24.03.2012 21639

Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности

 

Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад. Древние греки изначально понимали под мусейоном святилище муз, а со временем с этим словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения. В эпоху Возрождения музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы. Во второй половине XVI в. термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещениям, в котором оно хранится и экспонируется.

Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в ее дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.

В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена.

В международной практике обычно используется определение,

выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 г. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 г., эта дефиниция звучит следующим образом: музей - это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды».

Согласно дефиниции М.Е.Каулен и Е.В.Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей - это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, -музейных предметов».

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов-памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Таким образом, можно сделать несколько выводов:

- во-первых, музей - очень сложный феномен и дать ему исчерпывающее, бесспорное и всех устраивающее определение нелегко;

- во-вторых, понимание музея как средства приобщения к культурным ценностям можно считать утвердившимся, поскольку, являясь формой существования традиций в культуре, музей, становится своеобразным осознанием себя в традиции и может научить «как думать, чувствовать и действовать в обществе» (М.Мид). Поэтому, приобщение к культуре средствами музея становится и острой социальной потребностью, от решения которой зависит в значительной степени выживание нашего общества и сохранение его культурно-исторической памяти.

Становление музея как социокультурного института всегда было напрямую связано с теми процессами, которые проходили в образовании, и было обусловлено «не только стремлением собирать и изучать памятники материальной и духовной культуры,... но и реальной потребностью развивать специализированные формы публичного общения по поводу различного рода эстетических и историко-культурных ценностей, давая им общественно значимую информацию».

На отечественной почве осмысление социокультурной роли музея в жизни общества началось на основе появления в 1980-е года новых идей работы в музее: «гуманистической педагогики» (А.Комбс, А.Маслоу, К.Роджерс и др.), теория коммуникации (К.Роджерс). Музей своими средствами пытался участвовать в решении сложнейших социокультурных вопросов, демонстрируя новый подход к пониманию миссии музея, как социального института, активно внедряющегося в сообщество.

Процесс осознания музея как социокультурного института имеет -, длительный путь и, прежде всего это определяется ориентацией музея на все слои населения (Т.Ю.Юренева). Однако теоретическая разработка проблемы социальных функций музея впервые была поставлена в конце 1960-х - начале 1970-х гг., став предметом исследования А.Б.Закса, Д.А.Равиковича, А.М.Разгона.

В последнее время характерно повышение роли музея в организации досуга людей, что позволило музееведам выделить функцию организации свободного времени, которая является производной от функции образования и воспитания и исторически присуща музею, но ряд исследователей (Е.А.Акулич, Д.А.Равикович) ей отдают самостоятельное значение. Музейные специалисты (A.M.Разгон, А.И.Фролов и др.) выделяют также хранительную (основополагающая по Е.А.Акуличу), научно-исследовательскую функции музея. В качестве специфической социальной функции также назовем - музейную коммуникацию или социальную коммуникацию (Н.А.Никишин) суть которой в передачи информации, но в последние десятилетия исследователи (М.Б.Гнедовский, Д.Портер, Р.Стронг и др.) ей уделяют значительное внимание. Наряду с вышеперечисленными Е.А.Акулич добавляет интегрирующую социальную функцию (способствует социальной сплоченности и ответственности); воспроизводство социальных отношений (обеспечивает устойчивость общества); транслирующую (приобретение человеком социального опыта); культурной идентификации личности; социализирующую. Н.А.Никишин также выделяет функцию социальной памяти; функцию социальной рефлексии; функцию социальной адаптации; функцию социального предвидения; функцию социального проектирования.

Н.А.Никишин, рассматривая социальные проявления музея, отмечает, что каждая страна, провинция независимо от материального благосостояния «считает своим долгом» иметь музеи. Своим музеем обладает и каждое уважающее себя предприятие. Да и собственно домашние коллекции, состоящие из ненужных, но безмерно дорогих предметов, вызывающих священный трепет и восторг, но не равнодушие, дороги нам, нашим детям и тем более внукам как предметы социальной памяти. Социальный феномен музея, подчеркивает Н.А.Никишин, восполняет «несовершенство генетической памяти, ограниченность речевой коммуникации и других ментальных возможностей человека, существует и, видимо, будет существовать столь же долго, сколько существует, и будет существовать общество... Как трудно мастеру, купившему новый инструмент, выбросить старый, так и обществу нелегко расстаться даже с самыми архаичными из своих музейных учреждений».

Таким образом, как свидетельствуют исследования (А.Г.Бойко, Н.Р.Вдовина, О.И.Карпухин, И.М.Коссова, Б.А.Столяров, З.Странский и др.) музеи играют важную и значительную роль в формировании личности. Это находит свое выражение в следующем:

- во-первых, они, являясь центром хранения историко-культурного наследия, способствуют формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, литературе, искусству, чувства общности, эмоционального тяготения к своей этнокультурной, социальной и религиозной среде, ее обычаям, взглядам, традициям;

- во-вторых, они содействуют профилактике и преодолению духовного кризиса общества, сохраняя и транслируя в форме музейных предметов духовное наследие общества;

- в-третьих, они выводят индивид из жестких границ социума в мир общечеловеческих ценностей, в мир культуры, и способствуют эстетическому развитию населения;

- в-четвертых, образовательная среда музея не только расширяет кругозор и дает определенные знания молодежи, но и является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности, способствуя формированию убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры.

Формирование культурного опыта общества происходит через участие в социальных процессах; требует осознанных усилий, специально организованной деятельности, а Музей - идеальная среда.

В этой связи неслучайно известный отечественный педагог С.Т.Шацкий, определяя место культуры в социальном становлении детей и подростков, отводил музею важную роль. В частности, выявляя недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города, большое значение уделял культурно-воспитательной работе с ними. Он исходил из того, что на формирование личности ребенка влияют две силы. Первая - это сила культуры, находящая свое выражение в школах, картинных галереях, театрах, концертах. Вторая - это сила невежества, необразованности, темноты, тормозящая работу первой и, в противоположность ей, действующая всюду, днем и ночью. Изолировать ребенка от «уродливых проявлений общества», привить ко «всему хорошему, что может дать культурная жизнь», С.Т.Шацкий считает, может труд, детское творчество, созидающая деятельность и соответствующая среда. Однако, мало дать ребенку работу, нужно знакомить с прошлым трудом людей. А более глубокое соприкосновение и связь с прошлым и настоящим дает посещение музеев и картинных галерей. Следовательно, для С.Т.Шацкого музеи играют, прежде всего «огромное общеобразовательное значение».

Музей многие авторы (А.В.Бакушинский, Д.Камерон, Н.Н.Романов, Н.Ф.Федоров, Ф.И.Шмит и др.) сравнивают со школой, называют храмом, форумом. По мнению известного философа Н.Ф.Фёдорова музей воплощает в себе собор, хранилище, школу, в образовательном значении является «высшей инстанцией общества», прежде всего, как институт социальной памяти - «высшее учреждение единства», способ воплощения прошедшего в настоящем.

С начала 1990-х гг. в отечественном музееведении получило распространение понятие «культурно - образовательная деятельность» (И.М.Коссова, Б.А.Столяров, М.Ю.Юхневич), подразумевающее образование в пространстве музея, - «организованные сотрудничеством различных музейных специалистов целенаправленные информационные и воспитательные потоки», предполагающие развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностного отношения к миру.

Анализ диссертационных исследований, научных публикаций (Г.Б.Великовская, Н.П.Петушкова, Б.А.Столяров, Е.В.Сударикова и др.) подтверждает мнение о том, что реализация образовательной деятельности музея, как и воспитание, музейными средствами, возможно лишь через моделирование системы педагогического взаимодействия музея и учреждений образования, т.е. взаимодействия двух социокультурных институтов на основе музейной педагогики. В недавнем прошлом, отмечает Г.Б.Великовская, взаимодействие государственных музеев и образовательных учреждений строились в рамках изучения истории и культуры родного края. Был накоплен большой опыт методической и управленческой работы, который востребован всегда и особенно актуален в настоящее время. Широко освещен вопрос взаимодействия музея и школ во Франции, Германии, США в диссертационном исследовании Б.А.Столярова «Теория и практика образовательной деятельности художественного музея». Мы присоединяемся к мнению исследователей, что взаимодействие музея с системой образования - это наиболее эффективное условие погружение человека в мир культуры.

Устанавливаемая взаимосвязь между исторически сложившимся пониманием образовательной деятельности музея и современным осмыслением музейной развивающей образовательной среды, позволяет сделать вывод о том, что это специфическая среда, имеющая длительный опыт образовательной деятельности и являющаяся особой частью социально-культурной среды. Образовательная среда музея, в своей основе имея в преобладающем большинстве случаев информационные принципы работы с посетителем, направлена на передачу узкоспециальных знаний.

Однако, в сфере образования, в которую активно включается музей, происходил переход от идеи «образованного человека» - к идее «человека культуры», в результате чего стало признаваться ценным формирование в ходе межсубъектного диалога творчески развитой личности.

Образовательная среда, являясь открытой системой, обладает целостностью и динамичностью, способностью к саморазвитию; она может иметь несколько разномасштабных уровней (микро - макро) - от среды личности до образовательной среды государства. Образовательная среда музея, как часть социокультурного пространства, объединяя элементы образовательных систем, образовательный материал и субъектов образовательного процесса, является средством формирования культурного опыта личности.

Понимание образовательной среды музея связано со становлением музейной образовательной деятельности и музейной педагогики, с их базовой установкой на развитие музейными средствами эмоциональной, познавательной и мотивационной сфер.

Выдающийся педагог начала XX века - А.В.Бакушинский, рассматривая образовательную деятельность музея (художественного) как педагогический процесс, подчеркивал, что значительная роль в этом принадлежит преподавателям, ставя перед ними три обязательных условия:

- уметь самому переживать произведение искусства;

- знать историко-искусствоведческий контекст произведения;

- учитывать психологические особенности группы. Б.А.Столяров. А.Г.Бойко также рассматривают музей как образовательную среду, способствующую целостному развитию личности. Они впервые попытались классифицировать направления и формы образовательной деятельности художественного музея, на примере Русского музея:

- Эстетическое направление (развитие художественного восприятия и творческих начал);

- Историко-художественное направление (изучение истории искусства);

- Гуманитарно-междисциплинарное направление (изобразительное искусство по отношению к другим дисциплинам и технологиям);

- Социально-ориентационное направление (искусство как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии).

Н.П.Макарова утверждает, что среда детского музея становится образовательным пространством для младших школьников, когда в его деятельности реализуются образовательная, развивающая и воспитательная функции. На основе этого автор представляет модель образовательной среды детского музея, включающую в себя три основных компонента:

- Материальный, к которому относятся архитектура здания, дизайн внутренних помещений, фондовые коллекции, оборудование, т.е. вещественные компоненты среды;

- Проектно-процессуальный, представляющий программное обеспечение, способы и формы организации людей;

- Личностный, т.е. не овеществленные элементы среды (культурная, психологическая атмосфера) - посетители музея, работники.

Изучая культурно-образовательные аспекты деятельности в музейной педагогике (Е.Б.Медведева, М.Ю.Юхневич и др.), достаточно подробно раскрываются закономерности, принципы, методы и формы работы с аудиторией. В частности, в ней отмечается, что именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.

Так как ведущей функцией музея остается образовательная деятельность, то в музейной педагогике анализируются основные формы работы со зрительской аудиторией: экскурсионно-методическая, экспозиционно-выставочная, музейные студии, кружки и клубы. При этом наиболее эффективной моделью образовательного взаимодействия признаются музейно-педагогические, экскурсионные программы, учебные курсы, которые разрабатываются с учетом специфики музея и для каждой возрастной группы, а также сотрудников музеев и учителей (курсы переподготовки и повышения квалификации музейных сотрудников и учителей). Примерами таких программ являются «Предметный мир культуры», «Здравствуй, музей!» (Государственный Русский музей) и многие другие.

Однако экскурсия, традиционно рассматриваемая как форма, дополняющая обучение, может выступать средством формирования социально-культурного опыта. Значительное место отводили экскурсии в системе образования и воспитания А.Дистервег, Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др., призывая наблюдать природу, ее явления, анализировать, делать выводы. Еще в начале XX в. В.А.Герд отмечал создание социальных эмоций в процессе экскурсии, влияющих на межличностное общение, коллективную работу.

Зарубежные исследователи А.Урбан, М.Харрисон, Б.Уинстенли ставили вопросы о том, как восприятие музейной экспозиции влияет на формирование личного опыта, проявления активности, наблюдательности, умения оценивать. М.Харрисон акцентирует внимание на усвоение совокупного социокультурного опыта и установлении социальных стандартов поведения в процессе посещения экспозиции, посвященной исторической тематике. Учащийся смотрит на музейный экспонат, и у него возникают вопросы о том, как он был изготовлен, кто им владел, т.е. он анализирует, обсуждает, ищет ответы и здесь помощник - «величайший учитель опыт». К концу XX в. в трудах зарубежных авторов утверждается новый взгляд на активное использование музейных средств, в целях формирования социально значимых качеств личности.

Специфика музейного образования, как следует из работ Е.М.Акулич, Е.Вансловой, Н.П.Макаровой, М.В.Соколовой, состоит в том, что музеи могут научить извлекать из памятника истории и культуры информацию по широчайшему кругу современных знаний, владение которой, умение ее получать, лежат в основе требований, которые жизнь предъявляет сегодня к личности и образованию.

М.В.Соколова в диссертационном исследовании «Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся» на многочисленных примерах из зарубежной литературы, доказывает, во-первых, что музейная образовательная среда обладает серьезными социализирующими потенциалами, во-вторых, что главным фактором в формировании социокультурного опыта учащегося является способность музея научить мыслить логически и критически более предметно и разнообразно, аргументировано.

В последнее время появляется все больше научных публикаций, глубоких исследований, посвященных вопросам музея как социального института. «Музейные ценности уникальны, они не тиражируются, поэтому посещение музея нельзя заменить ни чтением книг, ни просмотром телепередач, ни путешествием в интернете. В этом и состоит непреходящая значимость и неповторимость музея как феномена современной цивилизации» - пишет Е.М.Акулич. Продолжая далее, он подчеркивает, что за последние сто лет произошла эволюция в «миссии» музея, он стал трактоваться как «социокультурное явление», помогая обществу, государству, семье, школе решать проблемы адаптации человека в условиях нового тысячелетия. Соглашаясь с такого рода утверждениями, И.М.Коссова отмечает, что «сущность изменений в современных музеях связана, прежде всего, с изменениями социальной роли и повышения эффективности взаимодействия музея и общества».

К проблеме социального становления личности учащегося средствами музейной среды, обращаются в своих исследованиях и другие авторы (Э.Андерсон, Н.Р.Вдовина, О.И.Карпухин, Ю.В.Романов, Н.Ф.Хилько, В.Г.Ходецкий). Более того, применительно к студентам они достаточно четко определяют существенные различия музейного и вузовского учебно - воспитательного процесса:

- вуз призван дать базовое образование во всех областях знания, на основе достаточно регламентированных программ, тогда как музей дает избирательное образование, проходящее в особой, эстетически насыщенной предметно - пространственной среде, где в процессе музейной коммуникации, диалога в пространстве музея развиваются социально и культурно значимые качества личности;

- в отличие от информационного подхода, который преобладает в вузе, музей предполагает образовательно-воспитательное воздействие посредством эмоционально-эстетической реакции, визуального восприятия, развития способности ценностного переживания, постижения «музейного языка»;

- в вузе общение участников образовательного процесса носит в основном вербальный характер, тогда как музей учит студентов извлекать знания, опираясь на первоисточники, мыслить логически и критически более аргументировано, что является важной основой накопления и формирования социального и культурного опыта;

- по сравнению с лекционным типом поведения, характерным вузу, музей предполагает пространственное перемещение, возможность включения в общение, творческую деятельность.

Конечно, музей должен приобщать к историко-культурному наследию посетителей с самого раннего детства, т.к. именно то, что заложено в раннем возрасте, определяет последующий образ жизни человека, его интересы, склонности, ценностные ориентации. Поэтому отечественный музей сосредоточил внимание на поиске форм и методик в работе, прежде всего с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, как наиболее перспективной части музейной аудитории, тогда как все меньше внимания уделяют взрослой аудитории, в частности студенчеству. Однако, некоторые музейные педагоги (И.М.Коссова, Е.Б.Медведева, Б.А.Столяров, Е.В.Сударикова) считают актуальной задачей российских музеев завоевание студенчества, создания для них образовательной среды, поскольку эта аудитория не только особо выделяется среди других посетителей музея, но, прежде всего, потому, что оно определяет будущее состояние общества, представляя его профессиональный, научный и творческий потенциал.

Из разновидностей музейной среды еще в конце 1980-х - нач. 1990-х гг. прошлого века внимание исследователей все больше стали привлекать знаковые системы невербальной коммуникации, дизайн, организация и культурный смысл материально-пространственной предметной среды. Ведь в создании музея (выставки) принимают участие сотрудники разных отделов: экспозиционеры, фондовики, музейные педагоги, а также участники событий, ученые, художники и от сплоченности и заинтересованности каждого зависит будущая работа экспозиции.

Тесно взаимосвязаны в любом музее научный и художественный подходы музейной экспозиции, правильная организация которых обеспечит осмысление духовного наследия общества, помогает лучше понять экспозицию, способствует формированию эстетически насыщенного культурного опыта посетителя.

Экспозиционер выбирает те моменты истории, которые ему кажутся более значительными, и покажет те предметы, которые на его взгляд более ценные, ведь нельзя в одном музее показать всю историю поминутно, по предметно. То, что представляет музей - интерпретация. В этом случае даже существует концепция «авторского» музея, идею которого музеологи поддержали в конце XX в., ибо всегда, по их мнению, «культурное наследие бытует в какой-либо конкретной форме интерпретации». Задача музея не столько обучать, как «погрузить», наставить на истинный путь, помочь критически осмыслить явление или событие и сделать собственный выбор, оставаясь носителем своих собственных, иных знаний, взглядов, ценностей.

Сегодня этому процессу может способствовать музейная образовательная среда, элементами которой являются три взаимосвязанных компонента: музейный предмет (экспонат), музейная экспозиция и музейная коммуникация.

Кратко рассмотрим и охарактеризуем каждый из названных элементов.

Экспонат в переводе с немецкого exponat - выставленный напоказ предмет, который часто идентифицируется с чем-то древним, старым, однако им может быть любой предмет, его копия, «заменитель» подлинника, специально выполненный макет, научно-вспомогательный материал, нужно только, чтобы он соответствовал теме, идее, замыслу, цели выставки. Существует и такое понятие как «профессиональный» экспонат - это материализованный мысленно образ предмета, которого никогда не было.

В музееведении принято считать, что если экспонаты - это знакомые нам вещи, которые встречаются повседневно, «их демонстрация должна сопровождаться новыми зрелищными признаками, пробуждающими интерес, дающими неожиданное зрительное восприятие». Если экспонат - явление уникальное, представляющее большую ценность, то необходимо соответствующими средствами выявить, подчеркнуть эту уникальность.

Музейный предмет - «явление экстраординарного порядка - через него закрепляется какой-то значимый фрагмент культурно-исторического наследия общества, характеризующийся своей не случайностью, общекультурной человеческой ценностью». Через музейный предмет должно произойти не только формирование интереса к окружающему предметному миру, понимания истории, но и осознание общезначимой ценности экспоната музея, отражающего давно прошедшую, но нашу общую жизнь, нашу историю.

Предметы в музейной экспозиции представляют собой научно организованную совокупность, поскольку их отбор и размещение основываются на разработанной коллективом музея научной концепции. Они служат средством для выражения определенного содержания, следовательно образуют знаковую систему. Знак - это предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях. Например, талоны на сахар, мясо, табак в обыденной жизни использовались в качестве документа для приобретения товара, но в музейной экспозиции они становятся знаками, в которых «зашифрована» социальная информация о той распределительной системе, которая существовала в нашей стране до 1992 г. поэтому музейная экспозиция является своеобразным «текстом», который нужно не только созерцать, но и осмысливать. Экспонаты-знаки могут передавать идеи, чувства, представления и суждения как людей, создавших их или с ними соприкасавшихся, так и авторов музейной экспозиции.

Для музейной образовательной среды важно понимание музейной экспозиции, которая трактуется как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений. Слово «экспозиция» происходит от латинского глагола ехропо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного exposition - изложение, описание и понимается как совокупность и размещение любых предметов, представленных для обозрения. Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции - выставки, на которых часто демонстрируют предметы из других музеев, частных коллекций.

К музейной экспозиции авторы зачастую (М.Б.Гнедовский, В.Коротков, В.Литвинов, В.Ривин, А.Тарханов и др.) применяют такие эпитеты как «сценарий музея», художественный образ интерьера, «музейный сеанс» в течение которого посетители видят «ожившие сцены». Экспозиция - всегда установление связи между экспонатами, когда появляется новый смысл (80, 191), пространственная среда внутри здания или под открытым небом, сформированная пластическими и световыми, а также драматургическими средствами, «триединый союз искусства, науки и техники», смешение архитектуры, интерьера, графики, фотографии, аудиовизуальных средств информации и театра, наконец единое целое живописи, скульптуры, кино и театра, которые «могут предстать перед зрителем в виде своеобразного спектакля, именуемого музейной экспозицией».

Известный американский дизайнер Лэрри Клейн неоднократно подчеркивает, что информационное содержание экспозиции - это совмещение и взаимодополнение образовательных и эстетических целей, поскольку у некоторых людей, для успешного обучения, необходимо стимулировать интерес к общечеловеческому опыту.

Экспозиция составляет основу музейной коммуникации, которая осуществляется путем, прежде всего зрительного восприятия посетителями экспозиционных материалов. Музейная образовательная среда использует различные каналы музейной коммуникации (экспозиции, выставки, печатные издания, экскурсии, лекции, кружковые и клубные формы работы, музейные праздники, концерты, театрализованные представления и т.д.).

Понятию «коммуникация» (связь, общение) наряду с поиском успешного взаимодействия со зрителем, в последнее время придается особое значение - его считают ключевым понятием для образовательной деятельности музеев. В психологической литературе «коммуникация» рассматривается, прежде всего, через смысловой аспект социального взаимодействия, ибо любое действие индивида осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими индивидами и поэтому всегда является коммуникативным. Согласно Л.С.Выготскому все высшие психические функции имеют социально-культурное происхождение, т.е. сначала складываются как внешние социальные связи между людьми.

М.С.Каган, отождествляя коммуникацию и общение, проводит обширный сравнительный анализ исследовательских позиций: « в самом общем смысле под коммуникацией... понимается скорее обмен информацией между динамическими системами или подсистемами этих систем, которые способны хранить ее, преобразовывать и т.д.» Общение, по мнению М.С.Кагана, не может быть приравнено ни к передаче информации, ни к обмену ею. Это «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность». Структура передачи сообщения монологична, а общения - диалогична. Диалог предполагает различие, оригинальность и уникальность точек зрения каждого из партнеров. Как механизм социализации трактовался процесс общения и взаимного психического влияния людей друг на друга в социально-психологической теории В.М.Бехтерева, идеи, получившие развитие в трудах Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева. По их мнению, быстрее происходит «заражение» людей определенным эмоциональным состоянием, чем попытка убедить логически. Согласимся с мнением А.Б.Зверинцева, что «коммуникацию можно определить как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания». Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного быта. Форма воздействия, которое осуществляется человеком, дает основание определять его личностные черты, особенности организации речевого сообщения, говорящие об общей культуре, этнокультурной специфике полученного образования. Коммуникативные умения, по мнению О.Е.Куренковой, составляют сущность социального опыта, наряду с ценностными ориентациями, знаниями, нормами поведения, где коммуникативный компонент - владение культурой слушания и понимание собеседника.

Все это имеет прямое и непосредственное отношение к музею. Общение в пространстве музея служит проявлению личности, ведь человек вступает в диалог как личность со всей своей субъективностью в этих отношениях. Иначе говоря, в диалоге человек позволяет себе быть субъективным, он автор собственных поступков и мнений. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного межличностного общения, которое, как показывает обобщение опыта деятельности музеев, может быть организовано в форме встречи, клуба, театрализованного действия.

Музейная коммуникация имеет сложную структуру, которая схематически может быть представлена в следующем виде:

Впервые проблема коммуникации в среде музея была рассмотрена в 1960-х гг. канадским ученым Д.Камероном и в это же время на волне «музейного бума» появившегося в отечественном музееведении. Исторический аспект развития музейной коммуникации рассмотрен в трудах М.Маклюэна, З.Странского, К.Хадсона, К.Шеннона, наиболее точно суть которого, раскрывается в работах М.Б.Гнедовского. «Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации, - пишет М.Б.Гнедовский в проектной концепции «Музей и образование», -опыт личного соприкосновение с реальностью истории и культуры, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности».

Субъект (или группа) изымая вещь из среды бытования, наделяет ее ценностным значением. В этом случае, формируя осмысленное собрание предметов, он задает определенную культурную норму. С другой стороны, есть субъект воспринимающий, ' «ибо собрание, которое никто не осматривает, нельзя считать фактом культуры». Он тоже является носителем некоторых культурных установок. «И если его установки близки установкам первого, между ними возможно взаимопонимание, и смысл, вкладываемый в собрание, будет адекватно воспринят», - пишет М.Б.Гнедовский, приводя пример акта музейной коммуникации, причем, успешного. Элементарный акт коммуникации заключается в воздействии собрания музейных предметов на посетителя, который воспринимает этот материал с учетом своих культурных установок.

Согласно Д.Камерону, музейная коммуникация это, прежде всего процесс общения посетителя с «реальными вещами» и конечно понимание языка вещей на основе выстроенной экспозиции, так сказать невербальные пространственные «высказывания».

В силу этого, формирование культурного опыта личности в условиях музейной образовательной среды, с одной стороны предполагает приобщение средствами музея в процессе коммуникативной деятельности к ценностям материальной (блага) и духовной (смыслы) культуры (социогенные потребности), т.е. становление социально-культурных ценностных ориентации; с другой стороны, благодаря эстетической среде музея происходит формирование «музейной культуры» - это этика поведения, культура межличностного общения (Н.Д.Рева, Б.А.Столяров, Б.П.Юсов), формирование организационных навыков, а также ряда значимых качеств личности, правильное становление которых зависит от «качества среды» личности.

Таким образом, через музейные предмет, экспозицию и коммуникацию музейная образовательная среда выступает в качестве средства формирования культурного опыта личности и находит свое выражение в следующем:

Во-первых, формирование восприятия, поскольку оно, как и все остальные процессы, зависит от культуры. Культура оказывает влияние на то, что человек буквально может или не может воспринять. Различия между «смотреть» и «видеть», что напрямую относится к музейной экспозиции, имеет разную психологическую основу. Это в частности важнейшая исследовательская задача педагогики художественного музея. Но в целом, умение адекватно воспринимать окружающую предметную действительность рассматривается нами как важная составляющая социально-культурного становления личности.

Во-вторых, музейная культура предполагает формирование отношения к предметному миру во всей его целостности, т.е. «умение вычленить в нем наиболее интересные документальные свидетельства эпохи - предметы и памятники, беречь и ценить их». Технические и технологические изобретения, появляющиеся и закрепляющиеся в социокультурной сфере, становятся доступными обществу. Это относится как к научным открытиям, так и к созданию новых художественных стилей и произведений искусства, а также к изменению в социальной структуре. Именно изобретения и достижения в сфере материальной культуры призваны стать необходимым связующим звеном этнокультурной целостности, средством социального и культурного сплочения народа. Ведь феномен культуры имеет две функции: социальную, связанную с процессом жизнеобеспечения и культурную, направленную на культурное развитие, т.е. на получение будущего культурного опыта.

В-третьих, успешность процесса формирования музейной культуры, культурного опыта в социально-культурной среде музея, предполагает специально организованную деятельность. Это использование наряду с традиционными различных форм, методов работы с музейной аудиторией (экскурсии, лекции, музейные занятия, праздники, встречи с интересными людьми и т.д.). Традиционно рассматриваемая как форма, дополняющая обучение подрастающего поколения, экскурсия, тем не менее, является наиболее эффективным средством социокультурного становления личности, способствуя социальному воспитанию. Но, тогда экскурсия должна быть организована как событие, а ее главная цель - социально-педагогическая, предполагающая формирование социальной компетентности, нравственного саморазвития. Так, поскольку значительная часть экскурсии строится на объяснение и показе, то важно активное включение в этот процесс участников экскурсии, чтобы она не превратилась в лекцию или бессознательное созерцание. Немаловажно, чтобы появилась собственная оценка события или явления на основе уже сформированных ценностных ориентации, убеждений. В этом поможет специально подготовленный музейный педагог, который не только информирован о содержание экспозиции, но способен наладить диалог в пространстве музея, заставить активно участвовать в восприятие, анализировать, делать личный выбор, собственно этим он и отличается от экскурсовода. Рассматривая экскурсию как форму воспитания, вслед за М.М.Бостанджогло мы выделяем несколько характеризующих ее функций:

- Социально-информационную, включающую те изменения в социальной грамотности, которые происходят у подростков после участия в экскурсии;

- Социально-мобильную, отражающую изменения в уровне готовности подростков к социальному выбору;

- Социально-коррекционную, отражающую изменения в готовности подростков к самосовершенствованию в отношениях с окружающими.

В-четвертых, музейная культура предполагает воспитание ряда важных качеств личности музейными средствами:

- Развитие нравственной культуры;

- Воспитание исторического и национального самосознания;

- Формирование эстетической культуры (художественное воспитание);

- Становление духовности личности.

Итак, присвоение культурного опыта в музейной образовательной среде в логике: от усвоения знаний, формирования образа до освоения орудийных действий и нравственных норм - осуществляется в специально организованной деятельности, в условиях музея, который не только является хранителем материальных и духовных ценностей культуры общества, но где возможно реальное восприятие и освоение социокультурного опыта и знаний прошлых поколений через знаковые системы, музейные предметы, экспозиционные материалы, «культурные тексты» (культурно-исторические памятники, здания, книги, рукописи, интерьер, картины и др.), научно-вспомогательный материал.

«Сегодня музей - это не только носитель культурных традиций, но и мощное средство воспитания и образования человека», это не просто место для проведения досуга, но, прежде всего пространство реального соприкосновения с опытом и знанием прошлых поколений.

Составляющими музейной образовательной среды как средства формирования культурного опыта молодежи являются музейные предмет, экспозиция и коммуникация.

 

АВТОР: Субботина О.В.