07.04.2012 4183

Модель непрерывной подготовки к безопасному поведению на дороге в Тульском регионе

 

Системно-структурный анализ ДТП с участием детей и проведенные психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо создание целостной системы непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении.

Научное и методическое обеспечение концепции непрерывного образования содержится в исследованиях Е.Г. Белозерцева, А.А. Вербицкого, А.П. Владиславлева, Б.С. Гершунского, А.В. Даринского, О.В. Купцова, Ф.И. Перегудова и др. В этой связи особую значимость приобретает выявление совокупности факторов, обеспечивающих эффективность системы непрерывной подготовки подрастающего поколения к безопасному участию в дорожном движении.

Разработанная региональная модель системы непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении построена на преемственности программ различных образовательных уровней и опирается на принципы системности, последовательности и непрерывности обучения. За основу в разработке системы была взята модель непрерывного обучения детей до совершеннолетнего возраста безопасному поведению в дорожном движении «Пединститут-детсад-школа-семья», созданная в городе Магнитогорске и апробированная более, чем в 30 регионах России.

Для практической реализации непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении были определены следующие организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса данной подготовки:

- Непрерывность и систематичность в обучении людей с момента, когда человека начал самостоятельно ходить (стал пешеходом) и до того момента, когда он не может по каким-либо причинам самостоятельно передвигаться (перестал быть пешеходом);

- Обучение должно проводиться там, где проходят жизнь и деятельность человека: в семье, дошкольных и школьных учреждениях, трудовых коллективах, по месту жительства с учетом реальных условий и особенностей регионов;

- Наличие соответствующей требованиям времени мощной учебно-методической и материально-технической базы для обеспечения целостного образовательного процесса (создание специализированных кабинетов безопасности дорожного движения и соответствующее содержанию предмета его оборудование);

- Постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой в организации и проведении мероприятий, направленных на обучение и воспитание детей (семьи учащихся, ГИБДД, Дома детского технического творчества, общества автомобилистов, кружки и клубы по месту жительства);

- Организация подготовки высококвалифицированных преподавателей, учителей, воспитателей, инструкторов к работе по обучению населения безопасному поведению на дороге, улице и в транспорте.

В основе системы не только обучение Правилам дорожного движения, но и обязательное формирование у учащихся специальных знаний, умений, практических навыков и привычек безопасного поведения в процессе движения, а также воспитание дисциплинированности и высокой транспортной культуры.

Педагогическими основами системы непрерывной подготовки подрастающего поколениями к безопасному участию в дорожном процессе явились:

- Цель - сохранение жизни и здоровья детей в условиях функционирующей, постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды. Основная задача - подготовка молодых людей к безопасному участию в дорожном движении.

- Содержание подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении носит интегративный характер и строится на требованиях Правил дорожного движения, законов безопасности движения и специальных правилах поведения.

- Организация подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении включает в себя действенно-практические методы, формы и средства образования.

Обязательными принципами в работе с детьми по их подготовке к безопасному участию в дорожном движении явились:

- взаимодействие учреждений образования с социально-педагогической средой;

- учет возрастных психофизиологических особенностей детей и индивидуальных качеств личности ребенка.

Рассматриваемая нами система включает в себя такие элементы как:

- общественно и личностно значимые мотивы деятельности; совместная деятельность учителя им учащихся, организационные формы и методы обучения;

- непосредственное обучение детей правилам движения с использованием методов программированного обучения в начальных классах и меж предметных связей в средней школе;

- закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков, выработки соответствующих привычек во время выполнения домашних заданий, проведения внеклассных и внешкольных занятий и мероприятий обучающего и тренировочного характера по безопасности дорожного движения, а также в семье.

Основным направлением функционирования системы являются:

- формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимательность и наблюдательность; дисциплинированность; умение ориентироваться в дорожной обстановке и прогнозировать ее; знание Правил дорожного движения: обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода дорог, дорожные знаки, сигналы регулировщика и светофоров; развитие координации движений, реакции и т.д.);

- ознакомление и изучение окружающего мира (двор, улица, микрорайон, поселок, город, край; транспортное средство (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль, электротранспорт и его назначение, особенности автомобилизации общества и тенденции ее развития);

- воспитание дисциплинированности и высокой транспортной культуры, основанных как на специфических требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.

Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении осуществляется (на примере школы):

В школе:

- классная работа (урок в классе или специальном кабинете, практические занятия на специальных площадках на улице, в классах безопасности дорожного движения автотранспортных предприятий и т.п.);

- внеклассная работа с учащимися (внутришкольные мероприятия по изучению ПДД: конкурсы, викторины, экскурсии, соревнования и т.п.);

Во внешкольных учреждениях:

- инструктажи в спортивных секциях и кружках о безопасных маршрутах движения на занятия и обратно; инструктажи по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах и т.д.;

В семье:

- индивидуально-воспитательная работа с ребенком;

Средствами массовой информации, учреждениями культуры и искусства:

- разъяснения основных Правил дорожного движения, «законов» и правил безопасного поведения, пропаганда безопасного участия в движении, культуры поведения и дисциплинированности на улицах и в транспорте.

Первым звеном в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении являются дошкольные образовательные учреждения (5-6 лет), основная задача которых - познакомить ребенка с миром дорожного движения, привить чувство реальной опасности и уважение к социальным нормам (Правилам дорожного движения). Основным принципом обучения на этом уровне является принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Семья является системообразующим фактором в обучении детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге, основная задача которой воспитание у ребенка дисциплинированности и ответственности за свои действия на дороге, а также подкрепление полученных детьми знаний безопасности дорожного движения собственным живым положительным примером.

Второй ступенью системы являются учреждения начального общего образования (7-10 лет), реализующие основное содержание обучения в рамках программы интегрированного курса «Окружающий мир». На этом этапе закладываются базовые знания основ безопасности движения пешеходов, формируются навыки безопасного поведения на дороге и улице, воспитывается транспортная культура и дорожная этика. К окончанию начальной школы ребенок должен знать основные правила безопасного поведения в штатных и нештатных режимах движения, уметь прогнозировать развитие дорожно-транспортных ситуаций и разгадывать основные дорожные «ловушки». На этой ступени координирующим звеном выступает Центр профилактики детского дорожного травматизма, созданный на базе школы-интернат №2 г. Тулы совместными усилиями Тульской юношеской автошколы и кафедры Машиноведения и БЖ ТПТУ им. Л.Н. Толстого.

Третий уровень подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении представляет собой общая полная школа (11-15 лет), на котором закрепляются полученные в начальной школе знания основ безопасности движения, изучаются основные положения Правил дорожного движения. На этом этапе возможно сквозное обучение, учитывающее меж предметные связи с физикой, математикой, валеологией и психологией. Здесь координирующую роль играет Клуб юных инспекторов движения Дворца детского и юношеского творчества г. Тулы, который через систему дополнительного образования организуют внешкольную работу по профилактике детского дорожного травматизма, пропаганде правил безопасности движения, проведении соревнований «Безопасное колесо», обеспечивая, тем самым, целостность учебно-воспитательного процесса. Важным системообразующим элементом выступает общественная организация «Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасности», созданная в 1994 году в Туле совместными усилиями Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ и Министерства образования РФ. Большую практическую значимость представляет собой ежегодно проводимый в рамках движения «Школы безопасности» полевой лагерь «Юный спасатель».

Четвертой ступенью выступают десятые-одиннадцатые классы общеобразовательной школы и начальное профессиональное образование (16-17 лет), на которой старшеклассники проходят обучение в Тульской юношеской автошколе ОАО Тулаавтотранс по двухгодичной программе «Подготовка водителей транспортных средств категории «В» и «С» и по окончании которого получают водительские удостоверения. Юноши и девушки изучают «Правила дорожного движения», «Основы безопасности движения», «Устройство автомобиля», учатся вождению транспортных средств и оказанию первой медицинской помощи, успешно участвуют во Всероссийских соревнованиях школьников - юных автомобилистов.

Пятым звеном в системе непрерывной подготовки подрастающего поколения к безопасному участию в дорожном движении являются средние и высшие профессиональные учебные заведения (18-23 года). Основной задачей изучения раздела «Безопасность дорожного движения» в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование знаний основ законодательства в области безопасности дорожного движения, ответственности за нарушение правил дорожного движения, функционирования системы безопасности дорожного движения. Колоссальное организационное значение на этом этапе играет Институт гражданской защиты ЦРЦ МЧС РФ, осуществляющий обучение специалистов самых разных профилей по всем направлениям безопасности жизнедеятельности. Большое практическое значение имеет Всероссийская общественная добровольная молодежная организация «Всероссийский студенческий корпус спасателей», созданная в апреле 2001 года Министерством по чрезвычайным ситуациям для консолидации усилий общества в решении проблем безопасности и спасения населения в условиях воздействия вредных и опасных факторов природного и техногенного характера.

Координирующим звеном в системе непрерывного обучения детей безопасному поведению в дорожном движении является созданный в июне 2000 Тульский областной благотворительный фонд «Дети - за безопасность на дорогах», основными целями которого являются:

- предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма;

- содействие в создании и развитии центров профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, школ и кружков юных автомобилистов, автоинспекторов, велосипедистов, пешеходов;

- реабилитация детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях;

- занятие досуга детей с целью уберечь их от неблагоприятного воздействия алкоголя и наркотиков.

 

АВТОР: Пискарев Н.Н.