31.03.2012 14903

Объективные и субъективные факторы социализации личности, обуславливающие у молодежи позитивное отношение к воинской службе

 

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а также активного воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду. В самой идее активности человека как социального существа заложена мысль о непрерывности социального развития личности, о его принципиальной незавершенности. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без переработки которых последующий этап может либо вовсе не наступить, либо оказаться искаженным или заторможенным.

Социализация включает в себя готовность к переходу в новые ситуации социального развития, которое подразумевает:

- способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

- избирательное отношение к социальным воздействиям;

- низкую социальную ригидность;

- сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

В Конституции Российской Федерации в статье 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». К службе в Российской армии призыву подлежат юноши с 18 до 27 лет, они являются взрослыми как биологически, так и в социальном отношении. Общество видит в юношах не столько объект социализации - хотя, разумеется, продолжает его воспитывать - сколько общественного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по взрослым стандартам. Для развития личности военнослужащего важно, через какие социальные группы он входит в социальную среду. Эта связь особенно ярко обнаруживается при рассмотрении институтов социализации, тех конкретных групп, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.

Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации, называются факторами социализации. В отечественной науке имеются различные классификации факторов социализации. Согласно классификации, предложенной А.В. Мудриком выделяется три группы факторов социализации: 1) макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство); 2) мезофакторы (этнос; место и тип поселения -регион, село, город, поселок; средства массовой коммуникации - радио, телевидение, газеты и др.); 3) микрофакторы (семья, группы сверстников, учебные профессиональные, общественные группы и др.)

В формировании личности военнослужащего в процессе социализации особое место занимает юношеский период, сопряженный с постоянным осуществлением выбора профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (И.С. Кон, 1967; И.Ю. Кулагина, 1996). В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков.

На трудовой стадии, в качестве важнейшего института социализации выступают Вооруженные силы, служба в которых откладывает большой отпечаток на личность военнослужащего (В.Е. Талынев, 1992; Г.С. Дунин, 1995; М.И. Томчук, 1984; Ю.В. Медведев, 1994; В.Н. Лоскутов, 1994). Несмотря на обширные исследования военных психологов, проблема военной социализации остается недостаточно изученной.

Чтобы ответить на вопрос, какие факторы влияют на развитие образа военнослужащего в процессе социализации, необходимо рассмотреть ее механизмы. Многие авторы выделяют различные механизмы социализации, с помощью которых происходит усвоение внешней социальной деятельности, среди которых: адаптация и интериоризация (Г.В. Осипов, 1990), социальная идентификация (В.А. Ядов, 1994; Г.М. Андреева, 2000), интроекция (В.В. Столин, 1986), идентификация и обособление (B.C. Мухина, 2000), самоограничения, проекции.

- Механизм адаптации: представляет собой анализ социализированного процесса с точки зрения его возможных результатов. Основным результатом социализации является формирование таких характеристик индивида, которые обеспечивают его нормативное функционирование.

- Механизм интериоризации: процесс формирования внутренних структур человеческой психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности. В ходе интериоризации складывается система внутренних регуляторов поведения.

- Механизм идентификации: процесс эмоционального или иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом, механизм присвоения индивидом всесторонней человеческой сущности.

- Механизм интроекции: процесс отождествления себя с образом другого человека.

- Механизм обособления: процесс отстаивания отдельным индивидом своей природной человеческой сущности, стремление выделиться из числа других.

- Механизм самоограничения: возникновение когнитивного диссонанса в сознании личности в связи с дуалистичностью представлений своих достижений и достижений других вызывает негативное побудительное состояние. Оно появляется в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя противоречивыми знаниями об одном и том же объекте. Состояние диссонанса переживается субъективно как дискомфорт, от которого пытаются избавиться либо путем изменения одного из элементов противоречивых знаний, либо путем введения нового элемента.

- Проекционный механизм; приписывание собственных нежелательных черт другим, что защищает человека от осознания этих же черт в себе. Этот механизм проекции позволяет личности оправдать многие свои поступки, мотивируемые неприемлемыми для нее моральными принципами, желаниями и установками.

Таким образом, основными психологическими механизмами развития образа допризывника выступают процессы адаптации, интериоризации, идентификации, обособления, интроекции, проекции и самоограничения. Характер развития образа допризывника определяется представленностью в нем будущей роли военнослужащего по призыву, который формируется под влиянием механизмов социальной среды. Предпосылками развития позитивного образа допризывника выступает процесс достижения социальной и средовой идентичности.

Общепризнано, что одним из наиболее важных элементов ближайшей к подростку среды выступает семья, являясь частным выражением общественной среды, при этом дифференцированно воспринимая, принимая и реализуя требования данного общества на данном временном отрезке - и, соответственно, влияя на формирование социального облика растущих людей. Но, в свою очередь, внутрисемейные (детско-родительские, супружеские и др.) отношения зависят от окружающей социальной среды. Установки и нормы, которых придерживаются взрослые члены семьи, модель воспитания, применяемая к подрастающему поколению и другие компоненты детерминированы принадлежностью не просто к определенному государству, а к достаточно конкретному и более узкому социальному слою.

Противоречивая социально-экономическая политика современной России, переход на рыночные отношения определяют масштабные изменения в экономической, политической и духовной жизни современной семьи. Современная семья, испытывающая нарастающий стресс, перестает справляться с выполнением обеспечения сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума и обеспечения трансляции семьей культуры социума от одного поколения людей другому. В России, в частности, прямыми и косвенными показателями неблагополучия семей являются: катастрофическое снижение рождаемости, самый высокий в мире показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, очень высокая младенческая и материнская смертность, низкая продолжительность жизни, высокий уровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми), увеличение числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях. Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, приходят к выводу, что семья сейчас переживает подлинный кризис. В настоящее время отмечается трансформация ценностей в сторону от доминирования духовных к преобладанию материальных. Отвечая нуждам общества, именно в юношеском периоде начинается формирование типа «человека - экономического», свободно ориентирующего в условиях рынка, рассчитывающего прежде всего на себя, а не на помощь государства в решении проблем повышения уровня материального благополучия, обретения прочного социального статуса. Современная семья оказалась менее способной передавать личности культурно-нравственные идеалы в связи с «омассовлением», «усреднением» типов культурного потребления, образов жизни и способов проведения досуга. Мотивация поступков большей частью определяется стереотипами общественного мнения. Моральные представления и правила поведения современного поколения молодежи претерпели существенные изменения. Духовно-нравственные ценности военной службы, такие как патриотизм, гордость за причастность к защите Отечества, воинская честь и достоинство, уважение со стороны окружающих за принадлежность к военной службе перестали быть основополагающими для юношей. Девальвируется значимость военной службы, происходит размывание патриотических ценностей и идеалов. По мнению 27% опрошенных военнообязанных воспитанию патриотизма препятствует формальная обстановка в семье, пагубное влияние друзей - 29%, отсутствие здорового и дружного коллектива - 32%. И только потом призывники считают, что на отсутствие патриотических чувств повлияла сложная и трудная обстановка в стране - 26%, падение престижа военной службы - 25%, культ западного образа жизни в российском обществе -17%, негативное освещение средствами массовой информации отечественной истории - 10%. Заметное влияние на отношение молодого поколения к выполнению воинского долга оказывают наказы родителей, мнение ближнего окружения о военной службе вообще и престиже Вооруженных сил в частности. Причинами оттеснения патриотического воспитания стало размывание и деградация системы традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений; переоценка роли образования и явное снижение роли воспитания; появление новой системы требований общества к личности. Молодые люди стремятся к большей или меньшей степени материальной независимости. В 1987-1988 гг. материальную обеспеченность отнесли к высшим ценностям своей жизненной ориентации - 26% респондентов, в 1990 году более 42%, а в 1992-уже 56%. Мерфи утверждал о трех сильных мотивациях в поведении человека: стремление к материальным благам, к власти, к престижу. Характер этих мотивов и значений для человека зависит от условий жизни общества, семьи. Достижение определенного социального статуса равнозначно достижению престижа. Специфика социальных требований зачастую оказывает либо стимулирующее, либо дезорганизующее влияние на отношение к службе в Российской армии. Отсутствие твердых социальных гарантий и материальная незащищенность после демобилизации провоцирует формирование негативного отношения к службе в Российской армии. Сегодня военнослужащий по призыву получает 100 рублей в месяц. В таких условиях самоактуализация невозможна ввиду неудовлетворенности материальной потребности.

Зависимость престижа от экономического положения прослежена на примере изменения материального благосостояния в русской армии. На протяжении первой половины 19 века офицерский корпус не бедствовал, включая его низшее звено. Государство делало для этого все возможное. Профессор генерал-майор В.М. Аничков в 1860 году в своем труде о военном хозяйстве писал: «Достаточность размеров денежных окладов офицеров имеет весьма важное влияние на моральное качество войск и на обеспеченность материального быта». Во второй половине 19 века материальное положение стало заметно ухудшаться. Связи с этим дальнейшая воинская служба казалась многим офицерам бесперспективной. В 20 годы с помощью улучшения материального положения в армии, установления твердых социальных гарантий и максимально возможных льгот для тех, кто посвятил свою жизнь защите России, стремились сохранить лучшие военные кадры, поднять общественный статус военнослужащих и престиж воинской службы. Несмотря на то, что в тот период страна только приступала к восстановлению народного хозяйства после военной разрухи.

18 февраля 1921 года Совет Труда и Обороны принял постановление «Об обеспечении бессрочно отпускных красноармейцев, возвращающихся по своим домам после тяжких трудов и лишений на боевых фронтах, победоносно ими ликвидированных, совершали путь в более благоприятных условиях и были полностью обеспечены в санитарном отношении». 4 апреля 1921 года ИК РКП (б) направил в адрес губернских комитетов партии письмо, в котором подчеркнул: «От казармы и до самого своего дома демобилизованный красноармеец должен быть окружен заботой и попечением всего партийного, профсоюзного и советского аппарата. Причем хозяйственная сторона дела должна быть на первом плане, а агитационно-пропагандистская на втором». Таким образом, с исторической и с социально-политической позиции материальная обеспеченность являлась доминирующим стимулом в повышении престижа службы в армии.

Таким образом, семья оказывает решающее влияние на развитие индивида, задавая вектор его социального, нравственного и личностного развития. Наличие адекватных эмоциональных фигур идентификации - родителей - создает условия для усвоения ребенком социального опыта: интернализации ценностей и ролевых моделей поведения.

Наряду с семьей система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В школе раскрываются основные задачи процесса социализации: приобщение к социальному опыту, усвоение его и подготовка к воспроизведению в поведении и деятельности, самостоятельная оценка критериев своей деятельности «на выходе» по заявленному идеальному образцу.

В контексте исследуемой проблемы акцентируется внимание в адрес современного образования как института социализации. Несмотря на все многообразие подходов, общим основанием для негативных оценок и констатации кризиса образования как свершившегося факта является увеличивающийся разрыв между образовательной системой и жизнью общества. Образование утратило свою ценностную ориентацию в силу доминирования в нем технократического мышления, отмечается недостаточная гибкость и восприимчивость отечественной системы образования к новым технологиям обучения, образовательным формам и т.п.

Несовершенство образовательной системы отразилось на низком качестве образования, недостаточном охвате образованием всей молодежи, что повлияло на снижение интеллектуального потенциала призывников. В Республике Чувашия не работавшие и не учившиеся до призыва на военную службу в числе пополнения, направленных в войска, составили 85,7 %. В школах практически прекратило существование военно-патриотическое направление.

Резко уменьшилось число походов по местам боевой славы, сократилось число участников игр «Зарница», «Орленок». В современных условиях, на наш взгляд, проблема патриотизма не должна ограничиваться вопросами защиты Отечества, самопожертвованием во имя Родины. Новые концепции патриотического воспитания в мировоззренческую, воспитательную основу данного вопроса вкладывают новую формулу, объединяющую условия обеспечения гармонии жизни в целом. Единство природных и социальных начал позволяет определить духовно-нравственные ориентиры, воспитание патриотизма в сочетании с необходимостью сохранения природы, жизнеобеспечивающего соотношения аспектов техногенного развития при условии приоритетности его гуманистического ориентирования. Такой подход к проблеме воспитания патриотизма в новых исторических и социально - экономических условиях свидетельствует о том, что защита отечества должна определятся не только внешними угрозами, но и внутренними (техногенные катастрофы, нерациональное использование природных ресурсов, сепаратизм, национализм, угроза чистоте русского языка и др.)

Специфическое соотношение норм и правил поведения, ценностей в условиях образовательного института обуславливает особенности социальной и личностной идентичности.

Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками. Общество сверстников - это совокупность малых различных групп. И.С. Кон (1979) называет три психологические функции группы сверстников: это специфический канал информации; особый вид деятельности и межличностных отношений; особый вид эмоциональных отношений. Общение со сверстниками проявляется в идентификации себя с референтными формальными и неформальными группами в процессе приобщения к элементам молодежной субкультуры. Общество сверстников подросткового возраста, являясь моделью взрослого общества, отражает не только его позитивные стороны, но и негативные тенденции, иногда в гипертрофированном виде. Именно здесь подростки усваивают нормы единой и двойной морали, свойственной взрослым. При этом они быстрее и легче осваиваются в меняющихся социальных реалиях (отношение к заработку, деньгам, предпринимательству и т.д.). Не всегда ценностные ориентации одной группы отвечают нормам и правилам социума, и здесь имеет большое значение эффект целенаправленной социализации, «авторитета» значимого круга общения.

На формирование образа военнослужащего влияет то, как хорошо юноша вписывается в группу или отвечает требованиям сослуживцев.

Наряду с системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность чаще всего относят средства массовой информации (СМИ): печать, телевидение, радио, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. С другой стороны, усиление роли информационных агентов определяется их специфическими особенностями, которые оказываются максимально востребованы человеком современной эпохи. СМИ формируют новую социально - психологическую и политико-информационную среду, в России, где за последние 10 лет произошли кардинальные изменения в социально - экономической и политической организации общества и существенные изменения претерпели политические идеалы. В свое время еще Э. Дюркгейм отмечал, что идеалы являются главными двигателями поведения человека, за которыми стоят реальные и действующие коллективные силы. По мнению Дюркгейма, на великих ценностных идеалах формируются и базируются целые цивилизации. Роль СМИ в процессе социализации на подростково-юношеском этапе неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями. Об увеличении роли современных средств массовой информации в процессе социализации порастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родителями, друзьями, учителями) значение СМИ постоянно растет.

Социально ориентирующая деятельность средств массовой информации затрагивает все стороны, все «блоки сознания» - мировоззрение, миросозерцание, общественное мнение. Тем самым создается целостная модель мира в сознании людей, охватывающая рационально-понятийную сферу сознания фундаментальных законов функционирования и развития природы и общества (мировоззрение), эмоционально-образную область освоения действительности (миросозерцание), систему конкретных представлений о текущей действительности в богатстве явлений, тенденций, процессов (общественное мнение).

Для телезрителей до 19 лет очень значимы социальные мотивы обращения к телевидению. У молодых людей это связано с процессами социализации. При просмотре телевизионных передач большое значение придается мужчинами прагматическим программам т.к. играют блоки информационных мотивов. Информационные передачи дифференцируются недостаточно и связано это с тем, что в возрасте до 19 лет еще не завершен процесс социализации индивидуума, и телезрители этой возрастной категории не осознают до конца своей причастности к происходящему в стране и мире.

С точки зрения значения СМИ для развития образа военнослужащего необходимо рассмотреть их социально-психологические функции. Н.Н. Богомолова выделяет функцию социальной ориентировки человека и группы, формирование социальной идентичности (аффилитации). Смысл использования средств массовой информации заключается в стремлении получить тот образ, который хочется иметь будущему военнослужащему, с целью соответствия представлениям о себе и других. Для определения особенностей развития образа военнослужащего, необходимо рассмотреть специфику социальной военной среды, в которой происходит его деятельность и общение.

Развитие образа военнослужащего зависит от формирования позитивных и негативных преставлений, которые сложились в процессе социализации до призыва на военную службу. Влияние на развитие представлений о себе как военнослужащем оказывали нормы и ценности значимых других, общественная оценка значимости военной службы и социального статуса военнослужащих, транслируемых СМИ и жизненная среда, как составляющая средовой идентичности (Андреева Г.М., 2000). В соответствии с этим на развитие образа военнослужащего будут оказывать факторы социальной военной среды, мнение социума, а степень достижения средовой идентичности будет выступать показателем развития образа военнослужащего.

Следующей разновидностью влияния на процессы социализации личности является этнос. Под этносом понимается «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований». Этническая и национальная принадлежность человека определяется, прежде всего, языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. Этнопсихологи выделяют различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.

Этнические особенности, связанные со способом социализации, подразделяются на витальные (биофизические), т.е. способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер питания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.) и ментальные (духовные).

На социализацию подрастающего поколения, считает А.В. Мудрик, большое влияние оказывает и духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и который формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа. Именно витальные и в особенности ментальные проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, потери статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами.

В связи с ростом национального самосознания титульных наций, возрождением в многонациональных регионах различных культурных и религиозных традиций, важное значение приобретает формирование у молодежи толерантного отношения к национальным обычаям, нравам, языку разных народов, позитивного восприятия национальных особенностей призывников нерусской национальности. Особое значение это имеет для Чувашской республики, где проживают представители трех больших этнических общностей. На территории Чувашии проживают представители славянской группы народов (русские, украинцы и др.), тюркской группы народов (чуваши, татары), угро-финской группы народов (мордва, марийцы).

В территориальном плане в расселении этих больших национальных групп имеется своя специфика. Если в городах проживают в основном представители русской и чувашской национальности, то в сельской местности около 70% населения составляют чуваши. При этом в ряде сельских районов наблюдается этническая чересполосица, когда рядом с чувашскими селами проживают в отдельных, однородных по национальному составу поселений представители татарской, русской, мордовской национальностей. Эта чересполосица поселений обуславливает в ряде случаев более жесткую приверженность этих народов к своему языку, культуре, вероисповеданию.

Национальная обособленность, стремление к национальному превосходству приводит в ряде случаев к социально-психологической напряженности в системе межнациональных отношений, сказывается на уровне общей неудовлетворенности жизнью и психическом здоровье людей. Чувашская Республика наряду с Удмуртией и Марий-Эл относится к регионам с высоким уровнем пограничных нервно-психических заболеваний. Психическое здоровье молодежи во многом определяет состояние и будущее развитие общества, интеллектуальный потенциал нации, трудоспособность населения, ее обороноспособность.

Специфическая «теория личности» присуща каждому этносу. Она всегда имеется в национальном сознании как представление о природе и возможностях человека, о способах ее развития и др. Такие представления и образуют имплицитную концепцию личности как центральную ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к детям и молодежи. Естественным следствием этого является наличие в менталитете каждой нации также имплицитной концепции воспитания.

Проблема средовой идентификации рассматривается относительно символических параметров. М. Черноушек (1989) выделяет несколько уровней символизма, которые играют важную роль в восприятии среды. Первый уровень - ассоциативный символизм, включающий индивидуальные основные ассоциации, посредством которых человек оценивает значимость определенной среды. Данные ассоциации возникают в виду представленности в сознании предметов среды, которые человек может назвать словом «мое». Второй уровень - окультуренный символизм, включающий символизм объектов среды, которые человек наделяет определенными значениями. Символами военной среды могут выступать обелиски, постаменты по виду Вооруженных сил и другая военная атрибутика (знаки, эмблемы части). Третий уровень - символизм неизвестного, как повседневная среда, образующая основу существования в ней. В качестве символизма известного могут выступать места боевой славы, история военной части, общеизвестные песни на военную тематику. Четвертый уровень - символизм «архетипа», характеризующий представления о предметах среды как о чем-то извечном, вневременном. Он предполагает стремление человека внести свой вклад в защиту Родины, оставить свой след на Земле.

Неорганизованное личное пространство военнослужащих и неопределенность символов военной службы в их сознании могут существенно влить на формирование образа военнослужащего.

Социальная военная среда - это окружающие военнослужащего условия его жизнедеятельности. Если военная макросреда охватывает общественно-экономическую систему в целом и влияет на общественные, материальные и духовные условия существования и деятельности военного человека, то социальная военная микросреда (сослуживцы, микрогруппы) оказывает влияние на военнослужащего непосредственно.

Военная среда оказывает влияние на становление образа военнослужащего с помощью следующих механизмов регулирования его социального поведения: отбора, предписывания, контроля и идентификации.

Механизм отбора. Для осуществления тех или иных социальных функций от воина требуются определенные качества личности (здоровье, физическая, общеобразовательная и профессиональная подготовка). Далеко не каждый военнослужащий может рассчитывать на ту или иную роль по своему выбору, а формы ролевого поведения жестко фиксированы. В связи с этим военнослужащему приходится перестраивать себя в сторону большего соответствия приписанной роли.

Механизм предписывания. Военно-социальная среда устанавливает образцы выполнения социальных ролей каждым военнослужащим и тем самым функционально и социокультурно (традиции, обычаи, привычки) предписывает личности стандартный набор качеств, которыми военнослужащий должен обладать и соответствовать. Данный механизм может привести к потере индивидуальности, развитию рассогласованности личности.

Механизм контроля. Социальная военная среда, конкретная социальная группа (воинский коллектив) всегда стремится подчинить поведение военнослужащих нормам и ожиданиям, общепринятым в данной группе. Военнослужащий вынужден себя вести так, как принято в группе, членом которой он стал. Он обязан исполнять свою роль в группе так, как от него ждут, вступая в противоречие со своим «социальным Я» (оценивая себя по тому, как о нем думают другие). Элементом контроля выступает система санкций (положительных и отрицательных), которые в большей мере определяют внешнюю мотивацию деятельности военнослужащего.

На уровне индивидуального восприятия задействован механизм идентификации с нормативно предписываемыми характеристиками ролевого поведения. Трудность выполнения предписанных ролей, связанных с прохождением воинской службы, связана с характером их интериоризации как референтных. Неподготовленность к исполнению воинских ролей и не предрасположенность к ним может говорить о трудностях процесса социализации. Так, по данным зарубежных психологических исследований, у солдат, дезертировавших во время второй мировой войны, выявлено отсутствие идентификации себя с какой либо военной организацией.

Социализация в условиях военной службы есть процесс освоения и усвоения специфического и социально-статусного ролевого поведения, норм, ценностей и требований социальной военной среды. Одним из показателей военнослужащего является идентификация с исполняющими функциями, предписанными социальной ролью военнослужащего, как социально и личностно значимыми, а также представленность военных социальных ролей (рядовой, сержант, защитник Родины) в личности, при положительном эмоциональном отношении к ним.

Основываясь на концепции социализационного процесса можно сделать вывод, что развитие личности военнослужащего в системе «личность - служебная среда» зависит от степени динамического равновесия между приобретенными в социальном опыте, полученном до призыва на военную службу, свойствами личности и ролевым ожиданием социальной военной среды.

 

АВТОР: Рындина О.Г.