08.04.2012 6358

Характер личности командира воинского подразделения

 

Личность командира воинского подразделения обуславливает успешность реализации целей и задач воспитания военнослужащего. Он должен быть профессионально компетентным офицером. Компетентность понимается как комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенции.

В общевоинских уставах и приказах Министра обороны РФ подчеркивается, что воспитание является приоритетной обязанностью каждого офицера-командира, который должен быть непосредственным организатором и участником воспитательного процесса. В процессе достижения целей и задач воспитания реализуются возложенные на командира функции, к которым можно отнести следующие из них:

- статусно-позиционная - обеспечивает понимание и принятие военнослужащими и воинскими коллективами законного социального положения, роли, места, круга функциональных задач, ответственности и обязанностей как основных субъектов воинского труда и жизненной стратегии;

- формирующе-развивающая - состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у военнослужащих и воинских коллективов социально-ценностных характеристик, а также продуктивную реализацию их творческого потенциала в военной службе;

- информационно-коммуникативная - обусловливает активное влияние воспитания на процесс познания в подразделении, а также развитие социально значимых связей и уставных взаимоотношений в воинских коллективах;

- мотивационно-мобилизующая - состоит в создании социально-психологических и - педагогических условий, побуждающих субъектов воинского труда к продуктивному выполнению служебных обязанностей и социально-ценностных функций в воинском коллективе;

- профилактико-перевоспитующая - заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, педагогическом упреждении поведения, преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера военнослужащего в интересах формирования и развития социально-ценностных образований.

Известно, что традиционные нравственные ценности существуют в каждой социальной группе, в каждом профессиональном объединении, где формируется своя субкультура. И чем «старше» профессия, чем основательнее нравственный опыт ее представителей, тем более существенное место занимают в ней нравственные традиции. Не составляет исключения и офицерский корпус. В основе российской воинской морали и нравственности лежат нравственные ценности, рожденные в борьбе за свободу Родины: патриотизм и честь.

Патриотизм как центральная нравственная ценность оказывает большое влияние на всю профессиональную этику офицерства. Офицерская этика, в свое время, влияла на мораль всего общества. Главная идея - служение отечеству, народу, монарху. В советское время - это было служение социалистическому отечеству, коммунистической партии, народу, боевым и революционным традициям. В наши дни - выполнение конституционного долга. Понятие «офицерская честь», связанное с честью мундира офицера, служит примером показа роли предназначения профессии офицера как слуги и защитника Отечества. Существовали суды офицерской чести в свое время. В настоящее время возобновляется работа общих собраний офицеров. Сейчас мы возвращаемся ко всему лучшему, что создано отечественной военной культурой.

Большую роль в формировании офицерского корпуса играет госзаказ. Госзаказ - это государственные требования, предъявляемые к численному и качественному составу военных специалистов, которых нужно подготовить для нужд Вооруженных Сил (ВС) в требуемые сроки. Он определяет основные параметры системы подготовки офицерских кадров: по каким специальностям, на какие должности, в какой численности и на каком уровне образования следует готовить специалистов. Научно обоснованные ответы на эти вопросы требуют прогностических оценок. Почему? Во-первых, система подготовки офицерских кадров - ресурсная, формирующая потенциал армии, и должна функционировать в соответствии с развитием всех сторон жизни государства и его Вооруженных Сил. Во-вторых, она является инерционной системой, которая для выпуска своей продукции требует значительного времени, что неизбежно ведет к рассогласованности требований к уровню подготовки в начале и в конце процесса обучения. В-третьих, система подготовки офицерских кадров достаточно консервативная и инертная система, но чтобы не отставать от развития войск, она должна гибко реагировать на изменения в строительстве ВС. Поэтому госзаказ должен стать долгосрочным (до десяти лет) и краткосрочным, (с ежегодной корректировкой).

Формирование кадрового заказа для военно-учебных заведений в условиях динамизма преобразований в ВС не обеспечивает долгосрочный прогноз и не позволяет решать задачи новой системы непрерывного военного образования. Военно-учетные специальности могут быть не востребованы в связи с сокращением должностей. При сокращении должностей существует опасность разрыва традиционной преемственности при освоении ряда ведущих должностей и специальностей ротного и батальонного звена. Эти издержки в подготовке офицеров приводят к замедленному внедрению в военную жизнь демократических, гуманных, субъектных стилей общения командиров и подчиненных.

Поведение человека, облеченного властью, в нашем случае военной властью, обусловлено рядом факторов, а вся деятельность власти определяется не одним соответствующим мотивом своей власти, а учитывает различные мотивы партнера, структуру привлекательности которых для партнера власть в своей деятельности должна перестраивать. Так Хайнц Хекхаузен предложил алгоритм действий власти следующего вида: 1) возникновение мотиваций воздействия у субъекта власти на другого человека; 2) информирование объекта воздействия о том, какого поведения от него ждет субъект власти; 3) применение источников власти (личностных и институционных) к объекту власти, если последний высказывает неповиновение или неподчинение; 4) зависимость пуска в ход источников власти от внутренних (личностных) барьеров субъекта власти; 5) применение субъектом власти какого-либо средства воздействия; 6) зависимость реакции объекта воздействия от его мотивов и используемых субъектом источников власти.

В целом, военная власть как явление характеризуется определенными традициями, сложившимися в ВС, и координацией действий субъектов выражения военной власти на всех уровнях. Потому так важно формирование офицерами у подчиненных чувства команды, особенно потому, что ракетные войска стратегического назначения, в которых мы исследуем созданную нами среду воспитания, являются коллективным видом В.С. Попов и приводит такое определение «чувства команды»: установление между людьми тесных личных корпоративных отношений, которые помогают успешно взаимодействовать в профессиональном плане; облегчают координирование их действительности с младшими и старшими командирами.

Войсковая практика показывает, что успех в работе с людьми зависит во многом от наличия у офицера-командира высокоразвитых педагогических качеств: педагогические такт, наблюдательность, воображение, мышление; особые культура и содержательность речи; чуткость и близость к людям; педагогически направленные общение и поведение; примерность и стремление к самосовершенствованию. Обладание такими личностными качествами позволяет устанавливать отношения между командиром и подчиненными на принципе единоначалия, одном из принципов строительства ВС РФ, используя при этом демократичный, гуманный стиль руководства в воинском подразделении. Командир, создавая среду воспитания военнослужащих, разрабатывает программу воспитания.

 

АВТОР: Плескачева Н.М.