека на Кавказе практически тождественны, воспитание воина на воинских традициях было одновременно формированием личности человека, с ярко выраженной этнической окраской. Качества личности уже в свою очередь регулируют, определяют линию поведения человека.
Следующей функцией, которая вытекает из воспитательной функции, - является регулятивно - поведенческая, которая как бы заключает логический, функциональный цикл этнических воинских традиций. Они все вместе служили воинской, боевой подготовке. Если все предшествующие функции лишь подготавливали к действию, то эта функция реализует эти традиции на практике через определенную этническую регуляцию деятельности и управление ею. Регулятивно - поведенческая функция обнаруживает себя как своеобразная, имеющая этнический оттенок, реакция человека на отражение его сознанием явлений или процессов боевой деятельности. А уже потом знание традиций, опыта старших поколений позволяют корректировать своё поведение, поступки, помогают не просто направлять деятельность в нужное русло, но и постоянно измерять и корректировать рассогласование между образом - целью и промежуточным результатом деятельности.
Выполнение этой функции требует наибольшего волевого, эмоционального и интеллектуального напряжения особенно там, где принятие решения связано с риском, а его реализация с преодолением трудностей и опасностей, что характерно для воинской деятельности вообще, и в частности, для воинской деятельности этносов северокавказского региона. Высокий боевой дух является, в конечном счете - суммарным результатом применения и функционирования воинских традиций в деле воспитания воинов. Все перечисленные функции, несомненно, имеют этническое содержание, являются неотъемлемой частью духовной жизни, общественного сознания и направлены на сохранение самого этноса и его бытия. Приведенная практическая этническая характеристика всех функций является доказательством и необходимым условием сохранения целостности этноса.
Рассмотренные функции позволяют вскрыть мощный воспитательный потенциал этнических воинских традиций, хотя в историческом плане, конкретных данных о системе воспитания на этих традициях, и сведений о ее существовании очень мало. Исследований по данной проблеме в прямой постановке не проводилось. Из тех источников, которые имеются, можно сделать вывод, что такая система все же существовала, и играла существенную роль в жизнедеятельности этносов Северного Кавказа и имела свои характерные черты и особенности.
Особенностями воспитания на воинских традициях в период до Октябрьской революции можно особо выделить следующие:
- процесс воспитания являлся единым, цельным процессом, начинавшимся с детства и непрекращающимся в течение всей сознательной жизни, пронизывавшим все сферы жизнедеятельности этнической группы;
- воспитание носило спонтанный, то есть естественный характер и редко было специально организовано, но стихийный характер воспитательного процесса не означает его хаотичность, фрагментарность. Будь это так, то этносы Северного Кавказа никогда не имели бы воинских традиций, ставших этноформирующим фактором, в данном случае имеется в виду спонтанная, возникшая в суровых условиях бытия система воинского воспитания;
- воспитательный процесс имел, прежде всего, целью передачу знаний, навыков, умений, а в отдельных случаях и привычек воинской деятельности;
- воспитание имело довольно жесткий, а порой даже суровый характер;
- ведущую роль в процессе воспитания на воинских традициях играли опытные воины и старики, как хранители этих традиций, и пользующиеся на Кавказе особым, подчёркнутым уважением.
Выделим факторы, определяющие эти этносоциальные особенности:
- для горцев, как профессиональных воинов, знание воинских, боевых традиций и следование им, имело определяющее значение во всей их деятельности;
- этнический консерватизм, высокая степень приверженности старым обычаям и традициям;
- высокий уровень религиозности горцев;
- высокий уровень информированности горцев об истории и традициях, почитание отличившихся в боях героев;
- этническая обособленность от других групп населения. Важнейшими направлениями в данной области воспитания являлись:
- воспитание гордости за принадлежность к своему роду и т.п.
- воспитание верности традициям, долгу и клятве;
- формирование таких качеств как храбрость, мужество, лихость, удальство, неприхотливость;
- воспитание высокой дисциплинированности, исполнительности, строгого и беспрекословного подчинения старшим, командирам и начальникам;
- воспитание строгих религиозных чувств, уважения к религии.
Необходимо отметить, что приведенный перечень воспитания на воинских традициях далеко не полон, но в рамках данного исследования он представляется достаточным для анализа роли этнических воинских традиций в воспитании воинов дореволюционной России.
Социально-философский аспект рассмотрения в целом поставленной проблемы позволяет еще раз подчеркнуть, что все функции, особенности, факторы, основные направления и формы воспитания на воинских традициях представляли собою специфическую систему и были одновременно элементом более общей системы этнообразующих факторов. Система воспитания на воинских традициях являлась совершенно оригинальным, уникальным в мировых процессах этногенеза явлением. Такой подход позволяет рассмотреть, далее проблему выработки специального механизма использования этнических воинских традиций в воспитании молодёжи и воинов российской армии в современных условиях.
Не вызывает сомнений тот факт, что вооружение, штатная структура, формы и способы комплектования и ведения боевых действий в современной армии существенно отличаются от тех, которые существовали в начале XX века.
Исходя из изложенного, представляется необходимым выделить особенности и основные направления использования этнических воинских традиций в воспитании допризывной молодёжи и воинов российской армии.
Особенностями воспитания в современных условиях являются:
а) обязательный учет отношения объекта воспитания к проблеме этнического возрождения в целом. В случае негативного отношения к нему, первой и главной задачей будет его корректировка и только при решении этой задачи возможен положительный воспитательный эффект;
б) принимая во внимание, тот факт, что абсолютное большинство молодежи не знают вообще, или знают крайне мало, об этносах Северного Кавказа, воспитание на традициях, в том числе и воинских традициях необходимо начинать с преодоления отсутствия знаний в этом плане, обеспечении информацией о происхождении и исторической роли этносов Северо-Кавказского региона в истории России.
в) возможность использования воинских традиций в воспитании не только воинов российской армии, но и в работе с допризывной молодежью, то есть в гражданской сфере, и особенно в местах традиционного этнического проживания.
Эти особенности определяются следующими факторами:
1. Недостаточность опыта воспитания российских воинов на лучших традициях русской армии, и особенно этнических;
2. Отсутствие фундаментальной литературы раскрывающей этнические традиции вообще и воинские традиции в частности; незнание этих традиций, как молодежью, так и практически всеми категориями военнослужащих российской армии;
3. Безразличное, зачастую негативное, а иногда и откровенно агрессивное отношение к кавказцам со стороны определенной части населения;
4. Отсутствие в структурах допризывной подготовки молодёжи и в войсках, документов и методических рекомендаций, регламентирующих эту работу;
5. Растерянность, безразличие и апатия на всех уровнях руководства к проблеме воспитания молодёжи;
6. Непонимание (или нежелание понимать) важности и необходимости использования этнических воинских традиций в воспитательной работе с молодёжью и воинами в соответствующих структурах, отвечающих за это направление, как в армии, так и в гражданском обществе.
Главным критерием определения основных направлений использования этнических воинских традиций в воспитании молодежи и воинов является качество личности, которую они будут формировать. Исходя из этого, такими направлениями, являются: патриотическое, нравственное и собственно воинское воспитание, а главной целью воспитание высокого уровня этнического сознания и самосознания.
Учитывая, что этнические воинские традиции в течение довольно длительного времени не имели практического значения и широко не применялись, и в настоящее время только идёт процесс их возрождения, трудно определить с высокой степенью точности порядок и методику их применения. В данной статье будут рассмотрены основные формы воспитательной работы по более общему основанию, определяемому отношением северо-кавказских этносов к военной службе. По этому основанию можно выделить два объекта воздействия - гражданская молодежь допризывного и призывного возраста и военнослужащие всех категорий, то есть гражданская молодежь и военнослужащие.
Воспитание защитников Отечества не мыслится без знания истории своего народа и его вооружённых сил, его традиций. В Российской Армии в настоящее время проводится определённая работа по выполнению Приказа Министра Обороны Российской Федерации «О совершенствовании военно-исторической работы в Вооружённых Силах Российской Федерации». В нем выдвинуто требование добиться того, чтобы в Российской Армии военно-историческая работа рассматривалась как важнейший фактор успешного решения задач военного строительства.
Очевидно то, что воинские традиции занимают центральное место во всей системе воспитательной работы в Вооружённых Силах и воспитание на них должно проводиться в течение всей воинской службы. Но работа по воспитанию на этнических воинских традициях имеющая своей целью достижение наибольшего эффекта имеет и свои особенности:
1. Воспитательная работа на этнических воинских традициях должна проводиться с учетом отношения личного состава к представителям северокавказского региона, опорой при этом должны быть военнослужащие призванные с Северного Кавказа.
2. Эта работа должна носить комплексный характер и проводиться в неразрывной связи с воспитанием на воинских и боевых традициях Русской, Красной, Советской и Российской Армии;
3. Необходимо также помнить о дифференцированном подходе в этой работе к военнослужащим различных этнических категорий;
4. Воспитание на этнических воинских традициях должно проводиться не только в частях и подразделениях имеющих этот контингент, но и в других частях Российской Армии.
Главным содержанием этой работы является уяснение каждым военнослужащим сущности и значения воинских традиций, широкая популяризация героизма, так же раскрытие обстоятельств, при которых были совершены подвиги, воспитание чувства уважения к этническим героям и стремления следовать их примеру. Все это относится к духовной сфере, формированию духовности, которое не может быть ничем иным кроме духовности, базирующейся на национальной культуре.
Важнейшими условиями действенности воспитательной работы с личным составом на этнических воинских традициях являются - постоянная связь этой работы с повседневной и боевой деятельностью войск, особый подход и внимание к обучению и воспитанию на этих традициях офицерского состава; эмоциональная окрашенность проводимых мероприятий; постоянный поиск новых форм работы; недопущение воспитательного формализма.
Постоянная и конкретная связь воспитания на воинских традициях с повседневными задачами войск необходима в силу того, что отвлеченная пропаганда героического прошлого может дать воинам в лучшем случае только определенную сумму знаний, представлений о совершенных подвигах. Когда же эта пропаганда исходит из конкретных условий, увязывается с задачами воинского коллектива, она невольно будет заставлять военнослужащих ставить себя на место героя, оценивать собственные способности совершить подобный подвиг, что вызывает уже не только уважение к подвигу, но и желание повторить его, готовить себя к совершению высоконравственных поступков в повседневном ратном труде. Тесное соединение повседневного воинского труда с пропагандой боевых традиций будет способствовать созданию на занятиях и учениях сложной боевой обстановки, максимальному приближению её к реальности современного боя. Это позволит наилучшим образом вырабатывать у личного состава передовой воинский опыт, качества, необходимые как для победы в бою, так и для решения учебно-боевых задач.
Важнейшим условием эффективности воспитательной работы в войсках на этнических воинских традициях является работа с командирами всех степеней и, прежде всего, с офицерским составом. Это обусловлено не только тем, что они руководят боем или принимают решения, организуют и проводят учебно-боевой и учебно-воспитательный процесс, но и тем, что среди офицерского состава существует различное отношение к Северо-Кавказским этносам: от положительного, до крайне отрицательного. Учить офицера на примере боевого прошлого надо, главным образом искусству побеждать, пробуждать интерес к деталям и условиям проведения того или иного боя, операции. Здесь офицер может найти ответы на сложные вопросы командирской деятельности в этническом аспекте, который представляется более значимым, чем партийный, классовый подход и т.п.
Следующим важным условием воспитания на героическом прошлом является эмоциональная окрашенность всех проводимых мероприятий. Независимо от того, в какой бы форме ни проводились мероприятия и другая работа вокруг воинских традиций, она в обязательном порядке предполагает яркость, образность, эмоциональность, торжественность то есть все то, что воздействует не только на разум, но и на этнические эмоции и чувства.
Исторический и современный опыт воспитания военнослужащих показывает, что там, где эмоциональной выразительности мероприятий уделяют должное внимание, там их воздействие на воинов велико. Там, где это проходит как скучное мероприятие, там нет никакой положительной отдачи, другими словами формализм в воспитательной работе недопустим, так как он приводит, как правило, к обратному результату. Поэтому, в целях недопущения отрицательного воздействия на воспитуемых, к работе по пропаганде этнических воинских традиций необходимо привлекать только те категории военнослужащих которые искренне готовы ею заниматься, не прибегая к принуждению, а из соображений патриотического долга.
Напряженный воинский труд, строго регламентированный уклад армейской службы, строгая воинская дисциплина, коллективный быт воинских частей - вот те условия, которые формировали характер, закладывали основы армейской выучки, сохраняли в бою, вели к подвигу.
Убедить молодого воина в истинности этих слов можно с высокой эффективностью только с помощью действенных форм воспитательной работы.
Воспитание личного состава Российской Армии на этнических воинских традициях только начинается, но уже имеющиеся примеры, а также опыт воспитательной работы на традициях старой Русской армии, Советской армии, в Вооружённых Силах показывает, что успех приходит там, где воспитатели умело сочетают фундаментальные, масштабные мероприятия с такими формами, которые незаметны, но оставляют след в сознании военнослужащих и имеют, в конечном счете, цель - сохранение этноса или субэтноса.
Несмотря на то, что сами этнические воинские традиции все еще широко не применяются в процессе воспитания российских воинов, можно выделить целый комплекс мероприятий, тесно связанных с бытием этноса (субэтноса), и форм их возможного использования, которые объединяются в следующие группы:
а) формы воспитательной работы проводимой в повседневной деятельности войск и ходе боевой подготовки: принятие Военной Присяги, вынос Боевого Знамени, торжественные построения по случаю приёма молодого пополнения или увольнения в запас военнослужащих, строевые смотры, вечерние полковые поверки, анализ выполнения боевых (учебно-боевых) задач частями и подразделениями, выполнение других воинских ритуалов.
б) формы проведения общественно-государственной и командирской подготовки: лекции, семинары, конференции, инструктивно-методические занятия, самостоятельная подготовка, беседы.
в) формы агитационно-массовой и культурно- просветительской работы: лекции, доклады, беседы, общественные информации, митинги, походы по местам боевой славы, переписка и встречи с ветеранами, выступления перед воинами активистов этнического возрождения, обсуждение кинофильмов и художественных произведений, читательские и зрительские конференции, вечера поэзии, книжные выставки, составление печатных и рукописных историй частей и соединений, наглядная агитация и стенная печать, пропаганда успехов этнических воинов части в местной печати, проведение устных журналов, тематических вечеров воинской славы, литературно-музыкальных композиций, культпоходы и экскурсии, вечера и концерты солдатской художественной самодеятельности и т.п.
г) формы воспитательной работы проводимой в военных учебных заведениях: использование этнических воинских традиций в преподавании военных, специальных и общественно- гуманитарных наук, обучение на опыте ведения боевых действий, участие курсантов и слушателей в агитационно-массовой и культурно-просветительной работе.
д) участие религиозных деятелей в мероприятиях проводимых в воинских частях.
е) организационные формы работы: наименование «кавказскими» отдельных воинских подразделений, частей, соединений, кораблей, авиаэскадрилий, погранзастав, войсковых учебных центров и призыв в них преимущественно из мест традиционного проживания северо-кавказских народов, установление тесных (шефских) связей с местными организациями, а также с родителями воинов, посещение подразделений и частей руководством этнических организаций, центров, диаспор и авторитетными людьми, встречи с родителями воинов их беседы с воинами, торжественный приём молодого пополнения, торжественное вручение им боевого оружия и боевой техники, нарукавных или других отличительных знаков определяющих их принадлежность к подразделению, посещение командным составом мест проживания воинов до призыва и встречи с родителями воинов и допризывной молодежью, написание писем родителям отличившихся воинов, вручение почётных знамён, вымпелов, штандартов, бунчуков и других отличительных знаков подразделениям, частям и соединениям, фотографирование отличников боевой подготовки у развернутого Боевого Знамени части, создание музеев и комнат боевой славы, участие воинов в торжественных мероприятиях посвященных знаменательным событиям и датам в истории России и своей республики, привлечение к этой работе гражданской допризывной молодёжи (дни открытых дверей), спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта и др.
Перечисленные формы и методы использования этнических воинских традиций в работе с военнослужащими, конечно же, далеко не исчерпываются приведённым списком, этот список постоянно пополняется в процессе самой работы. Немаловажным, а в определенных случаях и определяющей, представляется работа с будущими воинами - допризывной молодёжью.
Процесс воспитания современной российской молодежи носит крайне сложный и противоречивый характер. Это обусловлено тем, что с началом политических и экономических реформ в нашем обществе были отвергнуты и все духовные ценности бывшего Советского государства, разрушена практически вся система патриотического, воинского воспитания. В государстве нет единой идеологии, единой системы воспитания, не определены цели, задачи, методы и структура воспитания молодёжи. Отсутствие приоритета морали и духовных ценностей в государственной политике и идеологии привело к глубочайшему духовному кризису в обществе. Около 40% российской молодежи не считают больше службу в Вооружённых Силах и защиту Отечества почётной и обязательной, растёт число призывников уклоняющихся от призыва на службу, большинство воинских частей испытывают трудности с комплектованием личным составом. Дух комерциализации проникает во все сферы общественной жизни, разъедая и деформируя систему духовных ценностей. Те, кто приходит сегодня в армейский строй, считают службу пустой тратой времени и неприятной необходимостью, с которой приходится смириться. Всё это накладывает особые обязанности на командиров, воспитателей всех категорий не только в войсках, но и в гражданских условиях, в период подготовки к службе, с различными категориями допризывной молодёжи. Эффективным инструментом в этой работе, в ослаблении и уничтожении негативных настроений по отношению к службе в армии, являются этнические воинские традиции, особенно для районов традиционного проживания этнических общностей.
Для процесса воспитания молодежи на воинских традициях, когда воспитатель, прежде всего, обращается к чувствам, эмоциям воспитуемых, форма, зачастую приобретает более важное значение, - чем содержание, хотя в идеале они конечно должны соответствовать друг другу, находясь в диалектическом единстве. Для того чтобы воспитание на этнических традициях давало отдачу сегодня, необходим постоянный поиск новых форм воспитательной работы, наполнение их новым глубоким содержанием, подчёркивание этнически-характерных эмоций или их этнической направленности, что затрагивает наиболее глубокие этнические чувства.
Основными формами воспитания гражданской молодёжи, призывников на этнических воинских традициях могут быть: военно-исторические клубы; воскресные детские школы; встречи с ветеранами; выступления активистов движения за этническое возрождение, военнослужащих Российской Армии; конфессиональные мероприятия; выступления священнослужителей; участие молодёжи в религиозных и народных праздниках; празднование этнических исторических юбилеев и дат; дни городов и станиц; торжества по случаю проводов на службу и встреч отслуживших в армии; проведение религиозных и старинных народных обрядов; лекции и беседы по истории, боевому пути и этническим воинским традициям; митинги и торжественные собрания; походы по местам боевой славы; участие в работе поисковых групп; конно-спортивные соревнования, пробеги, походы; военно-спортивные и технические кружки, секции и школы; военно-патриотические трудовые лагеря; организация и деятельность дружин по поддержанию общественного порядка; литературные вечера, вечера поэзии и книжные выставки; встречи с писателями; экскурсии в краеведческие, этнографические музеи и на выставки, отражающие боевой путь, историю и традиции этносов Северного Кавказа; концерты художественной самодеятельности; исполнение песенных циклов, отражающих боевой путь и этнические традиции; посещение призывниками воинских частей; переписка с командованием воинских частей, в которых проходят службу их земляки и др.
Все это формирует и развивает традиционное этническое сознание и самосознание, этнические чувства, а также способствует получению знаний в объеме средней школы и специальной углубленной программы военной подготовки в высших учебных заведениях, физическому развитию и спортивной подготовке. Это напрямую соответствует задачам сохранения историко-культурного бытия различных этносов и особенно российского суперэтноса в условиях обострения военно-политических конфликтов.
Таким образом, материалы проведенного нами комплексного социально-политического исследования позволяют сделать следующие выводы и обозначить наиболее перспективные направления для дальнейших научных работ в данной области.
1. Углубление геополитических противоречий в Северо-Кавказском регионе на сегодняшний день продиктовано в основном уже не внешнеполитическими причинами, а региональными политическими элитами, которые широко эксплуатируют национальную идею в собственных узкопрагматических интересах, что выступает главным препятствием для сглаживания межэтнических конфликтов.
2. В силу этого, доминирующей тенденцией в национальном самосознании этносов Северо-Кавказского региона должно стать преодоление этноэгоизма, то есть стремления к преимуществам своей нации перед другими этносами, и ликвидация этнофобизма, то есть изначальной ненависти к другим народам.
3. Отсюда необходимо как можно более широко использовать педагогический потенциал, коренящийся в ряде исконных традиций народов Северного Кавказа в интересах воинской службы. При этом важно осознавать, что прекратить действие уже существующей традиции волевым решением практически невозможно. Поэтому, самое мудрое в этой ситуации, - не запрещать воинам соблюдать традиции, а извлекать из них позитивный потенциал, работающий на интересы воинской службы.
Автор: Гурьев Е.Л.