07.04.2012 6376

Педагогические условия формирования информационной культуры старшеклассников в школьном интернет-клубе как воспитательной организации

 

Процесс формирования информационной культуры личности в школьном Интернет-клубе строится на следующих принципах: природосообразности; педагогического управления данным процессом; культуросообразности; вариативности и творческого начала; интеграции; диалогизации и персонализации. Определимся в понимании данных принципов.

Принцип природосообразности Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Яном Амосом Коменский. Суть его заключается в следующем: в развитии человека большое значение имеют природные факторы. Создавая условия для его развития, необходимо относится к человеку как к части природы, опираясь на его природные силы. Иными словами, при организации любой, в том числе, информационной деятельности необходимо учитывать природные способности старшеклассников, поскольку «куда не влекут способности, туда не следует толкать. Бороться с натурой напрасное дело». Деятельность в школьном Интернет-клубе должна быть рассчитана на возможности старшеклассников: явные и латентные. Это позволит адекватно соотнести целостность внутреннего мира молодых людей с внешними воспитательными воздействиями. Реализация этого постулата происходит при дифференцированном, индивидуальном подходе к воспитаннику в школьном клубе при предоставлении ему вариативной деятельности, обеспечивающей возможность выбора. Эта позиция логично подводит нас к следующему принципу.

Принцип педагогического управления мы, опираясь на А.И. Тимонина, видим в управлении процессом реализации личностного потенциала старшеклассников в школьном Интернет-клубе. Управление - элемент, функция организуемой системы, обеспечивающая сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Объективно, организатор процесса должен, в нашем случае, выполнять различные функции, которые могут быть условно разделены на две группы: общие, присущие управленческой деятельности вообще, и специфические, присущие только деятельности организатора процесса формирования информационной культуры в школьном Интернет-клубе.

Общие управленческие функции, которые осуществляет организатор исследуемого процесса, следующие: целеполагание, прогнозирование, планирование, выработка и принятие управленческого решения, организация действий, регулирование и координация действий.

К специфическим функциям следует отнести функцию педагогического стимулирования. В понимании педагогического стимулирования мы консолидируемся с А.Л. Уманским, который отмечает в своем исследовании: «Педагогическое стимулирование есть организация мотивообразующих условий деятельности субъекта, направленных на включение его в социально-значимые отношения».

Принцип кулътуросообразности. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К.Гельвеция и И.Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. Ф. Дистервегом, предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами культуры. В процессе формирования информационной культуры учащийся должен приобщаться к различным пластам культуры человека, общества, мира в целом, приспосабливаться к тем изменениям, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире, находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций.

Применительно к формированию информационной культуры принцип культуросообразности означает приобщение учащихся ко всем благам культуры, культурного наследия человечества, включая науку, технику, технологии, общую культуру, социальные ценности. Исследователи (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский и др.) отмечают, что сегодня акцент в методах и формах обучения переносится с запоминания информации на переживание и изучение действительности, на применение присваиваемой культуры к решению личных проблем человека. Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности; формирует ее ценностные ориентации по отношению к информации как к элементу культуры; препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе.

Принцип вариативности и творческого начала деятельности школьного Интернет-клуба определяет приоритет разнообразной, многовариантной творческой деятельности, обращает внимание на необходимость организации совместной творческой деятельности педагогов и воспитанников, отвечающей их интересам и потребностям и ориентирует участников на самостоятельный осознанный выбор вариантов участия. Вариативность в нашем понимании характеризует многофункциональность личности, выходы на реальную практику включения старшеклассников во множество социальных ролей, ситуаций, для освоения им различных действий, функций и сущностных характеристик субъекта социальной деятельности. С другой стороны, вариативность предполагает реализацию гуманистически-деятельностной стратегии образования, в которой воспитанник рассматривается в качестве субъекта собственного становления. Это обуславливает достаточно широкую свободу выбора им собственных целей, путей и способов их достижения, ситуаций, в которых они могут быть реализованы.

Принцип интеграции субъекта деятельности. Суть данного принципа заключается в том, что благодаря идентификации (самоотождествлению) и обособлению (выделению себя из общего) индивидуум, взаимодействуя с другими людьми и социальными группами, в процессе разнообразной деятельности, избирательно, а главное - самостоятельно, формирует свою систему личностных смыслов. По образному выражению Л.С. Выготского, «через других мы становимся самим собой», становимся уникальной социальной единицей (личностью), носителем существующих общественных отношений и одновременно индивидуальной свободы.

B.C. Мухина рассматривает этот принцип как единый механизм «идентификации- обособления». Действие механизма развития «идентификация - обособление» выглядит следующим образом: Я (субъект) - сам (самостоятельно) - благодаря другим людям (среда моего развития) - через разнообразные виды деятельности (познание, общение, проектная деятельность и т.д.) - в зависимости от степени моей активности (самодеятельности) - становлюсь личностью (избирательно вбираю в себя общественный опыт) - управляю самим собой (своим опытом) и жизненными обстоятельствами (моей средой обитания и развития). Согласно мнению А.А. Ярулова, это не принцип стандартизации личности, когда специально спроектированные условия формируют тот или иной заданный тип личности. Напротив, принцип индивидуализации личности, когда при стандартизации условий самореализующаяся личность интегрирует (сообразно своим возможностям и способностям) специфический, неповторимый стиль успешной (или неуспешной) жизнедеятельности.

Принцип диалогизации и персонализации взаимодействия педагогов и воспитанников предполагает построение процесса жизнедеятельности школьного Интернет-клуба на основе таких форм взаимодействия, которые бы строились с учетом возраста, возросших возможностей старшеклассников. Сотрудничество между педагогами и учащимися, предполагающее диалог должно лежать в основе взаимодействия. При этом даже если диалог ведется с группой, он личностно ориентирован на каждого участника.

Завершая характеристику вышеуказанных принципов, следует подчеркнуть, что они являются основными требованиями к организуемому нами процессу, основными правилами деятельности. Работа по формированию информационной культуры старшеклассников в школьном Интернет-клубе как воспитательной организации строится на основе данных принципов. Наличие этих принципов, организация на их основе деятельности школьного Интернет-клуба как воспитательной организации порождает педагогическую реальность, в которой центром, ядром системы оказывается личность воспитанника.

Процесс формирования информационной культуры учащихся спроектирован на основе реализации системного, деятельностного, технологического и комплексного подхода.

Системный подход нами был использован для построения теории предмета исследования, синтеза различных знаний о предмете, определения содержания формирования информационной культуры и обоснования педагогических условий его моделирования. Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счет введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его традиционных компонентов, как знания информационных технологий, культура сетевого (виртуального) общения, компьютерная грамотность, реализовать в соответствии с тезисом «целое больше, чем сумма его частей» достижение нового качества в определении содержания понятия «информационная культура» как залога эффективной деятельности по решению проблемы информационной подготовки старшеклассников. Сущность системного подхода находит выражение в следующих положениях, помогающих установить свойства системных объектов и совершенствовать их:

- целостность системы по отношению к внешней среде, ее изучение в единстве со средой. Вопросы образования в свете этого положения составляют относительно самостоятельный круг вопросов, но изучаются в тесной связи с социальным и экономическим развитием, запросами общества;

- расчленение целого, приводящее к выделению элементов. Свойства элементов зависят от их принадлежности к определенной системе, а свойства системы не сводятся к свойствам ее элементов или их суммы;

- все элементы системы находятся в сложных связях и взаимодействиях, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данной системы, как говорят, системообразующую связь. В «открытой» образовательной системе такой связью выступает отношение личности и различных условий и источников образования, в «закрытой» - отношения «воспитанник - педагог»;

- совокупность элементов дает представление о структуре и организации системных объектов. Эти понятия выражают определенную упорядоченность системы, взаимосвязи и взаимоподчиненности ее элементов. Такова, скажем, система категорий, отражающих основные элементы любой целенаправленной, в том числе педагогической, системы: цели - содержание - условия - средства - способы функционирования и развития - результаты;

- специальным способом регулирования связей между элементами системы является управление, включающее постановку целей, выбор средств, контроль и коррекцию, анализ результатов.

Таким образом, мы, соглашаясь с В.И. Загвязинским и Р. Астрахановым, считаем, что системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (процесса формирования информационной культуры) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами. Поэтому на первый план выдвигается задача познания характера и механизма этих связей и отношений, в частности отношений человека и общества, человека и окружающей среды.

Деятельностный подход использован для обеспечения закономерностей функционирования педагогической модели, формирования умений, навыков и воспитания личности школьника, для осуществления поэтапного и непрерывного процесса формирования информационной культуры учащихся в школьном Интернет-клубе. Принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что, исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач. Человек в этом случае выступает как активное начало, как субъект взаимодействия, выполняющий определенную последовательность разного рода действий.

Применительно к проблеме формирования информационной культуры, деятельностный подход означает выявление и описание тех способов действия в деятельности, которые должны привести к раскрытию ее сущности и структуры, полноценному усвоению учащимися соответствующих знаний. Вместе с тем усвоение знаний приводит к закреплению известных действий, овладению новыми действиями, которые опосредуют становление общих способностей и способов поведения учащихся. Знания не просто передаются, они добываются учеником в процессе его собственной деятельности. В процессе выполнения такой деятельности большое значение имеют умения, связанные с осуществлением содержательного анализа и проектирования продуктов деятельности.

Принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, включающую определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечет снижение качества результатов.

Процесс формирования информационной культуры личности только тогда обретает статус технологии, когда определена программа деятельности с четко сформулированной целью, установленной последовательностью действий, ведущих к достижению поставленной цели (образовательная программа); имеются средства реализации поставленной цели (учебно-методические, технические и др.); установлены требования к конечному продукту (знаниям и умениям) на каждом этапе; существуют инструменты измерения уровня информационной культуры (тесты, контрольные задания и др.).

Для успешного процесса социализации учащихся нами использован комплексный подход, включающий: воздействие на различные сферы личности (познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую); все сферы жизнедеятельности личности (семья, класс, образовательное учреждение и т.п.); использование различных методов и средств обучения и воспитания.

Основываясь на выделенных выше принципах и подходах к формированию информационной культуры старшеклассников в школьном Интернет-клубе как воспитательной организации, нами были выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность его использования.

Анализу педагогических условий в педагогике уделяется достаточно много внимания. Различным аспектам этого феномена посвящены диссертационные работы Л.А. Аухадеевой, Л.В. Ершовой, В.И. Кашницкого, Н.В. Ковалевой, В.Н. Кочергина, Н.Г. Крыловой, Б.В. Куприянова, З.И. Лаврентьевой, Г.Н. Назаренковой, Л.И. Орешкиной, В.В. Рогачева, О.Ф. Рожковой, Т.А. Степановой, А.Б. Суркова, А.И. Тимонина, А.Л. Уманского, Е.В. Чанковой и других. Основанием для подобного подхода является совокупность идей, изложенная в труде известного отечественного педагога П.Ф. Каптерева «Педагогический процесс»:

- воспитание представляет собой систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в мере ее сил и сообразно социальному идеалу,

- не совершенство человека, а усовершенствование личности в мере сил - вот в чем состоит характерная черта педагогического процесса,

- воспитательное влияние на человека не есть единственное: параллельно с ним действуют на каждого человека два ряда могучих влияний: влияние внешней природы и человеческого общества.

Таким образом, под педагогическими условиями он предлагает понимать обстоятельства, которые сказываются на результате.

Близкую точку зрения можно отыскать в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. «Условие, - отмечают авторы, - обстоятельство, от которого что-либо зависит, обстановка в которой происходит что-либо». Условие - это совокупность явлений внешней и внутренней среды вероятностно влияющих на развитие конкретного психического явления, причем это влияние опосредовано активностью личности или группы людей.

Следовательно, педагогические условия это обстоятельства или обстановка, специально создаваемые педагогами в целях систематической помощи саморазвитию и (или) профессиональному усовершенствованию личности в меру ее сил и сообразно ее социальному идеалу.

Анализ существующей практики использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе позволил сделать вывод, что формирование информационной культуры, осуществляемое в рамках школьного курса информатики, не имеет выраженного системного характера, а сложность построения субъект-субъектных отношений во взаимодействии педагогов и учеников не позволяет занять старшекласснику желаемую активную позицию, влияющую на самостоятельный выбор направлений деятельности, что в свою очередь отражается на эффективности формирования информационной культуры старшеклассников. Это послужило основой выделения в качестве первого условия проектирование программы деятельности клуба на основе возрастных особенностей и интересов старшеклассников.

«Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Таким образом, интерес - психическое состояние, содержащее лишь тенденцию к деятельности, но не ее как таковую. Интерес поддерживает деятельность, но не содержит ее в себе. Он возникает вследствие воздействия объекта, вызывающего положительное отношение, именно поэтому он содержит в себе и побуждение к деятельности и сопровождает, поддерживает эту деятельность. Если к овладению знаниями и трудом человека побуждает сама деятельность, то можно говорить об интересе как эмоционально-познавательном отношении.

Клубная деятельность должна соответствовать таким основным потребностям старших школьников, как потребности в самопознании, самореализации и самоутверждении, смысложизненном и профессиональном самоопределении, межличностном общении, стремление к автономизации в культуре взрослых. Анализ работ А.С. Белкина, Л.И. Божовича, B.C. Мухиной позволяет выделить следующие возрастные особенности старшеклассников:

- возрастание потребности в социальном самоутверждении и самостоятельности;

- ориентация на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей (потребность в самоуважении и самоопределении);

- стремление к партнерским отношениям со взрослыми;

- увеличение роли прагматической мотивации в своих действиях.

В этом возрасте развивается абстрактно-логическое мышление, уточняется картина мира, что способствует формированию информационной культуры личности. Специфика предмета основного вида деятельности в школьном Интернет-клубе привлекает ребят, интересующихся компьютерной техникой и новыми информационными технологиями. Однако необходима вариативность в определении содержания программы деятельности клуба, привлечение старшеклассников к его проектированию, так как интересы участников объединения дифференцируются в зависимости от предполагаемой сферы применения полученных знаний, умений, способов деятельности (программирование, компьютерная графика и конструирование, Web-дизайн и т.п.). При этом необходимо учитывать, что в старшем школьном возрасте происходит формирование морфологических индивидуальных особенностей, ребята приходят в клуб с разным уровнем здоровья (зрение, опорно-двигательный аппарат), что требует адаптации программы к их возможностям, включения в нее различных видов деятельности.

В результате реализации данного условия была разработана программа деятельности школьного Интернет-клуба. Ее основу составила образовательная программа «Основы информационной культуры», которая позволила систематизировать и упорядочить деятельность, направленную на формирование информационной культуры старшеклассников.

Программа создавалась с учетом следующих возрастных особенностей старшеклассников:

- представляемая учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и учащиеся способны выбирать формы извлечения информации;

- полилог - «способность думать над проблемой в условиях существования множества точек зрения, которая, в свою очередь, должна в своем развитии перейти в способность к конструктивному монологу (способности обсуждать проблему с самим собой в режиме диалога и полилога)»;

- высокая степень проблемности, обеспечивающая свободу выбора и необходимость определения собственной точки зрения по большинству рассматриваемых вопросов;

- разнообразие учебного содержания за счет представления в нем: аналитико-логической, образной, практической, алгоритмической, линии введения учебного материала для детей с разными познавательными стилями;

- представление в содержании способов решения проблем личностного и профессионального самоопределения;

- раскрытие в содержании определенной системы ценностей, позволяющей идентифицировать собственную систему;

- «гипертекстовость», обеспечивающая высокую долю самостоятельности при освоении содержания.

Данная образовательная программа содержит три взаимосвязанных блока, обуславливающих эффективность процесса формирования информационной культуры - когнитивный, в результате реализации которого предполагается сформированность определенного уровня знаний в области информационных технологий, развитие информационного стиля мышления, адекватного требованиям информационного общества; эмоционально-ценностный блок, нацеленный на формирование морально-нравственных ориентации старшеклассников, помощь в социально значимом определении на будущее; операционно-деятельностный блок, позволяющий закрепить полученные знания, умения и эмоциональные переживания на практике. Для реализации данной программы в Интернет-клубе проводятся занятия по программированию, компьютерной графике, Web-конструированию, работе в сети Интернет, с электронной почтой.

Кроме того, программа деятельности школьного Интернет-клуба включает осуществление старшеклассниками своих проектов на практике, обсуждение актуальных вопросов, связанных с информационными технологиями и проблемами современного информационного общества, организацию опыта самопознания, межличностного взаимодействия в процессе общения, духовно-практической, игровой деятельности. Рассмотрение в качестве одного из основных педагогических ориентиров системного понимания здоровья, включение здоровье сбережения в качестве важной составляющей информационной культуры привело нас к необходимости введения в программу работы клуба диспутов и бесед, посвященных здоровому образу жизни, профилактике нездоровья, игровым и Интернет-зависимостям, профессиональным рискам и угрозам здоровью, их компенсации. Вместе с тем, программа предполагала использование комплекса специализированных здоровье сберегающих образовательных технологий, позволяющих сохранить здоровье при работе с персональным компьютером (инструктажи по работе с компьютером, гимнастика для глаз, осанки, дыхания, релаксационные и двигательные упражнения, различные формы активного отдыха). Особое внимание уделялось осуществлению постоянного контроля над соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил (освещенность, длительность работы с компьютером, проветривание и влажная уборка, отсутствие различных раздражителей и т.п.).

Блочно-модульный принцип построения образовательной программы позволил выделить как «ядерную» часть курса «Основы информационной культуры», так и ее вариативную, изменяемую часть. Постоянная, инвариантная часть курса нацелена на решение следующих задач: давать представление о вхождении мировой цивилизации в информационную стадию развития, формировать представление о сложности и многообразии существующих в обществе информационных ресурсов; вооружать их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; учить рациональным способам и методам подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя в условиях широкого внедрения новых информационных технологий. Вариативная, меняющаяся в зависимости от категории обучаемых, часть курса «Основы информационной культуры» учитывает возраст, характер деятельности, профиль и уровень подготовки, интерес, уровень информационной культуры, информационные потребности и другие факторы.

Рассматривая школьный Интернет-клуб как воспитательную организацию, мы пришли к выводу, что его деятельность должна быть, с одной стороны, открыта, направлена вовне, а с другой - востребована школьным сообществом. Это возможно при включении старшеклассников в информационное обеспечение жизни школьного сообщества.

Понятие «школьное сообщество» возникло в педагогике и педагогической психологии несколько десятилетий назад. При проведении школьной реформы в Европе и Америке данный подход получил широкое распространение и сейчас является одним из ведущих. Он базируется на принципах демократии, коллегиальности, эффективности школы, ситуационного лидерства, взаимного интереса учащихся и учителей друг к другу и применяется как к результатам, так и к процессу обучения (то есть получения знаний учащимися) и преподавания (то есть деятельности учителя).

По определению одного из ведущих специалистов в этом подходе T.J. Sergiovanni, важнейшей характеристикой школ, действующих на уровне «школьного сообщества», является равноправное взаимодействие между всеми участниками процесса обучения - администрацией школ, учителями, учениками и родителями - в их стремлении жить по законам «сообщества». Другими характеристиками являются рефлексия происходящего всеми участниками и экзистенциальный подход к опыту, получаемому в процессе обучения и преподавания; постоянная рефлексия и развитие процесса взаимодействия; свободно согласованная учебная деятельность, отличающаяся всесторонним и легко доступным обучением высокого качества. «Школьное сообщество» предполагает сотрудничество, взаимосвязь учеников и учителей в творческом решении их проблем. Противоположной моделью является «формальная организация», то есть тип организации, при котором школа рассматривается как жесткая иерархия, в которой существуют четко обозначенные роли и соответствующие ролевые ожидания.

В русле этого подхода школа рассматривается как организация учителей и учащихся, которая не может существовать без:

- взаимного доверия всех участников педагогического процесса;

- соблюдения всеми этических и моральных норм;

- участия всех, начиная с первоклассников и заканчивая директором, в совместной выработке и достижении целей обучения. Разумеется, каждый делает это на уровне своих умений и знаний, но выслушиваются и обсуждаются мнения всех;

- осознания учениками и учителями своей причастности и значимости в общем деле, правомочности в решении школьных проблем и организации работы;

- постоянного проведения работы (дискуссий, рефлексии), направленной на то, чтобы в школе существовал общий подход к пониманию ценностей образования;

- сотрудничества и взаимосвязи учеников и учителей;

- работы на основе диалога и дискуссии как метода обучения;

- активного участия всех в свободно согласованной учебной деятельности, ведущей к намеченным результатам.

«Школьное сообщество»- реальный путь построения нового общества в школе. Для этого не требуются глобальные структурные перестройки, большие финансовые затраты, но результатом будут демократические, «семейные» взаимоотношения, которые смогут служить ученикам реальной моделью отношений в обществе в целом.

Существующий в других странах обширный опыт не может быть прямо перенесен в российские школы, поскольку построение сообщества находится в большой зависимости от национальных и социальных особенностей страны и конкретного региона. Поэтому прямой его перенос из одной страны в другую невозможен. В то же время не учитывать его, не проводить его анализ и научно обоснованную адаптацию в России также было бы ошибкой.

В России накоплен и реально используется богатый опыт построения «школьного сообщества». Именно на этих позициях основана педагогика

А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, С.Т. Шацкого, П.Н. Иванова. Изменению позиций учителей, их стиля общения с учениками будут способствовать исследования социальной психологии и психологии общения. Достижения психологии управления и менеджмента помогут директорам школ в изменении их работы с педагогическими и ученическими коллективами.

В своей опытно-экспериментальной работе мы обеспечивали данное условие через индивидуальные и групповые задания в технологии метода проектов (разработка и постоянное обновление Интернет-сайтов и страничек, электронных презентаций, тестовых оболочек, программ для обеспечения учебного процесса по различным предметам, дизайн-проектов и т.п.), сбор, обработку и размещение старшеклассниками в Интернете информации о текущих школьных событиях, планах и достижениях. Также участники клуба оказывали индивидуальную помощь другим ребятам в подготовке рефератов и творческих работ, поиске информации при подготовке к предметным олимпиадам, при участии в дистанционных конкурсах и формах обучения. Это позволило акцентировать внимание старшеклассников на социальной значимости информационной деятельности, способствовало формированию информационных потребностей и интересов, профессиональному самоопределению. С другой стороны, это работало на повышение статуса участников Интернет-клуба в школьном сообществе, популяризации информационной деятельности и использования возможностей глобальных сетей в повседневной жизни школы.

Реализация данного условия предполагает обучение основным видам информационной деятельности, среди которых: знакомство с информационными ресурсами общества и алгоритмами поиска информации; использование традиционных и компьютерных источников информации, баз и банков данных; приемы анализа и синтеза информации, ее переработка, оценка, переосмысление и практическое использование. При этом происходит формирование информационного стиля мышления старшеклассников, который определяется общими представлениями ученика о современном базовом знании в области информатики, информационных технологий и опытом практической реализации этого знания в применении к отдельным видам деятельности человека на уровне начальной ориентировки, владением системно-информационным подходом в конкретной предметной области.

В качестве третьего условия формирования информационной культуры старшеклассников в школьном Интернет-клубе как воспитательной организации мы выделили наполнение жизнедеятельности клуба нормами и правилами эффективного социального взаимодействия.

Понятие взаимодействия по-разному трактуется в различных науках. В философской энциклопедии взаимодействие определяется как «всеобщая форма связи и явлений, осуществляющихся в их взаимном изменении». В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние.

Под взаимодействием в философии понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязанно, а взаимообусловленно. Суть взаимодействия, по мнению Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко, состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Кроме того, взаимодействие - целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся система. Философы указывают на следующие признаки взаимодействия как социального явления: одновременность существования объектов; двусторонность связей, взаимопереходов субъекта и объекта в субъект; закономерность связей на уровне сущности; взаимообусловленность изменений сторон; внутренняя самоактивность объектов.

В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Так, Г.М. Андреева интерпретирует взаимодействие как организацию совместной деятельности, в процессе которой для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать свою деятельность, внести свой вклад в нее.

М. Вебер считает, что взаимодействие возникает тогда, когда люди сталкиваются с необходимостью или у них возникает желание вместе что-то сделать, решить, обсудить, узнать, помочь друг другу или кому-либо, соотнести и согласовать свои ожидания и ориентации. В таких случаях социальное действие становится взаимодействием.

В рамках нашей работы особый интерес представляет понятие социального взаимодействия. Под социальным взаимодействием в социологии (С.С. Фролов) понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием действий других субъектов.

Л.В. Байбородова понимает социальное взаимодействие как совокупность процессов жизнедеятельности, в которые включается человек и сущностной характеристикой которых являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний. В этом значении любая предметная деятельность человека - его общение, процессы взаимопонимания, сопереживания и т.д. - есть социальное взаимодействие.

В более узком, особом значении социальным явлением считается не любое взаимодействие человека, а только то, которое обеспечивает позитивные, общественно-ценные изменения во взаимодействующих сторонах.

В третьем, специальном значении социальное взаимодействие рассматривается как социальное отношение между людьми, социальными группами. Важными специфическими формами такого взаимодействия являются совместная деятельность и общение.

Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Наиболее близок нам подход к определению сущности и содержания социального взаимодействия, представленный в работах А.В. Мудрика. Он предлагает рассматривать социальное взаимодействие как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу. Оно используется для описания совместных действий конкретных индивидов или контактных сообществ. Поскольку социальное воспитание целенаправленно, постольку любое взаимодействие в процессе его осуществления также относительно целенаправленно. Структура социального взаимодействия: субъекты, их цели и задачи, нормы, в соответствии с которыми оно осуществляется, ценности, которые лежат в основе содержания взаимодействия. Наиболее общие нормы и ценности взаимодействия всех субъектов социального воспитания определяются культурой и социально-политической системой общества, а также государственной политикой в сфере социального воспитания. Во взаимодействии происходит обмен информацией, типами и способами жизнедеятельности, ценностями, нормами, социальными установками (содержание взаимодействия). Взаимодействие субъектов социального воспитания в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализированно и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических и социально психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимодействии друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и не совпадает с общими нормами и ценностями, во-первых, а, во-вторых, имеет свою специфику. Следующий элемент взаимодействия - его средства. Последний элемент - ситуация взаимодействия, имеется в виду наличие или отсутствие пространственного контакта между субъектами; характер пространственного взаимодействия; содержание, по поводу которого организуется взаимодействие; формы, в которых оно организуется; кооперативность или конкурентность взаимодействия. Взаимодействие состоит из трех компонентов: когнитивного, аффективного и конативного.

По мнению А.В. Мудрика содержательной основой взаимодействия являются ценности, а процессуальной - включение индивида или группы в выдвижение целей, достижение которых необходимо для решения задач, планирования соответствующей работы, реализации намеченного, анализа полученных результатов. Ценности и нормы, принимаемые или вырабатываемые в ходе претворения в жизнь намеченной программы действий, определяя поведение партнеров, позволяют им осваивать опыт социального взаимодействия во всем многообразии, со всеми присущими ему трудностями (необходимостью упорядочивания, комбинирования, стимулирования собственных усилий; дифференциации сил партнеров в соответствии со спецификой ситуации, ориентированности на взаимодополняемость с партнерами; готовностью в определенные моменты к конкурентному взаимодействию и конфликтному столкновению).

Исходя из такого, достаточно подробного анализа педагогических потенциалов и возможностей социального взаимодействия, А. В. Мудрик предлагает принимать во внимание, что социальное взаимодействие может осуществляться тремя способами:

первым - прямым, когда задача, которую должны и могут решить группы (коллективы), ставит руководитель;

вторым - косвенным, когда создаются ситуации, которые предполагают и стимулируют вступление в совместную деятельность членов объединений, организаций;

третьим - инициацией и организацией социального взаимодействия органами самоуправления.

Автор рекомендует сочетать эти способы, так как в педагогическом плане разумное их комбинирование в процессе обучения и воспитания позволяет учащимся пересмотреть, переоценить критерии сравнения, изменить основание для оценок результативности, рационально распорядиться активностью, научиться позитивно реагировать на происходящее.

Анализ работ философов, социологов, психологов позволяет рассматривать социальное взаимодействие как процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов, при котором достигаются приспособление действий одного субъекта к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между ними. Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения, является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений, приводящего каждое звено в новое качественное состояние; служит способом освоения культурного наследия предшествующих поколений. Содержательной основой взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и (или) организацией (по А.В. Мудрику). Эти ценности могут быть представлены в виде норм и правил жизнедеятельности воспитательной организации, выработанных на основе показателей эффективности социального взаимодействия (Л.В. Байбородова). Центральное место среди них занимает диалогичность, как рассмотрение Другого (человека, группы, автора объекта культуры) в качестве субъекта социальной жизни, носителя собственных интересов и потребностей. Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса, которые и выступают в качестве его норм и правил:

- по взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

- по взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

- по взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

- по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

- по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Усвоение этих норм и правил старшеклассниками происходит, главным образом, в процессе организации взаимодействия в клубе с помощью инструктирования руководителем о том, как целесообразно и эффективно взаимодействовать в том или ином случае, в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа тех или иных дел и ситуаций, в которых сотрудничают участники объединения. Особо в рамках нашего исследования необходимо акцентировать внимание старшеклассников на взаимодействие с информационными источниками, корректность обработки и представления информации, особенности виртуального общения, использование специфических терминов. При этом важное место занимает демонстрация педагогом образцов эффективного взаимодействия, собственного отношения к проявлениям нарушений правил и норм, опосредованное информирование в ходе специально создаваемых ситуаций в жизнедеятельности клуба. Необходимым элементом интериоризации этих норм является организация рефлексии, которая в нашей опытно-экспериментальной работе осуществлялась при анализе проведенных мероприятий и эффективности реализации проектов, через само - и взаимооценивание, обсуждение Интернет-ресурсов и их возможностей.

Что касается форм, предназначенных для овладения содержанием курса, наряду с лекционными, практическими и самостоятельными формами работы учащимся предлагаются проблемные ситуации. Проблемные ситуации переносят акцент с деятельности преподавателя на познавательную активность учеников. Создание проблемной ситуации ориентировано на организацию непонимания, когда ученику предстоит определиться в рефлексивной позиции по поводу непонимания, самостоятельно сформулировать проблему и найти способы ее решения. В результате изменения роли обучаемых в учебном процессе происходит активизация самого процесса обучения и формирование интеллектуальных способностей школьников. Инструментами для решения проблемы могут быть полученная в ходе учебного процесса информация, методические пособия, а также знания, полученные по другим дисциплинам. Проблемная ситуация может быть обозначена как общая для группы учеников, так и индивидуально для каждого. Предполагается, что приобретенное знание станет личностно значимым для ученика и поможет его самоопределению в культуре. В качестве примера использования проблемной ситуации для решения задач по формированию культуры мы приводим описание одного из занятий спецкурса.

При изучении темы «Игровая зависимость. Компьютерные игры: за и против» рассматривались вопросы зависимости от компьютерных игр, нужно ли играть в компьютерные игры. В начале занятия ученикам был задан вопрос: «Как Вы считаете, оказывают ли воздействие на здоровье человека компьютерные игры?» Большинство ответили, что воздействие значительнее от самого компьютера, а не от игры, как таковой. Лишь немногие ребята сказали, что возможно воздействие игры на психику человека. Данная тема является очень важной, т.к. далеко не все играющие осознают то, что становятся зависимыми от игры. У них происходит своеобразная «ломка», если они не поиграют хотя бы несколько минут. Анализ ответов учеников позволил нам выделить главные проблемные вопросы, которые мы поставили перед аудиторией с целью их решения в процессе лекции: «Вредны ли для человека компьютерные игры?», «Как уберечься от игровой зависимости»?

Постановка проблемных вопросов позволила нам активизировать внимание ребят и ориентировать их на поиск необходимой информации посредством отбора, классификации, систематизации и интерпретации материала лекции. В конце лекции почти все ученики дали правильные ответы на поставленные вопросы. Вот некоторые примеры их высказываний: «Лучше играть в игры, чем бесцельно бродить по улицам с сигаретой, пивом или еще хуже», «Очень много полезных игр, которые развивают воображение, логику, реакцию», «Чтобы не стать зависимым от игр, необходимо отличать реальный мир от виртуального, ограничить время пребывания за компьютером, заняться чем-то еще», «Опасны ли компьютерные игры сами по себе? Думаю, нет. Даже возрастные ограничения на продажу «жестоких» компьютерных игр носят довольно условный характер - в теленовостях подростки видят куда больше насилия, чем на экране монитора». Данные ответы показали, что проблемная форма лекции эффективнее традиционной, так как учащиеся уже на занятии смогли запомнить и воспроизвести материал лекции.

Таким образом, процесс формирования информационной культуры личности в школьном Интернет-клубе строится на следующих принципах: природосообразности; педагогического управления данным процессом; культуросообразности; вариативности и творческого начала; интеграции; диалогизации и персонализации.

Работа по формированию информационной культуры старшеклассников в школьном Интернет-клубе как воспитательной организации строится на основе данных принципов. Наличие этих принципов, организация на их основе деятельности школьного Интернет-клуба как воспитательной организации порождает педагогическую реальность, в которой центром, ядром системы оказывается личность воспитанника.

Процесс формирования информационной культуры учащихся спроектирован на основе реализации системного, деятельностного, технологического и комплексного подхода.

Теоретическое осмысление сущности рассматриваемого феномена, позволило нам в ходе опытно-экспериментальной работы выявить необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность

процесса формирования информационной культуры старшеклассников в школьном Интернет-клубе.

Формирование информационной культуры старшеклассников в школьном Интернет-клубе будет эффективно при реализации следующих педагогических условий: проектировании программы деятельности клуба на основе возрастных особенностей и интересов старшеклассников; включении старшеклассников в информационное обеспечение жизни школьного сообщества; наполнении жизнедеятельности клуба нормами и правилами эффективного социального взаимодействия.

Проверку эффективности такого построения процесса формирования информационной культуры старшеклассников в школьном Интернет-клубе как воспитательной организации, определение требований к применяемым средствам предполагала наша опытно-экспериментальная работа. Перейдем к рассмотрению ее результатов.

 

АВТОР: Пигузов А.А.