24.03.2012 7885

Возможности детского оздоровительного лагеря для развития одаренности подростков

 

В настоящее время условия для практической реализации идей организации учебно-воспитательной работы со способными и одаренными подростками в образовательных учреждениях стали более благоприятными. Современная наука и практика делают попытки разработки и реализации программ для работы с одаренными детьми и подростками в специально созданных учебных заведениях, специальных классах в общеобразовательных школах. Кроме того, подобную работу можно и, по нашему мнению, необходимо проводить в детских оздоровительных лагерях. Деятельность педагогов в детских оздоровительных лагерях дает множество возможностей для развития одаренности подростков. Это проявляется в использовании различных форм и методов работы с детьми (ролевые игры, тренинги, конкурсы, игры и т.д.); создании благоприятного психологического климата; формировании развивающей эвристической среды. Под развивающей эвристической средой мы понимаем создание условий для разностороннего развития интеллектуальных, академических, творческих, художественных и социальных способностей. Для этого в работе с одаренными подростками в детском оздоровительном лагере необходимо организовать деятельность по ряду направлений.

Первое направление предполагает развитие познавательных и интеллектуальных способностей и навыков. Здесь оказывается воздействие на следующие качества: критичность, независимость, дивергентность мышления, наблюдательность, познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы. Подросток входит таким образом в позицию исследователя, с которой он будет изучать интересующий его вопрос.

Второе направление предусматривает развитие и реализацию творческих способностей, развитие воображения. Здесь необходимо включение подростка в творческую деятельность в разнообразных формах (фестивали, смотры художественной самодеятельности, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и т.д.).

Третье направление включает в себя развитие навыков общения и межличностного взаимодействия, навыков рефлексии, формирование реалистической Я-концепция, адекватной самооценки одаренного подростка, обогащение социального опыта. В данном направлении важными условиями являются: многообразие форм работы (ролевые игры, тренинги и т.д.); создание благоприятного психологического климата, включение подростка в коллективную деятельность. В ролевых играх и тренингах подросток сам моделирует социальные отношения и тренирует социальное поведение, делает выводы, примеряет на себя новые роли, познает себя, развивает свои возможности.

Развитие способностей подростков и молодежи традиционно проходит в двух видах образовательных учреждений: школах для одаренных детей и школах с углубленным изучением отдельных предметов; учреждениях дополнительного образования - хореографических, музыкальных, художественных, спортивных школах, студиях и т.д.

Существует и другая форма работы с одаренными подростками, а именно профильные (многопрофильные) смены на базе детских оздоровительных лагерей, которые проводятся уже 6 лет в рамках проекта «Планета Будущего».

В детских оздоровительных лагерях, решается целый ряд организационных и психолого-педагогических задач:

- стимулирование развития творческих способностей;

- формирование учебной мотивации и мотивации успеха;

- создание эвристической развивающей среды, обеспечивающей развитие того или иного вида одаренности подростков;

- развитие у подростков способности к самооценке.

Вслед за Е.Е. Кравцовой, мы считаем, что решение подобных задач в детских оздоровительных лагерях, возможно в связи с тем, что: на протяжении всей смены дети находятся под наблюдением педагогов, в кругу одаренных сверстников; форма лагерной смены предполагает соблюдение дисциплины и установленных норм жизни, что является образцом для следования им после окончания лагерной смены; есть возможность развития одаренности в рамках и за рамками сферы одаренности в сочетании с формированием рефлексивной позиции; в лагере есть возможность укрепления здоровья и физического развития одаренных детей; детские оздоровительные лагеря имеют преимущества для организации личностного и предметного общения между самими подростками и между ними и взрослыми; взаимоотношения с подростками в лагере строятся как с равными.

Для организации профильных (многопрофильных) смен необходимо разработать образовательные программы по организации эвристической развивающей среды для подростков, одаренных в разных сферах, отобрать эффективные методы педагогической и психологической работы с учетом специфики качеств одаренных подростков, разработать программы подготовки вожатых для работы с данной категорией воспитанников, отобрать формы работы с одаренными подростками.

Социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков реализовывалось нами в рамках проекта «Планета Будущего». Данный проект является одним из инструментов, который является удачным дополнением к существующей традиционной системе работы с одаренными подростками: проводимыми олимпиадами, конкурсами, обучением в школах с углубленным изучением предметов, организацией секций и кружков в учреждениях культуры и дополнительного образования.

Проект «Планета Будущего» существует с 2002 г. В указанном году было организовано 4 профильные смены в детском оздоровительном лагере «Премьера» на Черноморском побережье. В лагерь приехали 300 творчески одаренных подростков в составе детских творческих коллективов из 8 городов Подмосковья.

Подмосковные наукограды (Союз развития наукоградов России) и Комитет по научно-промышленному комплексу Московской областной Думы отметили первый положительный опыт проведения профильных смен и стали инициаторами организации профильных смен для подростков одаренных в области естественных наук. Идея было поддержана Комитетом по делам молодежи и Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.

Проект стал разрастаться, в 2003 г. количество одаренных участников достигло 900 человек из 9 территорий Московской области. Кроме детских творческих коллективов, которые также встречались в ДОЛ «Премьера» (г. Анапа), участниками проекта стали дети и молодежь, одаренные в области науки. Новым импульсом для развития проекта послужило совещание руководителей организаций, участвующих в реализации проекта: МОРО ФСС РФ, Минобразования МО, Комитета по научно-промышленному комплексу Мособлдумы.

В 2004 г. возникли группы активных сторонников проекта среди одаренных подростков и педагогов образовательных учреждений. Было проведено более 150 групповых научно-исследовательских работ, отрабатывались новые формы работы с одаренными подростками в ходе лагерных смен. Возникали все новые вопросы, которые было необходимо решать для дальнейшего развития проекта. Опыт участия в профильных (многопрофильных) сменах для многих подростков стал ключевым моментом в дальнейшей самореализации, дал толчок в развитии.

В 2004 г. объем проекта «Планета Будущего» вырос. Участниками профильных смен в рамках проекта стали 1455 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет из 45 городов и районов Московской области.

Новые предложения о расширении географии проекта прозвучали на XXIV и XXV съездах Союза городов Заполярья и Крайнего Севера. И они были одобрены участниками съездов. Проект получил поддержку и от Комитета по делам Севера. В 2005 г. в профильных сменах приняли участие 120 одаренных детей республики Коми, из городов Сыктывкар, Воркута, Ухта и Иней.

Сегодня имеют место тенденции к дальнейшему прогрессивному развитию проекта, росту интереса к нему среди подростков, образовательных учреждений, средств массовой информации. Все вышесказанное свидетельствует о высокой степени актуальности такой формы работы с одаренными подростками.

Подтверждением возросшей социальной значимости проекта «Планета Будущего» стало решение Правительства Московской области о расширении проекта в 2005 г.

В ходе реализации проекта в 2005 г. АНО «Координационный центр социальной поддержки молодежи» объединил в единый комплекс усилия разных структур и организаций для решения поставленных задач, что позволило получить хорошие инновационные результаты.

К настоящему времени количество детей и подростков, принявших участие в проекте более 5000 человек, из 48 территорий Московской области и 16 городов северного региона.

Проект «Планета Будущего» может получить динамику в рамках новой стратегии государственной молодежной политики, так как работа в направлении организации содержательного, развивающего летнего оздоровительного отдыха для одаренных детей и подростков открывает дополнительную возможность для регионов по формированию перспектив в области подготовки молодых кадров для инновационной политики.

Таким образом, проект является уникальной формой работы с одаренными детьми и подростками, так как условия лагеря и профильных (многопрофильных) смен позволяют решить те задачи, которые или невозможно решить ни в одном другом месте, или эффективность их решения будет гораздо ниже.

Это связано с тем, что в условиях лагеря возможно практически круглосуточное наблюдение за ребенком, изучение ребенка педагогами во время учебы, различных мероприятий, общения со сверстниками и взрослыми, отдыха; возможно решение задачи оздоровления одаренных подростков, передачи опыта организации здорового образа жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом. Это становится особенно актуально в связи с тем, что одаренные дети и подростки имеют, как правило, ослабленное здоровье. Как показывает опыт, многие из них заинтересовались спортом, что тоже является положительным результатом. Так дети, одаренные в области наук из-за больших интеллектуальных нагрузок страдают сколиозом. Как известно, при сколиозе показано плавание и лечебная физкультура. Учитывая, что подростки, участники профильных смен, заинтересовались плаванием и освоили ЛФК, это можно считать положительным результатом пребывания в лагере и достижением медицинского персонала, педагогов по физкультуре и мастеров спорта по плаванию, которые занимались с ребятами.

Именно в лагере возможно создание эвристической развивающей среды, под которой мы понимаем сосредоточение в одном месте и в одно время различных факторов, которые естественным образом способствуют реализации возможностей одаренного подростка, формированию у него устойчивого интереса к исследовательской работе, осознанию себя как неповторимой личности. Среди этих факторов мы выделяем следующие: программа каждой профильной (многопрофильной) смены предполагает участие представителей науки и культуры; участники смены отбираются согласно критериев одаренности, и уже само общение между ними носит развивающих характер. Психолого-педагогическая атмосфера, создаваемая в лагере, наполнена духом творчества, способствует постоянному научному поиску, определенным научным открытиям.

Мы в своем исследовании обращаемся к категории подростков.

В отечественной психологической и педагогической науках к осмыслению и изучению особенностей развития подростков и старшеклассников обращались С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Л.И. Божович, И.С Кон, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, Д.В. Эльконин, М.Ф. Гинзбург, A.M. Толстых, Н.Н. Загрядская и другие.

Исследователи акцентировали внимание на выделении задач развития в период подросткового и старшего школьного возраста, на характеристике качественных изменений в сфере общения, на особенностях интеллектуального развития и проблемах данного возраста, связанных с необходимостью самоопределения.

Анализ теоретических и эмпирических данных позволил выделить центральные новообразования в период подросткового возраста: формирование Я-концепция и развитие самосознания, становление идентичности; осознанное стремление к самореализации и готовность к самоопределению, самопроекция в будущее, формирование основных личностных позиций, выработка жизненных стратегий и планов, качественные изменения в системе личностных отношений, развитие саморефлексии, повышение уровня самоконтроля и саморегуляции, надстройка социального сознания как регулятора поведения и др.

Считаем необходимым отметить то обстоятельство, что при организации работы с одаренными подростками важной проблемой является оптимальное сочетание решения возрастных задач с индивидуальными задачами интеллектуального развития.

Подростковый возраст характеризуется развитием самосознания, мотивационной сферы, изменением внешности, расширением интеллектуальных способностей, конфликтностью, противоречивостью ценностных ориентации и др.

При определении особенностей развития одаренных детей подросткового возраста мы считаем необходимым обратить внимание на развитие их сущностных сфер: волевой, интеллектуальной, мотивационно-личностной, предметно-практической, экзистенциальной и др.

Развитие интеллектуальной сферы одаренных подростков имеет свои характерные особенности. Так показатели вербальных, математических и невербальных способностей, а также скорости обработки информации у одаренных учащихся превышают таковые по сравнению с обычными детьми. Их превосходство по показателям креативности является менее заметным, но достоверным.

Для одаренных подростков характерны:

- высокие интеллектуальные способности;

- креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления);

- быстрое усвоение информации и выдающаяся память;

- интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;

- высокая личностная ответственность;

- убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;

- позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

В мотивационной сфере у подростков данной категории наблюдаются некоторые особенности развития. Новые мотивационные образования возникают в результате переживания или проживания. Исследования в данной области свидетельствуют о том, что успешность развития подростков данной категории во многом обусловлена особенностями их мотивационно-личностной сферы: страхом перед неудачей, эмоциональностью, общей тревожностью, нестабильность мышления при стрессе и т.д. У них отмечаются более высокие показатели надежды на успех, но более низкие показатели страха перед неудачей, эмоциональности, общей тревожности, тревожности в ситуации оценивания, нестабильности мышления при стрессе. Академическая самооценка у одаренных подростков выше, чем у сверстников, но общая самооценка не отличается, так же, как и показатели организованности (планирования) учебной деятельности и регуляции внимания.

Л.И. Божович говорит о том, что в предметно-практической сфере в подростковом возрасте развивается способность к самообразованию как самосовершенствованию.

Необходимым условием саморазвития, по мнению Г.А. Цукерман, являются самостоятельность, ответственность, инициативность, которые проявляются даже у маленьких детей.

Авторы многих психолого-педагогических исследований считают саморазвитие прерогативой старшего школьного возраста. Однако именно младший подростковый возраст характеризуется началом осознанного саморазвития. Младший подростковый возраст характеризуется возникновением способности к рефлексии, саморегуляции, когнитивных аспектов самооценки и, прежде всего, ее мотивационно-ценностной базы, которые, в целом, влияют на развитие школьников.

Исследования Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой показали, что в 11-12 лет происходит перестройка социальной ситуации развития младшего подростка. Точкой опоры, приводящей к перевороту внутреннего мира ребенка, является, по мнению Эльконина, «ориентировка на себя как основное условие решения» всех жизненных задач.

Критические моменты данного возраста оказывают свое влияние на саморазвитие подростка.

К.А. Абульханова-Славская отмечает, что не всякая деятельность развивает способности и не все способности приводят к развитию личности. Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности, к их успешному осуществлению.

В подростковом возрасте специфичен процесс саморазвития личности. Это обусловливает необходимость педагогической поддержки саморазвития подростка. Среди особенностей подросткового саморазвития В.А. Лазарев выделил ряд противоречивых черт: актуальность потребности в саморазвитии при недостаточном владении способами и средствами саморазвития; расширение интеллектуальных возможностей для получения большого объема информации при отсутствии умения ее критического отбора; тяга к общению со значимыми людьми и неумение построить адекватные взаимоотношения; острота протекания внутри личностных и межличностных проблем и вялая рефлексивность.

Подобные противоречия говорят о востребованности педагогического сопровождения подростков со стороны взрослых.

Таким образом, мы рассмотрели возможности детского оздоровительного лагеря для развития одаренности подростков; охарактеризовали деятельность педагогов по ряду направлений в работе с одаренными подростками в детском оздоровительном лагере; охарактеризовали проект «Планета Будущего», в рамках которого нами осуществлялось социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков. Данный проект является удачным дополнением к существующей традиционной системе работы с одаренными подростками.

 

АВТОР: Сидорина Н.А.