07.04.2012 2676

Предпосылки культурной идентификации школьников в процессе углубленного изучения обществоведческих предметов

 

Уяснение специфики культурной идентификации позволяет сделать вывод, что в процессе культурной идентификации учащихся особое значение приобретает реализация воспитательных потенциалов обществоведческих предметов. К обществоведческим относятся предметы образовательной области «Обществознание». Согласно Базисному учебному плану - основному нормативному документу, определяющему содержание образования, предметы образовательной области «Обществознание» представлены всеобщей и отечественной историей, обществознанием, географией.

Вопросам изучения различных аспектов изучения обществоведческих предметов традиционно уделялось значительное место в отечественной педагогической науке (А.Ф. Гартвиг, С.И. Гессен, П.В. Гора, Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский и др.). В последнее десятилетие появился ряд работ и исследований, в той или иной степени обращенных к вопросу гуманитарного образования (Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, А.С. Запесоцкий, М.С. Каган, Т.И. Петракова, М.В. Савин, В.В. Сериков, А.Я. Флиер, В.Н. Шапалов, С.В. Широ и др.). Анализ научных работ посвященных проблемам содержания обществоведческих предметов, нормативных документов позволяет сделать вывод, что содержательной основой предметов образовательной области «Обществознание» является гуманитарная культура, понимаемая как экзистенциально ориентированная система способов и результатов формирования и развития человеческой духовности (А.С Запесоцкий). В научной литературе существуют различные подходы к пониманию терминов «гуманитарный», «гуманитарность», связанные с различиями в осмыслении этого феномена, что в свою очередь обусловлено отличиями в понимании этимологии самого слова. Анализ работ, посвященных проблеме гуманитарности, позволяет нам выделить две основных точки зрения на происхождение термина «гуманитарность». Первая из них связывает генезис рассматриваемого понятия со словом «humanus» - человеческий или иначе имеющий отношение к человеку. Второй подход к пониманию гуманитарности основывается на происхождении слова от «humanitas» - человечность. Этимологические тонкости обуславливают различия в содержательном наполнении понятия «гуманитарность». С позиций первого подхода сущностным свойством гуманитарности является ориентация на восприятии человека в его целостности, обусловленной несводимостью человеческого бытия ни к форме жизни природы, ни к социальному феномену, ни к явлению культуры. Второй подход акцентирует внимание на образ человека как существа, «толкующего и понимающего свое бытие». В этом случае назначением гуманитарности является выращивание человеческого в человеке - формирование ценностно-смыслового ядра личности, служащего основой выработки жизненных целей и идеалов, мотивов выбора, смысложизненных решений. Нам представляется, что обозначенные точки зрения не противоречат друг другу, они акцентируют внимание на разных аспектах категории «гуманитарности». Первая из них рассматривает гуманитарность с точки зрения ее предмета, вторая - с позиций собственно воспитательного значения. В своей совокупности дают возможность максимально полного понимания этого феномена.

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что сущностная характеристика категории «гуманитарная культура» состоит в том, что она отражает антропоцентристскую детерминанту объективного мира и выражает собой всю множественность научных, культурных, социальных ценностей в их непосредственном сопряжении с сущностью человеческого бытия. По своей сущности гуманитарная культура определяет качественную характеристику образования, так как целостно, экзистенциально, обращена ко всему многообразию человеческого в человеке, способна задействовать личностные аспекты его жизнедеятельности. Гуманитарная культура обладает свойствами социальности, субъективности, диалогизма, культурологичности, плюралистичное, демократичности. Она существует в форме «текста», в котором воплощены способы и смыслы человеческого бытия, нравственные, эстетические, политические, религиозные и другие ценности.

В таком понимании содержание предметов образовательной области «Обществознание» обладает значительными потенциалами содействия культурной идентификации. Рассмотрение предпосылок культурной идентификации человека в процессе изучения обществоведческих предметов предварим высказыванием одного из крупнейших российских мыслителей XX века Д.С. Лихачева, который писал: «История - есть память народная, а без памяти нет совести». Нам представляется, что данная цитата отражает назначение истории, являющейся ведущим предметом цикла, как основного содержательного компонента процесса культурной идентификации. Уже Плутарх в своей книге «Сравнительные жизнеописания» отмечает, что история должна служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов.

Ж.Ж. Руссо в своей книге «Эмиль, или О воспитании» подчеркивал существенное значение истории в нравственном воспитании и познании человека. По мнению мыслителя, наше непосредственное соприкосновение с обществом не дает возможности понять истинную природу человека в силу того, что люди «выставляют свои речи и скрывают свои поступки». История по утверждению философа «разоблачает» человеческую сущность. Благодаря истории мы имеет возможность судить о людях по фактам, когда «даже самые слова их помогают оценивать их: сравнивая то, что они делают, с тем, что они говорят, мы видим сразу, что они такое и чем хотят казаться; чем более они маскируются, тем лучше их узнают». Из размышлений Ж.Ж. Руссо следует, что история позволяет юному человеку формировать представление о многообразии мотивов человеческой деятельности, стратегий поведения и самоосуществления в социальной жизни, дает возможность проводить аналогии с социальной реальностью. Важнейшее значение для формирования нравственности, представлений о «хорошем» и «дурном» в жизни человека при освоении истории имеет, по мнению автора, невозможность непосредственного участия в событиях. Философ утверждает, что отсутствие личной заинтересованности в исходе событий, порождает беспристрастность оценок, учит юношу самого различать добро и зло, благочестие и порок, не вступая на путь порока. Таким образом, анализ взглядов Ж.Ж. Руссо на роль истории в воспитании позволяет нам сделать вывод, что она обладает значительным потенциалом в процессе культурной идентификации человека: во-первых, история выполняет функцию ценностного ориентирования, формирования нравственных представлений личности; во-вторых, история дает юному человеку материал для размышления о собственном жизненном пути, выстраивания собственной стратегии жизни, своего поведения посредством представления многочисленных культурных образцов.

С.И. Гессен рассматривая роль обществоведческих предметов в образовании, отмечает их существенное значение в создании условий для «духовного странничества». Образовательное странствие, по мнению автора, есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, когда круг общения постепенно расширяется, «вбирая в себя в пределе не только все нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое». В понимании С.И. Гессена образовательное путешествие не связано с необходимостью передвижения в пространстве, главным его условием является «общение с прошлым и настоящим человечеством», что и составляет суть гуманитарных дисциплин. Роль и значение образовательного странствия педагог выводит из тезиса о том, что индивидуальность проявляется лишь на фоне целого, чтобы обрести собственное «я», нужно приобщиться к чуждому. В этом случае смысл духовного странничества, по мысли СИ. Гессена, будет состоять в том, чтобы помочь юному человеку посредством столкновения с другими людьми, непривычным укладом жизни обнаружить свое собственное лицо, найти свое жизненное назначение; через сопоставление с иными прийти к «осознанию своего личного достояния». Основываясь на утверждениях С.И. Гессена, мы можем сделать вывод, что обществоведческие предметы играют существенную роль в решении задач познания культурных значений и ценностно-смыслового ориентирования человека посредством его включения в пространство мировой культуры.

А.Я. Флиер, рассматривая назначение обществоведческих предметов, отмечает, что они изучают минувшие (социально дезактуализированные) и настоящие (сохраняющие социальную актуальность) процессы порождения, функционирования, изменчивости и исчезновения культурных явлений в их конкретно-историческом (наблюдаемом) проявлении. Обществоведческие предметы, по мнению автора, неизбежно включают в сферу своего внимания историю культур и цивилизаций, интерпретирующих взаимодействие и соперничество разных народов и государств, прежде всего, в ракурсе различий в их представлениях о добре и зле, социальной справедливости и благе, ценности жизни и смерти, собственности и праве, различий в формах их социальной организации и регуляции, принципов взаимодействия человека и природы, экономических культурах и системах традиционных потребностей,, символике престижности и пр.. Из этих различий вытекают и особенности нравов и обычаев, религиозных верований и установлений, политических и правовых институтов, художественной стилистики и т.п., а также острота противоречий. А.Флиер подчеркивает, что в силу специфики обществоведческих предметов их назначение связано с решением задачи вхождения личности в мир культуры, введения его в систему ценностно-смысловых и нормативно - регулятивных установлений как исторических, так и современных сообществ (и особенно общества проживания), а также систему языков и методов социальной коммуникации.

Е.В. Бондаревская отмечает, что обществоведческие предметы с точки зрения воспитания ориентированы на предельно общие ценности культуры, «предельно всеобщие духовно-нравственные абсолюты, составляющие базис и фон любой человеческой культуры (безусловная ценность человеческой жизни, свободы, мира; эмоциональное неприятии убийства, рабства, войны)». Воспитательные потенциалы обществоведческих предметов она связывает с вхождением в жизнь общества, интеграцией знаний в целостную картину мира, культурной рефлексией, духовно-нравственной автономизацией личности, жизненным самоопределением, жизнетворчеством, саморазвитием.

Обществоведческие предметы, по мнению М.С. Кагана, являются базовыми для формирования мировоззрения человека как фундамента интеллигентности, так как оно позволяет преодолеть «эгоистический эгоцентризм жизненных позиций молодого человека, открывая его сознанию значение межчеловеческих контактов, общения людей, обеспечивающего единство человечества, а вместе с ним - живое единство человечества и природы». Автор отмечает необходимость введения обществоведческих предметов во всех учебных заведениях независимо от их профиля, так как их суть в обеспечении человека теми знаниями, которые необходимы каждому не профессионально, а экзистенциально, то есть способны направлять всю его жизнедеятельность, его социальную активность, его общение с другими людьми в интересах человека не как индивида, и не как социально-этнической или поло-возрастной группы, а в интересах человечества.

А.С. Запесоцкий характеризуя специфику и потенциалы содержание обществоведческих предметов к числу его важнейших функций относит культурно-идентификационную (обеспечение культурной самоидентификации новых поколений), ценностно-ориентационную (обеспечение человека и общества идеалами и смыслами бытия), нормоориентирующую (обеспечение социальных и индивидуальных стандартов поведения и форм нравственного контроля через ответственность, долг, совесть), социально-консолидирующую (обеспечение консолидации представителей того или иного общества через единую систему ценностей), индивидуализирующую (обеспечение развития человека во всей его уникальности, неповторимости).

Т.И. Петракова указывает, что при соответствующей организации изучение обществоведческих предметов обладает значительными потенциалами в духовно-нравственном воспитании, прежде всего потому, что само содержание духовно-нравственного воспитания есть отражение важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере, природе, представленных в содержании гуманитарной культуры. Непосредственно, значение истории заключается в восстановлении синхронного и диахронного восприятия действительности и тем самым в предоставлении подростку возможности «примерить на себя» исторические сюжеты и образы, что создает реальную ситуацию самовоспитания.

Т.Н. Павлычева, характеризуя возможности обществоведческих предметов в формировании личности, обращает внимание на существование неразрывной связи жизненного пути индивида с социальной ситуацией развития, которая подчеркивается выражениями типа «массовый феномен», «типично для этого поколения», «общность судеб», «как и другим того же времени», «поколению свойственно». Обществоведческие предметы помогают проследить отражение макросоциальных и экономических особенностей времени в судьбе отдельного человека. В силу этого оно способствует идентификации человеком себя не только как представителя определенной нации, государства, культурной общности, но и как представителя конкретного исторического времени, помогает осознать взаимосвязь событий своей жизни с событиями своего времени.

П.И. Федотова подчеркивает, что значение обществоведческих предметов может быть характеризовано двумя основными моментами: во-первых, они помогают понять социокультурную среду в единстве таких компонентов как право, политика, литература, искусство и, во-вторых, формируют убеждения, определяет нравственные и социальные ориентиры личности, или, иначе говоря, превращает знания в способ понимания мира и на этой основе - в способ деятельности.

Обзор публикаций в методических и исторических изданиях позволяет сделать вывод, что значение обществоведческих предметов в культурной идентификации человека характеризуется ролью в познании культуры, в ценностно-смысловом ориентировании, в развитии рефлексии и критического мышления. Так, Ю.Л. Троицкий указывает, что история «дает ребенку огромное количество исторических масок, биографических коллизий и ситуаций», вследствие чего она предоставляет ребенку возможность примерить на себя исторические ситуации, поступки, расширяя ментальный мир ребенка за счет исторических прецедентов. Г.Г. Рыбакова и С.В. Рыбаков отмечают, что представляемые историей целостные, эмоционально окрашенные образы делают более доступным для понимания юного человека мир смыслов человеческого бытия. А.Г. Сабиров обращает внимание, что обществоведческие предметы обеспечивают формирование цельной развитой личности, формирование мировоззрения и мотивационно-ценностной сферы личности школьника, развитие умений и навыков самопознания и самосознания. Характеризуя процесс становления личности в процессе освоения истории, Е.В. Подопригорина отмечает широкие потенциалы в формировании аналитических, синтетических, оценочных навыков. История, указывает автор, множеством примеров убеждает ребенка в необходимости давать взвешенную оценку, предостерегает от поспешности.

Важными источниками в рассмотрении предпосылок культурной идентификации в процессе изучения обществоведческих предметов являются нормативные документы - государственные концепции гражданского образования, правового образования, обществоведческого образования на ступени среднего образования, примерные государственные стандарты. Нормативные документы определяют целевые ориентиры, воспитательные потенциалы обществоведческих предметов.

Государственная концепция образовательной области «Обществознание» как комплекс знаний, отражающих в хронологической последовательности основных исторических эпох зарождение и развитие человеческого общества; общее и особенное в эволюции основных человеческих общностей (этнических, социальных, цивилизационных); образование государств, их исторические формы и этапы развития; историческую эволюцию социальных групп (сословия, классы и др.) в античном, аграрном, индустриальном, постиндустриальном обществе; возникновение и этапы развития материальной и духовной культуры; зарождение и развитие общественных движений и политических институтов в прошлом и настоящем; изменения, происходящие на протяжении тысячелетий в образе жизни, повседневном быте, семейных отношениях, традициях различных народов и социальных групп; проблемы человека в истории, соотношение и взаимодействие личности и общества в эволюции цивилизаций разных типов.

В качестве цели исторического образования, согласно действующей концепции признается развитие личности ученика, осознание им себя как субъекта деятельности и отношений, формирование готовности (способности) осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность. Приоритетами исторического образования выступают формирование у подрастающего поколения целостного видения мира и человека в нем, ценностное ориентирование, а так же адаптация к условиям динамично развивающегося современного общества. Анализ целевых ориентиров концепции исторического образования показывает, что при отсутствии непосредственного указания на решение задачи культурной идентификации, достижение декларируемых целей, очевидно, содействует успешному протеканию этого процесса. Подобный вывод основывается на следующих рассуждениях: во-первых, адаптация к социальной среде, предполагающая усвоение социальных и культурных норм, равно как и ценностное ориентирование, является составляющей процесса культурной идентификации; во-вторых, обретение субъектности как способности индивида сознательно действовать в окружающем социокультурном пространстве, невозможно, без осознания собственных интересов и смысложизненных приоритетов, а, следовательно, без осознания смыслов своего бытия.

Одним из важнейших принципов конструирования содержания исторического образования действующая концепция признает принцип гуманизации истории, который рассматривается в двух аспектах: первый - «очеловечивание» истории, интерес к историческим личностям как положительным, так и отрицательным; второй - обращение к личности самого ученика. Нам представляется, что обращение к личности в истории имеет принципиально важное значение для культурной идентификации, так как, с одной стороны, предоставляет ребенку широкий спектр возможных культурных образцов и значений, представляет культурные образы; с другой стороны, обращается к индивидуальности воспитанника. В качестве одного из требований к историческому образованию государственной концепцией отмечается развивающая роль истории, при этом акцентируется внимание на развитие рефлексии и умения осуществлять нравственный выбор, что является условием эффективной культурной идентификации.

Основные положения концепции исторического образования находят отражение в образовательных стандартах по истории. В силу возрастной обусловленности процесса культурной идентификации рассматриваемой в данной работе, ограничимся рассмотрением образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории.

Данный документ в числе целей исторического образования в старшей школе признает воспитание у учащихся чувства национальной идентичности и формирование социально-мировоззренческой компетентности у старшеклассников, предполагающей способность человека определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами, осознавать собственную идентичность как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального общества. Из вышесказанного видно что, изучение истории в старшей школе предусматривает формирование национальной, гражданской, конфессиональной идентичностей. В качестве приоритетных задач исторического образования в стандарте называются овладение умениями и навыками критического анализа, развитие способности сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. Таким образом, изучение истории создает условия для развития рефлексии и критического мышления как необходимых условий успешной культурной идентификации.

Базовым среди обществоведческих предметов помимо истории является обществознание, представляющее собой интегрированный курс, объединяющий основы знаний по философии, культурологии, социологии, психологии, экономике, политологии и праву. Согласно государственной концепции содержательными компонентами обществознания являются совокупность моральных норм и принципов поведения по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических ценностей. Образовательный стандарт по обществознанию акцентирует внимание, что изучение обществознания играет ведущую роль в формировании таких компетентностей как:

- компетентность «в сфере гражданско-общественной и социальной деятельности через раскрытие существенных элементов культуры, без которых невозможно осознанное выполнение типичных социальных ролей в динамично развивающемся обществе, применение полученных знаний для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, готовности брать на себя ответственность за собственное будущее»;

- компетентность «в сфере отношений в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что освоение обществознания и модульных курсов, расширяющих его содержание, создает условия для социальной и национальной идентификации, являющихся в свою очередь элементами процесса культурной идентификации личности.

Нам представляется, что принципиальные положения для понимания предпосылок культурной идентификации в процессе изучения обществоведческих предметов содержатся в государственной концепции гражданского образования. Одна из основных задач гражданского образования, согласно этому нормативному документу, состоит в том, чтобы помочь учащемуся обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества; содействовать его самоидентификации как полноправного члена сообщества. Подобный подход к гражданскому образованию позволяет сделать вывод, что оно не только обладает потенциалами культурной идентификации, но и определяет ее в качестве одной из ведущих задач. Данный документ подчеркивает, что гражданское образование сочетает в себе два основных элемента - освоение основ социально-гуманитарных наук и формирование навыков социальной практики, т.е. предполагает возможность действования в рамках культурной идентификации.

Таким образом, содержание обществоведческих предметов составляет гуманитарная культура рассматриваемая как экзистенциально ориентированная система способов и результатов формирования и развития человеческой духовности. Гуманитарная культура является качественной характеристикой образования, так как целостно, экзистенциально, обращена ко всему многообразию человеческого в человеке, способна задействовать личностные аспекты его жизнедеятельности. Понимаемое таким образом содержание обществоведческих предметов обладает целым рядом предпосылок культурной идентификации:

- содействуют ценностно-смысловому ориентированию на основе предъявления многообразия смыслов человеческого бытия, общечеловеческих, этнокульутрных, социальных, политических и иных ценностей, их разворачивания в пространственно-временной перспективе;

- обеспечивают переживание чувства принадлежности к определенному национальному, этнокультурному сообществу;

- предоставляют возможности для осуществления выбора и конструирования собственных смыслов и стратегий поведения, деятельности, жизни посредством представления широкого спектра возможных альтернатив;

- способствуют развитию критического мышления и рефлексии;

- содействуют формированию опыта взаимодействия человека с другими людьми и окружающим миром.

В большей степени содержательные предпосылки культурной идентификации образовательной области «Обществознание» раскрываются в классах с углубленным изучением обществоведческих предметов. Согласно Концепции дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе (1990 г.) углубленное обучение рассматривается как частный случай уровневой дифференциации содержания образования. Уровневая дифференциация - это такая организация обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности. Указанный вид дифференциации, согласно документу, осуществляется при разделении учащихся на группы на основе разных показателей: имеющегося уровня знаний, умений и навыков (уровень успеваемости); уровня интеллектуального развития; интересов, склонностей и способностей; эмоциональных и волевых качеств (в том числе - отношения к учению). В последнее время уровневую дифференциацию рассматривают в более широком смысле, связывая ее с реализацией учебных программ различного уровня: уровень «А» - общеобразовательный; уровень «В» - повышенный, «С» - углубленный.

В Концепции дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе отмечается, что углубленное изучение предполагает достаточно продвинутый уровень подготовки школьников, который позволяет достичь высоких результатов обучения. Углубленное обучение предполагает такое взаимодействие ученика и учителя, при котором происходит:

- развитие интеллектуальных способностей ученика, его обще учебных, обще интеллектуальных и познавательных умений и навыков на повышенном уровне;

- усвоение учебного материала одного или нескольких предметов по всем разделам (содержательным линиям) на более высоком теоретико-практическом уровне;

- достижение необходимого уровня воспитания и физического развития ребенка.

Предпосылки культурной идентификации в классе с углубленным изучением обществоведческих предметов связаны с несколькими ключевыми обстоятельствами: расширение содержания обществоведческих предметов, высокий теоретический и практический уровень содержания, применение развивающих технологий, увеличение времени на изучение и внеклассную работу по предметам образовательной области «Обществознание». Рассмотрение интереса школьников к обучению как фактора уровневой дифференциации позволяет нам относить высокую мотивацию учащихся к изучению обществоведческих предметов к числу предпосылок культурной идентификации.

В настоящее время, углубленное изучение предметов разных образовательных областей на старшей ступени в школе осуществляется в рамках профильного обучения. В связи с введением профильного обучения на ступени средней школы в значительной степени изменяется распределение учебного времени на изучение обществоведческих предметов, в зависимости от профильной направленности. По базисному учебному плану принятому в 2004 году в классах негуманитарного профиля количество часов на изучение предметов образовательной области «Обществознание» составляет 4 часа в неделю при сохранении тридцатишестичасовой недельной нагрузки. В классах социально-гуманитарного профиля на изучение школьниками обществоведческих предметов отводится 9,5 часов в неделю, без учета элективных курсов. Учебное время внутри образовательной области «Обществознание» распределяется следующим образом: история - 4 часа, обществознание - 3 часа, право - 2 часа, экономика - 0,1 часа. Помимо профильных предметов базисный учебный план предусматривает введение элективных учебных предметов в соответствии с профилем в объеме 3,5 часов в неделю. Таким образом, очевидно, что в профильных социально-гуманитарных классах создаются благоприятные условия для более глубокого, подробного изучения обществоведческих предметов, широкие возможности для освоения учащимися гуманитарной культуры.

Анализ методической литературы посвященной углубленному изучению обществоведческих предметов показывает, что в настоящее время разработаны учебные программы и учебники для преподавания курсов, расширяющих и углубляющих содержание образовательной области «Обществознание» - «Основы философии», «Основы социологии», «Основы политологии», «Культурология», «Мир человека» и другие. Помимо курсов, расширяющих предметное содержание, в последнее время разработан ряд программ, ориентированных на обучение школьников методам познания гуманитарной культуры - программа «Дебаты», программа «Социальная практика» и т.п. Изучение практики школ России показывает, что существует многообразие авторских программ, используемых в процессе углубленного изучения предметов этой образовательной области, на факультативных занятиях и элективных курсах. Анализ программ, расширяющих базовое содержание предметов образовательной области «Обществознание» показывает, что они ориентированы не только на познание гуманитарной культуры во всем ее многообразии, но и на освоение способов познания культуры, осмысление культуры, самопознание.

Таким образом, рассмотрение предпосылок культурной идентификации учащихся в процессе углубленного изучения обществоведческих предметов позволяет нам сделать ряд выводов.

В классе с углубленным изучением обществоведческих предметов складываются две группы предпосылок культурной идентификации учащихся: первая группа обусловлена содержанием предметов образовательной области «Обществознание», вторая группа определяется спецификой углубленного обучения.

Содержанием обществоведческих предметов выступает гуманитарная культура, которая отражает всю множественность способов и смыслов человеческого бытия, нравственных, эстетических, политических, национальных, религиозных и других ценностей. Анализ научно-педагогической литературы и современных нормативных документов, регламентирующих изучение обществоведческих предметов в школе, позволяет констатировать, что культурная идентификация признается одной из приоритетных задач предметной области «Обществознание».

Осмысление современных исследований и документов дает возможность утверждать, что гуманитарная культура как содержательная характеристика обществоведческие предметов обладает рядом предпосылок культурной идентификации учащихся:

- содействует ценностно-смысловому ориентированию на основе предъявления многообразия смыслов человеческого бытия, общечеловеческих, этнокульутрных, социальных, политических и иных ценностей, их разворачивания в пространственно-временной перспективе;

- обеспечивает переживание чувства принадлежности к определенному национальному, этнокультурному сообществу;

- предоставляет возможности для осуществления выбора и конструирования собственных смыслов и стратегий поведения, деятельности, жизни посредством представления широкого спектра возможных альтернатив;

- способствует развитию критического мышления и рефлексии;

- содействует формированию опыта взаимодействия человека с другими людьми и окружающим миром.

Специфика углубленного обучения обуславливает ряд предпосылок культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов:

- увеличение времени на изучение обществоведческих предметов и на внеклассную работу по предметам этой образовательной области;

- расширение содержания обществоведческих предметов, введение дополнительных углубленных курсов в рамках этой предметной области;

- ориентация на познание гуманитарной культуры во всем ее многообразии, на освоение способов познания культуры, осмысление культуры, самопознание;

- применение технологий, способствующих развитию учащихся и максимальному раскрытию потенциалов обществоведческих предметов;

- интеграция учебной, вне учебной деятельности по предметам образовательной области «Обществознание»;

- высокая мотивация школьников к изучению обществоведческих предметов.

 

АВТОР: Петрова Е.В.