06.04.2012 2771

Связь научно-философских идей Н.Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и их педагогической деятельности. Преподавательская и библиотечная деятельность Н. Ф. Федорова

 

Н. Ф. Федоров много лет работал преподавателем уездного училища и библиотекарем. Начало его педагогического пути связано с Липецким уездным училищем, куда Н. Ф. Федоров был определен преподавателем истории и географии после получения учительского аттестата в тамбовской гимназии в 1854 году.

Уездные училища в России в XIX веке представляли собой начальные школы повышенного типа. Они предназначались для детей купцов и мещан. С 1829 года эти образовательные учреждения являлись трехклассными. Они продолжали курс приходского училища.

Программа уездного училища включала в числе других предметов изучение всеобщей и русской географии и всеобщей и русской истории.

В Липецке Н. Ф. Федоров проработал до 1857 года. С октября 1858 года он был определен учителем истории и географии в Боровское училище Тамбовской губернии (одновременно он преподает те же предметы в женском училище 2-го разряда).

Известен образ жизни Н.Ф. Федорова в этот период: суровое самоограничение, исключительная добросовестность в работе (после уроков он каждый раз дополнительно занимался с отстающими), мужественное отстаивание интересов учеников, помощь самым бедным из них.

Преподавательскую деятельность Н. Ф. Федоров связывал с воплощением своего философского и нравственного идеала. Он пытался положить в основу своего преподавания, которое соединялось им с нравственным воспитанием детей, прежде всего, начала родственности всех людей, в преподавании истории и географии конкретизировать работу в направлении воплощения во внутреннем мире ребенка духовных связей с его предками.

Н. Ф. Федоров начинал изучение предмета обязательно с родного края, малой родины, с отцов, дедов и прадедов самих учащихся, постепенно расширяя обзор, распространяя далее на большую родину, на весь мир обретенное, живое, личное отношение. То же начало родственности, «усыновления» он культивировал в отношении к своим ученикам, изгоняя из них всякий след формального принуждения, настаивая на добросовестности и чисто нравственном примере.

История и география были для него неотделимыми областями знания. «Для приемников Нестора, - писал Н. Ф. Федоров, - география не замедлила отделиться от истории, несмотря на то, что обе эти элементарные науки должны составлять неразлучное начало всякой школы». Неотделимость географии от истории - «нераздельность пространства и времени, пространства земли, где живут и жили люди, мы сами, наши отцы и предки».

«Человек, - прежде всего деятель», поэтому в преподавании Н. Ф. Федоров стремился задействовать активное начало человека. Учебники он не считал основным средством познания, поэтому заменял работу с ними непосредственным изучением родного края, его географических особенностей, растительного и животного мира, истории, запечатленной в местных памятниках, наблюдением природных явлений. «Прежде объяснения, что такое полюс, ученикам указывалась полярная звезда, и они сами наблюдали по вечерам, что эта звезда остается на месте, все остальные перемещаются вокруг нее. Во время осеннего и весеннего равноденствия указывался ученикам тот круг, который делало за это время Солнце, и таким образом давалось понятие об экваторе».

Из Тамбовской губернии Н. Ф. Федоров переезжает в Московскую губернию (нынешний Ногинск), а затем в Углич Ярославской губернии. Через полгода он уже увольняется из Угличского училища, а затем после десятимесячного перерыва в работе поступает на свою обычную должность в Одоево и через три месяца вновь переводится в Богородицк Тульской губернии. С ноября 1866 года по апрель 1897 года Н. Ф. Федоров служит в Боровске Калужской губернии. В качестве причин подачи прошения об уходе он часто указывал «расстройство» своего здоровья.

С июля 1867 года по апрель 1869 года он ведет частные уроки в Москве у детей Михайловского, в это время начинается важнейшая веха в его жизни - библиотечная деятельность.

Особенности его неординарной личности, стремление к полной самоотдаче и служение людям, огромный творческий потенциал нашли воплощение в библиотечной деятельности Н. Ф. Федорова. С 1869 года Н. Ф. Федоров работал в Чертковской библиотеке, затем с 1874 года в Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека). Его называли «необыкновенным библиотекарем», «знаменитой личностью Москвы». На четверть века он стал нравственным высшим авторитетом музея, духовным и интеллектуальным средоточием всей его деятельности. К нему приходили многие известные люди того времени - ученые, писатели, философы, для бесед и дискуссий, ученики философа - братья Ю. П. и С. П. Бартеневы, С. А. Белокуров, Г. П. Георгиевский, В. А. Кожевников, С. М. Северов и др.

Период службы в Румянцевском музее, где он занимал должность дежурного чиновника при читальном зале, стал самым значительным периодом в его жизни. В это время учение «общего дела» Н. Ф. Федорова достигло своей зрелости, и полностью оформились его основные концептуальные положения. Философские идеи мыслителя оказали большое влияние на Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, Л. Н. Толстого.

Велико значение Н. Ф. Федорова в деле приобщения читателей Румянцевской библиотеки к серьезной научной деятельности. Он обладал феноменальной памятью и, как отмечает С.Г. Семенова, «каким-то удивительным восчувствием культуры как живого организма в морфологической целесообразности и взаимосвязанности ее частей и отраслей - отсюда каждый раз его рекомендации и совет обнаруживали не популярно-энциклопедическое сведение, а знание глубокое, исследовательское».

Н. Ф. Федоров проявил себя настоящим подвижником и новатором библиотечного дела. В его теоретических воззрениях по вопросам библиотечной педагогики и организации чтения прослеживается неразрывная связь с «Философией общего дела». По мнению Н. А. Петровой, в библиотековедческой теории мыслителя прослеживается преемственность с взглядами других библиотековедов России. Н. Ф. Федоров продолжил разрабатывать идеи Н. А. Рубакина и В. В. Стасова о педагогической функции библиотеки, мысли Н. А. Корфа о неразрывности библиотеки и школы, предложения В.П. Вахтерова и ряда других педагогов о «всеобщем обучении».

Библиотека для мыслителя - не изолированное учреждение, а часть культурно-образовательного комплекса. Сквозь все учение Н. Ф. Федорова проходит мысль о месте библиотеки в системе нравственного и духовного просвещения народа. С одной стороны, прослеживается цепочка храм-музей - библиотека, и здесь у библиотеки функции духовного просвещения, а с другой стороны, школа-библиотека и университет-библиотека, где на библиотеку возлагаются образовательные функции. Смыкаясь, два эти направления показывают важность эффективной деятельности библиотек в жизни общества.

Большое внимание Н. Ф. Федоров уделял комплектованию фондов библиотек. По его мнению, в них должны обязательно включаться проспекты и брошюры, так как даже такие мелкие издания помогают воссоздать целостную картину жизни общества. Для пополнения фондов библиотек, которые стеснены в денежных средствах для комплектования, большое значение имеют пожертвования частных коллекций книг. Н. Ф. Федоров призывал авторов лучшие экземпляры своих печатных произведений присылать в библиотеки, чтобы таким образом компенсировать отсутствие в фондах того или иного издания. Он отмечал роль печатной библиотечной карточки, которая, как источник информации о книге должна отражать ее сжатое содержание. При поступлении в библиотеку книги, по его предложению, должны сопровождаться аннотированными карточками. Желательно, чтобы карточки составляли сами авторы, так как они наиболее полно и точно могут отразить содержание книги. Сами карточки предлагалось изготавливать двух видов: одни - на жесткой бумаге для постановки в каталог; другие - на обыкновенной бумаге, призваны исполнять роль рекламных буклетов и служить делу распространения информации о книге.

Издание каталогов частных книжных собраний и помещение их в таком месте, где они были бы доступны каждому, предоставление читателю возможности пользоваться необходимой книгой в специально оборудованном для этих целей общедоступном читальном зале с ответственностью учреждения за сохранность книги - важное нововведение в библиотеке, которые одним из первых предлагал Н. Ф. Федоров.

Он отстаивал принцип общедоступности библиотек, предлагая даже частные собрания открыть для читателей. Книги в библиотеках, по его мнению, не должны простаивать на полках, их надо активно продвигать к посетителям библиотек. Им выдвигалась также концепция открытости не только библиотек, но и знания в целом.

Н. Ф. Федоров предлагал создать в библиотеках специальный выставочный отдел, который занимался бы организацией выставок, приуроченных ко дню смерти автора. День смерти выбирался потому, что дата рождения не всегда была точно известна, а также логически вытекала из предлагаемого философом устройства библиотек в календарном порядке по дням смерти авторов. Предлагалось, подобно церкви, каждый день, соответствующий дню смерти того или иного автора, поминать его.

Н. Ф. Федорова продолжали волновать проблемы образования. «Оставив школу, я мысленно продолжал в ней службу», - писал он в конце своей жизни. Большую духовную поддержку он оказывал Н. П. Петерсону, в прошлом - тоже уездному учителю. Последний, будучи старостой Покровской церкви г. Керенска, курировал находившуюся в ней церковно-приходскую школу. Программа этой школы была составлена Н. П. Петерсоном по мыслям Н. Ф. Федорова. При школе создали метеорологическую станцию, общественную библиотеку и небольшую больницу, чтобы «непосредственно подвинуть учителей и учеников от пассивного преподавания к самостоятельному исследованию».

Н. П. Петерсон способствовал распространению идей Н. Ф. Федорова. Так им были опубликованы статьи, содержащие основные идеи философии «общего дела»: «К истории народного образования в Туркестанском крае» (1899), «К вопросу о лучшем устройстве нашей школы» (1900), «Чем должна быть народная школа?» (1900).

Педагогическое творчество К. Э. Циолковского. Основные вехи педагогической деятельности К.Э. Циолковского, его взгляды на приемы и методы обучения рассматривались в работах В. Н. Голоушина, К. Журавлева, А. Ерохина, А. Иванова, С. Н. Касаткиной, С. И. Самойлович.

К. Э. Циолковский работал учителем арифметики и геометрии в уездных училищах г. Боровска (1880-1892) и г. Калуги (1892-1900), преподавал физику и математику в Епархиальном женском училище (1899-1918) и в 6-й Калужской единой трудовой советской школе 2-й ступени (1917-1920). За это время им подготовлено более 2000 учеников. За успешную педагогическую деятельность но был награжден орденами Св. Станислава (1906) и Св. Анны 3-й степени (1910).

В течение двадцати лет К. Э. Циолковский жил и работал в г. Боровске Калужской губернии. Характеристика смотрителя училища И.М. Ладожина в отчете за 1888 год свидетельствует о больших преподавательских способностях Циолковского: «Как лицо, посвятившее себя делу обучения и воспитания детей, учитель Циолковский удовлетворяет еще следующие требования: обладает хорошей подготовкой и достаточно выработанной речью, твердостью воли и настойчивостью, обладает самообладанием, бдительностью и серьезным отношением к своим обязанностям».

В 1889 году смотритель училища И. А. Любимов дополнил характеристику учителя сведениями о его методике преподавания. «Уроки Циолковского, - писал он, - всегда оставляют по себе весьма приятное впечатление. Его приемы преподавания просты и практичны, оживляют и заставляют быть внимательными учеников во все время уроков. Г-н Циолковский предан своему делу и продолжает свое самообразование, читает руководство по математике не только русских, но и французских авторов; занимается алгеброй и высшей математикой, делает сам модели геометрических тел и физические приборы. Под руководством такого умелого, практического и образованного учителя дети умственно развиваются и приобретают серьезные познания в математике».

Изучение материалов о педагогической деятельности ученого позволяет сделать вывод о том, что дидактические подходы К. Э. Циолковского были глубоко научны. Не подчиняясь сложившимся традициям, он стремился избавить учащихся от механического способа обучения - зубрежки и добиваться такой постановки преподавания, чтобы учащиеся не боясь наказания, занимались с интересом, с доверием относились к учителю.

Исходным материалом обучения математике К.Э. Циолковский считал опыт, наблюдение количественных отношений и пространственных форм, существующих в окружающем мире. Большое значение он придавал наглядности в преподавании, считая, что она облегчает восприятие материала и способствует более глубокому, осознанию учебного материала.

Особое внимание К.Э. Циолковский уделял таким методам и формам обучения, которые требовали применения знаний в жизни, на практике. Он не боялся того, что ученики не поймут, не разберутся в сложном материале. Необходимо, по его мнению, познать сущность изучаемых явлений, связей и зависимостей между ними, глубоко приобщить учащихся к научным представлениям об изучаемом предмете.

«Я не нахожу достаточным передать классу ряд теорем, - писал К. Э. Циолковский, - их применимость к жизни или хоть к расширению умственного кругозора. Доказывая какое-нибудь правило или теорему, задаю вопросы, небольшие задачи и, переходя от простого к сложному, от частных случаев к общему закону, подготовляю учащихся настолько, что усвоение разбираемой теоремы делается доступным. Нередко ученики и сами до нее доходят, учителю же остается только формулировать ее и показать ее значение».

Он широко использовал меж предметные связи, которые, по его мнению, не только способствуют развитию мышления учащихся, но и помогают им уяснить применение теоретических знаний на практике.

Физические понятия он стремился связывать с знаниями о космосе, технике, химии, биологии, радиогеологии, психологии и музыке. Такие выводы можно сделать при анализе программы по физике, составленной им в 1918 году: «Вселенная. Три физических тела. Изучение космоса. Чувство и разум. Исследование. Наблюдение, опыт, гипотеза. Время. Начало статики и динамики. Динамическая гипотеза о веществе. Предмет физики и химии... Теория музыки (физическая). Поляризация. Теория света... Электродвигатели и динамомашины. Телеграфы и телефоны. Понятие о радиологии».

На уроках труда К. Э. Циолковский рекомендовал вводить такие понятия как энергия, мощность, сила, трение и сцепление при работе (понятие о молекулярной физике), переход механической энергии в тепловую, упругость, сопротивление материала. Их изучение должно сопровождаться историческими экскурсами, позволяющими проследить путь от первобытного огнива до понятия механического топлива.

Учитывая возраст, индивидуальные способности, природные задатки детей, их стремление к активной познавательной деятельности, он приучал учеников свободно выражать свои мысли, свое понимание, свои знания о предмете, явлении. «Никого не нужно лишать этого права или, вернее, потребности человеческой души, - иначе такой обделенный субъект или заснет умственно, или займется пустыми разговорами и шалостями и станет помехою классу».

«Доказав истину, - писал К.Э. Циолковский, - я считаю нужным удостовериться в понимании ее всем классом. Замечу, что судить о познании класса лучше всего по ответам слабейших учеников». Главное в контроле знаний, по его мнению, не суммарная оценка знаний и навыков посредством оценок, а дифференцированное и возможно более точное определение качества усвоения, его способностей у разных учеников данного класса. Будучи снисходительным, к слабо успевающим, он был повышено требовательным к способным ученикам, отмечая, что кому больше дано, с того и больше спрашивается.

Почти все работы К. Э. Циолковского, так или иначе, затрагивают проблемы воспитания человека. В них содержатся глубокие раздумья педагога-космиста о судьбе человека, истории человечества, его прошлом и космическом будущем, о самом человеке, о возможностях его разума, способного познать законы Вселенной и развиваться в соответствии с ними. В работах К. Э. Циолковского освещены проблемы факторов формирования личности, роли наследственности, среды и воспитания. Он пытался дать ответы на все вопросы, исходя из созданной им концепции воспитания.

Просветительская, педагогическая и научно-организаторская деятельность В.И. Вернадского. Большая часть жизни В.И. Вернадского связана с преподавательской, просветительской и научно-организаторской деятельностью. Педагогическая деятельность В. И. Вернадского и его вклад в развитие российского образования исследованы в кандидатских диссертациях Т.И. Жилиной, С.Ф. Лукиной. Не ставя перед собой задач детального осмысления, ограничимся характеристикой этого аспекта наследия ученого.

Становление нравственных и духовных идеалов В. И. Вернадского происходило в кругу членов своеобразной общины, получившей название «братства». В него входили студенты различных факультетов Петербургского университета, где в 1881-1885 годы учился В.И. Вернадский. Члены «братства» И.М. Гревс, А.А. Корнилов, А.А. Корнилов, С.Ф. и Ф.Ф. Ольденбурги, Д.И. Шаховской - будущие крупные деятели русской науки и культуры. Они верили в могущество науки, в ее воспитательную и преобразующую роль, ставили целью «работу для культурного роста личности и народа». Большое значение в духовном становлении членов студенческой общины сыграли идеи Л. Н. Толстого, В. Фрея.

Общение с Л. Н. Толстым происходило на путях организации помощи голодающим крестьянам и просвещения народа, особенно часто в начале 90-х годов В. И. Вернадский вспоминал, что «Евангелие» (так он обозначил толстовскую работу «Перевод и сочинение четырех Евангелий») и «Исповедь» заставили его очень много думать, но не сделали толстовцем. Его настораживало отрицание Толстым науки. Но ученый высоко ценил гуманистические и нравственные аспекты учения, искание истины, искреннее и бесстрашное ее высказывание, именно в этом, по мнению В. И. Вернадского, «наиболее сильно проявляется личность и личность получает общественную силу».

В 1884 году студенты создали группу для изучения «народной литературы». К ней присоединились другие, например, видная деятельница в области образования А.М. Калмыкова. Члены «братства» познакомились с издателем книг для народа И. Д. Сытиным, с руководителями толстовского издательства «Посредник» П. И. Бирюковым и В. Г. Чертковым, предлагая им переводные, в основном, книги, которые они перелагали более доступным языком. Студенты составляли каталоги книг, лекции, содействовали учреждению первой бесплатной читальни.

В 1885-1886 годы группа влилась в Санкт-Петербургский Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. С переездом в Москву В. И. Вернадский принял активное участие в работе Московского комитета грамотности и Комитета по организации домашнего чтения при учебном отделе Московского Общества распространения технических знаний.

В 1890 году члены «братства» составили ядро неофициального кружка земских деятелей. В 1891-1892 годы они участвовали в организации общественной помощи голодающим крестьянам Центральной России. На собственные средства и пожертвования В.И. Вернадский создавал столовые, организовывал бесплатную раздачу хлеба голодающим в Тамбовской губернии. Здесь же он исполнял обязанности секретаря комиссии Комитета для помощи ученикам народных школ.

В 1892 году началась земская деятельность В.И. Вернадского. В Моршанском уезде Тамбовской губернии у него было небольшое имение Вернадовка, что давало ему право быть избранным земским гласным.

При активной помощи Владимира Ивановича Вернадского и его жены, Натальи Егоровны, удалось спасти сеть земских школ уезда, половину которых собирались закрыть, а также добиться через Сенат разрешения на открытие общеобразовательных воскресных школ, подчиненных земству, а не духовному ведомству.

В 90-х годы в период нового общественного подъема в поисках путей решения вопросов образования активно участвовали уездные и городские земства. Они изыскивали средства для развития школьной сети, приступали к практической работе по организации всеобщего обучения, создавали специальные комиссии для изучения состояния народного образования и выработки перспектив его развития.

В начале 90-х годов в селе Подъем Тамбовской губернии В. И. Вернадский построил воскресную школу. До 1917 года он содержал ее, снабжал пособиями, заботился о подборе учителей (некоторые из них на его средства получили педагогическое образование). Школа существует и сегодня, уже новая она носит сейчас имя В. И. Вернадского. В письмах Н. Е. Вернадской есть сведения о том, что ученый финансировал строительство школы в имении Шигаевка Рязанской губернии.

В. И. Вернадский принимал участие в разработке обще земской культурной программы, был одним из организаторов нелегальных земских совещаний - так называемых «бесед» и всероссийских съездов. На совещаниях земских деятелей он не раз высказывался о необходимости создания на территории России кружков, целью которых было бы «добиться полной грамотности в определенном районе».

В 1888 году В.И. Вернадский писал: «только одно средство существует предотвратить падение науки и искусства это всеми силами и всякими жертвами стремиться расширять образование и глубже заставлять проникать его в народные массы; увеличение средств достижения истины (музеи, лаборатории, университеты), возможно большее расширение европейских и всеобще культурных влияний в других частях света и увеличение обмена между народом».

Одним из важнейших В.И. Вернадский считал вопрос о всеобщем обучении. Во введении обязательного обучения он видел «один из краеугольных камней прочности демократического строя».

Его интерес к проблемам просвещения был обусловлен общим всплеском общественно-педагогического движения в России в конце XIX - начале XX вв., а также тем, что значительная часть жизни ученого была связана с работой в высших учебных заведениях.

После защиты магистерской диссертации в Санкт-Петербурге в 1890 году В. И. Вернадский был назначен доцентом на кафедру минералогии и кристаллографии в Московском университете. В 1898 году он утверждается экстраординаторным, а в 1902 году - ординарным профессором минералогии и кристаллографии.

В. И. Вернадский пересмотрел существовавшее представление о кристаллографии и создал новый университетский курс по этой науке, в котором определил связь между формой кристаллизации минерала, его химическим составом и генезисом. Ценность этим курсам придавала их тесная связь с исследовательской работой самого ученого по проблемам кристаллографии, минералогии и истории науки. Он совершенно реорганизовал учебную и исследовательскую лабораторию Московского университета и довел ее до высоты лучших лабораторий этого типа в Западной Европе.

В первые годы работы в университете у В. И. Вернадского начинает формироваться впоследствии известная школа в области кристаллографии и минералогии. Среди его учеников П.К. Алексат, В. В. Карандеев, Г. И. Касперович, П. П. Пилипенко, А. О. Шкляревский.

В. И. Вернадский читал лекции просто, без каких-либо ораторских приемов, но каждый из сообщаемых им фактов он освещал исторически, указывая на новые перспективы или новые идеи, рождающиеся в процессе развития науки. По воспоминаниям О. М. Шубниковой, он не «давал своим ученикам какие-либо подробные объяснения и указания, но... учил и направлял их путем вопросов».

В 1897 году В. И. Вернадский приступил к чтению лекций на Коллективных уроках Общества учительниц. В 1900 году взамен Коллективных уроков открылись Высшие женские курсы, организатором и директором которых был В. И. Герье. В 1905 году они получили автономию наравне с другими высшими учебными заведениями. В апреле ученый вошел в качестве члена учредителя в состав Общества для доставления средств Высшим женским курсам.

Высшие женские курсы были предназначены для повышения квалификации учителей, социальных и медицинских работников. В 1903 году усилиями В. И. Вернадского на курсах был открыт минералогический кабинет. Значительно расширился круг его учеников; среди них - будущие ученые и преподаватели А. Б. Миссун, Е. Д. Ревуцкая, О. Д. Шубникова.

В 1908 году началась педагогическая деятельность В. И. Вернадского в Московском университете им. А.Л. Шанявского. Он принимал участие в организации вуза, публично отстаивал необходимость его открытия.

С 1899 по 1905 годы В. И. Вернадский вместе с членами «братства» участвует в создании политической партии либеральных реформ. В 1899 году он посещает кружок «Беседы» в Москве, в 1903 -1905 годах входит в состав Союза «Освобождение», Союза земцев-конституционалистов, Академического союза и Бюро земских съездов. Осенью 1905 года его избирают членом Центрального Комитета конституционно-демократической партии.

Активная политическая деятельность отражалась и по отношению ученого к процессам, происходящим в университетском образовании. К 1901 году относится первое выступление В. И. Вернадского в печати по проблемам высшей школы. В брошюре «Об основаниях университетской реформы» он резко критиковал реакционный университетский устав 1884 года, обосновывал осуществление административной реформы с целью предоставить вузам автономию и самоуправление. Впоследствии он явился инициатором создания Академического союза (организации профессоров и преподавателей), под давлением которого в августе 1905 года удалось ввести начала автономии в вузах.

Стремление В. И. Вернадского добиться гражданских свобод, ограничить произвол самодержавия проявилось и в поддержке студентов Московского университета во время волнений в 1889 году. А протест против подавления студенческих волнений властями путем введения в стены вуза отрядов полиции в 1911 году явился причиной ухода ученого из университета в числе других 128 преподавателей.

Позиция В. И. Вернадского по актуальным вопросам образования отразилась и в содержании программы кадетов. По мнению Г. П. Аксенова, раздел VIII программы, специально посвященный просвещению, или сам писал, или редактировал В. И. Вернадский, поскольку она отражала его взгляды, разбросанные во многих статьях того времени. Программа предусматривала автономию высших школ, уничтожение всех ограничений при поступлении в учебное заведение любого ранга, передачу среднего и начального образования в ведение местного самоуправления. Тем самым обеспечивалось разнообразие учебных заведений, их полная децентрализация.

С апреля 1906 года с двумя перерывами вплоть до зимы 1916 года В.И. Вернадский заседал в Государственном совете, будучи выбран от Академии наук и университетов. В 1905-1907 годы он ведет здесь борьбу за всеобщую амнистию и законодательное запрещение смертной казни.

С началом первой мировой войны В. И. Вернадский становится членом Петроградского Попечительства о детях, в работе которого он принимал активное участие.

- в марте 1917 года В. И. Вернадский был назначен председателем комиссии по ученым учреждениям и научным предприятиям в Министерстве народного просвещения. Он возглавил около 20 заседаний, подготовляя открытие новых вузов в Тифлисе, Перми, Ростове-на - Дону и в Крыму. Ученый руководил также комиссией по подготовке реформы высшей школы.

- 9 августа В. И. Вернадский занял пост исполняющего обязанности товарища министра народного просвещения С.Ф. Ольденбурга во Временном правительстве. 1 сентября С.Ф. Ольденбург в связи с распадом второго коалиционного правительства, подает в отставку. В. И. Вернадский же остается и 4 сентября официально вступает в должность товарища министра (последним министром просвещения через 10 дней утверждается С. С. Салазкин). За небольшой срок работы во Временном правительстве В. И. Вернадский участвовал в решении вопросов открытия Пермского университета, создания Академий наук на Украине, в Сибири и в Грузии, в обсуждении прав польских (и иных) школ с польским языком.

Научно-организаторская и педагогическая деятельность ученого продолжается и в послереволюционные годы. В 1918-1919 годы в период пребывания в Киеве он руководит работой по организации Украинской академии наук и избирается ее первым президентом. С 1921 года В. И. Вернадский возглавляет Радиевый институт в Москве, в 1928 года организует Биогеохимическую лабораторию, в период с 1915 по 1930 годы руководит работой Комиссии по изучению естественных производительных сил России.

В 1901-1920 годы на страницах педагогических и либерально-демократических изданий В.И. Вернадский опубликовал не менее двадцати работ (обзоров, очерков, записок, статей), посвященных непосредственно высшей школе. В 1913-1914 годы опубликованы серии его публицистических статей о состоянии высшей школы в России: «Письма о высшем образовании в России», «Высшая школа перед 1914 годом», «Высшая школа в России». Кроме того, в ряде других работ на общественно-политические темы он затрагивал вопросы образования, просвещения в экономическом, политическом и культурном контексте.

В научном и публицистическом наследии В. И. Вернадского нашли отражение актуальные проблемы российской высшей школы начала XX века, такие как проблема переосмысления значения высшей школы, ее задач и способов научной работы в эпоху ускорения темпа НТП; проблема реформирования высшего образования на основе принципов демократизации и академической автономии; проблема совершенствования законодательной основы управления высшей школой - университетского устава.

С университетских лет В. И. Вернадский проявлял глубокий интерес к проблемам образования. Его интересовали отношение к школе крестьян, духовенства, помещиков, земства и администрации, положение учителя, материальное обеспечение школ. В 90-е годы В.И. Вернадский глубоко изучал проблемы образования в период правления Александра III. Сохранились выписки ученого об истории английских университетов, о школах в Римской империи и Византии. Во время зарубежных командировок он изучал особенности образовательных систем европейских стран.

Обращение В. И. Вернадского к истории образования во многом, возможно, было связано с формированием базы знаний по истории научной мысли в целом. Его интерес к проблемам истории педагогики и образования был не поверхностным, об этом свидетельствуют ряд дневниковых записей. В 1891 году ученый писал: «Возможно, кажется мне, найти прямую преемственность между древними Греческими философскими и другими школами, Римскими школами (юридическими, медицинскими и т. п.) и возникновением университетов. Университеты выделились как необходимое дальнейшее развитие этих школ и т.п. при изменившихся условиях времени и места. Через юридические и медицинские школы можно проследить прямую преемственность - непрерывную - к первым древним университетам (Салерно, Болонья и прочие).

Он искал ответы на вопросы, как воспитывать детей-сирот, бедных; какова роль общества в формировании человека; почему оно часто ограничивается только разговорами про неблагополучие в воспитательных основах. Наблюдая за тяжелой жизнью детей в «воспитательных домах» Франции, В. И. Вернадский обращался к идее организации фаланстеров. Она была предложена Ф. Фурье и другими утопистами. «Я не вполне сторонник ни фаланстера, ни других учреждений, - писал ученый, - но я ясно вижу, что много в них - во всех подобных теоретических представлениях - и важного и, может быть, верного».

Для него было характерно неприятие действия идеологического пресса в образовательных учреждениях. «Мысль о школе, как орудии борьбы с «социализмом», - писал он в 1890 году, - при обязательном (плюс карательные меры за ослушание) школьном обучении ужасна».

В. И. Вернадский понимал всю сложность и неординарность воспитательного процесса в послереволюционные годы. В 1919 году он отмечал: «Присматриваясь к молодежи, мы фиксируем для большинства потерю идеалов без замены их на новые». А ранее, в 1917 году: «Все села переполнены пограбленными домами. В ограблениях принимают участие подростки, и мы имеем в итоге очень плохие последствия». С горечью и тревогой в 1938 году он писал: «В школе маленьких девочек приучают к доносам... Чувство товарищества не воспитывается».

Высокую оценку В. И. Вернадского получила работа А. С. Макаренко. «Вчера кончил замечательную интересную книжку Макаренко «Педагогическая поэма» (Л.; М.: Художественная литература, 1937. 50 тыс. экз.)», - пишет ученый в дневнике 1938 года.

 

АВТОР: Панкрушина А.М.