03.04.2012 12941

Концепция здоровьесберегающей системы образования

 

Разработанная нами концепция здоровьесберегающей системы образования представляет собой совокупность взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения здоровье сохраняющих технологий, условий, направлений и средств на основе целостного понимания их сущности и психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием детей и учащейся молодежи. Концепция здоровье сохраняющей системы образования необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Концепция здоровьесберегающей системы образования призвана перевести деятельность в ее основе в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом; обеспечить понимание образования как реально гуманно-нравственной деятельности, что представляет собой авторский вариант, основой которого является анализ научного и практического опыта по разработке и внедрению в систему общеобразовательной школы программ, технологий и различных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, обеспечивающих сохранение и укрепление их здоровья.

При ее составлении использовались научные взгляды на систему образования и учебно-воспитательный процесс Е.В. Бондаревской, А.В. Беляева, В.П. Беспалько, М.Я. Виленского, О.С. Газмана, В.И. Горовой, В.И. Данильчук, И.А. Зимней, С.В. Кульневича, B.C. Леднева, Б.Т. Лихачева, И.А. Малашихиной, В.А. Сластенина, Г.М. Соловьева, В.В. Черняева, В.А. Шаповалова, И.А. Шаповаловой. Особое значение имели и публикации, отражающие здоровьесбережение детей и учащейся молодежи в Ставропольском крае и непосредственно в г. Ставрополе.

Здоровьесберегающая система образования представляется нам как единая совокупность разнонаправленных здоровьесберегающих технологий и основных ее составляющих (информационной, инструментальной, кадровой, нормативно-законодательной, финансовой, организационно-структурной, функциональной) в целом научно и инструментально обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательно - воспитательного процесса, их социальный, психический, физический и духовный комфорт.

В центре здоровьесберегающей системы образования находятся педагогические здоровьесберегающие технологии (ПЗТ) - они ведущие. Остальные технологии неотъемлемы, важны, но носят сопряженный характер: образовательные технологии здоровье сбережения (ОТЗ); технологии здоровьесберегающей социальной среды (ТЗССО); физкультурно-образовательные технологии (Ф-ОТ); медико-гигиенические технологии (М-ГТ); технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ); экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ); технологии психологического сопровождения системы образования (TTICCO); организационно-управленческие здоровьесберегающие технологии (О - УТЗСО).

В совокупности сопряженных здоровьесберегающих технологий особое место занимают образовательные в сфере здоровья, физической культуры, культуры здорового образа жизни. Именно они обеспечивают самостоятельность и свободу в данном феномене и деятельности в нем:

- рефлексивность - способность выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать в контексте своего здоровья и в плане возможностей, способностей, социальной и личностной значимости, самоуважения, самоутверждения и стремления повысить его уровень;

- коллизивностъ - способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытие (неявные, имплицидные) причины и факторы состояния здоровья и культуры здорового образа жизни как в личностном, так и социальном плане; понимать внешние проявления событий посредством познания их внутренних источников, связей, механизмов развития, сути, смысла и на основе всего осуществлять прогноз;

- мотивирование - способность придавать личностный смысл собственной оздоровительной деятельности, отношениям с людьми (способствует выработке личностных жизненных целей и ценностных ориентации как систем устремлений);

- опосредование - вывод сознания на уровень перевода внешних воздействий во внутренние импульсы поведения;

- ориентирование - умение выбирать оздоровительные системы для построения индивидуального мировоззрения, плана и программы деятельности;

- автономность - способность личности независимо от внешних социальных воздействий, культуры, среды организовывать и строить свое здоровье;

- смыслотворчество - определение и порождение системы личностных смыслов в здоровье и деятельности по его поддержанию;

- самоактуализацию - высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к самостоятельности, автономности и полному выявлению своих личностных возможностей, переход от состояния возможностей в состояние действительности;

- самореализацию - стремление к признанию своего «Я» в культуре здорового образа жизни окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления.

Суть здоровьесберегающих педагогических технологий как функциональных систем организационных способов творческого управления учебно-познавательной и практической деятельности учащихся определяется совокупностью известных на сегодняшний день педагогических концепций гуманистической направленности.

Концепция «поиска истины» Сократа. Основные ценности предложенного им подхода к педагогической деятельности - душа, личность, свобода, выбор, самоопределение.

Концепция самоактуализации А. Маслоу. В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные (заложенные в сознании) от природы духовно-нравственные ценности, делать их значимыми для личности. Согласно А. Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, это есть стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. Но реализовывать, воплощать себя человек может только в деятельности. Потребность в самореализации и потребность в деятельности являются единым для личности. Развитие человека в этой связи представляется как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни. Самый высокий - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности.

Обобщенная концепция генетической нравственности. Ставит вопрос о смысле, цели, ценности жизни, о совести, сознании, стыде и дает на них ответы, но эти ответы - не абсолютная истина, а один из наиболее продуманных, субъективных вариантов ее понимания, ориентир для дополнения миллионами других пониманий. Сегодня на смену необходимости ломать и подгонять развивающегося человека средствами воспитания к некой совершенной модели личности приходит необходимость плавного и осторожного развития человеческого измерения. В связи с этим личность может рассматриваться как взаимодействие двух программ - генетической и социальной.

Совесть - совместная весть, совместное знание, общий опыт. По В. Далю - «нравственное сознание, нравственное чувство или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда в различной стадии развития».

Всем дан здоровый врожденный ориентир, еще до практического опыта. Медицина квалифицировала безнравственность как болезнь: нравственное помешательство - психическая болезнь, при которой моральные представления теряют свою силу и перестают быть мотивом поведения (нравственная слепота, нравственный дальтонизм), человек становится безразличным к добру и злу, не утрачивая способности теоретического, формального между ними различия. Нравственное помешательство развивается на почве наследственного психического вырождения и неизлечимо.

Все это говорит о том, что здоровьесберегающая педагогика не может рассматриваться вне контекста духовно-нравственных ценностей отношений между субъектами образования; вне аспекта осознания добра и зла, произвольного и непроизвольного нанесения учащимся ущерба их здоровью.

Концепция педагогики свободы О.С. Газмана. В гуманистической педагогике объектом не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив). Им является только образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, использования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие учителя и ученика и взаимодействующей группы. Самоопределение является процессом и результатом осознанного выбора личностью позиций, целей и средств самореализации в конкретных жизненных условиях, главным механизмом обретения внутренней свободы. Социализация предполагает выработку и обретение способности к «адаптивной активности»: первично общество (оно - цель), вторичен человек (он - средство для общества). Индивидуализация - это педагогическая деятельность, основанная на поддержке развития того единичного, особого, своеобразного, что заложено в индивидууме от природы или приобретено в личном опыте (58, 59).

Концепция личностно - ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревской. Для обеспечения восхождения человека к идеалам культуры образование должно быть культуросообразным. Все это определяет совокупность профессионально педагогических качеств учителя: имеет ценностное отношение к ученику, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию; заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умеет работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развивающую направленность; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика.

Методологическую основу разработанной нами концепции здоровьесберегающей системы образования составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности. Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления. Ее общими принципами выступают:

- интеграция всех сил - органическое единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания учащихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое, социальное и духовно-нравственное здоровье;

- гуманизация - усиление внимания к индивидуальности учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина, гармонически развитого, с высокими интеллектуальными, моральными, патриотическими и физкультурными ценностями;

- дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания -создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося;

- демократизация - создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения учащихся и учителей, заинтересованное взаимодействие администрации педагогического коллектива и общественности в становлении и функционировании здоровьесберегающих образовательных технологий;

- научность обеспечивает научную организацию учебно-трудовой деятельности субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических технологий здравостроения и сбережения здоровья учащихся;

- антропологичность - целостность человека, его психосоматическое, социокультурное, духовное и физическое единство; взаимосвязи и взаимовлияния социальной среды и личности в направлении развивающей культурно-созидательной деятельности.

Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и интерпритировать ряд важных технологических принципов, которые необходимо учитывать при реализации здоровьесберегающей системы образования.

- Принцип единства связи базовых элементов здоровьесберегающей системы образования. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная, кадровая, нормативно-законодательная и финансовая) взаимосвязаны и взаимообусловлены: состояние, изменение одной из них непременно сказывается на остальных или требует их изменения.

- Принцип диагностичности целеполагания. Общая цель здоровьесберегающей системы образования, как и конкретная, отдельно взятая в отношении к любой разновидности здоровьесберегающих технологий, относящихся к данной системе, должна измеряться, иметь диагностируемые и проверяемые компоненты и признаки их качественных характеристик.

- Принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи многокомпонентного содержания реализации здоровьесберегающей системы образования. Полная реализация здоровьесберегающей системы образования возможна в том случае, если она охватывает всю разновидность здоровье сберегающих технологий и одновременно все базовые элементы - ее составляющие (информационную, инструментальную, кадровую, нормативно-законодательную и финансовую); педагогические, психологические, медицинские, социальные и образовательные компоненты; формируются все признаки качеств культуры здорового образа жизни личности; содержание образования и воспитания представлено (изложено, изучено, освоено) только конкретными здоровьесберегающими методами в соответствующих условиях и формах.

- Принцип открытости функциональных и методических действий. Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровье сберегающей системы образования, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для субъектов образовательного процесса.

- Принцип объективной оценки конечного результата в здоровьесберегающей деятельности. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможны осознанная активность субъектов образовательного процесса и продуктивный контроль и коррекция их деятельности, системы в целом, поиск способов управления и допущенных ошибок.

- Принцип преемственности и завершенности здоровьесберегающей деятельности и образования в ней. Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологических моделей, форм их организации на разных ступенях образования как в макро - так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий. Причем решение цели обязательно, трансформация структур-стратегий образовательной здоровье сберегающей системы в собственную личностно-стилевую структур-стратегию учащегося и учителя необходима. Более того, «закрытый» здоровье сберегающий учебный процесс должен иметь выход в систему вне учебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни.

- Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании. Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы, индивидуализации и деятельности, но в условиях содержания концепции и принципов, обеспечивающих ее реализацию.

- Принцип оптимизации здоровьесберегающей системы образования. Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.

Иначе говоря, принцип оптимизации требует, чтобы каждый элемент здоровье сберегающей системы образования, организации деятельности по ее обеспечению достиг не просто несколько лучшего, чем прежде, а именно максимально возможного, наилучшего для данного учебного заведения и конкретных условий, в которых оно функционирует.

Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных, организационных и методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет к творческому обоснованию здоровьесберегающего педагогического процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов. Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности, оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания труда и отдыха.

Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда; он не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны.

Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей системы образования на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания, сознательный научно-обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта построения учебно-воспитательного процесса в целом.

Основными критериями оптимизации функционирования здоровье сберегающей системы образования могут быть следующие. 1. Эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом диагностично поставленной цели - качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса. 2. Оправданные необходимостью затраты времени учащихся и учителей на достижение намеченных результатов. 3. Доступные затраты усилий учащихся и учителей на достижение намеченных результатов за отведенное время.

Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности учителя школы: комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания; конкретизацию задач, касающихся здоровье сберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни учащихся; выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения; определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности; выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и вне учебной деятельностью учащихся и учителей, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки; создание благоприятных условий и морально-психологического климата в учебном заведении и многое другое; создание инновационных организационно-структурных форм учебной и вне учебной деятельности учащихся, обеспечивающих физический, психический, социальный, духовно-нравственный комфорт и формирование культуры здорового образа жизни субъектов образовательного процесса.

Следовательно, несмотря на высокую степень упорядоченности и жесткости, технологическая система предполагает не шаблоны, а варианты, выбор и реализация которых зависит как от директора школы, условий конкретного образовательного учреждения, так и от каждого учителя. Необходимо лишь соблюдение перечисленных принципов и учет сущностных характеристик здоровьесберегающих образовательных технологий. Усвоение их сущности должно сделать очевидным открытый характер технологической схемы, служить фундаментом для творческой деятельности педагогов, ибо научно-концептуально обоснованная здоровьесберегающая система образования - наиболее перспективное направление и надежный фундамент для формирования нового взгляда на систему образования в целом с позиции нравственности.

В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставится так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверять. В частности, применительно к здоровьесберегающей системе образования, это не только уровень здоровья учащихся и изменение его качественных признаков в процессе использования традиционных и экспериментальных образовательно-воспитательных систем, но еще и уровень здоровья учителей, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс.

Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей системы образования данное определение можно представить в следующей специфике: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также индивидуализации в адаптации к постоянно изменяющейся учебной и социальной среде.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей системы образования должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из сказанного, педагогическими качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащегося определяются следующие показатели: общая работоспособность; физическое развитие, физическая подготовленность; социальная психологическая адекватность, уравновешенность и отсутствие выраженной тревожности; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а характеристиками здоровья учителя выступают психофизическая готовность к профессиональной деятельности, высокая степень ее активности и продуктивность.

Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке критериев этих качеств, которые измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).

Таким образом, информационная составляющая здоровьесберегающей системы образования являет собой идеологию - логически обоснованную идею, опирающуюся на общие и технологические принципы, на основе которых должна моделироваться организационно-функциональная деятельность, ибо любая система создается для того, чтобы она функционировала.

Следовательно, концептуальный подход обеспечивает целостное представление о здоровьесберегающей системе образования, здоровье субъектов образовательного процесса, наполняет конкретным содержанием операциональную составляющую педагогической деятельности, помогает ответить на вопрос, как и по каким направлениям следует ее реализовывать, иначе, определить основные задачи, составляющие реализацию цели. К ним необходимо отнести следующие.

- Исследование влияния традиционной структуры и форм организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психофизиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки в условиях различных вариантов распределения программного материала (например, рассредоточенного, комплексного и концентрированного).

- Создание психолого - педагогических и организационно - педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, на основе: физкультурно-спортивной активности; обоснованного соответствия учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения; переведения традиционной, в основном информативно-объемной системы образования в технологию обучающей, интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний (от феноменологической ступени к аналитико-синтетической, прогностической до аксиологической), что позволяет учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, к анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка; создания интегративных дисциплин и учебно-методического их обеспечения.

- Реализации научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.

- Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей медико- гигиенической здоровьесберегающей технологии и др.

- Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию стиля культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса программным и учебно-методическим обеспечением.

- Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровье сохраняющей системы образования.

- Формирование культуры здорового образа жизни учащегося как в учебной, так и во вне учебной образовательно-воспитательной среде.

- Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки инноваций в здоровьесберегающих технологиях; агитации и пропаганды; объединение усилий всех систем и подразделений учебных заведений медицины и физической культуры.

- Оснащение программным и учебно-методическим обеспечением по проблемам здоровьесберегающей системы образования.

- Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих технологий.

- Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.

- Создание совершенной системы оздоровления учащихся в условиях летних лагерей.

- Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем, технологий.

- Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающих современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.

- Открытие в общеобразовательных учебных заведениях кафедр физической культуры и консультативно-оздоровительных центров по здоровьесберегающим технологиям и культуре здорового образа жизни учащихся, родителей и учителей.

- Введение в учебный процесс (обязательного) гуманитарного курса «Основы здорового образа жизни».

В итоге, исходя из слагаемых здоровьесберегающей системы образования и ее характеристик можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни). Как и любая сложная система, она является определенным специфическим элементом социального воспитания и рассматриваться может лишь условно вне общих социально-экономических явлений. Внедрение и становление здоровьесберегающей модели образования невозможно без объединенных усилий системы образования, здравоохранения и физической культуры. Успех реализации различных здоровьесберегающих технологий определяется и готовностью педагогического коллектива к данной деятельности, пониманием ее сути, содержания, логики, отличия от традиционной системы образования и воспитания учащихся.

 

АВТОР: Соловьева Н.И.