06.04.2012 5153

Реализация идей ноосферного образования в современных учебно-воспитательных учреждениях разного типа

 

«Ноосферная школа» в Красноярске. Первая ноосферная школа в России была создана в Красноярске в 1989 году авторским коллективом под руководством А. М. Буровского. Им были экстраполированы на область практической педагогики идеи ноосферологии и космической философии в целом.

Для реализации проекта была создана лаборатория «Ноосферная школа» при КК ЦНПКПК, а затем научно-методический Центр ноосферно-экологического образования при Октябрьском РОНО г. Красноярска. Программы «Ноосферной школы» ведутся в нескольких школах города, а также в г. Боровске Калужской области.

В 1996 году Главным управлением народного образования при Администрации Красноярского края создан Инновационный комплекс «Ноосферная школа», предполагающий формирование сети педагогических площадок на всей территории края. В рамках проекта проводились конференции «Ноогенез и образование», организовано Сообщество педагогов и ученых-ноосферологов.

В создании «Ноосферной школы» участвует большое число педагогов, среди них Е. В. Буровская, Е.В. Голубцова, А. С. Новобранцев, Л.А. Шевырногова и др. Концепция школы и идеи ее внедрения в образовательном процессе неоднократно публиковались.

В 1995 г. «Концепция ноосферной школы» была рекомендована А. Г. Асмоловым «применительно к условиям г. Красноярска» как «действительно оригинальная концепция развития в контексте «биосферно-ноосферной парадигмы». Она «представляется удачной для формирования нового типа мышления - ноосферного, которое позволит успешно решать задачи становления устойчивого эколого-безопасного общества в России», - подчеркивали рецензенты Экологической академиии г. Москвы. Ноосферно-экологический институт РАУ отметил «важность внедрения философии русского космизма и идей В. И. Вернадского во всех сферах образования, а особенно в среднем звене общеобразовательной школы».

Появление данной альтернативной школы было обусловлено необходимостью создания современной экологосообразной культуры, без которой человечество в условиях угрозы экологического кризиса не может существовать. Школа ставит своей целью «самоопределение ученика как «ноосферного человека».

«Для ноосферной цивилизации, - пишет А. М. Буровский, - необходима ноосферная культура и носитель ее - ноосферная человеческая личность». Ноосферную культуру, по его мнению, составляют: сознание своего единства с мирозданием; сознание единства человека и человечества; сознание единства глобальных (в том числе космопланетарных) проблем, и локальных, даже индивидуальных проблем; приоритет диалога над господством (в том числе господства над миром вне человека); приоритет сохранения над приоритетом изменения ландшафтов; приоритет познания над обладанием.

Философским основанием концепции «Ноосферной школы» стала теория Всеединства, разработанная в начале XX века русскими космистами (П. Флоренский, В. Соловьев, С. Булгаков и др.). Натурфилософским основанием стало учение о биосфере и переходе ее в ноосферу В. И. Вернадского. Концепция ноосферы и ноогенеза предпочитается автором другим близким по содержанию ввиду того, что она «наиболее полна и отвечает требованиям текущего момента. На ее основании легче всего строить «школу завтрашнего дня».

Культурологическим основанием концепции стало представление о необходимости привести в состояние баланса два онтологических бытия человека «Я и мир» и «Я - мир». Первое констатирует «пребывание «вне» мира в целом и оно доминирует в сознании людей. Второе отражает идею целостности человека и мира. Философский и культурологический аспекты ноосферного образования раскрыты в докторской диссертации А.М. Буровского «Возникновение и проблематика антропоэкологии».

В основу концепции «Ноосферной школы» легли следующие положения ноосферологии. Общая и главная тенденция развития земного шара - появление все более сложноорганизованных систем. Главное направление развития самой жизни - усложнение организмов, которые независимы от внешней среды, способны к индивидуальному поведению. Основное в этом процессе - развитие головного мозга, способного воспринимать и обрабатывать информацию.

И живое, и мыслящее вещество концентрируется в ландшафтной оболочке Земли. Именно в ландшафтах происходит превращение космической энергии Солнца в земные виды энергии, трансформация вещества и энергии, идут основные энергетические и геологические процессы. С появлением человека уже его деятельность определяет ход происходящего в биосфере.

Перерастание биосферы в ноосферу, а биогеосферы в антропосферу - это естественный процесс, который сам по себе нельзя оценить ни как хороший, ни как плохой. Человек строит целую систему антропогенных ландшафтов, в которых солнечная энергия аккумулируется удобным для него образом. Пока человек поддерживает эти ландшафты в стабильном состоянии, все в порядке. Он извлекает из них необходимые вещества и энергию, накапливает их и использует для самых различных целей. Вся остальная природа зависит от того, что делает человек. Если культура, которая создала именно эти ландшафты, внезапно исчезнет или начнет деградировать, то ландшафты могут погибнуть. И если на месте антропогенных ландшафтов не восстановятся полноценные естественные, то появляются пустыни или бэдленды, происходит нарушение нормального переноса вещества и энергии.

Ноосферная концепция рассматривает формирование экологосообразной культуры постиндустриального общества как естественные действия мыслящего существа, стремящегося управлять ситуацией. Сознательная деятельность человека есть проявление эволюционных закономерностей, выступает, как стремление вещества осознать себя и как тенденция вещества к самоорганизации и самоусовершенствованию.

Создание «ноосферной школы» рассматривается А. М. Буровским «как естественное продолжение и развитие российской культурной традиции и как становление одного из наиболее перспективных видов гимназического образования».

Продолжая культурные традиции российского образования ноосферная школа в своей деятельности исходит из принципа историчности. Этот принцип реализуется в трех плоскостях: философской концепцией является направление русского космизма (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и др.), сформировавшееся в конце XIX века и имеющего глубокие корни в прошлом; содержание учебных предметов исторично в логике зарождения и развития знаний о каком-либо объекте (космос, Земля, человек, растение, животное, текст (слово), вещество, тело); метод подачи и обсуждения учебного материала - генезисный, направленный на поиск первопричины явления и изучение различных форм реализации в ходе истории (появление и развитие языка, зарождение и распространение животных и растений на Земле и т. п.).

Сотрудники лаборатории «Ноосферная школа» придают большое значение предметной историчности в формировании исторического сознания школьников. Историосообразное функционирование школы рассматривается как форма воспроизведения культурных традиций России. Осознание человеком себя как частицы истории (естественной истории и истории людей) создает предпосылки и активного отношения к будущему.

В лаборатории созданы специальные курсы, направленные на историческое восприятие действительности: «Естественная история», «История человека на Земле», «Появление и превращение веществ», «Формирование и взаимодействие тел», «История царства животных», «Природа и культура».

Программа словесности, например, предполагает формирование целостного представления о языке как системе, о языковых единицах как разноуровневых явлениях, о языке как культурном феномене. Курс нацелен на обучение активному владению речью во всех ее видах. Курсы фольклора, литературы, интегрированные с курсами истории, языкознания обеспечивают широкий взгляд на отдельные произведения, литературные направления, общие закономерности развития культуры.

В целом, как отмечает учитель «Ноосферной школы» А. С. Новобранцев, историческая рефлексия бытия, положенная в предметный цикл ноосферной школы состоит в формировании и взаимодействии нескольких логик: 1) логика событийности (пространственно-временное соотнесение); 2) логика развития мировоззренческого содержания (понятия, теории, идеи, концепции, культурные нормы, нравственные установки и другие формы сознания); 3) логика смены форм, чрез которые проявляется содержание определенной эпохи; 4) логика перехода от одного культурно-исторического этапа к другому, в основе которого лежит смена системы ценностей.

А.М. Буровский выделяет возрастную периодизацию в плане последовательного формирования отношения к миру. Представления об этапах развития ребенка, предложенные концепцией, «связаны не с развитием структуры мозга и не с типом ведущей деятельности, а со способами усвоения, присвоения и освоения мира».

На первом, младенческом этапе происходит отождествление себя и мира, ребенок не может еще вычленить себя из окружающего. Господствует восприятие: «Я - мир».

На втором этапе ребенок отделяет себя от мира, но продолжает воспринимать мир целостно, как единый феномен. На смену восприятия «Я - мир» приходит «Я и мир».

Начиная с 9-10 лет, на третьем этапе, ребенок осознает свою способность к освоению мира, к установлению причинно-следственных связей, закономерностей. Возникает доминанта: «Я могу познать мир». Причем прежние доминанты не исчезают, они просто становятся частью новых. И подросток, и взрослый на всех этапах развития может стать с миром в отношения «Я - мир» и «Я и мир».

На четвертом возрастном этапе (12-13 лет) подросток утверждается в своей способности воздействовать на мир, изменять какие-то элементы действительности. Появляются доминанты: «Я могу изменить мир» и «Я могу объединиться с другими для изменения мира». Естественно, это не отменяет «Я могу познать мир».

На пятом возрастном этапе (15-16 лет) подросток приходит к отношению, характерному для взрослого человека: «Я могу познать мир, изменить мир, познавать миром; я ответственен за мир».

До вступления детей в четвертый возрастной этап они знакомятся с концепцией на самом адаптивном уровне, включаются в моделирование действительности без строгих ограничений со стороны научной действительности. В игровой форме обсуждаются глобальные проблемы истории Земли, придумываются законы жизни Вселенной. В школе I ступени ведется подготовка детей к введению синтезных интегрированных предметов, показывающих мир как единое целое.

Ноосферизация образования в школе II ступени выражается в преподавании как интегрированных курсов, позволяющих получать более цельные предметные знания, так и узких предметных курсов академического типа.

Интегрированные курсы «Глобальные проблемы современности», «Основы экологии», «Антропология», «Наш Земной шар» показывают взаимосвязь всех частей современной цивилизации, стремление людей принципиально к одним целям (но разными средствами), проявления в разных культурах одинаковых потребностей, необходимости учета жизнедеятельности других людей, их культуры, необходимости объединять усилия. Эти курсы способствуют, по словам А. М. Буровского, «становлению вселенского сознания на логическом уровне, на внелогическом оно уже существует».

Основные методы обучения - лекции, уроки-беседы, а также семинары, диспуты, коллоквиумы. В ноосферной школе особое внимание уделяется приобретению знаний в ходе исследовательской работы с опорой на лекционный курс программ. В учебно-воспитательный процесс входят экспедиции и свободная работа детей в лабораториях.

В работу экспедиций дети включаются в подростковом возрасте. Они происходят в летнее время, поэтому за счет экспедиций срок каникул становится меньше. Дети могут участвовать в целевых походах или палеонтологической, археологической, экологической экспедициях. В ноосферной школе создана собственная концепция антропологической экспедиции.

В школе функционируют лаборатории и клуб, в которых происходит обработка привезенных из экспедиции материалов. Экспедиция решает действительно актуальные и полезные для науки проблемы. Ее целью становятся: выяснение ареалов животных и растений и воздействие на эти ареалы человеческой деятельности, проведение археологических раскопок, изучение истории данной деревни или района, выяснение режима местного землепользования или психологии населения.

Работа с выпускниками строится согласно проявившимся сферам интересов. С определившимися в сфере антропоэкологического цикла ведутся индивидуальные занятия: в экспедицию юноши приходят со своими планами исследования и выступают в роли помощников старших.

«Ноосферная школа» А. М. Буровского постулирует комплексный подход к воспитанию и обучению. Авторы концепции стремятся не только к тому, чтобы ученики приобрели знания. Для решения задач нооферного образования, считают они, исключительно важно самоопределение ученика как «ноосферного человека», единство его знаний в области теории, убеждений и жизненной практики.

«Ноосферная школа» стремится сформировать «определенный тип человека, иначе осмысливающего мир, чем современный носитель культур европейского круга» Для него «любые способы освоения действительности нормативны».

Школа А. М. Буровского делает акценты на активной лабораторной и экспериментальной деятельности учащихся. Появляется возможность познавать природную и социальную действительность разными средствами и с разных сторон. Школьники овладевают социальным опытом общения, строят отношения в процессе работы, контактируют с другими коллективами: научными, организующими исследование, и производственными, работающими на местности.

Только в деятельности, отмечается в концепции, можно узнать о сформированности у человека необходимых качеств и черт характера. Наличие экологического сознания устанавливается по поведению человека, особенно в экспедиции, в работе с природными системами разного уровня. Гуманистическое сознание проявляется в умении руководствоваться договорными нормами, в уважении к культурным нормам и убеждениям других людей. Феноменологическое сознание определяется способностью видеть разные стороны объекта разными способами. Наличие вселенского сознания определяется умением видеть связи разных объектов и событий.

Особая роль отводится в ноосферной школе воспитателю и школьному психологу. В концепции воспитатель рассматривается как «человек, создающий в классе социальность, основная работа которого - общение с учителями, учениками, родителями. Воспитатель - менеджер и технический директор класса в ноосферной школе».

Школа-комплекс «Ноосферная школа» в г. Иваново.

Апробация и внедрение ряда программ красноярского проекта «Ноосферной школы» происходит в школе-лицей № 6 г. Иваново.

С 1996 года лицей работает совместно с Ивановским государственным университетом в комплексе «Ноосферная школа», что обеспечивает непрерывность ноосферного образования. Задачей комплекса является проведение совместного научно-методического эксперимента по созданию программ, методических разработок и учебных пособий для внедрения в школьный и вузовский процесс ноосферной парадигмы образования. Работа комплекса предполагает следующие направления: 1) разработка новых спецкурсов, способствующих экологизации и гуманизации образования; 2) наработка новых педагогических технологий; 3) совершенствование педагогического мастерства учителей лицея.

Создан творческий коллектив ученых, поддерживающих содержательную часть проекта и осуществляющих различные формы научной поддержки инноваций. Среди них профессора Г. А. Засобина, В.А. Исаев, В. В. Костров, Г. С. Смирнов, С. Г. Смирнов, С. А. Страшнов, доценты А. В. Брагин, А. Н. Петров, А. С. Турчин, М. П. Шилов.

Директор ноосферного лицея В. Г. Сухарева отметила следующие его специфические черты. Среди них: ориентация на гуманитарные, культурологические, а не социоестественные доминанты: 1)на младшей ступени - развивающее обучение плюс формирование эвристического (творческого) художественного (эстетического) сознания; 2) от младшей к средней: закрепление творческих задатков, погружение в культуру средствами гуманитаризации; 3) введение логики, начал философии, культурологии на средней ступени образования; 4) изучение в рамках «Человековедения» учения В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, о планетарном характере научной мысли и человеческой культуры; 5) формирование у учащихся глобального и общечеловеческого сознания при наличии сильного регионального компонента содержания образования.

В ноосферном лицее предполагается комплексная экологизация образования, через: 1) внедрение экологических моментов в преподавание всех предметов; 2) проведение исследовательской практической работы по изучению локальной экологической среды обитания; 3) введение интегрированного курса «Человековедение», начиная с начальной школы, имеющего мировоззренческое значение; 4) использование средств гуманитарных наук для экологизации сознания.

В учебном плане лицея выделяется три цикла дисциплин: культурологический, человековедческий и экологический. Блок культуроведения включает в себя историю и теорию культуры, начала философии, логику, эстетику, этику, искусствоведение. Данные курсы представлены в виде интегрированных программ. Так, с 1-го по 3-й класс изучается курс «Народная культура», «Немецкий язык и немецкая культура», «Французский язык и французская культура» вводятся с 5-го класса. Материал языковой в этих курсах тесно связан с культурологическим.

В рамках человековедческого цикла в начальной школе апробировались курсы «Познай себя», уроки развития. В средней и старшей ступени - «Психология общения», «Введение в социологию», «Основы общей психологии», тренинги общения. Центральное место в этом цикле занимает блочно-модульный курс «Человековедение» (автор В. Г. Сухарева). Курс преподается с 1 по 11 классы и включает в себя несколько блоков: этикет, психология, валеология, логика и эстетика. Принцип построения материала - концентрический. В 10-11 классах - это связанные друг с другом спецкурсы «Социология», «Валеология», «Философия», «История культуры». Они ведутся в рамках «Человековедения» преподавателями вузов и интегрируют полученные знания в целостный блок.

Циклы экологических, природоведческих дисциплин включает следующие основные курсы: «Биология и экология», «Химия и экология», «География и экология». Данный блок является важной частью комплексной программы экологизации предметов естественнонаучного цикла, целью которого может быть создание целостного представления об экологической системе и месте человека в ней.

Важнейшей частью обеспечения разработки программы образования является совместное исследование учителями, учеными и студентами вузов г. Иваново (ИвГУ и ИГХТА) экологической ситуации в микрорайоне, районе, городе, области, а также проведение конференций по ноосферной тематике. В 1997 году прошла научно-методическая конференция «Предметно-содержательное и психолого-педагогическое обеспечение становления ноосферной школы», в 2001 году - «Ноосферное образование в России».

Воспитательный процесс ноосферной школы построен на тех же трех циклах дисциплин, что и образовательный: культурологическом, человековедческом и экологическом. В рамках первого цикла в школе работают: театральная студия, хореографическая студия, две студии ИЗО, студия вязания, вышивания, оригами, музыкальная студия. Важное место отводится экскурсиям по историческим местам. В воспитании экологического сознания отдается приоритет живому общению детей с природой.

Ноосферными школами признается необходимость системного подхода к воспитанию и обучению, постулируется единство теоретических знаний учащихся, делается акцент на активной лабораторной и экспериментальной деятельности. Учреждения, работающие в русле нооосферной парадигмы, стремятся к созданию открытого обрзовательного пространства ставят важнейшей задачей воспитания и обучения формирование социального, жизненного опыта.

В целом, ноосферное образование в настоящее время имеет преимущественно сциентическую направленность. В разработке его теории и практики наблюдается переоценка роли знаний в образовательном процессе и слабо представлен воспитательный аспект, что противоречит идеалам, целям представителей русского космизма. «Лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей, - по мнению А. Печчеи, - можно добиться изменения ориентированной на материальные ценности человеческой цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей». Развитие человеческих качеств и способностей осуществляется путем воспитания. Потому ноосферное образование, ориентированное на выживание человечества, должно рассматривать приоритетной задачу воспитания над обучением.

Ноосферная школа должна, прежде всего, научить способам взаимодействия человека с миром, а знания могут быть средством, а не целью, приобрести мировоззренческий и чисто прикладной характер. Ребенок нуждается не только в предметных знаниях, но и в определенном жизненном опыте, который помог бы ему в дальнейшем быть более эффективным в природной и социальной среде.

Существует необходимость в ноосферной школе практико-ориентированного, деятельного характера. Можно говорить о ноосферной школе как школе-производстве, школе-лаборатории, школе-микрообществе (по В. Спартину). К этому идеалу приближаются так называемые ноосферные поселения, формирование и становление которых происходит в ряде регионов России (эко-ноосферное поселение Международного центра планетарного мышления и экологии человека «Образование и культура ради мира» на оз. Байкал, сеть ноосферных поселений, создаваемая решением международной конференции «Междисциплинарного взаимодействия при исследовании фундаментальных и прикладных проблем ноосферного развития» (Борок-2000).

Другие формы реализации идеи ноосферного образования. Различные модели ноосферизации отрабатывают школы № 890, № 1927, негосударственная гимназия «Талисман» г. Москвы, гимназия № 2 г. Мариинска, ноосферная средняя общеобразовательная школа в г. Боровске Калужской области и центр психолого-педагогических проблем активного ноосферогенеза «Преображение» в г. Томске.

В контексте этого направления работают так называемые ноосферные студии. Они функционируют в школе № 16 Балашихинского района Московской области, в школе № 778 г. Москвы, в школе № 4 г. Вологды, в г. Электросталь, г. Железнодорожный. В марте 2001 года в Москве Ноосферный образовательный центр провел научно-практическую конференцию ноосферных студий. В апреле 2001 года прошел московский фестиваль студийцев.

Вклад в практическую реализацию антропокосмических идей вносит работа Хабаровского регионального общественного объединения «Ноосферное образование» и Международного центра планетарного мышления и экологии человека «Образование и культура ради мира» на озере Байкал.

Идеи русского космизма находят отражение в работе и других общеобразовательных учреждений. Теория В. И. Вернадского о ноосфере стала философской основой воспитательной системы «Ноосфера» школы № 26 г. Сарапул (Удмуртия). Психологические основания воспитательной системы - теория психоэлевации, гуманистические теории личности, психология отношений. Методические основания - методика коллективных творческих дел и технология индивидуального рефлексивного воспитания. Идея ноосферы стала ценностно-привлекательным смыслообразом воспитательного пространства школы

Многолетние исследования и просветительская работа в сфере образования, в учреждениях культуры и СМИ проводились Ноосфер-ным экспериментальным центром «ЭОЛ» (эволюция, общество, личность) в Москве. Один из его проектов - «Центр ноосферных знаний и культуры им. Ив. Ефремова», созданный в 1999 году. Своей целью организаторы Центра ставят осмысление диалектики В. И. Вернадского и И.А. Ефремова, разработку комплексных научных, образовательных и культурных программ для формирования ноосферного мышления и подъема общественного самопознания, исследование взаимодействия природы и общества, попытки прогнозирования их развития.

С центром сотрудничают коллективы Государственного общеобразовательного лицея М.П. Щетинина (пос. Текос), физико-математической школы-гимназии № 15 Федерального Ядерного центра (г. Саров) и другие организации. Среди проектов Центра ноосферных знаний и культуры (1999-2004 гг.): «Школа будущего» (концепция И. А. Ефремова в сочетании с опытом А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинского, современных отечественных педагогов-новаторов), «Этика ноосферы» (международный эколого-ноосферный проект), Диалог культур «К берегам Ойкумены», «Академия Горя и радости» (научно-исследовательский социологический проект).

Выражением важнейших тенденций в развитии человечества: космизации, глобализации и экологизации явилось аэрокосмическое образование. Полная трактовка термина «аэрокосмическое образование» представлена в работах Е. П. Левитана, Г. А. Полтавца.

Увлечение молодежи космосом, его проблемами нашло широкое распространение во всем мире. Например, в США с 1984 года работает «Ассоциация молодых астронавтов», группы молодых астронавтов созданы в десяти тысячах школ. В 1988 году у нас в стране было создано аэрокосмическое общество «СОЮЗ». Его учредителями были ЦК ВЛКСМ, АН СССР, Главкосмос СССР, ЦК ДОСААФ, Федерация космонавтики СССР, Комитеты ССССР по народному образованию и науки и техники, Советский детский фонд им. В. И. Ленина, КМО СССР, ВПО им. В.И. Ленина.

Программы аэрокосмического образования реализуются в высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой специалистов по изучению ближнего и дальнего космоса, а также для подготовки специалистов в разных областях для формирования широкого мировоззренческого направления, в общеобразовательных и специализированных учебных заведениях в качестве интегрированных естественнонаучных дисциплин, которые ориентированы на гуманитарное и экологическое образование, развитие планетарного сознания, что позволяет формировать методологическую культуру в области естественных наук, обучать принципам решения проблем, системному подходу в анализе любого исследования.

В г. Н. Новгороде и Нижегородской области накоплен богатый опыт аэрокосмического образования. При Министерстве образования и науки Нижегородской области функционирует Центр аэрокосмического образования. Согласно исследованиям И. Ю. Порус, проведенным на базе Центра, а также НИРО, НГУ, НГПУ, НГТУ, школы № 2 г. Дзержинска, школ №№ 45, 134, 36, Технической гимназии г. Н. Новгорода, школьной научной секции Дворца творчества юных г. Саров система аэрокосмического образования обладает возможностями для развития личности, формирования ее познавательной самостоятельности и профессионального самоопределения. Реализация этой педагогической системы позволяет готовить специалистов новой формации, отчетливо представляющих себе картину мира в целом и владеющих теориями сложных самоорганизующихся систем.

Аэрокосмическое образование направлено на формирование космического мышления, представляющего собой синтез научного воззрения на строение и эволюцию Вселенной и представления о человеке как результате эволюции Вселенной, лежащих в основе богатых традиций русского космизма, а также новых достижений экологического и глобального образования.

В середине 90-х годов XX века в связи с распространением философии русского космизма получила развитие так называемая космическая педагогика. Калужские исследователи Д.М. Гришин, Г.П. Панарина определили ее, как раздел общей педагогики, призванный изучать формирование готовности человека к взаимодействию с Космосом, к деятельности по освоению и использованию космического пространства. Предметом исследования космической педагогики является формирование космического (планетарного) сознания и способов соответствующей деятельности. Космическая практическая педагогика осваивается в школах №№ 6, 9, 46, 48 г. Калуги. Работает Клуб юных космонавтов под руководством А.А. Воробья. Большую экспериментальную работу в школах и вузах города ведет Лаборатория по развитию и совершенствованию космического образования под руководством профессора В. В. Завьялова. Лаборатория создает авторские программы по космическому образованию.

Примером реализации идей космической педагогики может служить школа «Свободного развития», организованная в Черниголовке в 1993-1996 годы А.В. Хуторским. А.В. Хуторской своей задачей считает создание педагогики русского космизма и опирается при этом на работы представителей философско-религиозного направления. Исследование показывает, что в основе концепции этой школы лежат антропокосмические представления, идеи целостности мира и ноосферного развития.

Целью школы является формирование у ученика новых качеств саморазвивающейся личности, для которой «микромир подобен макромиру», то есть человек подобен вселенной. Одним из основополагающих для автора концепции школы «свободного развития» стало положение, основанное на идее П. А. Флоренского, который видел в познании особый род общения человека с познаваемым миром. А.В. Хуторской формулирует это так: «если человек в своем образе есть подобие мира, то смысл его образования состоит в единении с миром, во вселении в него». Отсюда и отношение к образованию не только как к процессу, а как к отдельной сущности, которая вместе с миром и человеком образует «диалектическую триаду»: «Человек. Образование. Мир».

Психологическим основанием концепции стала идея К. Р. Роджерса о «стремлении человека реализовать себя, проявить свои возможности». По отношению к творчеству, как основе формирования личности, по словам К.Е. Сумнительного, А.В. Хуторской близок к позициям развивающего и проблемного обучения. Он видит опору в трех интегративных способностях ученика (креативной, когнитивной и оргдеятельностной).

Автор вводит понятие «метапредмет». Опираясь на идею В. С. Соловьева о существовании в мире неких единых первооснов, А. В. Хуторской предлагает «первосмыслы» из которых, по его мнению, может быть сформирован любой предмет. Причем среди методов познания этих первосмыслов он выделяет те, которые, по его мнению, характерны для русских космистов. К ним относят: метафизические (озарение, созерцание, осмысление), физические (просвечивание мира, вживание в природу, сквозное мировосприятие), вслед за В. С. Соловьевым А. В. Хуторской предлагает использовать структурно-философский и образно-поэтические подходы.

Содержание образования в школе состоит из двух частей: инвариантной, задаваемой из вне в виде «метапредметов» и «первосмыслов», и вариантной, создаваемой каждым учеником. Каждая составляющая носит многослойный характер и ориентирована на «приращение и развитие внутреннего содержания образования ученика». Метапредметы задают культурно-научную рамку интегрированного знания.

В основе методики обучения - сопровождающее обучение, в процессе которого ребенок выстраивает свою образовательную траекторию на основе когнитивных, креативных и оргдеятельностных методов. Предполагается, что ребенок научится самостоятельному извлечению знаний и выражению своего понимания в присущей ему форме (через формулу, рисунок, оригинальный текст и т. д.). В школе используется «эвристическое погружение» при комбинировании классноурочных занятий свободной работой.

Школа свободного развития, как и «нооосферные школы» стремятся к формированию человека, иначе осмысливающего мир, чем современный носитель культур европейского круга, для которого «любые способы освоения деятельности нормативны».

 

АВТОР: Панкрушина А.М.