01.04.2012 18024

Смысловая сфера: структура и динамическая система

 

Смысловая система личности суть особым образом организованная совокупность смысловых структур и их взаимосвязей, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности индивида (Леонтьев Д.А.,1999). С учетом этого, для нас представляет интерес смысловая сфера с присущими ей ценностными ориентациями, которые внутренне организуют содержание сознания и обеспечивают относительно устойчивую направленность потребностей и интересов субъекта, неся регулятивную функцию и определяя последовательность его линии поведения.

На протяжении истории психологии вопрос о значении и содержании смысла с различных углов зрения изучался многими зарубежными и отечественными исследователями многих научных школ, от З.Фрейда до В.Франкла и А.Н.Леонтьева, придерживавшимися различных концептуальных моделей, не сводящихся к единой дефиниции, но сходясь, тем не менее, во мнении о безусловной значимости данной психологической реальности для осмысления и личности, и сознания, и деятельности. В целом можно говорить о сложной и многогранной смысловой реальности, которая, объединяя аффект и интеллект, может принимать различные формы, проявляться в разнообразных психологических феноменах и выводить анализ за пределы сознания, в плоскость жизненного мира.

Одно из последних фундаментальных теоретических исследований проблемы смысла и смысловой регуляции предпринял Д.А.Леонтьев, разработавший в том числе трехуровневую схему функционирования взаимосвязей смысловых структур, которые определил как «превращенные формы жизненных отношений субъекта» (Леонтьев Д.А.,1999). К первому, низшему уровню, он отнес личностный смысл и смысловую установку (и лишь их влияние на сознание и деятельность доступно эмпирической регистрации). Названные личностный смысл и смысловая установка конкретной деятельности порождаются структурами второго уровня: мотивом этой деятельности, устойчивыми смысловыми конструктами и смысловыми диспозициями личности. Наконец, на третьем, высшем уровне системы смысловой регуляции находятся личностные ценности, выполняющие смыслообразующую функцию ко всем названным структурам. Смыслообразование представляет собой процесс распространения смысла от ведущих, смыслообразующих, «ядерных» смысловых структур к периферическим, частным в конкретной деятельности (Леонтьев Д.А.,1999).

Из всех названных три структуры складываются и функционируют лишь в пределах одной отдельно взятой деятельности: это личностный смысл, смысловая установка и мотив. В то время как смысловой конструкт, смысловая диспозиция и личностная ценность являются устойчивыми, инвариантными образованиями. Укажем дефиниции каждой структуры, выделенные Леотъевым Д.А. (1999). 1) Личностный смысл объектов и явлений действительности это составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформаций». Он, как и смысловая установка, может складываться из взаимосвязей мотива, смысловых конструктов и диспозиций. 2) Смысловая установка это составляющая исполнительных механизмов деятельности, отражающая в себе жизненный смысл объектов и явлений действительности, на которые эта деятельность направлена, и феноменологически проявляющаяся в различных формах воздействия на протекание актуальной деятельности. Это воздействие может сводиться к одной из 4 форм: стабилизирующее влияние, преградное влияние, отклоняющее влияние и дезорганизирующее влияние». 3) Мотив - ситуативно формирующаяся смысловая структура, определяющая складывающуюся на ее основе систему смысловой регуляции соответствующей отдельно взятой деятельности». 4) Смысловая диспозиция - отношение к объектам и явлениям действительности, имеющим для субъекта устойчивый жизненный смысл, которое консервируется в форме фиксированной установки и проявляется в эффектах личностно-смысловой и установочно-смысловой регуляции, не связанной с мотивом актуальной деятельности. 5) Смысловой конструкт - устойчивая категориальная шкала, представленная в психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающая значимость для субъекта определенной характеристики (параметра) объектов и явлений действительности (или отдельно взятого их класса), и выполняющая функцию дифференциации и оценки объектов и явлений по этому параметру, следствием которой является приписывание им соответствующего жизненного смысла. 6) Личностные ценности - структуры индивида, усвоенные им в процессе принадлежности к определенной референтной социальной группе (общности) и в той или иной степени осознанно реализующего эти ценности в своей деятельности (Леонтьев Д.А.,1999). Ценностные ориентации формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностней (Леонтьев Д.А.).

Ценностные ориентации представляют собой смысловые компоненты мировоззрения, наиболее общие ориентиры индивидуальной или групповой жизнедеятельности. Ценность, по мнению М. Рокича, суть «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» (Rokeach, 1973). Изменения в ценностной структуре сознания - это изменения в мировоззрении, смысловой картине мира в целом и характеристике отдельных его элементов. Динамика развития содержания ценностных ориентации обусловливает изменения в их субординации, а, соответственно, и их функции в социальной регуляции. Поэтому система ценностных ориентации является наиболее высоким уровнем саморегуляции. Сложившаяся система, совокупность ценностных ориентации, внутренне организуя содержание сознания, обеспечивает относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность линии поведения (Социальное управление. Словарь-справочник, 1994). В структуре личности личностные ценности так же, как и потребности выполняют функцию смысло-образования и побуждений; однако в процессе онтогенеза социализация происходит, в первую очередь, посредством интериоризации ценностей с ростом опосредования ими поведения при параллельном снижении влияния на него потребностей (Леонтьев Д.А.).

Автор опирается на определение динамической смысловой системы, которая построена на описанной трехуровневой системе смысловых структур и сама является относительно устойчивой и автономной иерархической системой. У личности может быть несколько подобных систем, связанных с разными жизненными отношениями. Существует зависимость регуляторного воздействия той или иной смысловой структуры от ее места в функциональной динамической смысловой системе регуляции деятельности. И тогда «смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого».

В нашем исследовании смысловой сферы несовершеннолетних мы будем опираться, в первую очередь, на смысловые структуры - конструкты. В ряду смысловых структур второго уровня оценочные категориальные шкалы в большей степени связаны с личностными ценностями, а также отличаются наибольшей обобщенностью и устойчивостью, так как вносят вклад в оценку любых объектов; в отличие от мотивов они инвариантны, трансситуативны, устойчивы, а в отличие от смысловых диспозиций - вездесущи. Смысловые конструкты начинают преобладать в определенный момент за счет актуальных мотива или диспозиции, но, тем не менее, не зависят от них, представляют собой функционально автономные устойчивые смысловые структуры, связанные, как уже отмечалось, с устойчивыми личностными ценностями. Вместе с тем, в процессе функционирования смысловой системы не все из конструктов восходят к личностным ценностям и могут непосредственно сами выполнять смыслообразующую функцию. Далее, конструкты различаются как предметные и смысловые. Первые просто описывают объекты посредством их собственных признаков или же свойств схожих предметов и явлений; вторые описывают их через оценки, выражающие их смысл для субъекта. Предметные конструкты нейтральны, иначе говоря, симметричны относительно эмоциональной оценки, но могут становиться и асимметричными, «склеиваясь» со смысловыми конструктами, становясь носителем и гностической, и смысловой оценки. (Леонтьев Д.А. 1999).

В онтогенетическом развитии смысловой сферы личности Д.А Леонтьевым выделены четыре основные линии. 1) иерархизация, интеграция, и структурное усложнение; 2) распространение процессов осмысления за пределы восприятия актуальной ситуации в план представления, воображения, идеаторных содержаний сознания; 3) прогрессирующее опосредование социальными общностями, группами и их ценностями (т.е. интериоризация ценностей социальных групп со снижением удельного веса потребностей и возрастания его у личностных ценностей в структуре источников смыслообразования); 4) развитие осознания своих смысловых ориентации и рефлексивного отношения к ним.

К индивидуальным особенностям смысловой регуляции и смысловой сферы автор отнес следующие характеристики, некоторые из которых представлены в виде биполярных конструктов: 1) телеологичность (с доминированием смысловой регуляции над всеми другими регуляторными системами) - каузальность (с подчиненным положением смысловой регуляции); 2) общий уровень осмысленности жизни (энергетическая характеристика смысловой сферы, количественная мера степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на определенный смысл); 3) соотношение личностных ценностей и потребностей в регуляции; 4) структурная организация смысловых систем (иерархия мотивов); 5) степень осознанности смысловой регуляции; б) временная локализация ведущих смысловых ориентиров.

Б.С. Братусь (1988) выделяет уровни смысловой сферы личности на основе различий в ее отношении к другому человеку и обществу в целом; т.е. это отношение является критерием личностных смыслов. Нулевой уровень - прагматические, конкретно-ситуационные смыслы доличностного спектра, т.е. не относящиеся к разряду личностных в связи с его привязанностью к ситуации и выполнением служебной регулятивной роли в ее осознании. Первый уровень личностно-смысловой сферы - эгоцентрический с преобладанием ориентации человека на собственную выгоду, когда другой человек воспринимается лишь как средство для достижения эгоцентрических желаний (удобный, «хороший») или препятствующее их осуществлению (враг, «плохой»). Второй уровень - группоцентрический: когда ценности референтной группы (в которую включен или желает быть включенным человек) становятся определяющими в отношении человека к другому человеку, социальной общности или действительности. При этом люди делятся на себе подобных, обладающих самоценностью, «своих» и «чужих». Именно ко 2-му уровню, по мнению Б.С. Братуся, относятся большинство подростков, согласно развитию их смысловой сферы. Наконец, третий уровень - просоциальный - уровень коллективистской, общественной и, его высшей ступени, общечеловеческой (собственно нравственной) смысловой ориентации. Принцип самоценности здесь приобретает всеобщий характер, т. е. распространяется за пределы самого субъекта (как на 1 уровне) и за пределы некой групповой общности (как на 2 уровне), достигая любого, в том числе и незнакомого субъекту человека.

Леонтьев Д.А., в рамках теоретического исследования становления индивидуальной смысловой сферы, рассматривает изложенную классификацию смыслов сквозь призму становления личностных ценностей на базе потребностей. Он связывает «эгоцентрические» смыслы с потребностями как их смыслообразующими источниками, «группоцентрические» смыслы - с ценностями малых групп, а «просоциальные» смыслы - с ценностями социальных общностей и общечеловеческими ценностями вообще.

Именно в подростковом возрасте, при отсутствии отставания в психическом развитии или изменений в нем, происходит постепенный переход от поведения, детерминированного внешними факторами, к самодетерминированному поведению. В связи с этим представляет интерес отражение данного процесса в структуре сознания подростков. И это возможно благодаря рассмотренному нами строению смысловой сферы и ее структур среднего и высшего уровней.

 

АВТОР: Семенова О.Ф.