06.04.2012 2082

Системный подход в управлении многолетней подготовки дзюдоистов

 

Для исследования проблемы надёжности в многолетней подготовке дзюдоиста, весьма перспективным является системно-структурный подход, который предполагает, прежде всего, выявление специфических особенностей структуры деятельности спортсмена, куда входят: устранение трудностей ошибок, с которыми ему приходится сталкиваться при овладении отдельными звеньями и всей структурой этой деятельности. Важным условием изучения данной проблемы является формирование профессионально важных знаний, умений, навыков и воспитание личностных качеств, необходимых для овладения данной спортивной специальностью, в данном случае борьбой дзюдо.

Использование системно-структурного подхода к углублённому изучению деятельности спортсмена неразрывно связано с раскрытием общей структуры этой деятельности, выяснением объективных и субъективных условий, определяющих надёжность и эффективность выполнения необходимых структурных функций. Ориентация на цели специальной деятельности позволяет определить основные компоненты её структуры, установить состав и взаимосвязь необходимых действий, рассмотреть при этом различные способы их выполнения. В этой связи, применительно к виду специальной деятельности-борьбе дзюдо, оперативные задачи следует рассматривать, как некоторую дискретную совокупность, для которых имеется свои специфические функции. Исследованиям профессиональных структур и систем в спортивной деятельности посвящены следующие работы: В.Г.Бауэр; А.И.Берг с соавт.; И.В.Блаубер, В.Г.Юдин; П.Я.Гальперин; А.М.Годик; Д.Г.Зингиев, С.Н.Смоляр; Л.И.Лубышева; С.В.Малиновский; В.Л.Маришук, Л.К.Серова; А.С.Медведев; Д.Г.Миндиашвили, А.И.Завьялов; В.Д.Небылицин; С.Д.Неверкович; Н.Г.Озолин; К.К.Платонов; А.В.Родионов; А.Г.Станков; Г.С.Туманян, В.Л.Деменьтев; О.П.Юшков и др. Они раскрывают структурные компоненты и существующие между ними функциональные связи. Всё это необходимо, для, того чтобы мы могли перейти от распространённого в настоящее время автономного изучения исследуемых функций к целостно-структурному исследованию их в изучаемой спортивной деятельности - т.е. дзюдо.

Понятие «система» получило в 60-е годы распространение не только в психологии и технических науках, но и в исследованиях проводимых в спортивной деятельности, сам же по себе термин «система», как определённое понятие представляет собой отражение объективно существующего в вещах и событиях понимания их сущности.

По данным К.К.Платонова наука это система теорий, а теория-система понятий. С понятием “система” тесно связано понятие “структура”. Эти два понятия объединяются в системно-структурный анализ. Любая структура состоит из элементов и определённых связей между ними. К.К.Платонов считает, что в системно-структурном анализе следует выделять несколько этапов:

- 1-й этап - Рассмотрение какого либо психологического явления принимающегося за целостное. Это может быть или целая отрасль или определённая проблема; это может быть и отдельная личность, или одно определённое свойство; это может быть определённая деятельность или одно действие и т.п.

- 2-й этап - Выявление элементов этой целостности, так, например, если рассматривать деятельность, то такие действия её составляют, если личность, то какими свойствами она обладает.

- 3-й этап - Заключается в раскрытии наиболее общих связей между элементами системы: причинные связи, взаимозависимость и взаимовлияние.

- 4-й этап - Выявление необходимых подсистем или подструктур. Подсистемы или подструктуры, как и их элементы, объединяются понятием компоненты.

- 5-й этап - Сопоставление связей элементов между собой. Изучается связь подсистем и подструктур с целью установления генетической иерархии.

С.В.Малиновский в своих работах рассматривает тактическое мышление в спортивной деятельности с позиции системно-структурного подхода считает, что: одним из главных является метод, основанный на оперативных элементах рассуждения. Он заключается в том, что, поочерёдно предлагая, испытуемые «модули» тактических комбинаций в различных интерпретациях, он давал им возможность многократно мысленно моделировать тактические ситуации, создавая тем самым «гибкий» мыслительный стереотип. С.В.Малиновский считает, что наиболее разработанным в настоящее время является вопрос о воспитании у спортсменов различного возраста и квалификации познавательных интересов и высокого понимания значения усваиваемых знаний. Он считает, что одним из главных является вопрос мотивационной заинтересованности занимающихся определённым видом спорта, от чего зависит дальнейший успех спортсмена.

Обобщая, в некотором роде, мнения перечисленных выше авторов, следует отметить, что большинство из них рассматривает тактику следующим образом: Под спортивной тактикой они понимают теорию ведения спортивной борьбы, которая в соответствии с особенностями видов спорта проявляется в следующих формах: 1.-Индивидуальная тактика борьбы с непосредственными помехами со стороны соперника; 2.-С косвенным влиянием со стороны соперника; 3.-Противоборство соперников с непосредственным активным сопротивлением.

Подавляющее большинство методических пособий и учебников, где прямо или косьвено касаются проблемы тактической подготовки спортсмена, написаны по определённой схеме, и имеют во многом схожую структуру.

Большинство работ начинается с «основных или общих положений», описываемого вида спорта, в данном случае вида борьбы. Далее следует классификация тактики, наличие возможных тактических ситуаций. Далее тактические действия рассматриваются с позиции: «атакующей тактики», «тактики оборонных приёмов», и «элементарно возможные тактические приёмы». Как правило, эти методические работы начинаются с исторического очерка или предисловия, далее следует описание техники данного вида борьбы. Подробность описания техники (технических приёмов) и тактики (тактико-технических приёмов) зависит, как правило, от объёма и предназначения учебника или учебного пособия. За перечисленными разделами следует рассмотрение особенностей спортивной тренировки (основные положения), организация и проведение соревнований (их состав и оснащение). Довольно часто описываются правила соревнований с соответствующей терминологией и командами. Наиболее подробные учебники или учебно-методические пособия публикуют тексты с циклограммами или фотографиями технических приёмов и т.д.

Рассматривая спортивную деятельность, как «систему» в целом следует отметить, что её компонентами являются отдельные структурные элементы присутствующие в любом виде спорта, но имеющие сугубо специфическое назначение. Наиболее общими элементами «системы» тактической подготовки являются: 1. Организация спортивного состязания – все мероприятия, осуществляемые перед соревнованием для создания оптимальных условий работы; 2. Под ведением спортивного состязания – понимаются все действия, выполняемые спортсменом от начала до конца соревнований, их цель: достижение оптимальных результатов - завоевание победы; 3. Удержание высокой спортивной формы до конца соревнования, – т.е. рациональное использование своих психофизических возможностей.

Анализируя имеющиеся научно-методические и научно-исследовательские работы, в которых прямо или косвенно вырисовывается ряд задач касающихся основ системно-структурного подхода можно отметить:

- изучение многообразных форм проявления человека в различных видах спорта;

- наиболее полное использование возможностей человека в процессе спортивных соревнований;

- изучение практического применения тактико-технических действий в отдельных видах спорта с целью систематизации и установления логических закономерностей между компонентами системы.

Рассматривая теорию и методику тактической подготовки спортсмена-единоборца с позиции системно-структурного подхода можно выделить два основных типа системы - объективную и субъективную. В этом плане авторы считают, что любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно, строиться в соответствии с тактико-техническими знаниями, умениями и навыками, уровнем развития физических способностей, волевыми качествами, психофизиологическими и функциональными возможностями: С.В.Малиновский; А.В.Родионов; П.А.Рудик; Г.С.Туманян с соавт.; О.П.Юшков и д.р. Рассматривая тактические действия в психологическом аспекте С.В.Малиновский считает, что они являются продуктом сложных психомоторных процессов, протекающих совместно.

А.В.Родионов считает, что психомоторные процессы тактического действия совершаются в следующих главных фазах:

- восприятие и анализ соревновательной ситуации;

- мыслительное решение специальной тактической задачи;

- двигательное решение тактической задачи.

Следует сразу же отметить, что большинство перечисленных научно-исследовательских работ по теории и методике тактической подготовки рассматриваемой с точки зрения системно-структурного подхода строятся именно по такой схеме:

- восприятие тактической ситуации;

- переработка поступающей информации;

- мысленное решение тактической задачи;

- на основе выбора решения - двигательное действие.

Таким образом, все перечисленные психические и физические операции являются подсистемами (компонентами) в единой «системе» тактической подготовки спортсмена.

После выхода научно-исследовательских работ С.В.Малиновского им была разработана универсальная комплексная «система» тактической подготовки спортсмена, применимая к большинству видов спорта: начиная со спортивных игр и кончая единоборствами. На основе «системы» УКС автор предложил модель «специалиста», деятельность которого связана с применением решения и выполняемого наиболее оптимального действия в экстремальных условиях. Кроме этого, в состав УКС тактической подготовки, в качестве компонента входила система алгоритмизации позволяющая влиять на процессы мышления занимающихся с целью создания сложной системы «гибкого» стереотипа тактического мышления. Психологическая система «гибкого» стереотипа пригодна для всех видов спорта, в которых присутствуют экстремальные ситуации. Данная система действует на основе процессов интериоризации мыслительной деятельности спортсмена, при условии регулярного введения изменения тактико-технических ситуаций и зависящих от этого переключения на новый вариант решения.

 

АВТОР: Пашинцев В.Г.