07.04.2012 6837

Междисциплинарный характер экологического образования и воспитания

 

Принцип междисциплинарное экологического образования представляет собой вариант педагогической модификации и практической реализации идей системного подхода и направлен на согласованное изучение тех или иных экологических проблем средствами различных учебных предметов.

Междисциплинарность - это взаимодействие наук, которое предполагает использование для решения одной какой-либо частной задачи всего потенциала научного знания. Междисциплинарность может быть также определена и как применение в рамках данного конкретного исследования методов, традиционно относящихся к различным областям науки. Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо оказываются разнокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной отдельно взятой наукой.

Междисциплинарность экологического образования может быть определена как присутствие экологических проблем в содержании всех или большинства учебных дисциплин, изучаемых на всех стадиях и уровнях системы высшего образования. При этом возникают вопросы об общей цели, которая объединяет средства и возможности различных предметов, а также о подготовленности педагогов к качественному анализу данных проблем.

В экологическом образовании междисциплинарность проявляется двояко: во-первых, многосторонне изучается единый системный объект, то есть исследуется совокупность разнородных, но взаимосвязанных вопросов, качеств, признаков и т. д., во-вторых, один объект или даже одно какое-либо его свойство анализируется с помощью методов, традиционно относящихся к различным дисциплинам. В связи с чрезвычайной комплексностью, системностью тех проблем, с которыми имеет дело экологическое образование, каждый предмет может внести в него определенный вклад. Экологическое образование требует объединения усилий всех учебных предметов и не может быть сведено к изучению экологических проблем и частных вопросов охраны природы в пределах одного какого-либо предмета по следующим обстоятельствам:

- Экологическое образование направлено не только на приобретение студентами некоторой совокупности знаний, но и нацелено на усвоение ими этических норм и отношений к природе, на привитие моделей экологически грамотного поведения и производственной деятельности в окружающей среде. В пределах одной дисциплины (предмета «Экология») эти задачи недостижимы.

- Экологическое образование требует использования знаний, умений и навыков, традиционно относящихся к различным предметам. Системный анализ сущности современных экологических проблем требует объединения средств и усилий многих дисциплин, что предполагает участие в экологическом образовании студентов специалистов в различных областях. Системный характер современных экологических проблем требует различных подходов к их рассмотрению и анализу. В рамках отдельной дисциплины не возможно обеспечить приобретение всех знаний, ценностей, отношений, умений и навыков, необходимых для решения современных экологических кризисов. Вопросы экологии, экологической этики и современных экологических кризисов должны затрагиваться во многих дисциплинах как естественнонаучного цикла, так и специальных.

- Эффективное экологическое образование должно состоять из системы различных видов познавательной и практической деятельности, соответствующих системному, междисциплинарному и глобальному подходам к решению современных экологических кризисов.

Целесообразность и необходимость применения в экологическом образовании принципа междисциплинарности обусловливается также объективным единством мира природы и человека. Очевидно, каждый учебный предмет может обеспечить раскрытие не всех, а лишь отдельных эколого-мировоззренческих идей, присущих именно этому учебному предмету, согласующихся с его структурой и содержанием. Причем решение частных задач экологического образования в процессе обучения тому или иному учебному предмету должно быть подчинено общей структуре и логике денного предмета.

Педагогическая технология реализации принципа междисциплинарности в экологическом образовании студентов предполагает:

- вычленение и поэтапное использование меж предметных связей экологического характера;

- строгую группировку и систематизацию учебного содержания на основе ведущих меж предметно-экологических идей;

- конкретизацию основных экологических идей; научных и этических понятий системой фактов глобального, регионального и локального уровней;

- планирование и поэтапное осуществление системы меж предметных экологических тем и проектов;

- системный анализ международных и национальных документов об охране природной среды;

- использование в целостном педагогическом процессе форм, методов и приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно-эстетического и практического отношения к природе;

- широкое применение в учебно-воспитательном процессе меж предметных форм экологического образования (таких, как деловые игры, использование мультимедийных пособий экологической направленности, походы-экспедиции по исследованию и охране природы региона, самостоятельная научная работа студентов и участие их в научно-практических конференциях, экологический практикум, проходящий в рамках производственной практики и т. д.).

Действенным ориентиром выбора средств эколого-экономического воспитания студентов может служить модель решения задач с производственно-экологическим содержанием.

Указанная модель налагает определенные требования на задачи и воспитательно-дидактические ситуации с экологическим содержанием: а) при решении таких задач в поле рефлекса студентов должен оказываться не только дефицит экологических знаний и умений, но и смысл природоохранительной деятельности, ее общественное значение; б) задачи целесообразно предъявлять в такой последовательности, чтобы постепенно нарастал удельный вес творческих действий в структуре решения, поскольку это повышает интерес к охране природы и действенность экологических знаний; в) воспитательно-развивающая функция задачи зависит не столько от ее содержания, сколько от всей дидактической ситуации, в которой она предъявляется, от того, в какой мере преподавателю удается стимулировать личностное ответственное отношение к экологической проблеме.

Основанием для создания производственно-экологических ситуаций может служить самый различный материал: проблема борьбы с шумом на промышленном предприятии; оценка стоимости утилизации отходов химического производства и стоимости потерь природного комплекса при его загрязнении этими отходами; оценка природных ресурсов и задачи рационального природопользования; проблема соответствия размера налогов за добычу и использование природных ресурсов размеру ущерба, причиняемого экосистеме и др.

Все основные дисциплины, изучаемые студентами экономических и управленческих специальностей, обладают определенным эколого-образовательным потенциалом. Проблемы, обсуждаемые в таких дисциплинах, могут внести определенный вклад в формирование у студентов научных экологических понятий, необходимых для понимания физических, биологических, геологических, социальных и иных механизмов функционирования окружающей среды. Качественное совершенствование реальной практики формирования у студентов ответственного отношения к природе и экологической культуры в целом возможно только посредством широкого привлечения достижений современных наук о природе и человеке в изучении дисциплин, казалось бы, далеких от вопросов сохранения природы. Необходимо создание и внедрение в общественное сознание, педагогическую теорию и вузовскую практику новой экоцентрической парадигмы образования.

Для осуществления принципа междисциплинарности экологического образования следует расставить основные экологические акценты в содержании стандартных дисциплин, изучаемых студентами иной или иной специальности. Выделение таких акцентов должно происходить во взаимодействии преподавателей различных дисциплин и направлений.

 

АВТОР: Писаренко Е.А.