24.03.2012 7300

Содержание, предпосылки и состояние социально-духовной направленности процесса формирования физической культуры молодежи

 

Физкультурно-спортивная деятельность при целенаправленном педагогическом воздействии обеспечивает гармоническое духовное и физическое развитие, способствует укреплению работоспособности, здоровья и воспитанию важных социальных качеств личности.

В этом плане разнообразные аспекты философско-культурологического подхода к физической культуре разрабатываются во многих исследованиях.

Сегодня возникла необходимость кардинального изменения мышления людей относительно многофункциональной социальной сущности физической культуры, ориентирующей систему физкультурного образования на формирование и воспроизводство целостности человека как биосоциального феномена, отражающего единство телесного и духовного (В.К. Бальсевич, 2000; И.М. Быховская, 1993; Н.Н. Визитей, 1989; М.Я. Виленский, 1985, 2000, 2004; А.С. Запесоцкий, 2002; Л.И. Лубышева, 1992; В.П. Лукьяненко, 2001; А.П. Матвеев, 1997; Ю.М. Николаев, 2002; А.Ц. Пуни, 1985). При этом только взгляд на физическую культуру с позиций качественно нового знания - приоритета духовности, одухотворения физического, рассмотрения физического как личностного (А.Н. Андреев, 1988; И. М. Быховская, 1993; Д.Д. Донской, 1997; Л.К. Круглова, 1995; Л.И. Лубышева, 1992; Ю.М. Николаев, 1998) - может способствовать всемерному содействию формирования человека с гармоническим развитием его сущностных (духовных и физических) сил, реальному приобщению его к освоению многообразных ценностей, полноправному включению физической культуры личности в спектр общей культуры человека и общества. Именно феномен культуры оценивается как неиссякаемый источник общественных нововведений, как основное средство человеческой самореализации. Сущность культуры - способствовать формированию духовно-целостной личности человека, во всей всесторонности его существования, а культурная деятельность - это, прежде всего, смысло-ценностно-ориентированная активность человека.

С позиций культуро сообразности физическая культура предстает как многогранное и интегративное явление. Она рассматривается в единстве и взаимосвязи форм - компонентов (физкультурной рекреации, физкультурного образования, физкультурной спортизации, физкультурной реабилитации, физкультурной адаптации); видов физкультурной деятельности и физической культуры (рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной, адаптивной); структурных компонентов (интеллектуального, социально-психологического, двигательного); системы потребностей, способностей, отношений и институтов; функций (общекультурных, специфических и внутренних); ценностей (предметных и личностных), направленных на формирование духовно-телесного единства (физкультурного совершенства) человека через сознательно окультуренную двигательную (физкультурную) деятельность, в которой преобладает одухотворенность физического (И. М. Быховская, Н. Н. Визитей, Ю.М. Николаев, В.И. Столяров и др.).

Согласно В.К. Бальсевичу и Л.И. Лубышевой целью образования по предмету «физическая культура» является научение обучающихся формам и методам активного (деятельностного) использования ценностей физической культуры и спорта для формирования и совершенствования своего физического, духовного и нравственного здоровья, воспитания патриотического осознания его значимости для обретения национального достоинства, безопасности и процветания России.

В.В. Кузин целью физического воспитания подрастающего поколения считает формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.

Ю.М. Николаев считает, что цель физической культуры - всемерное и всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности - самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоении других ценностей физической культуры. При этом основным средством физической культуры, по его мнению, выступает физкультурная деятельность, в которой физические упражнения составляют ее главный элемент.

Г.М. Соловьев отмечает, что действительно практическая сфера физической культуры личности представляет собой совокупность общественно и индивидуально необходимых знаний, умений и навыков, способности, черты поведения и другие качества, обеспечивающие успешность в физкультурно-спортивной деятельности, в достижении высокого уровня психофизического и духовного здоровья.

Сравнивая данные физической подготовленности детей и подростков позапрошлого века с аналогичными данными современной молодежи, Д.А. Бейли выявил отсутствие заметной разницы между ними и пришел к выводу о том, что за почти 150-летнюю историю физического воспитания в мире не произошло каких-либо заметных изменений в уровне физической подготовленности детского населения. Между тем за этот период результаты людей, занимающихся спортом, возрастали несравнимо более высокими темпами, что демонстрирует явную безотказность технологий спортивной подготовки, их независимость от специфики контингента занимающихся спортом людей.

Однако, для понимания методологии построения инновационной спортизированной технологии физического воспитания необходимо не только развитие новых подходов к преобразованию физического потенциала человека средствами спорта, но и взаимодействие физического, спортивного, культурного и духовного в прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем.

В.И. Бальсевич и Л.И. Лубышева отмечают, что использование в физическом воспитании научно-технологических достижений спортивной культуры оказывается наиболее перспективным путем развития уже начавшегося движения физической и спортивной культур к их интеграции на основе общих интересов во имя блага человека. Особо отмечается необходимость тех аспектов спортивной подготовки, которые формируют личностную культуру и являются, вероятно, одним из самых высоких достижений спортивной культуры вообще. Сюда можно отнести и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокую культуру тренировки, восстановления, самоконтроля, а также формирование собранности, организованности и упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием, умением побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех.

Сегодня научно - технологическая сущность организационно - методических инноваций в физическом воспитании детей и подростков состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе на освоении обучающимися нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровье формирующих и здоровье сберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму конверсии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспитание.

Доктором философских наук, профессором В.И. Столяровым, на гуманистической основе разработана и развивается концепция спартианского движения. В основе идеологии и программы спартианского движения лежат, прежде всего, идеи, идеалы и ценности гуманизма. При этом гуманизм понимается как система воззрений, которая высшей социальной ценностью, целью и критерием (мерой) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни считает именно человека, а не технику, не прибыль, не вещественное богатство, не власть, не науку, не искусство и т.п. (ср. исходные определения гуманизма, которые дали Сократ: «Человек является высшей ценностью» и Протагор: «Человек - мера всех вещей»).

Спартианское движение ориентируется на все идеалы и ценности гуманизма и ставит своей целью их практическую реализацию в современных условиях. Особенно важное значение придается гуманистическому идеалу разносторонне и гармонично развитой личности.

В основу концепции спартианского движения, определяющей его цели и задачи, положено разработанное автором проекта «СпАрт» такое понимание, согласно которому разностороннее и гармоничное развитие личности предусматривает: а) постоянную ориентацию на самосовершенствование, самопреодоление, саморазвитие; б) единство физического (телесного), психического и духовного, гармоничное развитие телесности, психических способностей (воли, интеллекта и др.) и духовно-нравственных качеств человека; в) разностороннее развитие и проявление своих способностей в различных сферах творческой деятельности, в том числе в спорте и искусстве; г) достижение гармонии личности в отношениях с другими людьми, с природой и с самим собой, приоритет человечности, духовно-нравственных ценностей в этих отношениях. Спартианское движение ориентируется на все идеалы и ценности гуманизма и ставит своей целью их практическую реализацию в современных условиях.

От многих других истолкований гармоничного развития личности его спартанская интерпретация отличается, прежде всего, указанием на большое значение разностороннего развития и проявления способностей, активного участия в различных сферах творческой деятельности.

В связи с этим идеалом для участников спартианского движения являются те люди, которые добиваются успеха не в каком-то одном виде, а во многих видах творческой деятельности.

Ведущими положениями теории гуманистической организации соревнования, которые имеют особенно важное значение в концепции спартианского движения, включаются следующие:

- Соревнование помогает выполнять важные социальные функции: оно позволяет сравнивать и оценивать способности людей, стимулировать их активность, стремление к совершенствованию своих способностей и т.д. Позитивная роль агонистики (от греч. «агон» - соперничество) ярко проявилась в рамках древнегреческой культуры.

- Соревнование обязательно должно дополняться разнообразными формами сотрудничества, единения людей.

- В разнообразных формах состязания, борьбы, конфликтов, постоянно возникающих в жизни людей, соперничество нередко унижает достоинство личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере, для одной из соперничающих сторон. Кроме того, нередко оно проходит в таких условиях, которые затрудняют объективную сравнительную оценку способностей соперников.

- В связи с этим возникает социальная проблема гуманизации соперничества, т.е. создания таких условий соревнования, которые позволяют: а) сравнивать способности участников соревнования; б) объективно оценивать сопоставляемые способности; в) не унижать достоинства личности соперников, не наносить вреда их здоровью и по возможности избегать трагических последствий соперничества.

В своей статье В.С. Родиченко «Фэйр Плэй в спорте и повседневной жизни: императив или утопия?» отмечал, что общественное движение Фэйр Плэй на мировом уровне ассоциируют с существующим более сорока лет Международным комитетом Фэйр Плэй. Важнейшая функция комитета - ежегодное присуждение наград. Ими отмечаются спортсмены за совершение поступков в духе Фэйр Плэй или за соблюдение принципов честной игры на протяжении всей спортивной карьеры, а также организации и лица, способствующие распространению этих принципов.

Среди награждаемых памятными призами и дипломами как спортсмены и команды, так и те лица и организации, которые пропагандируют или используют возможности спорта в деле нравственного воспитания. Например: 1) оказание помощи спортсмену, находящемуся в опасности или затруднении, с возможной потерей собственного соревновательного положения; проявление различных форм солидарности и взаимопомощи по отношению к сопернику или другому лицу; оказание помощи сопернику в обычной, соревновательной ситуации; 2) исправление в пользу соперников судейской ошибки; 3) отказ воспользоваться возникшим преимуществом, не вызванным собственными успешными соревновательными действиями; 4) отказ воспользоваться преимуществом, которое дают правила соревнований или собственные (умышленные или неумышленные) неправильные действия.

Естественно, описанные выше поощрения конкретных поступков происходят на несравнимо более обширном фоне следования гуманистическим принципам соревновательной деятельности, в частности, принципе равных возможностей. Стимулирование этого фона характерно для присуждения наград Фэйр Плэй в командных играх, в частности направленного преимущественно на премирование за минимум нарушения правил, связанного с грубостью и насилием.

Таким образом, в движении Фэйр Плэй определяются три гуманно-этических принципа спорта:

- требующие конкретного поступка;

- определяющие этику игровой деятельности;

- относящиеся к еще одной категории субъектов спорта - болельщикам.

Председатель государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму В.А. Фетисов в статье «Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации» отмечает, что стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением россиян основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее укрепление физического и нравственного здоровья, умственной и физической работоспособности детей, подростков и молодежи.

В концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года отмечается, что не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости, что необходимо развитие моральных качеств личности спортсмена, отвечающих потребностям общества.

Современная физическая культура и спорт богаты по содержанию и сложны по структуре, в них заключены огромные возможности для социально-духовного воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в отточенных до высокой степени совершенства движениях. Человек, занимающийся физической культурой и спортом, постоянно сталкивается с проявлением прекрасного. Под влиянием правильно организованных физических упражнений формы тела развиваются гармонично, движения и действия человека становятся изящными, энергичными и красивыми. Включение в учебные занятия по физической культуре элементов некоторых видов спорта, таких как художественная и спортивная гимнастика, акробатика, аэробика, шейпинг и др. развивает у занимающихся чувство прекрасного, воспитывают у них эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности.

Сегодня порой стирается грань между физической культурой и спортом и искусством. Бесспорно проникновение спорта в такие виды деятельности, как литература, архитектура, живопись, музыка, театр, кино, балет. Наиболее сконцентрировано слияние искусства и спорта в массовых спортивных праздниках и зрелищах. Красочное оформление,. подбор привлекательного сюжета, насыщенного танцами, яркое музыкальное сопровождение - все это доставляет незабываемое эстетическое наслаждение как для самих исполнителей, так и для зрителей; способствует их разностороннему духовному развитию. Воспитанию всех вышеперечисленных качеств личности способствуют не только виды спорта, напрямую связанные с искусством. Даже бег по дистанции в легкой атлетике производит впечатление действия по законам красоты, благодаря технике, где легкость, изящество движений сочетаются со стремительностью и длительным поддержанием высокого темпа. Несомненно, что подвижные и спортивные игры, при правильном их использовании, являются способом развития мышления, изобретательности, стратегии и несут в себе творческое начало.

Утверждается, что каждый отдельный вид спорта и физическая культура в целом, являясь специфической формой проявления таких физических качеств как ловкость, быстрота, сила, выносливость и др. оказывают специфическое влияние на развитие способностей к двигательному творчеству, а, следовательно, имеют тесную связь с уровнем развития интеллекта и духовных качеств личности. В процессе систематических занятий физической культурой и спортом осуществляется глубокая связь физического воспитания с нравственным, умственным и эстетическим, так как духовные качества человека, его моральные принципы при этих занятиях раскрываются более полно.

Многогранные способности, формируемые физической культурой и спортом, будучи включенными в процесс труда, социального общения и научного познания, становятся их необходимыми компонентами, важнейшим условием дальнейшего развития человека и различных видов его общественной жизнедеятельности. Поэтому элементы духовного и физического совершенствования человека, приобретенные им в процессе физкультурной и спортивной деятельности, выступают важными сторонами его индивидуального социально-духовного развития.

Занятия физической культурой и спортом должны осуществляться в системе воспитания культуры здорового образа жизни личности, освоения ею общекультурных ценностей, в формировании положительной и устойчивой мотивации к активной деятельности в этом (М.Я. Виленский, П.К. Дуркин, М.П. Лебедева Г.М. Соловьев и др.).

К общекультурным ценностям относят, прежде всего, мир, дружбу и сотрудничество между народами и людьми. Физическая культура и спорт, благодаря современному международному движению, является мощным средством укрепления межнациональных отношений. Международные спортивные встречи, организованные на гуманистической основе, воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, помогают преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу дружеского взаимоотношения между людьми, поощряют международное сотрудничество.

С психолого-педагогических позиций формирования физической культуры личности студента - это воспитание потребностей, мотивов и интересов к ценностям физической культуры и к систематическим занятиям физической культурой (как социальному явлению) в процессе учебной, внеаудиторной и самостоятельной физкультурной деятельности. Потребностно-мотивационная сфера студента представляет собой системообразующий фактор всех воспитательных воздействий и формируется в процессе социально-психологического, интеллектуального и двигательного воспитания. Потребности, мотивы и интересы студентов к ценностям физической культуры являются психологическим механизмом превращения общественных ценностей физической культуры в личные ценности.

Сохранение и укрепление здоровья людей - одна из основных социальных функций физической культуры, так как она включает в себя такие компоненты, как: культура общения и двигательной активности, закаливание, дыхание, питание, массаж, психорегуляция, использование факторов природы. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение понятию «здоровье» - это не только отсутствие болезни или дефекта, но и состояние полного комфорта - физического, психического и социального. Более конкретно это понимается в следующем контексте: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние человека, которое обеспечивает его полное биосоциальное функционирование, физическую или интеллектуальную работоспособность, достаточную приспособляемость к естественным воздействиям, изменчивости внешней среды при отсутствии патологических изменений в организме.

О.А. Ахвердова, В.А. Магин определяют «культуру здоровья» как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающим миром и людьми, а также способностью к творческой и активной жизнедеятельности.

Г.М. Соловьев, Т.И. Прокопенко, В.Ф. Горбатов «культуру ЗОЖ» рассматривают как социально детерминированную область общей культуры человека, представляющую собой качественное, системное, динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в ее практической деятельности, физическом и психическом здоровье.

Здоровье человека в системе педагогических категорий рассматривается как динамичное, изменяющееся под влиянием внешних и внутренних причин специфическое целостное образование, обнаруживающее себя в самосохранении, укреплении и поддержании на протяжении всей жизни человека, являющееся необходимым условием его полноценной свободной жизни, высшей ценностью отношения, проявляющееся на различных уровнях жизнедеятельности: соматическом, психическом, нравственном, духовном.

Под физическим здоровьем понимают, прежде всего, способность человека к адаптации по отношению к различным физическим агентам внешней среды и к выполнению различных видов физической работы (различным мышечным усилиям), а также отсутствие дефектов развития, отсутствие болезни, устойчивость к действию болезнетворных факторов.

Психологическое здоровье предполагает способность к адаптации к социальной среде, к различным формам общественной жизни, к психическим нагрузкам (стрессу), а также способность к выполнению разнообразной психической деятельности (Р. Ассаджиоли, П. Бейкер, Н.Г. Гаранян, А.В. Петровский, С. Фрайберг, А.Б. Холмогорова, М.Г. Ярошевский, и др.). Психологическое здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности, с поиском и осознанием путей достижения душевного покоя, а также способностью сочетать согласие с самим собой и активную позицию в жизни. Психологическое здоровье взрослого человека предполагает осознанную потребность в духовном развитии. В докладе Комитета экспертов ВОЗ сказано, что нарушения психологического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Термин «духовно-нравственное здоровье» широко употребителен, однако, пока в научной литературе, в том числе педагогической, нет определения этой категории не только потому, что не выявлены объективные показатели этого феномена, но и потому, что в обыденном сознании сложились неоднозначные и даже противоречивые подходы к описанию его содержания. Понятие духовно-нравственное здоровье не имеет количественной характеристики, оно либо есть, либо его нет, и тогда можно говорить о духовно-нравственном нездоровье человека. О духовно-нравственном здоровье человека говорит доброта, терпимость, любовь и уважение к людям, стремление к истине, красоте, вера в Бога, людей. Духовно-нравственная болезнь проявляется в пренебрежении и несоблюдении моральных и общественных норм, вспышках гнева, ненависти в отношении других людей, конфликте с окружающими. Пустота в духовном мире молодежи толкает их к образу жизни, который разрушительно действует на их здоровье.

Формирование навыка здорового образа жизни - одна из важнейших задач физкультурного воспитания и образования учащихся. При этом, сформировав ситуативный уровень и уровень начальной грамотности, необходимо стремиться к уровню образованности и творческому уровню, который отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости здорового образа жизни, его социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности (М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев).

Социально-духовные ценности, относящиеся к физической культуре, помимо эстетики и здорового образа жизни, включают также такие важные компоненты качеств личности, как этику (в частности спортивную), отношение к труду, мировоззрение (Г.М. Соловьев).

Этика - совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе), например, врачебная этика, этика ученого, спортивная этика и т.д.

Принципы спортивной этики отражены в этических (моральных) категориях, которые в обобщенном виде отражают ее цель, задачи и основные положения, дающие возможность с моральных позиций оценивать действия, поступки и поведение людей в целом. А.Б. Учаев к этим категориям относит: честь и достоинство; моральную ответственность и чувство долга; справедливость.

Кроме принципов и категорий в этике, как в общей, так и в спортивной, им определяются нормы - конкретные требования к поведению, его правила: такт; взаимное сотрудничество, основанное на взаимном доверии и совместном творчестве; гуманное отношение к людям; жизненный оптимизм; высокая культура отношений в общении между участниками спортивной деятельности.

Сущность процесса трудового воспитания, отношения к труду, сопряженно связанных с социально-духовными ценностями физической культуры личности, заключается в планомерном и систематическом развитии качеств человека, определяющих ее подготовку к трудовой деятельности: овладение трудовыми навыками и умениями в процессе самообслуживания на занятиях, создания гигиенических условий для проведения занятий при коллективном участии в расстановке и уборке оборудования, спортивного инвентаря, участие в общественно-полезной работе по благоустройству спортивных площадок, ремонту спортивного инвентаря и оборудования. Трудолюбие, как основной признак качества отношения к труду, воспитывается непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда занимающиеся для достижения результатов в физической и спортивной подготовке выполняют и многократно повторяют физические упражнения, преодолевают внешние и внутренние отрицательные факторы.

Проблемой трудового воспитания занимались многие зарубежные и отечественные педагоги: Франсуа Рабле, Джон Локк, Иоганн Песталоцци, Иоганн Густс-Мутс, Жорж Домени, О.А. Зорова, В.И. Ильинич, Н.И. Пономарев и др. Ими рассматривались различные аспекты мотивации учебно-трудовой деятельности, формирование готовности и профессионального самосознания будущих специалистов. Результаты в этом направлении могут успешно экстраполироваться в процесс физкультурного воспитания, формирования социально-духовных ценностей студента средствами физической культуры и спорта.

Мировоззрение проявляется в степени научности знаний и убеждений. Знания - один из ведущих компонентов содержания физического образования личности. Проблемой формирования знаний в процессе физкультурного образования занимались: М. Я. Виленский, 2001; Л.И. Лубышева, 1993; В. П. Лукьяненко, 2001; Л.П. Матвеев, 1991; Г.М. Соловьев, 2001 и др. Приобретение знаний существенным образом влияет на повышение физкультурной грамотности, образованности, эрудиции, интеллектуализации личности в области физической культуры и позволяет использовать ее ценности в целях социализации и физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни. Формирование специальных знаний в области физической культуры является не только основой обеспечения образования в сфере физической культуры, но и главным условием активного приобщения к физкультурной деятельности, реализации деятельностного подхода в освоении ценностей физической культуры. Формирование мировоззренческих взглядов на ценности физической культуры, убеждений в их необходимости в социальном, культурном, профессиональном и личностном аспектах является одним из основных механизмов, включающих студента в самостоятельную физкультурную активность. Научность мировоззренческих взглядов и убеждений является основой их прочности.

Согласно М.Я. Виленскому, Г.М. Соловьеву, физическая культура личности студента - это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в ее физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Исходя из определения понятия «физическая культура личности», становится понятно, что процесс формирования физической культуры представляется значительно шире, чем процесс физического воспитания. Последний - это всего лишь специфическая часть формирования физической культуры личности. Оторванный от знаний, нравственности, этики, эстетики, развития интеллектуальных способностей, а в целом гармонического развития личности, процесс физического воспитания, как и его результат (физическое совершенство), представляют собой всего лишь телесную культуру. В этом случае вполне уместен термин «телесность», инициированный Быховской И.М. Современные же представления о физической культуре личности значительно глубже, шире и напрямую связаны с общей культурой.

Обобщая отмеченное, необходимо подчеркнуть, что проблема влияния физической культуры, различных физических упражнений, видов спорта на психическое состояние и качества личности (характер, поведение, духовность) мало изучена. Традиционная система физического воспитания ориентируется в основном на специфическую составляющую физической культуры личности (физическую подготовленность и физическое развитие), остальные качества личности (мировоззренческие, эстетические, этические, нравственные, духовные, психические и т.д.) имеются только в виду, в основном декларируются и на практике целенаправленного широкого воплощения пока не получили. Не наблюдается, в полной степени, и интеграция в этом направлении, имеющегося научно-теоретического опыта в общей педагогике, психологии, философии, социологии, эстетики, искусстве и культурологи в сферу физической культуры студенческой молодежи. Такое явление объясняется, во-первых, отсутствием достаточной меж научной интеграции; во-вторых, сложностью, многофакторностью и многоаспектностью проблемы; в-третьих, недопониманием ее значимости специалистами в области физической культуры и, в-четвертых, отсутствием соответствующих педагогических технологий как в теории и практике физической культуры, так и в теории и методике профессионального образования студентов.

 

АВТОР: Тарасенко И.Р.