29.03.2012 6581

Сущность и правовые основания государственной регистрации транспортных средств

 

Как действие по ведению записей регистрация всегда была присуща человечеству. Этот термин ведет свою историю от латинского regerere (записывать), средне-латинского registrum (внесенное, записанное), а в русском языке - от немецкого Registration (запись), и означает в широком понимании внесение в список, в книгу или составление перечня, описи Если бы события личной и общественной истории людьми не регистрировались, сложно было бы говорить о достоверной передаче знаний, информации от поколения к поколению. Но регистрация была важна не только для исторического, познавательного аспекта, но и для управления сообществами людей. Так, торговые записи и записи о количестве населения, доходах, производстве позволяли формировать и контролировать поступления в казну древних государств, организовывать воинские формирования и т.п. Поэтому потребовалось толкование, присущее в максимальной степени именно государственной регистрации, как записи фактов или явлений с целью учета, с целью придания факту законности, как, например, регистрация браков. Уже в конце 17 веке в Европе появляются официальные государственные и страховые регистры, например, регистр морского судоходства Ллойда.

В юридических науках регистрации уделяли также достаточное внимание. Так, в криминалистике существует отдельное «учение о криминалистической регистрации», которое Р.С. Белкин относит к числу наименее разработанных частных криминалистических теорий, хотя исторически элементы этого учения зародились еще до консолидации криминалистических знаний в самостоятельную науку, когда необходимость решения проблемы уголовной регистрации стимулировала разработку научных методов раскрытия и расследования преступлений, то есть само возникновение криминалистики.

В монархический и советский периоды российской истории государственная регистрация не была заметным явлением. В первом из них трудно вести речь о научности в управлении государством, а во втором - административно-командная централизованная система государственного управления и доминирование государственной собственности нивелировали особенности участников правовых отношений. Сегодня, в условиях становления правового государства и рыночных экономических отношений, появилось большое число относительно самостоятельных направлений управления и действующих хозяйствующих субъектов. Государство, как чаще всего предполагается в условиях рыночной экономики, отказывается от прямого управления субъектами экономических отношений, но сохраняет и даже наращивает объем регулирования их деятельности. При этом регулировать означает подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать. Многоплановое государственное регулирование во всех сферах общества становится юридической реальностью.

Регулирование наряду с прогнозированием, планированием, организацией и контролем относится к основным функциям любого управления. С ориентированностью на один из видов управления - социальное - А.П. Коренев отмечает, что регулирование - это действия, направленные на установление, изменение или прекращение тех или иных управленческих отношений, складывающихся между участниками социального управления, на упорядочение их поведения. Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректирование в зависимости от изменяющихся условий. В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления, сейчас являющаяся приоритетной в экономике. И она выступает в тесной связи с другой функцией - государственным контролем, призванным обеспечить законность различных действий путем применения юридически-властных полномочий.

Не вдаваясь в подробности теории управления и сложные взаимосвязи функций и подфункций в управленческом цикле необходимо отметить следующее. Критериев классификации функций социального управления множество, но всегда через функции достигаются цели управления. Как определенный вид деятельности функция может быть выделена по критериям известной самостоятельности, однородности и повторяемости. В таком виде реализация функции также будет иметь свою цель, свой управленческий цикл, свои внутренние функции. Это обусловливает взаимопроникновение (смешение) функций, особенно, в социальном управлении. Так, в основе всякого контроля лежит учет, который также осуществляется в процессе контроля и завершает функцию контроля в управленческом цикле. Учет при этом заключается в получении, обработке, анализе и систематизации сведений, выраженных, как правило, в количественных показателях о результатах функционирования системы и выполнении исполнителями (звеньями) порученных им заданий. Сторонники такого подхода считают, что учет не может дать качественную оценку тем или иным социальным явлениям в отличие от контроля, и на этом основании признают, что по содержанию это различные функции.

Относя функцию учета наравне с функциями регулирования и контроля к общим, т.е. присущим и всей системе, и отдельным звеньям, А.П. Коренев дает ей следующее определение: «это систематический сбор сведений, данных о статике (структуре) и динамике (изменении) объекта управления, осуществляемый путем регистрации, сравнения и сопоставления конкретных фактов (параметров), характеризующих с количественной и качественной сторон состояние и развитие социальных процессов. Благодаря учету создается возможность осуществлять контроль за состоянием системы управления, повышать исполнительность, ответственность и действенность, а также вовремя вносить соответствующие коррективы в процессы управления». Этимологически современное «регистрировать» означает записывать, отмечать с целью учета, систематизации, придания законной силы чему-нибудь. А.П. Коренев, очевидно, под регистрацией имеет ввиду формирование перечня (списка, реестра и т.п.) сведений, что можно определить как статичную форму, поскольку в отличие от динамичных анализа и контроля она неизменна (зафиксирована) в определенный период времени. В то же время регистрация как процесс присутствует и в контроле (в ходе выполнения), и в учете (формирует его).

Р.С. Белкин, рассматривая криминалистический аспект регистрации, определяет ее как систему криминалистических учетов определенных объектов - носителей информации, используемую для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. При этом ученый пишет: «когда мы говорим об учете, то имеем в виду и саму процедуру учета, а не только его вещественное выражение - зафиксированные данные». Однако под процедурой учета он понимает действия по собиранию и регистрации данных, их сосредоточению и систематизации, хранению, поиску и передаче. Как видно из изложенного, получается, что «процедура учета» включает в себя снова «процедуру регистрации». Поэтому в отличие от криминалистической регистрации, как объекта криминалистической науки, государственная регистрация, как объект административного права, более точно определяется через рассматриваемый А.П. Кореневым управленческий аспект, а конкретнее, является составляющей частью общей функции учета.

В ходе анализа функций четко прослеживается информационная сущность управления, поскольку сведения о состоянии объекта и самой системы постоянно подвергаются сбору, фиксации, изменению, обработке и анализу, используются в новом управленческом цикле вплоть до достижения целей управления или разрушения всей системы.

В общественной жизни, в социальном управлении, представляющих собой открытые, незамкнутые системы, кроме уже находящихся в управленческом цикле объектов, постоянно возникают новые, включающиеся в него - люди, явления, предметы, документы и т.д. Это введение в общественные отношения может быть как законным, так и нелегальным. По мнению Ю.А. Тихомирова, учетно-контрольные и легализующие функции в социальном регулировании призван выполнять как раз институт государственной регистрации. Это институт публичной власти для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле, регулируемый нормами административного и гражданского права. Государственная регистрация как правовой институт дает возможность юридическим и физическим лицам осуществлять определенную деятельность и характеризуется следующими признаками:

а) установление ее требований и процедур прежде всего законами;

б) государственное признание законности или незаконности действий юридического и физического лица;

в) обязательность осуществления регистрации для соответствующего органа и хозяйствующих субъектов;

г) обладание юридико-информационной ценностью.

В.Д. Сорокин определяет регистрацию как новую процедуру, новое самостоятельное производство в структуре административного процесса, с ясно выраженной целью - обеспечить достижение юридического результата. Появление государственной регистрации, с его точки зрения обусловлено потребностями современного этапа развития нашего государства, глубокими преобразованиями в экономической, политической, социальной и других сферах жизни общества и государства. «Новые, ранее неведомые, да и просто немыслимые общественные отношения нуждаются в адекватном юридическом - материальном и процессуальном - обеспечении. По-прежнему действует классическая схема: потребности новых общественных отношений с необходимостью порождают для их регулирования и упорядочивания соответствующие группы материальных норм российского права, реализация которых может быть достигнута лишь с помощью процедур, в свою очередь регулируемых процессуальными нормами».

К числу основных разновидностей, которые, при сохранении единства в главных и основных чертах, тем не менее, характеризуются особенностями, что находит свое отражение в действующем законодательстве, как считает В.Д. Сорокин, следует отнести регистрационные производства:

- по государственной регистрации юридических лиц;

- по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- по государственной регистрации общественных объединений;

- по регистрации граждан РФ и снятию граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства на территории РФ.

Ю.А. Тихомиров в указанных работах выделяет разные формы государственной регистрации, где она выступает:

- как способ легализации изменения статусов физических лиц;

- как способ первичного учреждения статуса юридических лиц;

- как способ официального удостоверения видов юридических действий и правовых актов.

Институт государственной регистрации динамичен, поскольку меняются его способы, объем и процедуры, обеспечивая лишь, чтобы регистрационная мера была обоснованной и обеспечивала сочетание публичных, корпоративных и частных интересов. Как свидетельствует изучение практики, этому мешают нарушения, которые воздействуют с разных сторон. С одной - процедура регистрации нередко бывает слишком громоздкой, детальной, что ведет к проявлениям бюрократизма и ограничению самостоятельности хозяйствующих субъектов. С другой - ее используют в корыстных целях, а это влечет за собой коррупцию и оформление незаконных документов, лишает регистрацию истинной сути.

Соглашаясь, в основном, с выводами В.Д. Сорокина и Ю.А. Тихомирова, можно выделить еще ряд форм государственной регистрации, часть из которых ими кратко рассматривается без выделения в самостоятельное направление:

- как способ легализации материальных объектов и оснований совершения операций с ними (по функционально-юридическому принципу);

- как способ реализации конституционных прав граждан (например, в избирательной системе);

- как способ учета юридически значимых действий с подлежащими регистрации объектами (например, регистрация залога);

- как способ исключительно информационного обеспечения отдельных видов государственной деятельности (например, дактилоскопическая регистрация, регистрация налогоплательщиков).

Перечисление видов и форм можно было бы продолжить, но, по-видимому, требует пояснения в последней из указанных форм понятия «исключительно». В данном случае, целью регистрации является обеспечение внутренней деятельности какого-либо органа или нескольких органов государственного регулирования. В то же время любой вид и любая форма государственной регистрации может рассматриваться как составляющая часть процесса учетно-информационного обеспечения государственного управления (регулирования), поскольку в результате нее формируется государственный информационный ресурс. Наиболее распространенной формой данного ресурса является ведение государственных реестров. С этой точки зрения, государственные регистрация и учет являются отдельными видами государственного управления.

Для ведения государственных реестров и формирования регистрационных дел создается единая система государственной регистрации, которая включает на сегодня огромное число субъектов данной деятельности. Здесь необходимо обозначить, что, несмотря на вовлечение в процесс практически всех участников социальных отношений, субъектами государственной регистрации становятся только государственные органы, ни общественные, ни коммерческие организации, ни физические лица таковыми на сегодня в России быть не могут.

Целью конкретного вида государственной регистрации могут быть различные социальные отношения. Анализ нормативных актов показывает, что общим же для всех видов и форм будет то, что государственная регистрация устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также обеспечения интересов и безопасности личности, общества и государства. В государственном управлении регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание с этой целью индивидуальных правовых актов понимается в числе контрольно-надзорных функций органов исполнительной власти.

Широко признано, что базисными для любого этапа социального развития являются экономические отношения, интересы и безопасность. Экономика же во многом определяется условиями производства и обращения материальных объектов. Следовательно, достаточно важным и актуальным будет исследование государственной регистрации, как способа легализации материальных объектов и оснований совершения операций с ними. В современных условиях одним из важных факторов развития экономики являются такие материальные объекты, как транспортные средства.

В большинстве цивилизованных государств, правовая система формируется таким образом, чтобы поддерживать нормальные условия для экономического развития всех субъектов хозяйствования, сохранить все положительное и создать условия для дальнейшего развития. Причем эту задачу стремятся решить не волевыми усилиями, а правовыми методами, то есть путем создания такого правового механизма, который бы не сдерживал социально-экономический прогресс, а способствовал ему. В этом деле важную роль играют все отрасли права. Так, конституционное право определяет и гарантирует основные права и свободы граждан; уголовное право защищает субъекты хозяйствования от различного рода посягательств со стороны потенциальных правонарушителей; гражданское право регламентирует отношения между субъектами товарно-денежных отношений; административное право определяет порядок отношений между субъектами хозяйствования и государственными органами.

Функционирование механизма административно-правового обеспечения безопасности в сфере экономики можно представить следующим образом: государство воспринимает угрозу, оценивает ее, разрабатывает политику и конкретные мероприятия по блокированию или нейтрализации появившихся или возможных угроз, а затем реализует эти мероприятия путем применения административно-правовых средств и методов.

В условиях становления в России демократического общества для исследователей в сфере государственного управления все очевидней становиться необходимость расширения областей государственного регулирования социальных процессов в целях укрепления государства, обеспечения безопасности граждан и общественного устройства. Думается, что к универсальному средству, способному действенно решать стоящие в этой сфере задачи, можно отнести административно-правовые режимы. Это правовые режимы, в рамках которых должна функционировать система государственного управления, должны действовать участники регулируемых управленческих отношений.

По мнению Д.Н. Бахраха, административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Оно отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции. Конкретные параметры административно-правовых режимов могут существенно различаться, что проявляется в наличии большего или меньшего количества запретов и позитивных обязываний, или более развернутой сети льгот и дозволений. Они различаются масштабом свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав, по глубине изменений в конституционном статусе, по времени и территории действия и другим критериям.

Под административно-правовым режимом А.Ю. Шумилов понимает систему нормативных правовых норм, регулирующих деятельность (отдельные действия) юридических и (или) физических лиц, а равно порядок реализации ими обязанностей, прав и ответственности в некоторых областях государственного управления по обеспечению безопасности общества и государства, обороны и охраны общественного порядка в РФ». Если заменить, по-видимому, технически ошибочное «нормативно правовых норм» на «нормативно правовых актов», такое определение представляется верным, поскольку отражает сущность и содержание управленческих режимов, а также не связывает эти режимы исключительно с органами исполнительной власти.

С.С. Маилян, изучая особенности правового регулирования административно-правовых режимов, отметил тенденцию постоянного роста числа и значимости режимов, распространяющихся на множественный либо вообще неопределенный круг субъектов, объектов и в целом систем управления. Для этих режимов характерны нормативность в определении компонентов системы и акцент на режим самой деятельности. В результате им было выделено понятие комплексного административно-правового режима - урегулированного правом и имеющего нормативный характер в отношении структур государственного управления порядка осуществления деятельности, общей для определенного множества либо для всех государственных органов, который подлежит конкретизации в процессе реализации. Такое определение комплексного административно-правового режима аналогично выводам Д.С. Жданкина, сделанным для группы режимов, имеющих нормативный характер в отношении субъектов, объектов и других составляющих системы управления. Дальнейшая классификация может быть произведена по разным признакам, но стоит отметить, что, по мнению С.С. Маиляна, могут возникать вторичные или обеспечивающие комплексные режимы, являющиеся определенным этапом и средством реализации основных режимов.

Продолжая указанное исследование с точки зрения отдельных функций управления, О.В. Шмалий приходит к выводу, что государственная регистрация в широком смысле является комплексным административно-правовым режимом, опосредующим в качестве общей функции осуществление контроля и учета, получающим свою целевую конкретизацию в зависимости от вида публичного интереса, реализуемого путем вынесения уполномоченным государственным органом административно-правовых актов в рамках нормативно урегулированной процедуры. В основе этого режима лежат общие принципы - законность, обязательность, публичность, заявительный характер, платность, достоверность, открытость.

Представляется, что указанные принципы являются общими лишь отчасти и не могут относиться ко всем государственным регистрационным режимам. Так, платность не характерна для многих регистрационных режимов в административно-политической сфере. Публичность, заявительный характер, платность и открытость практически не применяются в режиме государственной дактилоскопической регистрации. Поэтому требуют дальнейшего изучения конкретные административно-правовые режимы государственной регистрации, одним из которых является государственная регистрация транспортных средств.

Человек всегда стремился к повышению скорости и комфортабельности своего перемещения, увеличению оборота товаров и иных материальных ценностей, поскольку это способствовало повышению его экономического благосостояния. Научно-технический прогресс общества, выразивший указанное стремление в одном из социальных явлений - в «транспортизации» человеческого сообщества, - привел к существенным изменениям в общественных отношениях. Транспорт стал неотъемлемым компонентом инфраструктуры общества, составной частью общего устройства экономической или политической систем, обеспечивающим нормальную их деятельность, отраслью материального производства, осуществляющей перевозки людей и грузов.

Однако и в юридической, и в технической, и даже в энциклопедической литературе пока не дано единого определения термина «транспортное средство» (ТС). Нельзя считать исчерпывающей дефиницию, что это устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или установленного на нем оборудования (например, не учитывается буксир). Так этот термин был раскрыт в Положении о лицензировании торговли ТС и номерными агрегатами, но здесь он относится исключительно к средствам участвующим в дорожном движении. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», уточняя в ст. 2 указанную дефиницию словами «по дорогам», относит ее лишь для собственных целей. В различных законах есть только определения отдельных видов ТС: воздушного, железнодорожного транспорта, маломерного судна, авто-мото-транспортного средства.

Анализ кодифицированных и иных законов России показывает, что в каждом нормативном акте изложено свое толкование ТС. Так, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях автомобили, трактора, иные самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические ТС устанавливал в примечании к ст. 114 «транспортными средствами» только для ст. ст. 114, 115, 117-120, 121.1, 123, 124 указанного Кодекса. В диспозиции ст. 245 КоАП РСФСР «Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства» субъектами правонарушений являются «управляющие транспортными средствами водители (судоводители)», то есть явно понимались под исследуемым термином не только наземные, но и водные ТС. А ст. 80 «Выпуск в эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах» прямо перечисляла «автомобили, самолеты, суда и другие передвижные средства и установки».

Примечание к ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) указывает, что «под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации». В других статьях главы 12 КоАП РФ к названным ТС добавляются трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы. В главе 11 КоАП РФ для каждого вида транспорта используется конкретное его название, за исключением ст. 11.15 «Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования», в части 2 которой под ТС следует понимать автомобили (автобусы), плавучие средства и воздушные суда. В главе 19 КоАП РФ комментарии о понятии ТС отсутствуют.

Гражданский кодекс России транспортные средства трактует также широко: автомобили, автобусы, самолеты, морские суда и т.д., но определений не содержит. Такой вывод, например, делали В. Мешалкин, Ю. Мельникова, Т. Крутякова, исследуя договор аренды и отмечая, что «особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут устанавливаться транспортными уставами и кодексами (ст. 641 ГК РФ). Например, особенности договора аренды (фрахтования) морского судна установлены Кодексом торгового мореплавания РФ».

В Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) относительно недавно введена глава 28 «Транспортный налог». В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ транспортными средствами, как объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные ТС, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В Таможенном кодексе РФ^ используется термин «транспортные средства» в следующем значении - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные ТС) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с ТС.

Классификация ТС может быть проведена по многим признакам. По области использования их разделяют на транспорт общего пользования (обслуживающий сферу обращения и населения), необщего пользования (для внутрипроизводственного или специального перемещение сырья, изделий, предоставления специфичных услуг и др.), а также личный транспорт. По целевому назначению транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный. По среде функционирования различают водный, воздушный (авиационный или космический) и наземный транспорт, что может иметь для исследуемого нами вопроса наибольшее значение.

Водный транспорт разделяют на морской и внутренний водный транспорт (речной и смешанный). К морскому транспорту относят торговые, пассажирские, рыбопромысловые, специальные и иные суда, независимо от их принадлежности подлежащие регистрации в государственном судовом, бербоут-чартерном реестрах морских торговых портов или судовой книге. Под судном в законе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях мореплавания. Конкретизировано понятие судов рыбопромыслового флота - обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Внутренний водный транспорт Российской Федерации - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях России. Здесь судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Особо дано понятие самоходного транспортного судна - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов.

Под воздушным судном следует понимать летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. К ним относятся самолеты, вертолеты, автожиры, планеры, аэростаты и т.п.

Наземный транспорт, включает - железнодорожный, трубопроводный и автомобильный. К железнодорожному транспорту относятся рельсовый транспорт, в т.ч. использующий подъездные пути предприятий, а также метрополитен. Трубопроводный транспорт состоит из всевозможных видов магистральных трубопроводов (в том числе промысловых и межпромысловых трубопроводов и коллекторов), транспортирующих нефть, углеводородные газы, конденсат, а также другие сжиженные углеводороды. В отдельных производствах и учреждениях используют гидравлический и пневматический трубопроводный транспорт.

Последний из видов наземного транспорта - автомобильный - за годы научно-технической революции в 20-м веке получил столь значительное развитие, что становится доминирующим в мировой транспортной системе. Автомобиль (фр. automobile, греч. autos сам + лат. mobilis подвижной, движущийся) - самодвижущееся транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым путям. В БСЭ автомобиль понимается как средство безрельсового транспорта с собственным двигателем. Иные определения учитывают, что он движется на колесном (реже полугусеничном или другом) ходу, а двигатель может быть как внутреннего сгорания, так и электрическим или паровым, а также то, что управляется автомобиль находящимся внутри человеком. Исторически термин «автомобиль» сложился лишь в конце 19 века, хотя самодвижущиеся транспортные машины (с паровыми, электрическими, газовыми, позже - бензиновыми двигателями) ранее уже существовали. Как видно, под определения подпадает и мотоциклетная техника.

Р.Ф. Галиева под транспортными (автомототранспортными) средствами понимает «все виды автомобилей, в том числе грузовые, легковые, автобусы, автопоезда (грузовые автомобили со специальными полуприцепами), прицепы и полуприцепы к автомобилям, мотоциклы (мотороллеры, мопеды), трактора, самоходные машины, подлежащие регистрации в органах Госинспекции безопасности дорожного движения и Госкомнадзора за техническим состоянием самоходных машин».

С точки зрения В.В. Головко, под автомобильным транспортом понимаются автотранспортные средства с двигателем внутреннего сгорания для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым дорогам. Автомобильный транспорт состоит из пассажирского, грузового, специального и иного транспорта с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепов к нему, подлежащих государственной регистрации.

Обобщенно транспортными средствами в административно-правовой науке В.В. Головко предлагает считать различные виды железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта и другие механические транспортные средства. Примем такой подход за правило, хотя по части «механических» в анализируемой сфере деятельности имеют место и исключения.

В определениях ТС дважды упоминается обязательность государственной регистрации - для морского и автомобильного транспорта. Но это верно и для других видов транспорта, за исключением, по-видимому, трубопроводного, который не имеет выраженных транспортных средств как отдельных технических устройств. Можно и более подробно исследовать энциклопедические определения, нормативные акты, сравнивать различные их статьи, но более всего по смыслу исследуемого института подходит термин налогового законодательства, имеющий ключевой момент - «зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Общеизвестно, что система права современного государства складывается из ряда отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право и другие. Для любого административно-правового режима базисными являются положения Конституции, как основного закона государства, имеющего прямое действие и определяющего наиболее важные стороны обеспечения прав и свобод человека и гражданина, обязанностей граждан и государства, государственного устройства. Однако вопросы регистрации Конституция Российской Федерации не регулирует. Учитывая, что любое ТС как техническое устройство является вещью, в которой материализуется собственность как социально-экономическая категория, поиск законодательного базиса режима регистрации ТС необходимо начать в регулирующем эту категорию Гражданском кодексе России (ГК РФ).

Собственность - важнейшее экономическое материальное общественное отношение (совокупность которых образует экономический базис общества), имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Собственность как социальное явление и экономическая категория представляет собой триаду общественных отношений. Будучи урегулированы нормами права, отношения приобретают правовую форму и юридически опосредуются как правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом (субъективное право собственности).

Экономическую категорию собственности регулирует весьма широкая группа гражданско-правовых норм раздела II Гражданского кодекса России «Право собственности и другие вещные права». ГК РФ определяет три формы собственности (ст. 213-215):

- собственность граждан и юридических лиц (кроме государственных и муниципальных);

- государственную собственность;

- муниципальную собственность.

Все формы собственности с точки зрения их юридической защиты являются равными и подлежат одинаковой охране нормами российского законодательства. Это принципиальное положение опирается на прямое указание ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Право собственности - это вещное право. Собственность как социально-экономическая категория всегда связана с вещами и материализуется в них. Вещные свойства ТС выражаются тем, что это движимое имущество, являющееся сложной вещью, может иметь как главная вещь свои принадлежности.

С вещными свойствами тесно связано понятие «имущество». В юридическом понимании имущество включает в себя и саму вещь, и вещные права, и обязательства, и обязательственные права. Любое имущество может, как находиться в свободном гражданском обороте, так и быть частично или полностью изъятым из него на основании предписаний закона (ст. 129 ГК РФ). В связи с этим необходимо отметить, что ТС находятся в свободном обороте, но составные элементы права собственности на них - пользование и распоряжение, имеют некоторые ограничения.

Например, воздушные суда государственной авиации могут находиться только в федеральной собственности, за исключением авиации органов внутренних дел, которая может находиться в собственности субъектов РФ; экспериментальной авиации - в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц; гражданской авиации - в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц и граждан России.

Ст. 128 ГК РФ к вещам относит деньги, ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные права. Вещи разделяют на движимые и недвижимые. К недвижимым вещам ст. 130 ГК РФ относит и ряд ТС - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, - причем прямо устанавливает, что они подлежат государственной регистрации. Вещи, не относящиеся к недвижимости признаются движимым имуществом - под это понятие подпадают все наземные ТС, и ГК России не вводит их обязательной государственной регистрации.

В то же время, являясь в соответствии со ст. 1079 ГК России источником повышенной опасности, любое ТС требует повышенного внимания к себе общества и государства, которое может быть проявлено в том числе, в особом порядке учета и контроля, материализованном в форме регистрации уполномоченными государством органами. По этому пути и пошли российские законодатели. Так, допуск к особому режиму использования автомобильного транспорта - участию в дорожном движении, - осуществляется путем регистрации автомобилей, других самоходных машин и выдачи соответствующих документов.

Таким образом, первый уровень правового обеспечения административно-правового режима государственной регистрации ТС состоит из отдельных положений ГК РФ.

Кроме того, сюда можно отнести и акты международного права, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Так, одним из принципов международного воздушного права является установление национальной принадлежности воздушных судов. В ст. 17 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. введено правило, в соответствии с которым воздушные суда имеют национальность того государства, в котором зарегистрированы. Регистрация воздушных судов в любом государстве производится в соответствии с его законами и правилами (ст. 19 Конвенции). Государство принимает на себя права и обязанности, вытекающие из факта установления национальной принадлежности воздушного судна, прежде всего - распространение на него своей юрисдикции. При этом учтено, что не может считаться действительной регистрация воздушного судна более чем в одном государстве, но его регистрация может переходить от одного государства к другому (ст. 18 Конвенции).

4.1 ст. 91 Конвенции по морскому праву от 10 декабря 1982 г. устанавливает, что «каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь». В развитие данного положения 7 февраля 1986 г. была подписана отдельная Конвенция ООН об условиях регистрации судов.

Несмотря на правовой статус регистрации водных и воздушных ТС, определяющей юрисдикцию государства на их борту, исследование административного законодательства России показало, что четкое определение границ применения КоАП РФ не установлено. Представляется, что необходимо внести дополнение в ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ: «Лица, совершившие административное правонарушение на борту гражданского судна, зарегистрированного в РФ и находящегося в открытом воздушном пространстве или открытых морских водах вне территории РФ, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международными договорами РФ».

Условия допуска к международному движению автомобилей и прицепов в ст. 35 Конвенции ООН о дорожном движении предполагают, что водитель ТС должен иметь свидетельство о регистрации, выданное в подтверждение факта регистрации либо соответствующим компетентным органом государства или его территориального подразделения, либо от имени государства или его территориального подразделения уполномоченным на то объединением.

Второй уровень охватывается отдельными положениями федеральных законов, несколько уточняющих вопросы регистрации отдельных видов ТС. Это вышеуказанный Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», а также Кодекс внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания и Воздушный кодекс Российской Федерации. В то же время ни Уставжелезнодорожного транспорта РФ, ни Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» не содержат положений, требующих регистрации железнодорожного подвижного состава, хотя по уровню опасности, стоимости и значения для экономики этот вид ТС ни в чем не уступает другим, собственность на него также может быть любой из трех указанных. Например, собственностью граждан и юридических лиц: в августе 2005 г. по всем новостным программам поведано о первом в России полностью частном поезде. В некотором смысле отправными тезисами для исследования регистрационных процедур могло бы стать то, что учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ - учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам), а также осуществление Федеральным агентством железнодорожного транспорта полномочий в части по номерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров. Отсутствие правовой базы государственной регистрации железнодорожного (как и трубопроводного) транспорта не позволяет в дальнейшем исследовании рассматривать проблему в данной области. В то же время последние изменения в структуре органов исполнительной власти и развитие института частной собственности в России требует предложений о внесении в гражданское и административное законодательство норм об обязательной государственной регистрации подвижного состава железнодорожного транспорта. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ предусматривают учет и контроль подвижного состава в целях обеспечения безопасности перевозок, что может служить еще одним подтверждением необходимости его государственной регистрации. А с 1 января 2С06 г. процедура по номерного учета во многом аналогична регистрационным процедурам в сферах иного транспорта.

В отличие от железнодорожного транспорта государственная регистрация космических ТС предусмотрена Законом РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности» (ст. 17), однако система их регистрации до сих пор отсутствует, что также не позволяет далее ее рассматривать.

На анализируемом уровне также представлены Указы Президента Российской Федерации, которыми, как и отдельными Федеральными законами, уточняются субъекты регистрационной и учетной деятельности или регулируется сама процедура регистрации некоторых ТС.

Вопросы регистрации не являются основными ни на первом, ни на втором законодательных уровнях нормативных актов рассматриваемого административно-правового режима, они лишь призваны быть средством обеспечения более значимых задач повышения правовой защищенности личности (и имущественной, и личной безопасности), объединений граждан и интересов государства. Например, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории России, и его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. ВК РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. Государственное регулирование в этой сфере направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Фактически государственная регистрация «обслуживает» публичные интересы, связанные в основном с регулированием в сфере экономики и безопасности. Соответственно, данный режим является обеспечивающим, причем по отношению к нескольким основным. Например, кроме упомянутых задач, в России он используется для обеспечения налогового режима, режима государственной границы и др.

Общественные отношения, связанные с соблюдением основных прав и свобод человека регулируются на уровне закона, который должен обеспечить ясность и единство разрешений и запретов действий граждан и организаций, но регулирование этих процессов осуществляется и с помощью подзаконных актов. Законодательные акты определяют общие вопросы регистрации, в некоторых случаях устанавливают субъекты этой деятельности. Принимаемые на основе законов и в целях их исполнения акты призваны конкретизировать и уточнить механизм реального воплощения субъективных прав и соблюдения субъективных обязанностей в структуру общественных связей.

Третий уровень нормативного обеспечения рассматриваемого административно-правового режима составят акты органов исполнительной власти - Правительства РФ либо иных органов, на которые закон возлагает нормотворческие функции в области регулирования транспортной деятельности или непосредственно в сфере регистрации ТС.

Так, частью воздушного законодательства являются Федеральные правила использования воздушного пространства и Федеральные авиационные правила, которые обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Они утверждаются и вводятся в действие как федеральными законами и указами Президента РФ, так и постановлениями Правительства РФ; Министерством обороны РФ - в области государственной авиации; Российским авиационно-космическим агентством - в области экспериментальной авиации; Федеральной авиационной службой России - в области гражданской авиации. Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов в соответствии с прямым указанием ст. 33 ВК РФ утверждены приказом Министра обороны РФ от 28 ноября 2002 г. № 460. Порядок регистрации гражданских воздушных судов определяется Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ, а также Положением о государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения РФ.

На основе положений соответствующих Кодексов правила государственной регистрации морских и речных судов были определены приказами Министерства транспорта и Госкомрыболовства РФ.

На данном уровне уточняются не только правила и отдельные вопросы регистрации, но и субъекты регистрационной деятельности, как, например, в отношении маломерных судов. Порядок и 4 субъекта проведения государственной регистрации автомототранспортных средств и иных видов самоходной техники определены постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 93 8. Причем данный нормативный акт не содержит ссылок на соответствие какому-либо закону, а целью его провозглашается обеспечение полноты учета ТС. Введение законом «О безопасности дорожного движения» регистрации ТС произведено не для регистрации прав владельцев на них и сделок с ними, а в целях регистрации предметов, т.е. самих ТС для допуска их к дорожному движению, что является актом только административным, распорядительным, носящим характер охраны безопасности жизни, здоровья и имущества граждан в результате обеспечения безопасной технической эксплуатации транспорта. Специальная регистрация автотранспортных средств на сегодня призвана обеспечить именно полноту учета ТС на территории России, а не регистрацию прав их владельцев. В то же время в процессе регистрации используются, появляются и изменяются документы, подтверждающие право на имущество, отражающие изменения права - как паспорт транспортного средства (ПТС). Это вызывает определенные противоречия в используемой на данном уровне нормативной базе режима, поскольку ни права, ни ценные бумаги (документы на автомобиль) не могут быть объектами права собственности на автомобиль без его физического наличия.

Разработка соответствующих правил регистрации и учета ТС в последнем постановлении была поручена МВД, Минобороны, Министерству сельского хозяйства и ГТК России, являющимися непосредственными субъектами рассматриваемой деятельности. Ведомственные и межведомственные нормативные акты, устанавливающие непосредственно процедуру регистрации, порядок принятия индивидуальных административно-правовых актов путем оформления документов, организационно-штатную структуру, разграничение компетенции и порядок взаимодействия регистрационных подразделений, порядок оплаты регистрационного сбора, рассмотрения заявлений и жалоб граждан и организаций и т.д. - составят четвертый уровень нормативного обеспечения режима. На последний, пятый уровень необходимо вынести отдельные ведомственные приказы, инструкции, указания, письма и т.п., определяющие внутреннюю организацию деятельности подразделений, осуществляющих регистрацию ТС.

Необходимо отметить, что на всех уровнях существенное влияние на регистрационную деятельность оказывают запреты и дозволения, устанавливаемые Кодексом РФ об административных правонарушениях и уголовным законодательством, а также решения судов различных инстанций, которые обязательны для выполнения органами исполнительной власти.

Таким образом, государственная регистрация транспортных средств является обеспечивающим комплексным административно-правовым режимом, регулирующим деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, а равно порядок реализации ими обязанностей, прав и ответственности в целях осуществления контроля и учета прав собственности на ТС и сделок с ними либо самого ТС (как предмета, являющегося источником повышенной опасности), реализуемых путем вынесения уполномоченным органом индивидуальных административно-правовых актов в рамках процедуры, урегулированной пятиуровневой системой нормативных правовых актов.

Очевидно, что столь сложный режим влияет на значительный круг общественных отношений.

 

Автор: Попандопуло Д.В.