31.03.2012 4473

Социально-психологические особенности деятельностно-ролевой готовности личности в зарубежной и отечественной литературе

 

Одним из центральных направлений теоретического осмысления объективных и субъективных факторов отношения современной молодежи к воинскому долгу является задача изучения личности допризывника, его мировоззренческих установок, ценностных ориентации, мотивации, потребностей и интересов, которые во многом определяют социально-психологическую готовность (неготовность) к службе в Российской Армии. Исходя из данного ракурса следствия, в основу изучения своеобразия индивидуально-психологических и общественно-психологических свойств допризывников в качестве методологического принципа был взят личностный подход, позволяющий проследить различные точки зрения зарубежных и отечественных ученых относительно личностного роста и личностного созревания (социального, физиологического, психологического) молодежи допризывного возраста, их личностного отношения к службе в армии. Чтобы понять механизмы внутренних состояний и внешних факторов, детерминирующих процесс личностного развития и личностного взросления подрастающего поколения, рассмотрим вначале ряд зарубежных теорий личности. Анализ психологического развития личности позволяет нам выделить три базовых подхода, которые используются зарубежными учеными для объяснения мотивов поведения, их социальной направленности.

Каждый из подходов имеет свою предметную сферу анализа, раскрывает отдельные структурные компоненты развития личности, что позволяет нам использовать знания об этих компонентах, динамику их формирования и развития в целях глубокого познания сущности личности допризывника.

Так, например, исследователи теорий биогенетического подхода (У. Джеймс, 3. Фрейд) подошли к объяснению аспектов поведения с точки зрения инстинктов. Данный подход ставит в основу развития личности биологические процессы. Личность, по У. Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также волевых личных аспектов. С его точки зрения личность можно анализировать с позиций трех ее составных частей: 1) составных элементов; 2) чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); 3) поступков, вызываемых ими (заботы о самом себе и самосохранение). Составные элементы личности он также подразделил на три класса: 1) физическую личность; 2) социальную и 3) духовную личность. У. Джеймс отмечал, что признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода, стремление к высшей нравственной самооценке делает из нас общественную личность и является мощным побудительным механизмом. Работы известного психолога и психоаналитика 3. Фрейда концентрировались в основном на биологической стороне человека как источнике его энергии или импульсов его поведения. Основными регуляторами поведения человека в теории 3. Фрейда является libido, т.е. человек регулирует свое поведение вследствие возникновения желания быть в согласии и в любви с окружающими. В качестве основного механизма либидозных по своей природе социальных связей Фрейд выделяет механизм идентификации, в результате действия которого человек, будучи членом общества, отказывается, в конечном счете, от своего Идеала-Я и заменяет его массовым идеалом.

Вклад биогенетических теорий в объяснение поведения человека заключается, во-первых, в осмыслении внутренних побудительных сил, связанных с инстинктивной стороной действий и поступков (принцип удовольствия), во-вторых, с изучением влияния социально-психологических параметров на регуляцию деятельности личности.

Использование личностного подхода обуславливает необходимость изучения высших детерминаций, определяющих общие характеристики социального поведения подрастающего поколения. В этом деле особый интерес представляет точка зрения представителей социогенетического направления. В рамках социогенетического подхода определенный интерес представляет теория научения (Б. Скинер, Э. Толмен, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Халл), представители которой считают, что личность складывается из опыта, который человек приобрел в течение жизни. Посредством научения мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Э. Торндайком было описано научение методом проб и ошибок. В 1898 году им был сформулирован «закон эффекта», позволяющий построить «кривую научения», где каждая новая попытка исполнения более эффективна, чем предыдущая. Из этого закона следовало также, что действия, которые не вели к достижению цели, напротив, от пробы к пробе сокращаются и тормозятся. Торндайком при моделировании поведения были выявлены и ряд других закономерностей: закон упражнения - реакция на ситуацию связывается пропорционально с частотой повторения связи и ее силе; закон готовности - упражнения меняют, усиливают готовность организма к проведению нервных импульсов; закон ассоциативного сдвига - если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то и другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. Традиционные теоретики Дж. Уотсон и К. Халл также полагали, что любое поведение можно объяснить через принцип усиления привычек или ассоциаций, не прибегая к идее предполагаемых ожиданий (идея сочетания стимула и реакции). При этом ассоциациям приписывается минимальная роль в детерминации поведения, и она сама по себе - недостаточное объяснение поведения без связующего действия мотивов. Таким образом, в теории научения к детерминантам поведения отводится центральное положение наградам или подкреплениям. Беррес Скиннер (Skinner), развивая идеи Торндайка, предположил, что поведение чаще определяется и формируется своими последствиями, т.е. результатами поведения. Сторонники теории научения также рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формируют человека. Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Он возлагает ответственность за действия человека на обстоятельства окружения, а не на сферу автономного человека. Теории «оценки вероятностей» строятся на предположении: люди не только формируют ожидание в отношении того, что может произойти, если они поступят так или иначе, но и оценивают вероятность развития событий. Люди выбирают между различными задачами, производя одновременную оценку ценности каждой из своих ожиданий. В основе теории лежит предположение, что мы предпочтем ту альтернативу, которая, вероятно, приведет к получению наибольшего удовольствия. Если все имеющиеся альтернативные варианты кажутся непривлекательными, то, скорее всего, мы предпочтем вариант, связанный с наименее неприятными переживаниями. Таким образом, стимулом поведенческой реакции у Скиннера станет его результат, который выступает в роли «подкрепителя».

К.Л. Халл, Э. Толмен, признавали наличие «внутрипсихических» факторов поведения, но они пытались найти им эквиваленты, которые можно было объективизировать и дать им математическое описание. Поведение по Халлу выступает в виде связанного взаимодействия переменных, «семейств» навыков и иерархии мотивов. Пытаясь подойти строго математически к анализу поведения, Халл вместе с тем не придавал существенного значения познавательным факторам и нейрофизиологическим механизмам. Недостатком научающего направления является то, что теория не рассматривает процессы внутреннего состояния человека. Мотивы, влечения, конфликты, эмоции теоретики научения исключали из сферы эмпирического исследования, не смотря на это, они полагали, что психологи должны давать адекватные объяснения частным явлениям.

Исследователи теории ролей (У. Доллард, Ч. Кули, К. Левин, Дж. Мид) в объяснении целенаправленности поведения и их социальной направленности исходили из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношение с другими людьми. Социальная среда является решающим фактором развития личности, данная теория выдвигает на первый план значение межличностного взаимодействия (интеракции) ролевого поведения. Представители данного направления считают, что самосознание личности является зеркальным отражением реакций окружающих его людей. Разработанная Ч. Кули в 1912 году теория «зеркального отражения» подчеркивает роль социального окружения в понимании направленности человека. Согласно этой теории, представление человека о самом себе и его самооценка складывается под влиянием мнений окружающих, это представление индивида о том, что думают о нем другие.

Социальные роли рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом - как система ролевых ожиданий, т.е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом - как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом - как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет. Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личности. При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания (экспетации), определяющие поведение человека. Одно из важнейших понятий теории ролей - «принятие роли другого» Г. Мида, т.е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои экспетации по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без такого соответствия не может возникнуть интеракции, а человек не может стать социальным существом, осознать значимость и ответственность собственных действий и поступков. Следовательно, условием развития личности, по мнению исследователей направления теории ролей, является постижение значимого другого, идентификация с ним и статусом в референтной группе. Не останавливаясь на анализе ранних теорий социализации, рассмотрим воззрения зарубежных ученых, живших в XX веке. Так, например, X. Кохутом была разработана система последовательных фаз взросления, в которой интеракции ребенка с матерью ведут к появлению стойкого чувства собственного «Я». В нашем исследовании представляет интерес теории Г. Салливана (1953), где поведение человека основывается двумя основными стремлениями: к удовлетворению (реализация биологических потребностей) и безопасности (удовлетворение личностных потребностей). Воплощение этих стремлений возможно только в контакте с другими людьми. Следовательно, объектом психологического исследования должна быть личность как относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, так как личность формируется и проявляется в межличностных отношениях (как реальных, так и воображаемых).

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации (К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Фромм) объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики. В плане стадийного развития человека, особенностей созревания подрастающего поколения особую значимость для темы исследования имеют теоретические положения Э. Эриксона. Он разработал теорию личностного развития на протяжении всей жизни человека - от рождения до старости. В своей теории он раскрывает механизмы адаптивного поведения в окружающей среде в связи с проблемой развития индивидуума. По его мнению, любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. Э. Эриксон полагает, что существуют психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Он выделил ставшие широко известными восемь стадий развития личности. На каждой из них существуют свои определенные параметры, которые могут принимать положительные или отрицательные значения. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности. Понятие «психосоциальная идентичность» у Эриксона выступает в качестве центрального интегративного начала личности. Групповая, социальная идентичность начинает формироваться очень рано - ребенок с первых дней жизни ориентирован на включение в определенную социальную группу и постепенно начинает воспринимать и понимать мир так, как и большинство из его окружения. Но постепенно у него формируется и индивидуальная идентичность - чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что в нем идут и многие процессы непрерывного изменения и развития. Таким образом, индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Если идентичность - состояние, то идентификация - процесс его формирования. Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение определенного времени могут служить «образцами».

Согласно Э. Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Приоритеты, ценности, традиции - все это должно быть уже заложено родителями, обществом и другими источниками авторитета. Поэтому он объясняет социальный протест молодежи попыткой построить собственную систему ценностей, чтобы найти те цели и принципы, которые придадут смысл и направленность жизни их поколения.

Как представитель психодинамического направления Э. Фромм (Fromm,1941) выразительно обрисовал социальные детерминанты личности. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями с давлением социальных норм и предписаний. Э. Фромм расширил горизонты психогенетической теории, подчеркнул роль социологических, экономических, политических факторов в формировании личности. Социокультурный взгляд на личность К. Хорни утвердил, что внешние условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В своих работах К. Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность.

Недостатком психодинамического направления психологии и связанных с ней направлений является то, что представители сосредотачивались на проблеме ребенка в раннем периоде развития. Вместе с тем, в рамках рассматриваемых направлений были выведены постулаты: личность в целом является автономной структурой, потребности и интересы проявляются в предсказуемые периоды жизни. Получено обоснование значения социальных и культурных влияний в формировании личности. Таким образом, теоретики психодинамической ориентации придавали большое значение личности и ее функциям.

Представители когнитивистской ориентации (А. Бандура, Дж. Келли, Ж. Пиаже, Дж. Роттер) отдают предпочтение развитию интеллектуально познавательной сферы психики личности. А. Бандура полагал, что психологическое функционирование человека лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. В интерпретации явлений окружающей среды Дж. Келли ввел понятие личностных конструктов, он сконцентрировал свое внимание на психических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в каждодневных ситуациях. А. Бандура сделал основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Когнитивные персонологи считали, что «психические образы», возникающие в процессе наблюдения играют центральную роль в процессе управления поведением. Д. Роттер дополнил эту модель А. Бандуры, полагая, что на быстроту освоения новой поведенческой реакции существенно влияет субъективная оценка человеком высокой или низкой вероятности подкрепления и характер его, т.е. ценность и значимость подкрепителя для человека. Дж. Роттер объединяет потенциальное поведение, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию в основную формулу прогноза. Кроме того, научение зависимо и от присущего каждому человеку специфического личностного свойства - «локуса контроля»: чувствует ли себя человек активным деятелем в достижении целей поведения или полагается на обстоятельства. Когнитивная теория объясняет то, почему люди делают тот или иной выбор.

Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации (Э. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс), акцентируют внимание на развитии личности в целом. Анализ этого направления в психологии показал, что его представители рассматривают сущность человека в постоянном движении в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. Персонологи также утверждают, что люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, они выдвигают тезис о целостности организма, взаимосвязи внутреннего функционирования и взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности.

Большой заслугой данного направления явилась разработка положений об индивидуальности опыта человека, о его стремлении к самоактуализации. Самоактуализация, являясь регулятором поведения, также и определяет стремление человека к самовыражению с наиболее полным использованием своих талантов, способностей и возможностей. Маслоу считает, что эта высокая гуманистическая потребность в самоактуализации всегда присутствует у здорового человека. Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено от рождения, то, что он может. Персонологически ориентированная психология обосновала направленность поведения в терминах иерархии потребностей. Если физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности и любви, самоуважении в должной степени удовлетворены, то на передний план выступают потребности самоактуализации. Базовое гуманистическое понятие - это понятие самоактуализации. К. Роджерс признавал факт существования потребностей, но особое внимание он обращал на то, что человеку присуще стремление координировать эти потребности с процессом развития собственной личности. По его мнению, человек строит свою жизнь на основе получаемого сенсорного опыта и взаимодействия с окружающим миром. Он верил в то, что люди обладают внутренним чутьем, позволяющим определять то, что для них будет хорошо, а что - плохо. То, к чему человек стремится, и то чего он избегает, зависит от факторов, которые способствуют личному росту.

Теории мотивации и самоактуализации выступили в некотором смысле как бы в качестве противовеса теориям научения, утверждающим, что все поведение является выученным. В основе теорий роста лежит базовое допущение: мы обладаем биологической предрасположенностью к осуществлению успешного взаимодействия с окружающей средой. Персонологический подход обозначил взаимосвязь между поведением человека и характером самовосприятия. Представители каждого из рассмотренных направлений подходили к рассмотрению развития личности со своей точки зрения.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева.

Взгляды на соотношение биологического и социального факторов как на простую их конвергенцию в понимании личности уступили свое место более сложным представлениям в отечественной психологии. В рамках отечественной психологии кризис методологических основ психологии преодолевался путем применения деятельностного подхода к изучению психики. В его основу положена категория предметной деятельности. В качестве объяснительного принципа психики и сознания категория деятельности используется при изучении различных областей психической реальности. Именно в конкретной деятельности человека и ее продуктах объективное проявление находит не только психика и индивидуальное сознание человека, но и коллективное, общественное сознание.

Объяснение целенаправленности поведения с точки зрения деятельностного подхода нашло отражение в работах Л.С. Выготского. В реальной жизни люди поддерживают свое существование тем, что в процессе труда приспосабливают природу к своим потребностям. Производство человека отличается коллективным характером и всегда нуждается в организации общественных сил как в предварительном моменте для своего возникновения. Выготским Л.С. обосновывается то, что «человеческая общественность приводит к образованию и возникновению хозяйственной деятельности, которая лежит в основе всего исторического развития». В зависимости от процесса производства возникают сложнейшие формы организации общественного поведения людей, с которыми человек сталкивается прежде, нежели он непосредственно сталкивается с природой. Поэтому целенаправленность и активность поведения человека всецело определяется той общественной средой, в которой он растет и развивается.

В теориях, разработанных А.Н. Леонтьевым, личность рассматривается как продукт социально-общественного развития; в качестве же ее реального базиса выступает совокупность общественных отношений человека, реализуемых его деятельностью. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. То есть деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект». Внутренняя, психическая деятельность человека произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации. Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное взаимодействие, существует и обратный процесс порождения внешней деятельности на основе составления ее во внутреннем плане - это процесс экстериоризации. Сами эти переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют одинаковое строение. Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места в обществе, от условий его жизни и неповторимых индивидуальных обстоятельств. Основной характеристикой деятельности является ее предметность. Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различении их предметов. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность.

Общение также следует рассмотреть в качестве специфической формы деятельности человека и одного из регуляторов его социального поведения. Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик, психических процессов, свойств и состояний. В.Н. Мясищевым (1960) особо подчеркивается недостаточность традиционного подхода к исследованию роли в формировании личности лишь одной предметно-практической деятельности. Главной характеристикой личности В.Н. Мясищев считает систему ее отношений. Говоря о доминирующем отношении, Мясищев учитывает такие категории как: отношение человека к людям, отношение его к себе и отношение к предметам внешнего мира, которое формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. Человек рождается без всяких отношений, но в процессе жизни у него формируется система отношений, свойственная только данному конкретному человеку. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием, следующим вслед за отношениями к ситуациям, предметам и людям. Оно завершает становление характера и в целом системы отношений личности, обеспечивая ее целостность. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, поэтому они и выступают в качестве движущей силы личности. Отношения являются трехкомпонентной структурой и проявляются когнитивным, эмоциональным и поведенческим составляющими. Личность, формируясь во взаимодействиях с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое поведение.

Б.Г. Ананьевым (1977) особо подчеркивается недостаточность традиционного подхода к исследованию роли лишь одной предметно-практической деятельности в формировании личности. В качестве специфической формы деятельности человека и одного из главных регуляторов его социального поведения следует рассматривать общение. Общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного из главных регуляторов его социального поведения. Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик, психических процессов, свойств и состояний. Обязательным компонентом общения является гностический компонент - познание людьми друг друга в совместной жизни и деятельности. Способность к общению складывается из способности разбираться в людях и верно оценивать их психологию, способности адекватно эмоционально откликаться на состояние и поведение окружающих, способности выбора способа обращения с окружающими адекватного, как с точки зрения общественной морали, так и индивидуальных особенностей человека. Качество этих характеристик социальной перцепции повышается с накоплением и обобщением опыта общения.

Особый интерес для понимания поведения личности с точки зрения деятельностного подхода в нашем исследовании представляют взгляды военных психологов. Военная психология наиболее бурно развивалась в периоды, связанные с необходимостью решать задачи обеспечения деятельности человека в необычных или очень сложных условиях. Согласно подходу военных психологов, личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями. В военной психологии вопросы развития личности рассматривались с различных точек зрения. Интерес к «солдатской душе» высказывали многие видные полководцы, начиная с античных времен. О необходимости закалять дух воина говорил еще Александр Македонский. Большое внимание психологической готовности солдата к бою уделяли и русские полководцы. А.В. Суворов обосновал и создал на практике систему психологической подготовки войск. Ему принадлежит почти исчерпывающий для того времени и не устаревший и поныне перечень качеств, необходимых воину: любовь к Отечеству, чувство воинского долга, уверенность в победе, сообразительность, находчивость, взаимовыручка, твердая воля, инициатива, военная хитрость, активность и т.д.. Ученик Суворова М.И. Кутузов постоянно претворял в жизнь суворовские идеи о решающей роли человека на войне (в деятельности). Адмирал С.О. Макаров постоянно говорил о том, что каждый подход необходимо полностью использовать для приобретения новых знаний и навыков, для формирования таких качеств, как смелость, находчивость, хладнокровие, выносливость, умелость. Только такие высокие морально-боевые свойства, несомненно, позволят матросу быть готовым ко всем случайностям в морском бою.

Культурное наследие в военной среде складывается из таких качеств как преемственность, чувство патриотизма, морально - нравственные устои. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. С образованием Российского государства патриотизм приобрел особую жизненную значимость. В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова: «Бог, Царь и Отечество». С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

История нашего государства - это история войн и его защиты. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.Н. Кутузова, П.С Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и др. Патриотизм русских воинов укрепляется за счет патриотического воспитания отдельной личности, имеет судьбоносное значение в развитии Российской государственности, сохранении целостности и независимости нашего Отечества.

Как свидетельствует исторический опыт, патриотическое воспитание воинов было и поныне остается духовной основой развития наших Вооруженных сил, а его составляющими - прогрессивные нравственные нормы всех поколений защитников Отечества.

Основные исследования по взаимодействию личности и военной деятельности проводились в военной педагогике, в том числе в военно-инженерной и военно-социальной психологии по вопросам психологического отбора воинов-специалистов. За очень короткое время мероприятия профессионального психологического отбора стали весьма популярны. Данное обстоятельство было обусловлено, прежде всего, их экономической целесообразностью. Известно, что подготовка одного специалиста - это достаточно дорогая процедура и требует достаточно больших финансовых затрат. Однако если в процессе обучения выясняется, что по своим личностным и индивидуально-психологическим характеристикам военнослужащий не соответствует своей будущей специальности, то все затраты на его подготовку оказываются бессмысленными. Так, в процессе многочисленных исследований было установлено, что степень соответствия индивидуально-психологических и личностных характеристик военнослужащего его будущей специальности оказывает существенное влияние на ход обучения. Чем выше степень данного соответствия, тем эффективнее может протекать обучение. Поэтому мероприятия профессионального отбора, направленные на определение степени соответствия военнослужащего требованиям специальности, являются экономически выгодными.

Вместе с тем проблему развития личности военнослужащего вряд ли можно считать достаточно исследованной. Исследований, рассматривающих особенности развития личности допризывников, динамику и взаимосвязи их развития в условиях социальной среды не проводилось. Поэтому исходным моментом исследования проблемы развития допризывников, является четкое определение категорий и структурных компонентов личности, анализ особенностей развития личности в процессе социализации.

 

АВТОР: Рындина О.Г.