08.04.2012 3251

Характер развития личности военнослужащего РВСН

 

При определении и оценке климата воинского коллектива исходным является личность военнослужащего. Взаимосвязанные элементы коллективной психологии существенно влияют на его самочувствие, настроение, здоровье, на результаты службы и учебы, поддержание высокой боевой готовности и выполнение других задач и обязанностей, на моральное, военно-специальное и общекультурное развитие личности.

Общеизвестно, что любая личность есть продукт существования двух логик в вопросах воспитания - государственной и узковедомственной. Государственный аспект логики воспитания, по мнению Ю.П. Азарова, идет от жизни, от потребностей общества и представляет собой совокупность ряда факторов: 1) формирование интеллекта в единстве с эмоциональной культурой; здоровье детей в единстве с трудом; воспитание чувства красоты в единстве с этическим воспитанием; формирование нравственно-волевых черт в единстве с выработанными человечеством, в ходе его развития, ценностями; общее и профессиональное развитие личности. А. Маслоу, разработав «ценностную лестницу потребностей», соединил чувственный и смысловой опыт человека. Ценности он считал смыслом человеческой жизни: ценности творчества и труда, переживаний и любви, отношений и приоритетов. Смысловым органом человека А. Маслоу считает совесть.

Говоря о государственном подходе к вопросам воспитания Ю.П. Азаров подчеркивает обязательную согласованность целей воспитания, выступающих в качестве социального заказа общества; целей, которые ставит семья с ее непременной ориентацией на формирование счастливого человека; целей, которые ставят перед собой учебные заведения, и цели самого человека. Гармония целей и адекватных им средств и составляет основу государственного подхода к воспитанию, от которого зависят и система образования, и экономика, и обороноспособность общества.

Воспитание личности военнослужащего - это сложный процесс, включающий исторические, национальные, генетические, психологические и узковедомственные аспекты логики воспитания человека. Основной такого воспитания является государственно-патриотическое воспитание молодого человека. В.А. Сухомлинский писал, что ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действенным служением Родине. Воинская профессия всегда считалась трудной, опасной и благородной, и это способствовало воспитанию решительности в наступлении, стойкости в обороне, храбрости, инициативности, смекалке, взаимовыручке, готовности к самопожертвованию, верности и преданности Родине, что отмечали как наши враги, так и союзники.

Для русских людей служение Родине было высшим нравственным долгом, исполняя который, они готовы были на любые жертвы. В этом одна из особенностей развития патриотической идеи в нашей стране. Патриотизм неотделим от гражданственности: принятии норм и принципов государственной жизнедеятельности, участие в ее различных сферах, укрепление обороноспособности государства и военной культуры нации, отстаивание общенародных интересов. Место и роль военнослужащих в обществе зависят от характера политического устройства этого общества: демократизм, лояльность войск, их преданность идее сохранения территориальной целостности и независимости страны, профессиональное умение отстоять и защитить последние.

Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих направляется на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время, а также в особых условиях. Его основным содержанием выступает: вооружение военнослужащих знаниями истории Отечества, формирование и развитие уважения к историческому пути его народа, чувства причастности к современным общественным процессам и ответственности за обеспечение позитивной направленности и результативности в развитии общества; формирование представления о гражданском обществе; овладение основами научной теории социальной культуры, общества, социальных и национальных отношений, их государственно-правового регулирования, знаниями национально-государственного устройства страны и специфики социальной и национальной политики государства в современных условиях, знаниями о государственных интересах и необходимости их защиты, преодоление в сознании в поведении военнослужащих проявления националистических предрассудков, национальной ограниченности; уяснение на основе исторических фактов вклада нашей страны в развитие мировой науки, культуры, прогресса цивилизации в целом и формирование чувства национальной гордости за нашу Родину, убежденности в ее достойном будущем, готовности к защите ее интересов; ознакомление с основными достижениями и особенностями национальных культур народов страны, их обычаями и традициями, формирование культуры межнационального общения; создание у военнослужащих необходимой базы для успешной службы в многонациональных воинских коллективах, для результативного участия в проводимых государственно-патриотических мероприятиях на уровне государства, гражданского или воинского коллектива.

Государственно-патриотическое воспитание ничто без реализации идеи возрождения народной культуры для духовного возрождения государства, поскольку человечество должно научиться жить в рамках новой культуры - культуры терпимости и согласия, культуры диалога, культуры толерантности (tolerantia лат. - терпение, снисходительность). Согласие и консенсус необходимы там, где взаимодействуют люди с прямо противоположными интеллектуальными, нравственными, политическими, религиозными и культурными убеждениями.. Культура терпения и согласия - это отношение к себе, своему ближнему окружению, что является особенно важным, когда действует фактор «психического удаления» молодежи от семьи, ее влияния и поддержки, вызывающее перемены в образе жизни и способе мышления после призыва молодого человека на военную службу. Главная заповедь такой новой культуры толерантности - это формирование культуры прощения. Неслучайно, что наиболее почитаем у Бога тот, кто прощает обиду обидчику, особенно, когда обидчик находится в его власти (Магомет). Ответным злом нельзя остановить зло. Для решения именно таких проблем предназначена педагогика толерантности, в которой акцент делается на формирование у людей мышления типа «и - и», а не «или - или», причем последнее конфликтно по своей природе, не ориентировано на согласие и поиск гармонизирующего разрешения системы противоречий и приводит к сценарию бесконечных войн (человека с самим собой и с другими).

Известный ученый-палеоботаник Сергей Викторович Мейен сформулировал принцип сочувствия: надо мысленно стать на место оппонента и изнутри с его помощью рассмотреть здание, которое оппонент построил, встать в позицию сочувствия. Логика движения общественной мысли от принципа толерантности к принципу сочувствия неизбежно приводит к христианскому принципу всеобщей любви.

 

АВТОР: Плескачева Н.М.