24.03.2012 22411

Состояние проблемы формирования культурного опыта человека в гуманитарной науке

 

Человек изначально, с момента своего рождения, помещен в мир культуры, в котором накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт. Способы его фиксации самые разные: это и феномены общечеловеческого сознания: верования, традиции, установки, культурные приоритеты и т.п.; это и многообразие символики и мифологии; это и предметы искусства, «культурные тексты»; это и языковые значения, понятия, знания и даже фиксированные умения и другое.

Формирование личностных качеств человека связано с освоением им определенной системы культуры, благодаря которой и происходит освоение современного социального опыта. Социально-культурный опыт не передается по наследству, поэтому человечество выработало особый механизм социальной наследственности, благодаря которому происходит передача и хранение образцов социального поведения накопленных культурой, обеспечивается своеобразное «общение поколений». «Происхождение воспитания исторически связано с возникновением системы социального наследования, которая не передается через биологические структуры и формируется у каждого человека в каждом поколении путем усвоения исторического опыта в процессе общественно-практической деятельности. Передача этого опыта истории от поколения к поколению называется социальное наследование».

Начиная с античного времени, процесс овладения культурой рассматривался как возвышение деятельности человека до всеобщих навыков, знаний, т.е. восхождение до всеобщего социального опыта. Согласно Л.Н. Когану, критерием культуры личности выступает реальная степень раскрытия и реализации ее сущностных (социальных) сил в практической деятельности, поэтому культура личности зависит как от степени влияния социума на человека, так и от степени его влияния на развитие культуры общества.

В своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях человек, как субъект культуры, опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе рождение» - рождение своего собственного жизненного пути.

Проблема «опыта», как свидетельствует анализ философской, социологической, психолого-педагогической научной литературы, является предметом исследования, как в естественных, так и гуманитарных науках.

«Опыт» обсуждался в философии, прежде всего, в связи с вопросом об обосновании знания. Выдающийся русский философ В.С. Соловьев утверждал, что опыт - эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению.

Философские энциклопедии и словари дают сходное определение понятия «опыт»: «Опыт - компонент познавательной деятельности, посредством которого обеспечивается непосредственная связь системы знания с познаваемым объектом. По своей психологической форме опыт выступает как непосредственное знание предметов и зависимостей, чувственно «данных» познающему субъекту. Логическая структура опыта основывается на единстве непосредственного и опосредованного знания», в нем, таким образом, фиксируется перечень таких его основ как единство знания, чувства и умений.

Большинство философов сближали опыт с чувственным знанием, так же считая единственным источником для познания философской истины опыт (Мэн де Биран, 1766-1824). Проведенный анализ философских публикаций позволяет говорить о наличии нескольких вариантов определения опыта:

философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности, как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследия; гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности;

знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью - будь это реальность внешних субъекту предметов и ситуаций (восприятие) или же реальность состояний самого сознания (представления, воспоминания, переживания и т.д.).

В словаре В.И. Даля «опыт» рассматривается как производное от глагола «опытать», что означает «опросить, допросить, изведать, искусить, опробовать». Это послужило основанием в дальнейшем опыт ассоциировать с такими словами как: испытание, проба, попытка, изведка. А опытным считать человека, который много видывал, бывалый, сведущий не только на словах, но и на деле.

Определяя многогранный облик понятия «опыт», в некоторой степени интересным представляется также обращение к Большой энциклопедии

Кирилла и Мефодия, где, например, по теме «опыт» приводятся следующие афоризмы:

- «Опыт - самый плохой учитель; он предполагает контрольную прежде урока» (Верной Лоу);

- «Опыт есть совокупность наших разочарований» (Поль Оже);

- «Легкая жизнь ничему не учит. А главное в нас - это накопленный нами опыт: чему мы научились и как мы выросли» (Ричард Бах);

- «Опыт есть истинный учитель» (Леонардо да Винчи);

- «Опыт - хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета» (Минна Антрим);

- «Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано» (Вольтер);

- «Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, ворота которой - перспектива» (Леонардо да Винчи).

С учетом всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что опыт - прежде всего освоенная индивидом информация и как следствие - готовность к действиям в конкретной ситуации. Причем это не только общее количество накопленных знаний, приемы действия, но и существующий жизненный опыт. От наличия совокупного опыта, основанного на хорошей теории, зависит самореализация личности, постановка целей и адекватная оценка собственной деятельности, и в конечном итоге - отношение к миру, обществу. Деятельность личности направляется результатами осмысления собственного опыта.

С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» определяет «опыт» как «отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания».

В истории философии сложилось ряд направлений в трактовке категории «опыт», в зависимости от того, какой стороне познания отдавалось предпочтение и очень рано наметилось противопоставление чувственного опыта рассудочному. В Новое время оно превращается в оппозицию эмпиризма (от лат. «empiric» -опыт) и рационализма (от лат. «ratio» - разум). Согласно представителям эмпиризма (Ф. Бекон, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм) - источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Философы же рационалистического направления (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) отрывали мышление от чувственного опыта, считая единственным источником познания разум.

Философы и до сих пор спорят о том, есть ли в душе врожденное знание о мире или она извлекает его только из чувственного опыта. Сознание новорожденного - это «чистая доска», оно наполняется содержанием благодаря в первую очередь ощущениям. На основе чувственного опыта образуется внутренний опыт человека. Уильям Оккам полагал, что познание объективного мира начинается с опыта через ощущения (номинализм Оккама иногда называют терминизмом - учение об опыте).

В этой связи вводится понятие личного опыта, под которым подразумевают совокупность всех событий и переживаний, всего, что происходит с человеком во внешнем и внутреннем мире.

Вопрос опыта интересовал философов в отношении науки и религии. Галилео Галилей решительно отделял науку от религии и считал, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не Библии. «Наука должна опираться на факты, наблюдения и опыт, а не священные писания Библии» - говорил несколько столетий спустя М. Ломоносов. Сегодня, в литературе по богословию мы прочтем, что знание достоверно, только если оно подтверждено опытом, и способно служить дальнейшему прогрессу.

Опыт как научный эксперимент - это установка в философии, которая именуется «позитивизмом». Наука отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как» и хорошей иллюстрацией такого подхода может служить работа Г. Галилея, посвященная выяснению условий падения тел.

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1896) подчеркивается, что «явления, которые познаются нами путем восприятия с определенной познавательной целью, называются наблюдением и опытом (экспериментом), причем опыт представляет собой лишь вид наблюдения». Во «втором позитивизме» феномен опыта интерпретировался как фрагмент деятельности субъекта познания, в котором идеальное и материальное «снимают» друг друга.

Тематику «опыта» разрабатывал представитель прагматизма (от греч. «pragma» - дело, действие) Дж. Дьюи в книгах «Опыт и природа» (1925), «Искусство как опыт»(1934), «Опыт и образование» (1938) и других работах. Согласно Дж. Дьюи, опыт следует понимать как становление и творчество, в котором настоящее нагружено прошлым и содержит предвосхищающее будущего. Опыт - это «весь человек», его жизненный мир во взаимодействии с тем, что он вносит в него своей историей и собственной субъективностью и «относится к тому, что испытывается, - миру событий и личностей». Основанное им направление в философии образования часто именуют экспериментализмом, согласно которому понимание мира может быть доступно лишь в процессе активного взаимодействия с ним. Слово «эксперимент» - не только специально поставленный научный опыт, но «experience» - жизненный опыт, опыт переживания и проживания проблемных ситуаций, творческий акт жизни. Ведь наука не может дать ответ на все вопросы повседневной жизни, ибо, являясь продуктом творческого разума, сама возникла из человеческого опыта.

«Я убедился на опыте, - пишет М. Монтень в «Опытах», - что то, что осталось неизвестным одному веку, разъяснится в следующем». Процесс познания у М. Монтеня предстает как бесконечное развитие.

Немецкий философ Теодор Липпс (род. 1851) считал опыт исходным пунктом мышления и знания в широком смысле слова, т. е всякого рода переживания или объекты сознания. В этике Т. Липпс примыкает очень близко к И. Канту, в философской системе которого знание совпадает с опытом. «Всякий, даже самый элементарный опыт... предполагает время и пространство, которые, будучи, непременными условиями всякого опыта, не могут быть продуктами никакого опыта» - утверждал Кант. Два типа опыта - внешний (это так называемый обыкновенный опыт) и внутренний, по Канту, взаимосвязаны и вместе с тем несводимы.

Особое внимание в философии уделяется внутреннему опыту, при котором «ум бывает обыкновенно просветлен божественной правдой» (Роджер Бакон (Bacon)), «в нем даны явления душевной жизни в их собственной действительности» (Мэн де Биран). Э. Гуссерль считал, что кроме обычного опыта существует опыт необычный, благодаря которому возможны «категориальное восприятие», «созерцание сущности» (с точки зрения Канта - вещи бессмысленны) и такого рода опыт лежит в основе всего познания и всей культуры.

Р. Ингарден на основе идей Э. Гуссерля ввел понятие эстетического опыта, которое наиболее полно было разработано Х.Р. Яуссом и получило свое развитие в работах А.М. Пятигорского и М.К. Мамардашвили. Философы отмечают, что всякий опыт есть опыт переживания, а у переживания всегда есть результат или продукт, который, пройдя апробацию культурной общезначимости, обретает форму и вид ценности. Представитель американской аналитической философии искусства 20 века - М. Бердсли (M.C.Beardsley) выделяет пять признаков эстетического опыта: «сосредоточение на предмете»; «ощущение свободы»; «изоляция аффектов»; «активное открытие»; «чувство целостности».

Готфрид Лейбниц, размышляя над проблемой чувственного опыта, в свою очередь, писал: «действительно ли душа сама по себе совершенно чиста подобно доске, на которой еще ничего не написали и действительно ли все то, что начертано на ней, происходит исключительно из чувства и опыта или же душа содержит изначально принципы различных понятий и теорий, для пробуждения которых внешние предметы являются только поводом». Предложенный им образ позволяет предположить, что на основе совокупности впечатлений одни идеи формируются разумом легче и надежнее, чем другие, а это указывает на предрасположенность человека к чувственному опыту. Г. Лейбницем был предложен термин «апперцепция», который сохранился в психологии до настоящего времени. Сегодня под апперцепцией понимают зависимость восприятия от прошлого опыта.

Таким образом, в философии опыт - чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и навыков, результат практического познания, взаимодействия человека и мира.

В психологии «опыт» чаще всего рассматривается как качество личности, «достояние индивидуальной психики» (Эдвард Сепир), самоисследование. Человек полностью не отдает себе отчета в том, каким опытом он обладает, этот опыт не может быть целиком осознанным и осмысленным. Бессознательный опыт детства часто служит материалом для психоаналитика. Личные смыслы, мышление, вообще вся психическая жизнь человека возникает как следствие взаимодействия людей друг с другом. Все, что происходит с человеком во внешнем и внутреннем мире, т.е. совокупность всех событий и переживаний - это личный опыт. Однако события объективной реальности становятся фактами личного опыта только благодаря их восприятию, которое также принадлежит миру внутреннему, так что весь опыт личности - внутренний. Так, американский психолог и философ Эдвард Сепир утверждает, что опыт, являясь достоянием индивидуальной психики, в принципе не передаваем. Между содержанием сознания человека, его внутренней картиной мира и деятельностью имеется определенная связь. Связь эта закреплена в представлениях Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина о генезисе высших психических функций как интериоризации внешних действий. Поскольку содержанием сознания человека являются значения (специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков), то, следовательно, все богатство сознания определяется той степенью активности, которой характеризуется взаимодействие человека с миром. Чувственные образы, которые представлены в восприятие, ощущение, представление, воображение не могут быть построены без привлечения прошлого опыта. Результат восприятия зависит от системы знаний (значений), которыми располагает субъект. Воспринять и понять можно только то и в той степени, что и в какой степени соответствует имеющимся знаниям и опыту субъекта.

Как специфическое состояние сознания можно выделить мистический опыт, в котором, по мнению ученых нужно искать корни религиозной жизни. Специфика мистических переживаний иная, нежели обычные повседневные впечатления бытия. В них нет различения эмоционального и рационального, ибо этот универсальный опыт целостен, неразделим. По мнению философского антрополога Арнольда Гелена, рассматривающего человека как фантазирующее существо, для людей важен не только наличный жизненный опыт, но и опыт возможного, представимого через фантазию.

Часто с чувственным опытом верующие сравнивают религиозный опыт - знание о боге, мире и о них самих, опыт «который сам по себе или в сочетании с другим опытом может служить свидетельской опорой для какого либо религиозного верования» (Ричард Кларк). Бесспорно, вехой в истории теологического осмысления опыта стало творчество Фридриха Шлейермахера. В последние годы наиболее полную разработку эта проблема получила в концепции шведского философа Карл-Рейнгольда Брокенхиельма в книге «Религиозный опыт».

Таким образом, в психологии под опытом понимается пережитое событие, а так же общее количество накопленных знаний или качество (подструктура личности, группы), сформированное в процессе их деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки (К.К. Платонов). Некоторые авторы используют данный термин в отношении реального мира, другие - для обозначения личных субъективных явлений (того, что находится «в голове»).

Проблему общечеловеческого опыта решал в рамках педагогической психологии А.Н. Леонтьев: «Человек в ходе своей жизни усваивает опыт человечества, опыт предшествующих поколений людей, это происходит именно в форме овладения им знаниями и в меру этого овладения». Однако чтобы овладеть значением, мало обрести соответствующее знание. Нужно, чтобы в процессе усвоения эти мысли и знания стали «внутренне своими», «вместились в личность», начали определять отношение к миру. Иначе говоря, процесс овладения данным знанием, значением обязательно предполагает выявление того, «чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем», т.е. какой смысл они приобретают для него.

В педагогике отсутствует единое понимание проблемы опыта, но существует мнение, что опыт представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и приемов действий, полученных человеком в ходе практики (ПЛ. Гальперин, А.Н. Леонтьев). В научной литературе по педагогике под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития (знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.) и воплощенное в системы критериев, норм, эталонов, ценностных ориентации.

В социально-педагогической науке одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений для изучения является формирование социального опыта детей и подростков (Н.Т.Волков, Б.З.Вульфов, Э.Дюркгейм, В.В.Зеньковский, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Т.Парсонс, М.И.Рожков, В.А.Фокин и др.). Итак, понятие социального опыта в теории и практике обучения и воспитания укоренилось с оформлением социальной педагогики как специфической области гуманитарного знания. Социальный опыт зафиксирован в знаниях, принципах и нормах поведения, традициях, обычаях (Л.В.Мардахаев), приобретается человеком на протяжении всей жизни в процессе социализации как стихийной, так и социально контролируемой (А.В.Мудрик). Б.Д.Парыгин отмечает активность самого человека в процессе освоения им социального опыта и культуры. О.Е.Куренкова сущность социального опыта описывает как ценностные ориентации, знания, нормы поведения, коммуникативные умения.

Анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы показывает, что социальный опыт рассматривается в тесной связи с проблемами социализации, с приобретением обществом культурно-исторического наследия предшествующих поколений (Б.З.Вульфов, Н.Ф.Голованова, Л.Н.Коган, И.С.Кон, А.В.Москаленко, А.В.Мудрик, АЛ.Флиер и многие другие). Социализация есть «...сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм образцов, знаний, представлений), позволяющих индивидам функционировать как членам сообществ. С другой стороны - процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личности». Всякий человеческий индивид помимо усвоенного им социального опыта общества приобретает в процессе жизни и уникальный личный социальный опыт. Индивидуальное развитие человека как биосоциального существа, по мнению В.Момова, складывается из генетических, социально-наследственных и социально-приобретенных качеств. Л.В.Мардахаев отмечает, что социальный опыт индивида формируется в процессе участия в различных видах деятельности и накладывает отпечаток на его понимание жизни и отношение к различным его проявлениям. Изучению данной проблемы много внимания уделяется в работах А.В.Мудрика. Выделяя индивидуальный социальный опыт, А.В.Мудрик подчеркивает, что он представляет собой самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний.

Социальный опыт накапливается в процессе совместной жизнедеятельности людей и включает в себя, прежде всего набор ценностных ориентации сообщества. А «всякая ценность, с точки зрения ее социокультурных функций, - говорит А.Я.Флиер, - прежде всего то, что обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистических и иных социально безответственных проявлений человека. С этой точки зрения культура - это действительно совокупность позитивных, социально консолидирующих интенций человеческого существования».

Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и навыков, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, адекватно действовать в окружающей социокультурной среде - это социализация. В более узком и более строгом смысле слова «социализация»- это процесс усвоения актуализированной части культурного наследия, приобщение индивида к условиям социальной жизни определенных групп или определенного общества в целом. Нет человека вне культуры. Вхождение индивида в культуру своего народа (ввел американский культурантрополог М.Херсковиц) - это инкультурация, т.е. освоение индивидом традиционных способов мышления и действий, характерных для культуры, к которой он принадлежит. По определению АЛ.Флиера инкультурация - это «процесс придания личности общей культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет». В инкультурации (как и в социализации) выделяют две основные стадии: первичную, или детскую (усваиваются жизненно необходимые элементы культуры) и вторичную, взрослую (индивид в праве делать самостоятельный выбор в пределах, установленных в данном обществе). На первой стадии инкультурации характерно превалирование роли взрослых в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта вплоть до использования механизмов принуждения ребенка к постоянному выполнению определенных стереотипных форм поведения. Во второй стадии человек комбинирует полученные знания и навыки, может активно пользоваться опытом других людей, результатом чего могут быть культурные изменения. Таким образом, в процессе инкультурации на этих двух уровнях происходит усвоения и передачи культурного опыта, взаиморазвитие и функционирование, как личности, так и культурной среды.

Социальный опыт, по мнению А.Я.Флиера, если и не тождественен всей культуре, то является «квинтэссенцией ее содержания, продуктом исторической селекции различных технологий удовлетворения человеческих интересов и потребностей». Ученый выделяет следующие культурные функции социального опыта:

- аккумулирование прямых (выраженных в императивных установлениях, ценностях, нормах) и опосредованных (опредмеченных в предпочитаемых и допустимых технологиях и продуктах социально значимой деятельности) способов поддержания и обеспечения социальной интегрированности людей в более или менее устойчивые коллективы с устоявшимися организационно - деятельностными формами бытия;

- аккумуляция локальных культурных черт и на уровне устойчивых социальных коллективов, и в личностной культурной специфике индивидов;

- социальное воспроизводство сообществ - трансляция.

Усвоение опыта и ценностных ориентации данного общества происходит в процессе социализации. В ценностных ориентациях объективируется не только опыт личности но, прежде всего исторический опыт, накопленный человечеством, воплощенный в системе критериев, норм, эталонов. Он становится доступным каждому человеку и позволяет ему определиться в культурных параметрах деятельности. Освоение человеком культурного опыта общества происходит через участие в социальных процессах, предполагает также создание новых социокультурных потребностей, интересов или идеалов. Человек может остаться на своей социальной роли всю жизнь, но благодаря культурному и социальному опыту он приобретает совершенно другое значение для общества, занимает более высокое положение, благодаря приобретенным навыкам, знанию жизни и профессии, а зачастую может даже достичь культурного бессмертия (это касается всех тех людей, чьи имена связаны с достижениями целой культуры, отечественной или мировой). Ответить на вопрос о том, феномены какого поля, социального или культурного, являются первичными или причинными, считает Л.Н.Коган, вряд ли возможно.

Однако понятно, что человек как социальное существо первичен перед культурой, тем более что современный человек вот уже на протяжении 60 тысяч лет не выработал ни одной другой формы своего существования, кроме культурной. Человек и культура - это причина и следствие, которые постоянно меняются местами: как человек творит культуру, так и культура делает человека человеком. Проблема культуры - это всегда проблема социального взаимодействия людей, вне которого «ценности культуры являются лишь потенциальной возможностью культурной деятельности».

Культурные нормы, мораль в процессе социализации личности выступают как концентрированный социокультурный опыт, результат формирования которого напрямую зависит от культурной среды общества.

Итак, любая форма памяти - генетическая, личностная или культурная оперирует конкретными единицами измерения, а именно опытом. В памяти не может быть ничего того, что не происходило с субъектом, причем откладываются только те данные опыта, в которых участвовал сам субъект. Общество тоже имеет некую коллективную память, отлитую в форме традиций, верований, обычаев, результатов культурной (человеческой) деятельности. «Для овладения достижениями человеческой культуры, - писал А.Н.Леонтьев, - каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». В этой связи огромное значение приобретает понятие «культурного опыта» как одного из главных средств культурной памяти общества.

Культурный опыт - это такая форма коллективной памяти, в которой социальные взаимодействия направлены на удовлетворение определенной цели или потребности общества и личности адекватными средствами (А.Я.Флиер). Следовательно, культурный опыт - это:

- с одной стороны, различные формы культурного значения (нормы, способы и результаты мышления, чувствования и поведения, которые направлены на организацию социального поля);

- с другой, энергия социальных взаимодействий прошлых поколений, т. е. обладает определенным энергетическим зарядом.

Л.Н. Коган вычленяет несколько разновидностей культурного опыта:

- Опыт передовой культуры прошлого и настоящего;

- Опыт единой культуры и национальных культур;

- Специфические культурные ориентации, нормы и традиции конкретной культурной среды, в которой живет и работает индивид.

С учетом всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: опыт в широком смысле представляет собой общий большой объем накопленных знаний, приемов действия и как результат - осмысленность собственного жизненного опыта, реализация и адекватная оценка деятельности. Становление человека как личности проходит в процессе социализации. На протяжении всей жизни он осваивает не только социальный опыт общества, зафиксированный в знаниях, принципах, нормах поведения, традициях, обычаях, но и социальный опыт в неповторимой индивидуальной форме. Участвуя в социальных процессах, человек осваивает социокультурный опыт сообщества. Формирование культурной личности происходит благодаря усвоению норм культуры, ценностей, традиций, который выступает как культурный опыт, и который можно реализовать только в социальных отношениях, социокультурной коммуникации. Результат формирования культурного опыта личности напрямую зависит от социокультурной среды сообщества, его особенностей, а также уровня культуры социума.

- культурный опыт в широком смысле - это совокупный социокультурный опыт общества, трансляция от поколения к поколению в процессе социального воспроизводства культурных особенностей сообщества, их восприятие и осмысление.

- культурный опыт в узком смысле - это утверждение общечеловеческих ценностей, культурных символов в индивидуальном сознании в процессе социокультурной коммуникации между людьми; символическое «присвоение» культурных форм субъектами культуры, предполагающее определенное социально-культурное пространство - среду, где осуществляется восприятие, интерпретация, осмысление и трансляция культурных особенностей адекватными средствами.

- культурный опыт - трансляция культурных особенностей сообщества от поколения к поколению в процессе социального воспроизводства.

В соответствии с этим можно выделить две основные составляющие культурного опыта, который выражается в:

- первой линии: наследие - традиция - новаторство, основанной на уровне регионально-национального компонента (этнокультурный опыт);

- второй линии: сохранение и изменение как основы формирования общечеловеческого и индивидуального культурного опыта.

Благодаря этому структуру культурного опыта можно схематически изобразить следующим образом:

Кратко охарактеризуем каждый из названных элементов. Первый. Явление культуры в его историческом развитии есть расширение сфер и областей человеческого опыта, который рефлексируется и осмысливается, закрепляясь в традиции (от лат. traditio -передача).

В сложной коммуникационной системе культуры традиция играет роль транслятора. Механизм между передающим и передаваемым - это субъект - традиция - субъект.

Художественную традицию определяют как процесс отбора, освоения, передачи и развития исторически сложившегося художественного опыта, как части культурного опыта. Она может быть представлена как определенная совокупность стилевых, жанровых, индивидуальных, сюжетно-тематических и других аспектов, среди которых особое место занимают национальные традиции. Подлинное осмысление и использование национальной художественной традиции, возможно лишь на ее содержательном, глубинном уровне, который и является отражением понятий «национального мироощущения», «национального чувства»: особого ощущения времени, пространства, переживания бытия, на основе которых и формируются определенные эстетические идеалы и ценности. Нравственные и эстетические идеалы отражают духовную сущность каждой нации, каждого народа. Освоение художественного наследия невозможно без постижения сущности традиции. В конечном счете, содержание наследуемых традиций, ценностей, норм, технологических навыков и умений, чувственных образов и иных «передаточных механизмов» - и есть культурный опыт данного сообщества.

Линия наследие - новаторство не случайна, ибо новаторство определяется как творческое переосмысление традиций, вырастает на почве традиции и в перспективе может перерастать в нее.

Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная предшествующими поколениями; это прошлый социокультурный опыт и предметно - материальное достояние человечества. В связи наследие - традиция - новаторство «наследие» выступает как опыт и память, а «новаторство» как инновация. Несмотря на всю важность традиций, которые обеспечивают устойчивость, авторитет культуры и культурных норм, нельзя себе представить развитие культуры без обновления культурного опыта, без инноваций. Они проявляются в изменениях, обеспечивая процесс отмирания старых норм, внедрения новых, рождения, фиксации и распространения различные новых элементов культурного опыта, в том числе через культурные заимствования.

Культурный опыт подразумевает включение этнокультурной составляющей.

Этнокультурный опыт - «понятие, принятое для обозначения результатов совместной жизнедеятельности представителей одной этнической общности, отражающих их национальное своеобразие».

Лишь через свою национальную культуру можно войти в другие культуры, поэтому изначально формирование культурного опыта происходит соответственно дидактическому принципу: «от ближнего - к дальнему, от простого - к сложному».

Второй. Изменения в культуре не могут быть внезапными, они происходят в результате накопления культурного опыта.

Процессы сохранения и изменения являются базовыми механизмами развития любых культурных систем. Сохранение - это процесс социализации, воспроизводства каждым новым поколением норм, ценностей, правил поведения. Изменение - зарождение новых норм и ценностей, меняющих мировоззрение и образ жизни, вносящих в культуру и социум элементы неопределенности.

Оптимальный вариант развития культуры предполагает гармоничное сочетание тенденций сохранения и изменения, близко правилу «золотого сечения» - 1/3 - такого должно быть соотношение новаций и традиций.

Культурно-исторический опыт передается как от индивида к индивиду в пространстве, так от поколения к поколению во времени.

В рамках культурно - исторической концепции развития личности Л.С. Выготского, богатство индивидуальности определяется и обеспечивается влиянием именно исторически развивающейся культуры; успешность социализации и индивидуализации личности задается ее социально - культурным контекстом, а в качестве объекта оптимизации данных процессов рассматривается «зона ближайшего развития»- социально-культурная среда как ведущее пространство обитания человека, условие формирования и реализации его потенциалов. Ядром концепции Л.С.Выготского является идея о развитии личности как культурно - историческом процессе, его мысли о значимости искусства в развитии личности, о «культурном восхождении» и расширении личности посредством овладения собой через знак и текст культуры, путем преодоления противоречия между индивидуально-психологическим и культурно-историческим.

Это позволяет выделить два уровня культурного опыта:

- исторический (общекультурный) - опыт совместной жизнедеятельности людей, принципов, традиций, обычаев, отраженный в знаниях, «культурных текстах» накопленных человечеством;

- личностный (индивидуальный) - опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, включающий в себя различного рода умения и навыки, культурно значимые знания и способы мышления, нормы и стереотипы поведения, ценностные установки.

Известный канадский социолог Г.М. Маклюэн выделил и описал три типа трансляции культурно - исторического опыта:

- дописьменный;

- книжный;

- экранный.

1) Своеобразие дописьменного культурно - исторического опыта прослеживается в том, что социальный и производственный опыт у древнего человека еще не разделились, и большая его часть передавалась в форме обрядов. Г.М. Маклюэн в этой связи отмечает, что восприятие мира у «племенного человека» определяется главным образом слухом и ощущением. Устная речь, предметы, действия древнего человека были важным средством передачи опыта. Особым способом происходило и формирование социальных качеств человека, не видевшего грани между реальностью и фантазией. Знания и умения практического характера, т.е. жизненный опыт, передавались прямо и непосредственно в форме действия, по принципу «Делай как я». В наши дни исходная форма трансляции опыта не утрачена и составляет основу семейно - бытового воспитания.

2) Особенности трансляции книжного культурно - исторического опыта, согласно Г.М. Маклюэну, связаны с письменным и печатным текстами, с возникновением которых появилась и новая культурная реальность.

Изобретение тиражирующей техники радикально изменило способ трансляции культурно - исторического опыта. Книжная культура, как отмечает автор, теперь передает опыт в двух формах:

- безлично-анонимной - знания воплощены в научно-технической литературе и государственных документах;

- интимно-личностной - знания воплощены в художественной литературе.

Вместе с тем, трансляция культурного опыта осуществляется еще и посредством «культурных текстов « которые принципиально отличаются от литературных произведений.

В современной европейской традиции как текст «принято рассматривать все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами». Посредством «культурных текстов», через разнообразные знаковые системы осуществляется трансляция культурного наследия, и в «культурных текстах» выражены традиции, обычаи, легенды, мифы.

Следовательно, формирование культурного опыта человека в процессе освоения «культурных текстах» предполагает понимание, осмысление текста, когда должна состояться «предельно личная встреча». Р.Бультман, один из теологов XX века, основываясь на хайдеггеровском экзистенциальном анализе пришел к выводу, что понять исторический текст можно при «экзистенциальной интерпретации», и тот, «кто движим вопрошанием экзистенциальным: что означают эти тексты для меня?».

3) Особенности трансляции экранного культурно - исторического опыта, заключается в том, что культурно-исторический опыт в постиндустриальном обществе уже передается посредством кино-, телеэкрана, дисплея компьютера. Сила электронных визуально-слуховых средств связи способна в корне изменить ход исторического развития, оказать определяющее влияние на все стороны жизни людей. Современного культурного человека, который по роду своей деятельности должен часами общаться с экранным изображением, Г.М.Маклюэн назвал - «новым племенным человеком». Создание глобальной сети ТВ-коммуникаций принципиально изменило управляемость как технологическими, так и социальными процессами.

К концу XX века духовная и даже бытовая культура человека обрела явные черты мозаичности. По сути «мозаично» мыслящий человек не столько мыслит, то есть делает выводы, сколько «потребляет» информацию (А.Моль), в итоге - культура заменяется дешевым культуртрегерством, эстетизмом».

Итак, не наследуя багаж своих знаний и умений генетически, люди с особым вниманием относятся к тому, что принято именовать культурным наследием, выступающем, как уже отмечалось выше, как опыт и память.

В.П.Кохановский, Л.В.Жаров, Т.П.Мятиш. В.П.Яковлев выделяют три основные формы передачи культурного наследия, которые прослеживаются в эволюции культуры и обеспечивают формирование культурного опыта личности:

Первая форма - передача образцов технологии деятельности по принципу: «Делай как я», т.е. использование в обучении механизма подражания действиям. Это древнейшая форма передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, достоинством которой является живое общение с авторитетом. С другой стороны, всегда существует опасность консерватизма, слепого копирования устоявшихся форм, догматизации учения, но, тем не менее, этот тип передачи культурного наследия остается универсальным.

Вторая форма - передача опыта не прямо, а с использованием норм, предписаний и запретов («Делай так»), « часто даже кодифицировано, то есть, облечено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса», может носить характер не только предписания, но и абсолютного запрета. Каждая эпоха по-своему оценивает и применяет нормы, исходя из своих императивов культуры, поэтому характер передаваемых норм изменяется в ходе истории, наполняясь новым смыслом. Вместе с тем, здесь также велика опасность догматизации норм, равно как и соблазн объявить эти нормы устаревшими.

Третья форма - аксиологическая, когда наследуются идеалы и ценности, облекаемые в те или иные принципы. Для культуры система идеалов, исповедуемая данным обществом и выражающаяся в форме символов, имеет решающее значение.

Распредмечивая накопленное человечеством, индивид формирует свой социальный и культурный опыт.

Можно утверждать, что формирование культурного опыта есть сложный и многогранный процесс утверждения общечеловеческих и общезначимых культурных ценностей по «закону непрерывного творения мира» (М.К.Мамардашвили), который не происходит автоматически, а «усилием берется», воплощается в конкретном внутреннем опыте субъекта - индивидуальном сознании, в «знание, добытом лично тобой» (К.Роджерс). Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что формирование культурного опыта человека осуществляется в процессе трансляции культурных особенностей сообщества от поколения к поколению при социальном воспроизводстве, утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов - в индивидуальном сознании.

Дальнейший анализ исследований убеждает в том, что формирование культурного опыта представляет собой не только процесс трансляции и передачи культурного наследия, духовных ценностей, идеалов, норм, предписаний и запретов от поколения к поколению, но и предполагает определенное социокультурное пространство. Этническая общность, безусловно, накладывает отпечаток на формирование личности, которое осуществляется в специфической культуре (М.Мид), в культуре своего народа, через его этнокультурный опыт, поэтому в современной этнопсихологии используются понятие культурная трансмиссия, с помощью которого описывается процесс формирования культурного опыта у новых поколений.

Т.Г. Стефаненко выделяет три вида такой трансмиссии:

- вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

- горизонтальную, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

- «непрямую», при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике - у окружающих его, помимо родителей, взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т.п.).

Вертикальная трансмиссия ответственна за передачу по наследству личностных черт, языка, когнитивного развития, религиозных верований, образовательного и профессионального статуса и многого другого. С помощью остальных двух «каналов» передаются такие элементы культуры, как ритуалы, детские игры, подростковое поведение, социальная и профессиональная мобильность, моральные ценности, стиль в одежде и другое.

Таким образом, обобщая сказанное, сделаем выводы о том, что:

- Культурный опыт - это восприятие, интерпретация, символическое «присвоение» и осмысление сущностных признаков культурных форм, явлений субъектами культуры в процессе социального воспроизводства; сохранение и трансляция культурных особенностей от поколения к поколению;

- Культурный опыт формируется в процессе освоения человеком ценностей культуры, восхождения от индивидуального к социальному (социализация), а так же от социального к индивидуальному (индивидуализация);

- Формирование культурного опыта не имеет какого-либо заранее установленного предела и длится всю сознательную жизнь человека, но особую роль в этом процессе играют детство, отрочество и юность;

- Формирование культурного опыта происходит в процессе освоения историко-культурного наследия, осуществляется различными средствами - не только образования, но и средствами воспитания, всем комплексом культурных традиций, социальными и политико-экономическими условиями, многообразием социальных коммуникаций с семьей, друзьями, окружающими людьми;

- Формирование культурного опыта человека происходит через его участие в социальных процессах, усвоения ценностных ориентации данного общества;

- Процесс формирования культурного опыта человека.

 

АВТОР: Субботина О.В.