24.03.2012 7450

Организационно-содержательные условия взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы

 

Решение задачи оптимальной реализации взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы может быть представлено в виде модели. По нашему мнению, такая модель должна включать в себя 4 компонента: целевой, организационно - содержательный, технологический и профессионально - кадровый.

Включение в структуру модели целевого компонента в качестве первой и необходимой составляющей обусловлено, прежде всего, тем, что в соответствии с требованиями системного подхода именно цель является системообразующим фактором (П.И. Третьяков). Она становится «исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства, воздействия исполнения принятых решений, служит нормой контроля (экспертизы) и оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех его участников». Целевой (целеобразующий) компонент представляет определенную объективно обусловленную, логическую, гармоничную и преемственную иерархию целей и функций, которые призвана реализовать данная модель в системе деятельности школы. При этом стратегический уровень такой иерархии составляет базовая цель школы, направленная на выполнение социального заказа, сформулированного в принятой недавно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года:

«Современному развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности, за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание, умеющие не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их». В широком смысле эта цель связана с формированием современной личности вообще средствами образования.

Следующий уровень целей - тактический - определяет цель управленческой системы школы, составной частью которой или подсистемой являются указанные службы. Эта цель состоит в обеспечении оптимальных методических и социально-педагогических условий сопровождения качественного образовательного процесса, посредством которого школа во взаимодействии с другими социальными институтами формирует личность. Данный уровень включает, таким образом, особенные, организационные цели, учитывающие потенциальные возможности школьной организации.

Организационно-содержательный компонент включает:

- определение целей/результатов и основного содержания деятельности служб (то есть их функции: методическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса);

- субъекты взаимодействия: основные составные элементы (звенья) модели, то есть сами службы - методическую и социально-педагогическую, а также объекты воздействия со стороны этих служб;

- объекты воздействия, то есть всех прямых и косвенных участников образовательного процесса (педагогов, учащихся и их родителей, другие образовательные, культурно-просветительные учреждения, государственные и общественные организации, иные социальные институты);

- управление этими службами по реализации ими в своей деятельности всех уровней целей, осуществляемых школой.

На основе стоящих перед школой и конкретными ее подразделениями целей управленческая система организует необходимые условия деятельности указанных служб по методическому и социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

Решая задачи социально-педагогического сопровождения, социально-педагогическая служба школы непосредственно контактирует с семьей учащегося, другими образовательными учреждениями, различными общественными организациями и социальными институтами, сотрудниками самой школы. В свою очередь, методическая служба, выполняя задачу методического сопровождения образовательного процесса, имеет непосредственное дело с педагогами (учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования), другими специалистами школы. Но, поскольку, деятельность каждой из служб в конечном итоге направлена на личность учащегося, процесс ее формирования, обеспечение оптимальных условий этого процесса, методическая и социально-педагогическая службы при общности объекта закономерно выходят на взаимодействие друг с другом. При этом они используют результаты каждой из них: методической службе необходимы данные социопсихолого-педагогической диагностики с целью выработки на их основе рекомендаций для педагогов по повышению эффективности использования педагогических технологий в образовательном процессе и оптимизации работы с семьей учащегося; социально-педагогическая служба опирается на методические принципы и методическую компетентность педагогов, участвующих в реализации комплексной социально-педагогической работы школы с семьей школьника.

На этом моменте своей деятельности службы как раз и призваны достичь наиболее высокой точки взаимодействия и добиться оптимального эффекта совместной работы. Именно здесь осуществляется выход на результаты решения задач сопровождения и на конечные результаты образовательного процесса.

Поскольку механизм управления взаимодействием включает очень важный этап внедрения, остановимся подробнее на основных звеньях организационно-содержательного компонента и условиях их модернизации в целях повышения готовности к оптимальной совместной деятельности.

Организационной основой указанной модели является комплексная, многофункциональная методическая служба, интегрирующая усилия не только методистов, педагогов, но и психологов, социальных педагогов, других специалистов, участвующих в сопровождении образовательного процесса в школе.

Такая модернизированная методическая служба является центральным звеном организационного компонента модели взаимодействия указанных выше служб. Методическую службу составляют органы управленческого и кадрового обеспечения методической работы. Она действует на основе положения о методической службе школы.

Организовать методическую работу - значит распределить функции управления между звеньями системы методической службы и обеспечить оптимальные условия функционирования и последующего развития этой системы, ее взаимодействия с другими подразделениями, службами, звеньями школы.

Организация методической работы строится на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, создании комплексной методической службы, обеспечивающей оптимальное методическое сопровождение образовательного процесса во взаимодействии с другими службами и специалистами, управлении методической работой, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов.

Педагогическое руководство методической работой осуществляет педагогический совет, административное управление - администрация школы (заместитель директора по научно-методической работе), председатель научно-методического совета.

Центральным ядром методической службы школы является научно-методический (методический) совет - коллегиальный, консультативно-методический орган, действующий на основе решений и поручений педагогического совета, директора учреждения, Совета школы.

Основными задачами научно-методического совета (НМС) являются:

- определение приоритетных направлений развития школы (совместно с Советом школы и педагогическим советом);

- экспертно-диагностическое и аналитическое обеспечение образовательного процесса;

- подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию учебно-воспитательной деятельности школы, повышению качества образования;

- оказание методической помощи педагогам и другим специалистам школы;

- разработка и коррекция учебных планов школы, экспертиза рабочих программ и дидактических материалов педагогов;

- изучение и внедрение инноваций в области образования и воспитания;

- изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта;

- организация научно-методической и творческой деятельности педагогов и учащихся;

- реализация решений педагогического совета по методическим вопросам.

В соответствии с этими функциями в структуре самого методического совета формируются отделы:

- аттестационный (аттестация учителей, обобщение опыта, курсовая переподготовка);

- опытно-экспериментальный (апробация новых методик, технологий, учебников, программ);

- консультационно-диагностический (осуществление системы работы с одаренными детьми; диагностика и коррекция воспитания и развития в классах коррекционно-развивающего обучения; поиск и подготовка рекомендаций по проблемам образовательного процесса, в том числе методике взаимодействия педагогов с учащимися и их родителями);

- отдел мониторинга (диагностика образовательного процесса, экспертиза).

Научно-методический совет организует и координирует деятельность предметных методических объединений, которые призваны осуществлять работу по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства, организации взаимопомощи в целях обеспечения качества образовательного процесса и реализации государственного образовательного стандарта по своей предметной области, а также межпредметных творческих формирований педагогов (лабораторий, групп, временных научно-исследовательских коллективов и др.).

Совет руководит научно-исследовательской работой учителей и учащихся, координирует и направляет работу по научной проблеме школы, обобщает ее и представляет на школьных конференциях и заседаниях педагогического совета.

Важное значение в структуре службы имеют также межпредметное методическое объединение классных руководителей и кафедры. С учетом специфики проблем в наших экспериментальных школах были дополнительно созданы кафедры профильного обучения и воспитания, действующие на основе разработанных нами Положений о внутри школьной кафедре.

Кафедра - структурное научно-методическое подразделение школы, создаваемое и действующее при научно-методическом совете школы в целях решения проблем инновационного характера и обеспечивающее подготовку и последующее включение всего педагогического коллектива в данную инновационную деятельность. Она объединяет наиболее творческих, инициативных педагогов, ориентированных на исследовательскую, экспериментальную деятельность по переводу школы в инновационный режим и является межпредметным, научно-творческим формированием специалистов, участвующих в инновационной деятельности.

Координирующую и организующую роль в сервисном методическом обеспечении педагогов играет кабинет психолого-педагогического и методического сервиса (методический кабинет). Кабинет психолого-педагогического и методического сервиса (далее КПМС) является центром методической работы школы, а также организационной формой взаимодействия методической и социально-педагогической деятельности.

КПМС находится в непосредственном административном подчинении директору школы. Научное руководство осуществляет научно-методический совет (НМС). Оперативно-организационное управление реализует методист, назначаемый директором из числа членов НМС, и общественный совет КПМС. Планирование работы КПМС является составной частью плана работы НМС.

Основными задачами КПМС являются:

- повышение мотивации к образованию и самообразованию педагогов, повышению качества педагогического труда;

- информационно-методическая работа по сбору, обработке, хранению учебно-методических и дидактических материалов (банк методических знаний и разработок);

- ознакомление педагогов с новинками методической, психолого-педагогической литературы; пропаганда передового педагогического опыта (методический всеобуч);

- диагностика методико-психолого-педагогических затруднений в работе педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов и оказание им услуг по преодолению этих затруднений (методический, социально-педагогический и психолого-педагогический консультационный пункт);

- экспертиза учебно-методических, аттестационных, программных, дидактических материалов педагогов (по поручению педагогического или научно-методического советов школы);

- реализация других творческих проектно-научных задач по поручению педагогического или научно-методического советов).

Основными формами работы кабинета являются: разработка методических, психолого-педагогических рекомендаций; организация постоянных и временных методических семинаров, чтений, консультаций, круглых столов, конференций, конкурсов педагогического мастерства и др.; выставки методической литературы; организация заседаний экспертных советов и комиссий; помощь в подготовке и проведении открытых уроков и воспитательных мероприятий.

В представленной выше ситуации уместно, таким образом, говорить о методическом сервисе, основанном на заказном характере услуг по оценке, коррекции, стимулированию и совершенствованию педагогической техники учителя. При этом «заказ» на услуги методического характера будет предъявляться школьной методической службе не только со стороны педагога (воспитателя), но и со стороны администрации, социально-педагогической, психологической служб школы на основе комплексной диагностики педагогического и ученического коллективов, семей учащихся, социума школы и его воспитательно-образовательного потенциала, данных анализа образовательного процесса.

Другим важным структурным звеном организационно-содержательного компонента модели является школьная социально-педагогическая служба. Вариативность и конкретная организационная структура такой службы определяются, прежде всего, комплексом социально-педагогических условий и проблем, характеризующих конкретное общеобразовательное учреждение и его социум.

Так, в ряде общеобразовательных учреждений Ставропольского края, чей опыт анализировался в ходе проведения нашего исследования и где использовались его результаты (гимназии №9 г. Невинномысска, лицее №15 и МОУ СОШ №№3, 31 г. Ставрополя, ГОУ СОШ №1 с. Грачевка Грачевского района, ГОУ СОШ №2 с. Труновское Труновского района), социально-педагогические службы сформированы по достаточно традиционной схеме. Они включают социальных педагогов (как правило, их численность в школе составляет всего 1-2 человека), помощников социального педагога из числа воспитателей групп продленного дня (в начальных классах), а также отдельных классных руководителей, работа которых, как известно, в значительной степени пересекается с функционалом социального педагога. Сам термин «служба» в такой ситуации применим, по нашему мнению, достаточно условно, так как внутреннее взаимодействие специалистов, их количественный и качественный составы, а также ассортимент услуг, форм и методов работы явно недостаточны для эффективной социально-педагогической деятельности.

В нашей экспериментальной школе (МОУ СОШ №28 г. Ставрополя) специфика условий и трудностей - низкий образовательный и, вследствие этого, социальный статус семей, значительное количество многодетных семей, наличие различных незащищенных категорий населения (беженцев, инвалидов, детей-сирот из близко расположенного детского дома и детей из неполных семей) - потребовала модернизации подходов к организации социально-педагогической работы. Кроме того, важным фактором в ходе анализа проблем и перспектив развития общеобразовательного учреждения стал полиэтнический состав населения социума школы, а, следовательно, и учащихся. Он определил не только проблемы межэтнической толерантности, взаимопонимания и адаптации личности ребенка в поликультурном социуме, но и педагогические затруднения, связанные с билингвизмом, необходимостью учета культурных особенностей представителей различных этносов и религиозных конфессий в соответствии с требованиями этнопедагогического подхода. Все это обусловило создание инновационного подразделения в системе социально-педагогического сопровождения образовательного процесса - комплексной социально-педагогической и психологической службы помощи, поддержки и защиты личности в многонациональном школьном социуме.

Структура службы включает в себя не только социально-педагогический (коррекционный блок), но также психологический, социально-правовой и административно-кадровый блоки.

Основными направлениями социально-педагогической работы указанной службы (коррекционный блок) служат:

- диагностика трудностей школьной, социальной, языковой, культурной адаптации, выявление причин дезадаптации ребенка;

- оказание личности необходимой коррекционно-педагогической помощи (коррекция нарушения речи, поведения, учебной деятельности, просветительская деятельность в ознакомлении культуры принявшей их территории);

- отбор социально адаптированных к реальным возможностям ребенка образовательных программ и определение оптимальных методов обучения;

- активизация системы дополнительного образования как важного условия компенсации и развития личности учащегося;

- организация совместного семейного досуга, развитие и расширение взаимодействия школы и семьи;

- консультативно-педагогическая помощь родителям учащихся;

- педагогическое просвещение родителей.

Основными направлениями психологической работы являются:

- комплексная диагностика, мониторинг состояния и развития личности учащегося, семей, детских и педагогического коллективов;

- психокоррекционная работа с субъектами образовательного процесса;

- психологическое консультирование педагогов, родителей, детей (при необходимости - привлечение специалистов других сфер: медицинских работников, валеологов, клинических психологов и др.);

- психопрофилактика возможных эмоционально-личностных нарушений личности;

- психологическое обеспечение (например, на уровне диагностики) профориентационной работы;

- психологическое просвещение детей и взрослых.

В качестве основных направлений работы социально-правового блока службы можно выделить:

- информирование о службах края, занимающихся проблемами различных категорий семей;

- правовая консультативная работа в области ознакомления семьи и личности с законами, обеспечивающими им реализацию своих прав и их защиту;

- создание базы данных о наличии различных категорий семей в образовательном учреждении и о проблемах, с которыми сталкивается семья; прослеживание процесса интеграции данных семей в социум. К направлениям работы административно-кадрового блока относятся:

- разработка плана деятельности службы помощи;

- координация деятельности всех субъектов учебно-воспитательной работы с семьей и личностью;

- разработка необходимого соотношения базового и вариативного компонентов в учебном плане;

- мониторинг результатов работы с семьями и обучения их детей;

- создание условий для повышения профессиональной квалификации специалистов образовательного учреждения;

- обобщение и распространение имеющегося опыта в деятельности службы помощи, поддержки и защиты.

Таким образом, уже приведенный перечень направлений работы указанной инновационной службы объективно обуславливает необходимость ее тесного взаимодействия с методической службой общеобразовательной школы.

Технологический компонент модели включает:

- принципы взаимодействия методической и социально - педагогической служб;

- формы взаимодействия методической и социально-педагогической служб друг с другом, с другими структурными подразделениями школы, а также с различными социальными институтами (семьей, общественными организациями, иными учреждениями образования и воспитания и т.д.), участвующими в формировании личности в целом и обеспечении образовательного процесса в частности;

- средства, методы, приемы совместной работы указанных субъектов взаимодействия.

Кадровый компонент включает профессиональный состав специалистов методической и социально-педагогической служб, определяет дополнительные требования к их профессиональной компетентности с учетом модернизации служб для эффективного взаимодействия, а также условия повышения квалификации тех работников школы, которые участвуют своей деятельностью в обеспечении функционирования указанных служб.

Учитывая полиэтнический характер школ, участвовавших в нашем эксперименте, мы особое внимание уделяли такому аспекту методической работы, как повышение этнопедагогической и этнопсихологической компетентности учителей и классных руководителей. Поскольку именно национально-психологические особенности личности школьника зачастую лежат в основе возникающих в школьном коллективе конфликтных ситуаций и педагогических проблем, постольку к профессиональной компетентности педагогов, работающих в полиэтнической школе, необходимо предъявление требований, связанных с необходимостью учета не только индивидуальных, но и национально-психологических особенностей личности обучающегося. Составляющими профессионализма учителя, воспитателя такого образовательного учреждения, как отмечают В.С. Кукушкин и Л.Д. Столяренко, могут считаться: этносоциальная компетентность, готовность к преодолению трудностей в коммуникативном воздействии с представителями различных этносов, адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми других национальностей, культура межнационального общения.

Поэтому на протяжении всего эксперимента в МОУ СОШ №28 г. Ставрополя последовательно и системно велась работа в данном направлении. В частности, в рамках прохождения педагогическим коллективом школы профессиональной переподготовки по программе «Менеджмент в образовании» в учебный план дополнительно были включены такие курсы, как «Этнопедагогика», «Этнопсихология», «Социально-педагогическая работа школы с семьями вынужденных мигрантов». Вопросы, связанные с проблемами поликультурного образования, особенностями полиэтнической школы и ее взаимодействия с многонациональным социумом, неоднократно включались в планы методических недель, повестки заседаний педагогического и научно-методического советов, методических объединений, проводившихся в школе по инициативе методической и социально-педагогической служб.

 

АВТОР: Степанов С.В.