08.04.2012 4387

Концепции, стратегии и смыслы воспитания личности военнослужащего в современной российской армии

 

Военная педагогика в нашей стране представляла идеологизированную

систему воспитания военнослужащих, целью которого было воспитание человека, проводящего и реализующего в жизнь решения коммунистической партии. Целенаправленный процесс формирования у людей моральных качеств, норм и принципов поведения носил классовый характер, в основе которого лежала борьба советских людей за построение коммунистического общества. В тесном единстве с политическим, трудовым и другими видами воспитания оно было призвано развивать у них высокие коммунистические идеалы. Военнослужащих воспитывали в духе соблюдения норм коммунистической морали, выполнения сознательно воинского долга, требований военной присяги и уставов, священной обязанности - защиты социалистического отечества.

Целый комплекс политической подготовки (марксистско-ленинской, политической учебы и занятий, партийной учебы, экономического образования коммунистов, всех военнослужащих, рабочих и служащих армии и флота, комсомольской учебы) проводился в соответствии с требованиями приказов и директив министерства обороны СССР и начальника Главного политического управления советской армии и военно-морского флота по тематическим, специально разрабатываемым планом.

Как отмечают авторы книги «Академия Генерального штаба», успешному решению многих задач боевой и политической подготовки, укреплению воинской дисциплины способствовало изучение коммунистами Положения о политических органах Советской Армии и Военно-Морского Флота и Инструкции организациям КПСС в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденных ЦК КПСС, в которых был обобщен и закреплен большой и разносторонний опыт партийно-политической работы, сформулированы задачи армейских полит органов и партийных организаций. На определение стиля партийной работы большое влияние оказывали регулярно проводимые Всеармейские совещания секретарей партийных организаций, итоги которых обсуждались в каждой партийной организации. Специально организованные для проведения партийно-политической работы органы осуществляли руководство партийной работой в вооруженных силах, выполняя и проводя в жизнь решения ЦК КПСС, направленные на повышение боеготовности нашей армии. Назначаемые работники полит органов, отчитывались перед Главным политическим управлением советской армии и военно-морским флотом, ЦК КПСС, Советом обороны СССР и докладывали министерству обороны о состоянии войск и политической работы в армии и на флоте. В центре внимания работников политорганов находились вопросы сплочения всех воинов вокруг КПСС, поддержания высокой бдительности и постоянной боевой готовности к разгрому любого агрессора, укрепления единоначалия и воинской дисциплины, повышения организованности военнослужащих, формирования их идейной убежденности, высоких морально-политических и боевых качеств у всего личного состава, мобилизации их на успешное выполнение задач по защите завоеваний социализма. Ответом на такие задачи стала сложившаяся система воспитания в вооруженных силах, организованная подготовка для проведения воспитательной работы профессиональных политических работников, изложенная в соответствующих учебниках, суть которой выглядит довольно определенно, доказательно и результативно: воинская направленность и подготовка людей к бою, к преодолению связанных с этим огромных трудностей; осуществление в ходе боевых действий морально-политической, психологической и воспитательной работы по подготовке к действиям в условиях современной войны; наличие в качестве объекта (не субъекта) воспитания взрослых людей, у которых уже есть свои взгляды и привычки; осуществление воспитания командирами и офицерами, наделенными большими правами и полномочиями; реализация процесса воспитания постоянно в воинском коллективе, имеющем особую организацию, уставные взаимоотношения, своеобразный быт и специфическую боевую задачу.

Готовность умело защищать Родину - главная задача такого рода воспитания. Воспитание предполагает формирование следующих качеств личности военнослужащего: твердая убежденность в правоте своих действий; сознательное отношение к ратному труду; высокий профессионализм каждого воина в коллективном ратном труде; нормы морали и правила поведения; достаточное для поставленных целей культурное развитие; хорошее физическое воспитание и развитие.

Воспитание, в таком случае, представляет собой целенаправленный процесс формирования у военнослужащих убеждений, качеств личности, необходимых для боя и повседневной воинской службы, осуществляемый спланированной и разработанной методикой проведения воспитательных воздействий политическими работниками и командирами.

Воздействие на психику воина (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь, чувства, воля) осуществлялось обязательно планомерно и последовательно. Принималось во внимание определение В.И. Ленина: «Воспитание есть длинное и трудное дело. Здесь нельзя отделаться декретом, надо терпеливо и умело подходить..., быть очень осторожным, но твердым». Подчеркивалось, что конкретно планировать воспитание каких-либо определенных качеств невозможно, так как качества личности воина формируются в единстве всех черт и возможностей. Воспитание - процесс непрерывный, никаких пауз в нем быть не может, поскольку чуждая советскому воину вражеская идеология немедленно займет пустое место в его подготовке, что реально не может иметь место в силу специфики организации воспитательного процесса. Экзаменом для воспитанности является жизнь, действия и поступки воина. Выявить сразу же, с какими морально-этическими качествами прибыл служить юноша невозможно, поскольку критерием их проверки может быть только реальная жизнь, хотя существует целая система диагностических тестов разного рода.

В процессе воспитания большое внимание уделялось знаниям и убеждениям; отмечалось, что знания превращаются в убеждения (сплав умственных, эмоциональных и волевых элементов), которые становятся привычкой поведения. В качестве подтверждения своим действиям прибегали к суждениям Н. А. Добролюбова. Н. А. Добролюбов писал, что «убеждение и знание только тогда и можно считать истинным, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волею, присутствует в нем постоянно». Убеждения о единстве слова и дела, опыт нравственного поведения - это стало непреложным требованием для формирования высоких нравственных качеств личности советского воина. Наряду с формированием убеждений процесс воспитания предполагает выработку у каждого воина прочных положительных привычек. Считалось, что привычка - это навык, ставший потребностью. Подчеркивалось, что правильные привычки вообще имеют важное значение в жизни и деятельности советских людей. А. С. Макаренко писал: «Умно относиться к своему поведению недостаточно: необходима привычка правильно поступать. Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, то есть такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому что иначе мы не можем, потому, что мы так привыкли».

Привычки придают поведению устойчивый характер, ибо человек, привыкший всегда поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями, превращает правильные действия и поступки в черты характера. Привычки дисциплинированного поведения, способности переносить длительные физические и моральные напряжения и многие другие играют большую роль в деятельности каждого воина. Такие привычки и есть показатель уровня воспитанности, утверждали учебники по советской военной педагогике и психологии.

Воинский долг, коллективизм, войсковое товарищество, честность, правдивость, умение провести самооценку, стремление к самореализации, умение рефлексировать - вот основополагающие ориентиры советского воинского воспитания, как отмечали учебники советского времени. Принципы такого воспитания - это основные руководящие положения, отражающие объективные закономерности процесса воспитания воина. Они определяли содержание, методы и организационные формы воспитания. Вот перечень некоторых направлений воспитательной работы: воспитание целеустремленности; воспитание в процессе воинской деятельности; воспитание в коллективе и через коллектив; индивидуальный подход в воспитании воинов; опора на положительный пример в процессе воспитания; воспитание в сочетании высокой требовательности к подчиненным с уважением их личного достоинства и заботой о них; использование единства, согласованности и преемственности в воспитании воинов. Сама по себе вышеописанная система воспитания советского воина внешне выглядела вполне пристойно, если не принимать во внимание большой разрыв между ее декларированием и реальным функционированием.

Таким образом, советское военное воспитание, отличаясь четко означенной идеологической направленностью, в ходе решения политических задач, в основном, было нацелено на формирование определенных положительных качеств личности. Д. А. Волкогонов пишет о том, что даже в антикоммунистическом журнале «Problems of Communism», издающемся в США, в 1982 году была опубликована серия статей, посвященных достижениям в деле воспитания советских воинов армии и флота в духе патриотизма и интернационализма. Американский советолог Э. Понд с сокрушением констатирует в те годы, что многолетние усилия Запада изменить качество советского патриотизма и социалистического интернационализма, по существу, ни к чему не привели. Национализм в СССР не может поднять головы в силу достаточно четко проводимой идеологической работы. Акценты такого воспитания были перенесены с личности воина на выполнение требований партии; подчинение интересов личности каждого военнослужащего целевым установкам партии, стремлению любой ценой, даже за счет моральных издержек, выполнить поставленную государством задачу. Важен был только конечный результат, отчет, рапорт, в угоду которым методом жестокого подавления интересов личности достигалось намеченное. На фоне вышеизложенного совершенно естественно использование в ВС авторитарного стиля воспитания.

Как известно, в начале 90-х годов XX века наметились качественные изменения во многих областях жизни нашей страны, в том числе и военной. В армии взяли начало деидеологизация воспитательной работы, обращение к гуманному, личностно ориентированному воспитанию военнослужащих, стали создаваться оптимальные модели, алгоритмы и технологии воспитательной деятельности во всех военных структурах, обусловленные потребностями реальной армейской практики. Все это подтверждает то, что в войсках стал очень постепенно внедряться гуманистический стиль воспитания.

Целенаправленная работа в изменившихся условиях теперь уже сосредоточилась на развитии педагогико-психологической культуры военнослужащих, включающей создание благоприятных условий жизнедеятельности для военнослужащего, от которых зависит успешность его воинской службы, морально-психологическое состояние и качество выполнения боевых задач с учетом его профессиональной компетенции. Заслуживает признания тот факт, что научное сообщество заняло высокие гражданские позиции, определив своими приоритетами исследование и анализ педагогико-психологический проблем воспитания военнослужащих в армии.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем выдвижения пакета принципов, т. е. исходных педагогических положений, служащих руководящими нормами для командира как воспитателя, осуществляющего воспитание в процессе воинского труда и повседневной жизни: воспитание в коллективе и через коллектив; субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений, реализуемых на правовой основе; опора на положительное в личности воина и воинском коллективе; активность, системность и конкретность воспитательных мер, единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.

Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение, в частности, через правовую доминантность командира в воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность командира (начальника) в соответствии с требованиями отмеченного принципа должна носить активный, динамично развивающийся характер по руководству и участию в целостном деятельно-воспитательном процессе. Главными его участниками являются командиры (начальники) всех уровней, подчиненные и воинский коллектив, которые одновременно выступают и субъектами воспитания. Каждый из них является субъектом воспитательного процесса и собственного развития. Границы, уровни и функции взаимодействия субъектов регулируются только законами, воинскими уставами, приказами, а не администрированием начальника. Характер воспитательных взаимосвязей обуславливается субъект-субъектной сущностью взаимоотношений между военнослужащими.

Требования субъект-субъектных отношений в воспитательной деятельности командира (начальника) реализуется в пределах, устанавливаемых Конституцией РФ, законами, воинскими уставами и приказами. Данная правовая основа соответствует общечеловеческим гуманным принципам, принятым мировым сообществом, Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной Верховным Советом России 21 ноября 1991 г. «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическим обществе», - указано в статье 2 Декларации. Ключевая роль командира в воспитательной деятельности состоит в том, чтобы на правовой основе, используя потенциал субъект-субъектных отношений, добиваться ее принципиально нового состояния и высокой эффективности. В качестве субъекта воспитательного процесса военнослужащий предстает как развивающаяся индивидуальность. В основе такого развития лежит не только социальная среда, но и природные силы, духовный мир человека. Здесь военнослужащий осуществляет собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий и совершает сознательный выбор идей, действий и поступков. Появляется возможность ставить собственные цели в деятельности. Солдат, прапорщик, офицер, как и любой человек, стремится к активно-деятельностному самопроявлению, самосознанию, самопознанию и самоутверждению.

Военнослужащий, как субъект и первый из участников воспитательного процесса, представляет собой активный саморазвивающийся феномен, который на основе интеллектуальных, эмоциональных, физических и волевых сущностных сил стремится к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, аккумулируя и перерабатывая воспитательные воздействия, принимая их или сопротивляясь им.

Вторым полноправным субъектом воспитательного процесса является командир (начальник). Он становится им уже потому, что живет, действует и делает выбор нравственного поведения для удовлетворения своих потребностей и интересов в присутствии подчиненных. Кроме того, офицер становится субъектом воспитательного процесса тогда, когда осознает смысл и цель ратного труда, ответственность за свое влияние на военнослужащих. Тем самым командир реализует свою потенциальную возможность и обязанность быть активным воспитателем. Именно командир руководит и несет ответственность за организацию эффективного воспитательного процесса в подразделении. Третьим участником воспитательного процесса является воинский коллектив, где каждый военнослужащий приобретает благоприятные условия для своего развития, удовлетворения собственных потребностей и интересов, применения своих способностей для самосовершенствования, самоутверждения и самопроявления. Как субъект воспитания воинский коллектив оказывает огромное влияние на каждого военнослужащего, во многом обусловливает его деятельность, формируя мировоззрение, методологию, продуктивную практику воинского труда и жизненной стратегии.

Нельзя упускать воспитательные возможности, которые могут быть полезно задействованы, если воспитание осуществлять совместно с общественными институтами, государственными органами, семьями и другими субъектами воспитания. Характеристика воспитательного процесса была бы не полной без учета социальной среды, армейской действительности, воспитательное воздействие которых носит объективный характер, а сила влияния зависит от степени их реальной включенности в воспитательные отношения. Итак, в воспитательном процессе в подразделении диалектически взаимодействуют явно выделяемые три его субъекта: командир, подчиненные военнослужащие, воинский коллектив.

Описанный выше процесс воспитания можно схематично представить следующим образом: включение человека в систему отношений всех субъектов воспитания; приобретение и совершенствование комплекса социально ценностных качеств военнослужащих, связей и отношений в воинском коллективе; эффективное влияние на показатели воинского труда и жизни военнослужащих и членов их семей; совершенствование воспитательного процесса.

Каковы же закономерности процесса воспитания воинов? Воспитатель, осознав цель воспитания, в данном воинском коллективе, общается с военнослужащими, в рамках воинского коллектива в условиях военной службы. Для достижения его идеально выстроенной воспитательной цели ему представляется три канала: непосредственного воздействия; опосредованного влияния усилиями других военнослужащих или через создание желаемых условий; воспитание через стимулирование самовоздействия (самовоспитания) военнослужащего. Здесь особое внимание следует обратить на эффективность использования как традиционных, так и инновационных способов. В частности, не снимается с повестки дня такое средство, как личный положительный пример воспитателя. На его огромную роль в процессе воспитания обращали внимание все выдающиеся педагоги. «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, - говорил К. Д. Ушинский, - в себе заключает всю возможность успехов воспитания». Эту мысль проводил и В. А. Сухомлинский. Он писал: «Ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действенным служением Родине».

Следует подчеркнуть, что используемый пример должен быть общественно и лично значимым и ценным, эмоциональным, связанным, так или иначе, с высокими качествами личности командира. Так было всегда в нашей армии о чем свидетельствуют ее богатые традиции. Общеизвестно, что современники генералиссимуса А. В. Суворова отмечали тот факт, что, служа примером скромного образа жизни, искренней религиозности и непоколебимой преданности долгу А. В. Суворов сделался солдатом до мозга костей. Он смотрит на воинское дело, как настоящий полководец, закаляет солдат, вселяет в них смелость и самолюбие и делает их непобедимыми. Он нежен, добр, чувствителен, великодушен; он приобрел общую любовь русских воинов. Сам А. В. Суворов писал, что трудолюбивая душа должна всегда заниматься своим ремеслом: частое упражнение ее так же оживотворяет, как обыкновенные движения подкрепляют тело. Генералиссимус своему крестнику советует следующее: «Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках; проявляй пламенную ревность к службе своему государю; люби истинную славу; отличай честолюбие от гордости и кичливости; с юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных; тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример».

Структурно-динамическая модель воспитательной деятельности в подразделении (части) - это система взаимосвязанных принципов воспитания, целей, задач, направлений, вариантов и этапов достижения результатов, а также характер и механизмы, взаимодействий и взаимоотношений в воспитательной работе. Модель позволяет перейти к воспитанию в подразделении (части) как к целостному деятельностно-воспитательному процессу, в котором командир обеспечивает объективно востребованные субъект-субъектные отношения и оптимальность воспитательного воздействия. Цели, задачи, реальное положение дел и потребности воспитания в конкретной ситуации указывают командиру конкретное содержание каждого компонента модели. Алгоритм воспитательной деятельности командира (начальника) представляет собой систему требований (принципов и норм) осуществления организационных и воспитательных действий, последовательное выполнение которых придает всему воспитательному процессу результативный характер. Требования к воспитательной работе определяются новой концепцией воспитания в вооруженных силах, которые сформулированы в соответствии с закономерностями воспитания и воплощены в его принципах. Алгоритм воспитательной деятельности указывает на жесткую последовательность ее осуществления:, анализ фактического положения дел для выявления противоречий в целостном деятельностно-воспитательном процессе и определение путей их разрешения; планирование эффективных воспитательных мер и организация их исполнения для достижения требуемого воспитательного воздействия; создание условий для эффективного воспитания в подразделении (части); оценка результатов воспитательной деятельности в подразделении (части) и коррекция всего деятельностно-воспитательного процесса. Данный алгоритм оказывается эффективным при условии, если командир (начальник) будет активно, последовательно и конкретно следовать его логике. Это позволит добиваться оптимального и эффективного осуществления воспитательного процесса в полку.

Итак, воспитание военнослужащего - это сложный процесс, в котором генератором обоюдно направленного развития личности и ее профессиональной эффективности выступает командир, планирующий и проектирующий оптимальную архитектонику и логику взаиморазвития субъектов воспитательного общения.

Выделяя определенные группы методов воспитания, военные педагоги понимают под ними сложные действия, предполагающие применение педагогических мер, методы воинского воспитания - это, прежде всего, своеобразно организованная деятельность. Каждый из методов воинского воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания военнослужащих, а также особенностями участвующих субъектов воспитания. Оказывая воспитывающее влияние на военнослужащего (воинский коллектив) в целом, каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств. Методы воинского воспитания выполняют вполне определенные функции, каждый из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

Средства и приемы составляют основу методов воспитания, они связаны между собой и в практике воспитания воинов применяются в единстве. Однако их следует отличать друг от друга. Средства воспитания - это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на военнослужащих. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности, направленной на повышение качества боевой подготовки, (боевое дежурство, несение внутренней и караульной служб, боевая учеба и т.д.), а с другой - совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются командиром в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.). Приемы воспитания - это элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода (требования Министра обороны РФ, воинские уставы, сопоставление, аналогия, сравнение, полемика).

В военной педагогике существует несколько классификаций методов воспитания. Одна из них в качестве методов выделяет убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример. Другая в своей основе состоит из традиционных методов (убеждение, пример, упражнение, поощрение, принуждение) и дополнена такими методами, как соревнование, критика и самокритика. Третья включает в себя несколько групп: 1) группа методов, непосредственно побуждающая к проявлению активной жизненной позиции; 2) методы овладения обобщенным социальным опытом; 3) группа методов накопления личного опыта социально-ценной деятельности; 4) оценочно-стимулирующие и корректирующие методы.

Привлекательной является классификация методов военного воспитания, разработанная в Военной академии РВСН имени Петра Великого коллективом авторов учебного пособия по военной психологии и педагогике под редакцией П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева и В.Г. Михайловского (1998год). Ее авторы исходили из того, что традиционно сложившаяся в военной педагогике система методов, их классификация в определенной последовательности или по группам на современном этапе развития Вооруженных Сил уже не адекватно отражает сложную и многообразную деятельность командиров по воспитанию личного состава. Это обусловлено, во-первых, требованиями современного этапа развития страны и характером деятельности воинов по защите Родины; во-вторых, новыми достижениями собственно педагогической теории и практики; в-третьих, результатами расширяющегося сотворчества педагогики с различными областями человековедения (социологией, психологией, акмеологией, военно-социальной теорией и практикой и пр.).

Поэтому для классификации методов воспитания были учтены совокупные стороны данного целостного процесса и прежде всего его основные функции. В соответствии с данными ориентирами предложено выделить наиболее действенные методы воспитания и представить их такими группами: традиционные нормативно принятые (определяются организационно-методическими указаниями по воспитательной работе, приказами, директивами и другими нормативными требованиями) - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример; инновационно-деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий, которые целесообразно реализовывать в процессе военной службы и при решении различных задач) - моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.; неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых военнослужащих, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких); рефлексивные и тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) - социально-психологические тренинги, деловые игры, самоанализ, самовоспитание и др.

Традиционно в отечественной педагогике главным методом воспитания признается метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека: убедить военнослужащего - это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, требованиям военной присяги и уставов, превратить их в главные мотивы поведения, действий и поступков. В применении метода убеждения используются убеждение словом и убеждение делом. В первом случае мощное оружие воспитания - речь командира, ее грамотность, живость, простота, ясность, доступность речи и образность языка. Во втором случае - разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет; обладанием командиром широким общенаучным и военным кругозором, образованностью, эрудицией, жизненным и служебным опытом. Велика роль метода упражнений - специальной, многократно повторяемой воинами деятельности; тщательное соблюдение внутреннего распорядка и режима дня. Возможности воспитания воинов путем упражнений очень широки. Весь уклад воинской жизни, боевая учеба положительно влияют на развитие личности воина, ставя его перед необходимостью взаимодействовать с товарищами по оружию, подчинять свои поступки и действия целям повышения боевой готовности подразделения. Именно в ходе учений, маневров, боевого дежурства создаются такие условия, такая цепь упражнений и трудностей, которые как бы оттачивают грани личности воина, учат мужеству, самоотверженности.

Рассмотренные методы военного воспитания прокладывают как бы два русла в течение воспитательного процесса. 1. Показ – приказ – контроль – оценка; II. Знание – требование – контроль - оценка.

 

АВТОР: Плескачева Н.М.