06.04.2012 3398

Идеи русского космизма в разработке содержания современного ноосферного образования, духовно-нравственного развития человека

 

Ноосферные тенденции развития науки и образования. В современной литературе находит отражение точка зрения, связывающая вклад В. И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н. Г. Холодного Н. Ф. Федорова и других представителей космизма в развитие эволюционной мысли с процессом формирования новой цивилизационной парадигмы (С.Н. Глазычев, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул). В центре этой парадигмы лежит идея развития цивилизации в условиях непротиворечивого коэволюционного взаимодействия человека и природы, устойчивого развития цивилизации.

Во второй половине ХХ века человечество начало осмысливать бесперспективность существующего естественного стихийного развития цивилизации, осознавать противоречие между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Еще в Декларации первой Международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Стокгольм, 1972) было отмечено, что окружающая среда и развитие, основанное на существующих способах удовлетворения потребностей цивилизации, пришли в столкновение. В докладах Римскому клубу (1972, 1974 гг. и др.) доказывалось, что человечество достигло своих «пределов роста» и необходим переход цивилизации к состоянию «глобального динамического равновесия», к «органическому росту».

Попытки найти пути выхода из кризиса, определить дальнейшую траекторию развития нашей цивилизации, по-новому взглянуть на решение глобальных проблем, связанных с социально-экономическим кризисом, предприняла в 80-е годы ООН. Была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию во главе с премьер-министром Норвегии Г. Х. Брундтланд для выработки «глобальной программы изменений».

Авторы доклада характеризовали состояние биосферы как кризисное. Техногенное развитие вызвало не только опасные тенденции внутри самой цивилизации, но и создало внешнюю угрозу для нее, породив разрушительные процессы в окружающей среде, которые могут радикально изменить облик планеты, угрожая существованию многих видов, в том числе и человеческому роду.

Основное содержание программы «глобальных изменений» Комиссия обозначила термином «sustainable development)) - «поддерживающееся развитие», означающим развитие, которое может поддерживаться неопределенно долго (в русскоязычной литературе этот термин переведен как «устойчивое развитие»). Он получил широкое распространение после публикации доклада «Наше общее будущее», подготовленного в 1987 году упомянутой «Комиссией Брундтланд». «Устойчивое развитие, - отмечается в докладе, - это такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставятся под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности». «Стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой».

Термин был закреплен в Рио-де-Жанейро в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, на которой 179 государств, в том числе и Россия, подписали программные документы - «Декларацию об устойчивом развитии» и «Повестку дня на ХХI век», определяющие согласованную политику стран мира по обеспечению устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития, выдвинутая на Конференции и опирающаяся на доклад «Комиссии Брундтланд», включает следующие основные положения: в центре внимания - люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него; удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды должно распространяться не только на нынешнее, но и на будущее поколения; уменьшение разрыва в уровне жизни между странами, искоренение бедности и нищеты принадлежит к числу важнейших задач мирового сообщества; чтобы добиться устойчивого развития, государства должны исключить или уменьшить не способствующие этому развитию модели производства и потребления.

Переход к устойчивому развитию человечества и биосферы - глобальная проблема. Отдельно взятая страна может и должна внести свой вклад в решение этой проблемы. Следуя решению ООН, более 100 стран мира разработали национальные стратегии устойчивого развития. В России аналогичного документа до сих пор нет. Утверждены «Основные положения государственной стратегии устойчивого развития» (Указ от 4 февраля 1994 г. № 236) и «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Указ от 1 апреля 1996 г. № 440). Минэкономики России совместно с Госкомэкологии разработало «Проект Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации». Проект получил негативную оценку в научных кругах страны, наряду со многими недостатками в нем совершенно не учитывался социальный фактор. После рассмотрения Правительством Российской Федерации в конце 1997 года проект был направлен на доработку.

В настоящее время продолжается работа над созданием государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Основные аспекты реализации стратегии устойчивого развития освещены в трудах Э. В. Гирусова, В. И. Данилова - Данильяна, Ю.Л. Егорова, Б. Коммонера, В. А. Коптюга, В. А. Лося, Н. Н. Лукьячикова, Н. М. Мамедова, Д. Ж. Марковича, Н. Н. Моисеева, Н. Ф. Реймерса, А. Д. Урсула. Значительный вклад в работе над стратегией вносит Комиссия Государственной Думы третьего созыва по проблемам устойчивого развития (М. Ч. Залиханов, Г. Н. Селезнев, В. Б. Христенко).

Многие идеи, которые вошли в стратегию устойчивого развития, в той или иной форме были высказаны ранее. Идея о бессмертии человечества, то есть его непрерывного развития в космическом варианте, была впервые изложена Н. Ф. Федоровым, а впоследствии получила развитие в работах других русских космистов, например, К. Э. Циолковского. Теория В. И. Вернадского о ноосфере стала мировоззренческой основой стратегии перехода мирового сообщества к устойчивому развитию.

Многие ученые, занимающиеся изучением нелинейных систем, философскими проблемами взаимодействия общества и природы, склонны считать, что модель устойчивого развития должна стать начальной ступенью ноосферы (Э. В. Гирусов, Н. Н. Лукьянчиков, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул). Все варианты правительственного проекта концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию основывались на том, что проблема устойчивого развития в конечном итоге неизбежно приведет человечество к необходимости формирования ноосферы или чего-то подобного ей в планетарном масштабе.

Учение В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу стала основополагающей для «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996). В этом документе ноосфера рассматривается как сфера разума, где мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Комиссия Государственной Думы по проблемам устойчивого развития также исходит из того, что необходима «новая модель развития цивилизации, основанная на понятии сферы разума, глобально управляемого ноосферогенеза». «Для реализации идеи устойчивого развития необходимо изменение мировоззрения до глобального понимания идеи ноосферогенеза как общечеловеческой и вместе с тем подлинно российской идеи, как составной части российского менталитета».

Глобальное единение человечества на разумной, максимально гуманизированной и экологизированной основе, ради спасения природы и человечества - это идея «общего дела» Н. Ф. Федорова.

Многие исследователи рассматривают устойчивое развитие как стратегию перехода к такому состоянию природы и общества, которое может характеризоваться термином «коэволюция» (от лат. со - совместно и лат. evolutio - развертывание). С точки зрения Н.Н. Моисеева, «обеспечение коэволюции, совместного гармоничного развития Природы и Общества, и есть центральная проблема теории развития ноосферы».

Коэволюционная стратегия как философское направление разрабатывается в отечественной науке Р. С. Карпинской, И. К. Лисеевым, А. И. Огурцовым. Понятие «коэволюция» как сопряженного, взаимообусловленного изменения сосуществующих систем и частей внутри целого, совместного развития их, стало концептуальным основанием философии природы. Коэволюционный подход используется в разных областях науки, в том числе и в педагогике.

Значение образования как фактора перехода цивилизации к состоянию «глобального динамического равновесия» было отмечено еще первой Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Стокгольм, 1972). В 1993 году ЮНЕСКО создала «Международную комиссию по образованию для ХХI века», которая изложила главную цель модели образовательной системы, ориентированной на устойчивое развитие - «выживание всего человечества». Всемирная конференция ЮНЕСКО об образовании для ХХI века актуализировала роль просвещения и образования в популяризации идей устойчивого развития.

Принятый в 2002 году в Йоханнесбурге «План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию» в решении ключевых задач по борьбе с бедностью, изменения неустойчивых моделей производства и потребления, охране здоровья, окружающей среды и природной ресурсной основы экономического и социального развития предполагает реализацию глубоких качественных перемен в образовании. В числе мер, направленных на реализацию этих задач предполагается «разработать программы повышения осведомленности молодежи об устойчивых моделях производства и потребления, особенно в сфере образования с учетом местных, национальных и религиозных культурных ценностей». Участниками встречи принято предложение о разработке десятилетней программы по образованию для XXI века. 2005-2015 года объявлены ООН десятилетием «образования для устойчивого развития».

Вопросы формирования образовательных программ в области устойчивого развития обсуждались на всероссийском совещании «Образование для устойчивого развития» (Москва, 2002). В рекомендациях совещания отмечается, что в основе такого образования должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды». Образование для устойчивого развития во многом базируется на экологическом образовании. Признание роли экологического образования в решении задач устойчивого (поддерживающего) развития биосферы и общества отражено в «Государственном стандарте начального общего, основного общего и среднего полного общего образования по экологии» (1998).

«Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя» (1991) - один из первых документов, в котором заложены идеи единства мира, глобальной взаимообусловленности человека и природы, ноосферные представления. В соответствии с требованиями этого документа воспитание должно «строиться через осознание себя как части природы, через природосообразное совершенствование себя, обладание экологической культурой, ответственности перед поколениями». Ноосфера, как одна из сфер самоопределения человека, «предполагает осознание нравственной ответственности в использовании благ, профессиональную ответственность».

В формировании мировоззрения человека ведущую роль занимает школьное образование. Современная школа постепенно выходит из под влияния антропоцентрического видения мира и стремится к формированию целостного мировоззрения. Необходимость формирования целостного мировоззрения отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Предметы естественнонаучного цикла, а также обществоведческие дисциплины в этом отношении имеют приоритетное, доминирующее значение.

Анализ учебных стандартов и программ свидетельствуют о том, что эколого-ноосферная проблематика, вопросы устойчивого развития общества и биосферы, формирования целостного мировоззрения составляют весомую, значительную часть школьного образования.

География как учебная дисциплина способствует освоению системы знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения, хозяйства на всех территориальных уровнях, о глобальных проблемах человечества, их географических аспектах и путях их решения. В «Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования» (2000) базовый уровень географического образования в основной и средней школе включает изучение биосферы как географической оболочки, вопросов природопользования и геоэкологии. Образовательный минимум содержания основного образования программ профильного уровня предполагает углубленное изучение понятий «ноосфера», «экологический кризис», «экологические проблемы», «экологический императив», «устойчивое развитие», «глобальные проблемы человечества».

Современные школьные программы по географии знакомят учащихся с идеями В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу, реальных экологических проблемах разного ранга.

Разноуровневая организация живой природы и взаимодействие организмов и окружающей среды - одни из ведущих идей биологического образования. Среди его целей - приобретение «компетентности в защите окружающей среды, сохранение собственного здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности».

В реализации указанных целей важное значение имеет освоение знаний о биосфере как глобальной экосистеме. Базовый уровень образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по биологии (2002) включает изучение учения о биосфере В.И. Вернадского; роли человека и других живых организмов в биосфере; эволюции биосферы; экологических проблем и возможных путей их решения. Профильное обучение по биологии в изучение биоэкологии дополнительно вносит рассмотрение понятия «ноосфера» и проблем устойчивого развития биосферы.

Проблемы ноосферологии и формирования целостного мировоззрения отражены в содержании школьного химического образования. Базовое содержание образовательной области «Химия», согласно государственному стандарту (1998) содержит блок «Познание и применение веществ и химических реакций человеком», в котором выделена содержательная линия «Социальные и экологические аспекты химии». Она предполагает изучение глобальных проблем человечества и роль химии в их решении. Кроме того, освоение системы знаний о строении атома и природе химической связи в неорганических и органических соединениях способствуют формированию убеждения у учащихся в единстве мира.

Профильное обучение расширяет возможности для изучения данных проблем. Авторы ряда программ курса химии (Н. Е. Кузнецова и др.) в содержании профильного обучения вводят раздел «Химия окружающей среды», который строится на основе последовательного ознакомления учащихся с особенностями «химии Космоса, геосфер и биосферы Земли». В целом курс химии вносит вклад в развитие у учащихся гуманистических ценностных ориентаций и понимание возможности и необходимости личного вклада каждого человека в дело охраны и восстановления окружающей природы.

Кроме того, школьные программы по географии, экологии, биологии и химии предполагают изучение жизни и творчества В. И. Вернадского, при этом его научный путь рассматривается с позиций нравственного поиска.

Формирование целостного мировоззрения в контексте идей русской философии начала ХХ века, проблемы соотношения исскуственного и природного, глобальные масштабы экологических проблем и стремление цивилизации к природной и социальной безопасности находят отражение в курсе истории нового времени в средней школе.

Содержание обществоведческого образования в основной и средней (полной) школе включает изучение вопросов: естественные предпосылки развития общества; биосфера; загрязнения природной среды и деградация биосферы; экологическая катастрофа и экологический кризис; экологосообразное развитие общества; концепция перехода общества к модели устойчивого развития; ноосфера; экологическая культура. Эти вопросы, к сожалению, не нашли отражения в проекте «Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования» для базового и профильного уровней (2002).

Эколого-ноосферная проблематика находит отражение в содержании дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Так программа курса для государственных образовательных учебных заведений (6,7 классы) включает изучение экологического равновесия, вопросов состояния природной среды в связи с жизнедеятельностью человека. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных учебных заведений, в разделе «Экология безопасности жизнедеятельности производства», преполагает изучение ноосферы, ее особенностей, влияния жизнедеятельности человека на экологические процессы.

Современное образование становится более «наукоемким»: научная мысль способствует технологизации образовательного процесса; средства и методы обучения модернизируются в соответствии с достижениями в области передачи и хранения информации; содержание образования становится более фундаментальным за счет внесения наиболее обобщенных научных знаний из естественнонаучной и гуманитарной областей; методы обучения сближаются с методами научного познания по степени вовлечения творческого, интеллектуального потенциала.

Складывается представление о «научно-образовательном потенциале страны» (Л. Ф. Колесников) как достигнутом в обществе уровне развития образования и науки, степени распространения в нем научной информации и способности членов данного общества создавать новые научные знания и использовать их в качестве непосредственной производительной силы.

Уровень образования народа рассматривается как условие устойчивого развития, что соответствует представлениям В. И. Вернадского о роли научной мысли в единении человечества и создании ноосферы. В этом смысле теорию и практику развивающего обучения, направленного на максимальное проявление разумности и творческого потенциала личности, также следует отнести к ноосферным тенденциям развития образования.

В связи с нооферной ориентацией развития цивилизации особую значимость приобретает ноосферное образование.

Цели и особенности ноосферного образования. Представление о ноосферном образовании возникло в конце ХХ века. Сложилось два основных подхода к ноосферному образованию. С одной стороны, оно рассматривается как самостоятельное направление развития педагогической теории практики, с другой, - как особое направление экологического образования. Первый подход связан с работами ученых-философов А. М. Буровского, С. Г. Смирнова и др. По мнению А.М. Буровского, директора «Ноосферной школы» в г. Красноярске, доктора философских наук «ноосферным» следует считать всякое образование, которым задается представление о целостности мира, единстве человека и остальной природы. Он считает, что «построить ноосферную школу, значит построить много авторских школ в рамках концепции».

К категории «ноосферных» А. М. Буровский относит все формы образовательной деятельности, которые удовлетворяют функциональным условиям: 1) Формирование у ученика знаний или представлений о мире как едином целом. 2) Формирование у ученика знаний или представлений о человека как части мира. 3) Формирование у учащихся знаний и представлений о глобальных проблемах и о взаимосвязи локальных проблем с глобальными. 4) Интеграция различных предметных областей, построение курсов организованных не по отраслям, а «по проблемам». 5) Формирование у учеников представления о деятельности в области искусства, литературы, гуманистических отраслей знаний как о нормативной и престижной. 6) Включение учащихся в такие формы учебной деятельности, в которых осуществлялось бы единство позитивного знания, эмоционального (в том числе эстетического) восприятия и экзистенции.

В организационном плане ноосферизация образования, как считает А. М. Буровский, может выражаться: «во введении интегра-тивных курсов, позволяющих получать более цельные предметные знания; во введении синтезных интегрированных курсов, показывающих мир как единое целое и принципиально не расчлененное целое; во введении специальных антропологических, экологических и культурологических курсов, носящих мировоззренческий характер и показывающих единство мира и единство человека с этим миром; во введении в учебный план новых предметов, осуществляющих как интеграцию предметных областей, так и философизацию образования в целом; во введении новых форм преподавания, объединяющих вербальные средства обучения с невербальными за счет включения детей в разные формы деятельности, в процессе самостоятельного получения знаний и т. п.; введении структуры обучения (и образования в целом), которая уравнивает по значению и своей культурной ценности развитие разных сторон человеческой личности и культуры».

Ноосферная парадигма образования, как отмечает С. Г. Смирнов, директор «Ноосферной школы» в г. Иваново, доктор философских наук не является противопоставлением «фундаментальной», «целостной», «экологической», «эволюционно-синергетической», «гуманистической», «естественнонаучной» и другим парадигмам, он вбирает в себя их как стороны отражения ноосферной реальности.

Ноосферная парадигма наиболее целостно охватывает космопланетарную реальность, т. е. глобальные, экологические, экономические, демографические, социальные, геополитические проблемы, предполагает органическое вплетение в учебный процесс учения о ноосфере, реализации фундаментализации (естественнонаучного и гуманитарного) образования, создание условий для широкого экологического образования и воспитания.

В систему генеральных принципов ноосферного образования Г.С. Смирнов включил принципы целостности, фундаментальности, экологизации, гуманизации (гуманитаризации) и принцип развивающего обучения. Целостность образования подразумевает установку на полноту видения мира, мировоззренческую адекватность сознания той реальности, в которой живет человек. Принцип целостности ноосферного образования предполагает осознание субъектами различных уровней своей планетарно-космической среды (ноосферной реальности) как своего собственного ноосферного (духовно-материального) тела.

Фундаментальность образования традиционно понимается Г.С. Смирновым как соединение в рамках, например, университетского образования естественнонаучного и гуманитарного знания в самых главных фактах, эмпирических обобщениях и закономерностях. Принцип гуманизации и экологизации образования предполагает не столько увеличение количества соответствующих дисциплин (экстенсивный подход), сколько экологическую и антропную аксиологическую ориентацию ноосферного образования.

Принцип развивающего образования понимается ученым в более широком контексте, нежели это имеет место в рамках развивающего обучения. Он развертывает способности каждого человека для освоения всего богатства мировой культуры, помимо теоретического обучения предполагает использование разнообразных форм практического бытия человека: общение с природой на экскурсиях, в походах; участие в геологических разведках с целью прикоснуться к истории Земли; участие в археологических экспедициях ради приобщения к истории человеческого общества; собирание фольклора; экспериментирование и опытное преобразование природы; практику художественного и эстетического преобразования мира.

Проекция генеральных принципов ноосферной парадигмы образования на педагогическую практику позволила выделить ученому целый комплекс частных принципов. В предметно-содержательный кластер включаются: 1) принцип сопряженного представления национальной (отечественной) и мировой культуры; 2) принцип преподнесения всех основных ипостасей мировой культуры; 3) принцип задания цельного (континуального) ноосферного знания.

Психолого-педагогический и дидактико-методический кластеры принципов включают в себя: 1) принцип «изложения начал»; 2) принцип концентрического изложения материала (принцип преемственности); 3) принцип взаимодополнения (согласованности) частей содержания образования; 4) принцип непрерывности; 5) принцип посильности; 6) принцип «открытости»; 7) принцип повозрастного многоуровнего осмысления окружающей среды и бытия в ней; 8) принцип опережающего информационного обеспечения; 9) принцип задания общечеловеческого контекста гуманитарного знания; 10) принцип доведения понимания причинно-следственных связей до глобального уровня; 11) принцип расчлененного применения гештальт-метода; 12) принцип адаптивно-творческого отношения к окружающей среде.

Система принципов может быть расширена, однако так или иначе она определяется итоговыми философско-методологическими аксиомами: 1) единства человека и ноосферы, мышления и действия, организма и среды обитания, объекта и среды обитания, субъекта и объекта; 2) «прикосновения к Универсуму», т. е. постижения в процессе космопланетарной социокультурной эволюции важнейших духовных ценностей, являющихся родовыми для ноосферного человека (в пределе человека Ноосферы), в полной мере ощущающего свою неразрывность с Универсумом.

Системные закономерности формирования ноосферной парадигмы образования разрабатываются И. В. Дмитриевской. Становление ноосферной парадигмы, по ее заключению, происходит в два этапа: первый этап формирования ноосферного сознания, ноосферного понимания и убеждения; второй - этап формирования ноосферного поведения и ноосферной деятельности.

Концептом системы ноосферного сознания служит цель, поставленная в процессе его формирования. Такой целью является построение системы знаний о ноосфере как системно организованном Всеобщем, достижение определенного уровня понимания ноосферы и формирование системы убеждений относительно неизбежности ноосферного бытия человечества.

Система знаний о ноосфере, по мнению исследователя, включает понятие о ноосфере как вещи, как свойства и как отношения. В структуре ноосферного сознания и образования должны доминировать вторая и третья трактовки. Ноосферное качество (свойство) - способность информационных структур сохранять и приумножать целостность и жизнеспособность биосистем. Ноосфера как отношение познается на уровне ноосферного закона, сущность которого заключается в отборе такой информации, которая порождает энергию, последняя генерирует вещество, в том числе и качественно новые формы.

И. В. Дмитриевская выделила два возможных направления формирования ноосферного сознания. Первое, экстенсиональное, связано с увеличением роли гуманитарного знания в системе образования. Второе, интенсиональное, - с выявлением и усилением ноосферной составляющей в преподавании любых наук. Ноосферное сознание реализуется в ноосферной деятельности, которая предоставляет «процесс преобразования природы, общества и личности на основе познанного объективного закона, процесс созидания «второй природы», техники». Ноосферную деятельность составляет созидающий компонент человеческой практики, то есть деятельность, направленная на сохранение приумножение жизни на Земле и в Космосе.

В исследованиях Г. С. Смирнова на основе системно-философского, философско-культурологического и философско-универсумного подходов рассмотрены процессы становления ноосферного сознания. Дан его анализ с позиций ноосферноэкологического и универсумно-ноосферного видения мира. Феномен ноосферного сознания представлен в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и праксиологическом аспектах. Ноосферное сознание рассмотрено в контексте ноосферного универсума, который позволяет совместить общенаучный и философский уровни анализа континуума реальности, преодолеть жесткий гносеологический подход к формам взаимоотношения «бытия и сознания», «субъекта и объекта», «внешнего и внутреннего», «человека и среды».

Для раскрытия феномена ноосферного сознания вводится представление о синтетическом континуальном системном ноосферном знании, имеющем структуру, задаваемую не только достижениями современной научной мысли, но и мировой культуры. Г.С. Смирновым выдвинуто положение о глобальном и общечеловеческом характере ноосферного сознания. Обоснованы идеи о том, что ноосферное сознание цивилизованного человечества представляет собой системообразующий фактор становления ноосферы, что становление ноосферного сознания - это способ самоорганизации ноосферной сверхсистемы.

Ноосферное сознание рассматривается Г. С. Смирновым как «действительное единство экологического глобального общечеловеческого и культурного сознания цивилизованного человечества». К числу важнейших сторон процесса становления ноосферного сознания он относит, во-первых, уход от крайностей техносферного сознания в результате всеобщей экологизации материальной и духовной жизни общества; во-вторых, движение от экологического сознания (как вида общественного и индивидуального сознания и одновременно как нового типа единого планетарного сознания человечества) к ноосферному сознанию; в-третьих, закрепление движения от космизации и планетаризации сознания к его реальной глобализации, постепенному переходу от онтологического и гносеологического к ценностному и праксиологическому измерениям сознания; в-четвертых, существенное изменение в содержании сознания, ускорение роста масштабов общечеловеческих составляющих различных видов сознания в этнонациональных его формах и профессиональных спецификациях.

Ноосферное сознание есть отражение процесса формирования ноосферы, но одновременно - оно есть причина становления ноосферы. Фактически сейчас человек и его ноосферное сознание определяют современные тенденции формирования ноосферы. Становление ноосферного сознания в мировом сообществе идет зигзагообразными путями, что в полной мере относится и к российскому обществу. С точки зрения Г. С. Смирнова, первой особенностью становления российского ноосферного сознания является сильная укорененность языческого «природосообразного» видения мира. Вторая особенность становления ноосферного сознания проистекает из того, что оно кристаллизуется на «осевом времени православия». В исторических формах православия можно выделить этапы развития «софийного», «богочеловеческого», «всеединого» (а значит по существу ноосферного) отношения человека к миру. Пространство ноосферного сознания строится на осях и других противоречий - коммунистического и эгоистического, коллективистского и индивидуалистского, планового и рыночного, экологического и гуманистического, локального и регионального, национального и общечеловеческого.

Ноосферное сознание, по мнению А. М. Буровского, включает в себя несколько аспектов: 1) научное сознание (готовность определять границы своей компетентности, получать и верифицировать знания, правильно применять их в жизненной практике); 2) феноменологическое сознание (отношение ко всем естественным и социальным организмам как к живым); 3) экологическое сознание (понимание органического единства мира); 4) гуманистическое сознание (понимание ценностей каждой культуры, каждой личности и каждого природного организма, уважительное отношение к ним, понимание того, что любые ценности возникают при совместном труде; покровительственное отношение к животному и растительному миру, к неживой природе); 5) вселенское сознание (понимание взаимосвязи любых местных и глобальных проблем; готовность к совместной работе над решением глобальных проблем).

Ноосферное образование должно заложить основы и указать ориентиры выживания человечества. Нахождение его механизмов связано с духовным, нравственным совершенствованием человека. По словам Д.С. Лихачева, «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Е. Н. Трубецкой отмечал, что «человек не может оставаться человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну».

Какой должна быть «поддерживающая нас духовная основа» (В.И. Вернадский)? В условиях противостояния религий, полемики различных политических и экономических систем в мире единственной объединяющей основой может стать методология выживания и мировоззрение антропокосмизма, ориентирующее на диалог с природой, духовно-нравственное совершенствование человека.

Не противоречит вышеизложенным позициям, а скорее согласуется с ними, так называемый «постнеклассический подход» к определению философско-методологических основ современной системы образования. В соответствии с этим подходом, в изменяющемся мире, где будущее не может быть с точностью предопредопределено, а настоящее имеет несколько потенциальных линий развития развития, ведущую роль играет творческое начало. «Человек, как субъект знания, обладающий новым для биосферы уровнем духовной организации способен путем нравственных и интеллектуальных усилий создавать точки ветвления будущих путей развития биосферы и выхода из состояния динамического хаоса, экологических и социальных катастроф».

Ноосферное образование нуждается в глубоком педагогическом обосновании. В настоящее время научно-теоретические основы ноосферного образования разрабатываются рядом ученых различных вузов и научных организаций страны. В Российской академии естественных наук в составе секции «Ноосферные знания и технологии» образовано отделение «Ноосферное образование» (Н. В. Маслова, И. В. Курбатова, Н.Б. Миронова, В. М. Назаренко и др.). Его основными структурами являются: Совет директоров ноосферного образования учреждений России, Независимый Межакадемический Совет Ноосферного образования.

Отделение ведет работу в ряде вузов страны (Международный независимый эколого-политологический университет, Московский государственный университет, Нижневартовский педагогический университет). Оно реализует программы «Ноосферное образование Москве», «Психологическая реабилитация», «Психологическая реабилитация детей с нервными заболеваниями», комплексную программу психолого-педагогической реабилитации детей и подростков.

Разработана и готовится к внедрению концепция ноосферной школы, ведутся работы по ее созданию. Внедряются учебники биологически адекватные психофизиологическим возможностям учащихся.

Отделение занимается подготовкой кадров в рамках действующего семинара «Ноосферное образование», организует конференции по данной тематике. В 1999 году РАЕН совместно с Международным независимым эколого-политологическим университетом и ЮНЕСКО провела конференцию «Мышление XIX века и образование», посвященную проблемам ноосферного образования.

 

АВТОР: Панкрушина А.М.