24.03.2012 4638

Особенности формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций

 

Термин «формирование» является одной из основных категорий педагогики и психологии, однако среди исследователей нет единого понимания в его определении. В словарях и учебниках встречаются прямо противоположные определения этого понятия. Например, формирование как изменение личности под влиянием внешних факторов (К.К. Платонов) и формирование как само развитие личности (А.В. Петровский). С.Д. Поляков, подчеркивая, что при любом из предложенных пониманий данный термин становится ненужным, дублирующем другие, более четкие в определении феномены (воспитание, социализация, развитие), предлагает «сохранить словосочетание формирование личности, оставив за ним максимально широкий смысл - всякие изменения, новообразования, усложнения личности без указания источника этих изменений». Для цели нашего исследования этот подход, кажется нам наиболее подходящим, так как он позволяет рассматривать сразу четыре процесса:

- Качественные изменения, происходящие в личности;

- Влияние внутренних факторов на эти изменения;

- Внешне обусловленные влияния;

- Взаимовлияния внутренних факторов и внешних условий и их воздействие на личность.

Близкую точку зрения высказывает А.И. Кочетов: «субъективные процессы формирования личности - это синтез образа жизни, образа мыслей и образа «я». Эти процессы определяют жизненный опыт и вид активности личности... Внешнее и внутреннее регулирование становления и развития личности связываются в образовании как обобщающем все процессы развития личности. Вместе с тем, синтез всех внутренних и внешних изменений «Я» и есть формирование целостной личности».

Г.П. Щедровицкий, говоря о формировании личности и отдельных ее компонентов, рассуждал: «Одни говорят, что способности (субъективные условия деятельности) - продукт прежде всего внутреннего развития ребенка. Другие - что способности - продукт усвоения определенных содержаний (деятельностей, знаковых средств и т.п.), задаваемых ребенку извне. Если мы принимаем первую линию объяснений, то нам не удается объяснить, каким образом имманентное развитие ребенка приводит к способностям и видам деятельности, общим у него со всеми другими детьми.

Значит, мы должны принять альтернативный тезис и положить, что способности, подобно психике вообще, жестко детерминированы какими-то внешними средствами способности не что иное, как свернутые «слепки» уже произведенных индивидом деятельностей, что это те «формы», в которых ребенок присваивает себе заданные ему образцы деятельности.

Но понимаемое таким образом усвоение тоже не может объяснить... обобщенный характер всех способностей, позволяющий индивиду строить иные деятельности, нежели те, которые встречались ему в прошлом опыте. Так мы приходим к представлению о таком развитии способностей в усвоении, которое не может быть сведено ни к чистому развитию, ни к чистому усвоению, ни - что самое главное - к сумме того и другого, а предполагает совершенно особый механизм всего целостного процесса». То есть, по мнению Г.П. Щедровицкого, процесс формирования имеет искусственно-естественную природу: все элементы и подсистемы развития личности «должны рассматриваться как формируемые... Эта система включает механизмы управления и управляющие структуры (сознательно задаваемые условия обучения и воспитания), обеспечивающие искусственное развитие», которое диалектически дополняет естественное развитие. Для нашего исследования это означает, что, объективно протекая как внутреннее по отношению к личности, формирование военно-профессиональной направленности может быть внешне управляемо со стороны педагога.

Готовность не дана курсанту от природы, она формируется в процессе профессиональной подготовки в военном вузе. Это не означает, что индивид является лишь объектом воспитательных воздействий. Он выступает и как субъект, для которого определенные социальные требования из внешних становятся внутренними.

Современные подходы к проблеме подготовки будущих офицеров, представленные в работах А.В. Барабанщикова, И.В. Биочинского, В.В. Бондаря, Н.Т. Волкова, СП. Желтобрюха, А.К. Кротова, Ю.А. Ленева, В.Г. Михайловского, Г.А. Шабанова, Л.Д. Шарого, Ю.В. Шеремета, Г.И. Шпака, объединяет то значение, которое авторы отводят мотивационно-ценностному компоненту военного образования.

В.В. Гусев и Н.А. Савельева, раскрывая концептуальные подходы современного этапа подготовки офицерских кадров, отмечают, что в основу воспитания курсантов и слушателей положены формирование у них верности Отечеству и воинскому долгу, высоких боевых, морально-психологических и командирских качеств, всесторонняя подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности.

Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего офицера в процессе подготовки в военном вузе исследовали А.А. Киселев, В.А. Кудрявцев, Ю.А. Ленев, В.П. Натаров, А.Н. Полосин, А.А. Порошин, Н.Б. Саханский, В.А. Щеголев. Большое значение имеет обоснование аксиологического подхода к личностно-профессиональному развитию курсантов высших военных учебных заведений в докторской диссертации Б.А. Федулова. Профессия офицера издавна выделялась особым нравственным статусом. Основу содержания всего воспитания в военно-учебных заведениях и в армии России в целом составляло раскрытие нравственных категорий и идеалов. К ним относятся, прежде всего: долг, честь, совесть, уважение, добродетель, скромность, благородство, патриотизм, героизм, ответственность, отечество, Родина, вера, правда и другие. Общественное мнение об офицерском корпусе как цвете нации складывалось и утверждалось столетиями. Нравственный облик офицера не в последнюю очередь определялся общей культурой той прослойки и сословия, где проходило его социальное становление. Нравственные качества офицера котировались наравне с боевой доблестью, безнравственность - наравне с трусостью и профессиональной непригодностью.

Центральное место в системе морально-нравственных представлений русского офицерства всегда занимало понятие офицерской чести. Обладать честью было признано необходимостью для офицера. Е.П. Гаркуша рассмотрел в своем диссертационном исследовании процесс воспитания чести советского офицера у курсантов военных училищ на материале ВМФ. Воинская честь - это не только личная ответственность за выполнение воинского долга, но и правдивость, обязательность, верность данному слову, порядочность, уважительное отношение воинов друг к другу, чувство товарищества и нетерпимость к аморальным поступкам. А.В. Суворов, например, выделял такие компоненты офицерской чести, как любовь к Отечеству, исполнительность, дисциплину и товарищество.

На протяжении двух с лишним столетий в основе русской гуманистической идеологии и морали лежало выполнение воинского долга перед Отечеством. Исследование воспитания воинского долга у курсантов на материалах вузов войск связи проведено В.А. Андрощуком. Офицер - лицо духовно-нравственное, призванное к государственному служению, он обязан подавать пример воинской доблести, жертвенности. Этот долг русские офицеры честно исполняли во всех войнах, и офицерство по праву может считаться самым патриотическим слоем общества. На основе патриотизма проявляется чувство ответственности за могущество и независимость Родины, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Многие офицеры и генералы старой российской армии прекрасно понимали значение нравственного элемента в обучении и воспитании и тем самым объективно становились носителями национально-патриотических идей. В исторической памяти сохранился облик офицера - широко образованного, интеллигентного, со строгими моральными принципами, патриота своей Родины. Начиная с первой половины XVIII в., когда с образованием регулярной армии в России стал формироваться офицерский корпус, воспитание и обучение личного состава армии и флота основывалось на положении, что русский солдат и матрос служит не ради чести своей и императора, а в интересах государства Российского.

Патриотизм в своей основе несет целостную систему идей, складывавшихся на протяжении тысячелетий: национального единения и согласия, защиты родной земли, морального долга перед обществом, ответственности за судьбы Родины. Разрабатывая основы нравственного воспитания патриота-гуманиста, отечественные педагоги и мыслители просвещения говорили о том, что для этого необходима правильно организованная система обучения и воспитания, которая позволит сформировать граждан, способных сознательно действовать на пользу государства (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и другие). Эти идеи получили свое развитие в 19 веке в работах таких выдающихся педагогов как К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. Они указывали на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы, и является не только задачей воспитания, но и его могучим средством.

Патриотизм, связанный в России с преданностью государству и вере предков, был краеугольным камнем офицерской психологии. В то же время гордость за свою профессию справедливо рассматривалась русскими военными публицистами как одно из самых важных качеств офицера. «Военный найдет в важности и пользе своих обязанностей нужную твердость к их исполнению, а в самом исполнении - средство возвысить себя в собственных глазах и заслужить общее уважение; и если бы все усилия его остались временно без вознаграждения, то голос совести и истинная любовь к Отечеству поддержат еще его рвение и преданность», - писал в первой половине 19 века А.Л. Блондель.

Таким образом, в основе профессиональной подготовки российских военнослужащих должна лежать система ценностей, которую можно обозначить триадой понятий - Долг, Честь, Отечество.

Профессиональная подготовка будущих офицеров происходит в процессе обучения в военном вузе. В педагогике высшей военной школы под обучением понимают «целеустремленный, организованный процесс совместной деятельности преподавателей и курсантов, в ходе, которого обучаемые овладевают знаниями, умениями и навыками, предусмотренные учебной программой».

Процесс обучения зависит от уровня военной науки, боевой техники, организации армии, способов ведения вооруженной борьбы. Эта зависимость проявляется в виде прямого заказа военной науки, определяющей чему надо учить будущих офицеров.

Теоретическим анализом процесса обучения воинов занимались А.В. Барабанщиков, Н.А. Вельский, М.И. Герасимов, Ф.И. Фролов, Г.И. Шпак и другие специалисты в области военной педагогики.

В общей и военной педагогике в настоящее время важную роль приобретает системный (системно-структурный) подход. Системный подход дает возможность значительно расширить уровень научных познаний, т.к. он позволяет достичь наиболее широкого синтеза научных знаний, создания целостного представления об изучаемых объектах и явлениях. Эти исследования отражены в работах В.Г. Афанасьева, Ю.К. Батанского, Н.В. Кузьмина, И.В. Биочинского.

В области исследования педагогики высшей школы системный подход предполагает изучение педагогического процесса военного вуза как целостной системы, относительно обособленной от внешней среды и в то же время связанной с ней. Любая педагогическая исследовательская система в свою очередь состоит из множества элементов, каждый из которых сам является определенной системой. Как показывает практика, диапазон исследований системного подхода широк.

Рассматривая структурность педагогической системы подготовки кадров в военных вузах, будем опираться на исследования педагогов о структурных компонентах педагогической системы (педагоги, обучаемые, цель, информация, средства). Под структурными компонентами будем подразумевать базовые характеристики педагогической системы, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем.

По мнению Кузьминой Н.В., педагогические системы создаются лишь тогда и там, где и когда налицо осознанная потребность общества в подготовке определенных категорий людей.

Цель педагогической системы в нашем случае - подготовка для войск РХБЗ офицера - высококвалифицированного специалиста и подготовить для общества гражданина.

Общие и специфические требования в профессиональной военной подготовке заключается в следующем: преданность Российскому народу, высокая исполнительность и дисциплина, инициатива и самостоятельность, высокая профессиональная подготовка, общая и военно-техническая культура.

Под профессиональной подготовкой современного военного специалиста в военном вузе мы понимаем педагогическую систему, включающую обучение, воспитание, развитие и психологическую подготовку как целенаправленную, взаимообусловленную деятельность преподавателей и курсантов.

Это сложное структурно-функциональное образование, включает учебные занятия, воспитательную и спортивно-массовую работу во вне учебное время, практику и стажировку в войсках. Основой педагогического процесса призваны быть самостоятельные занятия курсантов и их самовоспитание.

Рассмотрим основные компоненты системы профессиональной подготовки современного военного специалиста.

Психологическая подготовка - целеустремленный, организованный процесс формирования у курсантов положительного эмоционального отношения к профессии офицера, внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с военной службой офицера в мирное и военное время.

Развитие - целеустремленный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности курсантов в соответствии с требованиями их будущей профессии. Оно выражается в формировании у обучаемых способности анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать.

Воспитание - целеустремленное, организованное формирование у курсантов научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, высоких морально-боевых, командирских и других профессиональных качеств, эстетического отношения к действительности. Воспитание осуществляется не только во время учебных занятий, но и во вне учебное время путем проведения различного рода мероприятий.

Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Содержание обучения в военном вузе определено учебными планами и программами. Оно нацелено на подготовку военного специалиста высокой квалификации, отвечающей требованиям, которые предъявляет современный этап развития Вооруженных Сил.

Обучение выступает как средство получения образования, которое понимается как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков».

Между психологической подготовкой, развитием, воспитанием и обучением существует диалектическая, иногда противоречива я взаимосвязь. В ходе обучения решаются не только образовательные задачи, но и осуществляется воспитание, развитие и психологическая подготовка. Воспитание придает всему процессу профессиональной подготовки офицерских кадров идейную, мировоззренческую направленности и выступает в качестве важнейшего средства активизации познавательной деятельности курсантов. Повышение уровня развития и психологической готовности к профессиональной деятельности способствует успешному решению постоянно усложняющихся учебно-воспитательных задач.

Особое место в структуре профессиональной подготовки занимает содержание обучения. Содержание обучения определяется исходя из целей, задач обучения. Содержание обучения включает научный, теоретический материал, который обучаемые должны усвоить, определенные умения и навыки, которые обучаемые должны приобрести в процессе обучения. Содержание обучения включает научный, теоретический материал, который обучаемые должны усвоить, определенные умения и навыки, которые обучаемые должны приобрести в процессе обучения.

При определении содержания образования соответствующего уровня и профессиональной подготовки курсантов первоочередными являются следующие положения:

- установление необходимых критериев, определение объема и глубины содержания учебных дисциплин;

- изучение главных направлений развития военной науки;

- моделирование профилей специальностей соответствующей области профессиональной деятельности.

А.И. Каменев, анализируя современное состояние высшей военной школы, указывает несколько вариантов подготовки офицерских кадров:

- подготовка офицеров отстает от развития военной науки и практики (готовится офицер вчерашнего дня);

- подготовка офицеров ведется как бы вдогонку за развитием военной науки и войсковой практики (попытка подготовки офицеров сегодняшнего дня);

- подготовка офицеров ведется с упреждением войсковой практики на базе научного прогноза развития военного дела (в данном случае офицеров на перспективу).

Чтобы выпускники военного вуза были подготовлены к новой теории, к новой технике, необходимо не узкоспециализированное направление обучения, а научно специализированное.

В содержательной и организационно-методической сторонах педагогического процесса профессиональной подготовки курсантов должны быть реализованы следующие группы принципов:

- основные принципы общей и отечественной педагогики (Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский);

- дидактические и организационно-педагогические принципы военной педагогики (А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский);

- принципы профессиональной подготовки курсантов в военных вузах: целостность и государственность обучения, профессионализация и специализация образования и преподавания, систематизация приобретенных знаний, умений и навыков, комплексный подход к обучаемому на основе его самостоятельности, индивидуализация его учебной деятельности;

- специфические принципы подготовки офицеров войск РХБ защиты:

а) принцип ориентации на достижение цели в экстремальных ситуациях;

б) принцип индивидуальной подготовки к решению поставленных задач с учетом быстро изменяющейся обстановки;

в) принцип поиска оптимальных решений при многофакторном анализе места выполнения постоянных задач;

г) принцип рефлексивной позиции в процессе анализа способа выполнения поставленных задач.

В ходе профессиональной подготовки курсантов для реализации вышеуказанных принципов способствует решение следующих педагогических задач:

- выявление интересов, способностей и склонностей курсантов и педагогов;

- включение курсантов как участников педагогического процесса в полноценную учебную деятельность с самых ранних этапов обучения в военном вузе;

- диагностика причин и разработка мер психолого-педагогической и психофизиологической коррекции неуспеваемости, недисциплинированности курсантов;

- профилактика трудностей, возникающих в процессе службы и учебы;

- повышение уровня психолого-педагогической подготовки участников педагогического процесса в военном вузе.

таким образом, современная система высшего военного образования предъявляет к будущему офицеру высокие требования как с точки зрения сформированности знаний, умений, навыков, ценностных ориентации, так и с точки зрения готовности к их реализации в будущей профессиональной деятельности. Данные положения находят отражение в государственном образовательном стандарте высшего военного образования. В качестве материала для анализа мы представляем государственный образовательный стандарт по специальности «эксплуатация приборов, оборудования и средств радиационной, химической и биологической защиты при исследовании физиологически активных веществ» с квалификацией выпускника «инженер». По данной специальности обучаются курсанты Костромского высшего военного командно-инженерного училища радиационной, химической и биологической защиты (база нашего исследования).

Стандарт, традиционно для данного типа документов, начинается с квалификационной характеристики выпускника. Уже в этой части ярко видны высокие требования к личности выпускника. Среди наиболее значимых возможно назвать следующие:

- выпускник должен обладать высокой духовностью, развитым чувством патриотизма, офицерской чести и военного долга, моральной психологической готовностью к защите Отечества, гордостью за принадлежность к Вооруженным Силам РФ;

- обладать развитым абстрактно-образным и аналитическим мышлением, лаконичной и логичной речью, собственным компетентным мнением, уметь принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение, самостоятельно действовать в пределах должностных прав и обязанностей;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в военном деле, об основах национальной и военной безопасности государства;

- обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами различных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций, обычаев, обладать твердой и непреклонной волей, уметь контролировать свои эмоции и чувства, волю других людей в условиях опасности и риска, направить их на беспрекословное исполнение приказаний и предписаний в боевой обстановке и в мирное время;

- иметь развитое чувство собственного достоинства, уметь постоять за себя, защитить свое личное достоинство и уважать достоинство других;

- уметь видеть главное в работе, четко определять цели и проявлять настойчивость в их достижении, осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, доводить начатое дело до конца, контролировать исполнение приказов и распоряжений подчиненными; обладать современным экономическим мышлением, уметь организовывать экономическую работу в подразделении и в части, руководить войсковым хозяйством;

- знать и точно соблюдать правила и положения, установленные воинскими уставами, законами, иметь образцовый внешний вид и строевую подтянутость;

- владеть компьютерными технологиями сбора, хранения обработки и использования информации, применяемой в сфере военно-профессиональной деятельности;

- обладать стремлением к постоянному самосовершенствованию, уметь планировать профессиональную карьеру, профессиональное и личностное саморазвитие, приобретать новые знания и использовать для этого современные образовательные технологии;

- обладать верой в себя, свои жизненные силы и способности, в свое призвание, в правильность выбора жизненного пути, в победу над врагом;

- знать и неукоснительно соблюдать правила воинского этикета, проявлять вежливость и тактичность со старшими командирами и начальниками, товарищами по службе и подчиненными;

- обладать силой и ловкостью, иметь хорошее здоровье, уметь уверенно выполнять установленный перечень физических упражнений, преодолевать значительные физические нагрузки, владеть культурой физического самосовершенствования; быть честным и порядочным, сохранять незыблемую веру слову, единству слова и дела.

Курсивом мы выделили те составляющие характеристики, которые наглядно демонстрируют необходимость формирования у курсантов готовности к реализации воспитательных функций. При этом даже поверхностный взгляд может зафиксировать некоторое противоречие: с одной стороны - курсант как будущий офицер должен быть образцом для подражания в отношении своих подчиненных и гражданского населения, а с другой в требованиях к его профессиональной подготовке практически не заложено механизмов редукции полученных знаний, умений, навыков, способов деятельности, усвоенных ценностных ориентации. То есть курсантов готовят стать образцовым офицером, но при этом уделяют недостаточно внимания формированию у него совокупности мотивов, ценностей, знаний, умений, навыков, эмоциональных и волевых проявлений, способствующих успешному воспитанию своим подчиненных военнослужащих не только как солдат, но и стремления продолжить военную службу, стать офицерами. По сути единственным (к сожалению, на сегодняшний день не самым эффективным) механизмом редукции остается личный пример. Исходя изданных позиций, разработка проблемы формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций должна заполнить образовавшийся имманентный разрыв.

Подтверждение сделанных выводов мы находим в разделе государственного образовательного стандарта «Виды профессиональной деятельности». Курсантов готовят к реализации трех основных профессиональных позиций: командно-инженерной, командно-административной и воспитательной. Для нашего исследования интересными являются две последние позиции.

Командно-административная заключается в организаторской и исполнительской деятельности командира подразделения по поддержанию постоянной боевой готовности и руководству повседневной деятельностью в мирное время. Разработка планирующих и распорядительных документов по всем видам служебной деятельности. Организация и поддержание внутреннего порядка в подразделении в соответствии с требованиями общевоинских уставов и трудового законодательства, обеспечение режима секретности. Разработка учебно-методических материалов и проведение занятий с личным составом подразделений на штатных образцах вооружений и средств защиты, по огневой, строевой и физической подготовке и общевоинским уставам. Обеспечение и поддержание постоянной боевой готовности подразделения.

Воспитательная позиция заключается в организации и проведении воспитательной работы, оперативного информирования и бесед с подчиненными. Знание деловых и морально-психологических качеств подчиненных, проведение с ними дифференцированной индивидуальной работы по воинскому и нравственному воспитанию. Организация и проведение общественно-государственной подготовки личного состава с целью освоения основных исторических этапов развития Отечества, воспитания на лучших ратных традициях российской армии. Усвоение основных положений Конституции РФ и государственного законодательства о военной службе, статусе военнослужащих. Привитие правовой культуры и примерности в поведении подчиненных. Освоение достижений мировой и отечественной культуры и использовании их в воспитании личного состава.

Итак, интересным является факт разделения функций воспитания на две не равнозначные группы: организационную и содержательную. Данное разделение с административной точки зрения, на наш взгляд вполне обоснованно, но с точки зрения формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций оно может помешать курсанту увидеть воспитательный потенциал повседневных ситуаций взаимодействия с подчиненным.

Готовность курсантов к реализации воспитательных функций в будущей профессиональной деятельности требует определения сущности, содержания и границ данных функций.

В научной литературе существует, по меньшей мере, три значения понятия воспитание: широкое, среднее и узкое. Воспитание в широком смысле слова подразумевается в таких известных выражениях как «жизнь воспитывает», «воспитывает каждый квадратный метр земли», «воспитывает среда» и т.п. в самом растянутом смысле это обозначает влияние на растущего человека всякой среды - природной и социальной. Часто трактовка в данном смысле слова встречается в контексте влияния социальной среды с целью передачи последующему поколению культуры (социального опыта), то есть знаний, умений, навыков, ценностей, сложившихся в определенной культурной единице (народе, обществе, социальном слое). Воспитание в широком смысле слова включает в себя как специально организуемые, целенаправленные воспитательные влияния, так и стихийные, неконтролируемые ситуации трансляции культуры на человека. С точки зрения психолого-педагогического исследования анализ данного определения позволяет лишь в общих чертах приблизиться к выявлению функций воспитания. Основной функцией воспитания является трансляция культуры в самом общем смысле данного слова, создание условий для усвоения человеком наиболее социально значимых элементов культуры.

Воспитание в среднем смысле слова сформулировано в исследованиях доктора педагогических наук А.В. Мудрика. По А.В. Мудрику, воспитание - это целенаправленное создание условий для развития человека. Под такое определение подходит и всяческое педагогическое влияние, и обучение, и спортивная тренировка, и духовное общение и многое другое, что могут поставить целью педагоги, родители, научные руководители, умелые администраторы, внимательные тренеры. Анализ средней трактовки сущности воспитания позволяет выявить его антропоцентрическую и развивающую функции.

Воспитание в узком смысле слова - это целенаправленное влияние на развитие личности воспитанника. Направленность на личность, ядром которой являются потребности и мотивы, идеалы и ценности, делает сущность воспитания более конкретной, практико ориентированной.

Сделанное уточнение, позволяет выявить четвертый смысл категории «воспитание». Воспитание в узко педагогическом смысле слова представляет собой целенаправленное влияние на формирование мотивационно-ценностной сферы личности в процессе взаимодействия педагога и воспитанника (С.Д. Поляков).

Таким образом, воспитание является ведущей силой мотивационно-ценностного развития человека. Путь воспитания - выработка человеком своей личной культуры смыслов. Смысл это «значение для меня», мой индивидуальный вариант отношения к значениям. В личностном смысле, в отношении прячутся и ценностная, и мотивационная стороны человеческой активности.

Цели, ценности, мотивы личности - это ускорители и замедлители (катализаторы) развития информационно-операционной сферы личности. Следовательно, воспитание - это условие обучения (Л.И. Божович, С.Д. Поляков). Но и обучение, формируя знания и умения, является условием успешного воспитания. Информационно-операционная бедность личности соответственно затрудняет формирование ценностной сферы человека.

Таким образом, к функциям воспитания можно отнести: усвоение социально значимых элементов культуры, передача социального опыта, антропоцентрическую, развивающую, аксиологическую. Данные группы функций реализуются в процессе совместной деятельности и общения воспитателя и воспитанника, причем оно оба являются субъектами данного процесса.

Особое значение придает социальной направленности воспитания А.В. Мудрик, понимая как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентации человека в процессе его социализации. Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образование, организация социального опыта человека, индивидуальная помощь человеку.

Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, то есть пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

Организация социального опыта человека осуществляется через: организацию жизнедеятельности формализованных групп; стимулирование самодеятельности в формализованных группах, влияние на неформальные группы. Социальный опыт А.В. Мудрик понимает в широком смысле слова как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

Индивидуальная помощь человеку реализуется в процессе консультаций, попечительства и опеки, стимулировании саморазвития. Индивидуальная помощь - это сознательная попытка помочь человеку: приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения аналогичных потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок, умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к группе и социуму.

Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и методы образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитуемых, а также специфичны в различных воспитательных организациях, соотношение и роль которых на каждом возрастном этапе различны в том или ином обществе.

А.В. Мудрик в своей концепции предлагает близкую для нашего исследования схему процесса социального воспитания: включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций (в нашем случае включение курсанта в образовательное пространство военного вуза), приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальных деятельностей, и экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т.п.).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, позволил нам сформулировать рабочее определение готовности курсантов к реализации воспитательных функций. Готовность курсантов к реализации воспитательных функций, на наш взгляд, представляет собой интегративную личностную характеристику, актуализирующую способности и возможности курсанта к управлению процессом собственной социализации и социального становления его подчиненных.

Структура феномена готовности курсантов к реализации воспитательных функции представляет собой сложный синтез следующих компонентов: мотивационно-ценностного:

- высокая духовность,

- развитое чувство патриотизма, офицерской чести, воинского долга, социальной ответственности,

- педагогическая направленности личности, готовность к защите Отечества,

- гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным силам Российской Федерации, их офицерскому составу;

Целевого:

- умение планировать собственную карьеру, профессиональное и личностное саморазвитие, вера в себя, в свои силы и способности, в свое призвание, умение прогнозировать и планировать перспективы развитие воинского коллектива, видеть перспективы развития каждого подчиненного, умение формулировать единые четкие критерии оценки деятельности подчиненных;

Когнитивного:

- обладание развитым абстрактно-логическим и аналитическим мышлением, собственным компетентным мнением, умением принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно действовать в пределах должностных прав и обязанностей, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в воинском деле, об основах национальной и военной безопасности государства, знание основ воспитания и самовоспитания военнослужащих, их возрастных и индивидуальных особенностей, владение современными воспитательными технологиями, умение моделировать педагогическое взаимодействие в типичных и экстремальных ситуациях;

Эмоционально-волевого:

- обладание твердой волей, умением контролировать свои эмоции и чувства, развитое чувство собственного достоинства, конфликто - и стрессоустойчивость;

Организаторского:

- умение четко определять цели и проявлять настойчивость в их достижении, осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, обладание культурой межнационального общения, умение сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами различных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев;

Конативного:

- знание и неукоснительно соблюдение правил воинского этикета, проявление вежливость и тактичность в отношении со старшими командирами и начальниками, товарищами по службе, подчиненными, честность и порядочность, демонстрация в повседневной жизни примера воинского служения, офицерской чести, патриотизма для подчиненных.

О степени сформированности готовности курсантов к реализации воспитательных функций возможно судить, соотвественно, по следующим критериям: мотивационно-ценностному, когнитивному, процессуальному и эмоционально-волевому. Все они находят свое отражение в реальной деятельности курсанта в образовательном пространстве военного вуза, поэтому целесообразно, с нашей точки зрения, выделение интегративного критерия, фиксирующего конативные проявления готовности. На основании выраженности данного критерия мы можем судить о высоком, среднем и низком уровне готовности курсантов к реализации воспитательных функции.

Низкий уровень характеризуется размытыми целями и ценностными ориентациями относительно реализации функций воспитания, ограниченными знаниями о сущности воспитания, не освоенностью понятийного аппарата, отсутствием опоры на психолого-педагогические знания, умения и навыки, стремлением действовать методом проб и ошибок, минимальными умениями саморегуляции, руководство в действиях и поступках эмоциям, подверженность стрессам.

Средний уровень характеризуется потребностью, заинтересованностью в реализации воспитательных функций, некоторыми представлениями об особенностях воспитания, системность профессиональных и педагогических знаний, некоторой размытостью, нечеткостью и неуверенностью в действиях, ситуативной саморегуляцией, допущением некоторых несдержанных эмоциональных реакций.

Высокий уровень характеризуется устойчивой положительной мотивацией на воспитание, осознанностью личностных воспитательных потенциалов и настроенностью на их реализацию в практической деятельности, уверенным владением необходимым понятийным аппаратом и психолого-педагогическими, общегуманитарными, естественно научными и профессиональными знаниями, четкое представление о сущности и способах воспитания военнослужащих и гражданских лиц, умением прогнозировать, проектировать и планировать свою деятельность, без затруднений достигать поставленной цели, умение регулировать собственное эмоциональное состояние, конфликто - и стрессоустойчивость.

Таким образом, формирование готовности курсанта к реализации воспитательных функций является составной частью его профессиональной подготовки, которой, к сожалению, на сегодняшний день уделяется недостаточное внимание. Под готовностью курсанта к реализации воспитательных функций мы понимаем интегративную личностную характеристику, актуализирующую способности и возможности курсанта к управлению процессом собственной социализации и социального становления его подчиненных. Данное явление имеет сложную структуру. Образовательное пространство военного вуза, при педагогически обоснованном использовании его возможностей, может стать значительным фактором формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций.

 

АВТОР: Смирнова М.С.