08.04.2012 2891

Характер личности военного психолога

 

РВСН требуют обеспечения надежности «человеческого элемента», поэтому вопросы морально-психологической подготовки военнослужащих находятся в центре внимания ЗКВР и военного психолога. На сознание и психику, волю и оптимизм стратегических ракетчиков оказывают влияние многие факторы: ответственность за поддержание постоянной боевой готовности; условия и обстановка боевого дежурства, режим и время его несения; характер выполняемых задач; температурные, шумовые, световые раздражители; обостренное чувство сопричастности к управлению мощным ракетно-ядерным оружием. Поэтому «Указания по организации воспитательной работы в ракетных войсках стратегического назначения в 2004 учебном году» содержат такие строчки: «Исключить практику привлечения психологов к выполнению задач, не связанных с их должностными обязанностями».

Основные моменты работы военного психолога включают следующую систему деятельности: изучение индивидуальных психологических качеств личного состава; составление социально-психологических характеристик; формирование групп динамического наблюдения (из склонных к асоциальному поведению - алкоголь, наркотики, токсические вещества, суицидальные действия, самовольное оставление воинской части, грубые нарушения воинской дисциплины, негативное отношение к воинской службе, неспособность овладеть воинской специальностью, низкие адаптационные способности); проведение психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий; анализ морально-психологического климата воинских подразделений и прогнозирование их развития; обеспечение постоянно действующей системы психологической помощи.

Личность военного психолога и уровень его профессиональной подготовленности, качества его профессиональной компетентности, позволяют ему осуществить ряд исследований, диагностического и формирующего характера, и составить свои рекомендации, которые могут помочь в таких аспектах как: 1) разработка концепции создания локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками среды воспитания личности военнослужащего; 2) проведение научно обоснованной комплектации воинских подразделений на основе диагностического тестирования, проведенного психологом; 3) оказание помощи в обеспечении взаимодействия командира, заместителя командира по воспитательной работе и военного психолога по созданию дееспособного воинского коллектива относительно выполнения поставленной боевой задачи; 4) проведение психолого-педагогического воздействия на воинский коллектив с учетом выявленных с участием военного психолога инвариантных характеристик среды воспитания; 5) осуществление психологического анализа при организации успешной военной подготовки личного состава и повышения общих результатов воинской деятельности на основе разработки системы взаимодействия инвариантных характеристик среды воспитания; 6) оказание помощи военнослужащим при определении личностно значимых для них компетенций с учетом их дальнейшей профессиональной деятельности по окончании военной службы; 7) внесение необходимых корректив в среду воспитания военнослужащих локально-экзистенциального с инвариантными характеристиками типа.

Одним из общих моментов в деятельности командира подразделения, его заместителя по воспитательной работе и военного психолога является проведение комплекса превентивных мероприятий по профилактике суицидальных явлений в Вооруженных Силах. Это один из самых сложных видов педагогического взаимодействия по вертикали.

Повышение эффективности профилактики суицида значительно сдерживает недостаточная психолого-педагогическая подготовленность офицеров к превентивной социально-педагогической работе. Как показало наше исследование, в котором участвовало 370 человек, до сих пор некоторые офицеры (12 % респондентов) считают, что суицид совершается в основном психически ненормальными людьми, 15 % офицеров не считают необходимой организацию специальной профилактической деятельности по предупреждению суицидальных явлений, 57 % офицеров не знают или затрудняются в определении индивидуальных особенностей подчиненных, признаков душевного неблагополучия, которые могут указать на возможный суицидальный риск, 54 % офицеров отметили, что не могут достаточно квалифицированно строить индивидуально-воспитательную работу с подчиненными, снимать стрессовые состояния и находить душевный контакт с ними, 55 % - затрудняются в организации профилактики неуставных взаимоотношений, 41 % офицеров не умеют проводить работу с молодыми воинами в период адаптации к военной службе на должном уровне, 59 % -оценивают свою подготовленность к управлению взаимоотношениями подчиненных, не отвечающей современным требованиям. Для значительной части командиров вызывает трудность умение организовать досуг с учетом интересов и склонностей личного состава на хорошем уровне. На это указало 63 % опрошенных офицеров. В результате в ряде случаев командиры не только оказываются неподготовленными для выявления и снятия кризисных состояний подчиненных, но и зачастую применяют некорректные «педагогические меры», оказывающие сильное психотравмирующее действие на личность. Все это вместе взятое чрезвычайно актуализирует научную задачу поиска новых технологий превентивной деятельности по профилактике суицида и вооружение ими офицеров-воспитателей.

Приводим алгоритм превентивной деятельности командира воинского подразделения по профилактике суицида у военнослужащих и комплекс организационных и педагогических превентивных воздействий и взаимодействий по профилактике суицидальных явлений у военнослужащих, составленный в результате совместной работы с ЗКВР и военным психологом.

 

АВТОР: Плескачева Н.М.