24.03.2012 28784

Сущность социально-педагогического сопровождения развития одаренности подростков

 

Понятия психологическое сопровождение, педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая помощь в современной психолого-педагогической науке используются достаточно часто.

Словарь В. Даля трактует понятие «сопровождение» как определенное действие. Сопровождать - значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать.

Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, - это, значит, следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-то. Сегодня слово «сопровождение» имеет многозначное звучание. В психологии и педагогике слово сопровождение также толкуется неоднозначно.

Понимание сопровождения подробно представлено в работах М.Р. Битяновой и Е.А. Козыревой. Сопровождение они рассматривают как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуации.

Е.А. Козырева понимает психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности.

Л.В. Байбородова, М.И. Рожков в книге «Воспитательная работа в детском загородном лагере» определяют психолого-педагогическое сопровождение как процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней подросткам и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка. По мнению авторов, компонентами психолого-педагогического сопровождения являются: диагностический, консультационный, прогностический и практический.

Психолого-педагогическое сопровождение подростка в условиях детского оздоровительного лагеря выполняет следующие функции:

- воспитательная - предполагает восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающей среде;

- компенсаторная - заключается в формировании у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки приложением сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успехов, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении;

- стимулирующая - направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка; она реализуется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного эмоционального отношения к личности ребенка и его поступкам;

- корректирующая - связана с исправлением отрицательных качеств личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентации и установок в общении и поведении.

Сущность близкого по содержанию понятия «педагогическая поддержка» раскрыта в литературе более полно. Данным вопросом занимались О.С. Газман, А.Д. Андреева и др.

Понятие «педагогическая поддержка» и характеристика его содержания разными авторами трактуется по-разному. А.Д. Андреева, рассматривая психологическую поддержку как процесс, поясняет, что взрослый в процессе поддержки сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помогает ему избежать ошибок, поддерживает при неудачах. Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям и подросткам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, обучением, самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, стремление к самостоятельности.

О.С. Газман, отмечает, что суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть возникшее препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь - «помощь» ребенку.

М.Р. Битянова, рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Е.А. Козырева трактует сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуации.

В.А. Лазарев в своем диссертационном исследовании сущность сопровождения определяет как усиление позитивных факторов развития и имеющихся способностей и нейтрализацию действия негативных факторов.

Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, В.А. Лазарев выделил следующие:

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

- формирование адекватной самооценки;

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

- профилактика неврозов;

- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

В свою очередь, А.Л. Уманский выделил элементы психолого-педагогического сопровождения:

- психологическое сопровождение отношений детей через групповые формы работы;

- индивидуальное психологическое сопровождение развития отношений детей;

- психологическое сопровождение классных руководителей в аспекте воспитательно-развивающего отношения к ребенку;

- психологическое сопровождение родительских отношений (к детям, к школе, к обучению, воспитанию);

- психологическое сопровождение принятия управленческих решений;

- психологическое сопровождение образовательного процесса;

- психологическое сопровождение отношений в педагогическом коллективе;

- психологическое сопровождение взаимоотношений в диадах «ученик - учитель», «учитель - родитель».

Н.Г. Чанилова рассматривает сопровождение как систему педагогических действий учителя, связанную с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе разработки проектного задания, оперативной помощи во время выполнения проекта и упреждающим внесением корректив в последующие этапы учебной работы учащихся.

Предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению школьником планируемого результата. Несмотря на то, что наличный субъектный опыт взрослого и ребенка качественно и количественно отличается друг от друга, совместное решение проблемы ставит их в ситуацию совместного поиска, кооперативного выбора и партнерского принятия решений.

В.Ю. Ромайкин в своей работе «Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса» рассматривает сопровождение как процесс, содержащий комплекс целенаправленных психолого-педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в различные события и стимулирующих его развитие на основе рефлексии происходящего.

М.И. Рожков, в статье «Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса» отмечает, что в психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Психологическое сопровождение направленно, прежде всего, на разрешение жизненных проблем сопровождаемого человека. При этом под сопровождением понимается особый вид взаимодействия, целевым назначением которого выступает научение субъекта развития искусству предупреждения и решения проблем.

Педагогическое сопровождение также предполагает взаимодействие педагога и ребенка, обеспечивающее успешность его учения и самовоспитания.

Автор статьи делает акцент на том, что педагогическое сопровождение дифференцируется в соответствии с доминирующими задачами, которые реализуют педагоги. Можно, говорить о дидактическом сопровождении, целью которого является поддержка самостоятельной учебной деятельности; о коррекционном сопровождении детей, имеющих особые нужды и т.д.

В свою очередь, социально-педагогическое сопровождение, по мнению М.И. Рожкова, имеет свою специфику и, прежде всего, направлено на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Социально-педагогическое сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Сопровождение должно иметь цель, критерии, результат.

Целью такого сопровождения является адекватная социализация и индивидуальное развитие ребенка.

При этом реализация этой идеальной цели невозможна без решения процессуальной - установление гармонических отношений между детьми, педагогами, родителями в школьной ситуации развития.

Кроме того, социально-педагогическое сопровождение, реализуя имманентные для воспитания цели, выступает в качестве воспитывающего фактора. Воспитание и социально-педагогическое сопровождение диалектически связаны между собой. Если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения. Работа механизма воспитывающих влияний, невозможна без социально-педагогического сопровождения, сопровождение предполагает не решение проблемы ребенка за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы (М.И. Рожков).

Предметом поддержки, по мнению О.С. Газмана, является «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».

Педагогическая поддержка пересекается с другим компонентом - социально-педагогической помощью ребенку и подростку, предполагающей реальное содействие им в преодолении возникающих трудностей. При этом процесс социально-педагогического сопровождения направлен на адаптацию подростка к новым жизненным ситуациям. Немаловажной задачей социально-педагогического сопровождения является коррекция ценностей детей и подростков, существенно влияющих на их поступки и поведение. (М.И. Рожков).

М.И. Рожков выделяет две группы функций социально-педагогического сопровождения.

Первая группа - целевые функции, отражающие содержание педагогических задач, решаемых субъектами социально-педагогического сопровождения.

Вторая группа - инструментальные функции, отражающие технологию социально-педагогического сопровождения.

Исходя из того, что становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культур, автор классифицировал все функции социально-педагогического сопровождения в соответствии с предложенной О.С. Гребенюком классификацией сущностных сфер человека. Таким образом, к группе целевых функций относятся функции развития сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.

Вторая группа функций, как уже было сказано, - инструментальные, их реализация не предполагает руководство педагога. К инструментальным функциям следует отнести диагностическую, коммуникативную, прогностическую и организаторскую функции.

Реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения предполагает выявление причин возникающих у детей и подростков затруднений, выбор наиболее подходящего педагогического средства и создание благоприятных условий для решения детьми имеющихся у них проблем.

Задачами диагностики являются: контроль динамики социального развития детей и подростков и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а также установление правильного направления развития детей. Реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения предполагает прохождение ряда этапов:

- изучение практического запроса;

- формулировка проблемы;

- выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

- выбор метода исследования;

- использование метода;

- формулировка социально-педагогического диагноза;

- поиск средств организации развивающей работы с детьми. Рассматривая реализацию коммуникативной функции социально - педагогического сопровождения, педагоги должны четко представлять, что протяженность, форма, глубина общения с подростком определяются, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого. Необходима соответствующая подготовка к общению, установление контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения. Необходимо постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция состояния. Соблюдение правила субъектности, как мы уже отмечали, предполагает, что подросток активен, он самостоятельно разрешает собственное затруднение с помощью педагога.

Для достижения целей социально-педагогического сопровождения большое значение имеет реализация прогностической функции.

Суть этой функции заключается в обосновании определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными подростками в социуме, базирующегося на достоверных данных, и на основе этого прогноза создание проекта взаимодействия с подростком. Прогноз опирается, как правило, на психосоциальный анализ жизни подростка, анализе факторов биопсихогенного характера и т.д.

Организаторская функция предполагает использование организуемых педагогом ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем. Такие ситуации имеют большое значение для социально-педагогического сопровождения, если они эмоционально значимы для подростка и осознаются им как событие своей жизни. Реализация данной функции предполагает как организацию групп подростков, организацию взрослых для создания той или иной ситуации, а также координацию деятельности социальных институтов, взаимодействующих с ребенком.

М.И. Рожков акцентирует внимание на том, что процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и выделяет в нем ряд этапов.

Первым является этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с подростком предмет социально-педагогического сопровождения, каковым является проблема, трудность. Выявляется его суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.

На втором, поисково-вариативном, этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения.

На третьем, практически-действенном, этапе совершаются совместно с подростками реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят подростка к решению проблемы.

На четвертом, аналитическом, этапе взрослые и подростки анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и намечают пути их преодоления.

Автором определены ценностные основания процесса педагогического сопровождения подростка в различных ситуациях, которые могут выступить в качестве принципов социально-педагогического сопровождения:

- принцип личностного центрирования сопровождения, который предполагает рассматривать личность каждого подростка как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор, для которого социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации.

- принцип персонификации сопровождения, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого подростка.

- принцип конвенциальности сопровождения предполагает, что реализации задач сопровождения ограничено соглашением на его осуществление, основой которого являются потребности самого подростка.

- принцип оптимистической стратегии сопровождения предполагает, что субъект сопровождения рассматривают развитие подростка с учетом того позитивного социального опыта, которым он владеет, при этом должно доминировать убеждение в позитивном его развитии.

- принцип социального закаливания, который одновременно является и принципом воспитания, предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение является достаточно самостоятельным педагогическим процессом, суть которого состоит в усилении позитивных и нейтрализации негативных тенденций в развитии подростка.

В.А. Лазарев, изучая педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников, определяет его сущность как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания, имеющихся способностей и нейтрализация (либо коррекция) факторов, негативно влияющих на способности одаренных детей и подростков, процесс, который включает в себя деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера. Автор рассматривает педагогическое сопровождение как процесс и как конкретную педагогическую технологию, которая обеспечивает реализацию данного процесса.

А.Л. Уманский, сделал вывод о том, что сопровождение, его сущность рассматривается и понимается в следующих значениях:

- как система педагогических действий;

- как комплекс мер различного характера;

- как определенный процесс, имеющий конкретную цель и задачи;

- как педагогическая технология.

По мнению В.А. Лазарева актуальность проблемы организации педагогического сопровождения одаренных детей и подростков вызвана следующими обстоятельствами:

- Содержание новых программ, технологий, методов и приемов организации процесса обучения, рассчитанных на развитие мышления, творческих способностей, активности и самостоятельности учащихся, создает благоприятное научно-исследовательское поле для изучения.

- Плодотворное исследование ряда важных проблем (психолого-педагогическое определение феномена одаренности, выявление структуры одаренности и ее видов, обучение и развитие одаренных детей и подростков, логика организации учебного процесса с одаренными учащимися, обоснование трудностей и проблем их развития и др.) формирует необходимую базу дальнейшей разработки названной проблемы.

- Современная социокультурная ситуация, специфика социально-экономических условий, большой поток научно-технической информации приняли динамический характер и предъявили такие требования человеку, что значительное ускорение перестройки обучения, имеющее своим результатом развитие способностей и одаренности, познавательной активности, самостоятельности у школьников, стало одной из важных задач педагогической науки и практики.

- Разработка и внедрение отдельных технологий, форм и методов организации работы с одаренными детьми и подростками свидетельствуют о том, что одним из значимых условий эффективности такой работы является разработка и реализация их педагогического сопровождения.

В своей работе мы делаем акцент на социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере.

Педагогический аспект работы с одаренными подростками заключается в решении взаимосвязанных задач:

- стимулирование развития творческих способностей;

- формирование учебной мотивации и мотивации успеха;

- создание эвристической развивающей среды, обеспечивающей развитие того или иного вида одаренности подростков.

В педагогической науке и практике существуют факты, когда дети, проявляющие одаренность в период обучения в школе, «теряют свою одаренность» во взрослой жизни. Мы считаем, что данную проблему можно решать с помощью социально-педагогического сопровождения развития одаренности подростков в детских оздоровительных лагерях.

Мы рассматриваем социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере, под которым мы понимаем процесс взаимодействия педагогов с подростком или группой подростков с целью определения траектории и последующего развития одаренности подростков в специально созданных для этого условиях.

В рамках социально-педагогического сопровождения подростков данной категории необходимо решать ряд проблем, а именно:

- трудности во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и педагогами;

- недостаточное внимание к развитию за рамками одаренности подростков, так как педагоги и родители, концентрируются лишь на тех видах деятельности, где проявляется одаренность;

- несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;

- низкая самооценка.

Решение перечисленных проблем реализовывалось нами в организации социально-педагогического сопровождения развития одаренных подростков в детском оздоровительном лагере. В свою очередь, организация данного сопровождения реализовывалась в проекте поддержки одаренных детей и молодежи Российской Федерации «ПЛАНЕТА БУДУЩЕГО».

Таким образом, мы рассмотрели «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение»; цель социально-педагогического сопровождения; функции социально-педагогического сопровождения; компоненты, этапы и принципы социально-педагогического сопровождения.

Под социально-педагогическим сопровождением развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере мы понимаем процесс взаимодействия педагогов с подростком или группой подростков с целью определения траектории и последующего развития одаренности подростков в специально созданных для этого условиях.

В курсах педагогики и психологии педагогических институтов и университетов этим вопросам далеко не всегда уделяется внимание, в связи с этим считаем необходимым обратить особое внимание на целесообразность создания специальных профильных смен в детских оздоровительных лагерях, целью которых будет являться развитие одаренности подростков через их сопровождение.

Нами рассмотрены задачи, которые необходимо решать в ходе социально-педагогического сопровождения развития одаренности; направления работ по сопровождению; педагогический аспект работы с одаренными детьми.

 

АВТОР: Сидорина Н.А.