24.03.2012 6940

Влияние социальной среды на формирование криминальной агрессии у молодежи

 

Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление - наказание - опыт насильственных отношений (максимально представленный в местах заключения) - последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника» - накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность-более тяжкое преступление.

Как следует из литературных источников, каждая из соционормативных систем выступает в качестве регулятора человеческих поступков, и любая культура декларирует свои специфические нормы и критерии криминальной агрессии (С.Г. Сукиасян, 2006).

X. Хекхаузен (1986) также в качестве основного критерия криминальности агрессии приводит социальные нормы и функции. Культура формирует и задает норму, которая определяет тип и частоту агрессивных форм повеления. Как видим, соционормативные системы в отдельности и совокупности выступают в качестве регулятора человеческих поступков, и любая культура декларирует свои специфические нормы и критерии криминальной агрессии.

Агрессивное поведение, достигающее уровня нарушения законов, прежде всею, может быть следствием подражания. В качестве образцов для подражания могут выступать родственники, сверстники, другие значимые люди. Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, места лишения свободы - все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение.

На наш взгляд заслуживает внимания предложенная Л. Валгрейв теория «социальной уязвимости», которая разъясняет и обосновывает, почему дети из неблагополучных семей совершают не только больше, но и более тяжелые правонарушения. Показана дополнительная ценность социологических рамок для психологических данных о делинквентности.

Анализ предложенной схемы наглядно показывает, что психологические переменные можно понять через процессы взаимодействия в социальном и институциональном контексте. В любое исследование поведения человека необходимо включать саму среду. Как и теоретические подходы к пониманию юношеской делинквентности, подходы к профилактике также должны быть «интегрированными» (Л. Валгрейв, 1992).

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Семейные отношения оказывают основное влияние на формирование личности. Согласно статистическим данным число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также дезорганизованных, асоциальных семей составляет большую социальную группу, и она является областью повышенного риска насилия по отношению к детям, эмоционального отвержения детей, не обеспечиваются условиями для реализации жизненно необходимых потребностей, включая потребности в защите и уходе. Эти семьи являются и областью повышенного риска формирования у детей безнадзорности, делинквентного и криминального поведения. Патогенным является в первую очередь психологический климат семьи. Классификация типов неправильного воспитания предложена В.И. Гарбузовым(1990).

При жестоком обращении родителей с ребенком методика воспитания построена на системе наказаний. У детей формируется нарушение социализации, которая проявляется: в низком уровне социального функционирования с агрессивным и деструктивным поведением; расстройствах, связанных с асоциальными личностными деформациями; нарушениях эмпатии, стойкие эмоциональные отклонения с расстройствами самооценки.

К факторам риска нарушений социализации ребенка при жестоком обращении со стороны родителей относятся: алкоголизм, асоциальная личностная деформация и криминальность родных; психопатические черты у родителей в виде психической фригидности с повышенной аффективной возбудимостью, а также их незрелость и изолированность, неустойчивая самооценка, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы; потребность родителей устанавливать жесткий контроль над ребенком; амбивалентные отношения.

Эмоциональное отвержение ребенка и плохое обращение более вероятны, когда существует совпадающее влияние следующих деструктивных факторов: психологические (психопатологические) особенности родителей (опекунов), конфликтные внутрисемейные отношения, негативное влияние других членов семьи и асоциального окружения, безразличное отношение общества к фактам плохого обращения с ребенком. В подростковом и юношеском возрасте у детей из гpyпп риска, при нарастающей десоциализации на личностном уровне выявляются признаки установок с выраженной эгоцентричностью и признаки семейно-педагогической запущенности с чертами социально-психологической деформации личности, фиксацией антиобщественных ценностных установок.

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе имеется достаточно указаний на связь особенностей воспитания и психогенной травматизации в детском и юношеском возрасте как одного из факторов, имеющих значение в формировании отклоняющегося поведения.

З. Фрейд показал, что недостаточность социальных контактов и особенно их исчезновение («потеря любви») относится к числу сильных факторов, благо препятствующих агрессии.

М.Е. Проселкова (1998) также указывает, что ведущим в патогенезе личностных расстройств является депривационный фактор воспитания в детстве. Некоторыми зарубежными авторами отмечено, что нарушения поведения коррелируют с такими факторами, как неровные отношения в семье, конфликты между родителями (Cameron I.R., 1978), утрата одного из родителей в возрасте до пяти лет и распад родительской семьи в возрасте до шестнадцати лет (Snyders ei al., 1985), драки между родителями и другие стрессовые события в анамнезе (Jaffe P. et al., 1986).

По мнению Р. Бэрон, Д. Ричардсон (1997), насилие в детстве является мощным психотравмирующим фактором, который в дальнейшем служит основой для формирования агрессивности.

А.Е. Личко (1983) отмечал, что сочетание эмоционального отвержения с жестоким обращением в детстве в большинстве случаев приводит к психопатическому развитию и формированию тяжелых личностных расстройств.

В своих исследованиях И.Л. Кудрявцев и Н.А. Ратинова (2000) указывают, что агрессивные реакции также легко перенимаются при наблюдении за агрессивным поведением, а в дальнейшем усвоенное агрессивное поведение зависит от влияния факторов, регулирующих и провоцирующих агрессию. В качестве провоцирующих факторов они называют: социальные шаблоны, неприемлемое, фрустрирующее обращение, определенную мотивацию (деньги, престиж и т.д.) К регулирующим агрессию факторам авторы относят: обстоятельства, причины, которые сохраняют, усиливают или контролируют агрессивные реакции.

Г.В. Залевский (1996) полагает, что детство, насыщенное фрустрирующим опытом, ведет к низкой толерантности в отношении фрустраций, и в дальнейшем ничтожный повод может привести к массивному агрессивному поведению. Автор указывает, что в последующем агрессивные реакции становятся чертой личности, с фиксацией агрессии в качестве основной формы поведения. В многочисленных исследованиях процессов социализации и онтогенетического развития также находятся подтверждения детерминации агрессивности. Согласно данным Орегонского центра, для семей, из которых выходят высоко агрессивные дети, характерно особое взаимодействие по типу «расширяющейся спирали», поддерживающей и усиливающей агрессивные способы поведения (П. Массен и соавт., 1987). Указанными исследованиями установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к проявлению им агрессивного поведения по отношению к сверстникам, но и к развитию агрессивности в дальнейшем, склонности к жестокости и насилию

(С. Widom 1982), а также утверждению агрессии в качестве жизненного стиля личности (Hilchock Ruth А., 1987).

Исследуя детей «социального риска», Н.В. Вострокнутов (1996) пришел к выводу, что в семье с систематическими конфликтами, а также при раннем включении детей в ситуацию криминального окружения формирование аномальных личностных особенностей происходит по механизму «идентификации» стереотипов асоциальною поведения. При этом отмечено, что диссоциальные личностные расстройства сочетаются с патохарактерологическими радикалами неустойчивости, повышенной аффективной возбудимости и истероидности. Совершению криминальных действий у таких детей предшествует длительный период делинквентности с асоциальной личностной деформацией.

В работах американских исследователей указывается, что различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании способов конструктивных решений (L. Keltikangas-Jarvinen, P. Kangas, 1988). На становление агрессивного поведения влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).

А. Бандура и Р. Уолтер посвятили изучению данного «семейного» вопроса специальное исследование. Изучая связь между социализацией подростков, и их семейными условиями ученые выделили три основные особенности, определяющие поведение ребенка: его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения, степень развития совести, силу мотивации к агрессии. По мнению авторов, семья должна создать минимальные условия эффективной социализации. Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих.

Второй необходимой предпосылкой исследователи называют «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (ею преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.

В соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное поведение вызывается, прежде всего, недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые решились у детей в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смешаться на новый «более безопасный» (доступный) объект.

Таким образом, переход от стадии девиантного поведения к устойчивому асоциальному, криминально - агрессивному поведению сопровождается аккумуляцией негативных, десоциализирующих влияний и закреплением антиобщественных ценностных ориентации. У другой части индивидов асоциальное поведение остается обусловленным не дефектами правосознания, а нарушениями психического развития и отклонениями в эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах с чертами психического дизонгогенеза, личностной незрелости.

При всей важности возрастного, тендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего, наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет. Они обнаружили, что тяжесть совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет. По мнению ученых механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения, может выглядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами - агрессивные фантазии - отождествление себя с персонажем - усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на людей -повторение агрессивных действий - использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях - подкрепление - агрессивные привычки - неразвитые социальные и учебные умения - фрустрация -чрезмерный просмотр телепередач.

Формирование агрессивного поведения через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых, увиденное должно выглядеть реально и захватывать. Во-вторых, увиденное должно восприниматься именно как агрессия. В-третьих, агрессия перенимается, когда зритель отождествляет себя с агрессором, а потенциальный объект агрессии для конкретной личности ассоциируется с жертвой агрессии в фильме. Следующим принципиальным условием научения является то, что в результате агрессии герой достигает цели или получает удовольствие, значимое для зрителя.

В целом просмотр агрессивных сцен, видимо, не оказывает предполагаемого прямого негативного воздействия на большинство взрослых людей, поскольку само восприятие определяется совокупностью внутренних и внешних условий. Реакции людей на сцены насилия могут быть самыми различными: отвращение, неприятие, виртуализация (восприятие изображаемых событий как нереальных), только в некоторых случаях восхищение или стремление подражать. Тем не менее, негативное влияние СМИ на развитие детей и подростков вызывает справедливые опасения и требует специального изучения. В то время как влияние средств массовой информации на поведение личности остается не вполне понятым, семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивною поведения.

 

АВТОР: Смирнова С.В.