31.03.2012 9067

Социально-психологические компоненты структуры личности допризывника

 

При рассмотрении биологических и социальных факторов, влияющих на общую поведенческую характеристику личности, возникают вопросы о выделении из общей структуры личности тех элементов, которые в значительной мере определяют те или иные поступки допризывника. В работах зарубежных и отечественных ученых проводились (и проводятся сейчас) многочисленные попытки определить наиболее важные структурные образования личности (элементы, свойства и системные качества), позволяющие говорить о целостности личности и ее сознании. Важно отметить, что становление психологии как науки началось с попыток В. Бунда использовать структуралистический подход в объяснении психики и структуры сознания. Американский психолог У. Джеймс продолжил эту линию познания структур сознания на базе функционалистического подхода. Можно привести разного рода примеры, когда в XIX и XX веках многие ученые пытались вывести идеальную структуру личности, определить ряд побудительных факторов социальной активности личности. Так, например, 3. Фрейд представлял структуру во взаимодействии трех компонентов: ид, эго и Суперэго. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действия, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур - совести и эго-идеала. Оно формируется во время социализации личности и постепенно принимает на себя функцию нравственного сознания. Все структурные концепции личности многие психологи пытаются упорядочить их в систему устойчивых, постоянных личностных характеристик. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций - это концепция черт личности. Черта здесь рассматривается как устойчивая предсказуемая характеристика. Например, по мнению Р. Кеттела (1950) ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными устойчивыми чертами. Структура личности по К.Г. Юнгу содержала в себе два основополагающих компонента: экстравертность, интравертность - типы личности. Тип личности - это уже совокупность множества различных черт, которые взаимосвязаны и определяют постоянные и обобщенные поведенческие характеристики. Например, К. Юнг придерживается мнения, что люди разделяются на две категории: интровертов (замкнутые, углубленные в себя) и экстравертов (общительные, ориентированные на окружение). С этой точки зрения любая личность - непременно либо одно, либо другое.

Как показывает анализ литературы, существует множество противоречивых точек зрения, касающихся структуры личности. Структура личности имеет сложное неоднозначное строение. По - разному определяется и его теоретический статус.

С.Л. Рубинштейн (1946), исходя из историко-материалистических позиций, обобщает проблематику структуры личности в трех сходных планах:

- Подструктура направленности личности (Ответ на вопрос: «Что человек хочет?»): установка, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.;

- Задатки и способности (Ответ на вопрос: «Что человек может?»): интеллект (мыслительные способности), частные способности (музыкальный слух, хороший глазомер, любой другой талант), природно-индивидуальные проявления уровня развития психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства и воля);

- Темперамент и характер (Ответ на вопрос: «Что человек из себя представляет?»): темперамент и характер.

А.Г. Ковалев рассматривает личность как синтез сложных структур: темперамента - как комплекса природных свойств; направленности - как совокупности потребностей, интересов и идеалов; способностей - как системы интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. В процессе деятельности личности психические свойства определенным образом связываются в соответствии с требованиями деятельности.

И.С. Кон определяет его с помощью теории социальной установки. Социальные установки личности - это ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям. И.С. Кон включает в структуру три взаимосвязанных компонента: когнитивный (познавательный) компонент характеризует содержание представлений о себе; аффективный (эмоционально-ценностный) - отражает эмоциональное отношение к себе в целом или к определенным сторонам своей личности, деятельности, процессу общения и т.д. и проявляется в системе самооценок; поведенческий (характеризует проявление первых двух в поведении).

Для описания когнитивного компонента структуры личности используют такие термины, как «самопознание», «рефлексия», обозначающие процесс познания человеком самого себя и представление о себе как результат этого познания. В.В. Столин выделяет следующие компоненты в структуре личности, в соответствии с уровнем развития самосознания: на уровне организма (психические процессы, психические состояния, психические свойства), на уровне социального индивида, включающие социальные идентичности (семейную, половую, возрастную, этническую и т.д.), связанные с потребностью человека в принадлежности к общности. На уровне личности - дифференцированную составляющую, характеризующую знание о себе в сравнении с другими и воспринимающуюся человеком как чувство собственной уникальности.

Уровневое строение личности предложено в диспозиционной теории личности В.А. Донцова. Первый (низший) уровень - элементарные установки, формируемые на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях (на уровне организма). Второй уровень - система социальных установок, обладающая когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентом - формируется на базе отдельных социальных объектов и ситуаций (на индивидуальном уровне). Третий уровень - базовые социальные установки, определяющие общую направленность активности личности в зависимости от усвоенных правил, норм поведения и взаимоотношений (переходный этап - развитие качеств личности в индивида). Четвертый (высший) уровень - система ценностных ориентации на цели и средства жизнедеятельности, обусловленные общими и социальными условиями жизни.

Иное представление уровня интеграции в структуре личности изложено в работах К.К. Платонова. Он отметил необходимость более точного определения этого понятия, говоря о динамической функциональной структуре личности и указывая на возможности более детальной и более общей характеристики. «Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих четыре основные стороны личности». Эти группы следующие:

- социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

- биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

- опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

- индивидуальные особенности различных психических процессов.

Взаимоотношение между этими группами особенностей при ведущей роли так называемых социально обусловленных свойств образует структуру личности, являющуюся таким образом, по К.К. Платонову наиболее высоким уровнем интеграции в сфере явлений личности.

Многообразие концепций в отношении компонентов структуры личности получает дальнейшее развитие, уточнение и эмпирическое подкрепление. Среди значимых работ по исследованию структуры личности, с позиции индивидуально-психологической стороны, следует отметить концепцию А.Г. Ковалева. Он ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов и идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Все эти структуры возникают во взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих «устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к бездействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности».

Мнение относительно уровня интеграции, характеризующего структуру личности, было высказано В.Н. Мясищевым. В его концепции единство личности характеризуется направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом) т. е. психическими свойствами. Иначе подходит к «структуре психической жизни личности» А.Г. Ковалев. Он полагает, что эта структура образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности. Того же мнения придерживается В.Г. Ананьев, который выделяет трехчленный ряд психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Совмещенное изучение процесса формирования отношений личности с изучением взаимоотношений между людьми положило новое понимание в содержании структуры личности. Человек становиться субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей, коллектива и руководителей, людей, находящихся в различных социальных позициях и играющих различные роли в истории его развития. Переход взаимоотношений, интериндивидуальных связей, функционирующих в определенных обстоятельствах жизни, в интраиндивидуальные связи являются обязательным условием образования структуры личности и ее характера. Исследования показали, что существует определенная объективная последовательность в процессе характерообразования. Раньше всего непосредственно в жизни социальной группы из ее взаимоотношений между ее членами возникают отношения личности к другим людям, которые, закрепляясь в практике общественного поведения, превращаются в наиболее общие и первичные черты характера, названные нами коммуникативными. Отношение к другим людям - совокупность проявлений индивидуально - и социально психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Специфика межлюдских отношений и их влияние на людей - их носителей, заключается еще в том, что в них не просто один человек контактирует с другими людьми или один человек «относится» к другому человеку как таковому, а они всегда взаимодействуют друг с другом как представители определенных общественных групп - тендерных, возрастных, профессиональных, национальных и других. Принадлежность же каждой из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы - для мужчины, для учителя, для мужа, для отца и т.д. Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей. Социальные роли личности - типичные способы поведения личности, обуславливаемые ее индивидуально - и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Но любая социальная роль, какую бы не взяли, не означает абсолютной одинаковости для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для своего исполнителя возможность проявить индивидуальные взгляды, убеждения и представления, реализуемые и отстаиваемые в отношениях с другими людьми - т. е. личность отстаивает социальную позицию.

Таким образом, социально-психологическая сторона личности развивается в социальном взаимодействии посредством признания индивида референтной группой, относящейся к определенным субкультурам, усвоения системы социальных ролей и отождествления себя с ними, а также в процессе общения, как познания людьми друг друга и присоединения усвоенных социальных ролей, статусов с помощью механизмов социальной перцепции.

Статус и социальные функции - роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни.

Немаловажным компонентом в структуре личности играет эмоционально-ценностный компонент. В определении его сущности и содержания нет терминологической и концептуальной определенности. Среди множества понятий (самоуважение, самоприятие, эмоционально-ценностное отношение к себе и т.д.), относимых к эмоционально-ценностному компоненту самосознания, нет четких разграничений. Нет и однозначного толкования терминов «самоотношение» и «самооценка», их взаимосвязи, иерархии и отношения в структуре самосознания. С одной стороны, самооценка понимается как составляющая эмоционально-ценностного компонента самосознания, оценочное отношение к себе (А.А. Чеснокова,1977; A.M. Прихожан, 1983, 1994; И.В. Дубровина, 1987), с другой - ее выделяют в специальную функцию самосознания, не сводимую ни к одному из его компонентов (Л.В. Бороздина, 1999). Самоотношение также понимается как центральный компонент самосознания, как установочная система, реализуемая в особых актах самопознания, эмоциях, состояниях и действиях, относительно самого себя. Эмоциональное отношение к себе является лишь отдельным компонентом глобального самоотношения (Н.И. Сарджвеладзе, 1989). Другая точка зрения на проблему самоотношения предполагает наличие в его структуре двух подсистем (К. Роджерс, 1994); самооценочной (самооценка) и эмоциональной (самоприятие).

На основании описанных подходов можно сделать вывод, что эмоционально-ценностный компонент личности включает в себя самоотношение и самооценку. Самоотношение - эмоциональная составляющая, представляющая собой общее самоприятие (или самоотвержение) в зависимости от характера отношений субъекта к себе и являющаяся его общей жизненной установкой, формирующейся в процессе развития. Самооценка - оценочная составляющая, отвечающая на вопрос, чего это стоит, что это значит, означает для меня. Общая самооценка образуется на основе частных самооценок отдельных представлений о себе. По итогам самооценочной деятельности самосознания формируется позитивное или негативное самоотношение.

Для нашего исследования важным является вопрос о структуре направленности личности (М.Е. Литвак, 2000; И.Д. Егорычева, 1999; Э. Берн, 1988; Т. Харрис, 1993.). Направленность понимается нами как система доминирующих отношений личности, проявляющаяся в двух позициях: отношение личности к себе и ее отношение к другим людям.

В отечественной психологии выделяют варианты установок личности исходя из субъект-субъективных и субъект-объективных отношений к внешнему миру и самому себе (Н.И. Сарджвеладзе, 1989). Сочетание вариантов установок могут образовывать различные типы личностной направленности: эгоцентрическая, социоцентрическая, альтруистическая, гуманистическая, негативи-стическая (Б.С. Братусь, 1988; И.Д. Егорычев, 1999). Различные типы личностной направленности проявляются в зависимости от осознания и принятия человеком общих смыслов его жизни (личностных ценностей), которые определяют главные и относительно постоянные отношения человека к другим людям и самому себе. Исходным понятием в структуре направленности является потребность как нужда в чем-то. Существует множество классификаций потребностей по различным основаниям. Характер потребностей человека определяет ведущий мотив как внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Основываясь на психологических концепциях мотивации А.А. Реан (2000) выделяет внутренние мотивы (при значимости деятельности как внутренней потребности) и внешние (при значимости потребностей, лежащих вне деятельности). Внешние мотивы подразделяются на положительные (мотивы, успехи, достижения) и отрицательные (мотивы избегания, защиты).

Определенной системой ценностно-смысловых образований определяется содержание притязаний личности, которые характеризуются как стремление человека к достижению цели той степени сложности, на которую он считает себя способным. Имеется достаточно много частных определений уровня притязаний: как ожидания определенных результатов действий, поведения и отношения к личности (В.П. Каширин, 1998), как Я-образ, который личность считает для себя приемлемым (Н.Л. Коломенский, 1972), потребность в определенной самооценке (Е.А. Серебрякова, 1956).

Как регуляторная сторона личности уровень притязаний рассматривается с позиции порождения противоположными тенденциями: с одной стороны, поддерживать свою самооценку, представление о себе на максимально высоком уровне и, с другой - снижать свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанести ущерба самооценке.

Поэтому согласно формуле У. Джемса, человек с целью поддержания самооценки и самоуважения должен, либо повышать эффективность своей деятельности, чтобы достичь успеха, либо отказываться от притязаний.

Таким образом, уровень притязаний выступает в качестве регулятивной составляющей. Направленность регуляции будет зависеть от структуры личности и степени представленности в нем образа деятельности.

Исходя из анализа различных направлений на содержание структурных компонентов личности, мы придерживаемся модели предложенной В.Г. Крысько, который определяет ее как динамическую многоуровневую систему включающую: индивидуально-психологическую сторону (психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования); эмоционально-ценностную сторону (мировоззрение, моральный облик, нравственный облик); социально-психологическую сторону личности (отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции, социальные установки).

 

АВТОР: Рындина О.Г.