02.04.2012 1633

Особенности задач и организации экстерной школы-интерната социально-реадаптационного типа

 

С учетом разноплановых функций первичных коллективов в воспитании, психокоррекции и оздоровлении особого контингента детей и подростков нами к началу нового учебного года (1992-93) была организована социально-реадаптационная экстерная школа-интернат (г. Ступино) со следующими целями и задачами:

- удаления дезадаптированных детей и подростков из обстановки негативно-стереотипного общения и патогенных отношений, погружения их в нравственную деятельностную (учебную, трудовую, игровую, художественно-творческую) атмосферу.

- восстановления психического здоровья воспитанников;

- психологической коррекции личности и межличностных отношений;

- обеспечения на этой основе успешности их учебной деятельности и ускоренного освоения учебной программы;

- формирования деятельностно-направленной, нравственной, гуманной, самостоятельно мыслящей и действующей личности, способной устоять перед соблазном деструктивных ценностей, стойко переносить трудности, сохраняя достоинство, уважая и ценя достоинство других.

В условиях неуклонного роста контингента дезадаптированных, девиантных и делинквентных детей и подростков при самоустранении многих родителей от их воспитания создание детского учреждения такого типа, по убеждению психологов и педагогов школы-интерната, основанному на результативном и многолетнем опыте, является настоятельной необходимостью. Тем более при сложившейся трагичнейшим образом ситуации, когда молодёжь находится под мощным, всепроникающим, разлагающим воздействием криминогенной среды, пошлой масскультуры и безнравственного, бесперспективно-тупикового образа обыденной жизни, у всех честных и мыслящих на перспективу людей естественно возникает острое желание защитить этих по-взрослому недоверчивых детей и подростков, зачастую уже с глубоко исковерканными судьбами и сознанием, мечущихся, беспомощно-агрессивных, помочь им встать на ноги, нравственно окрепнуть.

Сегодня слово «интернат» в массовом сознании, к сожалению, ассоциируется с понятиями «детский дом» или «вспомогательная школа» (со всеми сопутствующими представлениями), от чего совершенно теряется первоначальное значение этого слова, подразумевающее учебное заведение, в котором воспитанники не только осуществляют учебную деятельность, но и живут в атмосфере, тщательно продуманной и хорошо, ненавязчиво организованной взрослыми жизни, полной яркости, необычности, увлекательности, посильных трудностей и захватывающих ситуаций. Такая организация школьной жизни создаёт оптимальные условия для достижения жизненно важных, высоконравственных целей, которые психолого-педагогический коллектив школы ставит перед собой.

Название «экстерная школа» возникло из специфических целей ее деятельности - ускоренного освоения учащимися учебной программы со сдачей экзаменов по мере их подготовленности, что практикуется в нашей стране только в форме экстерната.

В условиях ЭШИ СРТ эти недостатки легко устраняются, ибо, во-первых, учебно-воспитательный и развивающе-коррекционный процесс в отличие от «классического» экстерната, осуществляется в школьном коллективе при активном соучастии и под контролем психологов, педагогов-учителей и воспитателей; во-вторых появляется возможность осуществлять обучение воспитанников в ускоренном темпе.

Инге Унт, рассматривая данный ускоренный подход к обучению («акселерацию»), считает его принципиально полезным, так как - во-первых, способности учащихся в результате большого умственного напряжения находят посильное применение.

Во-вторых, учащиеся выигрывают во времени и раньше получают свою академическую специальность. В некоторых областях знаний. с точки зрения науки, считается полезным, когда теорию будут развивать более молодые люди.

В-третьих, в экономическом смысле это полезно для общества».

С рациональных позиций, такое обучение в настоящее время имеет право на широкое распространение в связи с тем, что значительная часть психологически «перезревших» свой возраст учащихся сегодня, не имея значимой, серьезной учебной задачи, «изнывает» от скуки в стенах обычных школ, потеряв интерес к учёбе. Такие учащиеся социально неадекватно удовлетворяют свои потребности и реализуют свои возможности, пополняя нередко делинквентный и девиантный контингент.

Начинать образование учебно-трудовой детско-подростковой общности с конкретными задачами и едиными целями, исходящими из общественной пользы совместной деятельности, невозможно без предварительной организации нравственно зрелого, сплочённого психолого-педагогического коллектива гуманистов-единомышленников.

Важнейшей характеристикой ЭШИ СРТ является специфический коллектив взрослых, непременно включающий в себя психологов и педагогов (учителей и воспитателей), режиссёров и лиц обслуживающего персонала (врачей, медсестёр, хозяйственников, водителей, поваров, сторожей и т.д.), как правило, бескорыстных, романтичных, вместе с тем, практичных и умелых в различных видах деятельности, готовых наравне с учащимися принимать творчески полноценное участие во всей школьной жизни, повсеместно и всегда демонстрируя модель благородных отношений, творческого подхода к любому делу, мужественного преодоления жизненных трудностей и т.п. Такой коллектив в основном сформировался и «сработался», сплотился до уровня единого нравственно оправданного стиля взаимоотношений на всех уровнях: между взрослыми и детьми, педагогами и учащимися, учащимися между собой, взрослыми между собой, - стиля, сформированного на принципах доброжелательности, справедливости, взаимной ответственности и требовательности.

В работе по созданию единого ученическо-педагогического коллектива экстерной школы-интерната особое внимание уделялось отношениям между педагогами и учащимися, между старшими и младшими, «сильными» и «слабыми» воспитанниками, между мальчиками и девочками. Такие отношения формировались на принципах доброжелательности, взаимной ответственности, справедливости и трудолюбия. Проживание психологов и педагогов (учителей и воспитателей) на территории школы создавало благоприятные условия для формирования глубоких доверительных отношений между взрослыми и детьми, своеобразного семейно-душевного климата, где нет места грубости и пошлости, страху быть осмеянным и тем более подвергнуться остракизму, унижению, несправедливому наказанию и т.п. Такая обстановка позволила учащимся чувствовать себя раскованными, эмоционально не ущемлёнными, а главное, - нужными коллективу. Все это в сочетании с «мажорным», всеохватывающим духом творчества благоприятствовало эффективной работе школы-интерната.

Исследование показало, что формирование общешкольного коллектива ЭШИ СРТ - процесс сложный, длительный и многоступенчатый, тем более, что почти всем воспитанникам присущи глубокие внутренние конфликты, нередко связанные с интеллектуальными трудностями, которые по тем или иным причинам они издавна не могли преодолеть и которые стали значительным фактором, определяющим их жизнь и поведение.

Психолого-педагогический состав школы стремился формировать следующие черты коллектива, характеризующие высокий уровень его развития:

- четкую целевую направленность в любой совместной деятельности;

- высоконравственные, гуманные внутри коллективные отношения;

- позитивный эмоциональный настрой коллектива;

- устойчивость в неприятии и сопротивлении негативным воздействиям факторов внешней среды (социально-общественных) и внутренних (ситуации суперуспеха или неуспеха, задержка в преемственности традиций «новичками», неформальному авторитарному лидерству и др.);

- способность коллектива к продуктивной саморегуляции и самокоррекции;

- высокой степени демократизм самоуправления школьного коллектива, сочетаемого с реальными посильными полномочиями.

Многоплановая деятельность ЭШИ СРТ (учебная, трудовая, художественно-творческая, спортивная, походы и т.д.) способствует удовлетворению разумных потребностей и реализации позитивных наклонностей учащихся, создаёт условия для формирования у них творческого и глубоко ответственного отношения к интеллектуальному и физическому труду, развивает духовную сферу и социально-активную ориентацию детей, создаёт поток разнообразных ситуаций, способствующих решению развивающих, воспитательных и психокоррекционных задач.

Учебный процесс в ЭШИ СРТ в сравнении с общеобразовательной школой имеет ряд особенностей, которые дают ей определённые преимущества: возможность ускоренного и углублённого освоения школьной программы; органичное введение элементов «вузовского» обучения; сдачу по каждой теме зачета с оценкой по дифференцированной 5-балльной шкале с правом пересдачи на высший уровень оценки по мере готовности; индивидуализированную помощь психологов и педагогов учащимся в подготовке уроков; гибкий график учебного процесса без шаблонно-жёсткого урочного структурирования, с учётом особенностей состояния коллектива и соответствующей сменой форм деятельности (лекции и практические занятия по учебным предметам, подготовка к ним, хоровое пение, театральные выступления и репетиции, спортивные состязания и пр.; возможны также иные вариации). Важно к тому же отметить, что изучение любого предмета «с самых азов» осуществлялось циклами; в цикловом «погружении» совместно со школьниками участвовали не только преподаватели данного учебного предмета, но другие педагоги.

Особое значение в таком обучении отводилось постановке перед коллективом так называемых «сверхзадач», в частности, по освоению за один учебный год программы двух и даже трёх классов, что создавало активный, бодрый, деятельностный настрой коллектива, невольно захватывающий всех учащихся, что способствовало резкому повышению успеваемости. «Сверхзадача» стимулировала возникновение глубоко осмысленной мотивации в учебной и иной деятельности и в поведении воспитанников, усиливала чувство ответственности, целеустремлённость, будила желание преодолеть предельно трудное препятствие. Воспитательная и психокоррекционная деятельность психологов и педагогов способствовала научению детей и подростков мужественно преодолевать трудности, приобретать уверенность в своих силах, испытывать радость успеха в достижении желаемой цели. Факторами, определявшими темп обучения, являлись:

- состояние нервной системы учащегося, в частности, его эмоциональной стабильности и интеллектуально-познавательных возможностей (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воображения) и других индивидуально-психологических особенностей личности, которые тщательно изучались психологами и педагогами;

- степень личного желания и стремления самого учащегося (и в известной мере его родителей) получить в ускоренном темпе глубокие знания;

- учет исходного уровня подготовленности учащегося при его поступлении в школу.

На основе полученных разносторонних анамнестических и психодиагностических данных, а также особенностей поведения поступающих в период испытательного срока и результатов освоения учебного материала первого цикла обучения, учащиеся делились на «потоки», в каждом из которых реализовался свой темп учебной деятельности. По желанию и показателям успеваемости был возможен переход учащегося с одного потока в другой.

Изучение каждого предмета в ЭШИ СРТ начиналось «с азов», независимо от того, с какого класса учащийся поступил в эту школу, что способствовало стиранию «белых пятен» в их знаниях и умениях, закреплению пройденного ранее материала и создавало прочный фундамент для полноценного усвоения нового, более сложного материала. Для учащихся с направленностью на серьёзную учёбу, но имеющих по тем или иным причинам большие пробелы в знаниях, приход в ЭШИ СРТ, где каждый предмет можно изучить сначала, имелась поистине единственная реальная возможность их восполнения и выхода из мучительного состояния своей неполноценности и бесперспективности в дальнейшей учёбе.

Организационно-управленческая структура ЭШИ СРТ была ориентирована на воспитательное воздействие деятельностной эмпатически-аффилиационной группы, всего нравственно-зрелого коллектива на личность при глубочайшем уважении каждой индивидуальности и строилась по принципу создания первичных коллективов, небольших учебно-воспитательных разновозрастных групп-бригад (по 10-12 человек). Хотя такая структура привносит некоторые свои, преимущественно организационные сложности, тем не менее она оказывается несравненно более полезной, чем школьные классы в психокоррекционном и воспитательном плане.

Самоуправление в экстерной школе-интернате развивалось в соответствии с уровнями становления школьного коллектива. Первые ростки его появились на стадии формирования трудовых бригад с назначением в них бригадиров и их помощников. На начальных этапах бригадиры назначались педагогическим советом, причем не по формальным признакам (возрастным, физическим или «по прошлой успеваемости»), а по сугубо нравственным критериям: уровню ответственности личности, степени переживания за общее дело, способности организовывать и руководить, чувству справедливости, доброте и отзывчивости, а также готовности к принятию психокоррекции. Выделение из собственной среды положительных лидеров является важнейшим звеном в становлении элементов самоуправления коллектива школы.

В дальнейшем бригадир избирался самой бригадой. Таким естественным путем в ЭШИ СРТ образовался совет бригадиров - основной орган самоуправления - ядро общешкольного коллектива. По мере нравственно-организационного развития совет бригадиров, оставаясь «помощником» педагогического коллектива, превратился в основное действующее лицо по вопросам организации и улучшения внутри школьной жизни. Принимая решения, совет бригадиров брал на себя полную ответственность за них перед коллективом ЭШИ СРТ. Особо важные вопросы выносились на общее собрание школы. В самоуправлении воспитанники под ненавязчивым руководством психологов и педагогов проявляли инициативу, приобретали организаторские умения, глубину и самобытность суждений и действий. Взрослые при этом через совет бригадиров тактично влияли на самоуправление (лишь при явной необходимости!), всячески поддерживая инициативу воспитанников, дотошно учитывая их стремления и разумные требования, вместе с тем, учили терпимости и принципиальности, ограничивая проявления беспощадности и максимализма в принятии решении.

Результаты исследования показали, что дети и подростки способны успешно справляться с организационными, учебными и коммуникативными проблемами, в прямой зависимости от уровня зрелости школьного коллектива и квалифицированной психологической помощи. Школьная практика в массовом масштабе подтверждает тот факт, что в связи с высоким уровнем нравственного развития коллектива, пройдя вместе с коллективом сложный путь, дети и подростки становятся справедливыми, гуманными, требовательными к себе и чрезвычайно чуткими к чужим проблемам и тем более к страданиям. Только такому коллективу под силу решение очень сложных, порой судьбоносных для отдельных учащихся вопросов, как, например, удаление из школы. Такие меры были весьма редкими и принимались советом бригадиров лишь в тех случаях, когда было сделано все возможное, чтобы воспитанник мог учиться именно в этой школе.

Особо зримую роль в ЭШИ СРТ играло детское самоуправление в период отбора новых учащихся, основным принципом которого служила идея о том, что данная школа - учебное заведение только для тех, кому трудно и кто сам хочет по-настоящему учиться и перестраивать свои патологические отношения.

 

АВТОР: Славина Е.В.