03.04.2012 7533

Анализ опыта организации учебно-познавательной деятельности курсантов военно-инженерного вуза

 

Военно-инженерный вуз, в отличие от гражданского, характеризуется особой интенсификацией учебно-воспитательного процесса, т.к. за пятилетний период обучения должен дать не только инженерную, но и командную подготовку.

Под интенсификацией обучения понимают передачу большого объема учебной информации учащимся при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. При этом интенсификация достигается путем совершенствования содержания учебного материала и методов, форм обучения. Важными условиями интенсификации являются мотивация учащихся к деятельности, применение средств активизации деятельности, достаточное методическое обеспечение.

Под активизацией учебной деятельности исследователи понимают «целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения».

Теоретическими основами активизации учебно-познавательной деятельности являются теории развивающего и проблемного обучения (А.А. Вербицкий, И.Я. Лернер, A.M. Матюшин, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская, В. Оконь, Д.Б. Эльконин,).

Широкую известность получили и основные способы, пути повышения активности обучаемых: усиление мотивации; обеспечение соответствия организационных форм и содержания; интенсификация умственной работы учащихся; научно обоснованный отбор содержания; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Изучение опыта работы военных и гражданских вузов показало, что разделение методов обучения на традиционные и активные довольно условно, так как любой метод, применяемый оптимально, с учетом имеющихся условий всегда повышает интерес, активность. И все же активное обучение от традиционного отличают следующие особенности: активность носит не кратковременный характер, а продолжается в течение всей деятельности обучаемого; обучаемые постоянно взаимодействуют с преподавателем; широко используются средства организации самостоятельной работы.

Активные методы принято классифицировать на неигровые и игровые.

К неигровым методам относятся: проблемная лекция; визуальная лекция, лекция-прессконференция, лекция-вдвоем», лекция-консультация, лекция-беседа, лекция-диалог, лекция-диспут, «круглый стол», «мозговой штурм» и другие.

К игровым методам относят: имитационная игра, имитационные упражнения, военные игры, деловая игра, игровое проектирование, имитационный тренинг.

В ряде вузов, в том числе военных, ведутся исследования и эксперименты по интенсификации не отдельных занятий, а всего учебного процесса. «Речь в этом случае идет о применении в педагогической практике новых технологий обучения, таких, как, к примеру, метод активного овладения специальностью, блочно-модульный метод обучения, знаково-контекстное обучение и т.д.».

Совершенствование содержания учебного материала связано с иным структурированием учебного материала, в основе которого лежат требования, предъявляемые к модели специалиста.

Модель специалиста может быть выражена посредством выделения трех уровней профессиональной компетентности: первый уровень - ядро компетентности, или базовые знания, необходимые любому специалисту; второй уровень - специальная компетентность, относящаяся к отдельным видам профессиональной деятельности; третий уровень - профессиональный личностный стиль деятельности.

В этой связи целесообразно, как показывает опыт, проектирование в содержании каждой дисциплины тематического ядра - главных частей раздела, темы, в целевом отношении ориентированные на приобретение учащимися устойчивых умений, навыков, т.е. компетенций.

Тематические ядра - это главные содержательные компоненты, на которых сосредоточено внимание преподавателей при их изучении. Некоторые разделы могут быть отнесены на самостоятельную работу.

Таким образом, смысл активизации познавательной деятельности специалиста начинается с основ обучения по «ядру» изучаемых дисциплин, на которых происходит концентрация учебной деятельности. Неизменным элементом в учебном процессе будет формирование и доведение единой цели занятий по всем выбранным разделам и темам.

Кроме того, необходим контроль со стороны ведущих преподавателей заинтересованных кафедр за качеством изучения дисциплин. Результаты контроля необходимо корректировать на совместных семинарах, учебных сборах, конференциях, заседаниях предметно-методических комиссий.

С целью активизации деятельности обучаемых - курсантов в ходе учебного процесса преподавателю необходимо использовать весь арсенал средств, находящихся в его распоряжении: технические средства обучения, дидактические игры, сочетание различных режимов работы на занятии, различные стимулы для говорения (зрительные, слуховые, аудиовизуальные, вербальные).

За счет сочетания таких режимов, как индивидуальный, фронтальный, групповой, можно достигнуть увеличения времени активной работы каждого курсанта.

Фронтальный режим работы на занятиях обладает большими педагогическими возможностями. Курсанту сначала предоставляется возможность услышать вариант ответа, а затем уже дать свой ответ. У каждого курсанта есть возможность оценить ответ своего сокурсника и сравнить со своим ответом, т.е. оценить свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Индивидуальная форма работы организуется с помощью раздаточного материала различного характера, составленного преподавателем с учетом возможностей каждого курсанта. Так при аудировании текста можно раздать курсантам карточки с различными индивидуальными заданиями: одни, например, выписывают ключевые слова для пересказа, другие составляют план для последующего пересказа, третьи отвечают на вопросы к тексту и придумывают заголовок к нему.

При работе над темой курсанты в зависимости от индивидуальной подготовки получают карточки с различными опорами для высказывания: ситуацию или тему, план, опорные слова, отдельные предложения.

Большие резервы для уплотнения аудиторного занятия и активизации деятельности курсантов открывает групповой режим работы, который характеризуется непосредственным взаимодействием между курсантами в группе по 3-5 человек в их совместной согласованной деятельности. Групповая работа может быть единой, когда все группы выполняют одинаковые задания, или дифференцированной, когда разные группы выполняют разные задания и готовят коллективный отчет для выступления перед всей группой. Группы создаются для краткосрочных заданий, что имеет место на аудиторных занятиях. Или, наоборот, на длительное время для решения проблем, сопряженных с поиском необходимой информации, ее обобщением, предъявлением и защитой выполненной работы. Организованная таким образом учебная деятельность лежит в основе проектной методики.

Основная идея метода проектов заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучаемых. Каждый проект соотносится с определенной темой. Работа над проектом жестко структурирована. На каждом этапе решаются определенные задачи, планируется деятельность обучаемых и преподавателя. Содержание проекта соотносится с уровнем развития обучаемых. Тематика проектов разнообразна. Преподаватель выступает в роли координатора-консультанта.

Метод проектов, отражающий суть личностно-ориентированного характера обучения, используется, например, на кафедре иностранных языков при подготовке курсантов к конференции ВНОК. Применение проектной методики предоставляет курсантам неограниченные возможности развивать творческие способности, проверять и проявлять себя в учебном коллективе, нести личную ответственность за собственные знания и умения включать их в реальную деятельность.

Работая над проектом, курсанты учатся самостоятельно находить, отбирать и обрабатывать необходимую информацию в соответствии с заданной тематикой, пользоваться различными источниками информации: технической и оригинальной литературой, справочниками, словарями, услугами Интернет.

При подготовке к конференции на основе проектной методики преподаватель выполняет как роль полноправного партнера, так и роль консультанта, вносящего коррективы, дополнения, изменения в проект.

Необходимость активизации учебной деятельности требует и изменения подходов к проектированию многих традиционных форм, методов. Например, лекция. С целью активизации познавательной деятельности обучаемых (курсантов, студентов) и повышения наглядности изложения содержания лекций, изобилующих математическими выражениями и другими трудно усваиваемыми абстрактными формами, представляется целесообразным производить чтение нового материала лекций с использованием заранее подготовленного (раздаточного или отображаемого с помощью ТСО) тезисного материала, содержащего краткое изложение содержания лекции и логической взаимосвязи ее блоков (вопросов).

В этом случае, имея перед глазами весь план лекции и ее краткое содержание, обучаемые получают возможность более осмысленно следить за ходом изложения содержания лекции, представляя наглядно исходные посылки (постановку задачи) и главное, предполагаемый результат логических рассуждений лектора, уделяя большее внимание их логической обоснованности и доказательности. При этом снижается пассивное отношение к излагаемому абстрактному материалу из-за его затрудненного восприятия. Одновременно лектор получает возможность тратить меньшее время на работу у доски, а больше уделить внимания разъяснению наиболее трудных вопросов, привлекая дополнительные приемы и методы пояснения.

На последующих лекциях этот тезисный материал может использоваться для ускоренного восстановления в памяти необходимых вопросов предыдущих лекций и формирования логического мостика к вопросам новой лекции.

Тезисный материал излагается на одной странице и структурируется в виде логически взаимосвязанных блоков, поясняющих логику рассуждений лектора и получение необходимых результатов (выводов). Весь ход получения результатов опирается на структурированный тезисный материал, подготовка которого - основная цель лектора на этапе написания плана лекции.

Тезисный материал предъявляется обучаемым на лекции либо с помощью ТСО, либо размножается на ЭВМ (ксероксе) и раздается каждому обучаемому в качестве приложения к конспекту лекций. В частном случае, при наличии достаточного количества изданных конспектов лекций (учебно-методических пособий), которые могут быть получены в библиотеке, они могут использоваться курсантами в ходе изложения лекции для наглядного представления о ее содержании, что облегчает восприятие логики рассуждений автора.

После разъяснения содержания и логической взаимосвязи элементов очередного блока лекции, лектор предоставляет возможность обучаемым самостоятельно вести осмысленные записи, что повышает эффективность их познавательной деятельности. Для контроля усвоения лектор может проконтролировать ход конспектирования каждым курсантом.

Таким образом, такой подход к чтению лекций переносит акцент с изложения содержания лекции на доске (экране) на разъяснение сущности отдельных блоков (вопросов) и их осмысленное восприятие, что повышает уровень понимания и интерес обучаемых к трудно воспринимаемым абстрактным вопросам достаточно сложных дисциплин.

Заслуживает внимания опыт организации и проведения деловых игр в Ставропольском военном институте связи ракетных войск.

Наиболее ответственный этап - этап подготовки деловой игры:

- моделирование ситуации с учетом темы, цели и учебных вопросов занятия;

- распределение обучаемых по групповым и индивидуальным ролям, выдача им общих и индивидуальных заданий;

- продумывание проблемных ситуаций и способов их внедрения в ход занятия;

- прогнозирование действий обучаемых в различных ситуациях.

Данная методика применялась на кафедре радиосвязи при проведении групповых и практических занятий с курсантами 4-х, 5-х курсов по дисциплине «Средства и комплексы связи». Учитывалось, что материал занятий не был для курсантов абсолютно новым и незнакомым. На старших курсах они уже обладают достаточным минимумом знаний по принципам построения аппаратуры систем связи и общим правилам ее технической эксплуатации. Для придания занятию профессиональной реалистичности моделировалась ситуация, имитирующая учебное занятие по технической или специальной подготовке, проводимое на узле связи или учебном центре.

Занятие организуется и проводится в соответствии с тематическим планом. Курсанты учебной группы разбиваются на три подгруппы. Первой подгруппе курсантов предлагается в роли начальника отделения узла связи (или командира взвода - преподавателя учебного центра) провести занятие по специальной подготовке по изучению с подчиненным личным составом определенного образца техники связи. Количество курсантов, назначаемых в первую группу, как правило, определяется в зависимости от количества учебных вопросов данного занятия. Вторая подгруппа курсантов назначается в экспертную группу с заданием: оценить действия руководителя занятия. Третья подгруппа курсантов выступает в роли обучаемых.

При распределении курсантов по подгруппам необходимо выполнить условие, чтобы по завершении блока групповых и практических занятий каждый курсант отработал в роли руководителя занятия, эксперта и обучаемого. Вторым непременным условием является строгое соответствие изучаемых тем и учебных вопросов тематическому плану.

Для активизации мыслительной деятельности курсантов полезно, как показывает опыт, внедрять в ход занятия проблемные ситуации и вопросы. У обучаемых всегда повышается интерес, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, связанные с опытом учений войск, примерами из собственной практики. Сложность использования проблемных ситуаций заключается еще и в том, что преподаватель должен для каждой учебной группы предлагать разные проблемные ситуации, так как курсанты разных учебных групп в ходе общения друг с другом передают нюансы прошедшего в их группе занятия курсантам другой учебной группы, у которых занятия по этой теме еще не проводилось. Соответственно теряется эффект «неожиданности» поставленной в ходе занятия проблемы. Обучаемым будет интересно вести ее обсуждение, если им не известен конечный результат.

В ходе занятия необходимо поддерживать его эмоциональную насыщенность. Как бы ни был интересен учебный материал, он не будет освоен курсантами, если излагается монотонно, без использования диалога с обучаемыми, без стимулирования их самостоятельной мыслительной деятельности. Поэтому мало просто озвучить проблемные вопросы, их надо развивать в ходе занятия, используя определенные педагогические приемы. Приведем пример некоторых из них:

- использование преподавателем метода ложного неумения и незнания;

- использование эффекта удивления (раскрытие парадокса), новизны, разнообразия;

- использование интересных исторических событий;

- преподаватель по тому или иному вопросу делает вывод не до конца и прерывает занятие на самом интересном месте;

- перемена интонации, темпа, громкости речи, использование пауз.

В начале практического занятия преподаватель знакомит курсантов с порядком его проведения. Занятие состоит из циклов - по количеству курсантов, выступающих в роли руководителя занятия. Каждый цикл состоит из четырех этапов:

- проведение занятия руководителем;

- ответы на вопросы обучаемых и обсуждение изученного материала;

- замечания и рекомендации экспертов;

- оценка преподавателем действий руководителя, обучаемых, экспертов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. При проведении занятий методом деловых игр наглядно проявляется эмоциональная насыщенность занятия, происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания-умения, то есть курсанты учатся применять знания на практике, а после игровое обсуждение способствует закреплению знаний, как по теме данного занятия, так и знаний, полученных по теме предыдущих занятий.

Ожидаемая эффективность от занятий, проводимых методом деловых игр, имеет три составляющих:

- познавательная: в процессе деловой игры курсанты более качественно усваивают теоретические знания, приобретают практические навыки в выполнении своих должностных обязанностей как будущих офицеров-связистов;

- воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;

- развивающая: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.

Активизационный процесс обучения в вузах достигается путем организации аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы курсантов, вовлечением их в научно-исследовательские кружки (ВНОК), участия в олимпиадах, семинарах, конференциях.

Особо следует отметить такую форму активизации самостоятельной деятельности, формирующую навыки системной работы над учебной информацией, вырабатывающую ответственность, дисциплинированность и трудолюбие, как постоянный контроль качества обучения курсантов. Это достигается индивидуальной работой с курсантами, регулярной проверкой конспектов лекций, отчетов по лабораторным работам, рефератов, тетрадей к практическим занятиям и т.п., с указанием рекомендаций, замечаний, подсказок, правил выполнения, выставлением положительных или отрицательных оценок.

Например, на кафедре физики института в течение ряда лет проводился педагогический эксперимент по двухуровневому контролю знаний курсантов. В качестве исходного уровня знаний по физике обучаемых на первом курсе вуза принимается уровень, определяемый на основании результатов входного контроля при экспертно-тестовой оценке знаний. Методика позволяет сформировать в учебных группах два уровня познавательной деятельности курсантов.

Курсанты первого уровня в рамках учебной программы имеют возможность получать адаптированное обучение. При этом для них составляются планы индивидуальных дополнительных консультаций с учетом текущей загруженности на самоподготовках к занятиям. В процессе работы широко практикуется метод малых доз - этапное восприятие минимальной учебной информации, необходимой для усвоения последующего материала.

Для второго уровня характерно эвристическое обучение в рамках учебной программы, а также их привлечение к участию в физических олимпиадах, конкурсах на лучший конспект, в военно-научном обществе курсантов, в котором выполняются НИР, ведется рационализаторская и изобретательская деятельность, проводятся конференции.

Особенности двухуровневой системы особенно заметно проявляются на практических занятиях по физике, основой которых является решение задач различной трудности и закрепление теоретического материала лекций. Для данного профиля занятия разработан алгоритм его проведения. Одна из таких особенностей практических занятий - ориентация на тематику с профессиональным содержанием. Занятия включают разбор типовых задач с самоанализом, повторение лекционного материала в ответах на контрольные вопросы, индивидуальные решения задач.

Системный подход по двухуровневой оценке знаний используется и при проведении лабораторных занятий, целью которых является углубление и закрепление знаний теоретического курса дисциплины, овладение методами экспериментального исследования, навыками научного анализа и обработки полученных результатов, работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и ЭВТ. Активизация познавательной деятельности достигается проведением целевых самоподготовок, на которых рассматриваются проблемные ситуации, взаимосвязь со специальными дисциплинами, наряду с использованием объяснительно-иллюстративного метода. В процессе аудиторных и внеаудиторных занятий слабые курсанты выполняют необходимый минимум измерений и расчетов, приобретают умение оформления документации, соблюдения правил техники безопасности. При этом в составе малых групп формируются взаимопомощь, коллективистские отношения, формируются умения и навыки управления при поочередном руководстве в проведении работ в составе расчетов. Расчеты курсантов, обладающие более высоким рейтингом, выполняют кроме базового задания, дополнительные упражнения и измерения с последующим поощрением. В процессе защиты лабораторных работ целесообразно использовать техническую и адаптированную литературу, справочники.

Практикуется и такая форма, как индивидуальное контрольное собеседование (ИКС).

ИКС является завершающим занятием, которое проводится в письменной или устной форме. В последнее время предпочтение отдается устной форме как живой форме общения, предусматривающей собеседование по двум теоретическим вопросам и комплексу задач конкретного практического занятия. В силу небольшого по объему материала, подлежащего усвоению, у значительной части курсантов возникает стимул к получению более высокой оценки, как фактора самоутверждения, которое, как составляющее, входит в зачет с оценкой. В общем, использование ИКС позволило снизить количество неуспевающих курсантов с 11 % до 4 %.

На основании экспертных оценок получены коэффициенты значимости для других приемов активизации. В зависимости от степени использования отдельных методов и приемов активизации указанные коэффициенты могут принимать промежуточные значения.

Таким образом, двухуровневый контроль знаний позволяет:

- проводить адаптированное обучение курсантов;

- получить сбалансированные фундаментальные знания по дисциплине на начальном этапе обучения в вузе;

- на 10-15% улучшить успеваемость в учебных группах; [95, с. 59 - 60]. Уменьшение количества аудиторных занятий и увеличение доли самостоятельной работы студентов диктует необходимость использования системы «Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения» («РИТМ»).

Идея РИТМа такова: учебный план делится на модули - логически завершенные части учебного материала, которые обязательно заканчиваются контрольной точкой (самостоятельной работой, контрольной работой, коллоквиумом, тестированием, зачетом, экзаменом и т.п.). У РИТМа имеется три существенных отличия от традиционной системы обучения:

- Модульное построение курса, при котором учебный материал преподносится продуманными порциями и исключает эффект «затоваривания курсанта информацией.

- Многобалльность оценки, при которой реализуется дифференцированный подход к курсантам и исключена одинаковость оценки разных результатов, а, следовательно, субъективная позиция преподавателя по отношению к курсанту.

- Интегральность оценки, означающая, что даже самый малый и сиюминутный результат - ступенька к достижению хорошего итога. Эта система внедряется на кафедре высшей математики поэтапно, в течение нескольких лет. Остановимся на примере использования данной системы в процессе преподавания курса математического анализа (например раздел «Ряды»).

Лучше всего начинать работу по системе РИТМ с начала учебного года. На втором курсе специальности «Сети связи и системы коммуникации», «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» в первом семестре изучается раздел «Ряды», на который по учебному плану отводится 20 часов лекций и 26 часов практических занятий. Весь учебный материал разбивается на 7 модулей: 1-Знакоположительные ряды; 2 - Знакопеременные ряды; 3 - Функциональные последовательности и ряды; 4 - Степенные ряды; 5 - Разложение функций в ряды Тейлора, Маклорена; 6 - Суммирование рядов и приближенные вычисления с помощью рядов; 7 - Ряды Фурье и преобразования Фурье. По каждому модулю составляется модульная программа, включающая в себя технологическую карту; подробную программу модуля; объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть курсант, изучив данный модуль; вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, и путеводитель по литературе; система индивидуальных заданий различного уровня сложности; задания творческого характера. Все это должно быть доведено до сведения курсантов на первой лекции данного раздела и определена процедура отчета по каждому модулю. Указанные правила не меняются в течение всего семестра. Каждый модуль имеет свой высший балл: I - 10; II - 10; III - 15; IV - 10; V - 15; VI - 20; VII - 20 (всего 100 баллов). В соответствии с суммой набранных баллов выставляется итоговая рейтинговая оценка за семестр; удовлетворительно - 5070 баллов; хорошо - 71- 80 баллов; отлично -81-100 баллов. Она слагается по результатам текущего контроля, состоящего из 7 самостоятельных работ, 1 контрольной работы, 1 коллоквиума. За активную работу на практическом занятии курсант может получить дополнительные баллы. Кроме того, курсант имеет возможность заработать такие же баллы за активное участие в конкурсе «Лучший конспект», успешное выступление на военно-научной конференции, в олимпиаде, изготовлении микрофильмов к лекции, написании рефератов и т. д. При исчислении баллов можно пользоваться системой коэффициентов: за качество решения задач, сложность заданий, срочность их выполнения.

К началу экзаменационной сессии каждый курсант имеет свою итоговую рейтинговую оценку. По желанию курсанта она зачитывается ему как экзаменационная. В противном случае курсанту предоставляется возможность повысить оценку при сдаче экзамена. Описанная система контроля самостоятельной работы курсантов «РИТМ» требует от преподавателей большой подготовительной работы, хорошего учебно-методического обеспечения практических занятий, разработки индивидуальных заданий различного уровня сложности.

Вместе с тем, она сразу же проводит к естественному расслоению курсантов как по их уровню подготовленности к изучению курса математического анализа, так и по отношению к учебе, а также заставляет работать курсантов в течение семестра систематически. Текущий контроль в системе «РИТМ» позволяет преподавателю своевременно выявить пробелы в знаниях курсантов, помочь их ликвидировать.

Способствует повышению качества обучения и внедрение экспертно-обучающих систем оценки знаний, умений посредством применения компьютерных технологий.

Создание экспертно-обучающих, экспертных систем по оценке качества усвоения знаний и завершенности процесса обучения предполагает, прежде всего, учет основополагающих принципов:

- Изменение роли и функции преподавателя, превращение его в специалиста-консультанта, что добавляет новую обязанность в его преподавательской деятельности.

- Отказ от поточного метода обучения и перехода к индивидуальной подготовке специалиста.

- Перенос центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу студентов.

- Подготовка учебно-методического комплекса на основе учета особенностей компьютерной технологии обучения. Каждый студент обеспечивается полностью пособиями и многовариантными заданиями по дисциплине.

- Отказ от традиционных форм контроля и внедрение индивидуального кумулятивного индекса, в котором резко возрастает роль текущего, рубежного и итогового контроля знаний, умений и навыков.

Если вышеназванные принципы строго выполняются, то можно говорить о наличии возможностей разработки и использования в учебном процессе экспертно-обучающих систем и системы экспертной оценки усвоения знаний, умений и навыков.

Экспертно-обучающая система состоит обычно из двух независимых частей:

- Универсальная программа-оболочка, поддерживающая интерфейс общения со студентами, содержащая подсистему логического вывода и не зависящая от содержания конкретной дисциплины.

- Базы знаний конкретных дисциплин, содержащих описание основных объектов, используемых в данной дисциплине, логические правила классификации задач, решаемых в данной дисциплине, описание конкретных методов и примеров решения задач, определения и примеры, помогающие студенту в правильном выборе конкретной задачи.

В свою очередь, экспертная система оценки уровня усвоения знаний и умений должна быть адаптирована к экспертно-обучающей системе, базе знаний. Программа-оболочка должна содержать при этом квалиметрические параметры оценки усвояемости (шкалу оценок), нормативные коэффициенты, определяющие степень законченности обучения в соответствии со специальностью, и программное обеспечение, обеспечивающее выдачу протокола результатов общения ЭВМ и студента с определением индивидуального коэффициента усвоения знаний.

Сравнение правил выполнения задания (задачи), предложенного в тексте, с эталоном ответа позволяет определить коэффициент усвоения знаний (Kus). Следует заметить что Kus=A/P, где А - число правильных ответов, а Р - число заданий в предлагаемых тестах.

Определение Kus является операцией измерения качества усвоения знаний. Kus поддается нормировке (0 < Kus < 1), процедура же контроля усвоения легко автоматизируется. По коэффициенту судят о завершенности процесса обучения, если Kus > 0.7, то процесс обучения можно считать завершенным. При усвоении знаний с Kus = 0.7 курсант в профессиональной деятельности систематически совершает ошибки, испытывает затруднения при их нахождении, исправлении. Нижняя допустимая граница определяется необходимостью обеспечения безопасности деятельности.

Изучение и обобщение опыта разработки и внедрения новых образовательных технологий в военно-инженерном вузе позволяет сделать ряд выводов.

Прежде всего вывод об усилении у педагогов степени готовности к активному поиску, внедрению в учебный процесс нетрадиционных форм и методов, направленных на повышение мотивации сознательной, активной деятельности курсантов. Положительно также и то, что преподаватели осознают необходимость применять активные технологии в рамках традиционных форм и методов, придавать активный характер не только отдельным видам обучения, но и всему учебному процессу в целом.

Успешно развиваются и новые способы активизации: например, метод проектов, рейтинг-контроль.

Однако есть и недостатки. Так, исследование показало, что систематически используют активные формы и методы обучения лишь 27% преподавателей. Из них только 9% умеют сочетать в работе игровые и неигровые активные методы обучения, остальные 18% для повышения активности применяют, как правило, игровые формы и методы. 39% преподавателей используют активные формы и методы лишь эпизодически. 34% не применяют активные формы и методы в своей преподавательской деятельности, делая исключения лишь при проведении открытых занятий, во время проверки.

Изучение и обобщение опыта также позволило прийти к выводу о том, что одним из способов преодоления этого недостатка является включение преподавателей в активную разработку методического обеспечения дисциплин, сочетающих в себе рекомендации современной психолого-педагогической науки и достижения передового педагогического опыта, направленного на активизацию познавательного опыта учащихся, повышение роли самостоятельной работы курсантов.

 

АВТОР: Тарасова Л.И.