02.04.2012 9390

Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в системе среднего профессионального педагогического образования

 

Как уже подчеркивалось в исследовании, что система образования, являясь социальным институтом общества, во многом отражает уровень развития этого общества и требования, которые оно к ней предъявляет. В то же время, сохраняя свою наиболее важную функцию трансляции культуры в период социокультурного кризиса общества, система образования является активным компонентом разрешения кризисных ситуаций и стимулирования развития общественных отношений.

Последние десятилетия характеризовались значительными изменениями традиционной теории и практики воспитания молодого поколения. Как справедливо отмечает Л.И. Маленкова: «Современные нелегкие и противоречивые условия нашей жизни и практики школы с особой актуальностью поставили две проблемы: 1) повышение уровня научной подготовки их; 2) методическое оснащение современного воспитательного процесса (проблема методов и средств нового воспитания, освоение современных технологий его эффективной организации, овладение педагогической техникой).

Решение этих и многих других проблем воспитания ставит вопрос овладения будущим учителем, а также учителем-практиком знаниями нормативно-правовой базы по этой важной сфере профессиональной деятельности.

Законодательство по вопросам воспитания подрастающего поколения включает совокупность законов, издаваемым высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия реализации прав личности на профессиональное образование.

Нормативно-правовую базу по воспитательной работе учителя с молодыми людьми мы представим по юридической силе документов: законов, постановлений, решений, распоряжений, указов, а также в зависимости от органов, принимающих те или иные нормативные правовые акты.

Главное место среди правовых документов занимает Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г). В ней закреплено право граждан на образование. Статья 43 Конституции гарантирует общественность на бесплатность дошкольного, школьного и среднего профессионального образования в государственных и образовательных учреждениях и на предприятиях. Важное значение имеет пункт статьи 43 Конституции, в котором говорится о том, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В Конституции нет специальных статей, посвященных проблемам воспитания подрастающего поколения. Однако во многих из них затрагиваются аспекты, касающиеся вопросов воспитания. Перечислим лишь некоторые из них. Например, в связи с переходом государства от моноидеологии - коммунистической идеологии - к построению демократического строя, в текст Конституции в пункт 1 статьи 13 введена такая важная мысль, как признание идеологического многообразия.

Сегодня прогрессивные идеологии основываются на национально-культурных и духовно-нравственных традициях народов, общечеловеческих ценностях и демократических принципах. Но им противостоят такие силы и движения, как расизм, религиозный фанатизм и экстремизм, стремящиеся идеологическими (и не только) средствами расширить сферу своего влияния. Поэтому борьба за овладение новым «идеологическим пространством, за сознание миллионов людей, особенно подрастающих поколений, становится все более актуальной, острой и многогранной. В связи с чем представляется актуальным пункт 5 этой же статьи, согласно которому «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Мир и спокойствие в стране неразрывно связаны с независимостью родины и свободой народа. А поэтому наше будущее, наша самая большая надежда, поддержка и опора - это подрастающее молодое поколение, то судьбу нашей страны, ее независимость и безопасность нельзя отделить в облике учащихся и молодежи, таких качеств, как свободное мышление, ясное мировоззрение, любовь к родине и своему народу.

Вот почему главной целью осуществляемых в Российской Федерации преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Статья 29 Конституции Российской Федерации провозглашает свободу мысли и слова.

Следующая статья 30 носит целиком воспитательный характер. В ней подчеркивается, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные споры для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется.

Следующим по значимости является Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г., дополнения внесены 1996 г.). Роль и значимость воспитания подчеркивается уже в дополнениях к Закону, в котором дается характеристика образования: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленным государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Следует объяснить, что в Законе воспитанию отводится первостепенное значение, лишь потом следует обучение.

Принципы государственной политики в область образования, обозначенные в статье 2 - гуманистичность, свобода и плюрализм, демократизм, регионализация - имеют важное значение и в процессе воспитания, и в процессе обучения.

В статье 12 в типах образовательных учреждений обозначены и учреждения дополнительного образования детей и взрослых.

В статье 14 «Общие требования к содержанию образования» два крыла - образование и воспитание соединены в единое целое. Это отчетливо прослеживается в пункте 2: Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Следует отметить, что термин «воспитание» используется только в преамбуле, в остальных перечисленных статьях речь идет о воспитании, но в косвенном плане. Мы солидарны с точкой зрения ученого из Санкт-Петербурга Н.А. Лобанова, выступившего на международной конференции (1995) и отметившего, что в Законе «Об образовании» не определены критерии воспитания и его содержание для каждого из установленных государством уровней образования. Далее ученый отмечает, что законодатель не рассматривает воспитание во всей полноте его содержания как государственную функцию образования - часть государственной политики в области образования, а ограничивает свое представление о государственной роли в воспитании у обучающихся только формирования у них чувства гражданственности и любви к Родине». Н.А. Лобанов отмечает в Законе противоречие между правовой установкой о содержании образования, сформулированной о содержании образования, данной в преамбуле, и тем, как это содержание раскрыто в последующих статьях Закона, что неизбежно привело к крайне обедненной структуре содержания воспитания в трактовке законодателя.

Таким образом, в ряде федеральных законов - Конституции Российской Федерации, «Об образовании» - определены основные подходы к организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Следующую ступень в иерархии нормативно-правовых документов занимают подзаконные акты президента Российской Федерации. Среди них важное значение имеет национальная Доктрина образования в Российской Федерации (2000). Доктрина «отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни».

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

В другом документе правительства - «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» - сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Необходимость, направленных действий на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С другой стороны, устанавливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельностную, развивающуюся личность. В то же время нарастают негативные явления: без духовность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, безнадзорности, наркомании, снижения общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь.

Определенную роль в законодательстве Российской Федерации по проблемам воспитания подрастающего поколения, организации воспитательной деятельности, как будущего специалиста, так и действующего учителя имеют место постановления, приказы, инструкции и разъяснения Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (ныне Министерство образования Российской Федерации). Эти нормативно-правовые акты, как правило, преследуют цель дать основу для закрепления соответствующих положений (правил) на локальном уровне.

Условно приказы этой группы можно разделить на три группы: 1) стратегического характера; 2) информационные; 3) прогностические. Например, к документам первой группы можно отнести следующие приказы Министерства образования Российской Федерации: «О введении в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - классификатора специальностей профессионального образования» (2001), «Программа развития воспитания в системе образования на 1999 - 2001 годы» (1999), «Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001 - 2005 годы». Так, в первом документе утверждаются требования к обучению и воспитанию будущих специалистов в условиях учреждения среднего специального образования. Во втором уже введены в классификатор специальностей среднего профессионального образования такие важные для сферы воспитания специальности: 0314 - Социальная педагогика; 0317 - Педагогика дополнительного образования; 0322 - Организация воспитательной деятельности.

В письме Министерства образования Российской Федерации (№13-51-28/19 от 2 апреля 2002 г.) подчеркивается, что государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы.

Программа определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания подрастающих поколений, обоснованной в федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

В документе подчеркивается, что приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и воспитания.

Особый интерес в контексте исследования представляет Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001-2005 годы. Реализация основных направлений развития воспитания в системе среднего профессионального педагогического образования призвана соответствовать решению ряда важнейших задач:

- сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, развитие культуры межэтнических отношений;

- разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание устойчивой для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;

- формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

Ко второй группе документов относятся, так называемые информационные документы - приказы, письма Министерства образования Российской Федерации. Например, это приказы «О стратегии развития и воспитания личности в системе общего и профессионального образования России» (Приказ от 19 июня 1997 г. № 1252), «О состоянии подготовки педагогических кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях России» (Приказ от 1 февраля 2000 г.).

Так, в первом документе определены приоритетные направления развития и воспитания личности в системе общего и профессионального образования России. Это:

- оптимизация требований государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню нравственно-этической и психологической подготовки личности в системе общего и профессионального образования;

- усиление ориентации содержания учебных программ и учебно-методических пособий, комплектов учебников на гуманистических ценностях культуры;

- создание условий для расширения деятельности в образовательных учреждениях детских, юношеских и молодежных самодеятельных объединений и организаций, обеспечивающих саморазвитие личности в учебе, общественно полезном труде, научном и художественном творчестве, физической культуре и спорте, полноценном досуге и ориентированных на становление высоких нравственных качеств гражданина России.

В другом документе дается объективный анализ качеству в подготовке педагогических кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях России. В частности, акцентируется внимание на том, что сегодняшний учитель работает с ребенком главным образом на индивидуальном, а не на личностном уровне, то есть в поле зрения оказывается интеллект, а не жизненные смыслы, личностная самоорганизация, личностные функции ребенка. В приказе подчеркивается, что необходимо учитывать изменения, произошедшие в программах среднего (полного) общего образования, вариативность образовательных программ и многообразие учебников, современные подходы к организации учебного процесса, воспитательная работа с учащимися, а также предстоящий переход к 12-летнему полному среднему образованию.

Что касается третьей группы документов - прогностических - то они направлены на прогнозирование будущей системы воспитательной работы в новом XXI веке. Это, безусловно, применение информационных технологий в воспитательном процессе, организация опытно-экспериментальной работы. Именно на это направлены приказы выделенной нами третьей группы приказов Министерства образования Российской Федерации - «Об утверждении Положения об организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» (Пр. от 13 апреля 1999 г. № 974), «О Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Пр. от 6 июня 2000 г. № 1705).

Таким образом, определенная законодательная база по проблемам воспитания молодежи, подготовка педагогических кадров к воспитанию в новых условиях в Российской Федерации были созданы. Следует подчеркнуть, что в начале 90-х годов наблюдался законодательный вакуум, большинство документов появилось к концу XX века. Необходимо отметить, что в становлении и совершенствовании нормативно-правовой базы предприняты лишь первые шаги. Эта деятельность нуждается в дальнейшем совершенствовании. Солидарны с точкой зрения санкт-петербургских ученых, совершенно правомерно подчеркнувших, что в законодательном закреплении нуждаются:

- принципы государственной политики по проблемам воспитания молодого поколения; права и обязанности учреждений образования разных типов и уровней;

- требования к профессиональной подготовке педагогических кадров к осуществлению воспитательной деятельности в современных условиях.

 

АВТОР: Скорикова Л.В.