06.04.2012 3736

Анализ отечественной практики формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса

 

Основной задачей анализа отечественной практики формирования опыта нравственного поведения будущих военных является уточнение представлений о содержании и структуре процесса формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса на историческом материале.

С.Л. Шпанагель, делая историко-педагогическом анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России, отмечает, что в истории деятельности кадетских корпусов дореволюционной России имеется целый ряд достижений, которые могли бы обогатить образовательный процесс в современных военных институтах, университетах, суворовских военных училищах и возрождающихся кадетских корпусах и кадетских классах общеобразовательных школ.

В кадетских корпусах императорской России сложилась уникальная практика нравственного воспитания, формирования опыта нравственного поведения воспитанников. Цели и задачи военного воспитания определяли его содержание. Как отмечает в своем исследовании Л.Н. Ховрина, анализ исторических документов и литературных источников показывает, что с середины XIX века в России существовало несколько подходов к определению содержания как военного так и общего воспитания. По мнению большей части военных педагогов, содержание военного воспитания должно было включать нравственное умственное и физическое воспитание. Этой позиции придерживалась и военная школа.

Нравственное умственное и физическое воспитание, определяя содержание военного воспитания и являясь его составными частями, по мнению военных педагогов рассматриваемого периода, должны быть вязаны между собой и одновременно участвовать в формировании личности офицера.

Большое влияние на судьбу кадетских корпусов оказал генерал-поручик И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который был назначен директором Сухопутного кадетского корпуса при Екатерине II. Следуя взглядам Ж.Ж. Руссо, главным средством нравственного воспитания, «воспитания сердца» Бецкой считал «вкоренения страха Божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. На основании анализа военно-педагогоческой литературы С.Л. Шпанагель считает, что И.И. Бецкой определил основы духовно-нравственного воспитания военной молодежи для своего исторического периода. Воспитателям предписывалось «иметь над вверенными им кадетами радетельное смотрение, дабы они во всех своих поведениях добродеяние, учтивость всегда чинили, а лжи и неверности и прочия шляхетству непристойные пороки у них весьма искоренены были». Духовно-нравственному воспитанию способствовали музыкальные занятия, танцы, без которых просто немыслимо было воспитание светского человека. Он предлагал также поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивым и сострадательным к бедности и несчастию. С этой целью устраивались, например, «праздники для бедных», где кадеты должны были прислуживать нищим, калекам и старцам, выслушивать их рассказы.

Несомненным условием высокого уровня учебно-воспитательной работы являлся тщательный отбор учителей и воспитателей. По мнению И.И. Бецкого, успех воспитательного заведения зависит преимущественно «от удачного выбора начальствующих и учителей, одаренных здравым разумом и благонравием и не заразившихся надутым видом и угрюмостью». «Без хороших воспитателей тщетны все предписания». Прежде всего, считал И.И. Бецкой, совершенно необходимо, чтобы все воспитатели и учителя «не только в науках были искусны, но и юношеству бы во всем примером служить могли». По словам М.И. Голенищева-Кутузова, «без толковых учителей совершенного офицера никогда произвести не можно». Многое в организации воспитательного процесса зависело от личности директора кадетского корпуса. И.И. Бецкой так определял, каким он должен быть: «Во главе управления корпусом должен стоять человек в воинских трудах состарившийся и искусный как в этих делах, так и в правилах, к гражданскому житию принадлежащих, трудолюбивый, кроткий, ласковый и обходительный, но в важных воинских упражнениях вид строгости имеющий». Не менее строгими были требования к отбору корпусных офицеров. В штаб-офицеры корпуса, то есть в старшие офицеры, необходимо избирать, по Бецкому, людей, «имеющих великие достоинства в рассуждении наук и нравственных качеств», все же корпусные офицеры вообще должны «знать воинское дело опытами нескольких кампаний». Поэтому к службе привлекались лучшие представители офицерского корпуса, которые могут подготовить достойную смену. Традиционно значительная часть корпусных офицеров набиралась из числа выпускников кадетского корпуса, хорошо представляющих особенности быта и психологии кадет и поэтому легко находящих с ними общий язык, без каких-либо осложнений устанавливающих более тесные, доверительные контакты.

Генерал П.О. Бобровский отмечал, что для успешного выполнения функций воспитателя офицеру необходим здравый ум, «практический такт и опытность, энергия и любовь к делу воспитания, известная степень нравственного совершенства, т.е. отсутствие таких отрицательных качеств, с которыми воспитатель может принести очевидный вред» Педагогическое мастерство командиров и преподавателей не рассматривалось как нечто врожденное, оно приобреталось постепенно, «серьезным изучением каждого воспитанника и умением на основании частных случаев делать общие логические выводы. Только серьезно наблюдающий воспитатель, постоянно анализирующий самого себя и следящий шаг за шагом за новыми душевными проявлениями своего воспитанника, может возвыситься да той глубокой проницательности в деле воспитания, которую, без сомнения, следует считать величайшим орудием успеха».

Говоря об организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах, следует отметить, что эффективность обучения и воспитания в них зависела и от полноты и глубины охвата воспитательным процессом всех сторон жизни кадет: учебы, быта и отдыха. Здесь немаловажную роль играло численное отношение количества кадет к числу их воспитателей и учителей. Анализ этого показателя, который делает в своей работе В.М. Крылов, на примере наиболее крупных кадетских корпусов приводит к выводу, что он на всех этапах их создания и развития оставался высоким.

К преподаванию в корпусе широко привлекались профессора Академии наук и учителя с педагогическим, а позднее и с университетским образованием; более тщательным стал отбор военных преподавателей и корпусных офицеров. Использовались в воспитательных целях и для расширения гуманитарных знаний корпусные музей и библиотека. Издавались корпусные литературные журналы с публикацией статей кадет и переведенных ими произведений европейской литературы. В результате Сухопутный шляхетный кадетский корпус становится не только престижным военным и учебным заведением, но и крупным центром образования и культурной жизни, подлинной «рыцарской академией». Велика заслуга в этом И.И. Бецкого, разработавшего для кадетского корпуса устав (1766 г.) - «твердые правила, по которым назначено принимать, воспитывать и обучать юношество благородное». Общий смысл этих правил заключался в том, что «воспитание в кадетском корпусе должно быть практическое, паче, нежели теоретическое, учиться юношеству больше от смотрения и слышания, нежели отвержения уроков».

Многие исследователи именно тщательным подбором преподавателей, назначением на эти должности людей незаурядных, передовых взглядов, умеющих работать с молодежью, в значительной степени объясняют тот примечательный факт, что среди воспитанников кадетских корпусов оказалось немало достойных сынов России, прославивших своими воинскими подвигами и благородными Отечество.

Определенную роль в формировании опыта нравственного поведения воспитанников играли поощрения и наказания. В «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» особо отмечается, что применение поощрений и наказаний должно быть оправданным и справедливым. В данной инструкции написано, что воспитательные награды должны применяться в заведении вообще с большою осмотрительностью и с единственною целью - укреплять в кадетах любовь к добру ради самого добра и стремление к труду и преуспеянию, отнюдь не поселяя в них алчности, самохвальства и кичливости перед товарищами. При надлежащем ходе воспитания, таковым условиям ближе всего отвечают следующие миры поощрения:

- более доверчивое и участное отношение воспитателя к известному воспитаннику;

- признание его успеха вообще или достоинства отдельного поступка;

- высказанное ему воспитателем или начальством при других воспитанниках одобрение;

- назначение отличным воспитанникам полезных в образовательном отношении подарков и доставление умственных и целесообразных удовольствий;

- похвальный отзыв о воспитаннике его родителям, ротному командиру и директору корпуса;

- особое доверие ближайшего воспитателя, других наставников и начальства заведения,

- удостоение лучших по нравственности и успехам в учении кадет VII класса к производству в звания вице-унтер-офицеров и вице-фельдфебеля.

При этом необходимо иметь в виду, что выражение воспитаннику похвалы за доброе его чувство вполне уместно лишь в тех случаях, когда оно сопровождается добрыми поступками, пожертвованием собственными интересами, самовоздержанием и трудом на пользу других, так как сущность эгоизма заключается не в недостатке добрых чувств, а именно в отсутствии добрых дел. В конечном же результате, каждый воспитанник должен быть приведен к искреннему убеждению в том, что лучшей для него наградой всегда будет служить собственное внутреннее сознание добросовестно исполненного долга.

Уставом 1766 года вводился порядок награждения лучших кадет золотыми и серебряными медалями, выдаваемыми в особо торжественной обстановке и от высокого имени. Вручение кадетам медалей способствовало развитию у них самолюбия, побуждало к соревновательности друг с другом. В качестве поощрительной меры осуществлялась также практика приглашения ко двору по воскресеньям лучших кадет старших возрастов.

В 1786 г. 12 лучших кадет впервые были награждены медалью «За прилежность и благонравие» - серебряный с позолотой знак с вензелем Екатерины И. Награжденные имели некоторые привилегии: они увольнялись в отпуск по праздникам, свободно входили в кабинеты своих командиров, обедали за отдельным столом, а кадеты обязаны были отдавать им честь при встрече, снимая головной убор.

При употреблении наказаний рекомендовалось, прежде всего, иметь в виду, что, побуждая воспитанников к исполнительности, они весьма часто оказывают вредное влияние на их характер и что воспитательное взыскание должно налагаться с исключительною целью исправления, не будучи ни в каком случае актом возмездия. Но исправление посредством наказания и удачный, при данных обстоятельствах, выбор меры возможны только при том условии, если степень виновности воспитанника раскрыта во всей полной, главные побуждения к проступку тщательно выяснены и нравственное настроение подлежащего взысканию, хорошо известно наказывающему лицу. Воспитанникам выносились следующие взысканиями:

- выговор, сделанный воспитаннику наедине или в присутствии его товарищей,

- неодобрительный отзыв о воспитаннике его родителям и начальству; лишение, права участия в общих играх и развлечениях, как и вообще тех прав, которыми кадет злоупотребляет или же не умеет пользоваться; постановка на штраф (на время не долее часа);

- высылка из класса (во время уроков лишь в случаях крайней необходимости);

- лишение одного блюда за обедом, ограничение его одним супом (не более двух раз в неделю), или же замена пирога и пшеничной булки ржаным хлебом;

- сокращение срока отпуска на несколько часов;

- лишение права на суточный отпуск, кратковременный арест (на срок, не превышающий 12-ти часов), только днем, с определенным выше стеснением в пище и непременно в одиночном для каждого арестованного помещении, под присмотром надежного служителя.

Более строгие меры взыскания, при безотлагательной в них необходимости, допускаются только с разрешения ротного командира или директора. Без необходимости все проступки кадет, выходящие из ряда обычных детских шалостей, как и проявления порочных наклонностей - по обстоятельном расследовании дела ближайшим воспитателем обсуждались в частных собраниях местного педагогического комитета, а в более серьезных случаях, могущих подвергнуть виновного исключению из заведения, подробно рассматривались комитетом в полном его составе. Определенные комитетом взыскания приводились в исполнение не иначе, как с утверждения директора, и состояли:

- в сбавке баллов за поведение,

- в большем стеснении права на отпуск,

- в более продолжительном и суровом аресте,

- в лишении вице-унтер-офицерского и вице-фельдфебельского звания, в лишении погон на платья,

- во временном отделении от товарищей под особым надзором, в случае безуспешности всех исправительных мер, в предназначении виновного или испорченного кадета к исключению из корпуса, на основании установленных правил.

Прогрессивно мыслящие директора кадетских корпусов решительно отказывались от физических наказаний как средства воспитания кадет. Ссылаясь на И.И. Бецкого, «исправления нравов скорее и удобнее можно достигнуть способами кротости, нежели строгостью и силой; ежели начальники, офицеры и учители питомцев своих наставлять будут с любовью и ласкою, а учить их станут больше разговорами и рассуждениями, то юношество великие окажет во всем том успехи». Этой же мысли придерживался и М.И. Голенищев - Кутузов: «Когда наказание становится частым и чрезвычайным, худые поступки умножаются».

Генерал П.О. Бобровский, анализируя опыт нравственного воспитания в юнкерских училищах, писал, что «дурное поведение, выражаемое в дурных наклонностях (ложь, обман) и других прегрешениях и пороках, происходит или от неправильного нравственного развития, или от несовершенств, привитых дурным воспитателем, слабостью духовных сил и т.д. Очевидно, что для исправления дурного поведения не помогут одни внешние меры: дисциплинарные наказания и награды, если воспитание не прилагает забот об исцелении от этих недостатков привитием хороших побуждений, больших совершенств».

Согласно «Инструкции», вся система употребляемых в заведении исправительных мер должна быть проникну та теплым участием к детям и тем характером единства, в котором собственно и заключается главная сила воспитательных влияний вообще. При обсуждении проступков кадет должно иметь постоянно в виду, что все меры взыскания, подчиняя их известным требованиям, отучая от дурных привычек и ослабляя предосудительные порывы, тем не менее оказывают, в деле нравственного воспитания только второстепенное, вспомогательное, лишь временно облегчающее надзор за детьми влияние; сами по себе, наказания неспособны действовать на внутреннее убеждение воспитанника, не могут изменить в желательном направлении склад его чувств и мыслей. Достигается это последнее только искренним сближением воспитываемого с воспитывающим, а на пути такого именно сближения большую опасность представляют все суровые, крутые, резкие, или же мелочные, случайные и часто повторяемые меры взыскания. Совокупность вышеприведенных указаний неминуемо должна привести каждого воспитателя к сознанию той истины, что, не ограничивая себя разумною мерою в употреблении взысканий вообще, он рискует, ради временного только облегчения некоторых частных сторон своей обязанности, затруднить себя в важнейшей стороне дела - в приобретении серьезного и прочного влияния на вверенных его попечению воспитанников.

Особое место в нравственном воспитании учащихся кадетских корпусов занимали различные воинские и кадетские традиции. В самом широком смысле под традициями понимают элементы социального и культурного наследия (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи), передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. Применительно к воспитанникам кадетских корпусов под традициями можно понимать такие наиболее существенные черты их военного, социального и нравственного облика, которые определялись, передаваясь от одного поколения кадет к другому, особенностями их воспитания и поведения.

О роли кадетских корпусов в воспитании лучших качеств и традиций кадет примечательно высказался бывший кадет - воспитанник Суворовского кадетского корпуса С. Двигубский: «Кадетские корпуса прививали любовь к отечественной истории, к своим армии и флоту; создавали военную касту, проникнутую лучшими историческими традициями; вырабатывали тот слой разношерстного русского общества, на костях и крови которого создавалась российская слава. Сама среда и обстановка воспитывали жертвенность: не пустыми словами в жизни кадет были: «сам погибай, а товарища выручай». На протяжении двух столетий Россия знала, кроме воинских героев и славных полководцев, сотни ученых, писателей, художников, поэтов, композиторов, мореплавателей, путешественников и даже подвижников и духовных пастырей, вышедших из кадетской среды - творцов великой, бессмертной российской культуры».

Своеобразным символом этих традиций стали девизы воспитанников кадетских корпусов, запечатленные в очерках, посвященных истории военно-учебных заведений, в гербах, в нагрудных знаках и жетонах. Так, например, девизом воспитанников Артиллерийского и Инженерного Шляхетного - 2-го кадетского корпуса стали слова: «Веру - царю, жизнь - Отечеству, честь - никому»; 1-го Московского императрицы Екатерины II кадетского корпуса - «Бойся Бога, чти царя, уважай власти, люби братий»; Нижегородского графа А.А. Аракчеева кадетского корпуса - «Без лести предан».

Другой традицией был высокий профессионализм выпускников кадетских корпусов. Выпускники кадетских корпусов значились командирами артиллерийских бригад, командирами конных рот. Накануне Отечественной войны 1812 года воспитанники кадетских корпусов составляли 14 процентов от офицерского состава русской армии, а с учетом выпускников Дворянского полка - 28 процентов.

Выпускники кадетских корпусов традиционно отличались образованностью и эрудицией, которые всегда были на высоком уровне наряду с прекрасной профессиональной подготовкой.

Одной из наиболее значимых традиций было чувство войскового товарищества. Длительное совместное пребывание в стенах кадетского корпуса, общий уклад жизни в значительной степени способствовали воспитанию кадет в духе коллективизма, товарищества, взаимной выручки сначала в период учебы в кадетском корпусе, а затем и во время службы в войсках, и особенно в боевой обстановке.

Доброй традицией кадет стало передаваемое от одного поколения к другому особое отношение друг к другу, воспитанное на основе длительного совместного пребывания в учебном заведении с хорошо поставленным процессом обучения и воспитания. Об этом емко написал бывший кадет Ф.Н. Глинка: «Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближайшие родные. Кто же такие эти прекрасные люди? Кадеты! О, как полезно общественное воспитание! Никакие уставы, никакие условия общества не могут произвести таких твердых связей между людьми, как свычка с ранних лет. Со воспитанники по сердцу и душе встречаются везде с непритворным сердечным удовольствием. Как сладко напоминать то время, когда между богатыми и бедными, между детьми знатных отцов и простых дворян не было никакой разницы, когда пища, науки и резвости были общими, когда, не имея понятия о жизни и свете, мы так сладостно мечтали о том и другом! Помнишь, как повторяя слова Екатерины, что корпус кадетский есть рассадник великих людей, мы любили воображать себе, что все до одного будем полезны Отечеству».

Традиционно важным элементом воспитания нравственных качеств кадет было активное использование в воспитательном процессе корпусных музеев, художественных библиотек, драмкружков, выпуска литературных журналов, приобщение кадет к художественным ремеслам. Особое место занимала традиция отслеживать судьбы воспитанников - георгиевских кавалеров, устанавливать мемориальные доски в честь особо отличившихся и так называемые «черные доски» с фамилиями погибших в боях и кратким описанием обстоятельств их гибели.

В период руководства Сухопутным корпусом И.И. Бецким и графом Ф.Ф. Ангальтом при обучении применялись наглядные, практические методы, в том числе и игровые. Стена корпусного парка по распоряжению Ф.Ф. Ангальта была расписана афоризмами, пословицами, поговорками. Это способствовало непроизвольному усвоению правил поведения, моральных принципов и необходимых для воинской службы сведений.

В своем исследовании духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России С.Л. Шпанагель отмечает, что в XVIII - XIX веках происходит значительное совершенствование данного процесса. Важные решения в развитии духовно-нравственного воспитания связаны с именем Екатерины II. В 1762 году она утверждает «Устав артиллерийского и инженерного шляхетского корпуса», где были отражены требования к уровню подготовки кадет и к их нравственности. Выпускник кадетского корпуса в своем положении был поставлен в прямую зависимость от успехов в обучении и поведении.

С 1783 года Артиллерийским и инженерным шляхетским кадетским корпусом командовал генерал-майор П.И. Мелиссино. Он не замыкался на военной службе, проявлял глубокий и деятельный интерес к культуре. Во время его руководства в кадетском корпусе в дополнение к учебному процессу во время обеда специально подготовленные кадеты, меняясь каждый день, поочередно читали вслух воинские артикулы, указы и истории из газет.

Главным инструментом нравственного воспитания при П.И. Мелиссино являлось изучение Катехизиса - Закона Божия. Акцент был сделан на формирование культа знаний через понятие чести, как реальной практической силы и высокого нравственного достижения. Программа обучения исходила из того, что «корпус за долг почтет возбудить в кадетах чувства чести пристойным образом, дав им ощутительно знать, что добрые нравы награждаются почтением, развратные же, напротив, стыд и бесчестие влекут повсюду за собой».

Большое влияние на формирование высоких нравственных и командирских качеств у кадет - будущих офицеров того времени оказали идеи А.В. Суворова, который создал оригинальную и прогрессивную систему взглядов на способы обучения и воспитания. Он полагал, что решающее значение в военном искусстве имеет выучка командиров. «Каковы начальники - таковы и подчиненные». В суворовской школе впервые теоретически был обоснован принцип индивидуального подхода. При этом преобладающим методом было убеждение. Ясное и краткое «истолкование погрешности более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние».

9 апреля 1830 г. учреждается «Устав военно-учебных заведений 2-го класса». Одной из главных его задач была забота о нравственности кадет. На первое место ставилась задача воспитания честности, бескорыстия, справедливости. Многие новации в духовно-нравственном воспитании были связаны с именем Я.И. Ростовцева, который долгое время был начальником штаба военно-учебных заведений. По распоряжению генерала для оценки нравственного достоинства, а также успехов в учебе и дисциплине во всех военно-учебных заведениях вводится 12-балльная шкала, которая характеризовала знания кадет и их поведение. Нравственное достоинство кадет было принято определять баллами: 12 - поведение отличное; 11 и 10 - очень хорошее; 9,8,7 - хорошее; 6,5,4 - посредственное; 3,2,1 - дурное. Для оценки «нравственного достоинства» были введены аттестационные тетради, где отражалась информация о возрасте воспитанника, его вероисповедании, социальном положении родителей, хорошие и дурные поступки, меры поощрения и наказания, черты характера и склонности воспитанника, его взаимоотношения с товарищами, умение жить в коллективе.

«Инструкцией по воспитательной части для кадетских корпусов» офицерам-воспитателям предписывалось вести подробную письменную отчетность о каждом из кадет, порученных им отделений в специальных аттестационных тетрадях, составляемых по прилагаемой форме. Именная аттестационная тетрадь каждого кадета за все время пребывания его в корпусе постоянно сохранялась, как документ, своевременно пополнялась и ежегодно рассматривалась: предварительно ротным командиром и затем, по назначению директора, в местном педагогическом комитете. Для исправного ведения таковой отчетности все факты, сведения и замечания о каждом кадете, имеющие значение при его воспитании, должны быть аккуратно заносимы отделенным воспитателем в его частный дневник.

Для удобства при сравнительной оценке успехов в учении и поведении кадет была установлена двенадцати балльная система, причем высшая оценка собственно поведения воспитанников различных классов выражается нижеследующими предельными баллами для кадет: -1 и II классов - 7; - III класса - 8; - IV класса - 9; - V класса - 10; - VI класса -11;- VII класса -12.

Во всех представлениях о воспитаннике выставленный ему балл за поведение должен был сопровождаться кратким письменным отзывом воспитателя о нравственных качествах аттестуемого. За основание таких отзывов следовало принимать подробные сведения о воспитаннике, заключающиеся в его аттестационной тетради и в периодических отчетах воспитателя. Представления отделенных воспитателей о прибавке и снижении баллов за поведение каждому кадету рассматривались предварительно ротными командирами, затем обсуждались в частных собраниях педагогического комитета и утверждались директором.

Офицеры-воспитатели должны заботиться о том, чтобы кадеты, время от времени, письменно уведомляли о себе своих родителей, причем само заведение должно было оказывать посильную помощь тем из воспитанников, которые лишены средств отправлять письма на свой счет. Вместе с тем, отделенный воспитатель был обязан в назначенные сроки сообщать родителям или опекунам каждого из вверенных ему воспитанников письменные отзывы о его поведении и успехах, приглашая, в случае надобности, таковых лиц прийти на помощь заведению своим влиянием и участием в деле нравственного воспитания их сыновей.

Как одно из проявлений нравственной зрелости в юнкерских училищах выступало понятие воинской дисциплины. Воинская дисциплина рассматривалась как способность и желание подчиняться старшему по званию, и все это «есть признак выполнения своей обязанности, есть только долг службы, повелевающий подчинять свою волю воле и приказаниям другого человека, старшего, начальника».

В 70 - е годы XIX века Главное управление военно-учебных заведений начинает разработку методики нравственного воспитания гимназистов. В основе методики были следующие положения:

- Нравственное воспитание должно осуществляться постепенно, планомерно, с учетом возраста и развития воспитанников. Нельзя от них требовать того, чего они в силу своего возраста сделать еще не смогут.

- Каждое новое правило должно как бы вырастать из их предыдущего опыта. Бессмысленно добиваться от детей, что они сразу же стали вести себя как взрослые;

- Воздействуя на все отделение, воспитатель должен основываться в работе на индивидуальном подходе к каждому гимназисту;

- Воспитание должно строиться не только на подавлении отрицательных черт в характере и нравственности, а прежде всего на доверии к его положительным качествам;

- В воспитании должен превалировать метод убеждения, а не наказание.

Приказом от 22 июня 1882 года военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса. Были проведены следующие мероприятия: в кадетские корпуса был закрыт доступ разночинцам; гражданских воспитателей заменили офицерами; воспитанников по возрасту распределили по ротам; появились новые учебные пособия, программы и инструкции. Особое внимание в руководящих документах уделялось нравственности, праву и общежитию. Все добродетели делились на группы: мудрость, справедливость, мужество и умеренность.

На основе анализа отечественной практики формирования опыта нравственного поведения в кадетских корпусах представляется возможным выделить ряд социально-педагогических факторов изучаемого процесса:

- характеристики педагогов и офицеров, осуществляющих воспитательную деятельность (моральные качества, здравый ум, практический опыт),

- практика применения поощрений и наказаний (приоритет поощрений над наказаниями, эмоциональная инструментовка поощрений, оправданность взысканий),

- развитая система символов олицетворяющих нравственные категории, традиций товарищества и взаимопомощи, культивирование кадетской корпоративности,

- взаимосвязь нравственного и духовного воспитания, опора на тексты Священного писания,

- использование таких средств воспитания как шкала «нравственного достоинства», «праздники для бедных»,

- наличие в кадетских корпусах музеев и библиотек, которые широко использовались для информирования воспитанников по военно-исторической тематике.

 

АВТОР: Пашканова Н.А.